Заседание № 252

12.09.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 301157-3 "О внесении дополнений и изменений в федеральные законы "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе" и "О статусе военнослужащих" (в части, касающейся вопросов боевого дежурства (боевой службы) и оперативного дежурства (службы оперативных дежурных).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4301 по 4507 из 4822
Пункт 20 повестки дня: законопроект первого чтения о внесении дополнений и      
изменений в Федеральный закон "Об обороне" и другие.                            
                                                                                
Мы приняли решение закончить повестку дня без перерыва, у нас осталось три      
вопроса. Мы, я думаю, к трем часам успеем, к 15.00.                             
                                                                                
Еще раз называю, пункт 20 повестки дня: проект федерального закона "О           
внесении дополнений и изменений в федеральные законы "Об обороне", "О           
воинской обязанности и военной службе" и "О статусе военнослужащих". Доклад     
заместителя председателя Комитета по обороне Эдуарда Аркадьевича Воробьёва.     
Пожалуйста, Эдуард Аркадьевич.                                                  
                                                                                
ВОРОБЬЁВ Э. А., фракция "Союз Правых Сил".                                      
                                                                                
Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я            
представляю проект закона о внесении изменений в действующее законодательство   
по вопросам боевого дежурства (боевой службы) и оперативного дежурства          
(службы оперативных дежурных). Суть законопроекта сводится к следующему.        
                                                                                
В настоящее время в целях обороны, я подчеркиваю, в органах управления, в       
объединениях, соединениях и частях Вооруженных Сил, других войск и воинских     
формированиях несут боевое дежурство (боевую службу) экипажи кораблей,          
подводных лодок, самолетов, ракетных и зенитных комплексов, силы и средства     
Космических войск страны, части и подразделения Сухопутных войск. В тех же      
целях обороны для обеспечения управления мобилизационным развертыванием, для    
решения задач повседневной деятельности в Вооруженных Силах и других военных    
ведомствах осуществляется оперативное дежурство (служба оперативных             
дежурных). Организация и несение боевого дежурства (боевой службы) и            
оперативного дежурства (службы оперативных дежурных) - это особый вид военной   
деятельности специально выделенных сил и средств для решения запланированных    
и внезапно возникающих задач как в мирное, так и в военное время. Однако этот   
особый вид деятельности законодательно сегодня не закреплен. Более того,        
несение оперативного дежурства (службы оперативных дежурных) военнослужащими    
не вошло в содержание исполнения обязанностей военной службы (ну вот так        
получилось!), и в соответствии со статьей 37 закона "О воинской обязанности и   
военной службе" командирам частей запрещается отдавать приказы и                
распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы.    
Так вот, для устранения этого противоречия и законодательного закрепления       
боевого дежурства (боевой службы) и оперативного дежурства (службы              
оперативных дежурных) предлагается внести их в законы "Об обороне", "О          
воинской обязанности и военной службе" и частично в закон "О статусе            
военнослужащих", а несение боевого дежурства (боевой службы) и оперативного     
дежурства (службы оперативных дежурных) определить как исполнение специальных   
обязанностей.                                                                   
                                                                                
Второе. Сегодня, дорогие коллеги, право на применение дежурных сил и средств    
имеют многие должностные лица - от президента нашей страны до командира         
воинской части. Деятельность этих должностных лиц, кроме Президента             
Российской Федерации, регламентирована большим количеством ведомственных        
актов. Так, в Вооруженных Силах за организацию и применение сил и средств,      
несущих боевое дежурство, отвечает командир части, обязанности которого         
прописаны в уставе внутренней службы, а вот уже в проектах новых уставов этот   
раздел вообще отсутствует.                                                      
                                                                                
Сегодня в условиях повышения вероятности и масштабов террористических угроз     
повышается ответственность должностных лиц, отвечающих за организацию этого     
вида боевой деятельности. Это, в свою очередь, по нашему глубокому убеждению,   
настоятельно требует закрепления на законодательном уровне вопросов,            
отнесенных к организации и несению боевого дежурства (боевой службы) и          
оперативного дежурства (службы оперативных дежурных).                           
                                                                                
Предлагается законодательно закрепить, что проект положения о боевом и          
оперативном дежурстве (боевой службе и службе оперативных дежурных)             
разрабатывает Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, а          
утверждает это положение Президент Российской Федерации - Верховный             
Главнокомандующий.                                                              
                                                                                
Я должен сказать, что принятие этого закона не посягает на авторитет и          
полномочия Президента Российской Федерации, наоборот, повышает их, ибо эта      
деятельность, особая, как я уже сказал, деятельность, будет регулироваться      
положением, утвержденным Президентом Российской Федерации.                      
                                                                                
Третье и последнее. В ходе работы над законопроектом изложенные добавления      
были согласованы в Министерстве обороны, Генеральном штабе, со всеми            
главкомами видов войск и командующими родов войск Вооруженных Сил Российской    
Федерации. Законопроект поддерживают главком внутренних войск Министерства      
внутренних дел, руководство МЧС России, Федеральной службы безопасности         
России, Службы внешней разведки России и Федеральной службы охраны. Всего же    
проект закона был согласован с деятнадцатью министерствами и ведомствами, в     
том числе и с Министерством финансов, в их тридцати шести инстанциях.           
                                                                                
Правовое управление Аппарата Госдумы замечаний не имеет. Отсутствует            
официальный отзыв Правительства Российской Федерации, хотя все необходимые      
документы были представлены еще в апреле этого года. Возможно, это связано с    
тем, что проект закона не предусматривает дополнительных расходов из            
федерального бюджета. Может быть, поэтому официального отзыва от                
Правительства Российской Федерации не требуется.                                
                                                                                
Принятие этого закона позволит создать согласованную систему оперативного       
реагирования на угрозу обороне и безопасности нашей страны и обеспечить         
постоянное взаимодействие силовых структур в этой области в соответствии с      
общим документом - положением, утвержденным Президентом Российской Федерации.   
                                                                                
Прошу поддержать законопроект в первом чтении и благодарю вас за внимание.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? У нас и от комитета, и от      
автора один докладчик. Нет вопросов.                                            
                                                                                
Присаживайтесь, Эдуард Аркадьевич.                                              
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель правительства? Представитель     
президента? Пожалуйста, Александр Алексеевич.                                   
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты               
Государственной Думы! Вызывает некоторое удивление сама идея авторов данного    
законопроекта - организация службы оперативных дежурных (я не буду              
рассказывать присутствующим в зале, что это такое). Но тогда это потребует      
сразу продолжения: служба дежурных по части, служба дежурных по роте,           
поскольку это одна система, поскольку до части включительно называется          
дежурным по части, а от соединения и выше - это уже оперативный дежурный. Вот   
уже оперативного дежурного по дивизии мы прописываем в законе.                  
                                                                                
Боевое дежурство - это сложнее, конечно, и его, видимо, в какой-то мере, в      
части, допустим, боевого дежурства подводных лодок где-то... Как раньше,        
помните, по полгода в Карибском море, у берегов Соединенных Штатов Америки,     
находились на боевом дежурстве атомные подводные лодки? Это, видимо,            
отдельная совершенно вещь. Но на боевом дежурстве в той или иной мере           
находится любая часть постоянной боевой готовности. Это внутреннее дело         
Вооруженных Сил, Верховного Главнокомандующего, министра обороны - как          
организовать эту службу.                                                        
                                                                                
Меня в большей мере интересует другое. Вот автор сказал, что это согласовано    
с Федеральной службой охраны, с Министерством обороны, с Генеральным штабом,    
со всеми прочими службами, подчиненными Президенту Российской Федерации.        
Президент Российской Федерации выступает категорически против данного           
законопроекта. Я хотел бы, конечно, чтобы автор показал, в какой форме эти      
службы согласовали данный законопроект. И как могут все эти службы,             
министерства и прочие структуры, имеющие воинские формирования, выступать       
против позиции Верховного Главнокомандующего?                                   
                                                                                
И перед тем как вы будете голосовать, я хотел бы, чтобы каждый из вас           
осознал, что Верховный Главнокомандующий против, а его подчиненные              
согласовали это положение, раз. Второе, всё, о чем здесь говорится, - это       
внутреннее дело каждого министерства, каждого ведомства, имеющего воинские      
формирования. И вмешиваться законодателю, устанавливать, что вот у тебя         
обязательно должен быть оперативный дежурный, у тебя обязательно должен быть    
дежурный по батальону, по роте и нести службу они должны вот так именно, -      
это, извините меня, чрезмерная детализация и вмешательство в прерогативы        
Верховного Главнокомандующего и руководителей тех органов исполнительной        
власти, о которых здесь идет речь.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Наверное, заключительное слово? Но с места прямо, Эдуард Аркадьевич. Две        
минуты вам, и голосуем. Пожалуйста.                                             
                                                                                
ВОРОБЬЁВ Э. А. Уважаемые депутаты, я не допускаю мысли о том, что уважаемый     
Александр Алексеевич не разделяет понятия дежурного по роте, по батальону,      
даже по воинской части и оперативного дежурства, в том числе и в интересах      
применения сил и средств для выполнения задач боевого дежурства. Всё то, о      
чем он сказал, определяется уставом внутренней службы, ибо устав внутренней     
службы определяет порядок повседневной деятельности, управления воинскими       
частями и подразделениями до полка включительно и не имеет никакого отношения   
даже к дивизии, тем более к исполнению обязанностей оперативными дежурными по   
управлению, в том числе и силами боевого дежурства. Это один момент.            
                                                                                
Второй момент. Вот у меня в руках целый пакет согласований, на которые я        
ссылался. Они при подготовке закона шли не в 2003 году, а с конца 2002 года.    
Я могу зачитать все вот эти тридцать шесть представлений, о которых я сказал,   
но я зачитаю одно.                                                              
                                                                                
Министерство обороны, первый заместитель министра обороны - начальник           
Генерального штаба Анатолий Васильевич Квашнин пишет, что включение в           
законодательство Российской Федерации положений, регламентирующих несение       
боевого дежурства, боевой службы и службы оперативных дежурных в Вооруженных    
Силах Российской Федерации и других войсках, воинских формированиях и органах   
является своевременным и обоснованным. Ну что дальше говорить на этот счет?     
                                                                                
Мы полагаем, что вот так передергивать концепцию, если можно так сказать,       
содержательную часть этого законопроекта, ну, просто недопустимо. Речь идет     
об определении положения, которое наряду с общевоинскими уставами,              
утверждаемыми Президентом Российской Федерации, а уставы касаются именно        
воинской части, подразделения... Президент Российской Федерации имеет право,    
или предоставляются ему такие полномочия в области обороны, утверждать этот     
устав. А то, что не утверждается положение о применении дежурных сил и          
средств в чрезвычайной ситуации, - мне кажется, это и является принижением      
роли Президента Российской Федерации. Именно он должен утверждать такое         
положение, потому что к обороне, в целях обороны привлекаются и создаются не    
только Вооруженные Силы, но и другие войска, воинские формирования и            
объединять их усилия для взаимодействия, в том числе и в этом исключительно     
важном виде боевых действий, просто необходимо. И это должно быть               
законодательно подкреплено. Спасибо.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под номером 20: "О   
внесении дополнений и изменений в федеральные законы "Об обороне", "О           
воинской обязанности и военной службе" и "О статусе военнослужащих".            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              179 чел.             39,8%                        
Проголосовало против            9 чел.              2,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    188 чел.                                          
Не голосовало                 262 чел.             58,2%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.