Заседание № 143
20.07.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 301929-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях обеспечения реализации положений Федерального закона "О северном завозе").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2786 по 2902 из 8144
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Николай Михайлович Харитонов. Этот законопроект связан с предыдущим. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты, благодарю вас за поддержку! Ирина Анатольевна абсолютно правильно сказала: мы стоим на пороге принятия исторических решений - принятия федерального закона, которого северные регионы ждали более 20 лет. Надо отдать должное, Ирина Анатольевна (большое спасибо ей от комитета!) курирует наш комитет, беспокойна душа - работали дружно, активно, эффективно. Ну и я думаю, что оценку нам должны дать потом северяне и дальневосточники. Рассматриваемый законопроект - это законопроект-спутник к ранее принятому. Всего к нему поступило 13 поправок, они сформированы в две таблицы - поправки, рекомендуемые к принятию и к отклонению. Таблица поправок, рекомендуемых к принятию, содержит десять поправок, из которых пять правительственные, - это корреспондирующие изменения в отраслевые законы, юридическая техника и лингвистика. Таблица поправок, рекомендуемых к отклонению, состоит из трёх поправок, при этом все они учтены в редакции законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении. ГПУ президента замечаний правового характера не имеет, комитет предлагает поддержать внесённые поправки и принять законопроект во втором чтении. В случае принятия законопроекта во втором чтении предлагаем рассмотреть сегодня его и в третьем чтении. Все необходимые для этого документы подготовлены и согласованы с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Поддержите! Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 38 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается таблица поправок единогласно. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 05 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 29 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Нет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении, коллеги? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 59 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемые коллеги, действительно большое спасибо. Исторический момент! Представители тех, кто занимается перевозкой грузов на Чукотку (а мы буквально неделю назад выездное заседание комитета проводили: 330 тысяч тонн перевозится на Чукотку), - вот одна представительница присутствует на балконе, второй человек не сумел прийти - сами попросились посмотреть, поглядеть, послушать. Дорогие, уважаемые депутаты, большое спасибо! Исторический момент! Большое спасибо всем. (Аплодисменты.) Ирина Анатольевна, спасибо большое! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 109
22.03.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 301929-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях обеспечения реализации положений проекта федерального закона "О северном завозе").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2529 по 3382 из 6669
Пункт 12, проект федерального закона "О северном завозе". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Олеговича Чекункова. И одновременно, с одним докладом и содокладом, мы рассматриваем 13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Алексей Олегович, пожалуйста. ЧЕКУНКОВ А. О., официальный представитель Правительства Российской Федерации, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект федерального закона "О северном завозе" и связанные с ним поправки в отдельные законодательные акты разработаны во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В подготовке законопроекта принимали активное участие представители обеих палат Федерального Собрания, всех регионов, которые участвуют в северном завозе, эксперты от науки и бизнеса. Особые слова благодарности хочу сказать профильному комитету - Комитету по развитию Дальнего Востока и Арктики, а также депутатам других комитетов, принимавшим участие в подготовке законопроекта. География северного завоза охватывает 25 субъектов Российской Федерации, доставка грузов в которые сопряжена с преодолением ограничений слаборазвитой транспортной инфраструктуры и сложного климата. В отдельных исследованных нами районах окно доставки жизненно важных грузов исчисляется всего несколькими неделями в году. Ежегодно в населённые пункты Крайнего Севера, приравненные к ним местности и территории с ограниченными сроками завоза грузов доставляется более 3,4 миллиона тонн жизненно важной продукции для 3 миллионов жителей. В товарной структуре северного завоза 97 процентов приходится на топливно-энергетические ресурсы, но это по весу. Не меньшее жизненно важное значение имеет и доставка в отдалённые районы лекарств и продовольствия. Основные объёмы грузов жизнеобеспечения завозятся водными видами транспорта, и, соответственно, это сопряжено с трудностями ледовой обстановки и проходимостью рек. Основной вызов в рамках северного завоза - это сложная многоэтапная логистика. В ходе разработки законопроекта мы проанализировали большое количество логистических цепочек поставки разных товаров. Например, есть случаи, когда стоимость угля для отдалённого северного посёлка возрастала от места закупки до пункта назначения в 10 раз: с 2 тысяч до 20 тысяч рублей. 90 процентов в конечной себестоимости этого угля занимала стоимость доставки, которая проводилась четырьмя видами транспорта: по железной дороге, морю, реке и автозимнику. Разработанный законопроект как раз призван создать условия для повышения эффективности и прозрачности цепочек доставок, их максимального укорочения. Из-за длительных сроков доставки и сложной логистики в северных регионах цены на прилавках в магазинах на социально значимые продовольственные товары: хлеб, молоко, мясо, овощи - в 2-2,5 раза превышают среднероссийские. Проект федерального закона "О северном завозе" направлен на достижение следующих целей: повышение надёжности поставок грузов жизнеобеспечения, сокращение сроков доставки, снижение стоимости жизненно важных товаров для жителей Севера. В законопроекте предусмотрены правовые и организационные основы северного завоза, в том числе создание централизованной системы управления северным завозом, внедрение государственных и муниципальных мер поддержки, снятие инфраструктурных ограничений, механизмы предупреждения дефицита товаров жизнеобеспечения. Создание централизованной системы управления северным завозом предполагает: распределение полномочий по организации и осуществлению северного завоза между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти, определение Правительством Российской Федерации федерального координатора северного завоза, определение единого морского оператора северного завоза, внедрение единого механизма планирования северного завоза на трёхлетний период, создание федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза. Кроме того, в проекте федерального закона определены критерии отнесения муниципальных образований к территориям северного завоза. Для более точной настройки системы мер государственной поддержки грузы северного завоза разделены на три категории: первая категория - грузы жизнеобеспечения, вторая - грузы для государственных и муниципальных нужд и третья - прочие грузы. Для грузов соответствующих категорий определены механизмы государственной поддержки: бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку грузов первой категории, перевозка грузов первой и второй категорий единым морским оператором по льготным тарифам, приоритет при перевозке и обслуживании грузов первой и второй категорий основными видами транспорта. Кроме того, главы субъектов Российской Федерации и муниципалитетов смогут вводить дополнительные меры поддержки для участников северного завоза исходя из своих бюджетных возможностей. В этом случае они будут вправе устанавливать предельные значения цен на товары соответствующей категории. Важной новеллой является определение Правительством Российской Федерации перечня объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза и нормативов по их содержанию. Это позволит в перспективе преодолеть существующие инфраструктурные ограничения и сократить сроки доставки грузов. В целях предотвращения дефицита товаров жизнеобеспечения расширен перечень случаев, при которых главы субъектов будут вправе обращаться с просьбой о выпуске материальных ценностей из государственного резерва и создавать стратегические запасы. По предварительным оценкам экспертов, принятие законопроекта позволит снизить стоимость товаров жизнеобеспечения на полках северных магазинов в среднем на 15 процентов на первом этапе, одновременно повысив надёжность и прозрачность поставок. Реализация положений законопроекта потребует принятия десяти постановлений правительства и двух ведомственных нормативных актов. Прошу поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Олегович, присаживайтесь. С содокладом выступает Николай Михайлович Харитонов, председатель Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Официальный представитель правительства Чекунков Алексей Олегович подробно изложил содержание, суть законопроектов. Внесённые Правительством Российской Федерации законопроекты создают правовые и организационные основы осуществления северных завозов. Уважаемые коллеги, хочу поздравить всех нас с тем, что мы наконец-то, спустя 25 лет, пришли к пониманию необходимости специального законодательного регулирования важнейшей и застарелой проблемы северных и дальневосточных регионов - северного завоза! В советское время северный завоз осуществлялся централизованно. Однако затем государственное планирование было упразднено, начались проблемы - актуальность урегулирования этого вопроса сразу обострилась. Я об этом неоднократно со всех трибун в прошлые годы говорил. Нагрузка по сути полностью легла на региональный и местный уровни. В 1999 году Советом Федерации был внесён законопроект о северном завозе, он даже был принят в первом чтении, но впоследствии отклонён - в 2003 году. Основная причина - это, на мой взгляд, то, что в то время не хватило политической воли. Напомню, что с инициативой о подготовке законопроекта "О северном завозе" в декабре 2021 года на заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации как раз и выступил наш комитет. Затем в 2022 году было прямое поручение президента о разработке специального закона "О северном завозе". В развитие этих инициатив мы провели целую серию мероприятий: выездной "круглый стол" комитета в Якутии в июне прошлого года; расширенное заседание комитета с участием 21 региона в июле, специальную отраслевую сессию Восточного экономического форума в сентябре. Мы опробовали новый формат работы по этим законопроектам до их официального внесения министерством в Правительство Российской Федерации, провели расширенную презентацию законопроектов в нашем комитете в октябре прошлого года. Всё это время активно и продуктивно работала экспертная группа с нашими депутатами в Минвостокразвития России, в её состав было делегировано пять представителей нашего комитета. Подчеркну, что вся наша работа по северному завозу проходила под непосредственным кураторством Ирины Анатольевны Яровой и при активном участии Геннадия Андреевича Зюганова, руководителя фракции КПРФ, в наших заседаниях, это правда. Законопроекты унаследовали лучшие традиции советского периода - в результате получились достаточно сбалансированные документы. Перед пленарным заседанием мы их подробно обсудили на расширенном заседании комитета совместно с профильным министерством и всеми регионами северного завоза. Рассматриваемые сегодня законопроекты позволяют сделать качественный шаг вперёд по стабильному обеспечению жителей 25 регионов всеми необходимыми ресурсами. Мы хотим, чтобы на все наши северные территории продукты, товары первой необходимости, лекарства, строительные материалы прибывали вовремя и по более низкой цене, об этом министр говорил. Конечно, ряд проектируемых норм нуждается в дополнительной проработке ко второму чтению. Были высказаны замечания, но они не являются критичными: это сроки вступления в силу положений, касающихся финансирования расходных обязательств, это уточнение ряда определений и полномочий участников северного завоза. Мы их будем рассматривать и дальше готовить законопроекты к рассмотрению во втором чтении. Комитет Совета Федерации по экономической политике поддержал северный завоз, комитеты-соисполнители, Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры и Комитет по защите конкуренции, поддержали законопроекты с учётом замечаний. В целом мы считаем, что рассматриваемые законопроекты в первом чтении непременно должны быть приняты. Комитет единогласно поддержал эти законодательные инициативы, регионы их также очень давно ждут, поэтому, дорогие и уважаемые коллеги, как никогда просим поддержать эти законопроекты. Спасибо за внимание. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сначала Валерий Карлович Гартунг - по ведению. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Иван Иванович, спасибо. Когда Николай Михайлович выступал, в зале было очень громко, ну просто шум такой, что я даже с трудом слышал. Просьба попросить коллег, чтобы было потише. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, просьба учесть замечание. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, нет, Николай Михайлович, говорят о том, что, когда вы выступали, в зале было фоном очень шумно. Коллеги, я прошу это учитывать. Если всё-таки надо какие-то серьёзные разговоры провести, лучше выйти в фойе. Григорьев Юрий Иннокентьевич, пожалуйста. Вопрос. ГРИГОРЬЕВ Ю. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Алексей Олегович, добрый день! Законопроект действительно, ну, я так считаю, в первую очередь, наверное, о труднодоступных участках, а не просто о северном завозе. Это было бы, наверное, более правильно, но, поскольку это принято... Хорошо. В целом, конечно же, поддерживаю. Насколько конструкция законопроекта, как вы считаете, к третьему чтению будет гибкой, чтобы смогли учитывать новые веяния? Мы в прошлом месяце приняли решение о том, чтобы фонд капитального ремонта тоже централизовал свои закупки, и это новая тенденция, которая ещё пока не совсем сформулирована. Вот насколько вы готовы к другим последующим изменениям? Концессионеры, фонды капремонта и так далее. ЧЕКУНКОВ А. О. Спасибо за вопрос. Законопроектом предполагается прежде всего использование современных технологий. Его главным механизмом реализации будет единая государственная информационная система. В быту мы говорим, что это как "Яндекс.Такси", только для северного завоза. И эта система будет давать возможность за счёт анализа больших данных, за счёт прозрачности закупок, прозрачности логистических цепочек, безусловно, повышать эффективность и других процессов, в рамках которых товары закупаются и доставляются до труднодоступных и удалённых территорий нашей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Алексей Олегович, у меня два вопроса. Первый: каким образом вы будете развивать альтернативные пути доставки грузов, ну, альтернативные Северному морскому пути, для того чтобы всё-таки какая-то конкуренция была и можно было ограничивать тариф? У нас будет единый оператор, а у нас ведь есть иные пути доставки. И второй: каким образом вы обеспечите разным субъектам равные, конкурентные условия доступа к услугам единого оператора Северного морского пути? ЧЕКУНКОВ А. О. Спасибо за вопросы. Действительно, одной из тем, которые вызвали наибольшее количество дискуссий, была тема единого морского оператора. Хочу подчеркнуть, что речь не идёт о монополизации доставки морем, речь идёт о гарантирующем поставщике. Мы из года в год сталкиваемся с ситуацией, когда наше министерство во взаимодействии с субъектами, с Министерством транспорта, можно сказать, руками вынуждено проталкивать поставки. Так было, когда мы в декабре 2021 года разгребали пробку на Северном морском пути, переставляли ледоколы; так было, когда мы обеспечивали отгрузку топлива на Магадан в портах Приморского края. К сожалению, такое происходит регулярно. Вот наличие так называемой электрички, единого морского оператора, который будет давать грузоотправителям точный график заранее, когда они будут знать, что могут встать на маршрут, - это и есть важнейшая транспортная новелла законопроекта. Но это ни в коем случае не отменяет возможности для всех коммерческих операторов продолжать предоставлять свои услуги. И в части конкуренции на речных, сухопутных и воздушных маршрутах ещё раз хочу сказать об электронной системе. Во-первых, есть реестр участников северного завоза, во-вторых, есть электронная система, где пользователям, участникам северного завоза будут видны все услуги и, как и на современных электронных площадках, будет мотивация для любого бизнеса, который намерен конкурировать, выходить на эту площадку, предлагать свои услуги, что повысит уровень конкуренции и снизит уровень тарифов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Данным законопроектом предусмотрено определение перечня объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, и основополагающим критерием отнесения объектов инфраструктуры к опорной сети является их критическое значение для построения оптимальных логистических маршрутов, в том числе с использованием внутреннего водного транспорта. Не секрет, что для очень многих регионов Российской Федерации, которые входят в перечень, определённый для северного завоза, ключевым логистическим маршрутом являются как раз крупные реки. Вот в Республике Коми, которую я представляю в Государственной Думе, это река Печора: рядом с нами Ненецкий округ, и река Печора нас связывает, оба субъекта относятся к северному завозу. Однако в прошлом году возникла ситуация, когда по реке Печоре невозможно было осуществлять судоходство, в связи с тем что она обмелела настолько, что невозможно пройти. Вопрос такой: предусмотрено ли при реализации закона дноуглубление, восстановление системы очистки дна, чтобы можно было обеспечить... (Микрофон отключён.) ЧЕКУНКОВ А. О. Спасибо за вопрос. Одним из важнейших компонентов законопроекта является понятие опорной сети транспортной инфраструктуры. Эта опорная сеть формируется до 2026 года по предложениям субъектов, и все важнейшие участки инфраструктуры, важнейшие объекты, которые задействованы, будут включены в эту опорную сеть. Согласно законопроекту с 2026 года финансирование содержания и развития этих объектов должно осуществляться в объёме 100 процентов. То есть законодательно будут установлены обязательства и причины, мотивы закладывать соответствующие лимиты в бюджетные ассигнования и осуществлять в том числе, конечно, и дноуглубление. Вот я приводил пример с углём, и как раз доставка речным транспортом также могла бы сократить срок в 2 раза, ну и, соответственно, уменьшить стоимость. Поэтому вы правы, гораздо более активное использование рек станет возможным с момента формирования опорной сети и направления инвестиций на поддержание этой опорной сети. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Олегович, согласно проектируемым новеллам перечень грузов первой категории в рамках северного завоза будет определять Правительство Российской Федерации. Также Правительство Российской Федерации будет оказывать государственную поддержку участникам северного завоза. В связи с этим скажите, пожалуйста, для единого понимания: есть ли ясность по номенклатуре товаров первой категории (вами наверняка этот вопрос прорабатывался при подготовке проекта федерального закона) и о какой именно государственной поддержке участников северного завоза со стороны Правительства Российской Федерации идёт речь? ЧЕКУНКОВ А. О. Спасибо за вопрос. Как в законопроекте перечисляется, к товарам первой категории будут отнесены товары жизнеобеспечения, топливно-энергетические, используемые для поддержания жизнедеятельности объектов социальной инфраструктуры, жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также продовольствие и лекарства. Данный перечень будет готовиться по предложениям субъектов, утверждаться Правительством Российской Федерации. Меры поддержки разделены на три группы: финансовые, имущественные и иные меры поддержки. В первую очередь участников северного завоза интересуют, конечно, финансовые меры поддержки. В пояснительной записке говорится о заложенном в этом законопроекте векторе перехода при финансировании оборотного капитала субъектов от коммерческих кредитов к бюджетным кредитам. Таким образом мы сэкономим субъектам существенные средства, если они перестанут платить коммерческим банкам, будут получать бюджетные либо казначейские кредиты под минимальный процент, практически беспроцентные, чтобы осуществлять закупку товаров, необходимых для северного завоза. По предварительной оценке, объём такого финансирования составляет порядка 55 миллиардов рублей, но, единожды вложенный в эту систему, он уже будет работать и избавит региональные бюджеты от серьёзной нагрузки по выплате процентов коммерческим банкам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Олегович, один из важнейших вопросов, который решается законом, - это создание информационной системы. Но я сразу хотела бы обратить внимание коллег, что это не система ради системы, это живой инструмент, который обеспечит не только чёткий контроль, но и регулирование вопросов жизнедеятельности территорий. С учётом того что эта система находится в стадии формирования, а у нас с вами закон в сентябре уже должен начать действовать, как вы оцениваете перспективы и нужна ли вам помощь? ЧЕКУНКОВ А. О. Уважаемая Ирина Анатольевна, спасибо за вопрос. Прежде всего, я хочу лично поблагодарить вас за конструктивную работу и в рамках подготовки законопроекта, и на Совете законодателей, о чём говорил Николай Михайлович, - для нас очень важна была ваша поддержка, чтобы за эту работу взяться, - и за ваше участие на протяжении всей подготовки проекта закона. Действительно, информационная система - это ключевой компонент, ключевой механизм. Мы уже ведём работу с нашими ведущими технологичными компаниями, я их здесь называть не буду, но вы понимаете, что их можно сосчитать по пальцам одной руки, это крупнейшие финансовые и технологические институты Российской Федерации. Законопроект предусматривает возможность создания такой системы на принципах государственно-частного партнёрства, или в силу концессионных механизмов, то есть для её создания не предполагается задействование бюджетных средств, соответственно, создание будет проходить гибко. Как я уже сказал, наша цель - создать как бы государственного масштаба "Яндекс.Такси", систему, одинаково удобную и для участников северного завоза, и, безусловно, для органов власти, в том числе для обеих палат Федерального Собрания, для обеспечения прозрачности процесса, чтобы мы видели, кто и насколько эффективно закупает, кто и насколько эффективно доставляет и какие альтернативные возможности есть, чтобы сократить сроки и понизить цену закупки. Спасибо за ваши предложения. В рамках разработки системы будем ещё приходить в Государственную Думу и советоваться - и на площадке комитета, и, уверен, с вашим участием. Будем демонстрировать прототипы системы, обязательно регионы вовлекать в пилотный запуск, чтобы она, так сказать, не свалилась как что-то неожиданное, новое, а чтобы мы постепенно в неё заходили, привыкали в ней жить и она была удобством, а не нагрузкой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Алексей Олегович, согласно проекту закона все уровни власти задействованы в северном завозе, но именно субъектам определён ряд очень важных полномочий, в том числе и разработка вот этого трёхлетнего плана, это их обязанность. Я читала мнения экспертов, и среди них звучат мнения о необходимости более детально прописать ответственность всех уровней власти, так как, если нам не удастся достичь целей законопроекта, это может привести к срыву снабжения труднодоступных территорий. Как вы оцениваете это предложение? Спасибо. ЧЕКУНКОВ А. О. Уважаемая Яна Валерьевна, мы действительно готовы дополнительно проработать ко второму чтению калибровку ответственности и обязанностей разных уровней власти. Одновременно хотел бы отметить, что законопроект не вводит для регионов новые обязанности. Они уже в силу Конституции Российской Федерации, существующих законов несут обязанность по снабжению всех граждан Российской Федерации, проживающих на территории соответствующих регионов. Мы даём им дополнительные инструменты и предоставляем федеральную поддержку, дополнительные финансовые, информационные системы, чтобы северный завоз был более эффективным. Поэтому в диалоге с регионами мы делаем основной упор на то, что мы не создаём какую-то новую сущность, а мы создаём дополнительный механизм поддержки исполнения уже существующих обязательств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спиридонов Александр Юрьевич, пожалуйста. СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Олегович, федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года. Таким образом, получается, что мы не успеваем к очередной навигации, чтобы завезти грузы по северному завозу именно уже по новому закону. Возможно, стоит установить более ранний срок введения закона в действие? Это первое. И второе. Принятие данного федерального закона, очевидно, потребует принятия правительством подзаконных актов - есть ли уже их проекты? ЧЕКУНКОВ А. О. Спасибо за вопросы. В части осуществления северного завоза. Он, конечно, ежегодно осуществляется, и в этом году его исполнение не будет зависеть от сроков принятия данного закона. При этом, как я говорил, нами заранее - и в федеральном бюджете уже прописано - осуществлены пилотные рейсы лихтеровоза "Севморпуть" по регулярному маршруту, два рейса в прошлом году. Причём если в первом тестовом рейсе загрузка была всего 15 процентов, то во втором - уже почти 90 процентов. В этом году будет три рейса, первый рейс в июне. Поэтому новые механизмы поддержки северного завоза начинают работать опережающими темпами. В части введения в действие отдельных положений данного закона. Имеет смысл рассмотреть, например, в части единого морского оператора введение с мая 2024 года. Здесь я скорее предложу не ускорить, а семь раз отмерить, чтобы сделать качественно и чтобы единый морской оператор сразу давал бы вот эту гарантированную мощность по провозке грузов, которая предполагается законопроектом. В части подготовки проектов нормативных актов. Безусловно, министерство вместе с экспертной группой, о которой говорил Николай Михайлович, работает и проекты соответствующих актов у нас готовы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Алексей Олегович, часть вопросов, волнующих меня, уже задали мои коллеги, но всё-таки хочу уточнить: скажите, пожалуйста, предполагаемые изменения всё-таки позволят существенно снизить стоимость товаров? ЧЕКУНКОВ А. О. Уважаемый Михаил Сергеевич, в среднем, считаем, на 15 процентов, но по самым вопиющим случаям, как я сказал, когда уголь в прямом смысле слова через полземного шара везётся в регион, где на расстоянии нескольких сотен километров собственные угледобывающие предприятия есть, - вот в таких случаях мы надеемся на гораздо более значимый и быстрый эффект. То есть в отдельных случаях в разы удастся снизить стоимость в первую очередь топлива, которое сейчас закупается. Ну вот мы этой работой, анализом детально занимались на протяжении более года - уверяю вас, что некоторые случаи почти анекдотичные, ну, к сожалению, не смешные, а грустные. И бюджетные кредиты позволят сэкономить серьёзные деньги регионам на выплате процентов коммерческим банкам. Мы знаем, что сегодня процентная ставка составляет двухзначные числа, и для регионов, у которых уровень бюджетной обеспеченности невысокий, а таких регионов большинство среди тех, куда осуществляется северный завоз, это будет серьёзной экономией. И эти деньги могут быть направлены в том числе на субсидирование социально значимых товаров, для того чтобы удержать цены и на товары жизнеобеспечения, и на товары, использующиеся в выполнении национальных проектов, на приемлемом уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С. Спасибо. Уважаемый Алексей Олегович, мы, северяне, давно ждём этот законопроект - "О северном завозе". По сути законопроект должен решить две крупные проблемы. Первая - это полное и комплексное обеспечение продуктами питания, лекарствами, товарами народного потребления и другой продукцией всех населённых пунктов северных территорий. Я думаю, что эта задача будет решена. А вторая проблема - это установление справедливых цен. Этот вопрос может быть решён только субсидированием транспортных, транспортно-логистических затрат. И связи с этим у меня вопрос. Вы в своём докладе сказали, что там цены у нас в 2,5 раза выше, чем на материке, - будут ли установлены цены, равные ценам на материке, когда начнёт работать этот законопроект? Спасибо. ЧЕКУНКОВ А. О. Уважаемый Федот Семёнович, для субсидирования цен на социально значимые товары нет необходимости устанавливать законодательные императивы, правительство это может решать и в рамках своей обычной работы. И вы знаете, что в плотном взаимодействии мы и расширяли перечень субсидируемых товаров, и добавляли дополнительные логистические пункты, когда мы до станции "Ленинская", извините, до станции "Лена" осуществляем субсидирование топлива, чтобы в Якутии понизить цены на топливно-энергетические ресурсы. Но в первую очередь я рассчитываю на прозрачность системы, когда вся страна будет видеть, кто насколько эффективно работает, и нельзя будет, так сказать, спрятаться в отдалённых посёлках тем, кто непосредственно руками осуществляет эту работу, надо будет ответить, почему помидоры должны стоить в одном месте 800 рублей, а в другом, которое закупает и доставляет так же далеко, - 400 рублей. Это вот как раз конкретный случай с овощами, я знаю, в Якутии большая работа проводится в этой части. И это в том числе нам, как федеральному органу исполнительной власти, и нашим регионам Севера и Дальнего Востока будет давать важнейшие сигналы, на какие части, на какие отрасли, в том числе по самообеспечению продовольствием, подналечь, так же, как мы подналегли на теплицы, и уже во многих регионах создаётся локальное производство овощей, происходит замещение овощей, которые доставляются издалека, как на стройматериалы, так и на другие товары, чтобы не только субсидированием, но и рыночными механизмами понизить цены, обеспечить долгосрочную конкурентоспособность, в конечном итоге - качество жизни в этих регионах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, давайте проведём запись на выступления. Включите режим записи на выступления. Спасибо, Алексей Олегович, присаживайтесь пока. Покажите список. Так, я передаю слово Авксентьевой Сардане Владимировне. А к фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." просьба определиться, кто будет выступать, - Тумусов или Гартунг. АВКСЕНТЬЕВА С. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Добрый день, уважаемые коллеги, Алексей Олегович! Действительно, законопроект, который сегодня вынесен на рассмотрение, - это очень большой труд, и несколько поколений и чиновников, и северян об этом мечтали. Мы буквально в эти дни с вашим первым заместителем Гаджимагомедом Гаджибуттаевичем очень подробно разобрали все пункты законопроекта, и я хотела бы сказать, что наша фракция, фракция партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", этот законопроект сегодня поддержит. Первое, когда мы говорим о федеральном координаторе северного завоза, мы вообще всегда выступаем против излишней централизации всех полномочий, но в данном случае, поскольку это является публичным обязательством государства - северный завоз, конечно, это мы приветствуем. Следующее - это единый механизм планирования северного завоза и создаваемая федеральная государственная информационная система мониторинга. Как я понимаю, в планах развернуть её за полтора года, и в конечном результате нам это даст вообще полную картину того, что завозится, в какие сроки завозится, куда завозится, какие есть логистические сложности в пути, и это в конце концов для принятия управленческих решений тоже будет очень полезный ресурс. Мы сегодня очень много говорим о зимниках и о Ленском мосте, это наши наболевшие проблемы, поэтому, может быть, как раз мы и увидим, что создание новых способов доставки будет более логично, чтобы быстрее, качественнее и дешевле доставлять товары. Поэтому, безусловно, нужный и полезный законопроект, и всё, что потребуется для его реализации от нас, мы сделаем, мы готовы вам оказать любую помощь. Поддерживаем, хорошая история. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович и Тумусов Федот Семёнович - по три минуты. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Буду краток. Наша фракция поддерживает этот законопроект. Вместе с тем, на мой взгляд, ожидания от принятия этого законопроекта весьма завышенные. Конечно, можно поверить представителям правительства на слово и сказать, что, ну, примерно 15 процентов снижение у нас будет, но, честно говоря, из текста законопроекта этого не следует. Я посмотрел, попытался посчитать, сколько тут отсылок к решениям Правительства Российской Федерации, и я вот подчеркнул: девять их. Ну а в перечне положений их вообще 14, в положениях дополнительных, которые относятся к ведению Правительства Российской Федерации. Какие у меня есть вопросы? Хотелось бы видеть все эти проекты нормативных актов, как это будет выглядеть. Вроде всё логично. Бесспорна одна вещь: единый морской оператор - это действительно шаг вперёд, и вот только ради этого можно поддержать этот законопроект. Но этого мало, это не гарантия того, что цены будут снижаться. Это гарантия того, что там действительно всё будет обеспечено, но весь вопрос: по какой цене? Это первое. Второе. Для того чтобы у нас работал механизм сдерживания цен, должна быть государственная поддержка. Здесь же у нас государственная поддержка только грузов первой категории. Всё, что не первой категории, субъекты Российской Федерации могут за свой счёт, ну, если у вас есть деньги, если вы можете, есть желание и так далее. Понятно, да, поэтому, северяне, не обольщайтесь. Это во-первых. Во-вторых, единственный механизм, который может сдерживать цены, - это конкуренция. Я недаром задал вопрос: альтернативные пути есть? Вот сейчас вам задавал вопрос депутат от КПРФ. А вот так случилось, что обмелели реки, а альтернативы нет. Ладно, это хорошо, что через северный завоз, через Северный морской путь можно завезти в эти территории, а бывает так, что невозможно, бывает, что можно только речным путём завезти. Этим надо заниматься - как вы это будете делать? Я задавал этот вопрос тоже - хотелось бы видеть эту программу альтернативных путей. И в-третьих, доступ коммерческих организаций, которые на конкурентной основе будут бороться за потребителя, тем самым снижая цены для конечных потребителей. То есть там должна быть конкурентная среда. Вот эти правила допуска к инфраструктуре единого оператора Северного морского пути будут разрабатываться - хотелось бы их увидеть. Вот если бы я их увидел, я тогда сказал бы: да, действительно будет работать. А сейчас пока так сказать не могу. Поэтому мы авансом, конечно, голосуем за. Безусловно, я уже сказал, это шаг вперёд, но завышенных ожиданий у нас нет. И мы хотели бы ко второму чтению или хотя бы к третьему увидеть хотя бы какие-то проекты, наработки, пусть непринятые, неутверждённые, но мы хотя бы увидели, как это будет работать. Ведь сейчас все прилетят в регионы, скажут, что всё будет работать, а по факту может не получиться так. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемые депутаты Государственной Думы, есть такая русская народная пословица: "Новое - это всегда хорошо забытое старое". Мы помним, что в советское время нормально работал северный завоз. Он обеспечивал комплексную поставку продуктов питания, горюче-смазочных материалов и лекарств в северные районы нашей страны. Этим занимался специальный отдел Центрального комитета партии. Самое главное, цены на северах были такие же, как и в Москве, то есть были одинаковые цены по стране. Я помню, как в студенческие годы, в 70-е годы прошлого столетия, мы получали в Зырянке консервы из Северной Зеландии, в Чокурдахе мы получали сушеные бананы, то есть комплексное обеспечение было. Самое главное - это цены, и цены тоже можно регулировать. Законопроект мы, конечно, поддерживаем, но там очень слабо прописана финансовая составляющая, очень много отсылочных норм - вот правительство будет решать. Я считаю, что это должен быть закон прямого действия, там должны быть прописаны все вопросы субсидирования, все вопросы финансирования, это ключевой вопрос, чтобы не было никаких субъективных подходов. Ко второму чтению это надо обязательно сделать, и тогда действительно закон будет работать на благо всех северян нашей страны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович. Ирина Анатольевна Яровая, пожалуйста, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, наша фракция последовательно придерживается такой логики, что мы не просто считаем, что что-то нужно делать, а реализуем инициативы. Как вы знаете, Совет законодателей формирует план работы по поручению Председателя Государственной Думы. В конце 2021 года мы совершенно не случайно внесли в повестку нашей работы вопросы северного завоза: мы прекрасно помним, какие проблемы на тот период были в целом ряде регионов. Что важно отметить? Предложения, которые были нами сформированы, касались именно того, чтобы в максимально короткий срок обеспечить прямое законодательное регулирование вопросов северного завоза, с тем чтобы как раз и определить единого оператора, с тем чтобы влиять на вопросы тарифов морских перевозок, с тем чтобы особым порядком маркировать грузы и очерёдность их отправки, с тем чтобы субъекты Российской Федерации, понимая свою ответственность за жизнеобеспечение территорий, в координации с федеральными министерствами могли выстраивать общую логику и логистику этих процессов. Влияет ли это на качество жизни людей? Несомненно. Но я хотела бы отметить уникальный позитивный прецедент. Сегодня Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики и в целом правительство и парламент по поручению президента реализуют уникальный общий проект развития Дальнего Востока. Скептиков всегда было много, мечтателей было много, но ведь очень важно запустить реальные процессы обеспечения жизнедеятельности. Очень многие правовые инструменты, которые дали стимулы к развитию бизнеса и приходу инвестиций, не были нигде никогда апробированы. Это эксклюзивные, интеллектуальные, если хотите, разработки, которые сегодня предложены именно по Дальнему Востоку, и, как модель успешного, эффективного управления и развития, многие коллеги в этом зале всегда предлагают распространить их и на другие территории. Я хотела бы отметить конструктивную работу нашей фракции с министерством. Мы не только создали совместную рабочую группу и детально, пошагово проходили многие положения, которые вы сегодня видите в законопроекте, нами эта работа продолжается и сегодня. Сегодня фактически 70 процентов подзаконных нормативных актов уже находятся в стадии готовности. Мы в этом зале очень часто говорим о том, что подзаконное нормативное регулирование - это неотъемлемая часть закона. Несомненно! И вот в данном случае это тот пример, когда подзаконное регулирование не отстаёт, и мы приложим совместные максимальные усилия к тому, чтобы обеспечить реализацию этих нормативных актов. Уважаемые коллеги, нужно обратить внимание на то, что сегодня предлагаются и эффективные механизмы государственно-частного партнёрства. Ведь приход инвестиций на Дальний Восток стал возможен благодаря тому, что инвесторы поверили в Дальний Восток. И те формулы успешного партнёрства, которые уже задействованы на Дальнем Востоке, дают нам все основания полагать, что и механизмы государственно-частного партнёрства, которые будут касаться концессии по северному завозу, станут дополнительным стимулом, станут дополнительным критерием качества работы в том числе и органов исполнительной власти на местах. Коллеги, формирование прозрачной системы, когда будет понятна ключевая роль каждого субъекта, будет понятна степень заинтересованности и активного участия, даст основания и нам в рамках парламентского контроля давать надлежащую оценку и эффективности этих инструментов, и качеству работы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Северный завоз - это сегодня та система жизненных координат, которая для Дальнего Востока предполагает в том числе востребованность собственных ресурсов развития Дальнего Востока. Сегодня вскользь было упомянуто только о том, что был период, когда Дальний Восток активно занимался в том числе вопросами сельскохозяйственных разработок. То, что сегодня, понимая стоимостное выражение того или иного завоза грузов, будут вкладывать средства, с тем чтобы на местах увеличивать производство, - а это и создание рабочих мест, это и качество товаров, и свежесть, и доступность - это комплексный подход к решению этих вопросов. Всецело поддерживая инициативу правительства и, честно скажу, рассматривая её как результат нашей общей работы, мы нацелены на то, чтобы в рамках стратегии Дальнего Востока, особенно в условиях недружественной санкционной политики, сделать всё для того, чтобы развитие Дальнего Востока, заявленное президентом, парламентом и правительством максимальным приоритетом, было наполнено ещё и дополнительными решениями, которые создают благоприятные условия для бизнеса и для граждан. Те социальные программы, которые сегодня ориентированы на Дальний Восток, программа целевого набора специалистов с преференциями для территорий опережающего развития означают ещё и другое: что в рамках северного завоза у нас тоже есть запрос на высококвалифицированных специалистов, которые будут способны выстраивать современные логистические маршруты. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не только поддерживает данную законодательную инициативу, но и будет предлагать дополнительные решения, которые позволят успешно реализовывать стратегию развития Дальнего Востока. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Олегович, если есть желание, можете выступить с заключительным словом. Мы завершаем обсуждение. ЧЕКУНКОВ А. О. Я хочу ещё раз поблагодарить уважаемых депутатов Государственной Думы и подтвердить, что мы, конечно, находимся в начале большого пути. Дальний Восток и Арктика - очень разные регионы, с одной стороны, но, с другой стороны, их всех объединяет дух людей, которые живут в сложных климатических условиях и несут в себе концентрат всего лучшего, я в это твёрдо верю, чем отличается наша страна, чем отличается Россия, и, преодолевая эти трудности, действительно, на глазах... Вот я упомянул помидоры: когда мы начинали работу, из Китая ехали помидоры в Якутию, на Камчатку, в Магадан. Но люди берутся, местный бизнес, малые предприниматели, граждане берутся за те возможности, которые открываются им, сразу, быстро, где-то ломая лёд, как ледоколы, идут вперёд, ошибаются где-то, новые технологии используют. Я конкретные примеры вспоминаю, как мы строили эти теплицы, как новые мосты возводятся, как новые маршруты осваиваются, как, собственно, СМП развивается: в 2014 году, если я правильно помню, 6 миллионов тонн перевозки были, сейчас - 35 миллионов тонн, и мы верим и увидим, что будет 200 миллионов тонн в 2030 году. Не двигаясь вперёд, не создавая таких новых инструментов, мы не поддержим вот этих самых наших сильных людей, сильных духом, которые держат наш форпост. Раньше это был фронтир, а сейчас, как Ирина Анатольевна правильно сказала, это вектор развития, потому что и Север, и Дальний Восток сегодня имеют как никогда важное значение. Я верю, что такие новеллы, такие новации позволят и развить экономику, и повысить эффективность работы на этих территориях, а самое главное, повысить качество жизни людей на Севере, на Дальнем Востоке и на всех удалённых территориях - мы самая большая страна в мире. Благодарю вас за поддержку. Надеюсь, что вы примете соответствующий законопроект, а мы уже ко второму чтению будем дорабатывать те особенности, калибровать те нюансы, о которых сегодня говорилось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик Николай Михайлович Харитонов, пожалуйста. С места. Включите микрофон. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Алексей Олегович, уважаемые коллеги! Я один из тех, кто помнит правительство Ельцина 90-х годов, когда, не буду называть фамилии, царство небесное, говорили: зачем нам севера, зачем нам Арктика - будем осваивать и работать вахтовым методом. По сути, то, о чём мы сегодня говорим, вот северный завоз, - это всё изначально после распада Советского Союза придётся разрабатывать, многие направления. Поэтому все те, кто выступал, все те, кто проявляет инициативу, особенно депутаты, избранные от этих территорий, - пожалуйста, везите новеллы ко второму чтению. Хотя я вам скажу, что все региональные руководители активно участвовали в разработке этого законопроекта, ну а вы дополнительно ко второму чтению везите свои поправки. Любая, даже самая длинная дорога начинается с первого шага, поэтому за этот законопроект надо проголосовать на сто процентов депутатского присутствия и наличия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О северном завозе", 12-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 16 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 13-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 46 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.