Заседание № 220

05.04.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 300997-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части, касающейся реабилитации инвалидов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1752 по 2254 из 6912
18-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".       
Доклад депутата Государственной Думы Александра Вадимовича                      
Ломакина-Румянцева. С места.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В 2008 году Россия подписала   
Конвенцию ООН о правах инвалидов. Одним из базовых принципов данной конвенции   
является полное и эффективное вовлечение, включение инвалидов в общество. Без   
осуществления комплексной реабилитации невозможно достичь данной цели. Россия   
является членом Совета Европы. В плане действий Совета Европы на 2006-2015      
годы отмечается, что этот план является комплексной основой, включающей в       
себя все ключевые сферы жизни инвалидов, и это можно будет достаточно гибко     
адаптировать к условиям конкретной ситуации в стране, при этом отдельно в       
плане выделяется вопрос комплексной реабилитации инвалидов. Но сегодня          
законодательство в России, на наш взгляд, совершенно не отражает вопросы        
реабилитации.                                                                   
                                                                                
Понятие реабилитации в законодательстве есть, но механизмов - за исключением,   
пожалуй, вопросов санкурлечения и обеспечения инвалидов техническими            
средствами реабилитации - реализации полномочий и ответственности государства   
за осуществление реабилитации в российском законодательстве нет. Точнее, это    
было, но печально известным 122-м законом статья о Государственной службе       
реабилитации была исключена. И сегодня, повторю, ни у кого нет полномочий и     
ответственности по оказанию реабилитационных услуг. Даже в отношении            
Минздравсоцразвития в положении о министерстве эти вопросы не указаны, что же   
говорить о других ведомствах, хотя и в их компетенцию должны входить те или     
иные вопросы реабилитации инвалидов (я говорил о том, что отработаны            
механизмы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации). К        
сожалению, в конце прошлого года Государственная Дума, большинство её,          
приняла поправки в закон, которые реально ухудшат положение людей.              
                                                                                
Предлагаемый вашему вниманию законопроект предусматривает, по сути,             
восстановление системы реабилитации, вводя в Федеральный закон "О социальной    
защите инвалидов в Российской Федерации" статью 12 "Государственная система     
реабилитации инвалидов", что позволит на законодательном уровне обеспечить      
государственные гарантии по оказанию реабилитационных услуг, закрепить          
ответственность и полномочия органов власти различного уровня. В плане          
действий Совета Европы, о котором я уже говорил, указано, что основные          
реабилитационные услуги должны осуществляться на местном уровне, но при этом    
специально подчёркивается, что эти программы не могут существовать без          
национальной стратегии и поддержки, без координации на национальном уровне, и   
на региональном уровне должны предприниматься необходимые действия.             
                                                                                
В настоящее время в Российской Федерации функционирует около шестисот           
реабилитационных центров. Этого явно мало, но беда не только в этом. Беда в     
том, что вообще никто на федеральном уровне, кроме цифр о количестве            
реабилитационных центров, ничего о качестве их работы сказать не может. Как я   
уже говорил, практически отсутствует правовая база системы реабилитации, и      
реабилитационные центры - многие из них являются таковыми только по названию    
- варятся в собственном соку. Данных о направлениях реабилитации, об            
используемых методиках на федеральном уровне нет. Необходимо на национальном    
уровне утвердить, в частности, стандарты оказания реабилитационных услуг,       
разработать национальную политику и программу действий в этой сфере, наладить   
взаимодействие министерств между собой, а также с общественными организациями   
и реабилитационными центрами с различными формами собственности.                
                                                                                
Есть ещё ряд вопросов, затрагиваемых законопроектом, но прекрасно понимаю,      
что никакие аргументы при отрицательном заключении правительства не повлияют    
на его судьбу. Хотел бы коротко остановиться ещё только на одном моменте.       
                                                                                
Основной аргумент, почему правительство не поддерживает законопроект, - это     
то, что не определены источники финансирования. Но, во-первых, законопроект     
вообще не требует каких-либо финансовых затрат, это видно каждому, кто его      
прочитал. А во-вторых, если мы серьёзно хотим совершенствовать социальную       
сферу, то делать это, имея целью экономию бюджета, ещё ни у кого не             
получалось. Затраты в социальную сферу - это вопрос развития государства, это   
вопрос гарантий прав граждан, это вопрос социальной безопасности, вопрос        
будущего.                                                                       
                                                                                
В заключение, хотя ранее я и говорил о том, что судьбу этого законопроекта      
нетрудно предвидеть, всё же хочу попросить всех поддержать его, а имеющиеся     
недостатки можно исправить, на наш взгляд, при подготовке ко второму чтению.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике Клавдии Николаевны       
Новиковой.                                                                      
                                                                                
НОВИКОВА К. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Предложенный на ваше           
рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" комитетом          
внимательно рассмотрен. Авторы законопроекта в целом позиционируют вносимые     
поправки как меры, изменяющие государственную политику в отношении инвалидов,   
способствующие совершенствованию системы реабилитации в стране, а также         
приведению терминологии закона в соответствие с Конвенцией ООН о правах         
инвалидов. Для этого предлагается по всему тексту закона заменить термины       
"технические средства реабилитации" на "реабилитационные средства" или просто   
"средства", термин "вид реабилитации" заменить на "реабилитационную услугу",    
что комитетом признаётся нецелесообразным, ухудшающим действующие нормы         
закона в части государственных гарантий реабилитации инвалидов. К тому же по    
понятийному аппарату эти термины не идентичны.                                  
                                                                                
Кроме того, в статьях 4, 9, 11, 11-1 и 28 закона речь идёт конкретно о          
технических средствах реабилитации, их стандартизации, сертификации, ремонте    
и порядке их выдачи или приобретения, то есть и здесь замена явно неуместна.    
Проведённый анализ показал, что терминология и понятийный аппарат               
действующего закона не вступают в противоречие с понятиями и терминологией      
Конвенции о правах инвалидов, так как в ней речь идёт о средствах,              
обеспечивающих мобильность, о комплексе и реабилитационных услуг и программ.    
Категория "реабилитационные средства" в конвенции вообще отсутствует.           
                                                                                
Поправками в пункты 1, 2 и 5 части третьей статьи 8, определяющей обязанности   
федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, предлагается               
пересмотреть эти полномочия при разработке индивидуальных программ              
реабилитации, установлении инвалидности и степени утраты трудоспособности.      
Пункты 3, 4 и 6 предлагается исключить, так как, по мнению авторов, это         
несвойственные и практически неисполняемые службой функции, такие, как          
изучение уровней и причин инвалидности, участие в разработке комплексных        
программ реабилитации инвалидов, профилактика инвалидности и социальной         
защиты инвалидов, что, по мнению комитета, может привести к снижению            
эффективности профилактики инвалидизации и социальной защиты инвалидов. К       
тому же указанные полномочия не предлагается передать какой-либо другой         
службе.                                                                         
                                                                                
Новая редакция статьи 10, которая сегодня именуется как "Федеральный перечень   
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,         
предоставляемых инвалиду", названа авторами "Федеральный перечень               
реабилитационных мероприятий, средств и услуг, предоставляемых инвалиду", что   
значительно ухудшает действующие нормы закона в целом, содержит нечёткость в    
толковании, стилистические и юридические ошибки.                                
                                                                                
Комитет поддерживает идею авторов о внесении в закон норм, устанавливающих      
порядок межведомственного взаимодействия при реализации реабилитационных        
мероприятий (ранее это определялось статьёй 12 закона "Государственная служба   
реабилитации инвалидов", так называлась статья, она была исключена              
федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года в связи с нечёткостью      
норм, определяющих полномочия и ответственность составляющих служб, и           
отсутствием механизмов реализации). Однако предложенная авторами новая          
редакция статьи (сейчас предлагается назвать её "Государственная система        
реабилитации инвалидов") значительно проигрывает прежней, содержит излишние и   
повторяющиеся нормы, требует кардинальной смысловой и юридико-технической       
доработки и в представленном варианте никак не может способствовать             
совершенствованию системы реабилитации в стране и повышению государственной     
ответственности в этой области.                                                 
                                                                                
Правительство Российской Федерации проект закона не поддерживает. Высшие        
исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации     
проект федерального закона в основном не поддерживают. У Комитета Совета        
Федерации по социальной политике и здравоохранению, а также у Правового         
управления Аппарата Государственной Думы по законопроекту имеются               
существенные замечания.                                                         
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду и социальной         
политике предлагает данный законопроект отклонить в первом чтении. Прошу        
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопросы будут?                                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Селезнёв Валерий Сергеевич. Сразу скажите, кому вопрос.                         
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
У меня Александру Вадимовичу вопрос следующий. Законопроектом предлагается      
передать полномочия по разработке ИПР инвалидов в организации и учреждения      
реабилитации инвалидов, о чём говорилось. А не считаете ли вы такую             
законодательную инициативу преждевременной? Обладаете ли вы достоверной         
информацией о количестве созданных в регионах реабилитационных центров,         
укомплектованных квалифицированными кадрами и технической базой?                
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Ломакину-Румянцеву.         
                                                                                
ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В. Спасибо.                                                 
                                                                                
Одна из больных проблем - это то, как сегодня заполняется индивидуальная        
программа реабилитации. По сути, за пятнадцать минут не специалисты во многих   
областях должны за инвалида определить всю его дальнейшую судьбу. И             
законопроектом как раз и предполагается, что те или иные разделы, например      
раздел о профессиональной реабилитации, должны заполнять специалисты. Речь не   
идёт только о реабилитационных центрах, речь идёт о том, чтобы в заполнении и   
в составлении индивидуальной программы реабилитации использовался опыт и        
служб занятости, и органов образования, то есть тех специалистов, которые       
действительно могут сказать, что нужно конкретному человеку.                    
                                                                                
Ещё раз повторю: то, что сегодня, по сути, второй паспорт для инвалида          
заполняется в течение пятнадцати минут во многом людьми, которые не очень       
компетентны в тех или других сферах, приводит к тому, что в дальнейшем          
реабилитация по-серьёзному не осуществляется.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич.                                                           
                                                                                
ШЕИН О. В. У меня вопрос к докладчику от комитета. С инициативой выступает,     
по сути дела, Всероссийское общество инвалидов, то есть структура, которая      
существует много десятков лет и которая как раз является наиболее               
профессиональной в этой сфере, как показали дебаты 2004 года между              
правительством и "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ", с одной стороны, и ВОИ - с другой. Всем      
понятно, что закон о монетизации ухудшил положение инвалидов, потихонечку эти   
вещи теперь исправляются. Не находите ли вы, что позиция ВОИ - это позиция      
специалистов и именно им виднее, что более полезно для инвалидов в Российской   
Федерации?                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Клавдия Николаевна.                           
                                                                                
НОВИКОВА К. Н. Спасибо за вопрос.                                               
                                                                                
Ну, я должна вам сказать, что, к сожалению, представленный законопроект         
свидетельствует об обратном. В данном случае законопроект, к сожалению,         
составлял неспециалист, его готовили явно неспециалисты, потому что всё, что    
предлагается здесь, свидетельствует (при внимательном изучении) о том, что      
все нормы, предложенные законопроектом, ухудшают положение инвалидов, они не    
улучшают сегодняшний закон. Да, я с вами согласна, что поправки, которые в      
2004 году были внесены в закон "О социальной защите инвалидов в Российской      
Федерации", значительно ухудшили нормы закона, снизили социальную               
защищённость инвалидов, это понятно. Сегодня закон нужно улучшать, но ни одна   
из предложенных норм закон не улучшает. Я вам говорю как специалист,            
работающий в этой сфере одиннадцать лет.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Клавдия Николаевна, поскольку я представляю регион,    
где особенно много травмоопасных производств и вопросы реабилитации особенно    
остро стоят, то три вопроса. Скажите, а какое заключение дал Совет народных     
депутатов Кемеровской области на этот законопроект? Второе: скажите, если вы    
не согласны с термином "реабилитационные средства", который предлагают авторы   
законопроекта взамен термина "технические средства реабилитации", расширяя      
существующее понятие, поскольку одежда, которая выдаётся инвалиду,              
естественно, не лечит, во всяком случае к техническим средствам её не           
отнесёшь, то какой термин предлагаете вы? И третье - работа МСЭКов. Абсолютно   
согласна с авторами этого законопроекта, но более субъективных органов и        
специалистов, которые работают в этих структурах, наверное, трудно найти в      
регионах. Действительно, они на глазок определяют потенциальные возможности     
человека: если нет рук, то языком можно марки клеить, как говорят уже сами      
инвалиды с горькой иронией. Скажите, до сегодняшнего дня на федеральном         
уровне... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Клавдия Николаевна.                           
                                                                                
НОВИКОВА К. Н. Прежде всего по поводу Кемеровской области. Данных о том, как    
они отреагировали на этот законопроект, я не могу вам привести. Можно           
поинтересоваться в комитете. Мы предоставим вам такую информацию.               
                                                                                
Что касается "технических средств реабилитации", термина, который сегодня       
применяется в законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".    
В законе даётся чёткое определение, что это устройства, которые содержат        
технические решения. Всё, что касается специальной одежды, всё, что касается    
памперсов, представьте себе, содержит технические решения, и отрицать, что      
они относятся к средствам реабилитации, ну, это тоже не совсем компетентно.     
                                                                                
Что касается разрешения конфликтов. Конфликты, которые сегодня имеют место      
вообще в правовом поле и в поле деятельности инвалидов, решаются сегодня в      
регионах. Я имею в виду координационные советы, созданные сегодня при           
правительствах всех регионов Российской Федерации по решению координационного   
совета, который сегодня возглавляет, вы знаете, наш президент.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лебедев Андрей Ярославович, пожалуйста.                   
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ А. Я., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Клавдия Николаевна, к вам вопрос. Всё-таки какова ваша оценка деятельности      
реабилитационных центров в целом по России? И скажите, пожалуйста, всё-таки     
сколько существует реабилитационных центров в России, в Санкт-Петербурге, в     
Ленинградской области в частности, если у вас есть такие данные? И кратенько    
оценку их деятельности.                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
НОВИКОВА К. Н. Ну, вообще, это не имеет отношения к данному законопроекту, но   
вопрос прозвучал. Я должна вам ответить, что сейчас сказать очень сложно,       
сколько центров, потому что они создаются каждый день. Сегодня пошла такая      
тенденция, которая существовала в Российской Федерации с 2000 по 2005 год,      
когда сеть учреждений развивалась очень активно в соответствии с новым          
законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и создавалась    
государственная служба реабилитации инвалидов в каждом регионе. К сожалению,    
закон не имел механизма реализации в этой части. Предполагалось, что в          
Российской Федерации положения и все подзаконные нормативные акты будут         
разработаны Правительством Российской Федерации, но они, к сожалению, не были   
разработаны. В 2004 году, как я уже сказала, статья о государственной службе    
реабилитации инвалидов была исключена из закона, но в регионах эти службы       
созданы.                                                                        
                                                                                
На сегодняшний день в Российской Федерации более тридцати тысяч учреждений,     
занимающихся реабилитацией инвалидов, но это не центры реабилитации, центров    
реабилитации порядка четырёх-пяти тысяч. В Республике Татарстан, могу сказать   
точно, двадцать центров: тринадцать для детей и семь для взрослых. Это          
хорошая база для того, чтобы работала эффективно государственная служба         
реабилитации инвалидов. Работают центры на сегодняшний день в соответствии с    
положениями, которые разрабатываются регионами в соответствии с федеральным     
законом, потому что полномочия переданы регионам, и работают эти центры         
весьма эффективно. Мы сегодня работаем в соответствии с инновационными          
технологиями, новейшими технологиями реабилитации прежде всего                  
детей-инвалидов, а программы для взрослых инвалидов - это интеграция их в       
общество. По всей России в каждом округе сегодня созданы центры реабилитации    
и социальной адаптации инвалидов, взрослых я имею в виду.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая Клавдия Николаевна, если вы признаёте в своём докладе, что проблема   
существует, что Правовое управление написало много замечаний, то почему вы не   
признаёте, что все замечания, вообще-то, можно учесть при втором чтении? И      
почему, признавая проблему, комитет не выносит её решение на рассмотрение?      
                                                                                
НОВИКОВА К. Н. Спасибо, Николай Васильевич, за вопрос.                          
                                                                                
Мы с вами об этом говорили на заседании комитета. Я могу ещё раз повторить,     
что да, необходимо совершенствование деятельности соответствующих служб,        
которые сегодня занимаются реабилитацией, да, в их работе есть недостатки, но   
эту работу возможно улучшить в рамках действующего закона, и много есть         
других нормативных документов, определяющих работу этих служб. Конечно, нужно   
совершенствовать закон, я уже сказала, закон надо совершенствовать, но всё,     
что сегодня предложено в законопроекте, - ни одна из норм, ни одна поправка,    
- к сожалению, проблемы не решает. Там нечего править ко второму чтению, надо   
полностью переписывать законопроект.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемая Клавдия Николаевна, поскольку действительно            
разработчиками этого законопроекта были сообщества инвалидов, то позвольте      
вам не поверить, что инвалиды свои проблемы знают хуже вас. Наверное, они       
знают лучше.                                                                    
                                                                                
И потом, вы сказали буквально следующее, я фразу записал: комитет               
поддерживает идею, она правильная. Вот вы киваете головой, значит, есть         
проблема. Вас не устраивает данный вариант, ну предложите свой! Ведь            
действительно инвалиды - это богом обиженные, забытые и самые нищие люди.       
Дайте свой вариант, и не когда-нибудь, через год-два, в следующей Думе, а вот   
сейчас, в апреле. Ведь вы же признали, что проблема существует и идея           
правильная. Что мешает вам?                                                     
                                                                                
НОВИКОВА К. Н. Ну, прежде всего, я не говорила о том, что инвалиды знают свои   
проблемы хуже и что я знаю их лучше. Этого в моём выступлении не было.          
                                                                                
Второе - всё, что касается совершенствования закона. Я ещё раз говорю, что      
согласна, что с целью повышения эффективности системы реабилитации инвалидов    
закон надо совершенствовать, и над этим комитет работает.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ответ дан, присаживайтесь, Клавдия Николаевна.   
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Две руки - Локоть... ой, извините, Коломейцев и     
Селезнёв. Всех я увидел, да?                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вот у нас странная появилась   
тенденция: выходит представитель комитета, рассказывает о том, что да,          
проблема есть... Вот отменили шесть законов уже принятых по индексации          
вкладов 1991 года. Вышел Резник, его, правда, здесь нет уже, и говорит: "Вот    
вы понимаете, надо расчистить поляну, мы сейчас внесём такие законы, которые    
всех удовлетворят". И законы, которые работали, отменили, но новых не внесли!   
                                                                                
Вот сегодня в повестке по пенсионным системам законопроекты, которые в первом   
чтении, подчёркиваю, приняты, девять лет пролежали, никто над ними работать     
не захотел, хотя здесь у нас куча председателей профсоюзов присутствует, вот    
Михаил Васильевич Тарасенко, большой профессионал, вам скажет, что              
профессиональные системы надо развивать. Плюс посмотрите бюджет Пенсионного     
фонда - он у нас на 35 процентов сегодня дотируется из федерального бюджета.    
Это говорит о том, что неправильная система его формирования. Закон о           
Пенсионном фонде, который нам правительство обещает уже пятнадцать лет, так и   
не внесён в Государственную Думу. То есть из имеющих в Пенсионном фонде счета   
сегодня сорок миллионов пенсионеров получают пенсию, но закона о Пенсионном     
фонде нет, а случаи, когда по миллиарду и более пытаются умыкнуть, и,           
возможно, умыкнули, но их не поймали, они у нас всё чаще.                       
                                                                                
Поэтому, с нашей точки зрения, надо изменить подход. Если у комитета нет        
своих идей, материализованных в законе, надо брать законопроект, наличие        
проблемы в котором признаётся комитетом, и через поправки, как это              
неоднократно делалось... Если посмотреть законы Резника или Шаккума, они ко     
второму чтению меняются на 360 градусов, не на 180 и не на 90 - на 360! После   
второго чтения выходит совершенно другой закон. Почему же по отношению к        
инвалидам это не делается?! У нас ведь их, к сожалению, уже двенадцать          
миллионов человек, притом мы с вами через принятие Налогового кодекса,          
поправок к нему инвалидов уже сделали вообще изгоями.                           
                                                                                
Предприятиям льгот почти никаких, чтобы инвалидам можно было организовать       
работу. Были раньше чисто инвалидные предприятия - все грохнули с помощью       
Налогового кодекса и ряда других законов. Поэтому мы поддерживаем идею,         
высказанную авторами, и считаем, что законопроект надо принять в первом         
чтении и побудить комитет ко второму чтению разрешить проблему. Давайте же      
мы, вообще-то, хоть перед выборами начнём заниматься проблемами тех, кто не     
может ждать. А инвалиды ждать не могут, потому что любая тяжёлая ситуация в     
первую очередь ударяет по инвалидам. Мы поддерживаем этот законопроект и всем   
здравомыслящим депутатам предлагаем поддержать его.                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич.                               
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Ну, наверное, я не здравомыслящий депутат, по оценке коллеги Коломейцева,       
потому что я хотя и инвалид, но не понимаю, каким образом этим законопроектом   
предполагается улучшение ситуации в решении проблем инвалидов. Я читал этот     
законопроект, и такое ощущение, что это очередная попытка захвата функций       
одной организации - Всероссийского общества инвалидов. А я напоминал            
неоднократно, что это далеко не единственная организация, в ней собраны не      
все тринадцать с половиной миллионов инвалидов нашей страны, её списочная       
численность полтора миллиона инвалидов.                                         
                                                                                
Что предлагают авторы? Авторы предлагают пересмотреть полномочия организаций    
медико-социальной экспертизы по разработке индивидуальных программ              
реабилитации и передать их в организации и учреждения реабилитации инвалидов,   
а органам медико-социальной экспертизы оставить только экспертные функции.      
                                                                                
Я задал не случайно вопросы авторам: а готовы ли созданные в регионах           
реабилитационные центры выполнять эту задачу, укомплектованы ли они на          
сегодняшний день необходимой базой, квалифицированными кадрами и так далее?     
Ответа я не услышал. Проведён ли анализ авторами законопроекта ситуации на      
этом рынке? Ответа тоже не было.                                                
                                                                                
Что касается самих методик, то в статье 7 закона "О социальной защите           
инвалидов в Российской Федерации" условия для разработки федеральными           
учреждениями медико-социальной экспертизы индивидуальных программ               
реабилитации инвалидов определены.                                              
                                                                                
Законопроектом предлагается исключить ряд полномочий федеральных учреждений     
МСЭ, которые им не свойственны и фактически ими не исполняются (это я           
зачитываю пояснительную записку к законопроекту). Однако авторы законопроекта   
не предполагают передать эти полномочия другим учреждениям или организациям.    
                                                                                
Законопроектом предлагается создать государственную систему реабилитации        
инвалидов, состоящую из органов государственной власти, органов местного        
самоуправления, организаций и учреждений различного уровня, осуществляющих      
мероприятия по реабилитации. Функции в сфере реабилитации инвалидов между       
различными уровнями органов власти не разграничены при этом, а система, в       
звеньях которой нет чёткого распределения функций и разграничения               
ответственности, работать не будет.                                             
                                                                                
Система реабилитации, конечно же, должна совершенствоваться, но какой бы        
несовершенной ни была система органов медико-социальной экспертизы,             
существующая сегодня, не могу согласиться с авторами законопроекта, с их        
предложениями.                                                                  
                                                                                
Не надо перекладывать с больной головы на здоровую, надо, наверное, эту         
голову, которая сегодня обладает всеми полномочиями, всеми методиками,          
совершенствовать и заставлять методом кнута и пряника, в первую очередь на      
законодательном уровне... Мы готовы участвовать в комплексном подходе,          
разрабатывать комплексный закон о реабилитации инвалидов, но никоим образом     
не пытаться пролоббировать закон, который сведёт ответственность федеральных    
органов медико-социальной экспертизы на нет, передаст эти полномочия            
реабилитационным центрам, а ответственность этих реабилитационных центров       
перед инвалидами размоет, сведёт работу, которая сейчас проводится в            
составлении индивидуальных программ реабилитации инвалидов, вообще к нулю.      
                                                                                
Мы, фракция ЛДПР, не будем голосовать за данный проект закона.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить полномочному              
представителю президента, полномочному представителю правительства,             
докладчику с заключительным словом?                                             
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Ломакину-Румянцеву Александру Вадимовичу.         
                                                                                
ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ А. В. Спасибо.                                                 
                                                                                
Я не собирался выступать с заключительным словом, но есть несколько моментов,   
на которые всё-таки хотелось бы обратить ваше внимание.                         
                                                                                
Реабилитационные центры есть по всей России... Вы знаете, это утверждение       
крайне необъективное. Я могу утверждать, что ни в одной из республик            
Северного Кавказа - это просто достаточно яркий пример - нет реабилитационных   
центров для детей-инвалидов, несмотря на то что там число инвалидов,            
детей-инвалидов, крайне велико.                                                 
                                                                                
Полномочия по реабилитации переданы регионам... Да нет, к сожалению, в том-то   
и дело, что в законодательстве на сегодняшний день нет полномочий,              
ответственности за осуществление реабилитации.                                  
                                                                                
И последний момент. Самая большая ошибка, которая совершается на сегодняшний    
день - и государственными органами, как сегодня прозвучало из выступления       
депутата Селезнёва, - состоит в том, что медико-социальную экспертизу           
отождествляют с реабилитацией инвалидов. Отсюда и все проблемы. Не случайно,    
наверное, одним из критериев оценки деятельности бюро МСЭ является процент      
реабилитированных инвалидов. Не может орган, который должен заниматься только   
экспертизой, решать вопрос о реабилитации человека иначе как через снижение     
или снятие группы инвалидности, что повсеместно и происходит. Я уверен, что у   
вас, коллеги, жалоб на необъективное освидетельствование достаточно много.      
                                                                                
Нельзя реформировать, если у нас нет чёткой цели. Бюро МСЭ должно заниматься    
экспертизой, оно может начинать оформление индивидуальной программы             
реабилитации, но заниматься ею не должно, для этого существуют специальные      
структуры. Если каких-то структур нет, то их достаточно быстро можно создать.   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мы обсудили 18-й вопрос, выносим его на "час голосования".                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5702 по 5720 из 6912
Пункт 18 порядка работы Государственной Думы. Блок "Социальная политика".       
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Кто   
за данный законопроект? Прошу определиться голосованием.                        
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              142 чел.31,6 %                                    
Проголосовало против           29 чел.6,4 %                                     
Воздержалось                    4 чел.0,9 %                                     
Голосовало                    175 чел.                                          
Не голосовало                 275 чел.61,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                

Заседание № 215

09.03.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 300997-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части, касающейся реабилитации инвалидов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 629 по 636 из 4716
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Докладчик по пункту 12 и автор    
законопроекта Ломакин-Румянцев заболел и очень просил перенести рассмотрение    
законопроекта на более поздний срок.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 839 по 841 из 4716
Депутат Емельянов просит перенести пункт 12 в связи с отсутствием докладчика.   
Есть необходимость голосовать, коллеги? Нет. Принимаем.