Заседание № 138
О проекте федерального закона № 302153-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 21-го вопроса. Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Павла Михайловича Федяева. Пожалуйста, Павел Михайлович. ФЕДЯЕВ П. М. Данный законопроект во втором чтении принят Государственной Думой 25 июля 2018 года. Проведены все необходимые экспертизы, замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Комитет просит принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам голосования есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", 21-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 00 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 137
О проекте федерального закона № 302153-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 21 декабря 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
53-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Павел Михайлович Федяев. ФЕДЯЕВ П. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на упрощение строительства объектов индивидуального жилищного строительства и совершенствование механизма государственного строительного надзора. В первом чтении законопроект был принят 21 декабря 2017 года. К законопроекту поступило 62 поправки: 38 поправок комитет предлагает принять, 24 поправки - отклонить. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу поправок № 1 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 41 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу поправок № 2 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 08 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 32 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении. Включите микрофон. ФЕДЯЕВ П. М. Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Просьба включить его в проект порядка работы на завтра, на 26 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 88
О проекте федерального закона № 302153-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 40, проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)". Доклад официального представителя правительства заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Хамита Давлетяровича Мавлиярова. Пожалуйста. МАВЛИЯРОВ Х. Д. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представлен проект федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, направленных на упрощение строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и завершения эксплуатации объектов капитального строительства. Законопроект предполагает совершенствование правового регулирования строительства объектов ИЖС, жилых и садовых домов. Устанавливаются единые требования к параметрам строительства таких объектов. Предусматривается запрет на разделение на квартиры и блок-секции этих домов, предусматривается различное правовое регулирование строительства объектов ИЖС общей площадью до 500 квадратных метров и более 500 квадратных метров. В случае строительства объекта площадью до 500 квадратных метров устанавливается уведомительный порядок начала и завершения строительства, в остальных случаях предусмотрена необходимость подготовки экспертизы проектной документации и получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. Указанный критерий определён с учётом необходимости обеспечения безопасности несущих конструкций таких объектов капитального строительства в условиях ограничения этажности. В целях обеспечения реализации указанных норм в законопроекте предусматривается возможность осуществления строительного надзора в отношении объектов, проектная документация которых не требует проведения экспертизы. В Градостроительном кодексе сегодня отсутствует норма, регулирующая стадию завершения эксплуатации объекта, то есть его снос и реконструкцию после завершения нормативных сроков эксплуатации, - в связи с этим вводится глава, позволяющая в ходе разработки проектной документации учитывать особенности и сноса объектов, и утилизации используемых материалов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Алексея Юрьевича Русских. РУССКИХ А. Ю. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был подробно рассмотрен на заседании Комитета по транспорту и строительству. Комитет считает, что предлагаемые изменения упростят строительство объектов ИЖС, усовершенствуют механизмы государственного строительного надзора за строительством объектов, которые в настоящее время неподнадзорны Госстройнадзору, наконец, на законодательном уровне будет установлена процедура сноса объектов капитального строительства. Это очень серьёзная реформа в законодательстве о градостроительной деятельности. К законопроекту есть замечания как нашего комитета, так и комитетов-соисполнителей. Мы считаем, что эти замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет рекомендует поддержать законопроект в первом чтении с учётом этих замечаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гладких Борис Михайлович, пожалуйста. ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Хамит Давлетярович, как проверки представителей органов Госстройнадзора будут реализовываться, если не берётся во внимание опять наличие проектной документации и необходимость проведения её экспертизы? На мой взгляд, отклонение от установленных параметров - это основная проблема, влияющая на безопасность граждан, есть объекты, которые в результате становятся фактически новым аварийным жильём. МАВЛИЯРОВ Х. Д. Спасибо за вопрос. Мы проводили большую работу по разделению случаев, когда необходимо разрабатывать проектную документацию и когда объекты можно безопасно строить без подготовки в установленном порядке экспертизы проектной документации. В результате анализа строительства малоэтажек мы вышли на цифру в 500 квадратных метров - при такой и меньшей площади используются типовые решения, перекрытия и несущие конструкции. В связи с этим специалистами было принято решение, что если надзирать за соблюдением градостроительных регламентов, то этих данных будет достаточно, для того чтобы вместо трёхэтажек не появлялись семиэтажки. Мы полагаем, для объектов, для которых проектная документация не требуется и не надо проводить экспертизу, надзор нужно вести на предмет нарушения градостроительных и иных требований по размещению на этих территориях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Хамит Давлетярович, в основном когда люди строят, ведут жилищное строительство, то не требуется ни капитального ремонта, ничего - люди затрачивают свои собственные деньги. Вопрос: этот законопроект не приведёт к удорожанию изготовления проектно-сметной документации? МАВЛИЯРОВ Х. Д. Спасибо за вопрос. Мы поэтому и выбрали... При строительстве для себя единственного жилья или же при строительстве малоэтажного жилья всё равно основная часть населения ограничивается площадью дома до 500 квадратных метров, поэтому мы для таких случаев сохранили уведомительный характер как начала, так и завершения строительства, ну, при представлении техплана - чтобы это имущество можно было потом зарегистрировать. А для индивидуального жилья площадью более 500 квадратных метров уже используются технически другие пролётные конструкции, поэтому, не делая экспертизы этих технических решений, реализовывать проекты становится небезопасно. Поэтому для объектов площадью более 500 квадратных метров мы предложили, во-первых, разрабатывать проектную документацию, во-вторых, оценивать их на предмет безопасности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. Хамит Давлетярович, вы были на заседании Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям и слышали, как представители общественных организаций выступали категорически против того законопроекта, который вы предлагаете принять. Мы так и не получили ответа на вопрос, откуда взялись 500 квадратных метров, 1,5 тысячи квадратных метров. Мы опять что-то вводим, отменяем, снова вводим, а по сути мы снова ухудшаем и забюрокрачиваем документооборот для граждан. Вопрос следующий: вы вводите такое понятие, как жилые дома, предназначенные для проживания одной семьи, а если в доме живут бабушка, дедушка (это одна семья), живут их дети (это вторая семья), внуки (третья семья), то как в этой ситуации поступать? Это первый вопрос. И второй вопрос: как относиться к мансардам? Сегодня во многих домах надстроены мансарды - как мы в этом случае будем действовать? МАВЛИЯРОВ Х. Д. Спасибо за вопросы. Касаемо проживания в одном доме нескольких семей. Мы таких ограничений не вводим, мы говорим, что дом нельзя разбивать на блок-секции, чтобы из малоэтажного строительства... чтобы на участках, выделенных под индивидуальное жилищное строительство, не появлялись такие объекты, как гостиницы, да ещё и построенные с нарушением градостроительных регламентов. Мы с вами на заседании комитета этот вопрос на самом деле обсуждали, на все вопросы, которые у вас были по этому поводу, мы ответили, даже примеры приводили. Вы представляете, если строится индивидуальное жильё, но с ограничением - до трёх этажей, то под эти объёмы предусмотрена коммунальная инфраструктура, а если вместо этого появляется дом семи-, восьми-, девятиэтажный, какая-то гостиница, где предусмотрено пребывание другой численности населения, то транспортная инфраструктура, коммунальная инфраструктура не рассчитаны на это. Именно поэтому мы вводим ограничение, что нельзя разбивать, и нужно соблюдать требования, которые мы устанавливаем. Мансарда, если она утеплённая, отапливается, тоже является частью жилья, и здесь никаких ограничений нет. Мы данным законопроектом эту тему на самом деле не затрагиваем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Хамит Давлетярович, всё-таки в продолжение вопроса об ИЖС, когда строится трёхэтажный дом, который потом разбивается на квартиры, и собственники нескольких квартир фактически становятся долевыми собственниками, то есть у них 30 процентов, 20 процентов... Вы предлагаете поставить заслон такой практике, но скажите: это заслон от регистрации таких квартир с последующим переводом в другой вид собственности или же заслон физический, то есть нельзя будет физически размещать несколько квартир при ИЖС, при строительстве дома по этому механизму? МАВЛИЯРОВ Х. Д. Спасибо за вопрос. На самом деле вы правильно говорите, что долевая собственность в индивидуальных жилых домах может быть, и она будет. Мы говорим о разработке проектной документации без допущения возможности разбивки дома на блок-секции. При этом, конечно, вопросы собственности мы здесь не затрагиваем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Я прошу прощения, но требуется уточнение. Скажите, пожалуйста, всё-таки этот законопроект решит проблему, связанную с тем, что на землях для ИЖС строят пусть даже в три этажа, в два этажа, но так называемые многоквартирники? Потому что на самом деле людям продают даже не долю в собственности, а продают... Имеется на руках свидетельство о праве собственности на земельный участок в шесть соток, а людям продают... Они заезжают, якобы приобретая однокомнатную квартиру, а приобретают они 2 квадратных метра земельного участка. Вот вопрос: законопроект будет решать эту проблему, чтобы не было подобных случаев? МАВЛИЯРОВ Х. Д. Спасибо за вопрос. Законопроект как раз направлен на решение этого вопроса. Сегодня надзорные службы не могут заходить на земельный участок, на эту территорию для контроля и надзора за соблюдением градостроительных регламентов, а этим законопроектом устанавливается возможность надзора за реализацией объектов капитального строительства, индивидуального жилья на земельных участках, и, если они нарушают градостроительный регламент, на более ранних стадиях можно будет останавливать строительство, не доводя до постройки семиэтажного дома. Ведь неудобство в чём? Если в нарушение реализовали, то потом приведение в соответствие и по времени, и по затратам иногда получается даже дороже, чем само строительство. С одной стороны, мы вводим законопроектом требования к муниципалитетам, а с другой стороны, появляется возможность для надзорных органов в ходе реализации этих проектов вести надзорную деятельность и устанавливать ограничения, которые определены градостроительным регламентом на данной территории. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Нет желающих. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента, Гарри Владимирович? Нет. Представитель правительства? Нет. Докладчик, будете выступать с заключительным словом? Нет. Содокладчик, Алексей Юрьевич Русских? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)", вопрос 40 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 53 мин. 16 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.