Заседание № 242

17.06.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 299338-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" (в части, касающейся минимального количества членов политической партии).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5147 по 5354 из 6879
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О политических партиях". Сергей Владимирович Иванов докладывает.         
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Рад приветствовать самую стойкую часть          
депутатского корпуса, которая добросовестно исполняет свои обязанности!         
Предлагаю на обсуждение законопроект, который внесли представители вашей        
любимой фракции ЛДПР и который касается деятельности политических партий.       
                                                                                
Как вы знаете, в Конституции России, в статье 3, говорится о том, что           
единственным источником власти в России является наш многонациональный народ.   
Пункт 3 этой же статьи гласит, что высшим непосредственным выражением этой      
власти являются референдум и свободные выборы. В выборах участвуют либо         
политические партии, либо, как сейчас будет, одномандатники. В общем, в         
результате всего этого наша любимая Государственная Дума делает всё возможное   
для того, чтобы каждый гражданин России смог реализовать своё конституционное   
право избирать и быть избранным как по одномандатному округу, так и от          
политической партии. Я не побоюсь сказать, что недремлющее око Центральной      
избирательной комиссии заставляет всех нас делать всё возможное для того,       
чтобы для кандидатов и избирателей были созданы все условия и они смогли        
сделать осознанный выбор. Нам, разумеется, предоставляют все возможности для    
участия в агитационных мероприятиях посредством центрального телевидения,       
радио- и телекомпаний, газет и журналов - всё это абсолютно бесплатно, на       
безвозмездной основе, за государственный счёт. Все кандидаты и избиратели,      
разумеется, могут пообщаться друг с другом, и для этого опять же бесплатно      
даются помещения от районного, допустим, дома культуры до, не побоюсь этого     
слова, Колонного зала Дома союзов - всё это вы можете сделать!                  
                                                                                
Что ещё делает наша, так скажем, партия власти - не знаю, сама она себя так     
называет или её так называют, - чтобы как можно честнее и свободнее проходили   
выборы? По итогам событий после последних выборов в Госдуму было разрешено      
регистрировать партии при количестве членов свыше пятисот человек. Видимо,      
опасность или боязнь повторения событий, которые были тогда после выборов,      
была так велика, что обсуждался даже вариант сделать членами партии тех, кто    
соображает на троих. В принципе Верховный Суд наверняка оправдал бы это,        
потому что они тоже часть нашего народа, и неважно, что на троих соображают,    
тем не менее остановились на этом числе - пятьсот человек.                      
                                                                                
В предстоящих выборах - теоретически, не знаю, насколько это оправдается, -     
будут принимать участие около двухсот политических объединений. Для чего всё    
это делается? Разумеется, для того, чтобы выборы были честными и открытыми!     
Как вы знаете, ничто не ново под луной: всё новое - это хорошо забытое          
старое. Я приведу вам, уважаемые коллеги, статистику, если кто забыл. В 93-м    
году в первых выборах, проходивших под названием "всенародное голосование" -    
вернее, должен был проходить референдум, но это назвали всенародным             
голосованием, - участвовало тринадцать избирательных объединений. В             
результате партии, которые не прошли пятипроцентный барьер, получили 10         
процентов голосов, и вот эти 10 процентов голосов были перераспределены на      
остальных участников выборов. Это понравилось нашим руководителям, и в 95-м     
году в выборах в Государственную Думу принимали участие уже сорок три           
избирательных объединения. Тогда - смотрите, какая интересная информация, -     
46 процентов, вернее, прошу прощения, 44,76 процента голосов получили           
избирательные объединения, не преодолевшие пятипроцентный барьер.               
Представляете, половина избирателей проголосовала за другие объединения, но     
их голоса благополучно были перераспределены - разумеется, в рамках нашего      
"честного" избирательного законодательства! В 99-м году почти наполовину        
уменьшилось количество участников выборов - было 26 избирательных               
объединений, ну и, разумеется, процент перераспределения также снизился - до    
22 процентов. Таким образом, математика следующая: на каждые десять партий,     
дополнительно участвующих в выборах, приходится 10 процентов голосов, которые   
потом перераспределяются между, так скажем, крупными игроками.                  
                                                                                
Мы в ЛДПР посчитали, что это неправильно. Вы уж извините, но мировой опыт       
говорит, что подобные политические партии не имеют права называть себя          
политическими партиями в масштабах целой страны. Для примера - если кто         
смотрел пояснительную записку, там это есть - в той же самой Республике         
Беларусь 9,5 миллиона населения, и, чтобы политическая партия там была          
зарегистрирована, она должна иметь численность как в России, но при             
аналогичном соотношении в России тогда численность партии должна быть не        
менее 7,5 тысячи. Такая же примерно статистика и по другим европейским и, так   
скажем, не очень европейским странам. В итоге мы предлагаем, уважаемые          
коллеги, если вы, конечно, считаете, что выборы должны быть честными и          
открытыми, с равными конкурентными возможностями, увеличить минимально          
необходимое количество членов партии до 5 тысяч человек: если члены партии      
будут представлены по всей России - а поверьте, их количества не хватит даже    
для того, чтобы направить представителей в избирательные комиссии, - мы хотя    
бы создадим видимость того, что у этого, так скажем, царька, наполеончика       
есть 5 тысяч последователей и он может принимать участие в выборах в            
масштабах всей страны. Не знаю, насколько это повышает наш авторитет, но тем    
не менее. То есть мы предлагаем увеличить это количество до 5 тысяч. Таким      
образом, у нас с вами, по крайней мере, будет чем ответить той же самой         
Республике Беларусь или Эстонии, где 1,3 миллиона человек населения, а чтобы    
зарегистрировать политическую партию, надо иметь не менее тысячи, то есть при   
таком же соотношении в России количество членов партии, необходимое для её      
регистрации, должно составлять 110 тысяч.                                       
                                                                                
Думаю, что наше предложение вряд ли будет поддержано, несмотря на то что        
комитет дал положительное заключение, потому что выборы же у нас честные,       
свободные и единственным источником власти является народ. Ну а основные        
представители народа, они имеют большинство, и поэтому они наверняка не         
согласятся на то, чтобы конкуренция была всё-таки честной, чтобы выборы у нас   
проходили в один день и чтобы мы на следующий день сразу же говорили, что да,   
мы согласны, всё было нормально, открыто и честно, а не устраивали после        
каждых выборов скандалы и разборки.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
С содокладом выступает Ярослав Евгеньевич Нилов.                                
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! В 2012 году            
Государственная Дума приняла поправки в закон "О политических партиях", и       
законодательство стало сверхлиберальным: сегодня, чтобы создать политическую    
партию, необходимо 500 членов партии. Конечно, это абсолютно нелогично!         
Некоторые бизнесмены создали себе целый пакет разных политических партий,       
перед единым днём голосования они проводят съезды, коробками направляют         
соответствующие документы одних и тех же кандидатов в избирательные комиссии    
и начинают ждать, когда к ним придут договариваться, чтобы они либо списки      
сняли, либо кандидатов отозвали, либо "правильно" вели себя на выборах.         
Сегодня порядка восьмидесяти партий зарегистрировано, раньше их было меньше     
десяти, поэтому мы, понимая существующую ситуацию, понимая, что существуют      
так называемые партии-сателлиты, цель которых просто размывать электорат и      
использовать грязные предвыборные технологии, посчитали необходимым и           
правильным поддержать концепцию того законопроекта, который был внесён          
фракцией ЛДПР и идея которого принадлежит руководителю фракции ЛДПР             
Жириновскому.                                                                   
                                                                                
Комитет просит данную законодательную инициативу поддержать.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Попов Сергей Александрович.                                                     
                                                                                
ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и         
организации работы Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".               
                                                                                
У меня вопрос к авторам: сегодня зарегистрировано 76 партий - что делать в      
случае принятия вашего закона, как вы будете объяснять уже зарегистрированным   
политическим партиям и какая должна быть система работы с ними?                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Иванову включите микрофон.                       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Сергей Александрович, я скажу, что в принципе данная     
проблема будет решена обычной перерегистрацией. Но, вы меня извините, вот       
сейчас будет дана установка, что, допустим, выборы в Госдуму можно провести     
на несколько месяцев раньше, - ну и как вы будете всё это объяснять?!           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Сергей Владимирович, к сожалению, я разделяю ваше      
опасение, скорее всего, закон не пропустят, хотя, безусловно, он имеет право    
на существование. Вам не кажется, что, может быть, - это моя точка зрения -     
правильнее другой подход: не численность определяет возможность создания        
партии, а, скажем, требование, чтобы не менее половины регионов страны имели    
членов этой партии и, скажем, в каждом регионе, ну, 0,1 или 0,01 от числа       
избирателей этого региона? Люди переезжают, переезжают в массовом порядке,      
сокращается население, и, скажем, для Москвы собрать 70 человек - делать        
нечего, а для какого-то региона в Сибири это может быть проблемой, а вот        
процент, 0,1 или 0,01, - это будет, мне кажется, более объективно. Это не       
меняет концептуально ваш законопроект, только, может, методологически           
несколько, по-моему, это будет более объективный подход.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Иванову включите микрофон.                       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Ну, мы считаем, что для России как-то стыдно иметь политическую    
партию, которая называется всероссийской партией и которая вот по нынешней      
схеме имеет 10 человек в регионе. Ну это же не представительство - что такое    
10 человек?!                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Петрович Водолацкий.                                                     
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Сергей Владимирович, в своём выступлении вы привели примеры Беларуси и          
Эстонии и провели аналогию с Россией, сказали, что у нас должно быть 110        
тысяч. Может быть, тогда вернуться снова к 10 тысячам и перестать копья         
ломать?!                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Иванову включите микрофон.                       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Ну, я считаю, что для того, чтобы называться всероссийской         
политической партией, можно иметь и 10 тысяч членов, я абсолютно не против.     
Это придаёт определённый вес, авторитет партии, я полностью с этим согласен.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виталий Сергеевич Золочевский.                                                  
                                                                                
ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Сергей Владимирович, вопрос: вот когда мы перешли от 100      
тысяч теперешним пятистам, мы достигли желаемого результата? Но если не         
достигли, может быть, стоит вернуться к предыдущим нормам?                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Иванову включите микрофон.                       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Ну, если учесть, что цели создания такого огромного количества     
партий - это размывание голосов на предстоящих выборах, то, как говорится,      
выборы покажут. Пока ещё мы не можем сказать, достигли этой цели или нет,       
поскольку выборы будут в следующем году. Опять же, это не наши цели-то!         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, я предлагаю прерваться и перейти к "часу голосования", а потом         
продолжим обсуждение.                                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну запишемся потом, какая разница?                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5864 по 6181 из 6879
Коллеги, продолжаем обсуждать 24-й пункт порядка работы.                        
                                                                                
Кто хотел бы выступить по этому вопросу?                                        
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, безусловно, проблема очень острая и           
законопроект своевременный, хотя я думаю, что он очень и очень щадящий. Что     
такое 5 тысяч человек? Это примерно 60 человек на регион. Конечно, партия,      
которая имеет в миллионном, скажем, регионе всего 60 человек, не может          
называться не только политической партией, она, мне кажется, не может           
называться даже общественной организацией. Если посчитать одних глав            
администраций в регионе, в муниципальных образованиях - уже наберётся партия    
в масштабах страны!                                                             
                                                                                
По-моему, основная задача, которую ставила власть, устанавливая цифру "500      
членов партии"... если бы было желание, можно было бы провести, наверное, и     
норму "30 человек" - нужно политическое название. Вот будут ближайшие           
выборы... ну, скажем, у нас в регионе будут выборы в региональный               
законодательный орган власти - в Рязанскую областную Думу, появится партия      
"Коммунисты России" - их там через микроскоп не увидишь, но они действительно   
вред нанесут: люди проголосовать могут не потому, что они за эту партию, а      
просто они перепутают название с названием нашей партии, с нашими делами, с     
нашим авторитетом, с нашей защитой интересов народа. И такие партии уже         
появляются - не две, не три, а достаточно много, в том числе и казацкая         
партия, которая никогда не появлялась, а вырастает буквально перед выборами.    
Я думаю, если в ЛДПР будут агрессивней себя вести, появятся партии с            
названиями аналогичными названию их партии, которые будут мешать им иметь       
своё лицо.                                                                      
                                                                                
Я думаю, более правильно всё-таки уйти от количества человек - 500 или 5        
тысяч - к процентам, и не случайно назвал цифру "0,1 процента" от числа         
избирателей в регионе - это не много, но это и не мало. Вот в нашей Рязанской   
области, например, 1 миллион избирателей, а 0,1 процента - это тысяча. Если в   
миллионном регионе партия не способна собрать под свои знамёна хотя бы 1        
тысячу человек, то, значит, таких знамён нет и такая партия не имеет права на   
жизнь, она не имеет права выражать интересы народа. Один человек - это ещё не   
народ, и мне кажется, на будущее, что нам всё-таки надо уходить от этих цифр:   
500 человек, 300 человек... 0,1 процента - это не много, но набрать тысячу      
человек - это требует усилий от политической партии, это требует честности.     
                                                                                
Наша фракция будет поддерживать данный законопроект, но мы считаем, что для     
честных выборов его надо ещё ужесточать.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко.                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, как всегда, самый интересный и важный, на наш взгляд,        
законопроект мы рассматриваем под занавес рабочего дня, но тем не менее это     
очень интересная инициатива. А вопрос, сколько должно быть политических         
партий в политической системе страны, настолько философичен и специфичен для    
каждого государства, что мы можем вечно о нём рассуждать.                       
                                                                                
Депутатам фракции ЛДПР представляется, что система была идеальной, когда было   
семь политических партий. Это не много. Число "семь" у нас есть и в Библии, и   
в природе число "семь" фигурирует: у радуги семь цветов (есть такая цветовая    
палитра, которую знает каждый школьник, человек воспринимает её своим           
зрением), и, естественно, было понятно, что красные - это коммунисты и всё,     
что связано с левым движением, что жёлто-синие, или, лучше, сине-жёлтые, -      
это ЛДПР, у "ЕДИНОЙ РОССИИ" бело-синие тона и что-то от российского             
триколора. Была даже политическая партия. у которой жёлтый фон и радуга на      
эмблеме; не знаю, как она добивалась в России каких-то результатов, с такими    
цветами и с таким символом скорее в Европе можно претендовать на серьёзный      
политический успех, но тем не менее кто-то из руководства этой партии избрал    
символом своей политической структуры радугу - ну, имеют право в том числе и    
это использовать. В общем, "семь" - оптимальное число, и у нас было столько     
партий. У нас были периоды, когда в выборах участвовало двести общественных     
объединений и политических организаций, и от этого политическая система тоже    
ничего не потеряла, потому что все эти годы и в региональных парламентах, и в   
Федеральном Собрании, в Государственной Думе, были представлены примерно одни   
и те же политические партии. В принципе не сильно ситуация изменилась и         
сегодня, разница лишь в том, что сегодня наш парламент на сто процентов         
сформирован по партийной системе.                                               
                                                                                
Совершенно справедливо было отмечено, что 500 человек для всероссийской         
политической партии - это ничтожно мало, ничтожно мало! Любой вопрос,           
касающийся цифр, всегда вызывает бурные дискуссии, поскольку здесь нет          
никакой арифметики, никакой формулы, вывести её тяжело, но, наверное, логично   
было бы предположить, что раз мы возлагаем на политические партии очень         
серьёзные полномочия, то можно использовать хотя бы принцип формирования        
участковых избирательных комиссий: политические партии являются одним из        
основных поставщиков кадров для участковых избирательных комиссий, у нас их     
100 тысяч в стране, и, соответственно, для того чтобы закрыть их своими         
представителями, политической партии нужно иметь как минимум по одному          
человеку на территории каждого избирательного участка, то есть минимум 100      
тысяч человек. Если мы даже 5 тысяч введём, то в регионе будет примерно         
шестьдесят или, в зависимости от численности, допустим, от 30 до 150 членов     
партии... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте.                                   
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. А участковых комиссий может быть и 5 тысяч в регионе. Поэтому,    
возможно, для того чтобы убрать барьер, открыть в 2012 году заслоны для         
политических партий, которые несколько лет не участвовали в избирательном       
процессе, но у которых были свои сторонники, избиратели на том этапе, а может   
быть, и для стимулирования, было достаточно снизить планку до 500 человек. Но   
ни для кого не секрет, что эту цифру нужно постепенно повышать, чтобы если не   
100 тысяч участковых избирательных комиссий закрыть, то хотя бы половину или    
сделать это в основных городах. Местных отделений, кроме как у ЛДПР и у         
партии власти, в силу понятных причин на всей территории страны ни у кого       
нет, только две партии могут выставлять кандидатов на выборах в органы          
местного самоуправления - это ЛДПР и партия власти, КПРФ нам уже по этому       
показателю несколько уступает. В этом году будет 96 тысяч вакансий на выборах   
в органы местного самоуправления - как будут политические партии численностью   
в 500 человек закрывать эти вакансии?! А ведь основная цель партии - участие    
в выборах, представительство членов партии в органах местного самоуправления,   
в органах государственной власти субъектов и на федеральном уровне.             
                                                                                
Дорогие друзья, рано или поздно мы с вами должны определить этапы становления   
и дальнейшего роста того многочисленного количества партий, которые появились   
в 2012-2013 годах, но они уже и без нашего вмешательства постепенно сыплются    
одна за другой, как листья с деревьев осенью. В природе свой цикл, и в          
политической жизни, наверное, тоже - избирательный цикл приравнивается к        
такому циклу, поскольку идёт подведение каких-то итогов и формирование          
каких-то выводов. О периодичности можно много спорить, каждый год мы должны     
это делать, раз в два года или в пять лет - это можно обсуждать, но важна       
концепция законопроекта: для политических партий, которые в большом числе       
появились вот в этот период крайней либерализации критериев для их              
образования, должны быть эти периоды и должна происходить эта ревизия. И мы,    
конечно, надеемся на поддержку избирателей и ни в коей мере не боимся           
конкуренции.                                                                    
                                                                                
Много говорилось уже о политическом спойлерстве, о подделках под политические   
партии, а бывает иногда и откровенное хулиганство! Можно, конечно,              
посмеяться, но мы таким образом над своими избирателями издеваемся:             
появляется политическая партия "Коммунисты России" или, например,               
Коммунистическая партия социальной справедливости, и первым на региональных     
выборах у них идёт Брежнев. Ну это же смешно: КПСС и первый - Брежнев! Такие    
всевозможные политические хитрости и такое политическое хулиганство, конечно,   
недопустимы. И под ЛДПР тоже спойлеров делают: есть "Демократическая партия     
России", и не факт, что какая-то другая не появится, - вариантов может быть     
много, но это уже, на взгляд фракции ЛДПР, злоупотребление правом. Причём у     
нас уже появились целые бюро и деятели, которые создают политические партии     
"под ключ", регистрируют их и продают за небольшую сумму, вот с этим,           
конечно, нужно бороться, и данная законодательная инициатива - это конкретный   
рычаг, конкретный фильтр и юридический механизм ревизии нашей политической      
системы. Вопрос периодичности нужно обсуждать - пусть раз в пять лет, в три,    
в два года или раз в месяц, но это должно происходить, и мы, фракция ЛДПР,      
надеемся, что коллеги из других фракций нас поддержат.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.                              
                                                                                
Казакова Ольга Михайловна.                                                      
                                                                                
КАЗАКОВА О. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не          
поддерживает данный законопроект в силу его противоречия политической           
реформе, провозглашённой в 2012 году и направленной на развитие институтов      
гражданского общества и на дальнейшую демократизацию политических процессов.    
Прошло два с лишним года с того момента, как мы с вами приняли закон,           
снижающий порог минимального количества членов партии, и наша фракция           
считает, что пока ещё преждевременно говорить об изменении данного              
законодательства, поэтому мы не поддерживаем законопроект.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна.                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев от фракции.                                       
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хотел бы,        
оппонируя землячке, привести другие аргументы. Понимаете, устойчивость власти   
зависит от её справедливости и от единообразного подхода. Вы противоречите      
словам своего лидера. Дмитрий Анатольевич, будучи Президентом Российской        
Федерации, специально внёс целый пакет избирательных законов, я поддерживаю     
этот пакет: один из законов направлен на укрепление гражданского общества -     
расширить возможность выборов, даже в органы местного самоуправления, по        
спискам парламентских партий. Это было правильно: если бы мы дали возможность   
четырём партиям пустить корни, это бы способствовало постепенной стабилизации   
политической системы.                                                           
                                                                                
Далее. Был предложен целый ряд мер, либерализирующих законодательство, но в     
то же время усиливающих ответственность за мошенничество. Посмотрите            
структуру российской преступности - на первом месте мошенничество! Я изучал     
материалы, вплоть до решений судов: вот, скажем, в Ростовской области 3         
миллиона 600 тысяч преступлений в год, из них 800 тысяч - мошенничество, а      
ловят примерно 10 процентов, до суда же доходит 1 процент, и в суде ещё         
отпускают за будь здоров - как же вы хотите побороть мошенничество, построить   
справедливое общество, если в этом плане полный бардак?! На выборах лично       
ловил много раз нарушителей - выносили бюллетени большими пачками! А если в     
законе прописана ответственность, но статья не применяется, не работает, то     
вы провоцируете полный беспредел и недоверие к власти!                          
                                                                                
Третий момент. Вот я специально проанализировал, разбирался, что такое          
Коммунистическая партия социальной справедливости, что такое партия             
"Коммунисты России": они во всех регионах выдвигают одних и тех же! Я не        
поленился, взял и исследовал: это открытые институты при олигархах, и весь их   
состав занесён в списки, от секретарши до дворника, - ну скажите, пожалуйста,   
разве вы таким образом построите нормальное общество?! Не построите!            
                                                                                
Следующий момент. У нас 25 тысяч муниципальных районов - объясните мне, каким   
образом политическая партия, в которой меньше 25 тысяч членов, может хотя бы    
обозначить своё присутствие?! У нас 100 тысяч избирательных участков - каким    
образом политическая партия может выполнить требование вами же принятого        
закона о необходимости направления представителей партий для формирования       
муниципальных, территориальных или окружных избирательных комиссий? Хотя в      
нормально развитых странах, где голоса считают, а не рисуют, там как раз        
участвуют только политические партии. Даже на Украине, погрязшей сегодня в      
фашизме, по 26 человек в комиссиях, и все 26 только от политических партий,     
там нет никаких представителей администрации, нет таких, и в результате         
уровень доверия, судя по подсчётам голосов, значительно выше, хотя у них        
мулька заложена в другом: у них там сидит администратор сбоку, который          
рисует, делает примерно то же, что и у нас, но более технично.                  
                                                                                
Далее. Если мы с вами действительно считаем, что надо закрутить гайки, тогда    
давайте отменим эту дурную трату денег, потому что на самом деле это            
политическое шулерство, когда вы берёте и запускаете список, в котором,         
допустим, сорок три названия. Кроме того, вы создаёте большие проблемы для      
Центральной избирательной комиссии: "простыня" уже в КОИБ не влезает, значит,   
нужны дополнительные средства - надо делать другое приёмное устройство, а       
это, повторяю, колоссальные затраты. Хотя КОИБ - это тоже чистая мулька:        
флешечку вложил - можно нарисовать любой результат, потому что вы запретили     
пересчитывать, даже выборочно! Так что, мне кажется, мы с вами сильно           
лукавим, поэтому мы поддерживаем инициативу фракции ЛДПР, она правильная, мы    
аналогичную инициативу вносили раньше.                                          
                                                                                
Но я вам вот что скажу: если мы хотим стабилизации и возрождения нашей          
страны, надо остановиться на пороге минимального количества членов              
политической партии в 25 тысяч. Хочешь - занимайся кадрами! Я бы ограничил и    
избирательные фонды только бюджетными деньгами. Надо соревноваться и уметь      
убеждать, но у всех должно быть одинаковое время на телевидении, одинаковый     
размер газетной полосы, одинаковый доступ к избирателю - вот это реальная       
конкуренция! И я бы резко ужесточил меры ответственности за мошенничество и     
фальсификацию результатов выборов - вплоть до пожизненного заключения!          
Почему? Потому что нарушения на федеральных выборах - это захват власти на      
уровне Федерации, на уровне субъекта - это захват власти на уровне субъекта,    
на уровне муниципалитета - это захват власти на уровне муниципалитета, а у      
нас это сплошь и рядом! Из-за этого у нас и разбои, и колоссальное воровство    
бюджетных средств: какой-то батька Махно сформировал свой список, провёл его    
под видом правящей партии или ещё какой-то другой (может и такой вариант        
быть) и после этого организовывает распил бюджетных средств вместо того,        
чтобы решать проблем. Разве вам это нужно? Я думаю, что нет. Поэтому давайте    
поддержим инициативу фракции ЛДПР, ко второму чтению её доработаем (мы с вами   
много раз это делали), а именно введём статьи, усиливающие уголовную            
ответственность за мошенничество, запретим повторять наименования уже           
действующих партий в названиях новоорганизуемых.                                
                                                                                
А вот Сергею Александровичу, который ушёл, я хотел бы сказать следующее. Всё    
очень просто, в законе пишем: в течение месяца перерегистрироваться - и всё     
встанет на свои места! Я вас уверяю, никакого убытка не будет, а бумаг          
сэкономим, наверное, гектаров этак тысячи две-три!                              
                                                                                
Мы поддержим закон.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов, будете выступать?                                   
                                                                                
Включите микрофон депутату Иванову.                                             
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Иван Иванович, Николай Васильевич, Ольга Михайловна, ну   
и те депутаты, кто слушал нашу дискуссию, потому что основной массе, я вижу,    
это, конечно, неинтересно, - ну уж извините, что отвлекаем вас! Это первое.     
                                                                                
Второе. Вот Сергей Александрович ушёл, но ещё раз повторю, что проблемы здесь   
никакой нет: выборы ещё не объявлены, и даже если Конституционный Суд решит,    
что Госдуму можно избрать не на пять лет, а на четыре года и восемь месяцев,    
то по действующему законодательству принимать участие в выборах могут партии,   
зарегистрированные за год до выборов, так что времени ещё очень много, можно    
всё исправить.                                                                  
                                                                                
Видите ли, в чём дело, коллеги, я, конечно, никогда не стал бы поддерживать     
данный законопроект, если бы у нас не было так называемого барьера. Мы всегда   
считали, что каждый избиратель, если он пришёл на выборы, имеет право на        
своего представителя в Государственной Думе: хватило голосов для того, чтобы    
хоть один депутат прошёл, - бога ради, этот депутат должен здесь быть! Но мы    
же с вами сталкиваемся с чистой воды мошенничеством! Я уже говорил, что в       
95-м году из сорока трёх избирательных объединений тридцать семь не             
преодолели пятипроцентный проходной барьер, то есть 44,76 процента              
избирателей, принявших участие в голосовании, не получили представительства,    
эти голоса были "приватизированы" теми, кто потом в Государственной Думе        
заседал, - это относится, кстати, и к нашей партии, но ещё раз говорю: мы       
против такого подхода! Мы с вами для того и реализуем народное                  
представительство, чтобы каждый избиратель имел в парламенте своего             
представителя. У нас и явка поэтому страдает - каждый раз всё меньше и меньше   
избирателей приходит. Последние выборы показали, что у нас представителей       
крупнейших субъектов избирают голосами от силы 15 процентов... даже не          
пятнадцати, а 7 процентов избирателей - вот какая у нас явка, вот какое         
доверие к институту выборов и народного представительства! Зачем тогда          
действительно огород городить, зачем тратить деньги на содержание такого        
органа, который никого не представляет и никаких самостоятельных решений не     
принимает?!                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз говорю: я понимаю, что всё уже предрешено - у вас    
партийная дисциплина, но учтите, что самые жестокие тираны точно так же в       
своих злодеяниях опирались на то, что их якобы народное представительство       
поддерживало, различные съезды народных представителей "горячо одобряли и       
поддерживали политику партии" в том или ином вопросе, а кончалось это           
массовыми репрессиями, гибелью людей и так далее, поэтому вы подумайте насчёт   
партийной дисциплины и о том, что мы хотим построить - какое будущее мы хотим   
для нашей страны!                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ярослав Евгеньевич, будете выступать? Нет.                                      
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              199 чел.44,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    199 чел.                                          
Не голосовало                 251 чел.55,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.