Заседание № 167
04.06.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 298958-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в части, касающейся порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных и муниципальных учреждений).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5630 по 5877 из 6277
Я объявлю 26-й пункт. Доклад представителя Государственной Думы Томской области Григория Андреевича Шамина (если я правильно ставлю ударение) о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Пожалуйста, Григорий Андреевич. ШАМИН Г. А., представитель Государственной Думы Томской области. Уважаемые депутаты, очень сложно последним докладывать законодательную инициативу, тем более что пятница, но тем не менее я постараюсь доложить так, чтобы преодолеть позицию профильного комитета. По предыдущим двум вопросам, которые сняли, не прибыли представители, потому что отрицательные заключения профильных комитетов. Я прибыл, потому что здесь сложилась непростая ситуация: профильный комитет и правительство возражают против принятия данного законопроекта, а Комитет по вопросам местного самоуправления его поддерживает. Кроме того, я хотел бы обратить внимание своих коллег - членов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (я тоже заместитель председателя фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в нашей Думе), на то, что этот законопроект прошёл через экспертно-консультативный совет фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", получил положительное заключение, но после получения отрицательного заключения правительства профильный комитет, в котором из девяти депутатов семь - "единороссы", принял позицию правительства и предлагает отклонить этот законопроект. Теперь по сути. Когда в 2006 году вышел закон "О порядке рассмотрения обращений граждан...", положение людей при обращениях в различные органы ухудшилось. До этого действовало постановление Президиума Верховного Совета РСФСР, которое чётко прописывало, как должны любые организации, к которым обращается за услугами гражданин, работать с обращениями, и в соответствии с этим порядком все работали. И даже когда Конституция вышла и там появилась запись о том, что гражданин имеет право обращаться в государственные и муниципальные органы, то есть в органы публичной власти, постановление продолжало работать и, вообще говоря, люди не почувствовали изменений. Но после того, как был принят нужный и очень важный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан...", в котором было записано, что граждане имеют право обращаться только в государственные и муниципальные органы, и при этом было отменено ранее действовавшее постановление Президиума Верховного Совета РСФСР, о котором я говорил, автоматически возникла ситуация: если граждане хотят обратиться в созданные государственными или муниципальными органами учреждения, допустим, образования, здравоохранения или социальной защиты, они оказываются незащищёнными, как показали прошедшие четыре года. Более того, когда люди стали жаловаться, например, в прокуратуру Томской области (с этой инициативой она к нам обратилась), что не реагируют на их обращения, прокуратура увидела, что по закону она не имеет права требовать от муниципальных учреждений, которые получили полномочия по оказанию бюджетных услуг, работы с обращениями граждан. Поэтому мы и предлагаем внести изменения в закон, распространяющие правила, которые действуют для органов местного самоуправления, на учреждения муниципальные и государственные, чтобы они и их должностные лица правильно и эффективно работали с обращениями граждан и тем самым защищали их права. Основное возражение, которое поступило со стороны правительства и профильного комитета, заключается в том, что в этот закон такие изменения вносить нельзя. Они согласны с нами, им трудно с этим не согласиться, но в этот закон нельзя, а надо создавать какой-то новый базовый закон по муниципальным и государственным учреждениям и там прописывать. Но на самом деле, я думаю, это очень долгий путь. Можно готовить базовый закон, но вряд ли законодательный орган субъекта Федерации сможет сделать его эффективным и качественным. И я думаю, что сейчас можно было бы проблему обозначить, принять нашу законодательную инициативу в первом чтении и дальше над ней работать. Дальше что? Дальше либо будет принят базовый закон, и тогда можно будет из этого закона убрать эти изменения и дополнения, потому что другой закон урегулирует, либо будут приняты во втором чтении эти изменения, и тем самым обеспечена защита прав граждан при обращениях в учреждения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Григорий Андреевич, за лаконизм. Присаживайтесь. Содоклад Василия Ивановича Захарьящева. Он тоже постарается коротко. ЗАХАРЬЯЩЕВ В. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые товарищи депутаты! Я считаю, что и вы, наверное, разделяете тревогу нашего коллеги Григория Андреевича, которую он нам изложил. Суть понятна, но я бы всё обобщил и кратко сказал следующее: о проблемах предлагается писать тому, на кого жалуешься. Я думаю, это полностью не соответствует статье 33 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Не даёт оснований эта статья для расширительного толкования, поэтому я бы кратко озвучил следующее. Наш комитет, уважаемый Олег Викторович, уважаемые товарищи депутаты, не поддерживает данное предложение. Не поддерживает это предложение и Правительство Российской Федерации, которое прислало отрицательный отзыв. Я думаю, что в нашей работе мы всё-таки должны ориентироваться на то, что руководители органов власти, к которым обращаются граждане, не должны отрываться от земли, должны иметь с ними постоянную связь. И если мы нарушим сегодня эту связь и будем жаловаться на того, кому пишем письма, на главного врача или на директора школы, то мы придём к отрицательным результатам. Прошу принять наше предложение и отклонить данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет, пока задержитесь, я вижу, один вопрос есть у депутата Решульского. Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Уважаемый Василий Иванович, а почему вы говорите, что жалуются директору на директора, а почему нельзя больному пожаловаться главному врачу на врача той или другой больницы? Разве таких примеров нет? Десятки! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, центральная трибуна. ЗАХАРЬЯЩЕВ В. И. Я думаю, что это аксиома, и даже не подлежит обсуждению, это нормальное явление в нашей практике. Другое дело, что просто надо правильно использовать этот механизм и необязательно принимать закон по этому вопросу. Это нормальная практика в нашей жизни, не вижу здесь ничего отрицательного. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчик законопроекта, Сергей Николаевич просит, чтобы вы тоже прокомментировали его вопрос. ШАМИН Г. А. Дело в том, что, может быть, я не очень точно и доходчиво изложил нашу позицию. Мы же не убираем, не просим убрать из закона обязанность руководителей, должностных лиц и самих органов государственной, муниципальной власти работать в соответствии с законом с обращениями граждан. Мы предлагаем распространить это правило и на главного врача, и на директора школы, и на начальника управления здравоохранением, образованием и так далее, вот о чём идёт речь. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, да. Но ещё хочет уточнить представитель комитета. ЗАХАРЬЯЩЕВ В. И. Олег Викторович, уважаемые депутаты! Это нарушение концепции статьи 33 Конституции. Я думаю, нам не стоит размывать сегодня... и заниматься этим вопросом, практика показывает, что это правильное решение. Давайте... Я думаю, просто увлеклись в Томской области, работая с жалобами трудящихся. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Настаивает кто-то на выступлении? Да, Решульский и Гартунг, два выступления. Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Вот удивительная сложилась ситуация: представитель фракции Коммунистической партии должен поддерживать заместителя председателя регионального отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"! Я не понимаю, почему вы так отбрасываете эту действительно ценную идею. Мы ведь постоянно ведём разговор на всех уровнях, вплоть до президента, о повышении ответственности и, скажем так, компетентности всех руководящих органов, в том числе и руководителей муниципальных и государственных учреждений, которые этими государственными органами создаются. Никакая концепция здесь не нарушается. Мы с вами потратили в комитете и тут, на заседании Государственной Думы, время. Даже вот сегодня под 10-м пунктом мы приняли, я считаю, довольно бестолковые поправки в закон, которые, понимаешь, определяют, что анонимное письмо или письмо, которое я не могу прочитать, выбросить мне в корзину (я имею в виду - в корзину электронную) в течение того времени, что в законе определено, или в течение трёх дней, или в течение семи дней. Ну какое это отношение имеет вообще к запросам наших избирателей, наших граждан? А вот то, что предлагают нам коллеги, без различия для меня... Вы ещё раз должны убедиться, что в нашей фракции толерантность по отношению к ценным законам очень сильно развита. Вот та ценная идея, с которой выходит Законодательное Собрание Томской области, о том, что не надо весь поток писем, заявлений и обращений направлять только в одни органы государственной или муниципальной власти, многие из них можно рассмотреть и принять по ним решение на месте, в этих государственных или муниципальных учреждениях, по ним толковые решения могут быть приняты, - это почему-то отвергается. У нас что, мало примеров? Ну, возьмите, проанализируйте свою почту. Я ведь не зря Василию Ивановичу задал вопрос: что, мало таких примеров у вас в письмах? Уже к нам сюда пишут, спрашивают, тот ли преподаватель (ну, разные же у нас есть преподаватели и учителя), тот ли врач, та ли служба, скажем, коммунальная, которая неправильно себя вела при ремонте... Ну, возьмём коммунальную службу, так более нейтрально будет звучать, не будем затрагивать такие духовные понятия в нашем обществе, как врач и преподаватель. При ремонте сделали что-то не так, написали заявление, начальник этого ДЭЗа, ЖЭУ или как-то там это называется, сейчас по-разному они называются, вот уже второй или третий месяц волынит, не даёт конкретного ответа, чтобы с этим конкретным ответом обратиться в суд. Ну есть же такие примеры. Посмотрите в своей почте, если нет, могу поделиться такими примерами с вами. Мы полагаем, что надо поддержать эту законодательную инициативу и не дожидаться, пока правительство после совершенствования своей структуры, о чём сегодня мы тоже принимали решение, начнёт наконец-то выпускать какие-то типовые формы договоров или порядка исчисления и начисления там пеней, штрафов или ещё чего-то другого. Мне кажется, инициатива ценная, не нужны никакие... Я ещё раз подчёркиваю и к авторам обращаюсь: не нужны никакие дополнительные изменения других законов. Здесь же правильно сказано: не изменяется сама концепция этого закона, только в дополнение повышается ответственность ещё ряда руководителей, которые также относятся к государственным и муниципальным органам власти. Мы поддерживаем этот закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Коллега Решульский практически все доводы, по которым нужно принимать этот законопроект, привёл, я даже не буду на них останавливаться. Остановлюсь только на одном замечании. Из Томской области прилетел представитель партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", который в принципе сделал разумное предложение. Причём действительно никаких сложностей, чтобы его принять, нет. Ну, по нашей депутатской почте мы видим, на что жалуются граждане. Как правило, проблемы, на которые они жалуются, могут быть решены на муниципальном уровне, причём не на уровне публичной власти, а на уровне муниципальных учреждений, - подавляющее большинство проблем, с которыми обращаются граждане в наши приёмные. И вот этот законопроект, который предложили наши коллеги из Томской области, эту проблему решил бы, потому что в принципе прописал бы процедуру, порядок и обязал бы муниципальных служащих, работающих в муниципальных учреждениях, отвечать на эти вопросы, решать эти проблемы и разгрузил бы нас с вами. На самом деле мы дали такую возможность и региональным органам власти, и муниципальным - делегировать свои полномочия. Полномочия дали, а ответственность за их реализацию на них не возложили. Поэтому абсолютно разумное предложение. Считаю, что коллегам из "ЕДИНОЙ РОССИИ" надо прислушаться к этому и его поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прислушаемся, ещё поработаем, но сейчас я ставлю на голосование данный законопроект в том виде, как он внесён, и в том виде, как на него получено заключение всех тех, кому это положено делать, включая комитет, который вынес отрицательное заключение. Пожалуйста, включите режим голосования. Очень часто так бывает: есть рациональное зерно, но на языке законопроекта оно не решается, это рациональное зерно. Надо думать, как дальше решить проблему. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 59 мин. 42 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9% Результат: не принято Отклоняется законопроект.