Заседание № 82

07.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 30066-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (в части учёта дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина после вычета налогов и сборов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3732 по 3987 из 4980
25-й пункт, приоритетный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...",         
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О         
порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко    
проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им              
государственной социальной помощи". Доклад Андрея Анатольевича Кузнецова.       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный        
законопроект фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." подготовила в прошлом году, ему   
уже почти год. И подготовила с одной-единственной целью - это была наша         
реакция на изменение системы, о которой мы сегодня в начале заседания           
говорили, системы определения минимального размера оплаты труда. Ещё раз        
подчеркну: с подачи думского большинства в нашем государстве отвязали           
минимальный размер оплаты труда от минимальной потребительской корзины и        
перешли к медианному расчёту. Медианный расчёт предполагает определение         
минимума исходя из реальности: вот есть такая средняя медианная заработная      
плата по стране, от неё берётся определённый процент, и это становится          
минимальным размером оплаты труда. Мы настаивали на другой системе, но          
решение было принято. И чтобы в том числе показать ущербность принятого         
решения, мы разработали вот этот законопроект. На самом деле законопроект       
начинался и с обращений граждан, которые хотели бы с нами, с депутатами         
Государственной Думы, поговорить по понятиям... по такому понятию, как          
малоимущие. Вот сегодня для отнесения к малоимущим нужно высчитать              
минимальный размер оплаты труда по медианной системе: если человек получает     
больше, чем этот минимум, то ему ничего не положено, а если меньше, то ему      
положена определённая поддержка. Так вот, тот, кому положена поддержка,         
попадает под понятие "малоимущий". И люди задают вопрос: почему, когда          
кому-то говорят, что он имущий, что у него есть эти средства, не учитывается,   
что он с этих средств уже заплатил налоги и у него осталось гораздо меньше?     
                                                                                
Когда у нас с вами была система, основанная на минимальной потребительской      
корзине, мы могли этот вопрос игнорировать, потому что у нас минимум            
определялся исходя из набора затрат человека, и поэтому это было неважно.       
Сейчас, после того как вы приняли медианную систему, это становится важно,      
потому что человек заплатил налоги, и у его семьи совершенно другая сумма       
остаётся, не та, которую вы пишете, то есть на бумаге эти доходы есть, но       
после уплаты налогов этих денег в семье нет. На самом деле это узловой          
вопрос, один из узловых вопросов.                                               
                                                                                
Вообще, всё, что касается минимального размера оплаты труда, - это и есть       
управление социально-экономической политикой, мы об этом уже говорили. И у      
нас почему-то это сегодня приходит в такой бессистемный порядок. Вообще,        
академический подход, плановый, научный подход уходит куда-то в сторону. Мы с   
вами всё время затыкаем дыры. Вот как сегодня утром проголосовали: дескать,     
давайте приостановим действие этой статьи и просто определим, что минимум       
будет 16,2 тысячи рублей (с небольшим). Точно так же мы поступаем в отношении   
накопительной пенсии, в отношении гарантий военным - приостанавливаются         
действия статей. Отчего это происходит? Да это происходит от того, что          
выкинули на помойку академический подход, плановый, правильный подход, потому   
никого и не интересует, что человек заплатил налоги и у него денег-то нет       
этих сегодня в кармане, поэтому он и малоимущий. Речь идёт о миллионах наших    
сограждан.                                                                      
                                                                                
Сразу коротко скажу, что предлагается. Считать минимальный размер оплаты        
труда после уплаты налогов. То есть человек уплатил налоги, и вот тогда         
считаем, сколько у человека остаётся. Мы понимаем, что есть понятие доходов,    
есть Налоговый кодекс и так далее, но мы предлагаем это сделать хотя бы в       
отношении малоимущих, только в их отношении это считать, не в отношении всех    
остальных, а только в отношении малоимущих, потому что речь идёт о деньгах,     
которые остались у человека в кошельке. Почему мы, как государство, должны      
ему оказывать помощь? Потому что мы опираемся на то, что у него есть, а у       
него нет тех сумм, которые он в виде налогов уже заплатил, этих денег у него    
нет. Вот в чём смысл этого законопроекта: мы предлагаем расчёт для малоимущих   
производить после уплаты налогов. Это действительно коснётся большого           
количества граждан, там речь идёт примерно о тысяче с небольшим рублей, вот     
от того прожиточного минимума, который сейчас есть, вычитайте это, и вы         
увидите, сколько у нас в стране людей... Вот мы считали, что это больше         
вопрос к нашей статистике, но это миллионы наших сограждан сегодня, и они       
потребуют завтра, после принятия этого закона, государственной помощи.          
                                                                                
Чего мы добиваемся? Вот мы на заседании комитета этот вопрос обсуждали. Да,     
есть претензии. На самом деле есть единственная претензия к этому               
законопроекту: в связи с тем что он разрабатывался год назад, надо исправить    
дату вступления в силу этого положения. Это можно сделать в рамках второго      
чтения. Так вот, чего мы добиваемся? Не только по понятиям поговорить,          
определиться всё-таки в понятиях, что такое "малоимущие", а ещё с помощью       
этого законопроекта открыть глаза, посмотреть на реальную социальную ситуацию   
в нашем обществе и скорректировать приоритеты того бюджета, который мы с вами   
утвердили. Наверное, это надо делать при последующем рассмотрении, наверное,    
уже не с 1 января 2023 года. Но я ещё раз хочу сказать, что это                 
разрабатывалось год назад и это было в пакете законопроектов, которые           
представляют собой стройную систему, которую мы предлагали вам рассмотреть.     
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот сегодня 15 279 рублей, завтра будет 16 242 рубля, мы с   
вами об этом утром говорили, ещё 1 тысяча рублей с небольшим, а может и         
больше, прибавится после того, как мы примем этот закон, то есть мы сделаем     
шаг в отношении наших граждан. Сроки, суммы, механизмы - всё это можно и        
нужно поправлять, но важно определиться с целью. Если мы считаем малоимущих     
исходя вот из этих цифр, тогда давайте убирать налоги. Если мы говорим, что     
цифра другая, тогда давайте другие цифры принимать, чтобы не заниматься         
очковтирательством и не говорить людям, что мы их поддерживаем вот на такую     
сумму, хотя мы их поддерживаем на совершенно другую.                            
                                                                                
Предлагается поддержать и ещё раз вернуться к системе определения               
минимального размера оплаты труда в нашей стране.                               
                                                                                
Спасибо, коллеги.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Екатерины Петровны Стенякиной.                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СТЕНЯКИНА Е. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Озвучу позицию Комитета по   
труду, социальной политике и делам ветеранов по представленному                 
законопроекту.                                                                  
                                                                                
Прежде всего хотела бы внести ясность относительно текста данного               
законопроекта. Докладчик перед этим очень активно говорил о минимальном         
размере оплаты труда - на самом деле данный законопроект никакого отношения к   
минимальному размеру оплаты труда не имеет. Данным законопроектом               
предлагается изменить подход к определению среднедушевого дохода семьи и        
дохода одиноко проживающего человека, это немного разные категории, и           
регулируются они разными федеральными законами.                                 
                                                                                
Перейду к сути предлагаемого авторами законопроекта. Авторы предлагают при      
расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина    
для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи    
учитывать доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина        
после вычета налогов и сборов.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, действующая редакция статьи 7 федерального закона            
предусматривает учитывание для указанных целей дохода каждого члена семьи до    
вычета налогов и сборов, и я объясню, почему такая система принята. Статьёй 7   
Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что    
получателями социальной государственной помощи могут быть малоимущие семьи и    
малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них          
причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Как     
определяется прожиточный минимум? С 1 января 2021 года величина прожиточного    
минимума в субъекте Российской Федерации рассчитывается исходя из величины      
прожиточного минимума на душу населения в целом на очередной год, исчисляемой   
на основании величины медианного среднедушевого дохода до вычета налогов, то    
есть у нас единая система при расчёте среднедушевого прожиточного минимума и    
среднедушевого дохода семьи.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, предлагаемый механизм учёта доходов и расчёта                
среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для        
признания их малоимущими и оказания им социальной помощи противоречит подходу   
к расчёту среднедушевого дохода, установленному действующим законодательством   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Согласно финансово-экономическому обоснованию, которое нам представили          
авторы, реализация закона потребует дополнительных расходов, вместе с тем       
авторы не просчитали необходимую сумму расходов, а также источники её           
финансирования.                                                                 
                                                                                
Я хотела бы сказать, что комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы   
по вопросам семьи, женщин и детей - данный проект федерального закона не        
поддерживает. Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет ряд       
замечаний. Счётная палата Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по     
социальной политике концепцию законопроекта не поддерживают. Правительство      
Российской Федерации рассматриваемый проект федерального закона не              
поддерживает.                                                                   
                                                                                
Исходя из всего сказанного комитет по труду и социальной политике предлагает    
Государственной Думе отклонить данный законопроект при рассмотрении в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Есть.                
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Этот           
законопроект является частью значительно более широкого вопроса - о том, кто    
мы, вообще говоря, такие, что мы здесь делаем и чему мы здесь служим. У нас     
есть интересный документ, он мне очень нравится, и я думаю, что большинство в   
зале его читали, - Конституция Российской Федерации. Теоретически мы должны     
служить именно этому документу, тому, что там написано, а в этом документе      
предусмотрено удивительное право человека - когда гражданам Российской          
Федерации кто-то говорит, что у них есть такое право, они очень часто смеются   
ему в лицо - это право на жизнь. Казалось бы, да, это базовое право, потому     
что если этого права нет, то все остальные права просто не имеют смысла. Так    
вот, право человека на жизнь в экономическом, бытовом плане означает право      
человека на реальный прожиточный минимум: если у меня в кармане лежит паспорт   
гражданина Российской Федерации, то я - хороший, плохой, злой, добрый,          
неважно какой - имею право на получение прожиточного минимума, который          
позволяет мне физиологически существовать, то есть не сдохнуть, извините за     
мой французский.                                                                
                                                                                
Так вот, каждый месяц мы читаем данные Росстата - сейчас уже каждый квартал:    
их дают пореже, чтобы нас не обижать, - говорится, что столько-то процентов     
населения Российской Федерации официально имеют доходы ниже прожиточного        
минимума, сейчас 10,5 процента. Эти люди не живут, они медленно умирают, и      
это считается нормальным. Вот был в нашей истории такой удивительный            
гуманист, славный очень мягким отношением к своим врагам, звали его Сталин.     
Во время войны в советских лагерях фашистские военнопленные - люди, которые     
пришли убивать здесь всех, - имели паёк в размере прожиточного минимума. Да,    
не всегда и не везде удавалось его довезти и так далее, но они имели право на   
жизнь в сталинских лагерях. Мы с вами сегодня, фиксируя, что граждане           
Российской Федерации могут иметь доход ниже прожиточного минимума, отрицаем     
право граждан Российской Федерации на жизнь.                                    
                                                                                
Законопроект, о котором идёт речь, касается маленького частного вопроса:        
ребята... извините, коллеги, а давайте мы будем считать не то, что начислено    
где-то в качестве дохода, а то, что люди реально получают на руки? Я думаю,     
мы все здесь слышали очень красивые и убедительные возражения, что вся          
система нынешнего Российского государства отрицает конституционное право        
граждан на жизнь даже в такой малости. Я думаю, нам не стоит обижаться из-за    
того, что через некоторое время в нашей стране начнёт происходить.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Родина Виктория Сергеевна.                                
                                                                                
РОДИНА В. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хочу            
поддержать Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов, а также     
Екатерину Петровну Стенякину и напомнить, что в сложившихся                     
макроэкономических условиях, с которыми столкнулась наша страна, действующая    
методика установления прожиточного минимума в соответствии с медианным          
доходом не могла быть использована, поскольку могла привести к занижению        
величины прожиточного минимума. Опираясь на это, Правительство Российской       
Федерации предложило приостановить действие положения закона о прожиточном      
минимуме на двухлетний период, соответственно, прожиточный минимум на           
2022-2023 годы должен рассчитываться исходя из прогнозируемой границы           
бедности, которая рассчитывается Росстатом исходя из индекса потребительских    
цен. Напомню, что данный законопроект мы сегодня приняли в третьем чтении. И    
такой подход, мы уверены, будет работать нормально.                             
                                                                                
На основании изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против        
данного законопроекта.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода      
семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и   
оказания им государственной социальной помощи", пункт 25.                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              106 чел.23,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    106 чел.                                          
Не голосовало                 344 чел.76,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.