Заседание № 252
12.09.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 298455-3 "О внесении дополнения в статью 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (о предоставлении права на получение двух пенсий гражданам, ставшим инвалидами вследствие заболевания, полученного в период военной службы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2187 по 2191 из 4822
Пункт 7 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Также Анатолий Семёнович Иванов докладывает, да? Пожалуйста. (Выкрики из зала.)
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2209 по 2401 из 4822
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Семёнович, делайте доклад по закону. ИВАНОВ А. С. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! В данном законопроекте речь идет о пенсионном обеспечении граждан, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного в период военной службы. В настоящее время инвалиды данной категории получают государственную пенсию в следующем размере (буду использовать старые понятия, чтобы было привычно): инвалиды первой группы получают 250 процентов от размера базовой части трудовой пенсии; инвалиды второй группы - 200 процентов; инвалиды третьей группы - 150 процентов. Право на получение такого размера пенсии у данных инвалидов наступает при достижении возраста 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин. При этом права на получение второй, то есть трудовой пенсии данная категория инвалидов не имеет. У них есть только право выбора пенсии - государственной или трудовой. Отсутствие права на получение двух пенсий у инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы, мотивируется тем, что данной инвалидностью считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая либо заболевания, не связанных с исполнением обязанностей военной службы. При получении же увечья или заболевания при исполнении обязанностей военной службы право на получение двух пенсий имеется. Всё вроде бы логично. Однако, на мой взгляд, не совсем. Ведь в данном случае речь идет о военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, которых Родина-мать призывает на службу, при этом здоровых, а ответственности за условия прохождения службы брать на себя не желает. Как мне представляется, всё, что случается с молодым человеком в армии, если он даже стреляет в себя и получает при этом увечье, зависит от созданных для прохождения службы условий. При существовании нормальных условий ни заболевания, ни увечья не могут появиться. Поэтому нельзя, да и невозможно в каждом случае определенно сказать, что связано с исполнением обязанностей военной службы, а что не связано. А необходимо, на мой взгляд, исходить из того, что два или три года молодой человек ежеминутно находится на военной службе и всё, что с ним происходит, связано с его службой. И если что-то случается, государство обязано принять меры социальной защиты, в том числе и компенсировать потерю здоровья. Получая инвалидность в молодые годы, гражданин теряет возможность заработать себе достойную пенсию и имеет большие затраты на лечение. Та государственная пенсия, которую получают инвалиды данной категории, по моему представлению, является государственной компенсацией за потерю здоровья во время военной службы. Если же эти граждане находили в себе силы трудиться, то они должны дополнительно получать страховую часть трудовой пенсии, зависящей от продолжительности и результатов работы, то есть должны получать государственную пенсию и страховую часть трудовой пенсии. Данный законопроект является не плодом моих измышлений, а наказом моих избирателей, инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы. Я же посчитал их наказ справедливым и прошу законопроект поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Владимир Васильевич Басов, от комитета. Пожалуйста. БАСОВ В. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги-депутаты! На проект закона поступили отзывы от законодательных органов (18 - за, 7 - против) и исполнительных органов (20 - за и 28 - против). Правовое управление и правительство не поддерживают законопроект, так как затраты по нему составляют 1,9 миллиарда рублей в год. Комитет по труду и социальной политике голосовал по данному вопросу следующим образом: 11 - против, 8 - за. Те восемь человек, которые высказались в поддержку данного законопроекта, подчеркивали, что в данном случае речь идет о людях, получивших увечье во время воинской службы, но оно не связано... Ну, например, легко определить ранение пулевое или колотую рану, но речь идет о том, что радиационное заражение, заражение химическим оружием, оно ведь не сразу проявляется и иногда не сразу заметно. Это определяет медицинская комиссия. Речь в данном случае идет о тех солдатах, которые проходили службу на Семипалатинском полигоне, о тех, кто работал на Байконуре и так далее. Поэтому решение комитета - закон не поддерживать. Готов ответить на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Нет. Есть ли желающие выступить? Одна Тамара Васильевна Плетнёва, я это фиксирую. Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, все мы с вами помним, как долго мы бьемся по вопросу о нестраховых периодах, когда исключают из пенсионного стажа те периоды, в которые якобы не платились страховые. И невозможно это никак принять, по уверению Пенсионного фонда и по уверению правительства, потому что противоречит концепции закона. В данном случае всё, что предлагает сегодня Анатолий Семёнович, это как раз не противоречит. С этим законопроектом, на мой взгляд, должно было выйти само правительство. Человек себе зарабатывал пенсию, он работал, почему ему в пенсии отказано? Первая часть, которую он получает по инвалидности, - это действительно компенсация за потерю здоровья, а вторая часть - он работал, он сегодня по новой концепции просто обязан получать, это заработанная им часть пенсии. Поэтому я думаю, какая бы цена тут ни была, нам необходимо этот закон принимать. Таких обращений к нам, особенно к тем депутатам, которые прошли по округам, очень много. Но я хочу сказать и следующее. Этот закон еще не решит всех проблем, особенно проблем тех молодых людей, которые получили увечье в армии и работать вообще не могут. Вот они получают только эту компенсацию за потерю здоровья, которая мизерна, не может обеспечить им достойной жизни и даже приобретения тех лекарств, которые им требуются всю жизнь. Поэтому я думаю, что этот законопроект поддержать надо обязательно, и выражаю благодарность Анатолию Семёновичу за то, что он эти вопросы социальные, очень сложные, поставил наконец. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, представители правительства хотели бы высказаться? Пожалуйста, Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! По Конституции Российская Федерация является социальным государством, поэтому принцип социальной справедливости должен пронизывать всё действующее законодательство. Но принцип социальной справедливости вовсе не означает безграничного предоставления всяческих и всевозможных льгот и изменения существующих порядков и каких-то определенных сложившихся схем. Дело в том, что закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", принятый в 2001 году, в качестве своей концептуальной идеи взял сохранение имевшихся ранее льгот. Таким образом граждане, которые получили инвалидность вследствие военной травмы, то есть в связи с исполнением обязанностей, связанных с прохождением (не с условиями, как говорил докладчик, а именно с прохождением) военной службы, - так вот эти граждане действительно получили право на две пенсии. И я хочу сказать, что именно такая ситуация и существовала в советское время. Докладчик, автор законопроекта, мотивирует необходимость распространения этого права на тех лиц, которые получают инвалидность вследствие заболевания, связанного с условиями прохождения военной службы. Уважаемые коллеги, условия прохождения военной службы отражают социально-экономическое состояние государства и возможности общества, и если мы посмотрим на динамику последних лет, то эти условия, хотя и не повсеместно, но тем не менее имеют ярко выраженную тенденцию к улучшению. Таким образом, в советское время, когда тоже можно было бы предъявить серьезные претензии к условиям прохождения службы (как будто дедовщина и все прочее является порождением новой России!), так вот, в советское время этой льготы не существовало, ее предлагается ввести сейчас, тем самым нарушить вот всю эту идею, сложившуюся традицию решения этого вопроса именно в принципах социальной справедливости. Я хочу обратить ваше внимание на то, что граждане, которые получили инвалидность вследствие заболевания при прохождении военной службы, не остаются обделенными государством. Государство учитывает, что у них небольшой пенсионный капитал, потому что это молодые люди. Государство учитывает, что это произошло в период исполнения государственных обязанностей, поэтому этим гражданам предоставлена льгота - пенсия, которая по размеру приближается к средним размерам трудовой пенсии, от 150 до 300 процентов базовой части трудовой пенсии по старости, но всё это, конечно же, зависит от степени ограничения способности к трудовой деятельности. Мы считаем, что принятие данного законопроекта станет нарушением принципа социальной справедливости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента. Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я не буду повторять аргументацию, приведенную представителем правительства. Я просто дополню то, о чем я говорил в предыдущем выступлении, но уже с цифрами в руках. Я сейчас поднял все пять законопроектов, внесенных сегодня в повестку дня, и вот цифры: первый законопроект, который вы отклонили, - 18, обсуждаемый сейчас - 2 миллиарда, следующий - 36 миллионов, следующий - 1 миллион и следующий - 30 миллионов. Итого 2 миллиарда 79 миллионов рублей, не обеспеченных бюджетными средствами, - столько требуют эти пять законопроектов, которые вы в один день пытаетесь рассмотреть. Умножьте это на двадцать одно пленарное заседание - получите примерную цифру того, что в бюджете вами не учтено. Уважаемые депутаты, еще раз призываю: в предвыборный год проявите мудрость. Вы рассматриваете и принимаете закон о бюджете, закон о бюджете Пенсионного фонда. Если вы заложите туда дополнительные средства на все эти социальные нужды, после этого мы внесем с вами вместе поправки в соответствующие законы. Но пока эти деньги виртуальные, пока их нет в бюджете, бессмысленно это обсуждать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, обсуждение состоялось. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 44 сек.) Проголосовало за 156 чел. 34,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 156 чел. Не голосовало 294 чел. 65,3% Результат: не принято Законопроект не принимается.