Заседание № 109
О проекте федерального закона № 299785-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (в целях повышения уровня безопасности детей, а также качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению законопроектов в третьем чтении. Пункт 2, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, мои уважаемые коллеги! Мы с вами сегодня должны в третьем чтении рассмотреть очень важный законопроект. Я внимательно слушала всех, кто сегодня выступал, и, мне кажется, всё равно самое главное - это наши дети. Мы внимательно слушали Путина: он начал с детей, с демографической политики и закончил этим же - темой детей, как защитить их. Когда в Карелии случилась беда, надо отдать должное Ирине Анатольевне Яровой, она сразу же принялась за дело, и мы вместе с ней, с комитетом разработали ряд законопроектов, собирали правительственные комиссии для того, чтобы безопасность ребёнка стала самым главным. В законопроекте, который назвал сейчас Александр Дмитриевич, № 299785-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка..." самое главное - обеспечение безопасности детей. Кроме того, ещё один важный момент: мы сюда включаем и родителей, чтобы они не думали, что только воспитатели, учителя, вожатые всегда виноваты, - и родители виноваты в том, что дети себя так ведут, нам всем вместе надо это исправлять. Это третье чтение. Во втором чтении мы рассмотрели поправки, их было не так много. А сейчас я хотела бы, чтобы мы поддержали этот законопроект, проголосовали за него в третьем чтении. Если кто-то хочет высказать какие-то замечания или выступить - пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Законопроект очень важен, именно поэтому хочу обратить на него ваше особое внимание. Мы, принимая его сегодня, создаём возможности для того, чтобы уже в эти летние каникулы начали действовать принципиально новые правила организации отдыха детей: это новая система информирования родителей; в открытом доступе реестр организаций, которые имеют право заниматься с детьми; типовой договор, который Министерство образования должно разработать, и он будет главным юридическим фактом. Во всех регионах появятся рекомендованные туристические маршруты для самодеятельного туризма, а также для организаций, которые уполномочены работать с детьми. Разные регионы, разные климатические условия, разные условия безопасности, но как важно, чтобы и семья, и дети обладали информацией, которая позволит избежать трагедий. Возможность оперативно направить обращение в электронном виде в связи с любыми нарушениями и возможность получить ответ тоже в открытом виде - это вообще новая форма общественного контроля. Очень важно, что уже завтра Совет Федерации также рассмотрит данный законопроект. Хочу обратить внимание, коллеги, на нашу с вами задачу в регионах сегодня - взять на контроль то, как регионы реализуют этот закон. На всех сайтах региональных правительств уже после принятия закона, в течение месяца до вступления его в законную силу, обязательно должна быть проведена работа и созданы реестры, созданы ресурсы для того, чтобы регионы не уклонялись от открытого взаимодействия с родителями. Нужно, чтобы рекомендованные туристические маршруты были разработаны и появились в течение этого месяца. Уважаемые коллеги, нам важно, чтобы это лето было летом качественного и безопасного отдыха детей. 5,3 миллиона мальчиков и девочек ежегодно посещают детские организации оздоровления и отдыха. Я думаю, что наша задача вполне реализуемая. Мы с вами должны в каждом регионе, зная, что у нас на территории есть прекрасные места для отдыха, провести качественную работу вместе с региональными законодателями, вместе с региональной, муниципальной властью, вместе с родительскими комитетами, потому что трагедии, которые происходят из-за глупости человеческой, из-за невыполнения элементарных правил, слишком дорого обходятся, тем более когда речь идёт о детях. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы в это лето случилось хотя бы какое-то происшествие. Давайте поработаем, привлечём дополнительно, если нужно, и правоохранителей, чтобы все требования закона были неукоснительно исполнены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кулиева Василина Васильевна. КУЛИЕВА В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Настоящий законопроект мы принимаем в канун летнего отдыха детей. Мы прекрасно помним июнь 2016 года, когда в Карелии произошёл трагический случай, в результате которого 14 школьников погибло. Только вчера начался суд по делу о гибели детей в отношении директора детского санаторно-оздоровительного лагеря, начальника лагеря, двух инструкторов, экс-руководителя регионального Роспотребнадзора и его заместителя. Потерпевшими признаны 57 человек. В настоящее время вынесен приговор только в отношении фельдшера районной больницы, которая никак не отреагировала на звонок детей, тонущих на озере. Следствие установило, что экс-руководитель регионального Роспотребнадзора и его заместитель знали о многочисленных нарушениях, тем не менее выдали заключение о соответствии детского лагеря всем установленным стандартам. С момента массовой трагедии, уважаемые коллеги, прошло практически два года, а суд до сих пор не принял судебные решения в отношении обвиняемых лиц. Возмущения потерпевших и лиц, кто следит за ходом расследования уголовного дела, вполне оправданны. Сегодня мы акцентируем внимание на повышении демографических показателей в стране, и обеспечение безопасности наших детей является одним из условий повышения - из-за халатности должностных лиц гибнут десятки детей. Виновники трагических событий в Карелии не понесли должного наказания до сих пор. К сожалению, за прошедший летний сезон надзорными органами зафиксированы факты нарушения трудового законодательства в части обязательного наличия при приёме на работу документов об образовании, о квалификации и специальных знаниях, об отсутствии судимости. Фракция ЛДПР неоднократно отмечала, что студенты не могут брать на себя полномочия инструкторов и вожатых, поскольку нельзя исключать человеческий фактор: вожатый или инструктор просто не будет знать, как вести себя в критической ситуации. Стоит отметить, что оказание услуг в сфере отдыха детей и их оздоровления - это прибыльное дело, и предприниматели в целях заключения государственного контракта и получения прибыли реализуют коррупционные схемы. Уважаемые коллеги, несмотря на меры, принятые нами с момента трагических событий, надзорными органами до сих пор выявляются нарушения действующего законодательства. Я представляю Забайкальский край и хочу отметить, что в 2017 году прокуратурой Забайкальского края вынесено десять представлений и возбуждено шесть административных производств. Хотела бы подчеркнуть, что необходимо обеспечить всесторонний контроль за организациями, предоставляющими услуги в сфере отдыха и оздоровления детей. Фракция ЛДПР поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 18 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 108
О проекте федерального закона № 299785-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (в целях повышения уровня безопасности детей, а также качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". Доклад Тамары Васильевны Плетнёвой. Пожалуйста, Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Этот законопроект мы рассматривали 16 января, долго спорили, что же и как нам сделать, чтобы летом детям хорошо отдыхалось и чтобы это было для них безопасно. Законопроект был принят в первом чтении, было очень много замечаний с вашей стороны, и мы решили создать рабочую группу с участием представителей правительства. На её заседании присутствовали практически все: ну, само собой, депутаты - члены комитета и представители правительства. Споры были, в общем-то, долгие. Спросите, о чём были споры? О том, о чём и мы с вами тут спорили: чтобы не было разглашения персональных данных, чтобы была возможность детям самостоятельно или вместе с родителями ходить в походы, чтобы можно было оставлять на сайтах администраций свои пожелания, жалобы и так далее. Сошлись во мнении, получилась одна таблица поправок у нас, все проголосовали за, и все эти вопросы нашли отражение в законопроекте. Я считаю, совершенно правильно, что мы решили сначала провести совещание, а уже потом голосовать. Я просила бы вас проголосовать, таблица одна. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна. Коллеги, есть ли замечания по таблице поправок № 1, предлагаемых ответственным комитетом к принятию? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных ответственным комитетом к принятию. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 02 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принимается. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", второе чтение, 9-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 41 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Поздравляю, коллеги! Включите микрофон. ПЛЕТНЁВА Т. В. Мы очень просили бы включить этот законопроект в повестку дня на 10-е число для рассмотрения в третьем чтении, больше обсуждать нечего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна.
Заседание № 93
О проекте федерального закона № 299785-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (в целях повышения уровня безопасности детей, а также качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Итак, коллеги, мы приступаем к рассмотрению 15-го вопроса повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". Доклад Ирины Анатольевны Яровой. Пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы с вами рассматриваем очень важный законопроект, наша фракция, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", отнесла его к числу приоритетных. Вы знаете, что на предстоящее десятилетие нашим президентом заявлена Национальная стратегия действий в интересах детей, и, несомненно, комплексные вопросы обеспечения жизни, здоровья, безопасности, комфортной среды - все аспекты, связанные с воспитанием ребёнка, постоянно будут в поле нашего зрения и наших инициатив. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть законодательную инициативу, которая очень важна в преддверии летнего периода, новой оздоровительной кампании, которая традиционно проводится в нашей стране. На территории Российской Федерации, по данным прошлого года, было задействовано 46,5 тысячи организаций по обеспечению отдыха и оздоровления детей, более 5 миллионов детей участвовали в деятельности этих организаций - по факту своего пребывания, были защищены или не защищены надлежащим образом с точки зрения обеспечения всех условий для воспитания и оздоровления детей в летний период. Закон, который мы приняли ранее, фактически впервые установил в Российской Федерации саму возможность влияния на качество проведения оздоровительной кампании, и сегодня мы предлагаем дополнительные шаги. Мы предлагаем четыре важные новеллы, которые направлены на то, чтобы максимально обеспечить прежде всего информирование семьи о том, какие услуги предоставляет та или иная организация, насколько это соотносится с ожиданиями семьи, со здоровьем ребёнка, с его навыками, привычками, вкусами. Это очень важные моменты, которые и определяют в дальнейшем качество организации отдыха, удовлетворённость от оздоровительной кампании и, конечно же, безопасность. Прежде всего, мы предлагаем обязать региональные органы исполнительной власти размещать на своих электронных ресурсах реестры организаций, которые имеют право в установленном порядке обеспечивать организацию отдыха и оздоровления детей. Благодаря самому факту наличия реестра семья сможет оценить предложения на рынке и уже на первом этапе сделать осмысленный выбор исходя из того, имеет или не имеет право та или иная организация взаимодействовать с детьми и организовывать отдых. Следующий шаг, очень важный шаг - это типовой договор. В настоящее время такая форма взаимодействия семьи и организации отсутствует, хотя она, безусловно, должна быть тем важным юридическим фактом, который обозначает обязательства каждой стороны. Прежде всего семья определяет тот уровень условий и качества услуг, которые предоставляет та или иная организация, и будет соотносить это со своими возможностями. Почему важен именно типовой договор? Мы полагаем, что министерство образования, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, должно ввести единые, унифицированные требования, которые означали бы безусловную защиту прав, интересов ребёнка и семьи. Ещё один важный аспект, который всегда связан с организацией отдыха детей, особенно в регионах, - это туристические маршруты. Всегда возникает вопрос, насколько были безопасны или экстремальны те или иные условия, поэтому мы предлагаем территориальным органам исполнительной власти вместе с МЧС, вместе со всеми службами разработать типовые маршруты, рекомендованные именно для детского туризма. Почему это важно? Потому что фактически это будет давать также ответ, прежде всего семье, на вопрос, вернее, на комплекс вопросов: насколько этот маршрут продуман, обеспечен ли он возможностью экстренной связи, имеются ли источники чистой воды, возможны ли дополнительные условия по оперативному оказанию медицинской помощи и организации питания? Это не означает, что туристические фирмы не смогут предлагать пакеты других услуг, но это означает, что семья, понимая, что речь идёт не о типовом маршруте, рекомендованном для отдыха детей, может отказаться от такой экстремальной услуги, то есть всегда должен быть осмысленный выбор. Мы не запрещаем предпринимательскую деятельность, но мы говорим о том, что семья должна знать, предлагается экстремальный туристический продукт или предлагается маршрут, который сопровождён дополнительными организационными мероприятиями по обеспечению безопасности детей. Это слишком ответственно, и все должны понимать, что любой бизнес, который сопряжён с оказанием потребительских услуг детям, - это вообще особая зона ответственности. И, забегая вперёд, я могу сказать, что мы формировали предложения по защите прав потребителей для Госсовета, президенту, причём по защите прав потребителей-детей мы будем предлагать дополнительные комплексные меры. Эта сфера должна быть отдельно урегулирована, потому что сегодня все те, кто производит и детское питание, и детские игрушки, и туристический продукт, должны понимать, что на них возложена особая ответственность за сохранность жизни, здоровья и безопасность детей. И наконец, информирование самой семьи о том, что какие-то проблемы возникают в процессе организации отдыха. Конечно, контрольные органы работали и будут работать, регулярные проверки проводились и будут проводиться, но даже не это сегодня является главным. Главным является возможность оперативного реагирования по факту, если ребёнок, ещё находясь в этой организации, столкнулся с какими-то проблемами. Все детки находятся на связи с родителями, есть и обратная связь, поэтому мы даём право родителям через электронный портал сообщать о тех проблемах, которые возникают в процессе пребывания ребёнка на отдыхе, с тем чтобы незамедлительно принимались меры по защите интересов ребёнка, по проверке данного учреждения с точки зрения соблюдения или нарушения тех или иных правил. Такая оперативная связь на самом деле может позволить избежать таких чрезвычайных ситуаций, как те, с которыми мы сталкивались и которые переживала вся страна, потому что именно оперативное реагирование, а не просто плановая проверка по факту конкретной сложной ситуации, возникающей у семьи, у ребёнка, должна быть приоритетом для всех органов - муниципальных, региональных и федеральных. Уважаемые коллеги, мы предлагаем поддержать данную инициативу и надеемся, что в дальнейшем по тем инициативам, которые мы будем предлагать и на заседании экспертного совета по безопасности детей, ваши предложения тоже найдут отражение и решение, потому что мы заинтересованы в межфракционном сотрудничестве, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" к такой работе готова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Тамары Васильевны Плетнёвой. Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич, президиум! Сегодня Ирина Анатольевна внесла дополнительные изменения к тому закону о летнем отдыхе, который Советом Федерации был внесён в 2016 году и который мы приняли (это был рамочный закон, и мы понимали, что не все вопросы там хорошо освещены, тем не менее закон тоже дал результаты). Это очередной законопроект, который регулирует вопросы летнего отдыха и безопасности. Ирина Анатольевна является куратором нашего комитета, три фракции представлены в комитете, и все всегда единогласно поддерживают её законопроекты, потому что они действительно здравые, после их принятия ведётся активная работа с правительством, чтобы наши дети отдохнули нормально, чтобы не было никаких происшествий, как было тогда в Карелии. Так вот, я хотела бы ещё раз обратить внимание на статистику, поскольку после принятия в 2016 году закона мы в течение 2017 года отслеживали ситуацию: у нас было 46 544 детских оздоровительных лагеря, вернее, на базе образовательных организаций было 39 364 лагеря (это означает, что в школах были организованы эти лагеря, но, конечно, не о таком отдыхе мечтают дети); стационарных лагерей было немножко меньше, чем раньше, но всё-таки было - 2053 стационарных лагеря, за которые ответственность полностью несли Минобрнауки и органы местной власти. Мы в комитете не только проводили мониторинг, но и приглашали всех представителей, всех руководителей детских лагерей. Что нам было сказано? Например, представитель детского лагеря "Орлёнок", одного из самых крупных, сказал: нужны туристические маршруты, дети это очень любят, их надо утвердить и так далее. Так вот, законопроектом, о котором очень подробно рассказала Ирина Анатольевна, предусматривается, чтобы не просто ребятишки поехали туда, куда их отправили, а чтобы родители активно в этом процессе участвовали, чтобы они могли свои предложения в письменном виде вносить. Наши субъекты должны будут отслеживать это всё и отвечать родителям, какие имеются лагеря, в каких лагерях какие условия, но не указывать пофамильно, кому отвечают, потому что всё-таки действует закон о защите персональных данных, и всё это здесь тоже предусматривается. Законопроект очень хороший, нужный, своевременный, и ответственность будет лежать не только на тех руководителях, которые работают в регионе, но также и на органах федеральной власти: в законопроекте предусматривается, что будут договорные обязательства и договоры будут разработаны на федеральном уровне. Мы рассылку сделали, вот итоги рассылки: поддержали законопроект, дали положительные отзывы 38 законодательных органов власти субъектов, 49 исполнительных органов власти поддержали, только в восьми отзывах имеются некоторые замечания, которые мы можем учесть ко второму чтению. Я хочу сказать, что не требуется средств для реализации данного закона ни из федерального бюджета, ни из бюджетов субъектов Федерации. Прошу вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Фаррахов Айрат Закиевич, пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З. Уважаемая Ирина Анатольевна, в случае невыполнения субъектом Российской Федерации тех положений, которые сейчас вынесены на обсуждение, если закон будет принят, какая будет предусматриваться ответственность? ЯРОВАЯ И. А. Исходя из того что у нас оценивается эффективность деятельности глав субъектов Российской Федерации, исходя из того что на сегодняшний день у нас - нужно отдать должное регионам - никогда не было вопросов, связанных с неисполнением действующих нормативных актов по данной проблематике, а тем более федеральных законов, мы не закладываем дополнительные формы ответственности, кроме тех, которые уже существуют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Ирине Анатольевне. Ирина Анатольевна, обязанности по типовому договору, обязанность размещения в сети Интернет соответствующих данных - это ведь всё можно предусмотреть ведомственными приказами? То есть для этого не требуется внесения изменений в закон, это быстрее, мне кажется, можно было бы сделать на уровне Минобрнауки, Минтруда или их совместным приказом, чем вносить изменения в закон, так? ЯРОВАЯ И. А. Я хотела бы разделить ваш оптимизм, но не разделю - считаю, что сегодня нужно установить прямую, императивную норму закона, которая является обязательной к исполнению. Хочется надеяться, что после вступления закона в силу сам типовой договор появится быстро, - мы в связи с этим, наверное, обратим внимание уважаемого Александра Юрьевича на необходимость его разработки, чтобы не оказалось так, что законопроект внесён по процедуре, закон принят, правительство заранее знало, что законопроект внесён, поддержало его, но на разработку типового договора требуется слишком много времени. В летнюю оздоровительную кампанию все эти требования уже должны соблюдаться. Коллеги, нам вообще надо максимально уходить от подзаконного регулирования. Мы всегда говорим в этом зале, что только нормы прямого действия являются гарантией для всех граждан Российской Федерации. Что касается прав детей и семьи, я думаю, это исключительный случай, когда нужно действовать именно в такой логике. Кстати говоря, по поводу информационной безопасности, того вопроса, который сегодня поднимали. Мною уже дважды в министерство направлялись предложения и требования (после разработки закона о защите от суицидов), чтобы детей на уроках информатики учили навыкам самой безопасности, потому что детям вначале показали дорогу в Интернет, но навыков индивидуальной защиты, правил поведения, правил оценки и анализа ситуации и реагирования на неё ребёнку не дали. И мы уже год ждём, когда это появится, - я специально сейчас это говорю, потому что не могут так долго решаться такие вопросы, как вопросы безопасности детей, равно как и то, что всегда нужно предлагать универсальные нормы, которые шире, которые дают возможность по диспозиции охватывать и те случаи, которые ещё не происходили. Вот если говорить о новых группах, которые появляются в связи с совершением преступлений в школах, то фактически та формулировка, которую мы предлагали изначально, но которая не была поддержана, уже охватывала бы в том числе эти преступные деяния, и эти ресурсы были бы блокированы и не вовлекали бы детей в новую псевдоромантику совершения преступлений на территории школ. Так что наша задача, как законодателей, видеть стратегию и перспективу и предлагать универсальные нормы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, обратите внимание, что это изменения не в закон о летнем отдыхе, а в закон об основных гарантиях прав ребёнка. На заседании координационного совета при правительстве особое внимание обратили именно на этот факт. И хочу сказать, что Ирина Анатольевна абсолютно права: законы основного действия - это самое главное, а уж подзаконные акты... Мы вот говорим о детях, мол, давайте родителей накажем - ну давайте, что-то обязательно нужно делать, но это будут уже совершенно другие меры. В данном случае в законопроекте предусмотрено, на мой взгляд, всё, чтобы родители поближе были, так сказать, к этой теме и знали, куда отправляют детей, и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мы говорим о новых формах контроля - почему мы не ставим вопрос о том, чтобы вернуть всё на круги своя, вернуть тот контроль, который эффективно работал и обеспечивал безопасность детей? Это первый вопрос. Второй. Мы говорим о конкретизации маршрутов - но всё это давно уже разработано и регламентируется конкретными нормами, вплоть до веса ранца, который должен нести ребёнок на том или ином маршруте. И третий. Почему мы вот такими урывками эти вопросы рассматриваем, а не определяем вообще законодательно, что такое детский отдых? Вот называли "пришкольный отдых" - это отдыхом нельзя назвать, это присмотр: пока мама на работе, ребёнок побудет где-то, под чьим-то присмотром, и хотя бы раз в день поест, отдыхом это никогда не называлось. Так давайте эти вопросы решать! Что же мы какими-то щипками эту важнейшую государственную задачу решаем? ЯРОВАЯ И. А. Вопрос кому? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Спасибо за вопрос. Я не могу принципиально с вами согласиться ни по одной позиции. Во-первых, как уже справедливо сказала Тамара Васильевна, это вопрос не о летнем отдыхе, это вопрос об основных гарантиях прав ребёнка. Это первое. Второе. Что касается систематизации, введения критериев, требований и порядка ответственности, это всегда поэтапная работа. Более того, если говорить о том, как сейчас организована форма контроля и какое количество проверок осуществляется, нужно отметить, что оно немалое, оно очень большое, и вы прекрасно знаете эти уполномоченные органы, которые имеют законные основания для проведения таких проверок, в прошлом году было только 35 тысяч разного рода протоколов и административных взысканий по этому поводу. Но мы-то предлагаем принципиально иное: нужно включать в эти вопросы семью, нужно понять, что главный субъект, который более всего заинтересован в безопасности ребёнка, - это семья, и семья должна быть максимально информирована при принятии решения. Что касается маршрутов, сейчас ситуация выглядит не так, на уровне Ростуризма есть требования к формированию туристического продукта. Мы же ведём речь о принципиально другом: на территории каждого субъекта Российской Федерации... в том числе даже сами подростки ходят в походы, родители организуют мероприятия для детей, и появление организованных маршрутов и информирование по этому поводу семьи является важнейшей профилактической мерой, мерой безопасности. Мы должны увидеть самых заинтересованных людей в папе и маме, и то, что мы устанавливаем в законе, даст семье новые возможности в принятии решений. Кроме того, если говорить о полномочиях территориальных органов исполнительной власти, то это как раз к разговору о том, что они не должны быть сторонними наблюдателями, они должны всегда, постоянно находиться в диалоге с родителями. И в преддверии большой летней оздоровительной кампании полагаю, что и наши коллеги из регионов на уровне законодательных собраний уделят самое серьёзное внимание обсуждению этих вопросов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Максим Анатольевич. ИВАНОВ М. А. Уважаемая Ирина Анатольевна, в предлагаемом законопроекте новая форма общественного контроля распространяется только на органы госвласти субъектов Российской Федерации и не будет действовать в отношении федеральных органов власти и органов местного самоуправления, занимающихся вопросами организации детского отдыха. С чем это связано и не планируете ли вы задействовать в данном вопросе ещё и вот этот общественный контроль в отношении федеральных органов власти и местного самоуправления? ЯРОВАЯ И. А. Что касается федерального уровня, эти вопросы уже урегулированы, они отнесены к компетенции того или иного ведомства в зависимости от специфики деятельности. Главный уполномоченный федеральный орган по данной проблеме - это Министерство образования, именно поэтому обязанность по формированию типового договора возлагается нами на них. Уже сейчас в соответствии с законом органы исполнительной власти обязаны вести реестры, но они не являются публичными. А это как раз тот случай, когда документы должны писаться не для чиновников: вот как законы пишутся не для юристов и чиновников, а для людей, так и формуляры, такие как реестры, - это не формальный документ, это документ, который должен быть публичным и доступным для граждан. Кроме того, вы знаете, что сейчас в отношении начала такой деятельности существует уведомительный порядок, то есть предпринимателем направляется уведомление в Роспотребнадзор. Мы полагаем, что в этом вопросе ещё должна быть установлена связь, взаимодействие между органами региональной исполнительной власти, субъекта и представителями территориальных органов федеральных министерств и ведомств. Поэтому в данном случае это всё сбалансировано. Кроме того, отнесение на уровень субъекта Российской Федерации даёт возможность нашим коллегам ещё и законами субъектов при необходимости устанавливать и принимать на себя дополнительные обязательства по этим вопросам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, обратите внимание, у нас есть туристические маршруты федерального значения на Кавказе, вот в таких местах, а ещё туристический маршрут должен быть в своей родной области, и вот такое задание местной власти тоже как бы даётся вот этим законопроектом. Может быть, родители не хотят отправлять ребёнка далеко, а хотят вот именно сюда, или, например, есть какая-то коммерческая фирма, как уже говорила Ирина Анатольевна. Вот это очень важно. Это первое. Второе. Мы ещё не раз будем возвращаться и к закону о гарантиях прав ребёнка, и к закону о летнем отдыхе. Вот я думаю, - сейчас и в правительстве тоже идёт проработка и обсуждение очень сложного вопроса о том, чтобы было лицензирование деятельности всех больших, крупных лагерей отдыха, - мы это тоже будем рассматривать, поэтому ничего удивительного в этом нет, сразу предусмотреть всё невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемая Ирина Анатольевна, нет сомнения, что вопросы безопасности и здоровья детей при организации их отдыха всегда должны быть среди важнейших задач государства, и предлагаемым законопроектом делаются ну, скажем так, некоторые шаги, например использование современных технологий, но очень частично. Согласитесь, что все большие беды, которые случились за последние годы, связаны с уходом государства из этой сферы в предыдущий период. Вы назвали 46,5 тысячи организаций, которые в прошлом году занимались организацией отдыха детей, - какова их форма собственности? И как вы считаете, не станет ли более весомой и эффективной гарантией безопасности детей передача всех организаций, занимающихся оздоровлением и отдыхом детей, в государственную собственность или, по крайней мере, вывод их из сферы предпринимательства? ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, мне кажется, нам всем нужно, так сказать, взять за правило, что сегодня у Российской Федерации нет задачи ограничивать предпринимательскую инициативу и предпринимательскую деятельность. Более того, сегодня туристический продукт должен быть разным. Он должен быть и таким, о котором говорили, - 36,5 тысячи организаций, фактически созданных при образовательных учреждениях, а это всегда муниципальный или государственный уровень... Должен быть разным туристический продукт, и он есть, и это хорошо. Более того, вот это стремление всё передать под управление только территориальных органов исполнительной власти - это вредная привычка, потому что так уж устроен современный мир, что коммуникации, формы взаимодействия и реализация в том числе нашими гражданами предпринимательской инициативы означает, что на рынке представлен высококачественный туристический продукт. Не должно стоять задачи забюрократизировать и законтролировать эту деятельность настолько, чтобы потом вообще никто не захотел заниматься этим видом деятельности. Наша задача найти вот тот оптимальный баланс, который будет гарантировать безопасность детей и создаст нормальные условия для информирования, контроля и взаимодействия, поэтому в данном случае мы действуем именно в этой логике. И то, что мы сегодня даём дополнительные возможности для семьи... Мы часто говорим о гражданском обществе, об общественной инициативе, поэтому мы просто должны востребовать эту общественную инициативу и больше доверять нашим родителям. Кстати говоря, с точки зрения образования, обучения и воспитания детей, вот это деление по принципу, кто больше должен, семья или школа, - это бесконечный, бессмысленный спор. Наша задача гармонизировать эти отношения так, чтобы главным выгодоприобреталем был ребёнок, чтобы и семья, и школа действовали в интересах ребёнка одинаково ответственно и объединяли свои усилия, а не конфликтовали, не противостояли друг другу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. На трибуне включите микрофон. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, я ещё одну цифру вам хочу привести в связи с тем, уклонилось или не уклонилось государство от выполнения этой очень важной задачи - от воспитания и организации отдыха наших детей: в прошлом году, в 2017-м, отдохнуло почти полтора миллиона детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, и детей-сирот. Мне кажется, этот показатель как раз говорит о том, что государство не уклонилось от выполнения своих задач. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г. Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, я позволю себе затруднить вас просьбой передать авторам законопроекта, что я задавал вопросы, которые были очень конкретными, не для того, чтобы выслушать назидания в свой адрес, а чтобы получить на них ответы. И право у меня такое есть, потому что я считаю себя одним из тех, ну, нескольких людей в стране, кто сохранил детский отдых, который мы унаследовали от советского периода. Это первая составляющая. Вторая составляющая заключается в том, что мы говорим сегодня об отдыхе детей и о сохранении их здоровья - это важнейшая здоровьесберегающая функция общеобразовательного процесса, а туризм - это совершенно другая ситуация. Так вот, что касается отдыха и оздоровления детей. Все требования сегодня сформированы и никакого дополнительного законодательного регулирования не требуется, вопрос состоит в том, что мы должны вернуть надзорным органам те функции, которые прописаны законом, но сегодня ограничены. Цифры, которые здесь назывались, чрезвычайно малы по сравнению с тем, что нужно делать. Каждый заезд лагеря принимался комиссией, а у нас сегодня даже в начале сезона ввод лагеря в эксплуатацию не принимается, а если его принимают по каким-то документам, то это когда его под суд подводят, как это случилось в Карелии. Наверное, надо договора с родителями заключать - это требование правового государства - и включать их в этот процесс, но прежде всего мы должны заставить минобр, который сегодня получил законодательно право, хотя по смыслу это всегда была его функция, делать ту работу, которую нужно. Мы должны сегодня присмотр детей... Мы считаем, что примерно четыре миллиона оздоровили на школьных площадках после окончания учебного года, но это никакой не отдых, это присмотр, пока мама на работе, и дай бог, чтобы он был сохранён, но к отдыху это никакого отношения не имеет. Полтора миллиона оздоровлённых детей за прошлый год - это смехотворно малая цифра, поэтому давайте мы всё-таки возьмёмся за основу этой работы. Конечно, этот закон, наверное, нужно принять, но нужно и слышать тех, кто эту работу знает и готов работать вместе с вами. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Окунева Ольга Владимировна, пожалуйста. ОКУНЕВА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ирина Анатольевна, как автор законопроекта, представитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", достаточно подробно рассказала о его содержании. В содержании законопроекта и в тех задачах, которые решает фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе во взаимодействии с правительством, в том числе и при подготовке программы мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, видна последовательная работа фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по реализации программы партии, которая была принята съездом партии накануне выборов депутатов Государственной Думы. Один из разделов программы посвящён как раз таки работе по созданию условий для детского отдыха. Уважаемые коллеги, недавно состоялось заседание комиссии по реализации программы партии, и по итогам работы комиссии вышли соответствующие поручения правительства, в которых говорится о необходимости обеспечения нормативного регулирования первичной медицинской помощи детям, находящимся в лагерях, образовательных организациях, в том числе есть поручение председателя правительства федеральным органам исполнительной власти представить в правительство предложения о расширении сети и повышении качества структур организаций отдыха и оздоровления детей с сезонным действием или круглогодичного действия. Это ответ коллегам, которые задают вопросы о том, существует ли система в работе. Уважаемые коллеги, достаточно долгое время в регионе я выполняла поручения и была председателем межведомственной комиссии по организации отдыха, знаю систему организации отдыха и как это происходит в других регионах. Я считаю, что у нас в регионе достаточно хорошо и безопасно организован отдых детей, но хотелось бы сказать, что сегодня - абсолютно права Ирина Анатольевна - родители должны знать, что представляет собой учреждение, в которое направляется ребёнок, должны знать, по каким образовательным программам будет проходить там с ним воспитательная работа, мероприятия какой тематики будут проводиться. Мы с вами сегодня обсуждали проблемы в Пермском крае, в других регионах, то, что происходит с детьми. В летнее время дети предоставлены себе и тем воспитателям, которые с ними занимаются. Наша партия говорит в том числе... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ОКУНЕВА О. В. ...о качестве подготовки педагогических кадров, людей, которые работают с детьми. То, что будут публиковаться ответы, которые даются родителям, и другие родители смогут обратить внимание на состояние, качество и безопасность организации отдыха в оздоровительных учреждениях, - это сигнал в том числе региональным властям, показывающий, где надо навести порядок. Это увидят родители и не направят туда детей. Это, дорогие коллеги, сигнал предпринимателям, показывающий, куда родители не купят путёвки. Мы с вами поддерживаем предпринимательское сообщество, но ведь стараются на небольшой площади в недостаточно хороших условиях сдать лагерь и затем реализовывать путёвки, понимая, что с проверками приходят к ним не каждый день. И количество детей в лагерях не всегда соответствует нормам. Речь идёт не только о лагерях, куда региональные органы власти приобретают путёвки, у нас путёвки в том числе и родители приобретают самостоятельно. В каждом учреждении каждый ребёнок должен в летний период и в иные периоды - организуется круглогодичный отдых - чувствовать себя безопасно. Наша фракция поддержит этот законопроект и в дальнейшем будет последовательно осуществлять работу по обеспечению безопасного отдыха детей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, нужно понимать, что стратегия действий в интересах детей, объявленная на предстоящее десятилетие, предлагает очень большие комплексные меры. Конечно, нам хотелось бы, чтобы уже сегодня были сделаны более серьёзные вложения в строительство и создание новых оздоровительных лагерей, санаториев, это действительно перспектива, над которой нужно работать. Но хочется напомнить, что когда-то казалась нерешаемой, например, проблема с детскими садами, однако сегодня мы уже поставили новую задачу - решить проблему с детскими яслями. То есть фактически страна последовательно, шаг за шагом идёт в логике повышения качества жизни граждан и, конечно, прежде всего детей. Это касается и медицинской помощи, это касается и обучения и воспитания детей, это касается жизни и безопасности детей. Я вам приведу одну цифру, подумайте: в 2017 году Роспотребнадзор проверил все - это их данные, - все без исключения организации, задействованные в детском отдыхе, каждую организацию - более трёх раз за 2017 год. Какое ещё количество дополнительных контрольных мероприятий необходимо? Наверное, есть смысл сегодня более деликатно и грамотно использовать те полномочия, которые уже есть, потому что фактически, с одной стороны, постоянно идёт разговор о том, что нельзя блокировать деятельность, а с другой стороны, стоит задача действительно обеспечить безопасность. И в этой связи над чем действительно нужно поработать, так это в целом над вопросами качества детского питания во всех детских учреждениях - и в дошкольных, и в образовательных, и в больницах, где дети находятся в стационаре на лечении, и в том числе в местах отдыха. Над этим вопросом мы сейчас работаем, и должна вам сказать, что, начав анализировать нормативные акты по этой теме, законы и подзаконные акты, я уже сейчас вижу те серьёзные пробелы, которые нам предстоит закрыть. Действительно, нужна большая системная работа с привлечением специалистов, и в связи с этим, коллеги, наша фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" очень активно работает вместе с профильными ведомствами - Роспотребнадзором, министерством образования, Министерством здравоохранения, - это действительно большая, комплексная работа. И хочу напомнить, мы не случайно создаём экспертный совет именно по вопросам обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной среды для их развития; 25 января состоится первое рабочее заседание экспертного совета, где мы будем обсуждать серьёзные комплексные меры в рамках нашей дальнейшей стратегии действий в интересах семьи и ребёнка. Что касается нашего профильного комитета, то фактически это та рабочая площадка, на которой мы обсуждаем самые сложные и злободневные вопросы, касающиеся безопасности детей. Чего нужно точно избегать? Нужно, наверное, избегать каких-то скоропалительных выводов и не продуманных до конца решений, потому что законы при применении должны иметь однозначное и прямолинейное толкование. Поэтому когда мы обсуждаем соответствующие вопросы с экспертами, с правоохранителями, мы выверяем каждую позицию именно с точки зрения того, как она будет понята правоприменителем. Мы очень надеемся, что в летний период в этом году, как и в прошлом, мы с вами, уважаемые коллеги, во всяком случае, все депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", обязательно посетим детские организации по оздоровлению детей до начала их работы на территории наших субъектов Российской Федерации, и мы сможем своими глазами посмотреть - в том числе с участием уполномоченных органов - и продумать, а что ещё нужно сделать на уровне наших регионов для того, чтобы и увеличить количество организаций, предоставляющих такую форму отдыха детям, и создать более благоприятные и комфортные условия. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" относит это к приоритетам в своей повседневной работе, и мы призываем коллег, в том числе представителей других фракций, объединить наши усилия и в этом году особое внимание уделить тому, как на территории субъектов Российской Федерации будет организован отдых детей. И я бы не стала так критиковать на самом деле полюбившуюся многим родителям форму отдыха детей в пришкольных лагерях. Не все родители готовы далеко отпускать ребёнка, и это действительно тот формат, который даёт возможность заниматься с ребёнком, а не просто осуществлять присмотр за ним. Уважаемые коллеги, давайте поддержим все форматы отдыха, чтобы они были доступны для наших граждан в зависимости от их выбора. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" именно за такую работу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик будет выступать? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 19 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принимается единогласно.