Заседание № 178

08.09.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 299464-4 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" (уточнение понятий "терроризм" и "террористический акт").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4034 по 4392 из 5740
Переходим к пункту 10 повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении   
изменений в статью 3 Федерального закона "О противодействии терроризму".        
Доклад депутата Государственной Думы Алексея Валентиновича Митрофанова. С       
места, да?                                                                      
                                                                                
Включите микрофон депутату Митрофанову.                                         
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Разрешите представить вам законопроект "О внесении изменений   
в статью 3 Федерального закона "О противодействии терроризму".                  
                                                                                
Авторы считают, что уточнение понятий необходимо, так как не только в           
международных документах, но и в законодательстве Российской Федерации          
существуют различные подходы к их определению.                                  
                                                                                
Первая попытка раскрыть содержание терроризма была предпринята на III           
международной конференции по унификации уголовного законодательства,            
проходившей в 30-м году в Брюсселе. В принятой комиссией конференции и          
представленной на рассмотрение резолюции содержалось определение терроризма.    
Понятие терроризма было сформулировано и в Федеральном законе от 25 июля 1998   
года "О борьбе с терроризмом", одним из авторов которого был я. "Терроризм -    
насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций,   
а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения)          
имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей,     
причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных            
общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения               
общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на    
принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их   
неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь     
государственного или общественного деятеля, совершённое в целях прекращения     
его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую   
деятельность; нападение на представителя иностранного государства или           
сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а     
равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся       
международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или   
осложнения международных отношений".                                            
                                                                                
На межгосударственном уровне в Договоре о сотрудничестве государств -           
участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4       
июня 1999 года также сформулировано понятие терроризма: "противоправное         
уголовно наказуемое деяние, совершённое в целях нарушения общественной          
безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений,         
устрашение населения, проявляющееся в виде..." - далее идут положения понятия   
терроризма из Федерального закона "О борьбе с терроризмом".                     
                                                                                
Для чего я так подробно привожу определения, сейчас вы поймёте. Как видно из    
приведённых понятий терроризма, за основу этих определений взято понятие        
"террор" в его смысловом значении - "ужас, страх". Несмотря на разный подход    
учёных к понятию терроризма, можно выделить в понятии терроризма его общие      
черты, такие, как: определённые действия; наиболее опасные формы насилия;       
совершение общественно опасных действий в отношении жизни, здоровья людей, их   
прав и законных интересов; вид политического насилия, совершаемого с целью      
изменения политического правопорядка; способ достижения целей в решении         
различных проблем в совокупности с противоправными действиями: приобретением    
и ношением оружия, приобретением и применением взрывчатых веществ и средств     
взрывания, вымогательством денежных средств.                                    
                                                                                
Авторы предлагаемого законопроекта считают, что в Федеральном законе "О         
противодействии терроризму" изложение понятия "терроризм" противоречит          
международным нормам права. В понятие терроризма входят (вот в чём суть         
закона) идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами   
государственной власти, органами местного самоуправления или международными     
организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами          
противоправных насильственных действий. Такое определение понятия "терроризм"   
не только мало даёт для понимания его сущности, но и затрудняет достижение      
консенсуса по вопросам международного согласованного определения терроризма.    
Сама формулировка "идеология терроризма" ничего общего не имеет с ужасом и      
страхом, так как с идеологией могут быть ознакомлены только отдельные           
граждане, занимающиеся вопросами противодействия терроризму.                    
                                                                                
Включение в понятие терроризма слов "идеология насилия" (а не просто            
"насилие"), а также слов "практика воздействия на принятие решения органами     
государственной власти, органами местного самоуправления или международными     
организациями" может привести к тому, что правоохранительные органы будут       
произвольно истолковывать любую идеологию, считая её террористической (в том    
числе даже различные фильмы ужасов, рекламируемые на телевидении), и особенно   
открытое недовольство и противостояние органам государственной власти (то       
есть практикуемые населением в ряде субъектов Российской Федерации перекрытие   
дорог, блокирование зданий и так далее), выраженные в переделе собственности    
на землю, взимании платы за жильё и так далее. Надо сказать, что в понятие      
терроризма, изложенное в новой редакции, может включаться также понимание       
национально-освободительного движения.                                          
                                                                                
Авторы законопроекта считают, что введение нового понятия терроризма в          
федеральном законе обязательно должно повлечь за собой изменение норм           
Уголовного кодекса, иначе останутся противоречия между базовым законом и        
механизмом его реализации, то есть Уголовным кодексом.                          
                                                                                
Авторы законопроекта считают, что в понятие терроризма могут быть включены:     
совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели        
людей, причинения значительного имущественного ущерба; наступление              
общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях            
нарушения общественной безопасности или устрашения населения; посягательство    
на жизнь государственного или общественного деятеля, совершённое с целью        
прекращения его государственной или политической деятельности либо из мести     
за такую деятельность; оказание воздействия на принятие решения... нападение    
и так далее. Террористический акт - это совершение преступления                 
террористического характера в форме: умышленного взрыва, поджога, применения    
взрывных устройств, химических, бактериологических, токсичных, отравляющих,     
психотропных, сильнодействующих или ядовитых веществ; уничтожения,              
повреждения или захвата транспортных средств; порчи или отравления источников   
водоснабжения; вызова или распространения инфекционных заболеваний. Авторы      
законопроекта поднимали вопрос о том, что сама угроза совершения теракта не     
является террористическим актом, так как она не влечёт гибель людей или         
причинение имущественного ущерба.                                               
                                                                                
В заключении правительства указано, что предлагаемое изменение понятия          
"терроризм" значительно сократит возможности государственных органов и          
органов местного самоуправления в части, касающейся профилактики терроризма,    
особенно по пресечению распространения его идеологии. Но если посмотреть        
телевизионные кинофильмы, которые идут по всем программам или в кинозалах,      
то, видимо, некоторых режиссёров, авторов сценариев завтра надо будет           
обвинить в терроризме, так как в фильмах проповедуются насилие, убийство,       
захват самолётов и так далее. Предоставление правоохранительным органам права   
определять идеологию насилия и приписывать роль терроризма с последующим        
уголовным наказанием может значительно подорвать всю правоохранительную         
систему и вызвать отрицательные политические последствия.                       
                                                                                
Поэтому прошу вас поддержать законопроект в первом чтении.                      
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               А. Н. Чилингаров                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович.                            
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по безопасности Анатолия             
Сергеевича Куликова. С места, да, Анатолий Сергеевич?                           
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
КУЛИКОВ А. С., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Напомню, что в период весенней   
сессии мы с вами приняли ряд федеральных законов, определивших содержание и     
механизм обеспечения антитеррористической стратегии нашего государства. Это и   
уже упомянутый закон "О противодействии терроризму", и Федеральный закон "О     
ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма", и             
федеральный закон о внесении изменений в законодательство Российской            
Федерации в связи с принятием вышеупомянутых законов. Хотя работа над ними      
шла непросто, но результатом стало конструктивное единодушие депутатского       
корпуса, которое и позволило заложить прочную законодательную базу для          
противодействия терроризму и международному сотрудничеству в этой сфере.        
                                                                                
Одним из признанно важных результатов проведённой работы является               
выработанная формулировка определения терроризма как феномена                   
общественно-политических реалий современных мировых процессов, как новой        
формы агрессивного миропонимания и поведения, свойственных началу третьего      
тысячелетия. Это определение позволяет трактовать терроризм не столько как      
конкретное деяние, а именно как идеологию насилия, как систему взглядов на      
достижение определённых целей через насилие и устрашение. Это определение       
позволяет государству выстраивать стратегию противодействия, включая все        
составляющие этого процесса - предупреждение, пресечение, минимизация           
последствий. В этом, по сути, и соль названия закона - "О противодействии       
терроризму". В то же время вариант определения понятия, предлагаемый            
уважаемыми депутатами Залепухиным и Митрофановым, направлен на совершившийся    
факт.                                                                           
                                                                                
Выработанная нами и закреплённая в федеральном законе формулировка              
террористического акта предполагает совершение взрыва, поджога или иных         
действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека,          
причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких     
последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или        
международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в    
тех же целях. Всё это элементы диспозиции правовой нормы, раскрывающей          
содержание преступного деяния, имеющие юридически значимый характер для его     
квалификации в соответствии с уголовным законодательством. Здесь ключевые       
слова - "устрашение", "цель", "угрозы".                                         
                                                                                
Уважаемые депутаты Залепухин и Митрофанов предлагают внести изменения в         
Федеральный закон "О противодействии терроризму", направленные на изменение     
редакции понятий "терроризм" и "террористический акт", причём оба понятия       
излагаются в виде исчерпывающего перечня отдельных деяний. Содержательная       
сторона понятий страдает несогласованностью, так как деяния, подразумеваемые    
авторами как терроризм, не все входят в ими же предлагаемое понятие             
"террористический акт". Между тем на практике может оказаться, что совершение   
террористического преступления иным способом, не указанным в приведённом        
перечне, поставит правоприменителей в затруднительное положение при             
квалификации этого деяния.                                                      
                                                                                
В пояснительной записке на странице 4 авторы проекта подвергают сомнению        
возможность правильного толкования правоприменителями той части определения,    
в которой понятие "терроризм" определяется как идеология насилия, полагая,      
что любая идеология может быть признана террористической. В том-то и дело,      
что определение терроризма, закреплённое федеральным законом, рассматривает     
идеологию насилия в неразрывном единстве с иными элементами, а именно           
устрашением населения с целью воздействия на принятие решения, а не             
оторванно, как только идеологию.                                                
                                                                                
Можно согласиться с тезисом авторов проекта, что мировое сообщество в течение   
десятилетий пребывало в трудных поисках унифицированного определения            
терроризма. Опыт участия в международных конференциях и "круглых столах" в      
течение последних месяцев и обмен с представителями профильных комитетов        
зарубежных парламентов говорит о том, что определение, данное российским        
законодателем, попало в точку. Мы уже имеем информацию, что ряд европейских     
парламентариев взяли за основу наше определение и работают над аналогичными     
поправками в национальное законодательство.                                     
                                                                                
Комитет по безопасности считает неприемлемым предлагаемое изменение             
определения террористического акта, так как оно обедняет принятую               
формулировку. Авторами проекта исключены такие важные составляющие, как         
угроза и цель совершения перечисленных действий. Угроза в соответствии с        
представленным авторами законопроектом не рассматривается как преступное        
поведение, так как не влечёт тяжких последствий. С этим нельзя согласиться.     
Угроза совершения таких преступлений является самостоятельным и оконченным      
составом преступления. Как реальное совершение, преступления, например          
взрыва, так и угроза его совершения, являющаяся средством шантажа, давления     
на органы власти, являются преступлениями. Отсутствие упоминаний об угрозе и    
целях воздействия делают бессмысленным определение террористического акта как   
такового, поскольку взрыв, поджог, применение сильнодействующих веществ,        
уничтожение транспортных средств и тому подобное могу производиться и с иным    
умыслом, например в целях мести, или уничтожения материальных ценностей в       
проигранных гражданско-правовых спорах, или лишения материальных ценностей      
субъекта предпринимательской деятельности для устранения конкурента в           
бизнесе.                                                                        
                                                                                
Развитие авторами проекта понятия "террористический акт" путём перечисления     
способов его совершения - имеется в виду включение упоминания о применении      
ядерных, химических, биологических, токсичных, отравляющих, психотропных и      
других веществ - считаем избыточным, так как эти способы совершения             
террористического акта уже отражены в диспозиции статьи 205 Уголовного          
кодекса Российской Федерации.                                                   
                                                                                
Комитет по безопасности в своём заключении выразил отрицательное мнение, не     
поддерживает указанный законопроект и предлагает отклонить его при              
рассмотрении в первом чтении. Имеется заключение Правового управления           
Аппарата Государственной Думы, в котором также указываются вышеназванные и      
другие недостатки законопроекта.                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, у вас имеется также и отдельно розданное заключение         
Правительства России, которое не поддерживает проект и отмечает, что            
законопроект неоправданно сужает понятие терроризма как                         
социально-политического явления и сферы его применения, снижает объём задач     
государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению        
профилактики терроризма. Кроме того, федеральные законы, в которые              
предлагается внести изменения, только вступили в силу. Для правоприменителей,   
для практиков нет более раздражающего положения, чем нестабильное и             
противоречивое законодательство, которое призвано быть точным инструментом      
борьбы с терроризмом. Комитет по безопасности предлагает отклонить              
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Сергеевич.                              
                                                                                
Прежде чем я традиционно спрошу о вопросах, я хочу обратиться к группе,         
которая обеспечивает работу в зале: что у нас с системой воздухообеспечения?    
Здесь такая духота, что работать невозможно. Всё, по-моему, отключено. Или      
это только у нас здесь с Артуром Николаевичем? Я не знаю, может, там лучше.     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. В зале нормально. Значит, это только у нас       
здесь душегубка, что тем более удивительно.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, процедура первого чтения. Есть ли вопросы у депутатов?       
Есть, один вопрос. Депутат Малышкин, и подводим черту.                          
                                                                                
Пожалуйста, Олег Александрович.                                                 
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. Анатолий Сергеевич, а может, чуть-чуть шире всё это понятие      
сделаем? Там, бытовой терроризм, думский терроризм, сексуальный терроризм,      
спортивный терроризм, и так пошло-пошло подразделениями. И будет всё в          
порядке, по-моему.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Куликову.                      
                                                                                
КУЛИКОВ А. С. Уважаемые коллеги, я ещё раз хотел бы сказать: если мы            
определим терроризм, допустим, как отдельное преступное деяние, то задачи       
профилактики сразу будут под вопросом. Там будут участвовать только те, кто     
непосредственно задействован, силовые структуры в том числе. Мы же речь ведём   
о явлении, об идеологии насилия в сочетании с практикой устрашения. Это         
значит, что для предупредительных мер могут быть задействованы и другие         
институты власти, обязаны быть задействованы и другие институты власти. Мы об   
этом уже говорили, когда принимали этот закон. И та формулировка, которая       
предлагается, значительно сужает понятие, она практически исключает из          
предупредительного процесса органы исполнительной власти и органы местного      
самоуправления. Все умоют руки, будут ждать, когда совершится                   
террористический акт, чтобы потом стрелять из танковой пушки по отдельному      
дому. Этого нельзя допустить. Мы можем сегодня там, где нет рабочих мест,       
привлечь министерство труда и социальной защиты, другие органы исполнительной   
власти, Минфин для выделения средств и исключить, повторяю, условия для         
пополнения рядов преступников, террористов.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен ответ. Других вопросов нет.                       
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет. У представителя       
президента, представителя правительства есть желание выступить? Нет. В          
заключительном слове нуждается ли докладчик? Нуждается докладчик в              
заключительном слове, никогда не отказывается. Пожалуйста. (Шум в зале.)        
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые друзья, успокойтесь, вы знаете Регламент. Я скажу    
одно слово. Во-первых, никакой идеологии терроризма, вновь появившейся в        
последние годы, нет. Терроризм был и сто, и двести, и тысячу лет назад.         
Терроризм - это метод, это некая методология достижения политических целей с    
помощью устрашения и так далее, развёрнутое мы давали определение. Ничего       
нового не появилось. Это всё американские выдумки про терроризм, про то, что    
мы должны объединиться в борьбе с терроризмом, какой-то фронт создать с         
кем-то, так сказать, общий. Ничего этого нет, это всё виртуальное               
пространство. Убивали политических деятелей и раньше, убивали посла Мирбаха     
левые эсеры, убивали в Римской империи, использовали заложников. Ну везде это   
было! Это было и в советское время, это было в 70-е годы, в 60-е. Почему не     
говорили тогда о борьбе с терроризмом? Это использовали палестинцы, это         
использовали непалестинцы. Это методология, понимаете? И нет отдельной          
идеологии терроризма, её нет. Есть идеология, а терроризм как метод, как        
инструмент: взрыв, поджог, выстрел, убийство, захват заложников и так далее.    
                                                                                
Когда мы вводим тему идеологии насилия, говорим, что терроризм - это            
идеология насилия, это опасно. Тогда мы даём дополнительные инструменты         
правоохранительным органам. Пока они ещё не раскочегарились. Но что тогда       
делать с кондопожскими людьми? Сто человек сейчас находятся в Петрозаводске,    
и их будут дёргать, так сказать, и судить: они поджигали, что-то делали в       
политических целях. И что же теперь с ними делать? Они кто - идеологи           
терроризма или их достало кое-что там? Вот что делать? А по-вашему - призывы    
к насилию, идеология. Этак можно их подвести под серьёзную статью, это уже      
будет не хулиганство, а терроризм.                                              
                                                                                
Это американцы выдумали для того, чтобы решать свои политические вопросы,       
чтобы определиться: хорошие будут с нами, те, кто молчат, и их слушают, все     
остальные - террористы. Такой подход в политике был всегда: за нас - это        
народное ополчение, против нас - это всегда мафия. Это и мы, ЛДПР, используем   
всегда. Правильно, против нас - это всегда мафия, за нас - народное             
ополчение. Всё, это правильный подход. Но не надо расширять это, это очень      
опасный процесс. И была сделана ошибка в этом законе, и ничего плохого не       
будет, если мы через полгода её исправим, через год. Это лучше, чем получать    
кондопоги, понимаете? Это лучше гораздо - исправить ошибку.                     
                                                                                
И на реплику Анатолия Сергеевича, что раздражает практиков и законодателей:     
через полгода уже вносить изменения... Можно и через три месяца вносить, если   
замечена ошибка, которая может привести к серьёзным последствиям в              
дальнейшем.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы процедуру соблюли. Я ставлю на      
голосование: принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении     
изменений в статью 3 Федерального закона "О противодействии терроризму".        
Комитет предлагает данный законопроект отклонить.                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких.                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за               34 чел.7,6%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     34 чел.                                          
Не голосовало                 416 чел.92,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.