Заседание № 101
22.02.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 301204-8 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1586 по 1899 из 5073
Коллеги, переходим к 4-му вопросу. О проекте федерального закона "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений" с докладом выступит официальный представитель Президента Российской Федерации заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Сергей Алексеевич Рябков. У нас два содоклада - Леонида Эдуардовича Слуцкого, председателя Комитета по международным делам, и председателя Комитета по обороне Андрея Валериевича Картаполова. Уважаемые коллеги, учитывая, что в данном вопросе у нас консенсус, есть ли необходимость делать выступления от фракций? Нет? Нет. Тогда ограничиваемся выступлением и соответственно двумя содокладами. Пожалуйста, Сергей Алексеевич Рябков. РЯБКОВ С. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Президентом вчера в Государственную Думу внесён проект соответствующего федерального закона. Все принципиальные оценки и соображения на этот счёт изложены в тексте послания. Несколько слов в дополнение. Крайняя враждебность США, нагнетаемая Вашингтоном конфронтация, открыто взятый курс на эскалацию ситуации на Украине и вокруг неё создали для нас принципиально новую обстановку в сфере безопасности. США не скрывают, что совместно со своими сателлитами стремятся нанести России стратегическое поражение. Подстёгиваемая Вашингтоном напряжённость выходит далеко за рамки украинского кризиса, США и возглавляемый ими Запад пытаются навредить нашей стране на любом уровне, в любой сфере и в любом регионе мира. Нет сомнений, что политика США направлена на фундаментальный подрыв национальной безопасности Российской Федерации, это прямо противоречит закреплённым в договоре положениям. По большому счёту, ситуация радикальнейшим образом изменилась по сравнению с тем периодом, когда договор вырабатывался и заключался. Глубокие изменения в ландшафте безопасности связаны также с тем, что консолидация на антироссийской почве западных государств всё больше охватывает их ядерную политику. В частности, члены НАТО, которые десятилетиями практикуют так называемые совместные ядерные миссии и с некоторых пор открыто объявили Североатлантический блок ядерным альянсом, усиливают упор на ядерное оружие в своих концептуальных установках, постоянно заявляют о нацеленности на дальнейшее укрепление, повышение боеготовности приписанных к НАТО потенциалов в данной сфере. Всё громче звучат призывы к расширению ядерной инфраструктуры блока и её продвижению на восток, направленность этих усилий против нашей страны не скрывается. В этом контексте особое значение в нынешних условиях приобретает фактор совокупного ядерного арсенала трёх входящих в НАТО ядерных держав, а именно США, Великобритании и Франции, способного быть обращённым против России. Я очень внимательно отфиксировал всё, что сегодня уже прозвучало на этот счёт, в частности в выступлениях руководителей двух фракций - уважаемых Геннадия Андреевича и Сергея Михайловича. Напомню, что 3 февраля текущего года страны НАТО выпустили совместное заявление по тематике ДСНВ, в котором они полностью блокировались в подходах с США. Этот политический акт подтверждает обоснованность российской позиции о необходимости воспринимать ядерные потенциалы трёх западных ядерных государств в совокупности и учитывать этот фактор в процессе работы в сфере контроля над вооружениями. Подтверждаю также, что на протяжении многих лет Вашингтоном преднамеренно и вызывающим образом игнорируется взаимосвязь между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, которая, как и принцип неделимости и безопасности, отражена в ДСНВ. В своё время, когда происходила ратификация договора, в нашем национальном заявлении было подчёркнуто, что ДСНВ может действовать и быть жизнеспособным только в отсутствие качественного и количественного наращивания систем ПРО США. Тем не менее Вашингтон демонстративно продолжает действия, идущие в противоположном направлении. На фоне общего обострения военно-стратегической обстановки этот фактор приобретает повышенное значение. Важнейшим для оценки ситуации с выполнением ДСНВ является и то, что Вашингтон уже давно и существенным образом нарушает центральные положения ДСНВ о количественных ограничениях на соответствующие вооружения сторон. Это связано с нелегитимным односторонним исключением из засчёта по договору более ста единиц американских СНВ, которые в Вашингтоне переименовали так, чтобы они перестали подпадать под договорное определение, либо объявили переоборудованными, не предоставив российской стороне возможность надёжно удостовериться в соответствии результатов такого переоборудования требованиям ДСНВ. Мы неоднократно указывали на это явное и прямое нарушение. Президент вчера говорил о вопиющих провокационных и крайне рискованных попытках США прощупать (в кавычках) защищённость ряда заявленных по договору российских объектов СНВ. Вооружённые нападения на них, предпринятые марионеточным режимом в Киеве, были осуществлены при прямом и явном военно-техническом и информационно-разведывательном содействии Вашингтона. На этом фоне поражает цинизм требования США обеспечить им доступ на эти и другие стратегические объекты, прикрываясь положениями ДСНВ об инспекционной деятельности. Изложенное мною неоднократно доводилось до американской стороны. Тем не менее злонамеренная политика по подрыву безопасности России Вашингтоном продолжается и ставки в развязанной против нашей страны тотальной гибридной войне американцами повышаются. По совокупности изложенных обстоятельств российская сторона пришла к выводу о допущенном США существенном нарушении ДСНВ - это договорный термин, то есть о таком нарушении, которое имеет принципиальное значение для реализации объекта и целей договора. Именно в связи с этим Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин вчера в Послании Федеральному Собранию объявил о приостановлении нашей страной действия ДСНВ. Соответствующий законопроект внесён, и обращаюсь к вам, уважаемые депутаты, с просьбой его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Содоклад председателя Комитета по международным делам Леонида Эдуардовича Слуцкого. Подготовиться Андрею Валериевичу Картаполову. СЛУЦКИЙ Л. Э. Спасибо, Вячеслав Викторович. Дорогие коллеги, хочу поблагодарить Сергея Алексеевича Рябкова, блестящего профессионала, нашего доброго друга и коллегу, который часто бывает у нас в Комитете по международным делам и который ведёт сегодня в Министерстве иностранных дел самый непростой участок - отношения со странами американского континента, в том числе с Соединёнными Штатами Америки (разоруженческая проблематика), за очень чёткий доклад в реализацию того своевременного решения, которое прозвучало в послании президента. Мы помним, как здесь, в этом зале, мы выходили из соглашения об утилизации оружейного плутония. Мы реализовали требования соглашения, мы затратили немалые деньги, построили заводы по утилизации, а Соединённые Штаты этого не сделали, наоборот, тихонько закачали отработанное ядерное топливо в подземные лакуны, и мы все понимали и понимаем сегодня, что это топливо имеет возвратный потенциал. Поэтому мы были вынуждены выйти из этого соглашения. Сегодня та же ситуация, но гораздо более серьёзная. Соединённые Штаты, по сути, угрожают через испытания натурального ядерного оружия подорвать стратегический баланс ядерных сил, который сложился за последние десятилетия, в том числе усилиями Советского Союза, усилиями Российской Федерации. Результаты всех многочисленных переговоров, которые увенчались реальным балансом стратегических ядерных сил на планете, сегодня могут быть подорваны и обрушены. В случае если эти испытания действительно пройдут, мы, как я уже говорил, выступая сегодня от имени фракции, должны иметь возможность симметричного ответа, поэтому руки у нас не должны быть связаны Договором о СНВ. Вместе с тем президент вчера как не объявил того, что предрекали разного рода западные эксперты (в кавычках), какой-либо войны - продолжается святая, важнейшая, но специальная военная операция, которая, разумеется, будет доведена до победного завершения, - так и в отношении выхода из Договора о СНВ: никакого выхода, мы надеемся, что когда-то, и скорее всего раньше, наши оппоненты опомнятся и перестанут творить совершенно несусветные вещи, которые не соответствуют здравому смыслу, не соответствуют принципу единой и неделимой безопасности на планете и, когда они опомнятся... мы не выходили из договора, мы приостанавливаем сегодня своё участие в нём. Это рациональный, своевременный и минимальный из возможных шагов с нашей стороны. Можно, конечно, рассуждать о том, что в последнее время Соединённые Штаты пытаются высказывать нам; какие-то инспекции, что-то ещё, о чём сегодня упомянул Сергей Алексеевич Рябков, - всё это, к великому сожалению, лежит далеко за пределами здравого смысла. Более того, должен сказать, что совершенно особое значение приобретает фактор совокупного арсенала, о чём сказал специальный представитель президента, трёх входящих в НАТО ядерных держав - США, Франции и Великобритании, поскольку этот арсенал в любой момент может быть в контексте призывов, провокационных призывов Вашингтона обращён против России. В этом смысле, конечно, мы, дорогие коллеги, должны видеть: все страны НАТО в явном виде продемонстрировали свою вовлечённость в проблематику ДСНВ, выпустив совместное заявление, в котором полностью блокируются с подходами Соединённых Штатов. Данный политический акт подтверждает абсолютную своевременность решения Президента России о необходимости воспринять ядерные потенциалы данных трёх ядерных государств в совокупности и учитывать этот фактор в процессе ограничения и сокращения ядерных вооружений. Решение о приостановлении участия Российской Федерации в Договоре о СНВ (об ограничении стратегических наступательных вооружений) Комитет по международным делам считает абсолютно своевременным и предлагает единогласно поддержать. Спасибо... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё? Спасибо, Леонид Эдуардович. Я уже на автомате, после того как вы выходите за рамки времени, стараюсь продлевать, потому что иначе попадёшь под шквал критики с вашей стороны. Руководители фракций могут всё, понятно, а другим учиться надо. Слово предоставляется Андрею Валериевичу Картаполову, председателю Комитета по обороне. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Договор о СНВ - это практически единственный международно-договорной инструмент взаимного контроля над стратегическими наступательными вооружениями двух крупнейших ядерных государств. Он распространяется на существующие типы тяжёлых бомбардировщиков, межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок, в том числе и в их неядерном оснащении в случае их создания, а также на пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет. Договором предусмотрено сокращение развёрнутых ядерных боезарядов у обеих сторон до 1550 единиц, развёрнутых пусковых установок и до 700 единиц носителей. Положения договора также содержат подробную процедуру верификации, это инспекционная деятельность, обмен телеметрическими данными и так далее. В течение многих лет Вашингтоном, по сути, игнорируется взаимосвязь между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, которая также зафиксирована в тексте договора. Кроме того, Вашингтон уже давно и существенным образом нарушает центральные положения Договора о СНВ о количественных ограничениях существующих вооружений. Так, в одностороннем порядке американцами были выведены из засчёта по договору 56 пусковых установок баллистических ракет подводных лодок "Трайдент" и 41 тяжёлый бомбардировщик "В-52H" под предлогом их переоборудования, которое было осуществлено таким образом, что российские инспекторы не могут до сих пор убедиться, как того требует договор, что указанные средства переведены в состояние, исключающее возможность применения ядерного оружия. Кроме того, американцы переименовали четыре шахтные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет, предназначенные для обучения, в несуществующие по договору категории "учебные шахты" и отказываются включать их в засчёт. Тем самым Вашингтон не выполнил обязательства по сокращению к зафиксированному договором сроку количества их стратегических вооружений до уровней, установленных статьёй 2 договора. По оценкам наших военных, с помощью нелегитимного переоборудования Соединённые Штаты зарезервировали себе возможность в любой момент - я подчёркиваю: в любой момент - нарастить стратегический потенциал более чем на 1,2 тысячи ядерных зарядов. Российская сторона неоднократно указывала на эти нарушения, однако американцы проблемы не признают и отказываются рассматривать шаги, которые позволили бы это положение исправить. При этом Вашингтон оставляет за собой право задействовать ядерное оружие для защиты своих неких неконкретизированных жизненно важных интересов или в ответ на угрозу стране, интересам её национальной безопасности. Вместе с этим сегодня консолидация на российской почве западных стран всё больше затрагивает аспекты их ядерной политики. Члены НАТО, которые десятилетиями практикуют так называемые совместные ядерные миссии, с некоторых пор открыто объявили Североатлантический блок ядерным альянсом, усиливают упор на ядерное оружие в общенатовских концептуальных установках и заявляют о нацеленности на дальнейшее укрепление и повышение боеготовности приписанных к НАТО потенциалов в данной сфере. Звучат призывы к расширению ядерной инфраструктуры блока и её продвижению на восток. Направленность данных усилий против нашей страны не скрывается. Вашингтон, в свою очередь, продолжает стремиться к поддержанию глобального доминирования, а их любовь к силе и стремление играть в одни ворота не может больше оставаться без ответа. С учётом всего сказанного Комитет Государственной Думы по обороне просит поддержать принятие законопроекта по Договору о СНВ и выражает надежду на то, что наши западные коллеги более рационально и взвешенно оценят ситуацию, которую они сами и создали, и пересмотрят свои подходы к этой важнейшей проблеме для глобального мира, человечества и планеты Земля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Валериевич. Коллеги, хорошее предложение председателя Комитета по обороне зарубежным парламентариям. Вообще, им на самом деле надо серьёзно подумать, что они своими руками создали, по-видимому, из-за отсутствия головы и мозгов, потому что по-другому невозможно оценить ситуацию. Когда бомбили Хиросиму и Нагасаки, США были единственной страной, которая обладала ядерным оружием, сегодня, вы знаете, список таких стран шире, и поэтому вести себя так, как они себя ведут, недопустимо. Есть ли вопросы? Нет. Полномочный представитель президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. С заключительным словом выступить есть желание? Пожалуйста, Сергей Алексеевич. РЯБКОВ С. А. Хотел бы просто поздравить всех с прекрасным завтрашним праздником. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы подождите перед голосованием поздравлять. (Оживление в зале.) Вот мы всё время хвалим и поддерживаем МИД, но вы не расслабляйтесь, ситуация другая. Мы перестраиваемся, и вы перестраивайтесь. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, правильно говорит Грешневиков, он 30 лет в парламенте, а Харитонов уже 33. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Михайлович, вы приписали себе три года? Нет. Полковник Комитета государственной безопасности не может приписывать себе. А что, вы разве не знали? Понятно. Слуцкий Леонид Эдуардович - заключительное слово? Нет. Картаполов - заключительное слово? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений", 4-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 02 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято За - 401, против - нет, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят единогласно. (Аплодисменты.) Уважаемые коллеги, поздравляю, сегодня мы с вами начали реализацию послания президента с закона, который во многом будет обеспечивать безопасность нашей страны.