Заседание № 166
25.04.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 301061-6 "О внесении изменений в статью 288 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части отмены особого порядка уплаты налога на прибыль организаций для участников консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4998 по 5549 из 7128
34-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 288 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Антона Анатольевича Ищенко. Пожалуйста. ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, в 2011 году были приняты поправки в Налоговый кодекс, которыми предусматривалось создание консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) для крупных предприятий, имеющих родственные компании, с большими оборотами, активами и налогами. Это должно было привести к минимизации злоупотреблений при трансфертном ценообразовании, это должно было предоставить субъектам Федерации возможность получать налог на прибыль от расположенных на их территории структурных подразделений таких групп налогоплательщиков пропорционально доле имущества и списочной численности сотрудников. И регионы в то время возлагали огромные надежды на новый институт, который, по их мнению и по мнению правительства, должен был способствовать увеличению поступлений именно в бюджеты подавляющего большинства субъектов. Спустя два года после начала функционирования этой системы можно подвести предварительные итоги: за два года количество дефицитных региональных бюджетов выросло в два раза, то есть в 2012 году было 28 таких бюджетов, в 2013 году их стало 58; резко снизилась обеспеченность расходов субъектов за счёт собственных доходов, то есть с 88 процентов в 2011 году до 79 процентов в 2013 году; произошло сокращение доли средств, остающихся в субъектах, от всех собранных на территории налогов, и сегодня в субъектах остаётся всего 32 копейки от каждого собранного рубля; соответственно, ещё больше снизилась мотивация руководителей регионов по привлечению инвестиций и по расширению налогооблагаемой базы. В 2013 году произошло снижение поступлений налога на прибыль в 69 субъектах, из них в 21 регионе - на 30 и более процентов, причём при общем снижении поступлений налога на прибыль в сумме 248 миллиардов рублей в Российской Федерации за девять месяцев 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года снижение, связанное с деятельностью КГН, составило 177 миллиардов рублей, или 71 процент общего объёма снижения поступлений. Ситуация ещё больше усугубляется снижением безвозмездных поступлений в бюджеты субъектов, доля которых в структуре консолидированных бюджетов субъектов сократилась на 21 процент за два года. Счётная палата отмечает, что поскольку налог на прибыль организаций является одним из основных источников доходов субъектов Федерации, то резкое снижение поступлений этого налога в их бюджеты создаёт критическую ситуацию с исполнением регионами своих расходных обязательств. В то же время помощь от федерального бюджета, оказываемая регионам, недостаточна, и регионы вынуждены производить масштабные заимствования. Общий долг субъектов и муниципалитетов превысил рекордную отметку - 2 триллиона рублей! При этом всё в большей степени привлекаются коммерческие кредиты, что буквально парализует бюджеты субъектов, которые вынуждены расходовать средства на обслуживание долга, зачастую в несколько раз превышающего расходы на отдельные социальные статьи. А размещение средств коммерческих банков в долговые активы субъектов создаёт дополнительное давление на рынок кредитования реального сектора экономики, вымывая кредитные ресурсы и увеличивая ставки. Кстати, депутаты фракции ЛДПР, да и других фракций, неоднократно выступали с предложением о проведении региональной бюджетно-кредитной амнистии. Пользуясь случаем, хочу сказать, что эта идея абсолютно правильная и своевременная. Несколько примеров в связи с бедственным положением в регионах. В Саратовской области в 2014 году не будет построено ни одного метра дорог за счёт средств областного дорожного фонда, средств хватает лишь на частичный, ямочный, ремонт и капитальный ремонт пришедшего в уже аварийное состояние моста через Волгу, некогда самого длинного моста в Европе, на который Федерация не дала ни одной копейки! Массово отменяются маршруты пригородного железнодорожного транспорта, область вынуждена закрывать, или, как сейчас принято говорить, оптимизировать, больницы, школы, фельдшерско-акушерские пункты. Всего за один год закрыты, или оптимизированы, 43 школы, 29 ФАПов. Очередь из детей-сирот, имеющих право на получение жилья, может быть полностью ликвидирована через семнадцать лет, если темпы не изменятся, а это значит, что мы подталкиваем молодых людей скитаться по съёмным комнатам, подворотням, вести асоциальный образ жизни, усугубляя криминальную обстановку для остальных граждан. Город, стоящий на великой речной артерии, лишен возможности принимать туристические теплоходы в связи с аварийным состоянием причальной стенки. Областные чиновники уже даже радуются пожарам на объектах культуры, поскольку в этих случаях Федерация всё же начинает финансировать восстановительные работы. Правительство области вынуждено идти на непопулярные меры, такие как отмена льготного проезда в общественном транспорте, что обостряет социальную напряжённость. Аналогичные ситуации в десятках других субъектов Российской Федерации. Например, в Вологодской области 97 процентов дорожной сети не соответствует нормативным требованиям, чрезвычайно остро стоит проблема с расселением ветхого и аварийного жилья. В финансово-экономическом обосновании к правительственному проекту федерального закона, вводившему КГН, было отмечено, что его принятие не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета. Вместе с тем, как отмечает Счётная палата, в 2012-2014 годах наблюдается недопоступление налога на прибыль организаций в связи с созданием КГН, средства для компенсации выпадающих доходов субъектов по итогам 2012 года всё же направлены из федерального бюджета, но в размере менее 1 миллиарда рублей, а по итогам шести месяцев 2013 года - в размере 6 миллиардов рублей на всех. Сравните (я вам называл уже цифру): 177 миллиардов рублей - выпадающие доходы и 6 миллиардов рублей на всех, пришедших из Федерации! Таким образом, в очередной раз мы вынуждены отметить чрезвычайно низкое качество проработки законопроектов, вносимых именно Правительством Российской Федерации. Кроме того, в марте 2012 года Правительство Российской Федерации, возможно при активной поддержке правительства Москвы, поддержало принятие изменений в статью 288 Налогового кодекса, которые ещё больше ухудшили ситуацию в большинстве регионов. Этими поправками устанавливался специальный режим перехода на уплату налога на прибыль по правилам КГН для консолидированной группы налогоплательщиков ОАО "Газпром". Они предусматривали возможность не перераспределять налоговые платежи "Газпрома" в пользу 61 субъекта, а поэтапно, в течение четырёх лет, снижать платежи (в первую очередь это касалось бюджета города Москвы), в среднем по 20 процентов от уровня 2011 года. Предлагаемый нами законопроект предусматривает отмену этого особого порядка с 1 января 2014 года и переход на уплату налога на прибыль в полном объёме по правилам КГН. Это даст возможность поступления налога на прибыль от КГН "Газпрома" - ориентировочно в полтора раза больше - в подавляющее количество регионов уже в текущем году, сюда входит и Саратовская, и Вологодская, и Пензенская область, и город Санкт-Петербург, и Ленинградская область, и Красноярский край, и десятки других. Кроме Москвы некоторые потери могут понести 12 регионов, но это регионы с коэффициентом бюджетной обеспеченности выше единицы, то есть достаточно благополучные. При этом хочется отметить, что те аргументы, которые приводились в поддержку Москвы, спустя два года, мягко говоря, не совсем оправдались. Падение поступлений налога на прибыль в Москве в 2013 году ниже, чем в среднем по России: средняя цифра - 12 процентов, в Москве - 11 процентов, а, для сравнения, в Саратовской области - 22,9 процента, в Вологодской области - 45,9 процента. Дефицит бюджета города Москвы ниже общероссийского и составляет 3,1 процента, в Саратовской области - 9,2 процента, в Вологодской - 8,45 процента. Только в 2014 году в Москве должно быть профинансировано строительство 83 километров новых дорог. Размер инвестпрограммы исчисляется сотнями миллиардов рублей, а размер бюджета города Москвы приблизился к 1,5 триллиона рублей, а это, на минуточку, 17 консолидированных бюджетов Саратовской области! Вот недавно мы с вами обсуждали законопроект о введении налога на роскошь, предложенный фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", так москвичи в ходе обсуждения практически в один голос говорили, что для Москвы квартира стоимостью 30 миллионов рублей - это не роскошь. Скажите это жителям Пугачёва или Пикалёва - вот тогда увидите реакцию! И ещё один аргумент: коэффициент бюджетной обеспеченности в Москве за это время не только не снизился в связи с уводом платежей по консолидированным группам налогоплательщиков, но ещё и увеличился в 2013 году на 2,26 процента и составил 3,4 процента, а, например, в Саратове он снизился на 4,35 процента и составил 0,55 процента, и это значит, что разрыв продолжает увеличиваться и коэффициент бюджетной обеспеченности в Саратове в шесть раз ниже, чем в Москве. Теперь о заключениях правительства и комитета по этому законопроекту. Как всегда, они отрицательные, я думаю, Надежда Сергеевна сейчас о них расскажет. Основные претензии, которые есть в этих заключениях, следующие: нет финансово-экономического обоснования последствий его принятия; потребуется изменение закона о федеральном бюджете; этот закон можно ввести в действие только со следующего, 2015 года, но делать это нецелесообразно в связи с минимальными последствиями для бюджетной системы - вот такие, даже несколько взаимоисключающие замечания. Что можно на это ответить? Напомню, как происходило обсуждение поправок в ту самую статью 288 Налогового кодекса, о которой мы сегодня говорим, в 2012 году. По иронии судьбы в марте 2012 года группа депутатов, представляющих интересы города Москвы, внесла поправки в подготавливаемый ко второму чтению законопроект именно Законодательного Собрания Вологодской области, о которой мы сегодня говорили. При этом первоначальная концепция законопроекта, принятого в первом чтении, вообще никоим образом не касалась проблемы КГН и предусматривала корректировку статьи 67 Налогового кодекса в части условий предоставления инвестиционного налогового кредита, просто не было другого, более подходящего законопроекта, а эти поправки нужно было срочно куда-то вставить - вот их и вставили в этот законопроект с совершенно другой концепцией. Таким образом, порядок принятия изменений в статью 288 Налогового кодекса не соответствовал регламентным нормам, а значит, может быть признан не соответствующим Конституции согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2001 года № 11-П. Более того, при рассмотрении поправок в марте 2012 года авторы сообщили: "Оценки, связанной с выпадением доходов и с тем, какие конкретно субъекты понесут потери из-за указанных изменений в своих бюджетах, на сегодняшний день мы сделать не смогли". На это официальный представитель правительства заместитель министра финансов Сергей Дмитриевич Шаталов ответил: "Мы тоже участвовали в обсуждении этой поправки, и правительство поддерживает её". И более того, изменения в статью 288 были введены законом № 19-ФЗ в марте 2012 года задним числом, с 1 января 2012 года, причём без учёта мнений регионов. Таким образом, наш законопроект лишь возвращает законодательство, ущемляющее права регионов, в первоначальное состояние, пусть и два года спустя. Хочу отметить, что этот законопроект внесли депутаты всех четырёх думских фракций, включая представителей ОНФ. Кстати, недавно к авторам законопроекта присоединился и представитель Вологодской области депутат Каргинов. Уважаемые депутаты, прошу поддержать предлагаемый законопроект, этого очень ждут регионы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Надежды Сергеевны Максимовой, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Антон Анатольевич практически сделал анализ ситуации с исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013 году независимо от КГН, потому что макроэкономические показатели были совершенно другие, и из-за этого во многом налог на прибыль, его поступления по регионам снизились. В связи с тем что многие расходные полномочия по регионам были увеличены без соответствующих дополнительных источников финансирования, сложилась трудная ситуация из-за дефицита бюджетов, увеличения госдолга, но в этом процессе КГН, по данным ФНС, оказала влияние только на 8 миллиардов рублей, то есть прибыль в целом по регионам снизилась на 8 миллиардов рублей, из которых, как совершенно правильно сказал Антон Анатольевич, 6 миллиардов рублей было компенсировано из федерального бюджета. Я хочу сказать, что при принятии закона о КГН действительно было очень много споров в 2012 году и в 2011-м, всё это происходило не безоблачно, было очень много возражений, в том числе и с нашей стороны, но поправка, которая была внесена впоследствии, в марте, - кстати говоря, она никак не повлияла на бюджеты субъектов, которые уже были сформированы и утверждены по 2012 году, потому что сам закон был в ноябре 2011 года принят, - с точки зрения бюджета, была сформулирована совершенно правильно. Нельзя единовременно вносить такое налоговое изменение, которое сразу подкашивает бюджет конкретного субъекта, поэтому был введён переходный период, по которому изначально в бюджеты субъектов шло 20 процентов налоговых поступлений от структур, которые работают в газовой отрасли, и 80 процентов направлялось в бюджеты тех субъектов, которые получали эти доходы раньше, в следующем году - 40 процентов, в этом году - 60 процентов, в будущем году будет 80 процентов. Поскольку мы с вами этот законопроект рассматриваем сейчас, вот в данный момент, в 2014 году его ввести в действие будет уже нельзя, следовательно, он должен будет начать действовать в 2015 году, когда уже 80 процентов этого налога на прибыль будет поступать в общеустановленном порядке в бюджеты субъектов Федерации - кстати говоря, все их трёхлетки уже сформированы исходя именно из этой базы, они увеличены на те суммы, о которых сегодня идёт речь. Помимо газовиков, ещё 14 субъектов зарегистрировались в качестве консолидированной группы налогоплательщиков. И вот потому, что мы не выстроили нормальную бюджетную систему, в 2012 году нам пришлось компенсировать субъектам выпадающие доходы, почти 1 миллиард рублей, не предусмотренные законом о федеральном бюджете, и в 2013 году предусмотрено 6 миллиардов рублей на эти цели именно потому, что бюджетный процесс имеет свою логику: если мы вводим выпадающие доходы, то мы должны их и компенсировать, мы с вами это в Бюджетном кодексе прописали. Наш Комитет по бюджету и налогам не поддерживает указанный законопроект, считает целесообразным его отклонить и рекомендует вам это сделать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Будут. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ушаков Дмитрий Владимирович, пожалуйста. УШАКОВ Д. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Антон Анатольевич, скажите, пожалуйста, законопроект рассылался в регионы? И если рассылался, то сколько регионов поддержало законопроект? Поддержали ли вообще регионы этот законопроект, и если поддержали, то какие регионы и по каким основаниям? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон депутату Ищенко. ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, на самом деле было две волны рассылок с предложением дать оценку этому законопроекту. Первый раз я самостоятельно, от своего лица, разослал руководителям исполнительных органов власти и законодательных собраний в субъектах письма с просьбой дать заключение и получил положительные отзывы из 44 субъектов Российской Федерации, 10 субъектов высказались против, а остальные или не прислали ответ, или не сформулировали его внятно. Но есть ещё и официальная статистика: так получилось, что несколько субъектов изменили свою точку зрения после опубликования официального отзыва правительства, сославшись на этот отзыв, сказали, что поддерживают его, а отзыв, напомню, был отрицательный. Но я думаю, что всё-таки первое слово здесь более весомое: 44 субъекта поддерживают этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Надежда Сергеевна, вопрос вам. Как сейчас было сказано, 44 субъекта поддерживают, а это весьма весомый аргумент. Вот в силу того, что вы отклоняете данный законопроект и при том, - ну, это видно из вашего выступления - что вы понимаете действительно значимость и остроту проблемы, то, что ситуацию надо менять и менять скорее, экстренно, какие меры вы предложили бы, чтобы в краткосрочной перспективе изменить сложившуюся ситуацию? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Надежда Сергеевна Максимова. МАКСИМОВА Н. С. По нашим данным, несколько другое соотношение отзывов: 35 субъектов высказались против, а 4 субъекта за. И надо иметь в виду, что у нас есть субъекты, которые выиграли от того, что ввели консолидированные группы налогоплательщиков, и есть субъекты, которые потеряли, и от этого очень во многом зависит их мнение об этом законопроекте. Конечно, я понимаю, многим хочется получить дополнительные доходы вопреки тому законодательству, которое существует, тем более что такая потребность в дополнительных доходах действительно есть у регионов, но тем не менее - уже было высказано мнение - самое главное, что нужно иметь в виду, это то, что есть бюджетный процесс, и если мы сейчас, в переходный момент будем изменять нормы, то мы обязательно должны предусмотреть какие-то компенсационные меры. Что касается вопроса о том, что мы сегодня можем предложить. Пожалуйста, предлагайте: какие налоги дополнительно передать на уровень субъектов Российской Федерации, какую компенсационную помощь оказать за счёт федерального бюджета - пожалуйста, мы можем рассматривать такие предложения, но сегодня какой-то внятной позиции в этой части у авторов законопроекта нет, финансово-экономического обоснования нет и конкретных предложений, за счёт чего такое перераспределение возможно произвести, тоже нет. Я ещё раз повторяю, что, по данным прошлого года, 65 регионов в плюсе и 18 в минусе, значит, если мы будем этим 18 восстанавливать (ну, в том числе и Москва имеется в виду, потому что там будет уже абсолютно другой порядок цифр), то за счёт кого? Мы не можем снять с 65, чтобы отдать 18, значит, давайте искать в федеральном бюджете дополнительные ресурсы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. У меня вопрос к Надежде Сергеевне. Уважаемая Надежда Сергеевна, понятно, что налоговое законодательство настолько сложное, что никакие вот такие, скажем так, частичные законопроекты не могут комплексно охватить интересы всех субъектов и федерального центра, но вместе с тем то, что вот такая проблема существует, всё-таки даёт основания предположить, что нынешняя методика межбюджетных распределений (это лавровская, в общем-то, методика, основанная на минимальном бюджетном обеспечении) сегодня, видимо, не в полной мере соответствует ситуации. Вопрос такой: планируют ли правительство и бюджетный комитет всё-таки по-новому подойти к этим вопросам, в частности, может быть, используя введение социальных стандартов? Тем более что законопроект о социальных стандартах у нас уже лет десять, наверное, если не пятнадцать лежит пылится после первого чтения в Госдуме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимовой включите микрофон. МАКСИМОВА Н. С. Валентин Сергеевич, вы на самом деле правы, у нас в комитете зреет, уже подготовлен целый ряд предложений, в частности, и по налоговой политике, и по Бюджетному кодексу, сейчас идёт процесс согласования. В мае правительство будет рассматривать основные направления налоговой политики. В принципе они там особых изменений не предусматривают, в отличие от тех предложений, которые у нас имеются. Сегодня этот процесс идёт, идут согласительные процедуры, и я думаю, что в мае мы с вами уже увидим, о чём предметно можно будет разговаривать при составлении бюджета на 2015 год в части налоговой политики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Надежда Сергеевна, я понимаю, что вы предлагаете законопроект отклонить, но всё же... Вот на Западе амортизационные отчисления не облагаются НДС, а у нас в том числе и амортизационные отчисления НДС облагаются - скажите, пожалуйста, это разве правильно? Может, всё-таки комитету самому выйти с предложением? Иначе же мы про модернизацию и дальше будем говорить, но не на чем будет даже что-либо элементарное сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимовой включите микрофон. МАКСИМОВА Н. С. Ну, это один из этих вопросов, который у нас сейчас поставлен, мы его согласовываем, у нас создана рабочая группа в связи с этим. Мы обсуждаем и вопрос по поводу списания убытков: их периодичность, в какое время можно это делать и в каких объёмах. Так что это один из вопросов, который нами рассматривается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитчук Иван Игнатьевич, пожалуйста. НИКИТЧУК И. И. Уважаемый Антон Анатольевич, вот вы долго рассказывали, что, дескать, вот этот особый порядок уплаты налога на прибыль является бедствием для региона, - ну, наверное, это так, но не кажется ли вам, что это частная проблема? Более общая проблема - это те, так сказать, экономические системы отношений, которые установились в стране, это некомпетентность власти, это воровство, жульничество, коррупция и так далее. Вы знаете, классик сказал когда-то, что если мы не решаем главную задачу, то мы всегда будем наталкиваться на второстепенные вопросы и никогда не добьёмся решения главной задачи. Как вы считаете, возможно ли изменение концепции проекта закона с точки зрения решения основной задачи, проблемы экономических отношений, которые решали бы проблему в целом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ищенко, пожалуйста. ИЩЕНКО А. А. Уважаемый Иван Игнатьевич, я с вами полностью согласен в том, что это не большой, а лишь частный вопрос. Но вот сегодня утром, например, мы обсуждали тоже, казалось бы, частный вопрос, связанный с введением международных стандартов финансовой отчётности для ФГУПов, акционерных обществ и госкомпаний и госкорпораций, и, к сожалению, мои поправки, которые касались как раз прозрачности деятельности этих компаний, - то, о чём вы говорите: воровство, разгильдяйство там и так далее... Вот если бы наши поправки были приняты, то, я уверен, большинство из этих проблем можно было пресечь ещё на корню. К сожалению, Государственная Дума сегодня, я думаю, отклонит эти поправки и мы не сможем увидеть реальное положение дел в системообразующих государственных корпорациях, в большинстве федеральных государственных унитарных предприятий, в акционерных обществах, где есть доля государства или муниципалитета. Это тоже одна из тех проблем, с которыми мы сталкиваемся. А что касается этого законопроекта, его хоть и можно назвать частным, но для регионов он достаточно важен, потому что налог на прибыль от компании "Газпром" - это 300 миллиардов рублей, за 2013 год пока нет данных, но вот за 2012 год, повторяю, это 300 миллиардов - вот что недополучают наши регионы! Большую часть, 85 процентов, этих средств, которые должны были быть перераспределены в регионы, получал город Москва, и мы хотим изменить эту ситуацию. Кроме того, принятие того закона, № 19-ФЗ, в 2012 году не соответствует Конституции, поэтому есть смысл или вернуться к рассмотрению того закона, его полностью отменить, или восстановить справедливость, но с 1 января 2014 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Депутат Катасонов, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, мы сегодня рассматриваем действительно очень важный вопрос. На самом деле последствия этой проблемы намного серьёзней, мы коснулись лишь её узкой части, ведя речь об отмене поправочных коэффициентов. Когда в прошлом созыве Думы поднимался вопрос о справедливом начислении налогов в субъектах - с учётом имущества, численности работающих, - этот закон ждали на местах. Сегодня законопроект касается именно "Газпрома", хотя мы и говорим о группах налогоплательщиков, которых у нас пятнадцать. Возьмём ООО "Газпром добыча Оренбург", оно как бы на слуху (и премьер у нас был, бывший директор). Так вот, в город Оренбург при семимиллиардной доходной части, если не брать подоходный налог, "Газпром" отчисляет 10 миллионов рублей, а в Оренбургскую область, субъект, с доходом в 60 миллиардов - 1,5 миллиарда, это уже с налогом на имущество, то есть вот та несправедливость, диспропорция, которая сложилась в результате деятельности "Газпрома", очевидна. Более того, посмотрите на заключение Счётной палаты: она указывает, что в результате создания этих консолидированных групп бюджет за девять месяцев 2013 года не дополучил 177 миллиардов! Мы много рассуждали в комитете на эту тему, и члены комитета говорили, что нельзя ввести норму задним числом, хотя предыдущий закон мы именно так и провели, говорили, что необходимо найти источник замещения. Но кому мы хотим возместить - городу Москве? Посмотрите, субъекты, которые подпадают под ущемление, - это в основном субъекты с бюджетной обеспеченностью выше единицы, поэтому вопрос не в том, что им надо что-то компенсировать, а в том, что у них просто будет меньше, но за счёт того, что в других субъектах появится дополнительно. Исходя из этого я хотел бы ещё раз напомнить депутатам ту идею ЛДПР, о которой говорилось, когда мы обсуждали отчёт Счётной палаты: нельзя принимать законопроекты без заключения Счётной палаты! Тот закон вроде не бюджет, но тем не менее вы внимательно почитайте, что пишет Счётная палата, - становится очень неприятно, такие законы принимать нельзя! Я напомню ещё раз, что вот у нас в субъекте, в Оренбургской области, такое решение есть: мы без заключения Счётной палаты не принимаем такие законы. Я думаю, всё, что мы сегодня говорили, отложится в памяти у нас, у правительства, у президента, и надеюсь, что среди сторонников этой концепции разрешения проблемы уплаты налога крупными налогоплательщиками появятся новые депутаты и мы решим в конце концов этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Комитет? Максимовой включите микрофон. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемые коллеги, конечно, с созданием КГН мы получили дополнительную головную боль - против этого, по-моему, никто не возражает, но тем не менее, чтобы лечить эту боль, Министерством финансов создана рабочая группа именно по вопросам совершенствования налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков, в которую вошли и депутаты, и сенаторы, и представители из регионов. И на последнем заседании вот этой группы были, как я уже говорила, такие цифры названы: по данным Федеральной налоговой службы, в 2013 году в результате функционирования таких групп (а их пятнадцать) имел место рост поступлений налога на прибыль в 65 регионах, это 78 процентов регионов, а 18 регионов действительно потеряли доходы, в том числе, конечно, основная сумма пришлась на Москву. По данным регионов такие потери составили 126 миллиардов рублей, вот почувствуйте разницу: 61 и 126! Почему? Сами же регионы говорят, что они чётко, объективно рассчитать сумму потерь своих не могут, потому что у них нет нормальной, реальной налоговой базы, в том числе по налогу на прибыль по всей консолидированной группе налогоплательщиков, они имеют только свою базу, по своему объекту, который расположен на их территории, поэтому объективно сказать, какие потери они понесли, они просто не могут. Вот поэтому первая задача, которую мы ставим, - наладить нормальный учёт и отчётность по этой группе налогоплательщиков. Они все говорят, что не могут определить, как сегодня на самом деле влияет на финансовые результаты образование вот этих групп. Далее. Я уже говорила, что будут рассматриваться основные направления налоговой политики, и, конечно, мы с вами вместе - я думаю, что комитет по бюджету в этом плане должен быть основным, инициатором, - должны ещё раз вернуться к этим вопросам, посмотреть, что мы, формируя бюджет 2015 года, сегодня можем улучшить, усилить, это касается и учёта, и отчётности, и, главное, администрирования существующих налогов. В представленной редакции этот законопроект не решает задачи, вернее, не решает даже маленькой частички задачи, а мы с вами должны всё-таки более глобально мыслить, и если уж мы принимаем изменения в закон, то они должны повлечь за собой действительно нормальные, далекоидущие, позитивные последствия. В связи с этим наша фракция предлагает не принимать этот законопроект, но, конечно, работу нужно продолжать. Вот в мае соберётся очередная рабочая группа - мы вас приглашаем к участию в ней с вашими выкладками, с вашими предложениями, с вашими аргументами, с вашими фактами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Автор, пожалуйста. ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, вот здесь в очередной раз прозвучал аргумент, что нет финансово-экономического обоснования на этот законопроект, - отчасти я с этим согласен, но хочу сказать, что сегодня вообще нет единой методики, согласованной со Счётной палатой, с Минфином, с Федеральной налоговой службой или с какими-то другими инстанциями, для того чтобы оценить ущерб от введения консолидированной группы налогоплательщиков и влияние этого на региональные бюджеты Российской Федерации, поэтому представить точно просчитанный прогнозный план по изменению поступлений просто не представляется возможным. Более того, хочу вам сказать, что если сегодня вы обратитесь, например, в компанию "Газпром", то там вам не дадут информацию о прогнозных цифрах по налогу на прибыль и отошлют в Федеральную налоговую службу, а Федеральная налоговая служба заявит, что это налоговая тайна. У меня, кстати, хранится переписка и с "Газпромом", и с ФНС, где чётко прослеживается: ничего мы вам, уважаемые депутаты, не скажем! Точно так же ничего не говорят субъектам Российской Федерации, которые пытаются хоть как-то прогнозировать поступления от компании "Газпром" в свои бюджеты на будущие годы. Сегодня при обсуждении этого законопроекта я не случайно напомнил вам, что в 2012 году, когда вводились эти поправки в 288-ю статью и чётко было сказано, что вообще невозможно прогнозировать, к каким изменениям для субъектов это приведёт, министр финансов, зная, что нет финансово-экономического обоснования, сказал: мы поддерживаем этот законопроект. Прошло два года с тех пор, как мы ввели эти поправки, осталось ещё два года, когда Москва может получать увеличенные платежи от компании "Газпром". Мне кажется, было бы справедливо: два года Москва пользовалась, а теперь пусть два года регионы смогут этим пользоваться. Считаю, что всё-таки есть смысл принять этот законопроект, причём чтобы он начал действовать именно с 1 января 2014 года, тем более что он был внесён год назад, летом 2013 года. К сожалению, очень долго и мы рассматриваем законопроекты, и правительство готовит свои заключения, а может быть, какие-то другие мотивы были для того, чтобы не пускать в ход этот законопроект... Если мы не можем принять закон с тем условием, чтобы он считался вступившим в силу с 1 января 2014 года, то, я думаю, все авторы согласятся с тем, чтобы этот закон начал действовать с 2015 года, соответствующие изменения можно внести при подготовке его ко второму чтению, - это тоже даст дополнительные поступления в региональные бюджеты. Если закон вступит в силу с 2014 года, ещё раз обращаю ваше внимание, то во все региональные бюджеты, коих 61 - если хотите, я могу представить вам детальный список, - поступления от компании "Газпром" по налогу на прибыль увеличатся на 50 процентов, а если закон начнёт действовать с 2015 года - на 25 процентов. Думаю, это вполне достаточное финансово-экономическое обоснование! Вот мы говорили, что не понимаем, что происходит в госкомпаниях, и я ещё раз повторю: очень жаль, что сегодня были отклонены поправки, предложенные фракцией ЛДПР и обязывающие многие государственные компании, госкорпорации и акционерные общества, ФГУПы перейти на Международные стандарты финансовой отчётности, очень жаль, что мы продлеваем вот эту ситуацию, когда непонятно, что происходит в государственных компаниях. Надеюсь, что в основных направлениях налоговой политики, которые мы будем рассматривать в мае, найдётся место для предложений фракции ЛДПР. К сожалению, два года уже мы не может отдать наши предложения, чтобы они были включены в официальный документ. Мы их подготовим к парламентским слушаниям, и, я думаю, вам будет интересно узнать о предложении парламентской фракции, скажем, отменить налог на добавленную стоимость и дать регионам возможность получать дополнительные доходы в виде налога с продаж, который будет учитывать региональную составляющую. Большое спасибо. Прошу поддержать предлагаемый законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6334 по 6351 из 7128
34-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 288 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 56 сек.) Проголосовало за 61 чел.13,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 62 чел. Не голосовало 388 чел.86,2 % Результат: не принято Отклоняется.