Заседание № 207

10.04.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 301952-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в части уточнения требований, предъявляемых к кандидатам в адвокаты, и совершенствования отдельных институтов адвокатуры).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3248 по 3282 из 4288
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный   
закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".        
Докладывает Даниил Владимирович Бессарабов.                                     
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен            
комитетом для рассмотрения в третьем чтении. Мы вели работу в тесном диалоге    
с авторами, с Министерством юстиции, с юридическим сообществом, с Федеральной   
палатой адвокатов по результатам дискуссии, которая сложилась в первом          
чтении, за это спасибо всем фракциям, мы это постарались отразить в             
поправках, которые были поддержаны вчера. Хотел бы заверить, что основная       
цель этого законопроекта - повысить гарантии наших граждан на доступ,           
подчеркну, к квалифицированной юридической помощи, которую должны оказывать     
адвокаты. Просил бы поддержать законопроект в третьем чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                           
                                                                                
Законопроект ставится на голосование.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              389 чел.86,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно. Спасибо.                                              

Заседание № 206

09.04.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 301952-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в части уточнения требований, предъявляемых к кандидатам в адвокаты, и совершенствования отдельных институтов адвокатуры).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4792 по 5135 из 6575
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".        
Доклад Даниила Владимировича Бессарабова.                                       
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет подготовил           
названный законопроект для рассмотрения во втором чтении. Работали              
скрупулёзно, в тесном взаимодействии с юридической общественностью, с           
Федеральной палатой адвокатов, с Министерством юстиции. На финальной стадии у   
нас возникли разногласия с Советом судей, но мы их устранили, и есть поправки   
по интеграции системы, которую предусматриваем законопроектом, комплексной      
информационной системы адвокатуры, с ГАС "Правосудие", они синхронизируются,    
и это всё отражено в наших поправках. Вашему вниманию предлагаем таблицу № 1,   
где шесть поправок, и таблицу № 2 с восемью поправками.                         
                                                                                
Просим утвердить таблицы и принять законопроект во втором чтении.               
                                                                                
В случае поддержки, Александр Дмитриевич, просил бы завтра рассмотреть          
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.             
                                                                                
Ставится на голосование.                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 22 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   10 чел.2,2 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 2? Есть.                                           
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович.                                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Прошу вынести на отдельное голосование поправки 1, 4, 5, 6, 7 и 8. Все - на     
отдельное голосование.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, спасибо.                                              
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 1, 4,     
5, 6, 7, 8.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 23 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              377 чел.83,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   18 чел.4,0 %                                     
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Синельщикову включите микрофон.                                     
                                                                                
Как будете мотивировать - по каждой или блоками?                                
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Да-да, по каждой.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, я напоминаю, что мы поддерживаем           
законопроект, и во втором, и в третьем чтениях будем поддерживать, а наши       
поправки направлены на дальнейшее укрепление статуса адвоката. Основа для       
наших поправок - это обращения адвокатов во фракцию КПРФ.                       
                                                                                
Итак, 1-я поправка. Мы предлагаем внести изменение в статью 6-1, где            
предусмотрено, что в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть    
отказано в случае, если нарушены требования к форме, порядку оформления и       
направления адвокатского запроса, определённые в установленном порядке.         
Необходимо исключить этот пункт из закона. Это связано с тем, что требования    
к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса ставят в         
неравное положение адвоката с другими должностными лицами, например со          
следователем, с прокурором, судьями, депутатами и так далее. Прошу это          
исключить.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон.                             
                                                                                
Комитет, пожалуйста.                                                            
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемые коллеги, прежде всего хотел бы поблагодарить и       
Юрия Петровича за его предложения, и Ивана Константиновича Сухарева, у нас      
ещё были его поправки. Они все не лишены смысла, заслуживают внимания, но       
носят дискуссионный характер, и, к сожалению, на этом этапе вместе с авторами   
инициативы, с сопричастными к этой работе мы не смогли найти вот такого         
общего подхода к этим вопросам, но это не исключает того, что в будущем будем   
их прорабатывать.                                                               
                                                                                
В отношении этой поправки, заявленной Юрием Петровичем, хотел бы                
прокомментировать, что это действующая норма закона "Об адвокатской             
деятельности и адвокатуре...". Мы в этой части не затрагиваем этих              
взаимоотношений, а часть 3 статьи 6-1 чётко предусматривает: форма, порядок     
оформления и направления определяются Министерством юстиции, соответственно,    
если это не соблюдается, то есть последствия. Вот об этом речь. Поддержать      
поправку не можем.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 1 из таблицы поправок,   
рекомендуемых комитетом к отклонению.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 26 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за               77 чел.17,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     78 чел.                                          
Не голосовало                 372 чел.82,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка отклоняется.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, по 4-й поправке.                                                    
                                                                                
Синельщикову включите микрофон.                                                 
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги... Поправка 2. Почему 4-я?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Потому что вы сказали: 1, 4, 5, 6, 7, 8-я.                
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Нет, 2-я тоже.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Петрович, ровно как вы сказали, так я и поставил.    
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Хорошо.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, 4-й поправкой предлагается внести изменение в пункт 2        
статьи 13, изложить его в следующей редакции. Изложено так: "Претендент,        
которому решением квалификационной комиссии присвоен статус адвоката,           
допускается к принесению присяги в течение трёх месяцев со дня сдачи            
квалификационного экзамена. В случае если претендент не приносит присягу в      
указанный срок, решение квалификационной комиссии о присвоении статуса          
адвоката аннулируется". Мы предлагаем этот срок увеличить до трёх лет, как      
это, скажем, существует применительно к органам судейского сообщества           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Комитет не поддерживает это предложение, об увеличении срока   
с трёх месяцев до трёх лет. Мы хотим возразить, поскольку пропущенный по        
уважительной причине срок принесения присяги может быть восстановлен по         
решению совета адвокатской палаты.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 4.                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 27 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за               77 чел.17,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     77 чел.                                          
Не голосовало                 373 чел.82,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
По 5-й поправке, пожалуйста, Синельщиков.                                       
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, необходимо расширить перечень              
государственных органов и учреждений, доступ в которые может быть разрешён по   
удостоверению адвоката. В частности, предлагается наделить адвоката             
возможностью беспрепятственного доступа в те государственные органы, которые    
произвели фактическое задержание гражданина до судебного решения.               
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Да, коллеги, хотел бы отметить, что в целом концепция нашего   
законопроекта касается в том числе этих вопросов. Она направлена на             
расширение мест, куда адвокат только по своему удостоверению, но в связи с      
выполнением обязанностей может пройти свободно, беспрепятственно. По нашему     
предложению это кассационные суды, апелляционные суды, это суды субъектов       
Российской Федерации, верховные суды республик, областные суды и ним            
приравненные, в том числе прокуратура. Но расширять бесконечно список не        
представляется возможным. Кто занимался практикой как со стороны                
правоохранительных органов, так и со стороны адвокатов, знает: если речь идёт   
об исполнении конкретных адвокатских полномочий, то проблем с доступом в        
краевые прокуратуры или в соответствующие структуры никогда не возникало,       
думаю, и не возникнет.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 5.                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за               78 чел.17,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     78 чел.                                          
Не голосовало                 372 чел.82,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
По 6-й поправке, пожалуйста, Синельщиков.                                       
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, законопроект дополняет формальные          
основания для прекращения статуса адвоката тем, что в случаях, когда в          
территориальный орган юстиции не поступит уведомление адвокатской палаты        
другого субъекта Российской Федерации о приёме этого адвоката в члены           
адвокатской палаты, то статус адвоката может быть прекращён. Мы полагаем, что   
это совершенно неправильно, - статус адвоката в этих случаях необходимо         
приостанавливать.                                                               
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Да, спасибо за предложение. Ещё раз подчеркну, что,            
наверное, практика реализации положений законопроекта позволит нам ответить и   
на этот вопрос. Пока исходим из того, что положения законопроекта направлены    
на исключение возможности не привязывать (в кавычках), так скажем, статус       
адвоката к адвокатской палате. То есть это обязанность адвоката - быть          
прикреплённым к соответствующей палате, об этом заявиться, и это даёт           
соответствующие полномочия - вести соответствующие юридические дела. Об этом    
идёт речь.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 6.                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 30 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за               77 чел.17,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     77 чел.                                          
Не голосовало                 373 чел.82,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
По 7-й поправке, пожалуйста, Синельщиков.                                       
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, в законопроекте говорится о том, что       
федеральный орган юстиции или его территориальный орган, располагающие          
сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса   
адвоката, вносят представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую     
палату. При этом не устанавливаются никакие сроки - тогда что, это можно в      
течение многих лет делать? Предлагаем срок установить: не позднее трёх          
месяцев со дня обнаружения проступка.                                           
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Полагаем, что такие инициативы по своей сути создают срок      
давности привлечения к дисциплинарной ответственности, и это не нашло           
поддержки в комитете.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 7.                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за               77 чел.17,1 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     79 чел.                                          
Не голосовало                 371 чел.82,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
По 8-й поправке, пожалуйста, Синельщиков.                                       
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, по поводу комплексной информационной       
системы адвокатуры. Создание такой системы обусловлено государственными         
интересами, инициатор проекта - правительство, и, соответственно,               
финансирование её разработки, внедрения, отладки должно происходить за счёт     
бюджетных средств. Это также обусловлено тем, что система должна быть           
интегрирована в государственную информационную систему. Чтобы ошибки в          
разработке КИС не привели к сбоям в работе иных государственных                 
информационных систем, разумнее всего возложить работу по её созданию не на     
адвокатское сообщество, как предусмотрено здесь, а поручить исполнителю,        
выполняющему аналогичные заказы для государственных органов. Так, например,     
законом "О государственной информационной системе топливно-энергетического      
комплекса" расходы по её созданию возложены на федеральный бюджет, при этом     
ТЭК - не самый бедный в стране.                                                 
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Хотел бы заметить, что прежде всего в поправке речь идёт о     
возложении на федеральный бюджет расходов по созданию соответствующего          
реестра, но это напрямую противоречит концепции законопроекта, поскольку мы     
говорим о том, что соответствующий реестр разрабатывается и финансируется на    
средства Федеральной палаты адвокатов. Кроме того, отмечу, что всё-таки         
адвокатура по прямому указанию закона не входит в систему органов               
государственной власти, как пример, который вы приводили, что это тоже может    
быть исполнено.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 8.                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 33 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за               77 чел.17,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     77 чел.                                          
Не голосовало                 373 чел.82,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
Все поправки рассмотрены.                                                       
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно во втором чтении.                                       
                                                                                
В третьем чтении завтра будем рассматривать.                                    

Заседание № 115

12.04.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 301952-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в части уточнения требований, предъявляемых к кандидатам в адвокаты, и совершенствования отдельных институтов адвокатуры).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3913 по 4255 из 5453
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".        
Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь -           
заместитель министра юстиции Андрей Викторович Логинов.                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на           
повышение гарантий реализации конституционных прав граждан на получение         
квалифицированной юридической помощи, на оптимизацию взаимодействия органов     
юстиции, Федеральной палаты адвокатов России и адвокатских палат субъектов      
Российской Федерации, а также на совершенствование регулирования адвокатской    
деятельности и организации адвокатуры в Российской Федерации.                   
                                                                                
В частности, законопроект наделяет центральный аппарат Минюста России           
полномочиями по внесению представления о возбуждении дисциплинарного            
производства и о прекращении статуса адвоката в адвокатские палаты,             
закрепляет обязанность президентов палат рассматривать представления,           
внесённые Минюстом России и его территориальными органами, и возбуждать по      
ним дисциплинарные производства, уточняются требования к адвокатскому           
запросу. На Минюст России возлагаются полномочия по утверждению положений о     
порядке сдачи квалификационного экзамена и оценке знаний претендентов,          
которые будут разрабатываться советом Федеральной палаты адвокатов России.      
                                                                                
Предусматривается создание единого государственного реестра адвокатов           
Российской Федерации, который будет единственным достоверным и актуальным       
источником информации обо всех адвокатах, сведения из которого смогут           
получать все заинтересованные лица. Право осуществлять адвокатскую              
деятельность связывается с моментом внесения сведений в такой реестр. На        
законодательном уровне закрепляется статус комплексной информационной системы   
адвокатуры России, которая позволит обеспечить обмен информацией между          
Минюстом России и адвокатскими палатами в электронной форме.                    
                                                                                
Расширяется состав квалификационной комиссии с 13 до 14 членов, добавляется     
представитель от научного сообщества. Законопроектом повышаются требования к    
уровню образования адвокатов в части обязательного наличия высшего              
юридического образования одновременно по направлениям подготовки                
"Юриспруденция" квалификации "магистр" или диплома бакалавра по направлениям    
подготовки "Юриспруденция" или "Обеспечение законности и правопорядка".         
                                                                                
Предлагается установить срок действия удостоверения адвоката 15 лет, а также    
обязанность адвокатов сдавать удостоверение в случае приостановления или        
прекращения статуса.                                                            
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Даниила Владимировича Бессарабова.               
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Важные, на взгляд            
комитета, новеллы, они направлены на совершенствование регулирования как        
адвокатской деятельности, так и организации собственно института адвокатуры.    
Коротко те тезисы, которые, на наш взгляд, собственно говоря, образуют          
концепцию этого законопроекта.                                                  
                                                                                
Введение единого государственного реестра адвокатов взамен действующих на       
настоящий момент региональных реестров. Это даст возможность нам понимать       
такую общую картину, и этот реестр будет вестись федеральным органом юстиции,   
в том числе в электронном виде. Это первое.                                     
                                                                                
Второе - это введение комплексной информационной системы адвокатуры России,     
которая позволит автоматизировать взаимодействие между адвокатскими палатами    
наших регионов, между адвокатскими палатами регионов и, собственно говоря,      
Федеральной палатой адвокатов, государственными органами и гражданами России.   
В том числе это позволит проводить автоматизированные квалификационные          
экзамены на присвоение статуса адвоката, создаст возможность оказания           
бесплатной юридической помощи и повысит уровень информационного обеспечения     
адвокатов и адвокатской деятельности. Ну, это такие, на мой взгляд,             
интересные возможности, которые эта информационная система откроет на           
практике.                                                                       
                                                                                
Третье - это унификация требований, предъявляемых к претендентам на получение   
статуса адвоката. Андрей Викторович говорил о повышении требований к            
профессиональному образованию, это тоже очень важно. Также отмечу положение о   
порядке сдачи квалификационного экзамена, оценки знаний претендентов на         
должность адвоката. И вот эти требования будут утверждаться федеральным         
органом юстиции.                                                                
                                                                                
Ну и есть ряд других положений, которые, на мой взгляд, на практике позволят    
повысить уровень оказания юридических услуг адвокатами в рамках данного         
закона.                                                                         
                                                                                
Принимая во внимание необходимость совершенствования системы адвокатуры         
Российской Федерации, обеспечения дополнительных гарантий реализации            
конституционного, напомню, права на получение квалифицированной юридической     
помощи, комитет поддерживает концепцию. И коротко на заседании комитета мы      
уже обратили внимание авторов инициативы на необходимость рассмотреть ко        
второму чтению возможность исключения необходимости сдачи квалификационных      
экзаменов на получение статуса адвоката для лиц, имеющих учёную степень         
кандидата юридических наук либо доктора юридических наук, которым               
одновременно присвоено звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", по      
аналогии с теми нормами, которые на сегодняшний день существуют в Законе "О     
статусе судей в Российской Федерации".                                          
                                                                                
Готовы ответить на вопросы и подготовить законопроект ко второму чтению, а      
концепцию предлагаю поддержать.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кабышев Сергей Владимирович.                                                    
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. У меня вопрос к Андрею Викторовичу.                               
                                                                                
Андрей Викторович, безусловно, идея установления повышенных требований к        
уровню квалификации претендента на приобретение статуса адвоката заслуживает    
поддержки. Вместе с тем в связи с поручением президента в недавнем послании о   
трансформации системы высшего образования, может быть, нам стоит                
синхронизировать вступление в силу закона, потому что срок работы               
министерства по подготовке перечня специальностей и направлений подготовки      
высшего образования установлен к сентябрю 2024 года? Как вы считаете?           
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Спасибо за вопрос. Конечно же, это нужно предусмотреть,           
поскольку в противном случае без выпущенных соответствующих ведомственных       
актов и правительственных актов эти нормы просто не будут работать. Я с вами    
согласен - синхронизация необходима.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна.                                
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Андрей Викторович, законопроект важный,              
безусловно, поддерживаем. Но вопрос: норма о возвращении адвокату в             
десятидневный срок запроса без ответа, если организация или должностное лицо    
посчитали, что в их компетенцию не входит решение указанных вопросов, с одной   
стороны, поможет ограничить злоупотребление правом запрашивать информацию, а    
с другой стороны, затруднит адвокатам возможность получать предварительную      
информацию, необходимую для принятия решения об оказании юридической помощи     
гражданину. Как вы считаете, не снизит ли указанная норма информационную        
эффективность адвокатских запросов, по аналогии с возвращением адвокатам        
жалоб, поданным в суды в порядке статьи 125 УПК, поскольку судьи в них не       
увидели предмета обжалования?                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Да, Яна Валерьевна, когда мы эту норму вводили (вопрос очень      
точный, там действительно как бы несколько аспектов), мы исходили совсем из     
другого: конечно, базовой была необходимость соблюдения адвокатской тайны.      
Дело в том, что смысл этой нормы следует толковать (возможно, будет какая-то    
редакционная доработка ко второму чтению, если она понадобится, иначе вашего    
вопроса не возникло бы, мы её, безусловно, поддержим), так вот, смысл этой      
нормы заключался в том, что ведомство, куда обратился адвокат, если оно         
устанавливает в течение десяти дней, что этот запрос не относится к             
компетенции данного ведомства, оно не пересылает его в другое ведомство, по     
назначению, в другую организацию, оно возвращает адвокату. В противном          
случае, если этот запрос начнёт гулять по ведомствам по принадлежности, если    
это будет делаться вопреки планам и намерениям самого адвоката, может           
пострадать весь комплекс информации, связанной с охраняемой адвокатской         
тайной. Вот только ради этого так она прописана в предлагаемом вашему           
вниманию законопроекте.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Андрей Викторович, уточните, пожалуйста, если          
комплексная информационная система, о которой в том числе идёт речь,            
принадлежит на праве собственности Федеральной палате адвокатов и оперируется   
ею же, то на каких основаниях с ней будут работать органы правосудия, ведь      
рассматриваемые отношения определённо соотносятся с процессуальным              
законодательством - как административным, так и уголовным, - особенно в         
части, касающейся процессуальных сроков? Как, на ваш взгляд, потребуются ли     
здесь соответствующие изменения на этот счёт? И если да, то какие, пусть даже   
предположительно?                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Спасибо большое. Как вы правильно сказали, комплексная            
информационная система адвокатов России, адвокатуры России, уже существует и    
показала свою эффективность. Более того, она была создана и профинансирована    
непосредственно нашей Федеральной палатой адвокатов.                            
                                                                                
В рамках как бы программы "Юриспруденция" нами создана вневедомственная         
информационная система нашего министерства, это полномочия и функции Минюста    
России. По сути дела, в эту программу уже идёт миграция тех данных, которые     
будут составлять основу описанного в законопроекте информационного ресурса,     
но работать они будут в самом тесном взаимодействии. Основы для этого уже       
заложены в законодательстве, и это не потребует изменений в том плане, что      
взаимодействие органов юстиции и адвокатских палат осуществляется при решении   
задач по оказанию квалифицированной юридической помощи и, конечно же, задач,    
связанных с тем, чтобы поднять уровень правовой защиты наших граждан.           
                                                                                
Так что все нормативные основы, правовые основы этого взаимодействия            
информационного существуют.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сухарев Иван Константинович.                              
                                                                                
СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Ну, я уверен, что фракция ЛДПР поддержит данный законопроект: и правильное      
направление, и реестр, и право беспрепятственного доступа расширяется. Между    
тем вопрос вот какой, в дополнение, наверное, к вопросу Лантратовой, по         
поводу адвокатского запроса. Мы, как депутаты, зачастую сталкиваемся с          
отписками, да? И вот здесь в целях исключения злоупотребления направлением      
запроса предлагается дополнить основания для отказа в предоставлении адвокату   
запрошенных сведений. Вот каковы критерии злоупотребления? Есть какое-то        
мнение на этот счёт, как-то определены критерии этих злоупотреблений?           
                                                                                
Ну, вопрос докладчику - Андрею Викторовичу, содокладчику - Даниилу              
Владимировичу.                                                                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Да, эти критерии есть, в тексте законопроекта они учтены. Это     
когда запрашиваются мнение, правовая позиция - не буду сейчас цитировать        
лежащий перед вами законопроект, - там действительно всё это существует.        
                                                                                
Что касается эффективности и надёжности этих запросов, то это обязанность       
государственных органов власти и соответствующих структур, в которые адвокат    
вправе обращаться со своим запросом. Поверьте, эта практика существует,         
собственно говоря, ровно столько, сколько существует эта профессиональная       
юридическая корпорация. И озабоченность ваша вполне понятна, потому что вы,     
может быть, сталкивались с отписками каких-то ведомств, но, если удастся        
доказать в суде, что это отписка, это может послужить, извините, поводом для    
изменения судебного решения. Поэтому профессиональные адвокаты как раз          
понимают, во-первых, куда направлять запрос, и установлен десятидневный срок    
для возврата, если он попал не по адресу, и, во-вторых, что напишет             
ведомство, и установлен срок уже 30 дней на подготовку ответа. И кстати,        
существует ещё, конечно, административная ответственность за неисполнение       
установленных законом требований.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшин Айдар Раисович.                                    
                                                                                
МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Вопрос Даниилу Владимировичу.                                                   
                                                                                
Обладает ли комитет информацией о том, какое количество адвокатов,              
практикующих адвокатов в настоящее время не соответствует данным требованиям,   
и что после принятия этого закона их ждёт, необходимо им будет подтверждать     
квалификацию или нет?                                                           
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Спасибо за ваш вопрос. Ну, собственно говоря, вернёмся к       
тому, что тем, кто на сегодняшний день имеет статус адвоката, на мой взгляд,    
ничего не угрожает в свете разработки этого законопроекта. Речь идёт только о   
том, что, когда закон вступит в силу, люди, вновь обратившиеся за               
приобретением статуса адвоката, будут сдавать соответствующие экзамены и        
получать этот статус, чтобы оказывать квалифицированную юридическую помощь.     
Речь только об этих случаях.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить?                                           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста.                                          
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, наша фракция поддержит законопроект. Как правильно сказал    
Андрей Викторович, он направлен (цитирую) "на повышение гарантий                
реализации... права граждан на получение квалифицированной юридической          
помощи, на оптимизацию взаимодействия органов юстиции, Федеральной палаты       
адвокатов Российской Федерации" и адвокатского сообщества.                      
                                                                                
Но уже на сегодня, ещё до первого чтения, по этому законопроекту поступило      
достаточно много всякого рода замечаний, критики, прежде всего это критика,     
которая сформулирована Советом Адвокатской палаты города Москвы и многими       
адвокатами. Смысл сводится, собственно говоря, к трём позициям: во-первых,      
закон увеличит возможность влияния государственных органов на кадровый состав   
адвокатуры; во-вторых, увеличится влияние на независимость адвокатов и          
адвокатуры Российской Федерации, ну и, в-третьих, по мнению адвокатского        
сообщества, этот закон способен привести к массовым нарушениям адвокатской      
тайны. Многие из тех замечаний, которые были высказаны адвокатами,              
адвокатским сообществом, кстати, и просто юристами, заслуживают серьёзного      
внимания, и мы, конечно же, будем готовить в связи с этим поправки к            
законопроекту. Полагаем, что необходимо срок для подачи поправок определить     
свыше 30 дней с учётом значимости законопроекта и с учётом того, что у нас      
праздники и каникулы.                                                           
                                                                                
И комитету, конечно же, следовало бы организовать "круглый стол" или иное       
расширенное обсуждение законопроекта до второго чтения.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сухарев Иван Константинович.                              
                                                                                
СУХАРЕВ И. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хочу           
отметить, что фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Действительно,        
законопроект нужный, но есть определённые претензии к нему. Да, я в принципе    
озабоченность не зря выразил по поводу адвокатского запроса. Мы, как            
депутаты, сталкиваемся с формальными ответами на наши запросы, и доказать       
что-либо в суде по запросу... ну, это опять время, это нарушение прав           
доверителя, это претензии потом к адвокату. И отмена решения... ну, я не        
знаю, сколько таких случаев в адвокатской практике у кого было. Честно скажу,   
лично я, как адвокат, с подобного рода прецедентами не сталкивался, а вот с     
формальными ответами сталкивался постоянно, да и как депутат, собственно        
говоря, тоже, это не секрет ни для кого из сидящих в этом зале.                 
                                                                                
Но я в свою очередь хотел бы обратить внимание на одну проблему, я считаю,      
что при этом серьёзно нарушаются права адвокатов. Мы с коллегами от ЛДПР        
вносили проект закона "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального        
закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре...", который был разработан    
в целях предоставления права адвокатам избираться депутатами в                  
законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов      
Российской Федерации с условием осуществления депутатской деятельности без      
отрыва от основной деятельности - адвокатской и депутатами представительных     
органов муниципальных образований с условием осуществления своих полномочий     
на непостоянной основе без отрыва от адвокатской деятельности. Сейчас           
фактически адвокат вынужден приостанавливать свой статус в случае избрания      
депутатом. Это неправильно, я считаю, это нарушает права адвокатов: они такие   
же люди и вполне способны представлять интересы определённой части общества.    
Вот на это хотел бы обратить внимание. Данный законопроект находится в          
комитете у Павла Владимировича Крашенинникова достаточно давно.                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Докладчик, Андрей Викторович,          
заключительное слово? Нет. Содокладчик? Нет.                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской        
Федерации", пункт 21.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              395 чел.87,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.