Заседание № 242

17.06.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 298150-4 "О внесении изменений в статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и в статью 317 Трудового кодекса Российской Федерации" (о выплате лицам в возрасте до 30 лет процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6182 по 6499 из 6879
26-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и            
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и      
приравненных к ним местностях" и в статью 317 Трудового кодекса Российской      
Федерации". Докладывает Георгий Александрович Карлов.                           
                                                                                
КАРЛОВ Г. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемый проект федерального    
закона, который мы сегодня рассматриваем, был внесён Сахалинской областной      
Думой в 2006 году - да, с бородой уже законопроект. Данным законопроектом       
предлагается внести изменения в статью 11 Закона Российской Федерации "О        
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в    
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и в статью 317         
Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие выплату молодёжи      
процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы    
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в   
указанных районах и местностях не менее пяти лет.                               
                                                                                
Логика законодательной инициативы моих земляков зиждется вот на чём. В          
финансируемых из федерального бюджета организациях и учреждениях, где           
работает молодёжь, которая проживает в районах Крайнего Севера и приравненных   
к ним местностях, надбавки и выплаты регулируются федеральным                   
законодательством, в финансируемых из бюджетов субъектов Федерации -            
соответственно законами субъектов Федерации, в финансируемых на муниципальном   
уровне - актами муниципальных образований, во внебюджетной сфере -              
владельцами или уставами организаций. На основании этой нормы закона ряд        
субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично       
находятся в районах Крайнего Севера, воспользовались своим правом и             
установили процентную надбавку к заработной плате молодёжи, которая             
выплачивается в полном размере с первого дня работы, если молодые люди          
прожили в этих регионах не менее пяти лет. Таких регионов у нас немало - это    
Амурская, Мурманская, Архангельская области, Камчатский, Приморский,            
Красноярский края, республики Саха, Коми и другие. А вот молодёжь, которая      
работает в организациях и учреждениях, финансируемых из федерального бюджета,   
такой помощи, такой поддержки со стороны федерального бюджета не имеет,         
поэтому поступила вот такая законодательная инициатива от сахалинских           
депутатов.                                                                      
                                                                                
В последние годы все мы являемся участниками процесса усиления                  
социально-экономического развития Дальневосточного региона, приарктических      
субъектов Федерации, и все мы, конечно, понимаем, что ускорение                 
социально-экономического развития невозможно без укрепления трудовых            
отношений, трудовых ресурсов, закрепления населения, а это, в свою очередь,     
не может быть претворено в жизнь, если мы не сможем каким-то образом            
закрепить или увеличить заработную плату, обеспечить её рост. В этом плане      
именно для молодёжи, которая приезжает после окончания вузов из центральных     
районов страны, должно быть определённое стимулирующее воздействие, и им        
может стать большая заработная плата, которая может быть повышена путём         
принятия федерального закона в части и установления процентных надбавок, и      
начала выплаты их с первого дня работы в районах Крайнего Севера.               
                                                                                
Тем более это напрямую относится к работникам бюджетной сферы, которые имеют    
на сегодняшний день и так не столь высокую заработную плату, выплачиваемую из   
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
Уверен, что те замечания, которые мы получили на этот законопроект в течение    
последних девяти лет, легко устранимы в случае его принятия в первом чтении,    
и, конечно, ко второму чтению они будут устранены.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Георгий Александрович.                           
                                                                                
С содокладом выступает Василий Николаевич Иконников.                            
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
ИКОННИКОВ В. Н. Уважаемые коллеги, законопроект актуален. На законопроект       
поступили положительные отзывы от законодательных и исполнительных органов      
власти северных субъектов Российской Федерации.                                 
                                                                                
Несмотря на отрицательное заключение Правительства Российской Федерации,        
Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока всё же   
просит поддержать наше решение о принятии в первом чтении данного               
законопроекта, с тем чтобы далее продолжить работу над ним.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Олег Николаевич Смолин, других желающих нет. А, ещё   
есть желающие. Тогда включите режим записи на вопросы.                          
                                                                                
Извините, Олег Николаевич.                                                      
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
У меня вопрос к обоим уважаемым докладчикам: есть ли примерные расчёты цены     
законопроекта для федерального бюджета?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Георгий Александрович, пожалуйста.                        
                                                                                
Депутату Карлову включите микрофон.                                             
                                                                                
КАРЛОВ Г. А. Расчёты, конечно, есть, на момент внесения данного законопроекта   
расходы федерального бюджета были рассчитаны: на 2007 год - 237 миллионов       
рублей, на 2015 год - 900 миллионов рублей.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максимов Василий Юрьевич.                                                       
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю. Георгий Александрович, вопрос вам. Я так понимаю, что доплата    
только для работников бюджетной сферы вами предлагается, и вот любопытно,       
хотелось бы понять, как вы собираетесь доплачивать медикам, поскольку сегодня   
они получают зарплату за счёт фонда обязательного медицинского страхования, а   
расходы бюджета на эти цели - это будет нецелевое расходование средств.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Карлову включите микрофон.                       
                                                                                
КАРЛОВ Г. А. Ещё раз повторю, что в действующем законодательстве                
разграничиваются полномочия федерального бюджета и региональных. Я думаю, что   
и медицинские фонды, которые также расщепляются на федеральный и                
региональные, таким же образом будут формировать свои расходы, утверждая свои   
бюджеты, как на федеральном, так и на региональном уровне. Кстати, что          
касается регионального опыта, подобные выплаты уже осуществляются во многих     
регионах.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Черкасов Кирилл Игоревич.                                                       
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вопрос Георгию Александровичу.                                                  
                                                                                
Георгий Александрович, а не получится ли так, что для минимизации выплат из     
бюджетов, особенно муниципальных и региональных, власти будут просто делать     
нижнюю ставку заработной платы меньше, с тем чтобы молодые ребята, которые      
приходят работать и могут воспользоваться этой льготой, получали такую же       
заработную плату, какую выплачивают сейчас, для компенсации части расходов за   
счёт средств, приходящих из федерального бюджета?                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Карлову включите микрофон.                       
                                                                                
КАРЛОВ Г. А. Я не думаю, что муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы         
занижать базовые ставки бюджетных заработных плат, тем более что они уже        
установлены и действуют. К тому же на муниципальном уровне всё уже действует,   
и, как правило, - это мы знаем - поддержка муниципальных расходных              
обязательств осуществляется за счёт субвенций из бюджетов соответствующих       
субъектов Федерации. То, о чём мы говорим сегодня, касается только              
федерального бюджета, только служащих федерального уровня.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Золочевский Виталий Сергеевич.                                                  
                                                                                
ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Георгий Александрович, вам вопрос.                            
                                                                                
Если я правильно услышал, вы сказали в своём докладе, что законопроект уже с    
2006 года находится в комитете. Ознакомившись с вашей биографией, я вижу, что   
вы непосредственное отношение к Сахалинской области имеете уже многие годы,     
во власти там находились. Вот как вы считаете, почему только сейчас он в        
итоге рассматривается, столько лет мариновался в комитете?                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Карлову включите микрофон.                       
                                                                                
КАРЛОВ Г. А. Да, действительно, я являюсь коренным сахалинцем. В 2006 году,     
когда эта законодательная инициатива попала в Государственную Думу, я, к        
сожалению, не имел чести представлять Сахалинскую область в Государственной     
Думе, но, на мой взгляд, полученный на тот момент правительственный отзыв,      
который был отрицательным, уже тогда поставил под сомнение возможность          
осуществления расходов из федерального бюджета в размере 237 миллионов          
рублей, и таким же образом, я думаю, всё оставшееся время под сомнение          
ставились расходные возможности государства, федерального бюджета в отношении   
финансирования этого законопроекта.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Олег Николаевич, подозреваю, что ваша история повторяется...                    
                                                                                
Так, слово предоставляется Валентине Николаевне Пивненко.                       
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Про "маринование" законопроекта     
хочу сказать следующее. В течение многих лет данный проект федерального         
закона, данная инициатива (а такие предложения были не только у Сахалинской     
областной Думы) неоднократно обсуждалась: она обсуждалась на уровне нашей       
фракции, проводились консультации с правительством, проводились консультации    
с регионами. На данный момент в тринадцати субъектах Российской Федерации,      
которые имеют прямое отношение к Северу, приняты региональные законы,           
которыми установлены преференции в виде ускоренной выплаты процентной           
надбавки к заработной плате молодёжи, впервые вступающей в трудовые             
отношения.                                                                      
                                                                                
Хочу сказать, что на данный законопроект поступило отрицательное заключение     
Правительства Российской Федерации в связи с тем, что, во-первых, право,        
которым могут воспользоваться регионы, ими уже используется, во-вторых, нет     
изменений в федеральный бюджет Российской Федерации, где были бы                
предусмотрены финансовые средства на эти цели, а самое главное, наверное, то,   
что данный законопроект не решает проблему закрепления молодёжи в районах       
Севера, поскольку имеет прямое отношение только к бюджетным организациям        
федерального значения.                                                          
                                                                                
Сегодня Сахалинская область является самодостаточным регионом, и она вправе     
принимать любые законодательные акты, касающиеся дополнительных гарантий и      
компенсаций для тех людей, которые проживают и работают на данной территории,   
поэтому на заседании нашей фракции мы рассмотрели ещё раз данную                
законодательную инициативу и приняли фракционное решение о том, что сегодня     
данную законодательную инициативу поддерживать не следует. Мы даём              
отрицательное заключение на данную законодательную инициативу, с уважением      
относясь к тем пожеланиям, которые сегодня были высказаны выступающими.         
                                                                                
Что касается вопроса о медицинских работниках, то хочу сказать, что данный      
законопроект, по сути дела, не ущемляет интересов медицинских работников, так   
же как и работников всей бюджетной сферы.                                       
                                                                                
Что касается тех, кто работает в условиях бизнеса, то в соответствии с          
действующим законодательством в коллективных договорах и соглашениях            
устанавливаются те преференции, которые касаются выплаты заработной платы,      
включая и процентные надбавки, и районные коэффициенты к заработной плате.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вячеслав Николаевич Тетёкин.                                                    
                                                                                
ТЕТЁКИН В. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект о поддержке молодёжи на Крайнем Севере имеет,   
казалось бы, частный характер, но мы должны исходить из того, что развитие      
Заполярья и Дальнего Востока является задачей исключительной государственной    
важности. В российской Арктике живёт менее полутора процентов населения         
России, но этот регион даёт стране около 11 процентов национального дохода и    
20 процентов валового внутреннего продукта. На богатства Крайнего Севера        
зарятся нынче не только приарктические страны, такие как США, Дания или         
Канада, но и Германия, и даже южные страны типа Южной Кореи, и ещё около        
пятидесяти стран, то есть со временем этот лакомый кусок будет становиться      
более желанным и противостояние там будет всё более жёстким, поэтому перед      
Россией стоит стратегическая задача - сохранить бесспорное лидерство нашей      
страны в Арктике, но достичь этого можно только за счёт закрепления на          
Крайнем Севере и на территориях, приравненных к Крайнему Северу, людей,         
которые живут там издавна.                                                      
                                                                                
В последние двадцать лет с Севера и Дальнего Востока шёл сильный отток          
населения, в первую очередь молодёжи, причём уезжали в основном работники       
образования и здравоохранения, у них зарплата мизерная. Сейчас этот процесс     
приостановился, однако недостаток в квалифицированных специалистах              
сохраняется, а это реальный тормоз развития северных территорий. Вахтовым       
методом можно решать конкретные задачи, но долгосрочное развитие Севера         
возможно только при условии поддержки людей, для которых Север является малой   
родиной.                                                                        
                                                                                
Энергичное освоение Крайнего Севера и территорий, приравненных к нему,          
началось примерно шестьдесят лет назад с открытием нефтегазовых богатств.       
Ныне там живёт уже третье поколение первопроходцев, они, по сути дела, уже      
коренные жители, но дети этих коренных жителей оказываются в том же             
положении, что и люди, приезжающие на заработки, - это не только                
несправедливо, но и никак не способствует закреплению на Севере людей,          
родившихся и выросших там. Между тем уровень зарплаты, ранее служивший          
стимулом для работы на Севере и Дальнем Востоке, сильно сократился, исчезает    
привлекательность жизни и работы в суровых климатических условиях. Более        
того, то и дело возникают разговоры о ликвидации северных коэффициентов и       
районных надбавок - это совершенно недопустимо, поэтому некоторое время назад   
мною был внесён законопроект, сохраняющий эти льготы при любом состоянии        
экономики.                                                                      
                                                                                
Правительство и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", к сожалению, не поддерживают           
законопроект по поддержке молодёжи северов и Дальнего Востока, но без           
закрепления молодёжи на дальних рубежах удержать и развивать эти гигантские     
богатейшие территории невозможно. Мы не вправе ставить финансовые интересы      
выше стратегических целей государства!                                          
                                                                                
Призываю коллег поддержать данный законопроект.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Николаевич Смолин.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я буду предельно краток.                        
                                                                                
Россия крайне заинтересована в движении людей из центра на так называемые       
окраины, в том числе по геополитическим соображениям, о которых уже             
говорилось, между тем демографические потоки идут в обратном направлении. В     
Совете Федерации рассказывали, что в Иркутске провели специальные               
исследования: из 2,5 тысячи старшеклассников 68 процентов заявили, что хотят    
лучше сдать ЕГЭ, чтобы навсегда покинуть свой край, - и похожая ситуация в      
других регионах.                                                                
                                                                                
Кстати, майские указы президента, при всех их достоинствах, имеют и обратную    
сторону: когда мы привязываем заработную плату, скажем, вузовских работников    
только к региону, мы увеличиваем разрыв между регионами и нашей столицей.       
Поэтому если мы действительно хотим, чтобы люди двигались в регионы и их        
интеллектуальный потенциал сохранялся, нам обязательно нужно поддержать этот    
законопроект!                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
Георгий Александрович, вы ещё раз будете выступать с заключительным словом?     
Нет.                                                                            
                                                                                
Тогда ставлю законопроект на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              200 чел.44,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    200 чел.                                          
Не голосовало                 250 чел.55,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.