Заседание № 118

19.04.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 297906-8 "О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения перечня результатов интеллектуальной деятельности в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3762 по 3805 из 5513
15-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 284   
части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Ольга        
Николаевна Ануфриева.                                                           
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Коллеги, здесь ещё проще: к законопроекту не поступило          
никаких поправок. Просьба поддержать его во втором чтении, в случае принятия    
во втором чтении просьба поддержать в третьем сегодня же.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, поправок нет. Законопроект ставится на голосование во втором чтении.   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 16 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Коллеги, нет возражений, рассмотрим в третьем чтении? Нет возражений. Будут     
ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                          
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 16 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              395 чел.87,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно. Спасибо.                                              

Заседание № 109

22.03.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 297906-8 "О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения перечня результатов интеллектуальной деятельности в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4559 по 4720 из 6669
21-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 284       
части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад официального      
представителя правительства замминистра экономического развития Максима         
Андреевича Колесникова.                                                         
                                                                                
КОЛЕСНИКОВ М. А., официальный представитель Правительства Российской            
Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации.   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! В 2021 году мы уже          
предоставили возможность бизнесу получать льготу по налогу на прибыль в         
отношении доходов от лицензионных платежей за использование интеллектуальной    
собственности, так называемый механизм патентной коробки. Это было сделано      
для стимулирования компаний эффективнее управлять своими правами, активнее      
предоставлять лицензии, чтобы технологии использовались, а не лежали, что       
называется, мёртвым грузом. Льгота вступила в силу в августе 2021 года.         
Практика реализации льготы и имплементации в региональное законодательство,     
на наш взгляд, требует дальнейшего развития. Сейчас законы о реализации         
льготы приняли в Кемеровской области и в Новгородской области. Что предлагаем   
внести, какие изменения?                                                        
                                                                                
Во-первых, для удобства регионов в Налоговом кодексе предлагаем прямо указать   
виды результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых будет       
применяться такая льгота. Это изобретения, полезные модели, промышленные        
образцы, в том числе программы для ЭВМ, базы данных, зарегистрированные         
Роспатентом. Сейчас виды объектов интеллектуальной собственности приходится     
определять самим регионам, что создаёт дополнительные сложности в принятии      
таких законов на региональном уровне.                                           
                                                                                
Во-вторых, для удобства бизнеса дополнили перечень объектов интеллектуальной    
собственности селекционными достижениями, зарегистрированными Минсельхозом, а   
также изобретениями, полезными моделями и промобразцами, зарегистрированными    
иностранными и международными патентными ведомствами. При этом исключительные   
права, то бишь патент, на эти результаты должны принадлежать российским         
правообладателям.                                                               
                                                                                
В-третьих, сфокусировали механизм поддержки на наших компаниях. Предлагаем      
указать в законопроекте, что льгота может применяться только в отношении        
российских юридических лиц. Тем самым мы исключаем возможность применения       
льгот филиалами иностранных компаний. Если хотят получать преимущества, пусть   
создают в России юридические лица, передают туда патенты и действуют из нашей   
страны.                                                                         
                                                                                
Кроме того, правительство будет определять перечень иностранных и               
международных патентных ведомств, на охранные документы которых будет           
распространяться данная льгота. Это необходимо, для того чтобы работники        
налоговой службы могли удостовериться, что патент действительно есть и          
принадлежит конкретному правообладателю.                                        
                                                                                
Что важно? Мы сохраняем право введения льгот за регионами. Власти регионов      
по-прежнему смогут своим законом снизить региональную часть налога на прибыль   
в диапазоне от 17 до 0 процентов.                                               
                                                                                
Принятие данного законопроекта создаст стимул для российских компаний           
активнее управлять правами на результаты интеллектуальной деятельности,         
формировать в регионах центры прибыли, оставаясь при этом в России, более       
эффективно осуществлять коммерциализацию и трансфер технологий.                 
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Ольги Николаевны Ануфриевой.                     
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Официальный представитель    
правительства очень подробно рассказал о законопроекте. Пожалуй, мне даже       
нечего добавить.                                                                
                                                                                
Единственное, что могу сказать: действительно, указанная льгота, указанная      
налоговая преференция, с учётом того что она была введена ещё в 2021 году,      
показала недостаточность проработки и невозможность использования регионами.    
Поэтому правительство решило конкретизировать её на федеральном уровне. У нас   
сейчас по этой льготе действует принцип двух ключей, то есть на федеральном     
уровне устанавливается именно механизм льготы, сама возможность её              
установления, поскольку, как вы знаете, пониженные налоговые ставки по налогу   
на прибыль у нас могут быть установлены субъектами только в тех случаях,        
когда они предусмотрены Налоговым кодексом, и это один из таких случаев. И в    
данном случае мы только конкретизируем эту льготу.                              
                                                                                
Комитет поддерживает, комитет-соисполнитель, по аграрным вопросам, также        
поддерживает принятие указанного законопроекта в первом чтении. Просим          
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы?                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кабышев Сергей Владимирович.                                                    
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему    
образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
У меня вопрос к Максиму Андреевичу.                                             
                                                                                
Максим Андреевич, поддерживая концепцию законопроекта, я хотел вас спросить,    
правильно ли я понимаю, что субъекты самостоятельно определяют размер           
снижения налоговой ставки и реально получается, что эффект от льготы зависит    
от региональной дискреции? Правильно ли это в текущих условиях?                 
                                                                                
КОЛЕСНИКОВ М. А. Это абсолютно правильно. Это полномочия регионов -             
определить льготу по налогу на прибыль в рамках региональной части в            
диапазоне от 0 до 17 процентов.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович.                           
                                                                                
НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
У меня вопрос: скажите, пожалуйста, а как федеральные университеты, которые     
находятся в регионах, могут воспользоваться этой льготой?                       
                                                                                
КОЛЕСНИКОВ М. А. Станислав Александрович, спасибо за вопрос. То же самое,       
если в региональном законодательстве, в региональном законе отдельно будет      
указана возможность вузов применять такую льготу, значит, на них это также      
будет распространяться.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович.                              
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Максим Андреевич, вопрос следующий: а почему мы, собственно говоря,   
на федеральном уровне определяем за регионы, что они в своей части налоговых    
поступлений должны предоставлять льготы? Если Минэкономразвития считает, что    
эти виды деятельности заслуживают, так сказать, какого-то льготирования,        
почему на федеральном уровне эти льготы не предоставить? Почему опять мы        
здесь принимаем решение и за счёт регионов, за счёт их доходных источников      
решаем какие-то проблемы?                                                       
                                                                                
КОЛЕСНИКОВ М. А. Спасибо большое за вопрос, Ренат Исмаилович. Мы здесь не       
меняли конфигурацию уже действующей льготы, и в принципе эта конфигурация       
была согласована с Минфином России. То есть это стандартная практика            
применения так называемых двух ключей, когда регионам даются полномочия, а      
дальше регионы уже в рамках здоровой конкуренции, конкуренции за бизнес, за     
предпринимателей, на региональном уровне принимают соответствующие решения в    
рамках своей части по налогу на прибыль. Поскольку у регионов это 17            
процентов, мы эти полномочия предоставляем регионам, как и по многим другим     
льготам, где вот у нас эти два ключа работают.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Представители президента,                 
правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 21.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 46 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении единогласно.