Заседание № 173
О проекте федерального конституционного закона № 301554-4 "О внесении изменений в статьи 24 и 33-1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (в части, касающейся перечней федеральных арбитражных судов и арбитражных апелляционных судов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос. О проекте федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 24 и 33-1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. С места. Пожалуйста, включите микрофон. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! 28 июня 2006 года на пленарном заседании Государственной Думы был одобрен во втором чтении проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 24 и 33-1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Законопроект прошёл необходимые экспертизы и готов к принятию в третьем чтении. Замечаний по законопроекту нет. В этой связи Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе одобрить указанный федеральный конституционный закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по докладу? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Переходим к пункту 3 порядка работы. О проекте федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 24 и 33-1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Обращаю ваше внимание: закон конституционный. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 04 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3% Результат: принято Одобряем закон в третьем чтении.
Заседание № 172
О проекте федерального конституционного закона № 301554-4 "О внесении изменений в статьи 24 и 33-1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (в части, касающейся перечней федеральных арбитражных судов и арбитражных апелляционных судов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 6. Проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 24 и 33-1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Принятие данного законопроекта связано с образованием нового субъекта Российской Федерации - Камчатского края. В процессе подготовки законопроекта ко второму чтению поправок к нему не поступило. На законопроект поступили положительные отзывы от Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и от Верховного Суда Российской Федерации. На основании изложенного предлагаю принять данный законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, поправок к данному проекту федерального конституционного закона не поступило, и я ставлю его на голосование. Кто за то, чтобы одобрить во втором чтении проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 24 и 33-1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации"? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 17 сек.) Проголосовало за 421 чел.93,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 169
О проекте федерального конституционного закона № 301554-4 "О внесении изменений в статьи 24 и 33-1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (в части, касающейся перечней федеральных арбитражных судов и арбитражных апелляционных судов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й пункт. О проекте федерального конституционного закона "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Александра Сергеевича Косопкина. Пожалуйста. КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации внёс в Государственную Думу проекты федеральных конституционных законов "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" и "О внесении изменений в статьи 24 и 33-1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Как вы знаете, продолжается начавшийся более двух лет назад процесс укрупнения субъектов Российской Федерации. Можно сказать, что на сегодняшний день сложился определённый алгоритм объединительных процессов. Тем не менее у каждого вновь образуемого субъекта имеется определённая специфика. Сегодня мы рассматриваем очередную инициативу президента - по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа. Она получила одобрение на референдумах, которые были проведены в этих субъектах 23 октября 2005 года. Коротко об основных положениях законопроекта об образовании нового субъекта. Датой образования нового субъекта Российской Федерации будет считаться 1 июля 2007 года, и с этого момента Камчатская область и Корякский автономный округ прекращают своё существование в качестве субъектов Федерации. Соответствующие изменения должны быть внесены в статью 65 Конституции Российской Федерации. Новый субъект имеет статус края - Камчатский край. В составе Камчатского края в границах Корякского автономного округа создаётся административно-территориальная единица с особым статусом - Корякский округ. Это наименование является временным и устанавливается до принятия устава Камчатского края. Переходный период образования Камчатского края устанавливается со дня вступления в силу федерального конституционного закона, то есть со дня его официального опубликования. С учётом имеющегося опыта объединения субъектов в данном законе не установлена конкретная дата завершения переходного периода. Предлагается связать его с окончанием формирования Законодательного Собрания Камчатского края первого созыва и высшего исполнительного органа государственной власти края, а также с выполнением иных требований, предусмотренных данным законом и статьёй 12 Федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации". В частности, должны быть решены вопросы правопреемства Камчатского края в отношении собственности объединяющихся субъектов, в отношениях с федеральными органами государственной власти, другими субъектами Федерации, иностранными государствами и международными организациями. Определён порядок функционирования на территории края территориальных органов исполнительной власти, федеральных судов, государственных органов и организаций объединяющихся субъектов. Урегулированы пределы действия на территории Камчатского края законов и нормативных правовых актов Камчатской области и Корякского автономного округа, а также другие вопросы. В соответствии с проектом закона предложение по кандидатуре первого губернатора Камчатского края вносится Президентом Российской Федерации в законодательные органы Камчатской области и Корякского автономного округа не позднее чем за тридцать пять дней до дня образования края. Губернаторы Камчатской области и Корякского автономного округа продолжают исполнять свои полномочия до вступления в должность первого губернатора Камчатского края. Кроме того, выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края должны быть проведены не позднее 31 декабря 2007 года. Предполагается, что выборы пройдут одновременно с выборами депутатов Государственной Думы, а именно 2 декабря 2007 года. Полномочия Совета народных депутатов Камчатской области продлеваются до завершения формирования Законодательного Собрания Камчатского края, а полномочия Думы Корякского автономного округа прекращаются со дня завершения формирования представительного органа края. В случае досрочного прекращения полномочий депутатов в переходный период дополнительные выборы не назначаются и не проводятся. Исключение составляют случаи, когда законодательный орган может остаться в неправомочном составе, то есть в нём будет менее двух третей от установленной численности депутатов. Законопроектом установлена схема формирования Законодательного Собрания Камчатского края. Его общая численность - пятьдесят депутатов: двадцать семь депутатов избираются по пропорциональной системе, тринадцать - по одномандатным округам, образованным на территории Камчатской области, десять - по одномандатным или многомандатным округам, образованным на территории Корякского автономного округа. Избранные в Государственную Думу четвёртого созыва депутаты-одномандатники продолжают осуществлять свои полномочия до новых выборов, а члены Совета Федерации от нового субъекта должны быть назначены после завершения формирования Законодательного Собрания Камчатского края. Проект содержит нормы об обеспечении прав и законных интересов коренных малочисленных народов, предусматривается возможность образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В законопроекте отражены особенности бюджетного процесса в переходный период. В проекте урегулированы вопросы функционирования федеральных судов на территории Камчатского края. В частности, предусмотрено упразднение Арбитражного суда Камчатской области и создание Арбитражного суда Камчатского края. В связи с этим потребовалось внести изменения в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Вторым законопроектом, который мы сегодня рассматриваем, как раз вносятся необходимые уточнения в части процедуры проверки судебных актов. Устанавливается, что проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом Камчатского края, в кассационной инстанции осуществляет Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа. Проверку решений краевого арбитражного суда в апелляционной инстанции осуществляет пятый арбитражный апелляционный суд. Этот же суд до 1 января 2009 года продолжает проводить проверку судебных актов, принятых упраздняемым Арбитражным судом Камчатской области. Вот вкратце суть сразу двух законопроектов, внесённых президентом на ваше рассмотрение. Прошу рассмотреть и поддержать законодательную инициативу Президента Российской Федерации. Доклад закончен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Присаживайтесь. По пункту 13 с содокладом выступит председатель Комитета по делам Федерации и региональной политике Виктор Иванович Гришин. Пожалуйста. ГРИШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет внимательно рассмотрел представленный полномочным представителем президента проект федерального конституционного закона "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа", внесённый Президентом Российской Федерации. Вы знаете, что это третий аналогичный законопроект. Законопроектом определяются основные условия и процедура образования нового субъекта Российской Федерации, его статус, наименование - Камчатский край, границы, а также статус территории Корякского автономного округа в новом субъекте Российской Федерации. В законопроекте предусмотрено обеспечение согласованности и системности законодательных норм в отношении статуса органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации, их взаимодействия с федеральными органами государственной власти, распределения полномочий между ними, а также определено соотношение законов и иных нормативных правовых актов Камчатской области, Корякского автономного округа и нового субъекта Российской Федерации. В представленном законопроекте предложено считать новый субъект Российской Федерации образованным с 1 июля 2007 года. Установлен переходный период, в течение которого должны пройти выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации, должна быть внесена кандидатура гражданина Российской Федерации для наделения полномочиями первого губернатора нового субъекта Российской Федерации и завершено формирование законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти. Как сказал Александр Сергеевич, законопроект также регулирует бюджетные и финансовые отношения, определяет порядок подготовки и принятия бюджета нового субъекта Федерации, а также финансовой поддержки этого субъекта из федерального бюджета в 2007-2008 годах. Рассматриваемый законопроект соответствует требованиям, предъявляемым к проекту федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, перечисленным в статье 12 базового Федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации". Концептуально поддерживая представленный законопроект, комитет отмечает следующее. В законопроекте нет конкретной даты окончания переходного периода. Предложено завершение переходного периода увязать с завершением урегулирования вопросов, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации". Поскольку решение указанных вопросов может занять продолжительное время, представляется целесообразным установить границу возможного окончания переходного периода - 31 декабря 2008 года. Следует также отметить, что положения законопроекта в части принятия решений о недоверии высшему должностному лицу необходимо привести в соответствие с действующими нормами Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Кроме того, в законопроекте следует уточнить терминологию, касающуюся сроков окончания полномочий губернаторов Камчатской области и Корякского автономного округа. Высказанные замечания и предложения могут быть учтены при дальнейшей работе над законопроектом. Имеются положительные заключения Правительства Российской Федерации, Центризбиркома, Правового управления Аппарата Государственной Думы. С учётом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике рекомендует Государственной Думе одобрить представленный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Один вопрос. Глотов Сергей Александрович, пожалуйста. ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! К Виктору Ивановичу вопрос по пункту 1 статьи 9. Каков механизм реализации конкретных норм? Двадцать семь депутатов избираются по единому краевому избирательному округу, тринадцать депутатов избираются по одномандатным избирательным округам. Какова методика нашей работы в отношении формирования законодательного органа и какова процедура согласований, которые предшествовали появлению вот этих конкретных норм? Ведь известно, что Конституция Российской Федерации говорит о том, что субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют структуру, систему органов власти и так далее. ГРИШИН В. И. На самом деле все эти нормы согласовывались, и в данном случае имеется политическое согласие обоих субъектов Российской Федерации. Если исходить из того законодательства о выборах, которое мы с вами предложили, то норма, касающаяся одномандатных округов, одинакова для всех субъектов Федерации. Здесь эта норма в определённой мере нарушена, но, я считаю, это связано с тем, что мы должны на самом деле учитывать права национальностей, и это соответствует международным нормам. И то, что вот таким образом распределились квоты по депутатам, избирающимся по спискам, по одномандатным округам, - это было сделано, ещё раз повторяю, исходя из тех политических договорённостей, которые были достигнуты округом и областью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Виктор Иванович. Уважаемые коллеги, есть ли необходимость кому-либо выступить по данному законопроекту? Один депутат хочет выступить. Заварзин Виктор Михайлович, пожалуйста. ЗАВАРЗИН В. М., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мне бы, конечно, хотелось сказать несколько слов, потому что я являюсь депутатом от Камчатской области. На мой взгляд, разделение Камчатки на два субъекта во время так называемого парада суверенитетов не дало каких-либо положительных результатов, это очевидно. Прямо скажу: это была авантюра в целях расширения управленческих структур и создания новых портфелей. Как депутату от Камчатки, мне известны все её проблемы. Во многом я знаком и с проблемами Корякского автономного округа, особенно в этих сложных условиях в последнее время - вы знаете о сейсмонеустойчивости этого региона. Полагаю, стратегия укрепления регионов - верное решение, которое положительно скажется на динамике социально-экономического развития страны и уровня жизни населения. Формирование единого правового пространства, общей системы управления новым субъектом, безусловно, повысит эффективность контроля и использования богатых природных ресурсов этого уникального региона, придаст новый импульс развитию рыбной отрасли и сельскохозяйственного сектора, а увеличение потенциала расширения возможностей манёвра финансами и ресурсами положительно скажется на развитии энергетики, особенно низкозатратной, модернизации системы ЖКХ, развитии рыболовства, береговой рыбопереработки, добычи и переработки других ценных морепродуктов. Существенно сократятся управленческие расходы. Главное, чтобы в новой системе управления краем не были скопированы низкоэффективные бюрократические, волюнтаристские принципы управления, которые, я прямо скажу, на сегодняшний день в крае и в области присутствуют. Уверен, проще станет взаимодействовать организациям с федеральным центром по взаиморасчётам и погашению задолженности. Одним словом, объединение - это инвестиционная привлекательность, это снижение налоговой нагрузки с одновременным ростом налогоотчислений, это возможность освоения богатейших природных ресурсов края и одновременно бережное отношение к ним. В целом объединение Камчатской области и Корякского автономного округа улучшит качество жизни населения полуострова, что создаст дополнительные предпосылки к сокращению оттока населения. Как депутат, повторюсь, от Камчатки, учитывая интересы жителей полуострова, я прошу коллег поддержать данный законопроект и считаю необходимым также рассмотреть в ближайшее время вопрос об ускорении процесса данного объединения и создания Камчатского края. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы рассмотрели 13-й вопрос, и я его ставлю на голосование. Кто за то, чтобы одобрить проект федерального конституционного закона "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа"? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 54 сек.) Проголосовало за 427 чел.94,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 427 чел. Не голосовало 23 чел.5,1% Результат: принято Принято. Спасибо. По 14-му вопросу доклад был одновременно сделан Александром Сергеевичем Косопкиным, когда он докладывал по 13-му вопросу. С содокладом выступит председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Николаевич Плигин. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Принятие указанного законопроекта связано, как уже отмечалось в докладе Александра Сергеевича Косопкина, с образованием нового субъекта Российской Федерации - Камчатского края в связи с объединением Камчатской области и Корякского автономного округа. В соответствие с пунктом 4 статьи 14 проекта федерального конституционного закона "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" Арбитражный суд Камчатской области упраздняется в переходный период с передачей относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию вновь создаваемого Арбитражного суда Камчатского края в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В связи с этим требуется внесение соответствующих изменений в законодательство, регламентирующее процедуру проверки судебных актов, принятых арбитражными судами. Представленным законопроектом предлагается изложить в новой редакции подпункт 3 пункта 2 статьи 24 и абзац второй подпункта 3 пункта 2 статьи 33-1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", которыми установлены перечни федеральных арбитражных судов и арбитражных апелляционных судов. Правительство Российской Федерации в своём заключении отмечает, что реализация положений законопроекта предусматривается в рамках исполнения федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующие годы, и поддерживает принятие данного законопроекта. На законопроект имеется положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Мы полагаем, что установленный срок - до 1 января 2009 года, - в который будут рассматриваться судебные акты, принятые Арбитражным судом Камчатской области, также является достаточным. На основании изложенного предлагаем принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Будут ли вопросы по данному проекту федерального конституционного закона? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет. Ставится на голосование 14-й вопрос. Кто за то, чтобы одобрить проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 24 и 33-1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации"? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 29 сек.) Проголосовало за 430 чел.95,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 430 чел. Не голосовало 20 чел.4,4% Результат: принято Принято. Спасибо.