Заседание № 201

21.12.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 300985-5 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (о запрете на продажу алкогольной продукции гражданам, не предъявившим удостоверение личности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6073 по 6128 из 9431
Переходим к пункту 39. О проекте федерального закона "О внесении изменения в    
статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и   
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".            
Докладывает Виктор Фридрихович Звагельский.                                     
                                                                                
А пункт 38 мы сняли.                                                            
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию для               
рассмотрения во втором чтении предлагается проект федерального закона "О        
внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном           
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и            
спиртосодержащей продукции".                                                    
                                                                                
В первом чтении законопроект был принят Государственной Думой 11 июня. Всего    
в комитет поступило две поправки, и обе рекомендуются к принятию. Первой        
поправкой определяется перечень соответствующих документов, которые             
устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации              
федеральным органом, а вторая поправка носит юридико-технический характер.      
                                                                                
Прошу перейти к рассмотрению поправок, рекомендуемых комитетом к принятию.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, две поправки, рекомендованные к принятию.        
Будут замечания? Нет.                                                           
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 50 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              392 чел.87,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9 %                                    
Результат: принято.                                                             
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Законопроект выносится на "час голосования" во втором чтении.                   
                                                                                
Включите микрофон на центральной трибуне.                                       
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые        
процедуры, проведены юридическая и лингвистическая экспертизы. Замечаний        
Правового управления Аппарата Госдумы по законопроекту не имеется.              
Законопроект полностью готов к рассмотрению и в третьем чтении. Прошу           
поставить его в третьем чтении на "час голосования".                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, комитет подготовил законопроект к третьему       
чтению. Есть ли предложения о выступлениях по мотивам? Нет. Законопроект        
выносится на "час голосования" в третьем чтении.                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8561 по 8623 из 9431
Пункт 39, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16          
Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота     
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Второе чтение.     
Голосуйте.                                                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
По мотивам - Беляков.                                                           
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, Олег Викторович.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я не буду долго говорить, поскольку уже поздно, мы и так     
на ускоренном режиме голосования.                                               
                                                                                
Скажу только, что, конечно, хорошо, что принимаем вот такие инициативы. Плохо   
только, что вне некой единой концепции, потому что очень хорошо была            
проработана антиалкогольная тема, и не только мной, был внесён по этому         
поводу целый комплекс законодательных инициатив, было обсуждение с комитетом,   
что мы выделим чуть ли не целое заседание, чтобы все эти инициативы             
рассмотреть. Необязательно заседание целиком, но по крайней мере хотелось бы,   
чтобы мы в комплексе подошли к этому вопросу. В результате у нас появляется     
одна инициатива в месяц. Она, конечно, нужная, но, поверьте, с точки зрения     
того, что страна спивается, дать право продавцу проверять документы... Ну,      
это хорошо, лучше так, чем без этого, но вообще это, конечно, скорее, иллюзия   
решения проблемы, чем реальное решение.                                         
                                                                                
Сколько было обещаний! В начале пленарного заседания я каждый раз спрашивал:    
когда же, когда же? Комитет говорил, что на следующей неделе обязательно        
будет, уважаемый председательствующий говорил, что законопроекты поставлены     
на 15-е, 18-е, 21-е... что потом мы обязательно рассмотрим в осеннюю сессию.    
Дело, повторяю, не только в моих законах, антиалкогольных инициатив довольно    
много, но только в комплексе они могут дать реальный результат. К сожалению,    
пока то, что мы делаем, - это бессистемный разброд и шатание. И это очень       
жаль, хотя, повторяю, сама по себе инициатива, безусловно, лучше, чем её        
отсутствие.                                                                     
                                                                                
Мы её поддержим.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект данный в третьем     
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              447 чел.99,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    447 чел.                                          
Не голосовало                   3 чел.0,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                

Заседание № 196

24.11.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 300985-5 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (о запрете на продажу алкогольной продукции гражданам, не предъявившим удостоверение личности; внесён депутатом Государственной Думы В. Ф. Звагельским).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5580 по 6207 из 7990
Пункт 26.1, теперь у нас один законопроект. О проекте федерального закона "О    
внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном           
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и            
спиртосодержащей продукции". Доклад депутата Государственной Думы, члена        
Комитета по экономической политике и предпринимательству Виктора Фридриховича   
Звагельского.                                                                   
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо.                                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В соответствии с федеральным      
законом "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" одной из    
целей государственной политики в интересах детей является защита от факторов,   
негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное    
и нравственное развитие. Позволю себе ещё раз привести немного статистики,      
эти цифры уже неоднократно звучали, но всё равно я считаю, что они очень        
важные и их нужно повторить. Согласно данным Росстата, потребление только       
учтённого алкоголя на душу населения возросло с 5 литров в 1990 году до 10      
литров сейчас без учёта употребления пивной продукции, а всего это составляет   
18 литров на человека. В структуре продаж алкогольной продукции и пива          
населению 80 процентов приходится на пиво, 13 процентов - на более крепкий      
алкоголь, далее идут вино и коньяк. При этом наблюдается существенный рост      
производства именно слабоалкогольных напитков и пива. Почему я заостряю на      
этом внимание? Потому что это наиболее популярные напитки среди молодёжи        
сейчас.                                                                         
                                                                                
Наблюдается постоянный рост торговых точек, где продаётся алкогольная           
продукция. Их насчитывается уже сейчас более ста тысяч, и эта цифра постоянно   
растёт. Не поддаётся исчислению количество палаток, баров и кафе, где продают   
алкоголь и пиво, а рост производства и продажи алкогольной продукции            
вызывается ростом и спроса, и потребления населением, в том числе в первую      
очередь несовершеннолетними, что приводит к непоправимым последствиям.          
                                                                                
По данным Роспотребнадзора, в Российской Федерации более двадцати восьми        
миллионов человек вовлечены в пьянство, а из десяти миллионов детей в           
возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет минимум 50 процентов регулярно      
употребляют спиртные напитки и пиво. Более того, из трёх российских детей в     
возрасте от тринадцати до шестнадцати лет двое употребляют спиртные напитки.    
От 1 до 6 литров пива, от двух до пяти банок алкогольных коктейлей - такую      
дозу в пересчёте на среднего россиянина сейчас получает каждый                  
среднестатистический школьник в России.                                         
                                                                                
По данным того же Росстата, смертность от причин, связанных с употреблением     
алкоголя, составила только в прошлом году более восьмидесяти тысяч человек.     
Таким образом, проблема подросткового алкоголизма в Российской Федерации        
сегодня перестала быть сугубо медицинской или правоохранительной, она           
достигла уровня государственной.                                                
                                                                                
Темпы распространения алкоголизма приобрели масштабы, непосредственно           
угрожающие устоям общества и здоровью нации. Несмотря на имеющийся сейчас в     
российском законодательстве запрет на продажу алкогольных напитков              
несовершеннолетним, можно говорить о том, что данное требование либо вообще     
не выполняется, либо выполняется крайне редко. Одной из главных причин          
сложившейся ситуации является вседоступность алкоголя для несовершеннолетних.   
Практически любой подросток в возрасте до восемнадцати лет может купить         
алкогольный напиток в торговой точке, так как продавец даже не имеет права      
потребовать удостоверение личности и опирается только на субъективное мнение    
при определении возраста покупателя.                                            
                                                                                
Обсуждаемым законопроектом предлагается законодательно закрепить право          
продавца требовать документ, подтверждающий личность гражданина при покупке     
им алкогольной продукции. При этом право это не является обязательным и         
остаётся на усмотрение продавца такой продукции. Достаточно большой и давний    
зарубежный опыт свидетельствует о том, что в большинстве цивилизованных стран   
продажа любых алкогольных напитков несовершеннолетним категорически             
запрещена. Этот запрет неукоснительно выполняется, в том числе благодаря        
норме, по которой продавец имеет право требовать удостоверение личности,        
подтверждающее возраст покупателя.                                              
                                                                                
Конечно, данный закон будет особенно действенен вкупе с законом об              
ужесточении ответственности за продажу алкогольных напитков и пива              
несовершеннолетним. Такой законопроект после долгих процедур и согласований     
наконец-то в ближайшее время будет вынесен на ваше рассмотрение. Это будет,     
по нашему мнению, ещё один реальный шаг в борьбе с алкоголизацией, о которой    
ежедневно пекутся некоторые наши коллеги, извините, за цинизм, в большей        
степени тратя наше время, чем занимаясь реальными делами.                       
                                                                                
Учитывая вышеизложенное и считая обсуждаемый законопроект очень важным,         
Комитет по экономической политике и предпринимательству предлагает принять в    
первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16      
Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота     
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Есть вопросы.               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Депутат Беляков.                                                                
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо.                                                  
                                                                                
Приятно, Виктор Фридрихович, узнать о том, что вы так печётесь об этом,         
однако у меня прямой вопрос. Вы сами сказали о том, что молодые люди прежде     
всего покупают пиво. Ваш законопроект, который мы сейчас рассматриваем, не      
касается права проверки документов при продаже пива, поскольку пиво не          
относится, так скажем, к компетенции закона, в который вы вносите поправки. В   
то же время у вас в комитете находится мой законопроект, который предполагает   
как раз проверку документов у подростков, покупающих пиво. Почему он не         
является альтернативным, почему они не рассматриваются вместе? Почему не        
рассматривается законопроект об усилении ответственности за продажу алкоголя    
подросткам, о котором вы сегодня тоже говорили? Это к разговору о том, что      
кто-то печётся, а кто-то выступает. Комитет саботирует законодательные          
инициативы оппозиции по этому поводу, саботирует - не выносит их на             
рассмотрение. Но это всё эмоции, а спрашиваю я ещё раз: почему мы не            
рассматриваем законопроект о проверке документов у подростков, которые          
покупают пиво, а не крепкий алкоголь? С точки зрения той же самой               
статистики... (Микрофон отключён.)                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отвечайте, пожалуйста.                                    
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Большое спасибо.                                              
                                                                                
Если бы наиболее активные представители оппозиции немножечко читали             
законопроекты, в том числе и мои, они бы этих вопросов не задавали. Хочу        
попросить вас внимательно прочитать мой законопроект, где абсолютно чётко       
написано о том, что паспорт и любой документ требуется при продаже              
алкогольной продукции и пива. Это первое.                                       
                                                                                
Второе, к вопросу об оппозиции. Все, в том числе и вы, я надеюсь, голосовали    
за то, чтобы пиво было приравнено у нас к алкогольной продукции. Мы прошли      
процедуру первого чтения, проголосовали единогласно. Может быть, вы в этот      
момент не голосовали, просто вышли из зала, потому что я так понимаю, что вы,   
наверное, единственный были бы против. Во всём остальном никаких противоречий   
с тем, что вы говорите, нет, я с вами полностью согласен. И точно так же        
предъявление паспорта обязательно при продаже пива сейчас, пока пиво у нас не   
приравнено к алкоголю, пока не вступили в силу изменения в 171-й закон.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Виктор Фридрихович, учитывая, что вы курируете... (Шум в зале.) Ну вопрос кто   
задаёт?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тихо-тихо! Два депутата: один говорит в микрофон,         
другой не в микрофон...                                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Виктор Фридрихович, учитывая, что вы курируете                 
антиалкогольные и алкогольные законы в комитете, скажите, пожалуйста, - вот в   
продолжение вопроса коллеги - почему вот эта тема у нас поднимается только      
тогда, когда уже, так сказать, до жареного доходит, и вы как бы для выпуска     
пара вносите, ну, такой точечный законопроект, хотя из доклада следует, что     
вы в принципе владеете ситуацией? Скажите, пожалуйста, когда будет более        
серьёзный закон? Ведь после 18 часов зимой никто паспорта не будет проверять,   
учитывая, что сверхприбыль ларьков, в том числе и некоторых депутатских,        
продавца интересует с точки зрения процента от прибыли, понимаете, а не от      
паспорта. Поэтому я хотел бы знать, когда комитетом будут внесены более         
серьёзные законопроекты, учитывая нашу технологию, что мы можем вносить         
двести законов, но они... (Микрофон отключён.)                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, и насчёт депутатских ларьков - вот это интересно.     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Я не могу вам ответить насчёт депутатских ларьков - у меня    
такой информации и списка пока нет. Спасибо вам большое за то, что вы           
сказали, что я разбираюсь в ситуации. Однако я не считаю запрет, ужесточение    
продажи алкогольной продукции, в первую очередь несовершеннолетним,             
предъявление паспорта и приравнивание пива к алкогольной продукции точечными    
законами - это достаточно важные законы, и вы знаете, как тяжело они            
проходили, вы прекрасно понимаете, какое сопротивление, в том числе             
лоббистское, мы выдержали. Это первое.                                          
                                                                                
Второе, что касается запрета на продажу в ларьках и времени продажи. Что        
касается запрета на продажу в ларьках, то этот законопроект, одним из авторов   
которого являюсь и я в том числе, уже прошёл через комитет, и мы надеемся,      
что в ближайшее время - я отвечаю на ваш вопрос - он будет вынесен на           
рассмотрение. Это что касается ларьков.                                         
                                                                                
Что касается времени продажи, то у нас есть несколько законопроектов, они       
немножко отличаются в части запрета на продажу в ночное время суток. Мы пока    
не выносим их, потому что у правительства есть более жёсткий вариант в части    
времени продажи. Если внесение этого правительственного законопроекта - а мы    
его долго очень ждём, к сожалению, - будет затягиваться, то мы их вынесем на    
рассмотрение и согласуем с вами уже окончательно этот запрет по времени.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Тепляков.                                         
                                                                                
ТЕПЛЯКОВ Е. Н. Автор законопроекта совершенно справедливо ставит вопрос о       
том, что должна быть, так сказать, поставлена защита от продажи алкогольной     
продукции и пива несовершеннолетним. Потребление несовершеннолетними            
алкогольной продукции и пива приводит к непоправимым последствиям - это         
трагедия и для семьи, и для детей в будущем. Фракция ЛДПР ставила               
неоднократно вопрос о запрете на продажу им не только алкогольной продукции,    
но и пива. Но если посмотреть на продавцов, продающих алкогольную продукцию и   
пиво, то мы увидим, что моральные принципы у большинства из них, так скажем,    
не совсем в порядке либо отсутствуют вообще. И тем более, что уже всё больше    
у нас продавцов - неграждан России. Вот скажите, Виктор Фридрихович, какие      
меры могут быть приняты после принятия данного закона, для того чтобы           
заставить продавцов не только требовать документы у несовершеннолетних, но и    
отвечать за то, что они продали им эту продукцию, потому что пока, хоть в       
Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и              
установлена административная ответственность для хозяина этого ларька или       
продавца, который продал алкоголь несовершеннолетним, продавцы у нас ни за      
что не отвечают?                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо, Евгений Нодариевич.                                  
                                                                                
Я частично уже на этот вопрос ответил в докладе. Следующим законопроектом,      
который будет рассматриваться, я надеюсь, в начале декабря, мы устанавливаем,   
во-первых, совсем другую величину штрафов - увеличиваем их в десять раз,        
во-вторых, мы устанавливаем, самое главное, административную ответственность    
для торгующих организаций - для них это самое страшное - в виде                 
приостановления и аннулирования лицензий, а непосредственно для физических      
лиц - для продавцов, о которых вы говорите, мы вводим уголовную                 
ответственность. Это та часть нашего законопроекта, которая достаточно долго    
проходила все согласования, и мы её утвердили. Это что касается того, какие     
меры будут приняты к продавцам алкогольной продукции и пива, - достаточно       
жёсткие меры, наверное, самые жёсткие, которые можно представить в этом         
сегменте.                                                                       
                                                                                
Теперь что касается паспорта. В нашем законопроекте есть дополнение - оно,      
может быть, не очень существенное, - которое предполагает, что продавец         
вправе требовать, естественно, не только паспорт, но и все другие документы,    
удостоверяющие личность. И это будет касаться не только резидентов, но и        
нерезидентов Российской Федерации, то есть люди, приехавшие из другой страны,   
молодые люди, которые находятся в Российской Федерации, будут предъявлять те    
документы, которые в соответствии с законами их страны являются обязательными   
и подтверждают их возраст, для того чтобы избежать продажи алкогольной          
продукции несовершеннолетним, не являющимся резидентами Российской Федерации.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров, пожалуйста, ваш вопрос.               
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос, как раз связанный с удостоверением личности,    
потому что толкование не совсем понятно. Я понимаю, когда это билет на          
самолёт, прописка в гостинице, но в данном случае... Не считаете ли вы          
возможным дать более расширительное толкование этого понятия, например,         
включить туда водительское удостоверение? Уже давно у нас идут разговоры о      
том, чтобы приравнять водительское удостоверение к удостоверению личности, но   
пока оно таковым не является. Ведь многие граждане паспорт-то с собой не        
носят: он у нас не очень удобного формата для постоянного ношения и серьёзная   
ответственность за его, будем так говорить, ненадлежащее использование, за      
что были наказаны даже некоторые депутаты. Поэтому вот как вы относитесь к      
тому, чтобы дать расширительный перечень документов, которые будут являться     
основанием для продажи алкоголя?                                                
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо, Максим Станиславович.                                
                                                                                
Я абсолютно с вами согласен, более того, в данном законопроекте это уже всё     
прописано: продавец вправе требовать у покупателя любое удостоверение           
личности, подтверждающее его возраст, коим кроме паспорта может быть            
водительское удостоверение, военный билет и так далее, и тому подобное. То      
есть мы не вводим обязательное условие для продавца при продаже данной          
продукции требовать любое удостоверение личности, это его право. Если ему       
будет достаточно военного билета, чтобы понять, что данному человеку больше     
восемнадцати лет, или водительского удостоверения, это будет нормально.         
Ограничения продавать только по паспорту в данном законе как раз нет.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Виктор Фридрихович, помедленнее, пожалуйста, вы очень быстро говорите.          
Скажите, пожалуйста, почему всё-таки вы предоставляете право требовать (ведь    
он может и не потребовать), а не обязанность? У нас, насколько я знаю, никто    
особо сильно не возмущается, если у него милиционер требует удостоверение       
личности, а потом на сорок восемь часов тащит в кутузку для установления        
личности, хотя я, конечно, иронизирую.                                          
                                                                                
И второе. Вы сказали в своём докладе: "Вы знаете, какое лобби противостоит      
принятию данных законов?" Вы не могли бы конкретно сказать, кто это? Фамилию    
назовите.                                                                       
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо, Сергей Владимирович.                                 
                                                                                
Я говорю быстро, экономя ваше время, но могу говорить очень медленно, если      
нужно.                                                                          
                                                                                
Что касается обязательного права, то на самом деле вводить это в обязанность    
не является целесообразным. То есть в этом случае вам, как потенциальному       
потребителю алкоголя, - извините, если я вас обижу этим, - если, придя в        
магазин, вы случайно забыли паспорт, потому что думаете, что вас все знают в    
лицо, просто не продадут алкоголь. Из-за этого может быть проблема.             
                                                                                
На самом деле здесь нет никакого ноу-хау. Такая же система есть, допустим, в    
тех же Соединённых Штатах. По Конституции Соединённых Штатов, если вы           
приходите в магазин, а у вас там требуют ID, в данном случае удостоверение      
личности или паспорт, то вы вправе подать на продавца в суд за нарушение        
ваших гражданских прав. Уверяю вас, за всё время существования данного закона   
в Соединённых Штатах ни один потенциальный покупатель, реальный покупатель не   
подал в суд. То есть это право продавца. Не надо ущемлять конституционные и     
гражданские права человека. Я не обязан с собой носить документы. Но если,      
несмотря на свой солидный возраст, я выгляжу, в связи с тем что очень хорошо    
живу, так молодо, что мне не продают, ну, это на усмотрение продавца, зачем     
это вменять ему в обязанность?                                                  
                                                                                
Мы сейчас говорим о том, что это остаётся на... даже не на совести, это         
остаётся риском для продавца. Если он это сделает, он будет нести очень         
серьёзную административную ответственность как торговая точка, где он           
работает, или уголовную. Мы не говорим про существующую норму, она сегодня, к   
сожалению, мало работает, но при этом это не должно быть обязанностью, он       
может просить. Если он посчитает, что вы выглядите на свой возраст, не хочу     
вас обидеть, то он вам и так продаст. Поэтому я не считаю, что эта норма        
должна работать.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Мы поняли, что депутат Иванов справится с этой задачей в любом варианте.        
                                                                                
По ведению - депутат Беляков.                                                   
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, Олег Викторович.                                 
                                                                                
У меня абсолютно конкретный вопрос по ведению. Я просто хотел бы попросить      
вас, как председательствующего, следить за тем, чтобы ответ соответствовал      
вопросу. Был вопрос: почему два законопроекта не являются альтернативными       
(это позиция комитета) и не выставляются на рейтинговое голосование? Вот был    
вопрос. А в ответ я услышал что угодно, в том числе оценочные какие-то,         
личностные вещи, кроме прямого ответа на вопрос.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, поскольку это мне адресован фактически вопрос, я      
отвечаю на него.                                                                
                                                                                
Первое. К сожалению, у ведущего нет такого права - оценивать, насколько         
глубоко отвечающий на вопрос раскрывает тему и насколько удовлетворён тот,      
кто задаёт вопрос. Это первое.                                                  
                                                                                
Что касается альтернативности, то здесь всё очень просто. Если законопроект     
не вынесен как альтернативный, следовательно, комитет принял такое решение и    
оно поддержано Правовым управлением. Другого варианта просто не существует.     
Вот ответ на ваш вопрос.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, вопросы у нас все заданы. Есть ли?.. Есть, вижу. Тогда       
давайте запишемся. Включите... Или сразу - по одному выступлению от фракции?    
Давайте пойдём этим путём, наверное, все согласятся с этим. По два? Ставлю на   
голосование предложение депутата Журовой (она мне сказала об этом): по одному   
выступлению от фракции.                                                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Почему? Она сказала, вы просто не слышали. Я так делаю    
потому, что мне однажды депутат Решульский сделал замечание, сказав, что я не   
имею права такие предложения вносить как ведущий. Вот поэтому внесла Журова,    
она рядом со мной сидит.                                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 44 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.99,1%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,6%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,3%                                      
Голосовало                    316 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Одно выступление.                                                               
                                                                                
Пожалуйста, депутат Коломейцев, фракция КПРФ.                                   
                                                                                
Коломейцев Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно,   
проблема алкоголизации страны у нас вместе с наркоманизацией стоит, с моей      
точки зрения, даже впереди жилищной проблемы и жилищно-коммунальной. Почему?    
Потому что за время правления Владимира Владимировича Путина только продажа     
алкогольных напитков официально увеличилась в три с половиной раза, это не      
считая теневой. Я очень признателен Ольге Георгиевне Борзовой и Герасименко     
Николаю Фёдоровичу, вот эти два человека проводят сверхглубокие и               
содержательные парламентские слушания на эти две темы, ну, где я, по крайней    
мере, присутствовал. По их данным, уважаемый господин Звагельский, 18,5 литра   
чистого алкоголя в год потребляется в нынешней России, считая всех, от          
младенцев до стариков. Это в пять раз больше, чем индейцы Северной Америки      
потребляли, когда "огненную воду" завезли, чтобы их закабалить.                 
                                                                                
Поэтому сегодня происходит на самом деле спаивание самого непокорного в мире    
народа параллельно с отъёмом собственности и параллельно с отъёмом всех его     
политических прав. Посмотрите, если по жилищно-коммунальной теме закон вот      
такой толщины, то закон, который призван выпустить пар в свисток по             
алкогольной тематике, ни к чему никого не призывающий, а просто                 
констатирующий, он всего-навсего вот такой, видите, - совершенно                
несопоставимые величины.                                                        
                                                                                
Я не случайно задал вопрос Звагельскому, почему не выносятся другие законы.     
Я, к несчастью, читаю все имеющиеся в портфеле Думы законы и вижу, что их там   
очень много. По нашему Регламенту вы не имеете права выносить вот эти, если     
есть альтернативные и вы их не выносите. Вы косвенно ответили на вопрос         
Иванова о лобби. С моей точки зрения, алкогольное лобби, которое наполняет      
"пьяными" деньгами свои большие карманы, не позволяет вам в вашем комитете      
даже и думать об ужесточении этой политики.                                     
                                                                                
Мы, безусловно, поддержим этот никчёмный закон - вы извините, что я его так     
называю, - но я убеждён, что ни один продавец пальцем не пошевелит, чтобы его   
выполнять. Почему? Вы можете от Думы отойти и в палатке, где торгуют водкой,    
спросить, какова система оплаты труда продавцов там: она зависит от             
количества проданных бутылок. Если продавец будет продавать меньше, он будет    
и получать меньше или ничего не получать, поэтому я убеждён, что эта норма ни   
на что не повлияет.                                                             
                                                                                
Но я бы предложил господину Звагельскому и отсутствующему длительное время      
Фёдорову следующее: вам, вообще-то, надо не продолжать приватизировать, а       
подумать, как запретить ввоз в нашу страну энергетических напитков,             
приравнять их к наркотикам слабодействующим. Почему? Возьмите "Ягуар",          
налейте в целлофановый пакет и посмотрите, сколько пройдёт времени, пока этот   
"Ягуар", так сказать, не вылезет из этого целлофанового кулька. А это ведь      
пьют первоклассники! Возьмите кока-колу и пепси-колу, налейте...                
                                                                                
С нашей точки зрения, нужен более глубокий подход к этой теме. И не надо        
критиковать коллегу Белякова за то, что он здесь, по вашему мнению,             
занимается самопиаром. Он просто поднимает злободневную, больную тему,          
которая его тревожит, как и многих других, он ещё, наверное, и более            
неравнодушный человек, потому что ещё очень молодой и хочет иметь здоровое      
потомство.                                                                      
                                                                                
Заканчивая своё выступление, я всё-таки призываю комитет по экономической       
политике: перестаньте вносить бессмысленные законы, разрушающие нашу            
экономику. Давайте вместе с Комитетом по безопасности примем три меры: первое   
- внесём закон о национализации ликёроводочной промышленности, второе -         
введём смертную казнь за распространение наркотиков, третье - ужесточим...      
Вот будете предлагать закон... Почему вы по братской могиле предложили,         
выдвигаете идеи страхования обязательно, и СРО, и МРО, и административное       
наказание, а тут вы ничего не предложили? Потому что в других-то законах        
ответственности никакой. А если закон не имеет прослеженной цепочки,            
предусматривающей ответственность, он бессмысленен - это сказал Солон.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                 С. С. Журова                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции ЛДПР - Рохмистров Максим Станиславович.                              
                                                                                
И просьба к депутатам вернуться на свои рабочие места в зал заседаний, потому   
что осталось десять минут до "часа голосования".                                
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Перед выступлением хотелось бы сделать замечание предыдущему   
выступающему: не надо заниматься рекламой продукции иностранного                
производства, в следующий раз вставляйте "Колокольчик", "Байкал" в своё         
выступление.                                                                    
                                                                                
Что касается законопроектов. Фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект,     
несмотря на то что во многом с предыдущим выступающим мы действительно          
согласны. Мы согласны, что принятый закон, который только даёт право, но не     
подразумевает ответственности за неисполнение закона, фактически не работает.   
Обещания, что мы что-нибудь когда-нибудь примем, мы уже слышали в этом зале     
много раз. К сожалению, не всегда всё претворяется в жизнь и принимается в      
том виде, в котором нам бы хотелось. И действительно, лобби алкогольной         
промышленности настолько велико, что просто удивляешься тому, что у нас         
принимается, или не принимается, или не рассматривается. Это приводит к         
тягчайшим последствиям для нашей страны и для нашей экономики.                  
                                                                                
Неоднократно фракция ЛДПР выходила с конкретными законопроектами, которые       
разрабатывала с привлечением ведущих учёных, с тем чтобы навести порядок в      
этой сфере. Напомню, что и в прошлом созыве мы выходили с инициативой о         
создании государственной монополии на финансовые расчёты за алкоголь, что       
привело бы практически к стопроцентному исчезновению "серого" алкоголя.         
"Серый" алкоголь - это самое страшное, что сегодня есть. Вот вы слышали здесь   
статистику о том, что у нас потребляется порядка 18 литров чистого алкоголя     
на душу населения в год. А если вы спросите у Министерства финансов, с какого   
количества алкоголя мы получаем доходы в бюджет Российской Федерации, вам       
скажут, что с 4 литров чистого алкоголя на душу населения в год. Вдумайтесь,    
куда идут остальные сумасшедшие доходы! То есть доходы нескольких человек,      
которые занимаются производством алкоголя или контролируют этот бизнес, в       
несколько раз превышают доходы от алкоголя в бюджет страны. Вот над этим надо   
задуматься, и действительно с этим надо что-то делать. Если нам не удастся      
исключить вот эти страшные деньги, которые борются со всеми нашими              
инициативами навести порядок, к сожалению, мы ничего с вами сделать не          
сможем. Нельзя придумать универсальную таблетку, чтобы такую болезнь, как       
алкоголизм целой страны, вылечить. Недостаточно принятия одного или двух        
законов, необходима комплексная программа, и в том числе решение проблем ЖКХ    
- сколько из-за этих проблем ЖКХ у нас народу спивается! Поэтому любая наша     
здравая инициатива в этом зале - это борьба с тем, чтобы нация не спивалась.    
Ну и, кроме того, рабочие места и бюджет - это тоже борьба с алкоголизацией     
нации. Если люди у нас останутся безработными в результате принятия бюджета,    
если мы его в таком виде примем, то ещё несколько сотен тысяч человек тоже      
сопьются от этой безысходности.                                                 
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект, но просим депутатов -            
инициаторов этого законопроекта быть последовательными и смотреть на эту        
проблему комплексно.                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Зырянов Павел Александрович.                       
                                                                                
ЗЫРЯНОВ П. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемая Светлана Сергеевна, уважаемые коллеги! Несмотря на всякое лобби и     
прочие субъективные причины, которые указали оппозиционные фракции, фракция     
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" вносит законопроекты, которые позволяют вести реальную          
антиалкогольную кампанию. Хочу вам сказать, что, устанавливая подобные          
ограничения, в том числе ограничения на распространение алкоголя в молодёжной   
среде, мы пытаемся сделать алкоголь неповседневным напитком, особенно для       
молодёжи, настолько он сегодня популярен в этой среде. Мы пытаемся ввести       
пропаганду здорового образа жизни и показать на собственном примере, как это    
делается. Я хочу сказать, что сегодня алкоголь стал повседневным напитком, а    
его употребление стало образом жизни молодёжи. И такая мера, как требование     
документа при продаже, позволит сегодня реально ограничить доступ молодёжи к    
приобретению алкоголя. У нас сегодня алкоголизм помолодел лет на двадцать,      
пьют уже подростки начиная с двенадцати лет и даже раньше. Сегодня происходит   
жёсткая алкоголизация всего общества.                                           
                                                                                
Я хочу сказать, что молодые девушки и парни сегодня пьют, а потом не могут      
зачать детей или дети рождаются с какими-то болезнями. У нас сегодня очень      
много детей, больных неврастенией. И хотел бы сказать, что неврастеническая     
невропатия, то есть врождённая нервность от пьяного зачатия сегодня очень       
распространена, по мнению врачей. Также пьющий отец, будущий отец пропивает     
печень, мозги и нервы своего ребёнка, дети становятся маргиналами, и прочие,    
прочие проблемы у нас от этого получаются.                                      
                                                                                
Также хочу сказать, что у нас сегодня необходимо сделать трезвость              
национальной идеей, и благодаря именно таким законопроектам, которые вносит     
наша фракция, мы этого планомерно будем добиваться. Сегодня уже было сказано,   
что алкоголь постепенно уйдёт из киосков, он будет продаваться в магазинах,     
где больше спрос с подростков, где, как вы уже сказали, в ночное время будут    
спрашивать документы, и там, кстати, и ограничение вводится на                  
распространение алкоголя. Поэтому все эти шаги будут делаться. Ну и к тому же   
мы видим сегодня большой рост числа ДТП, когда пьяные парни, девчонки,          
бывает, садятся за руль, у них даже прав нет, гибель на дорогах происходит и    
так далее.                                                                      
                                                                                
Таким образом, можно констатировать, что алкоголизм сегодня стал большой        
социальной проблемой, эпидемией. И если в стране пьют дети до восемнадцати      
лет, у этой страны нет будущего. Поэтому шаги нужно предпринимать срочно и      
уже сегодня, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" именно это и делает. Поэтому нам         
сегодня нужно активизировать антиалкогольную кампанию, я призываю все фракции   
поддержать данный законопроект, подготовленный "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ", и это будет    
способствовать формированию трезвого образа жизни, в первую очередь в           
молодёжной среде.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Глубоковская, пожалуйста, ваше выступление.       
Обращаю внимание, что у нас осталось три минуты до "часа голосования". Тем не   
менее, Эльмира Гусейновна, пожалуйста, вам слово.                               
                                                                                
ГЛУБОКОВСКАЯ Э. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                              
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня алкоголизм, без всякого   
преувеличения, стал национальным бедствием для России. И это связано с его      
разрушительным действием на физическое, нравственное здоровье, с теми           
рисками, которые сегодня испытывает институт семьи. Мы видим детей - сирот      
при живых родителях, мы видим подранков, беспризорников, количество которых в   
три раза больше, чем в период Гражданской войны. Сегодня это разрушенные        
семьи, это беспрецедентная смертность, сверхсмертность мужчин, и это            
сломанные женские судьбы - вот с какими вызовами столкнулось наше общество.     
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, при употреблении алкоголя     
свыше 8 литров в год на душу населения мужчины теряют до одиннадцати месяцев    
своей жизни, а женщины - до четырёх. Что говорить о детях, особенно в           
возрасте от девяти до восемнадцати лет, - до 50 процентов этих детей сегодня    
употребляют и пиво, и более крепкие алкогольные напитки.                        
                                                                                
Поэтому ситуация критическая, объединяться нужно всем обществом. И была         
весьма своевременной концепция реализации государственной политики по           
сокращению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма,      
принятая 30 декабря 2009 года. Одним из положений этой концепции и явилось      
совершенствование законодательства в сфере ограничения потребления,             
злоупотребления алкогольной продукцией и пивом.                                 
                                                                                
И в связи с этим нельзя, с одной стороны, положительно не оценить инициативу    
депутата Звагельского, который в законопроекте, принятом в первом чтении, уже   
как бы приравнял пиво к алкогольной продукции, а это значит, что, когда закон   
будет принят в трёх чтениях, именно в отношении пива и продукции, полученной    
на основе пива, будут применены все строгие санкции вплоть до полного запрета   
рекламы в СМИ, на телевидении этой продукции. Но в то же время мы считаем       
неправильным, что законодательные инициативы депутатов нашей фракции, в том     
числе Антона Белякова, откладываются на неопределённый срок, а там есть         
рациональное зерно, потому что возраст детей, которым запрещено продавать       
пиво, напитки, произведённые на основе пива, и алкогольные напитки,             
повышается до двадцати одного года.                                             
                                                                                
Сегодня эффективная политика по борьбе с алкоголизмом, включая и пивной,        
должна формироваться, базироваться на трёх китах. Первое - это снижение         
спроса на эту продукцию и её доступности как в отношении производителей, так    
и в отношении потребителей. В первую очередь это, конечно, налоговая            
политика, это повышение акцизов, это полный запрет на все виды безналоговых и   
беспошлинных продаж, и конечно, система штрафов должна вырасти в разы. Если     
говорить о потребителях, то, конечно, надо сказать о таких мерах, как           
ужесточение и лимитирование мест продажи, времени продажи и серьёзный           
контроль за возрастом, за категориями лиц, которым эта продукция                
предлагается.                                                                   
                                                                                
И конечно, законопроект, который мы сегодня обсуждаем и в котором прописан      
механизм проверки возраста граждан, тоже не может не быть одобрен и не может    
быть не поддержан нашей фракцией, потому что этот механизм осуществляется за    
счёт наделения продавца правом проверять документы, удостоверяющие личность.    
Но, вы знаете, сегодня, на наш взгляд, эти меры абсолютно недостаточны,         
потому что если мы говорим о запрете рекламы, то мы должны говорить и о том,    
что есть и другие механизмы, которые позволяют производителям алкогольной       
продукции влиять на эти процессы. Поэтому наша фракция за запрет и              
спонсорства, и лоббирования интересов производителей продукции, включая и       
такое, как участие компаний - производителей алкогольной продукции, табачной    
продукции в формировании избирательных фондов, в проведении избирательных       
кампаний. И кстати, вот эта законодательная инициатива председателя нашей       
партии Сергея Миронова тоже была отклонена парламентом.                         
                                                                                
Третья важная составляющая - это информирование населения. Право на             
информацию - это конституционное право каждого россиянина. И женщины,           
например, должны понимать, что женский алкоголизм излечим только на 20-25       
процентов, мужчины должны знать, что они умирают в четыре раза чаще, чем        
женщины, а молодёжь должна чувствовать ответственность за своё здоровье, за     
здоровье своих детей, а значит, за будущее страны.                              
                                                                                
И в этой связи я считаю, что вопрос, который сегодня обсуждается, это не        
вопрос политической принадлежности, национальности, социального статуса, это,   
без всякого преувеличения, вопрос будущего наших детей, нашей страны. Но то,    
что законодательство - это долгий процесс и что сегодня это, наверное, только   
начало долгого пути, абсолютно однозначно. Нужно решать вопросы создания        
механизмов мотивации для ведения здорового образа жизни для предпринимателей,   
для работодателей, для работающих, нужно усилить систему штрафов, то есть       
дорогу осилит идущий. Это долгая работа.                                        
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7641 по 7659 из 7990
Пункт 26, вернее, он у нас был 26.1, но, поскольку не было альтернативного,     
фактически это 26-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в   
статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и   
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 13 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.