Заседание № 109

10.04.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 298156-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения" (принят в первом чтении 17 января 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2551 по 2623 из 8224
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации в части противодействия               
финансированию распространения оружия массового уничтожения".                   
                                                                                
Юрий Павлович Олейников, пожалуйста.                                            
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Вашему вниманию         
предлагается подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "О     
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в      
части противодействия финансированию распространения оружия массового           
уничтожения".                                                                   
                                                                                
Напомню, что в соответствии с резолюцией Совета Безопасности Организации        
Объединённых Наций 1540 и рекомендациями ФАТФ, межправительственной группы      
разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, в данном законопроекте     
предлагается установить для банков, микрофинансовых и микрокредитных            
организаций, ломбардов и прочих участников рынка ценных бумаг обязанность       
осуществлять противодействие финансированию распространения оружия массового    
уничтожения и ответственность за неисполнение этой обязанности, а также         
предлагается транслировать данные нормы во все смежные законопроекты.           
                                                                                
Перечень лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения,        
будет составляться и доводиться до сведения участников рынка в порядке,         
установленном Правительством Российской Федерации, размещаться в открытом       
доступе в Интернете и в средствах массовой информации, перечень которых тоже    
будет определять правительство.                                                 
                                                                                
Законопроект рассмотрен нами в первом чтении 17 января текущего года. В         
установленный срок поступило девять поправок, все они рассмотрены и включены    
в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию.                             
                                                                                
В представленном виде законопроект согласован Министерством финансов России,    
Центробанком, Росфинмониторингом, Государственно-правовым управлением и         
Правовым управлением Аппарата Государственной Думы.                             
                                                                                
Прошу проголосовать и в случае принятия во втором чтении включить               
законопроект в проект порядка работы Государственной Думы на 12 апреля для      
рассмотрения в третьем чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.             
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              350 чел.77,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    350 чел.                                          
Не голосовало                 100 чел.22,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              397 чел.88,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 92

17.01.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 298156-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5397 по 5697 из 7525
25-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в    
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,           
полученных преступным путём, и финансированию терроризма" в части               
противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения".   
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации            
статс-секретаря - заместителя директора Федеральной службы по финансовому       
мониторингу Павла Валерьевича Ливадного.                                        
                                                                                
Пожалуйста, Павел Валерьевич.                                                   
                                                                                
ЛИВАДНЫЙ П. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы по финансовому       
мониторингу.                                                                    
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Предлагаемый вашему          
вниманию законопроект направлен на исполнение международных обязательств        
Российской Федерации как члена ФАТФ, 7-я рекомендация которой требует от        
государств установления правового механизма и практической реализации           
требований, направленных на предупреждение, воспрепятствование и выявление      
фактов незаконного распространения оружия массового уничтожения и               
финансирования этого явления.                                                   
                                                                                
В законопроекте предусматривается несколько механизмов реализации данного       
международного обязательства. В частности, предполагается ведение перечня       
лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к финансированию и     
распространению оружия массового уничтожения. Данный перечень будет             
формироваться Росфинмониторингом исключительно на основании решений Совета      
Безопасности ООН.                                                               
                                                                                
Предполагается, что лица, включённые в этот перечень, будут известны            
финансовым организациям российской юрисдикции, информацию о них будет           
доводить Росфинмониторинг, имущество и активы этих лиц будут финансовыми        
организациями замораживаться.                                                   
                                                                                
Кроме того, операции лиц, в отношении которых имеется основание полагать, что   
они связаны с фигурантами перечня, будут приостанавливаться финансовыми         
организациями, информация об этих операциях будет направляться в                
Росфинмониторинг для принятия окончательного решения о возможности проведения   
данной операции либо отказа в ней.                                              
                                                                                
Предусмотрен механизм исключения из перечня лиц случайно затронутых, которые    
попали туда по ошибке, а также возможность получения социального пособия        
лицами, включёнными в перечень, путём совершения ими отдельных операций со      
своими денежными средствами и иным имуществом.                                  
                                                                                
Установлено, что органами, контактирующими с международными структурами и       
принимающими решения, на основании которых лица и организации будут включены    
в перечень, выступят Росфинмониторинг и Министерство иностранных дел            
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Валерьевич.                                
                                                                                
Содоклад Игоря Борисовича Дивинского.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Павел         
Валерьевич основные моменты законопроекта уже осветил, тем не менее хочу        
обратить ваше внимание на следующее. В 2004 году Совет Безопасности ООН         
резолюцией 1540 обязал все государства принять законы, запрещающие              
предоставлять помощь и финансирование любым негосударственным субъектам,        
которые пытаются разрабатывать и распространять оружие массового уничтожения,   
в особенности в террористических целях.                                         
                                                                                
Мы все прекрасно понимаем, что ущерб от террористических актов с                
использованием оружия массового уничтожения представляет собой опасность для    
всего международного сообщества, поэтому требуется дальнейшее                   
совершенствование национального механизма противодействия его                   
распространению. В скором времени на пленарное заседание будет вынесен          
законопроект, авторами которого являются многие из присутствующих в этом зале   
депутатов, - о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации лиц,      
денежные средства и недвижимое имущество которых заморожено в целях борьбы с    
легализацией денежных средств, полученных преступным путём, и финансированием   
распространения оружия массового уничтожения и терроризма. Это звенья одной     
цепи.                                                                           
                                                                                
В свою очередь, настоящий законопроект дополняет закон "О противодействии       
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и                 
финансированию терроризма" новой статьёй, которая называется "Меры по           
противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения".   
Такие меры будут включать в себя: замораживание, блокирование денежных          
средств или иного имущества лиц, входящих в перечень лиц, в отношении которых   
имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового          
уничтожения; информирование Росфинмониторинга о принятых мерах и обязательный   
контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом, в случае     
если хотя бы одной из сторон является организация или физлицо, включённое в     
этот перечень. Порядок формирования соответствующего перечня будет              
устанавливаться Правительством Российской Федерации.                            
                                                                                
Поступили замечания по законопроекту Государственно-правового управления        
президента, Банка России, Правового управления Аппарата Государственной Думы,   
но эти замечания не носят концептуального характера. Комитет считает, что       
указанные замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму   
чтению.                                                                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, Комитет по финансовому рынку рекомендует Государственной    
Думе принять законопроект в первом чтении.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы? Есть.                                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шерин Александр Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Игорь Борисович, скажите, пожалуйста, речь идёт о тех лицах,        
которых признаёт таковыми Российская Федерация или какие-то иные государства?   
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б. Александр Николаевич, спасибо за вопрос. Нет, речь идёт         
только о лицах, которых признаёт таковыми Российская Федерация.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сидякин Александр Геннадьевич.                
                                                                                
СИДЯКИН А. Г. У меня вопрос, Павел Валерьевич, к вам. Совет Безопасности ООН    
принял это решение в 2004 году, сейчас на дворе 2018 год - почему так долго     
ждали, 14 лет?                                                                  
                                                                                
И, насколько я понимаю, в рамках борьбы с терроризмом у нас есть инструменты,   
для того чтобы, так сказать, всё это заблокировать. Разве формулировка          
"распространение оружия массового поражения" не охватывается формулировкой      
"терроризм"? Нет ли здесь излишнего правового регулирования?                    
                                                                                
ЛИВАДНЫЙ П. В. Нет, Александр Геннадьевич, это разные явления, финансирование   
терроризма и незаконное распространение оружия массового уничтожения            
регулируются отдельными международными актами. Перечни лиц и организаций,       
которые осуществляют те или иные деяния, - это отдельные перечни, поэтому       
наших формулировок, касающихся финансирования терроризма, явно недостаточно.    
                                                                                
По первой части вашего вопроса я хочу сказать следующее. Наше антиотмывочное    
законодательство базируется на рекомендациях ФАТФ, таково требование            
международного сообщества и сложившаяся практика нормативно-правового           
регулирования во всех без исключения государствах мира, а в стандарты ФАТФ      
поправки, касающиеся необходимости противодействия финансированию               
распространения оружия массового уничтожения, были внесены только в 2013        
году. Данный законопроект разрабатывался довольно длительное время, порядка     
двух лет, - ну, результат этой работы предложен вашему вниманию.                
                                                                                
У меня всё.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Швыткин Юрий Николаевич.                      
                                                                                
ШВЫТКИН Ю. Н. Павел Валерьевич, у меня к вам вопрос. В рамках реализации        
резолюции Организации Объединённых Наций, как сказал содокладчик, подобного     
рода федеральные законы должны были принять все государства. Принят ли          
подобного рода закон Соединёнными Штатами Америки?                              
                                                                                
ЛИВАДНЫЙ П. В. Да, в Соединённых Штатах Америки действуют аналогичные нормы,    
закреплены они в американском законе, включённом в свод законодательных         
документов США, 31 CFR 544. Подход примерно такой же. Это законодательно        
урегулировано также, например, в Канаде, в Макао, на уровне подзаконных актов   
данные вопросы регулируются в ряде других государств, таких как, например,      
Италия, Сингапур и так далее.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович.                  
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Павел Валерьевич, в рамках этого закона появится новая          
статья. Скажите, те меры, которые мы применяем к организациям и физическим      
лицам, подозреваемым в терроризме, что, отличаются от тех мер, которые вы       
здесь прописываете? Это первое.                                                 
                                                                                
И второе. Можете вы гипотетически представить, что оружие массового поражения   
будет применяться не в террористических целях? Гипотетически такой вариант      
возможен?                                                                       
                                                                                
ЛИВАДНЫЙ П. В. Сергей Михайлович, речь идёт, как я уже сказал, о разных         
институтах международного права: противодействие финансированию терроризма и    
противодействие распространению оружия массового уничтожения. Режим             
нераспространения имеет свои особенности: лица, которые нарушают режим          
нераспространения, отличаются от террористов тем, что в отношении этих лиц      
решение принято исключительно Советом Безопасности ООН, соответственно, иные    
решения Российская Федерация просто не признаёт. А что касается решения         
Совбеза ООН в отношении лиц, нарушающих режим нераспространения, то оно         
одновременно является и решением Российской Федерации, как члена Совета         
Безопасности ООН.                                                               
                                                                                
Различия в правовом режиме в принципе имеются, как правило, они заключаются в   
том, что лица, осуществляющие финансирование терроризма, - это лица,            
находящиеся в рамках российской юрисдикции, тогда как лица, подпавшие под       
действие резолюции Совбеза ООН, касающейся противодействия распространению      
оружия массового уничтожения, - это лица и организации из иностранных           
государств, в деятельности которых не установлено, скажем так, криминальной     
составляющей, в их отношении не приняты решения уголовно-процессуального        
характера. Более того, в связи с этим мы можем сказать, что правовая природа    
обоих институтов различная: уголовно-правовая и, скажем так, чисто              
международно-правовая, это и заставляет нас относиться к подобным лицам         
по-иному, чем к лицам, финансирующим терроризм.                                 
                                                                                
Что касается вопроса о применении оружия массового поражения в                  
террористических либо нетеррористических целях. В истории известны случаи -     
вы тоже их знаете - применения оружия массового поражения некоторыми            
государствами, в том числе в условиях боевых действий. Достаточно вспомнить     
акцию Соединённых Штатов Америки в 1945 году. Наверное, это можно сказать в     
ответ на ваш вопрос.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гусева Ирина Михайловна.                      
                                                                                
ГУСЕВА И. М. У меня следующий вопрос. В связи с резолюцией Совета               
Безопасности ООН мы принимаем данный закон - скажите, пожалуйста, не кажется    
ли вам, что это первый шаг? Ведь после принятия этого законопроекта в трёх      
чтениях мы приступим к изменению целого ряда федеральных законов - и "О         
ломбардах", и "О сельскохозяйственной кооперации", и "О банках и банковской     
деятельности", - их очень много, даже в Кодекс об административных              
правонарушениях надо вносить изменения. Я не понимаю, эта работа ведётся        
параллельно или она будет начата после принятия этого закона? Слишком много     
ответственности в связи с работой с ценными бумагами и иным имуществом.         
                                                                                
ЛИВАДНЫЙ П. В. Ирина Михайловна, поясняю, что законопроект предполагает         
изменение наименования Федерального закона "О противодействии легализации       
(отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию              
терроризма": оно будет дополнено словами "и финансированию распространения      
оружия массового уничтожения". Учитывая, что так называемый антиотмывочный      
закон глубоко инкорпорирован в ткань российской правовой системы, порядка 50    
законов потребуют технической правки, потому что в них упоминается              
наименование 115-го федерального закона в действующей редакции.                 
                                                                                
Законопроект-спутник в настоящий момент уже разработан, он не был предложен     
вниманию уважаемой палаты по той причине, что на стадии разработки              
представленного законопроекта существовали разные варианты, в том числе         
предполагалось оставить действующее наименование антиотмывочного закона. Но     
так как в итоге внесён такой вариант, возникла необходимость технической        
правки всех других законов, где упоминается закон "О противодействии            
легализации...". Данная правка будет носить именно технический характер, а      
проект закона, как я уже сказал, подготовлен.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто-то хотел бы выступить? Есть желающие.                 
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на выступления.                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".              
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот     
законопроект, мы поддерживаем борьбу с угрозами, которые обозначены в данном    
законопроекте, и это не просто угрозы, к катастрофическим последствиям может    
привести деятельность таких террористов, которые ведут подготовку к             
применению оружия массового поражения.                                          
                                                                                
Слово же я взял для того, чтобы ещё раз подчеркнуть момент, который связан с    
отдельными преступлениями, несущими, может быть, чуть меньшую опасность, чем    
угроза применения оружия массового поражения, но в целом их последствия ничем   
не меньше, - я имею в виду наркомафию, наркопреступления, совершённые в         
крупных и особо крупных размерах. Когда я и мои коллеги вносим законопроекты    
подобного содержания, например, я напомню, о конфискации имущества              
наркобаронов, наркомафии, что мы слышим? "А как же, Олег Анатольевич и          
коллеги-авторы, презумпция невиновности, конституционные права граждан, пусть   
даже это наркодилеры?" Поэтому я вас сейчас даже не спрашиваю, я прошу вас      
запомнить к следующему разу: да, по отдельным составам преступлений можно и     
нужно, не глядя на презумпцию невиновности, ограничивать, лишать каких-то       
возможностей, в данном случае возможности использовать своё имущество, счета    
и так далее.                                                                    
                                                                                
Только что мы разбирали законопроект, связанный с коррупцией, которая           
является угрозой для общества и государства. Мои оппоненты опять выступили с    
защитой конституционных прав коррупционеров, о презумпции невиновности было     
сказано много раз. Вот в данном случае этого нет, и, я считаю, очень даже       
правильно, что никто из моих оппонентов, которые только что выступали по        
вопросу признания преступлением незаконного обогащения чиновников и             
вспоминали про права, сейчас о них не вспоминает, - правильно делают! И в       
следующий раз, когда будем говорить о коррупции или о наркомафии, нужно будет   
так же поддержать предложенную концепцию законопроекта.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Изотов Алексей Николаевич, пожалуйста.                    
                                                                                
ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Олег Анатольевич всё-таки выступал по другому законопроекту.                    
                                                                                
Вячеслав Викторович, особых возражений не поступило от коллег, поэтому буду     
краток: фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента желает выступить? Нет.           
Правительства? Нет. Докладчик? Нет. Содокладчик? Нет.                           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,           
полученных преступным путём, и финансированию терроризма" в части               
противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения",   
вопрос 25 повестки дня.                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 46 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              412 чел.91,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект в первом чтении принят единогласно.