Заседание № 112
О проекте федерального закона № 29964-8 "О внесении изменений в статью 6-1-1 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" (в части возможности получения ипотечных каникул заёмщиками, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 6-1-1 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)". Пожалуйста, Константин Михайлович Бахарев. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят нами во втором чтении вчера. Напомню, что предлагается включить чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в перечень трудных жизненных ситуаций и наделить заёмщиков, попавших в такие ситуации, правом на получение ипотечных каникул в рамках Федерального закона № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)". Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки. Третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 19 мин. 58 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Федеральный закон принимается единогласно.
Заседание № 111
О проекте федерального закона № 29964-8 "О внесении изменений в статью 6-1-1 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" (в части возможности получения ипотечных каникул заёмщиками, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 6-1-1 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)". Докладывает Константин Михайлович Бахарев. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается включить чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в перечень обстоятельств, признаваемых трудными жизненными ситуациями, и наделить заёмщиков, попавших в подобные ситуации, правом на получение ипотечных каникул в рамках Федерального закона № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)". К законопроекту поступило три поправки: две поправки включены комитетом в таблицу поправок, рекомендованных к принятию, одна поправка включена в таблицу поправок, рекомендованных к отклонению. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 35 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 02 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Принимается. Коллеги, все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 28 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Спасибо. Пожалуйста, Константин Михайлович. БАХАРЕВ К. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прошу включить законопроект в проект порядка работы Государственной Думы на завтра, 5 апреля, для рассмотрения в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 74
О проекте федерального закона № 29964-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" (в части возможности получения ипотечных каникул заёмщиками, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)". Доклад Натальи Васильевны Костенко. Пожалуйста. КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! У нас очень простая инициатива. Вначале я хотела бы напомнить данные статистики: в России ежегодно регистрируется в среднем 230-250 чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными процессами природного характера, и почти тысяча ЧС, вызванных производственной деятельностью человека. Наиболее частыми и разрушительными для людей и их имущества являются, безусловно, наводнения. Согласно данным Росгидромета, в России ежегодно происходит от 40 до 68 кризисных наводнений, они затрагивают тысячи жителей сотен городов и тысяч небольших населённых пунктов, и среднегодовой ущерб от наводнений оценивается примерно в 40 миллиардов рублей в год. Идея внесения поправок, представленных сегодня на рассмотрение Госдумы, родилась в 2021 году, который отметился как раз целым рядом таких разрушительных наводнений. Это семь крупных наводнений с географией от Санкт-Петербурга до Хабаровского края, и больше всего пострадали Амурская область, где было затоплено более 3 тысяч домов, Крым - более 700 домов и Краснодарский край. В Краснодарском крае в том году было два мощных удара стихии - в июле и в августе, - в результате было затоплено более 2 тысяч домовладений, в том числе в таких крупных городах, как Сочи, Геленджик, Анапа, Новороссийск и Туапсе. Речь идёт не только о частных домах, но и о многоквартирных. Мы вместе с коллегой - соавтором этого законопроекта как раз работали с гражданами с пострадавших территорий, и одна из проблем, которая была выявлена, - это то, что среди пострадавших от стихии было немало ипотечников. Города на побережье - это самые оживлённые экономические центры нашего края, и строительство недвижимости там привлекательно для вложения денег - как для застройщиков, так и для простых граждан. Многие из пострадавших граждан после удара стихии не имели в своих жилищах ничего пригодного для проживания, они потеряли мебель, бытовую технику, одежду, документы и вынуждены были начинать свою жизнь с нуля, но у них - в отличие от всех других пострадавших - было ещё и существенное бремя банковского кредита. Дело в том, что рассчитывать на страховку, которую люди оплачивают, когда берут ипотеку, они не могли, потому что в этом случае страхуются только конструктивные элементы постройки, ну, условно говоря, стены. К стенам вопросов нет, а всё остальное - пустая квартира, без имущества. Ввиду того что они не потеряли вследствие наводнения работу, они также не могли воспользоваться кредитными каникулами, которые предоставляются людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию (сюда относятся, как помните, случаи потери работы и снижения дохода не менее чем на 30 процентов). Более того, на практике многие пострадавшие вынуждены были отдавать банкам выдаваемые государством единовременные выплаты по возмещению ущерба, причинённого в результате ЧС, вместо того чтобы купить на эти деньги предметы первой необходимости, для чего, собственно, эти выплаты предусмотрены и осуществляются. Центральный банк, конечно, призвал тогда банки пойти навстречу пострадавшим заёмщикам и предоставить кредитные каникулы, но по итогам повторного опроса граждан, которые пришли к нам на приём, мы выявили, что таких людей оказались единицы, то есть совсем не работали эти рекомендации. Хотя мы, конечно, помогали людям оформлять подобные заявления в кредитные организации. Поэтому пришла идея закрепить это в законе. Наш законопроект как раз расширяет перечень лиц, которые могут претендовать на кредитные каникулы, и случаев, когда в автоматическом порядке этим людям будет предоставляться как раз до шести месяцев финансовый перерыв, в течение которого люди смогут либо адаптироваться к возникшей ситуации и продолжить делать выплаты, либо заявить о необходимости реструктуризации долга банком, либо принять обдуманное решение по своему усмотрению, что они будут делать с этой недвижимостью. Но они, конечно, не будут думать о том, как выплачивать очередной платёж, в момент, когда нет денег даже на самое необходимое. Часто такие случаи заканчиваются просто потерей жилья в такой острый момент. Мы просим поддержать эту инициативу, она, мне кажется, обдуманна, она поддерживается всеми органами власти, а также Центральным банком Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад - Владимир Борисович Сенин. СЕНИН В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Комитетом по финансовому рынку рассмотрен законопроект, которым предлагается включить чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в перечень обстоятельств, признаваемых трудными жизненными ситуациями, наделить заёмщиков, попавших в подобную ситуацию, правом на получение отсрочки, кредитных каникул. Комитет поддерживает концепцию законопроекта, но при этом отмечает, что в случае его принятия в первом чтении при доработке ко второму чтению необходимо, во-первых, уточнить порядок признания лица пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, во-вторых, установить перечень документов, которые представляются заёмщиком для получения льготного периода. Банк России концептуально поддерживает законопроект. Правительство Российской Федерации представило положительный отзыв, в нём те же замечания, о которых я сказал. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует принять законопроект в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Скажите, пожалуйста, шестимесячный срок будет отсчитываться с момента, с даты подачи обращения либо с момента принятия решения по этому обращению? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Костенко включите микрофон. Говорите, кому вопрос. КОСТЕНКО Н. В. Ну, с момента установления факта наступления чрезвычайной ситуации. Мы сейчас как раз прорабатываем с МЧС и с Центральным банком поправки ко второму чтению. Там будет постановление правительства, которое будет предусматривать решения по всем этим техническим вопросам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемая Наталья Васильевна, у меня тоже вопрос связан со сроками. Почему срок, когда заёмщик может обратиться к кредитору с требованием о применении льготного периода кредитования, ограничивается именно шестью месяцами с момента признания заёмщика пострадавшим, а не периодом устранения последствий чрезвычайной ситуации, которое может продолжаться больше шести месяцев? КОСТЕНКО Н. В. Это общее правило, у нас в законе прописаны сложные, кризисные ситуации, попав в которые человек может претендовать на кредитные каникулы по разным основаниям. Мы считаем, что здесь тоже полгода достаточно, чтобы человек смог собраться с мыслями, посмотреть, что у него будет с кредитной историей, с займами. Мы исходили из того, что не отдельные какие-то кредитные каникулы предусматриваем, а в общий порядок включаем такой случай. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемая Наталья Васильевна, будет ли зависеть возможность предоставления или непредоставления от суммы ущерба? Вот то же подтопление: может быть подтоплен подвал, а могут быть смыты, грубо говоря, или повреждены стены. Это первое. Второй момент. Что будет с судебными решениями, если они есть, по выплате кредитов? То есть будут они приостанавливаться или не будут согласно этому законопроекту либо необходимым поправкам? Ну и что касается выплат. Мы говорили, что они изымаются в пользу банков или выплачиваются в пользу банков. Существует ли механизм защиты таких выплат? Вот по ряду выплат он есть, их запрещено банкам изымать, на них запрещено налагать взыскание судебным приставам. Предусмотрено ли это в законопроекте? КОСТЕНКО Н. В. Про выплаты я сказала. Люди добровольно их передают банкам, поскольку они добросовестные исполнители своих обязательств. Поэтому здесь вопрос не в защите и не в изъятии, а в создании механизма, для того чтобы люди не отдавали их банкам. От ущерба не будет зависеть принятие решений, просто регионы будут подтверждать статус пострадавшего, и человек будет обращаться в банк, на основе этого статуса ему будет предоставляться отсрочка погашения платежа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня вопрос к авторам. Уважаемая Наталья Васильевна, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", безусловно, поддержит данный законопроект, поскольку родился этот законопроект как раз из заботы о наших избирателях, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Вы в своей записке написали, в своём докладе говорили о людях, которые попали в условия наводнения в 2021 году. И ещё в законопроекте вы написали о том, что обращение к кредитору с требованием о применении льготного периода кредитования может быть направлено заёмщиком в течение шести месяцев. Означает ли эта запись, что на людей, которые попали в условия наводнения в 2021 году, не будет распространяться действие данного закона? Или это будет изменено? КОСТЕНКО Н. В. Ну, на 2021 год уже мы не сможем распространить, хотя, конечно, очень хотелось бы, но закон обратной силы не имеет. Я упомянула 2021 год, поскольку мы в этот период выявили существующую проблему. И конечно, наш законопроект будет распространяться не только на случаи наводнений, я это подчеркнула, но и на все чрезвычайные ситуации, которые будут утверждены на региональном уровне или на федеральном. Могут быть и техногенные ситуации, это касается не только наводнений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемая Наталья Васильевна, отличный законопроект, защищает интересы наших граждан. Скажите, если, например, заёмщик не зарегистрирован на территории возникновения ЧС, у него ипотека в строящемся доме, то этот вопрос также будет решён данным законопроектом? КОСТЕНКО Н. В. Мы эту проблему конкретно в данном законопроекте не решаем, потому что у нас поправки, вы знаете, к закону о кредитовании, но, я так понимаю, сейчас законодательно вопрос решается, как быть, если человек не был зарегистрирован, но по факту проживал на этой территории. Ну, если, как вы говорите, стройка идёт, человек не живёт, ничего не потерял, собственно, стены как стояли, так и стоят, я думаю, не будут подпадать такие случаи под действие нашего закона. Речь о конкретном жилье, где люди жили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемая Наталья Васильевна, а входят ли в понятие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в смысле этого закона военные разрушения? Потому что ведь понятно, что никто не застрахован от новых спрямлений линий фронта и новых жестов доброй воли, да и артобстрелы старой территории России, скажем мягко, имеют место. И если сейчас в этот законопроект не входят военные разрушения, то, может быть, стоит включить их, чтобы защищать людей хотя бы от таких последствий? КОСТЕНКО Н. В. Спасибо за вопрос. Мы как раз с коллегами тоже этот вопрос обсуждаем, сейчас возникли предложения на этот счёт. Давайте посмотрим, можем ли мы технически внести изменения именно сюда, в этот законопроект, или это следует рассмотреть в ином проекте, но, конечно, военные ситуации и разрушения не подпадают под понятие ЧС. Это другое законодательство, но мы готовы рассмотреть - присоединяйтесь, кто хочет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н. Уважаемая Наталья Васильевна, понятно, что в качестве примера вы говорили о наводнениях, но, судя по тем вопросам, которые поступали, я так понимаю, и пожары, и сели, и землетрясения сюда будут входить. В то же время вы, отвечая на вопрос, сказали: да, нужно полгода всего лишь, и человек по крайней мере придёт в сознание, что нужно ему дальше делать. Действительно, за полгода он только придёт в сознание, но, так как уничтожены его жилище, документы и многое другое, вряд ли он сумеет построить себе дом, да и, в конце концов, ещё не будет устранена та ситуация, та техногенная катастрофа, которая произошла и отняла у человека на данный момент всё, а может быть, даже и человеческие жизни. Мне кажется, что ко второму чтению нужно всё-таки рассмотреть этот вопрос: за полгода изменить ситуацию, даже за счёт этих каникул, невозможно, нужно продлевать по крайней мере не менее чем на два года, потому что дом менее чем за два года не построить. КОСТЕНКО Н. В. Ну, нужны какие-то экспертные оценки, за какое время можно что-то восстановить. У нас, бывает, и за более короткие сроки восстанавливают. Но мы должны тут понимать, что есть люди, которые тоже потеряли имущество, просто у них нет кредита под ипотеку, у них есть другие кредиты, и сейчас для них не предусмотрены никакие меры... Я думаю, мы можем подумать, какие ещё дополнительные меры поддержки таких граждан предусмотреть, - давайте поправки, и будем в рамках рассмотрения в комитете обсуждать их. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представители президента, правительства? Докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)", пункт 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 15 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.