Заседание № 207
О проекте федерального закона № 298254-6 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части увеличения размера страхового возмещения по вкладам, а также о наделении Агентства по страхованию вкладов правом осуществлять меры по повышению капитализации банков; принят в первом чтении 17 сентября 2013 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, по 31-му пункту повестки дня сейчас материалы размещаются, как только всё будет готово, мы сразу же к нему приступим.
Уважаемые коллеги, розданы материалы по пункту 31 повестки дня. Проект федерального закона, рассматриваемый во втором чтении, объявляю с новым названием: "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Доклад Натальи Викторовны Бурыкиной. Пожалуйста, коротко, по сути. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект был принят в первом чтении в сентябре 2013 года. Основная его новелла - повысить размер страхового возмещения по вкладам в банковской системе Российской Федерации с 700 тысяч до 1 миллиона рублей. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БУРЫКИНА Н. В. Это в первом чтении, а вчера поступили поправки правительства, которыми предлагается изменить концепцию данного законопроекта по сравнению с первым чтением - увеличить сумму страхования вкладов до 1 миллиона 400 тысяч рублей. Это одна новелла. Другая новелла заключается в том, что предлагается наделить Агентство по страхованию вкладов механизмом докапитализации банковской системы Российской Федерации. Вчера и сегодня прошли заседания комитетов, на которых эту новеллу утвердили в редакции комитета, поправки комитета - за моим авторством. Смысл её заключается в том, что все банки, которые по состоянию на 1 января 2015 года имеют сформированный капитал, в соответствии с законом имеют право обратиться в Агентство по страхованию вкладов, для того чтобы докапитализироваться за счёт средств Агентства по страхованию вкладов, при этом докапитализация банковской системы происходит не в денежной форме, а в форме облигаций федерального займа. В данном законопроекте, в тех предложениях, которые поступили от правительства, предлагается механизм такой докапитализации, он нами подробно расписан. При этом мы предлагаем ввести такое ограничение: докапитализация не может происходить в большем размере, чем размер собственных средств, - это принципиальное ограничение. Это первый момент. Второй момент - это тоже есть в законопроекте - все сведения о порядке, форме, объёмах докапитализации, о том, кому какие займы в виде ОФЗ будут предоставляться, должны размещаться на сайте Агентства по страхованию вкладов, это должна быть открытая, прозрачная, публичная информация. В поправке, которая представлена вам в редакции комитета, указано, что Сберегательный банк Российской Федерации не вправе обратиться за докапитализацией в Агентство по страхованию вкладов. По нему в таблице поправок есть специальная статья, где Центральному банку даётся право докапитализировать Сберегательный банк Российской Федерации в случае необходимости, но теми же самыми инструментами и на тех же самых рыночных условиях, которые предлагаются в поправках, представленных правительством, в отношении других банков. Для нас очень важно сохранить конкуренцию, для нас очень важно иметь одинаковые формы докапитализации банковской системы, но в данном случае мы исходим из принципа, что акционером Сберегательного банка Российской Федерации является Центральный банк Российской Федерации. Мы должны предусмотреть эти полномочия, дополнив статью 46 закона "О Центральном банке...", и дать возможность докапитализировать банковскую систему равномерно, вне зависимости от размера банка. То есть все банки, которые удовлетворяют изложенным требованиям, имеют право докапитализироваться. Вот в этом суть поправок. Теперь я прошу перейти к рассмотрению таблиц поправок. Всего поступило девять поправок, из них семь находятся в таблице принятых, а две - в таблице отклонённых. Правительственная поправка входит в таблицу № 1, она представлена в редакции комитета - хотелось бы обратить на это ваше внимание. Предлагаю принять таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 11 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 42 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Законопроект выносится на "час голосования". На трибуне микрофон включите. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, в случае, если данный законопроект будет принят во втором чтении, есть предложение комитета принять его и в третьем чтении. И ещё я хотела отметить, что ко второму чтению мы представили проект постановления, где затронуты все ключевые вопросы, в том числе те поручения, которые были сформулированы при обсуждении 2-го вопроса. В проекте постановления есть все ключевые точки, которые сегодня нас, как депутатов, волнуют. Всё это отражено в проекте постановления, который был представлен при рассмотрении законопроекта во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Викторовна, у нас "час голосования" уже объявлен. Наверное, нам сейчас нужно проголосовать? Сегодня в Совет Федерации?.. БУРЫКИНА Н. В. Хорошо, давайте тогда проголосуем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 09 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Романов Валентин Степанович, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Мы поддерживаем этот закон, но, не скрою, я с большим изумлением сейчас услышал (я впервые об этом слышу, но, может быть, для комитета всё уже понятно, вопрос за вчерашний день профессионально проработан), что Сбербанк при определённых условиях может получить докапитализацию отдельно, хотя в рамках общего технологического подхода. Я вынужден попросить комитет пояснить: триллион банкам сейчас, а завтра ещё триллион господину Грефу? О чём речь? Первая-то часть понятна, а по Сбербанку, если можно, расшифруйте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон на центральной трибуне включите. БУРЫКИНА Н. В. Я хочу ещё раз обратить ваше внимание, коллеги, здесь сегодня выступал министр финансов Российской Федерации, и он сказал о том, что 1 триллион направлен на докапитализацию банков посредством облигаций федерального займа, - в данном случае эта мера предусмотрена для всей банковской системы, кроме Сберегательного банка. Для Сберегательного банка предусмотрен механизм докапитализации в случае необходимости через Центральный банк Российской Федерации с учётом всех ограничений, которые предусмотрены в поправках, по которым мы только что проголосовали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Не выступают. Уважаемые коллеги, прошу внимания. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 27 сек.) Проголосовало за 425 чел.94,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6 % Результат: принято Закон принят. Спасибо.
Заседание № 114
О проекте федерального закона № 298254-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части увеличения размера страхового возмещения по вкладам).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Позвольте представить вашему вниманию поправки в закон о страховании вкладов, которые направлены на совершенствование системы страхования и связаны в первую очередь с приведением её в соответствие с реалиями текущего дня. Последний раз предельный размер страхового возмещения повышался в конце 2008 года, с тех пор накопленная инфляция составила около 30 процентов, поэтому правительство сочло целесообразным привести размер вклада, который страхуется в системе страхования вкладов, в соответствие с изменениями, произошедшими на уровне цен, и довести его с 700 тысяч рублей до 1 миллиона. Кроме того, законопроектом предлагается ввести дифференцированные ставки для разных банков, чтобы, во-первых, дестимулировать агрессивную политику на рынке депозитов, которая в конечном итоге приводит к дезориентации граждан, выбирающих в первую очередь более высокие ставки, но при этом в меньшей степени ориентирующихся на качество банков, а во-вторых, чтобы вот таким образом дополнительно обеспечить стабильность банковской системы. В связи с этим предлагается ввести дифференцированные ставки взносов в АСВ для банков, завышающих процентные ставки по депозитам. Вводится две такие шкалы: при текущей базовой ставке в районе 0,4 процента в год банки, которые в течение отчётного периода хотя бы один вклад открыли либо изменили условия хотя бы одного договора, что привело к повышению процентов по этому депозиту, по этому вкладу, больше чем на 2 процентных пункта годовых, уплачивают повышенную ставку, дополнительную ставку, которая составляет, по нашим предложениям, 0,56 процента в годовом исчислении; если же кредитная организация сделала всё то же самое, но при этом ставка превысила базовую уже на 3 процентных пункта, тогда в годовом исчислении эта повышенная дополнительная ставка, которую они уплачивают в АСВ, составит уже 1,2 процента в годовом исчислении. Наконец, последняя новелла, которую мы предлагаем в этом законопроекте, это введение правила, по которому АСВ сможет обращаться в Банк России, а Банк России сможет решением совета директоров предоставлять кредит беззалоговый на срок до пяти лет, чтобы обеспечить стабильность функционирования системы страхования вкладов. Это требуется для того, чтобы в случае развития кризисной ситуации обеспечить безусловное функционирование системы страхования вкладов, даже если фонд встретится с необходимостью очень значительных выплат. Вот, собственно говоря, всё. Прошу поддержать. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по финансовому рынку Андрея Юрьевича Мурги. Пожалуйста. МУРГА А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Настоящий проект федерального закона был внесён Правительством Российской Федерации 18 июня этого года. Данным проектом предусматривается внести изменения по трём направлениям: увеличение предельного размера страхового возмещения до 1 миллиона рублей; введение мер, направленных на снижение рисков системы страхования вкладов; определение источников финансирования дефицита фонда обязательного страхования вкладов, то есть это как раз право предоставить Агентству по страхованию вкладов возможность в случае дефицита фонда обязательного страхования вкладов получить кредит в Банке России без обеспечения на срок до пяти лет. Комитетом по финансовому рынку проект был рассмотрен 12 сентября. Комитет в целом поддерживает представленный законопроект, однако, уважаемые коллеги, мы считаем, что при работе над этим проектом необходимо провести серьёзную работу, направленную на уточнение процедур (в частности, по вопросам определения дифференциации размеров уплачиваемых взносов), а также предварительный анализ возможных итогов введения дифференцированных ставок страховых взносов. Уважаемые коллеги, в целом комитет рекомендует принять настоящий законопроект в первом чтении, и я хочу всех пригласить к работе по его доработке во втором чтении. Также хотел бы отметить, что проект очень важный и нужный, направлен на совершенствование механизмов защиты вкладчиков. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Вопрос докладчику. Уважаемый Алексей Владимирович, вы человек очень профессиональный, работали в Америке, в Великобритании, в российских банках, принадлежащих иностранцам и государству, поэтому с вашим приходом в Минфин весь ваш профессионализм даёт как бы новые оттенки тому, что делается государственными финансовыми органами. Вы заговорили о возможном дефиците фонда обязательного страхования вкладов, в этой связи вопросы следующие: насколько это серьёзно и почему вообще поднят вопрос о беззалоговом кредитовании системы? Что-то произошло или так у нас было всегда, с самого начала, с момента введения системы страхования вкладов предполагалось, что денег в этом фонде может не хватить? МОИСЕЕВ А. В. Александр Георгиевич, спасибо большое за высокую оценку моих профессиональных качеств и спасибо большое за вопросы. В России ничего не произошло, но действительно опыт ряда иностранных государств, в первую очередь той же самой Великобритании, которая столкнулась с масштабным и совершенно непрогнозируемым по размерам банковским кризисом в период 2008-2009 годов, показывает, что в условиях обычного функционирования системы размера фонда вполне достаточно, но может случиться что-то - и вот это что-то мы с вами можем сейчас и не суметь предсказать, - что потребует быстрого наращивания размера этого фонда. У АСВ всегда было и сейчас есть такое право - получать дополнительное финансирование из федерального бюджета, но дело в том, что, как вы сами прекрасно знаете, федеральный бюджет меняется не очень быстро, и если предположить, что что-то такое ужасное произойдёт, например, в период, когда Государственная Дума находится в регионах или в отпуске, то становится понятно, что время может быть потеряно. Важность вот этого кредита Банка России заключается в том, что можно будет оперативно реагировать в какой-то совершенно непредвиденной ситуации. То есть, условно говоря, это может быть какой-то новый мировой кризис, который приведёт, ну, скажем, к остановке платежей в американских долларах. Может такое быть? Наверное, не может быть, но должны мы быть готовы к любому развитию ситуации? Я думаю, что должны. И опять же кризис в Великобритании показал, что там произошли вещи, которых совершенно никто не ожидал. Это просто дополнительные гарантии, которые позволят нам обеспечить уже абсолютную уверенность граждан в том, что, что бы ни было, даже если Земля налетит на небесную ось, их вклады в пределах, в которых они застрахованы в системе АСВ, будут выплачены должным образом и в срок - так, как это должно быть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос тоже к Алексею Владимировичу. Ну, то, что увеличивается возмещение по вкладам, - это замечательно, тем более, что речь идёт о сумме до миллиона - это значит, что, наверное, не такие уж сильно богатые люди, вложившие туда свои средства, будут получать их обратно. Но вот мне всё равно непонятно и очень интересно, каков всё-таки источник возмещения вот этих расходов для банков. Ещё ни разу мы не принимали закон, который ущемлял бы банки, а в данном случае я никак не пойму: для них что, выгодно будет потом брать кредит, чтобы источник пополнить, или как? Я вот это не поняла, объясните, пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое, Тамара Васильева, за вопрос. Действительно, вопрос важный, но хотел бы начать прежде всего с того, что не бывает ситуаций, когда банк остаётся в том же рабочем положении, в каком он был, и при этом получает деньги из АСВ, банк может использовать деньги из фонда АСВ только тогда, когда он уже находится под управлением агентства, то есть, по сути, тогда, когда собственники банка собственность свою уже потеряли. Когда Банк России считает, что банк уже не функционирует, банк передаётся в АСВ, и АСВ дальше проводит там санацию или ликвидацию в зависимости от того, что само считает необходимым. Здесь мы защищаем только вкладчиков, то есть если собственники банка ввели такую политику, в любом случае они всё потеряют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Алексей Владимирович, сравнительно совсем ещё недавно Игнатьев, будучи председателем Центрального банка, сказал, что, по его мнению, допустимо увеличить вот эту величину не до миллиона, а до 1,5 миллиона. Ну, согласитесь, это заявил не рядовой аналитик финансового рынка, а руководитель Центрального банка страны, скажите, тогда почему сейчас остановились на этой сумме? Ведь мы все понимаем, что если увеличить до 1,5 миллиона или, может быть, до 2 миллионов сумму возмещения, то это позволит, ну, в какой-то мере, разумеется, извлечь деньги из-под матрасов, так сказать, и ввести их в экономику. Прокомментируйте, пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос, Дмитрий Иванович. Вы знаете, моя личная позиция такова: я против увеличения сейчас до 1,5 миллиона прежде всего потому, что размер выплат страховых фондов должен соответствовать размеру взноса, который банк доплачивает. Если бы мы пошли на масштабное, превышающее инфляцию увеличение размера возмещения, тогда пришлось бы значительным образом увеличивать отчисления банков в эти вклады, что в конечном итоге повлияло бы на стоимости пассивов для банков. Это первое. Второе. Ещё одна связанная с этим проблема, мне кажется, даже более существенная - это проблема так называемого морального ущерба (такой кривой термин, здесь он немножко странно звучит). Это связано с тем, что граждане сейчас, из-за того что система страхования вкладов работает так хорошо, совершенно не думают о том, в какой банк положить деньги, то есть у них есть только один аргумент при выборе банка - это тот банк, который обещает платить более высокие проценты, причём неважно даже, заплатит этот банк им или не заплатит, главное - что обещают, а заплатит в конечном итоге АСВ. Мы здесь, конечно, должны пытаться вот этот баланс сохранить. Если мы скажем, что весь вклад в полном объёме будет в любом случае выплачен, тогда все наши вкладчики пойдут в банки, надёжность которых не заслуживает никакой критики. Здесь есть вот такая проблема, и есть банки, которые ведут агрессивную политику, поэтому мы, наоборот, в этом законопроекте предлагаем всё-таки постараться немножко ущемить банки, которые ведут агрессивную политику, путём повышения вот этих взносов. Мне кажется, было бы очень опасно, если бы мы пошли на такое безудержное повышение уровня возмещения. Кроме того, мы видим, что население и так очень доверяет нашей банковской системе: по данным на 1 августа, размер вкладов населения составил 15,7 триллиона рублей, и мы прогнозируем в дальнейшем увеличение до 17 триллионов рублей. Честно говоря, мне кажется, что сейчас нет у наших граждан сомнений в надёжности банковской системы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Алексей Владимирович, вы пишете в пояснительной записке: сегодня уровень защищённости вкладчиков в России существенно отстаёт не только от экономически развитых стран, но и от ряда стран СНГ, вот в связи с этим возникает такой вопрос. Уже много миллионов граждан нашей страны держат вклады в банках и имеют банковскую карту, с помощью которой оплачивают кредиты, крупные покупки и так далее, а проблема вот в чём: в прошлом году у каждого четвёртого вкладчика украли деньги, общая сумма, которая была незаконно снята со счетов этих граждан, - 10 миллиардов рублей, и за год потери возросли на 68 процентов. Спрашивается, кто будет возмещать эти 10 миллиардов, которые были сняты с банковских счетов? Сейчас всё больше и больше будет этих банковских карт, и объём воровства тоже возрастёт. Где же выгода? В кармане деньги носить - ну, в общем-то, и то меньше риск их потерять... (Микрофон отключён.) МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое, Владимир Николаевич. Вопрос, действительно, очень горячий. Я, правда, с вами не соглашусь, что носить деньги в кармане менее рискованно: из кармана их могут просто, извините, украсть - такое, мне кажется, в нашей стране тоже пока ещё случается. Однако, на мой взгляд, вопрос не имеет прямого отношения к этому законопроекту, который касается ситуации, когда банк падает, хотя, повторю, такая проблема действительно есть. На прошлой неделе, кстати говоря, состоялся "круглый стол" на эту тему, который проводила газета "Комсомольская правда", по её информации, у нас всего 16 процентов или около 20 процентов вкладчиков пострадали от этого, а в Америке - 40 процентов, как было сказано, но нам ведь не надо стремиться во всём Америку догнать! Просто, смотрите, есть закон "О национальной платёжной системе", 9-я статья и ряд других статей, с 1 января 2014 года, как вы знаете, начнёт действовать 9-я статья, которая безусловно устанавливает ответственность банков по целому ряду случаев. Тем не менее мы считаем, что она недостаточно хорошо защищает интересы граждан, потому что согласно этой статье если гражданин в течение суток не информировал банк о мошенничестве, то банк ответственности не несёт. Нам это не нравится, и мы, наверное, будем рассматривать возможность дальнейшего повышения защиты, но это будет в рамках того же закона о НПС, который полностью начнёт действовать с 1 января 2014 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шудегов Виктор Евграфович, пожалуйста. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Владимирович, когда на заседании нашей фракции обсуждалась кандидатура Набиуллиной на должность председателя Центробанка, я задал Набиуллиной вопрос: почему нельзя увеличить страховые взносы в наших банках? На что мы получили такой ответ: это неизбежно приведёт к тому, что надо будет увеличивать страховые суммы, а это в свою очередь будет переложено на плечи вкладчиков (о чём депутат Плетнёва спрашивала - откуда возьмутся деньги). В связи с этим вопрос: допустим, я положил 1 миллион рублей под 10 процентов годовых, после вступления в силу этого закона я получу по-прежнему 10 процентов или меньше? МОИСЕЕВ А. В. Если вы говорите о предложенных нами дифференцированных взносах в АСВ, то это обратной силы не имеет, это относится только к вновь открытым вкладам или к вкладам, по которым были изменены условия в отчётный период. Если после вступления закона в силу какой-то банк превысит базовую ставку более чем на 200 пунктов или, в другом случае, на 300 пунктов, то к нему по новым, вновь открытым вкладам или по старым вкладам, если по ним изменились условия, будут применяться вот эти штрафные санкции. Но опять же не к вам - вы в любом случае получите то, что вам банк обещал, - а к банку, поэтому здесь гражданам никакое ухудшение условий не грозит, это мы таким образом пытаемся дестимулировать банки от проведения излишне агрессивной политики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Москалькова Татьяна Николаевна по карточке Тумусова. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, потому что мы считаем, что конкурентоспособность российской банковской системы повысится с его принятием. И вы правы, действительно, сегодня даже в странах СНГ размер страхового возмещения по системе страхования вкладов больше, чем у нас. Однако в пояснительной записке не в полной мере объясняется необходимость принятия этого законопроекта, за исключением упомянутой конкурентоспособности. Скажите, пожалуйста, какой вы обладаете эмпирической базой в подтверждение вашего тезиса? Сколько обанкрочено банков в 2012 году и сколько пришлось выплатить страховых взносов населению Российской Федерации? МОИСЕЕВ А. В. Татьяна Николаевна, должен признаться, вы меня застигли врасплох: когда я собирался, то как раз думал, что надо взять эти данные, и в итоге, прошу прощения, забыл. Насколько я помню, в ведение АСВ за весь период попало около ста банков, примерно по восьмидесяти банкам работа уже закончена, все вкладчики, абсолютно все вкладчики полностью получили всё, что было обещано: 400 тысяч рублей было на первом этапе, а потом стало 700 тысяч. Некоторые банки до сих пор остаются в управлении АСВ - по-моему, около двадцати банков, если я не ошибаюсь, находятся сейчас, так сказать, в разработке. АСВ вправе принять по ним решение: продать, ликвидировать или какие-то другие реорганизационные мероприятия провести. В общем и целом система до сих пор, на мой взгляд, работала очень хорошо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Владимирович, вчера газета "Ведомости", источник, заслуживающий доверия, опубликовала данные о том, что Россия единственная из развивающихся стран имеет после кризиса 2008 года падение своего инвестиционного ресурса - только в этом году было вывезено, по-моему, 3,6 миллиарда долларов, в связи с этим вопрос: не является ли внесение вами этого законопроекта признанием нарастания кризиса, который возможен, по экспертным оценкам, в октябре? МОИСЕЕВ А. В. Давайте я начну отвечать с конца, если вы не против. Я не знаю экспертов, которые обещают кризис в октябре, я абсолютно убеждён, что в октябре никакого кризиса не будет, прогнозируемость того, что будет происходить в октябре, достаточно высокая. Нам, конечно, сложно предсказать, что будет через пять или десять лет, но то, что будет через месяц или полтора, мы отчётливо представляем: если Земля не налетит на небесную ось, то никакого кризиса в октябре ждать, я думаю, не стоит. К тому же маловероятно, что этот закон к тому моменту будет принят, особенно с учётом позиции комитета, который предлагает нам доработать проект закона, поэтому мы в любом случае не успеем. Что касается оттока капитала, то, к сожалению, цифра действительно значительная, она существенно превышает ту, что вы назвали, - по данным Банка России, за первое полугодие этого года отток составил около 40 миллиардов долларов или даже немного больше. К сожалению, значительную часть этих средств из страны не жулики чемоданами вывозят, а российские физические лица, которые просто выбирают иностранные юрисдикции для хранения своих сбережений, поэтому я считаю, что всё, что мы сейчас можем сделать, - это повысить доверие граждан к вкладам в наших банках, что будет способствовать снижению оттока капитала, повышению инвестиционной привлекательности нашей финансовой системы и в конечном итоге развитию нашей экономики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, но хотелось бы всё же отметить в продолжение нашего разговора с Алексеем Владимировичем, что всё же можно было бы изыскать ресурсы и увеличить сумму страховой выплаты до полутора миллионов рублей, а лучше, конечно, до двух. Мы все, конечно, понимаем, что не у каждого гражданина нашей страны есть полтора или два миллиона рублей, но тем не менее люди, не являясь миллионерами или бизнесменами, копят всю жизнь и к преклонному возрасту зачастую уже могут иметь такую сумму на руках либо, например, получают квартиру по наследству, затем, как вторую, продают её и имеют эти деньги, и вот что сейчас происходит? Они бегают по банкам с этими полутора миллионами рублей, выбирают два банка и туда размещают свои деньги. В этом смысле, увеличив размер страхового возмещения, мы могли бы избавить их от лишней суеты и упростить им жизнь. Это первый момент. Второй момент, который хотелось бы отметить. Вот вы сказали, что есть психологические факторы, человек должен выбирать, куда нести деньги - в крупный банк или в мелкий банк. Но ведь, Алексей Владимирович, вы же сказали, что через механизм изъятия вы регулируете таким образом рынок, то есть, застраховав вклады, банк несёт повышенную финансовую нагрузку, но при этом имеет возможность предложить рынку более высокие проценты по вкладам, соответственно мы и о людях должны думать, мы должны дать возможность им заработать - человек хочет честно заработанные средства разместить в банке и получить по ним более высокий процент. Поэтому если вы вводите такую меру, как увеличение размера страхового возмещения по вкладам, то тогда дайте возможность людям, так сказать, более свободно себя чувствовать. Давайте увеличим до полутора миллионов, а лучше до двух миллионов рублей сумму страховой выплаты в случае банкротства банка - вы, как представитель министерства, заместитель министра, должны думать о гражданах нашей страны, как и мы, депутаты. Но это вопрос второго чтения, мы будем вносить соответствующие поправки, министерство в этом смысле, будем надеяться, пойдёт нам навстречу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Моя коллега уже сказала, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект, но, поддерживая, мы не можем не сказать следующее, два тезиса предложу вашему вниманию. Первый. С одной стороны, мы в определённой степени доверяем Минфину, правительству, когда они говорят о том, что надо двигаться в этом направлении, с другой стороны, не хотелось бы отдавать всё на откуп правительству, и в этой связи в определённой мере сомнения вызывает предложение комитета, возглавляемого уважаемой Натальей Бурыкиной, его желание до рассмотрения законопроекта во втором чтении получить от Банка России и АСВ проекты нормативных документов, которые регламентируют порядок расчёта ставок, виды депозитов и критерии отклонения депозитных ставок. Здесь нельзя не сказать о том, что формально Минфин и Правительство России это могут выполнить, не дав никаких гарантий, что эти проекты станут действующими документами. Вероятно, с этим предложением можно согласиться, учитывая профессионализм Бурыкиной и профессиональную работу нашего комитета, но мы понимаем, что в итоге и правительственные документы, и решения ЦБ могут быть совершенно иными по сравнению с теми проектами документов, которые сейчас получит Государственная Дума, Комитет по финансовому рынку. Поэтому, может быть, какие-то вещи можно было бы ко второму чтению более подробно прописать в изменяемых нами законах. Это первое. И второе. Я уже сказал, что если Алексей Владимирович, как человек очень профессиональный, что-то говорит, то надо относиться к этому очень внимательно и серьёзно, по крайней мере я так делаю, и раз он (наверное, одним из первых) заговорил о том, что не исключено, что при определённых условиях допустима ситуация, когда денег, которые имеются в фонде страхования вкладов, будет недостаточно и надо будет обращаться за кредитом в ЦБ, надо к этому прислушаться. Что это означает, другими словами? Что есть опасность, по мнению Минфина, что какие-то банки провалятся. Мы ведь уже слышали о том, что ухудшается экономическая ситуация в мире. Ещё хотел бы в этом зале обратить также внимание на следующее. Хотя внешне мы вроде прекрасно выглядим, но за последние полтора года, по моим данным, мы существенно нарастили внешний долг страны. По тем данным, которыми я располагаю, если на начало 2012 года страна была должна 542 миллиарда долларов, то к середине этого года - уже 704 миллиарда долларов. Внешний долг состоит как из долга государства, так и из долгов отдельных компаний, у нас основные заёмщики иностранных денег прежде всего госпредприятия и государственные банки. За последние два года мы нарастили долг государственных банков, и сейчас он составляет плюс-минус 200 миллиардов долларов, притом что года полтора назад он был где-то 150 миллиардов долларов. Может быть, это ещё одна причина, по которой мы готовимся к тому, что, беря у Запада деньги в долг и передавая их в банковскую систему, мы, возможно, не способны будем их обслуживать и вернуть вовремя, и в связи с этим стоит более широкий вопрос - о наращивании банками, банковской системой задолженностей в иностранной валюте с точки зрения того, что это может повлиять на стабильность банковской системы и возможность нашего фонда обязательного страхования использовать свои средства, на достаточность этих средств в случае банкротства банков. Ещё раз повторю, на этом этапе фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать настоящий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, все желающие выступили, законопроект выносится на "час голосования".
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 30 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.
САВЕЛЬЕВ Д. И. Для протокола: по пункту 11 Савельев голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.