Заседание № 111
04.04.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 297967-8 "О внесении изменений в статью 13.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления административной ответственности за неисполнение оператором связи обязанности обеспечивать реализацию требований при проведении оперативно-разыскных мероприятий).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4944 по 5102 из 6491
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Дмитрий Матвеевич Ким. КИМ Д. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представлен законопроект о внесении изменений в статью 13.46 КоАП. На текущий момент правоприменителем по данной статье является ФСБ России, и предполагаю, что так и останется. Сейчас статья предусматривает ответственность за невыполнение требований СОРМ только в отношении собственников и владельцев технологических сетей. Предполагается расширить её и дополнить частями 3 и 4, ввести оборотные штрафы для операторов связи за невыполнение обязанностей по реализации требований СОРМ. Размер предполагаемых штрафов соразмерен со стоимостью оборудования СОРМ. Предполагается, что применение подобного оборотного штрафа приведёт к сокращению числа недобросовестных операторов связи, которые не соблюдают данные лицензионные требования, а также повысит эффективность выполнения требований законодательства об обеспечении требований СОРМ со стороны операторов связи, которые мотивированы на соблюдение законодательства. Коллеги, прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. С содокладом выступает Отари Ионович Аршба. Включите микрофон на рабочем месте. АРШБА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, комитет подробно рассмотрел концепцию представленного законопроекта и поддерживает в первом чтении этот законопроект. Хотел напомнить коллегам, что речь идёт о препятствовании деятельности правоохранительных органов и несоблюдении требований СОРМ. Правоприменительная практика показывает, что таких нарушений только в прошлом году было более 1200, а специального состава не было. Это попытка скорректировать данную ситуацию. Мы поддерживаем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Отари Ионович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Дмитрий Матвеевич, скажите, всё-таки, на ваш взгляд, какие объективные причины несоблюдения? Понятно, что мы сейчас ужесточаем наказание, вводим оборотные штрафы. Вот, по вашему мнению, всё-таки каковы объективные причины неисполнения? КИМ Д. М. Андрей Геннадьевич, ранее у операторов не существовало подобных обязанностей - по установке оборудования, которое осуществляет, в общем-то, отслеживание нарушителей и логирование их действий. Безусловно, это дополнительные издержки для операторов связи, которые они не хотят нести. Тем не менее если сопоставить подобные издержки и выручку, то примерно менее 1 процента от выручки операторам связи необходимо потратить для того, чтобы в последующем всех этих нарушителей правоохранительные органы могли найти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Дмитрий Матвеевич, предлагаемая ответственность для операторов связи, особенно за повторные нарушения, крайне убедительна. В последние годы, как видно из представленных материалов, Роскомнадзор ежегодно выявляет тысячи нарушений, которые связаны с реализацией оперативно-разыскных мероприятий. В случае принятия данного федерального закона смогут ли в принципе операторы связи должным образом выполнять все необходимые требования на этот счёт или всё-таки, возвращаясь к предыдущему вопросу, для этого в настоящее время есть объективные причины? А если так, то не усугубим ли мы эту проблему в принципе - как вы считаете? КИМ Д. М. Анатолий Борисович, нет. Дело в том, что, на наш взгляд, вообще все операторы связи подписывают с Федеральной службой безопасности план по реализации таких требований на своих сетях. Этот план носит отложенный характер и должен быть реализован в течение полутора лет после его подписания. Данные планы-графики были подписаны всеми операторами. В целом мы видим, что, несмотря на то что каждый год Роскомнадзор фиксирует действительно более тысячи нарушений, это факты нарушений, которые совершает не такое уж большое количество лиц, то есть юридических лиц. Например, в прошлом году было зафиксировано более 1200 нарушений, которые осуществили порядка 200 юридических лиц. Так что мы говорим, конечно, прежде всего об операторах связи, которые изначально не предполагают соблюдать данные требования, лицензионные требования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смирнов Виктор Владимирович, пожалуйста. СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Дмитрий Матвеевич, не только нарушения, вернее, требования к СОРМ представляют угрозу. На мой взгляд, ущерб для граждан и хозяйствующих субъектов от того, что операторы связи не предоставляют качественную услугу, и даже в столице Российской Федерации, не меньше. Скажите, пожалуйста, когда Правительство Российской Федерации готово будет инициировать повышение ответственности провайдеров связи за качество предоставляемых услуг? КИМ Д. М. Виктор Владимирович, спасибо за вопрос. Конечно, он не совсем касается данного законопроекта, тем не менее отвечу. Каждый раз, когда Правительство Российской Федерации в лице государственной комиссии по распределению радиочастот принимает решение об использовании данного ресурса, на операторов связи возлагаются определённые требования, которые операторы связи обязаны выполнять. В случае невыполнения и фиксирования подобных нарушений на регулярной основе данные частоты могут быть отозваны, что, естественно, критично для бизнеса любого оператора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Дмитрий Матвеевич, подскажите, пожалуйста, по вашей оценке, как вы считаете, могут ли вот такие штрафы, их введение, повлиять на тарифы для потребителей? КИМ Д. М. Нет. Как я уже отметил, это в целом очень незначительная часть от выручки операторов. Операторы зарабатывают тем больше денег, чем больше у них абонентов, а чем больше абонентов, тем выше требования к оборудованию, то есть здесь прямая корреляция. Мы прорабатывали это с сообществом операторов связи - в целом влияния на операторские тарифы мы не предвидим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 58 мин. 10 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 8 чел.1,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.