Заседание № 247

07.09.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 297858-5 "О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка изменения вида разрешённого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения; внесён депутатом Государственной Думы Н. Ф. Рябовым, а также В. А. Корниловым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1437 по 1943 из 6610
Пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 7         
Земельного кодекса Российской Федерации и статью 37 Градостроительного          
кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Николая     
Фёдоровича Рябова.                                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, начну своё доказательное выступление с заключений           
правительства и Комитета по строительству и земельным отношениям. В них         
мотивируется, почему принятие данного законопроекта представляется излишним,    
и, естественно, приводится перечень аргументов и отсылочных норм на Земельный   
и Градостроительный кодексы Российской Федерации, Постановление Правительства   
Российской Федерации № 178 от 24 марта 2007 года и федеральные законы. И во     
всём этом перечне законов и других нормативных документов могут разобраться     
только высококвалифицированные юристы. Это хорошо, но только если в районе      
"Двадцать лет без урожая" имеется грамотная юридическая служба, которая         
своевременно разберётся во всех этих хитростях, а в реальной жизни происходит   
следующее.                                                                      
                                                                                
Согласно части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в    
состав зон сельскохозяйственного использования включаются зоны                  
сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли,         
занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).           
Использование таких земель определяется уполномоченными федеральными органами   
исполнительной власти, уполномоченными органами власти субъектов Российской     
Федерации, уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с    
федеральными законами.                                                          
                                                                                
Согласно этой же части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской        
Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться     
зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные      
для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного        
подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.       
Правовой режим этих земельных участков в случае включения их в состав           
населённых пунктов определяется уже градостроительным регламентом, частью 10    
статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, где прописаны        
следующие нормы: "В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах      
населённых пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования   
(в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые           
объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения        
сельского хозяйства..." - особо обращаю ваше внимание, уважаемые депутаты, на   
следующее - "...дачного хозяйства, садоводства, развития объектов               
сельскохозяйственного назначения". Как мы видим, это разрешённый вид            
использования земельных участков.                                               
                                                                                
А дальше происходит следующее: умные ребята за бесценок скупают                 
дачи-развалюхи, расширяя границы своего нового участка до гектаров, возводят    
особняки, засевают земельку газонной травкой и живут себе в удовольствие.       
Красиво жить не запретишь, особенно если ты работаешь в "Газпроме",             
энергосбытовой компании, в крайнем случае в банке. И эту совершенно жизненную   
ситуацию - подчёркиваю: реально существующую - и подтверждает в своём           
отрицательном заключении Комитет Государственной Думы по строительству и        
земельным отношениям. В заключении комитета написано: в отношении               
строительства жилых домов на садовых и дачных участках необходимо отметить,     
что для такого строительства не требуется изменения вида разрешения             
использования земельного участка, поскольку согласно статье 1 Федерального      
закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических,         
дачных некоммерческих объединениях граждан" допускается строительство жилого    
дома или жилого строения на дачном садовом участке. А далее вступают в жизнь    
следующие нормы уже Земельного кодекса, где в пункте 2 статьи 7 прописано:      
"Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием           
территорий видов..." - подчёркиваю: видов - "...выбирается самостоятельно,      
без дополнительных разрешений и процедур согласования".                         
                                                                                
Таким образом, новые собственники уже огромных земельных участков из состава    
зон сельскохозяйственного использования руководствуются вышеприведённой         
частью пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно      
которому любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием   
территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и     
процедур согласования, а также частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса    
Российской Федерации, устанавливающей, что основные вспомогательные виды        
разрешённого использования земельных участков правообладателями земельных       
участков, за исключением органов государственной власти, органов местного       
самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий,          
выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.         
                                                                                
Таким образом, если изначально граждане оформляют земельные участки из земель   
сельскохозяйственного назначения под индивидуальные и дачные садовые участки    
либо для создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого   
товарищества, то впоследствии при оформлении расположенных на садовых           
земельных участках строений в качестве жилых домов для постоянного проживания   
оформляют эти земли для последующего включения их в состав сельских и           
городских поселений, что в свою очередь ведёт к значительному бесконтрольному   
сокращению земель сельскохозяйственного назначения.                             
                                                                                
Поэтому мы предлагаем внести в пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской   
Федерации маленькую, но существенную законодательную норму. Если в              
действующей редакции норма прописана следующим образом: "Любой вид              
разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов     
выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур             
согласования", то в новой добавляем: "...за исключением изменения видов         
разрешённого использования земель сельскохозяйственного назначения". Кроме      
того, предлагаем пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации       
дополнить абзацем третьим следующего содержания: "Изменение вида разрешённого   
использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного        
назначения осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления     
муниципального района". То есть представленный проект федерального закона       
предусматривает, что в отношении земель сельскохозяйственного назначения        
изменение вида разрешённого использования будет возможно только при условии     
его согласования с органом местного самоуправления муниципального района.       
                                                                                
Предложенная редакция пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской           
Федерации и части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации   
позволит органам местного самоуправления осуществлять земельный контроль в      
зонах сельскохозяйственного использования, оперативно принимать необходимые     
меры при наличии данных, свидетельствующих об изменении вида разрешённого       
использования земельных участков без согласования с органами местного           
самоуправления. Таким образом, указанные полномочия органов местного            
самоуправления муниципального района при решении вопросов изменения             
разрешённого использования земельных участков из состава земель                 
сельскохозяйственного назначения не будут излишними, как на это указывает       
Правительство Российской Федерации, а, наоборот, это упорядочит существующий    
правоприменительный пробел в обилии законов.                                    
                                                                                
На основании вышеизложенного и неопровержимых фактов прошу вас, уважаемые       
депутаты, поддержать данный законопроект в первом чтении.                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад первого заместителя председателя Комитета по строительству и           
земельным отношениям Валерия Викторовича Панова. Пожалуйста.                    
                                                                                
ПАНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Николай Фёдорович Рябов        
очень долго и, на мой взгляд, непоследовательно излагал суть рассматриваемого   
законопроекта. Я постараюсь очень кратко выступить.                             
                                                                                
Законопроектом предлагается установить, что изменение вида разрешённого         
использования земельных участков из состава земель сельхозназначения            
осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления. По мнению     
авторов, такая мера позволит предотвратить значительное сокращение земель       
сельскохозяйственного назначения в результате строительства гражданами на       
садовых и дачных участках жилых домов и потом перевода этих земель в земли      
поселений. Вот кратко смысл.                                                    
                                                                                
Комитет считает, что принятие законопроекта не будет способствовать решению     
указанной проблемы, потому что для строительства жилых домов на садовых и       
дачных участках изменение вида разрешённого использования земельного участка    
не требуется по действующему законодательству. Кроме того, предложение о        
закреплении контрольных функций по сохранности земель сельхозназначения за      
муниципальными районами не соответствует 184-му Федеральному закону "Об общих   
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Согласно        
указанному закону полномочия эти отнесены к компетенции субъектов Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
На законопроект поступил отрицательный отзыв Правительства Российской           
Федерации. Законопроект также не поддерживает комитет-соисполнитель - Комитет   
Государственной Думы по вопросам местного самоуправления. Поэтому, уважаемые    
коллеги, Комитет по строительству и земельным отношениям предлагает             
Государственной Думе не поддерживать законопроект и отклонить его при           
рассмотрении в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, вопросы будут? Три, да? Локоть, Сапожников...                       
                                                                                
Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Валерий Викторович, поскольку, по вашему мнению, вы более, так        
сказать, последовательно изложили суть данного законопроекта, хотелось бы       
понять, видит ли проблему комитет. Если комитет не видит проблему, мы           
подскажем, вообще говоря, когда действительно несут сегодня существенные        
потери именно земель... Теряются земли сельхозназначения, когда ведутся         
постройки, когда отчуждается эта земля в интересах каких-то олигархических      
структур или конкретных юридических лиц. Если комитет видит, то каким           
образом, по мнению комитета, можно решить эту проблему? Если, конечно,          
комитет не видит, тогда нам придётся, так сказать, вести дискуссию уже на       
другом уровне.                                                                  
                                                                                
ПАНОВ В. В. Анатолий Евгеньевич, наш комитет постоянно рассматривает вопросы,   
касающиеся земель сельхозназначения, более эффективного их использования. И     
хочу сказать, что эта тема не относится напрямую к рассмотрению данного         
законопроекта. Поэтому прошу вас, мы с удовольствием рассмотрим любые ваши      
предложения, конструктивно подойдём и будем здравые предложения поддерживать.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сапожников Николай Иванович, пожалуйста.                  
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Валерий Викторович... Я здесь.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Слева.                                                    
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И. Слева, в левых рядах.                                          
                                                                                
Ну, если существуют проблемы и вы видите, что автор законопроекта немножко,     
может быть, недостаточно чётко сформулировал статью, то не проще ли             
поддержать это в первом чтении, а потом уже с помощью специалистов, депутатов   
доработать, довести его до кондиции, но чтобы он всё-таки решал проблему?       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПАНОВ В. В. Уважаемый Николай Иванович, мы рассматривали этот вопрос в          
комитете. И этот механизм, о котором вы говорите, можно было применить,         
наверное, на уровне рассмотрения в комитете. Кроме того, я уже сказал в своём   
содокладе, что принципиальная разница в том, что решение вопроса с              
регионального уровня предлагается перенести на муниципальный, а, по мнению      
комитета и Правительства Российской Федерации, это несопоставимые вещи.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Улас Владимир Дмитриевич.                                 
                                                                                
УЛАС В. Д., фракция КПРФ.                                                       
                                                                                
У меня первый вопрос к представителю комитета. Вы заявили о том, что комитет    
постоянно занимается вопросами, связанными с более эффективным использованием   
земель сельскохозяйственного назначения. Вот в связи с этим... У нас сегодня    
около 40 миллионов гектаров пашни заросло, пришло в негодность. Поэтому         
заявлять о какой-то эффективности работы вашего комитета, наверное, в           
общем-то, не стоит.                                                             
                                                                                
И Николаю Фёдоровичу Рябову вопрос. Вот сегодня у нас огромное количество       
земель сельскохозяйственного назначения выводится фактически из оборота -       
строятся игорные заведения, всевозможные административные здания, жильё и       
прочее, прочее. При этом правительство хвастает тем, что у нас избыток          
сельхозпродукции, особенно зерна, и мы выходим на экспорт. Может быть,          
действительно развязать им руки, пусть делают что хотят?                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Викторович, вы прокомментируете первую часть      
вопроса?                                                                        
                                                                                
ПАНОВ В. В. Да, Борис Вячеславович.                                             
                                                                                
Я считаю, и комитет так считает, что заданный Владимиром Дмитриевичем вопрос    
не относится к теме обсуждения, к рассмотрению данного законопроекта. Готов     
только повторить, что вопросы, касающиеся земель сельхозназначения, на          
постоянном контроле и рассмотрении нашего комитета.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Рябов Николай Фёдорович, вторая часть вопроса.                                  
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Спасибо.                                                            
                                                                                
Всё-таки земли выводятся, и эта проблема поднята не только депутатами,          
внёсшими данный законопроект, в принципе правительство Нижегородской области    
настояло на внесении такого законопроекта. Я так понимаю, что это не            
случайно, потому что действительно выводятся из сельхозоборота большие          
территории земельных угодий, и в первую очередь это происходит в пригородах,    
где земли использовались в основном для выращивания овощных культур, и          
снабжались города дешёвыми овощными культурами. Почему? Потому что мы можем     
сажать в удалении, допустим за 200 километров, капусту, свёклу, морковь и так   
далее, и так далее, но, как говорят, за морем телушка - полушка, да рубль       
перевоз. Вот отсюда и возникают проблемы, потому что пригородные земли          
выводятся из оборота. Вы прекрасно знаете, что берётся земля и оформляется      
под садовые хозяйства, а законом установлены нормы: можно строить дома. Я вам   
доказывал, что там и без разрешения... Когда застроили территорию, её           
переводят и присоединяют к территории города или района, например, к городу     
Нижний Новгород - села Волжского Кстовского района. Вот так происходит          
выведение сельхозугодий, приближенных к городу, где производится продукция      
сельского хозяйства.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь, Валерий Викторович.                                             
                                                                                
Есть необходимость выступить? Одна рука - Рохмистров Максим Станиславович.      
Вторая появилась - Коломейцев Николай Васильевич.                               
                                                                                
Пожалуйста, Рохмистров. С места.                                                
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, ну, понятна озабоченность фракции КПРФ     
тем, что происходит у нас в сельском хозяйстве. Но, к сожалению, настоящий      
законопроект не решает темы коррупционности, которая у нас, к сожалению, в      
части перевода земель самая высокая. И редкий район, где не подтверждались      
какие-то факты махинаций в части перевода земель, потому что реально            
стоимость земли определяется в том числе и в зависимости от её назначения. Но   
наверное, корень проблемы всё-таки не в порядке перевода земель, вернее, в      
порядке перевода земель, но никакого отношения это к сельскому хозяйству не     
имеет, к сельскому хозяйству имеет отношение государственная политика в части   
поддержки сельхозпроизводителей. К сожалению, здесь пока у нас успехов нет, и   
мы убиваем собственное сельское хозяйство, мы с вами в этом зале, принимая      
бюджеты, и, принимая новый бюджет, мы опять будем, наверное, способствовать     
его уничтожению.                                                                
                                                                                
Но в то же время тот бардак, который у нас имеет место с категориями земель,    
наверное, всё-таки надо устранять, и устранять его надо в первую очередь        
здесь, у нас. До сих пор земля отделена от объекта, земля у нас не является     
вообще предметом имущественных отношений. И в Государственной Думе у нас        
непонятные комитеты существуют до сих пор: отдельно Комитет по собственности,   
который занимается имущественными отношениями, и отдельно комитет по            
земельным отношениям. То есть у нас земля сегодня на уровне Государственной     
Думы исключена фактически из хозяйственного оборота и существует                
исключительно для обеспечения строительства. И строительства у нас нет, и       
рейдерство у нас по-прежнему процветает во всех областях, где только можно,     
бегает с одной стороны в другую. И несмотря на принятый законопроект,           
пакетный законопроект, так называемый антирейдерский, пока успехов в этой       
области мы не наблюдаем: по-прежнему по всем международным рейтингам защита     
инвестиций в России находится на достаточно низком уровне и не способствует     
привлечению инвестиций. Поэтому наведение порядка в этой области, наверное,     
необходимо.                                                                     
                                                                                
На сегодняшний день целый ряд статей Земельного кодекса у нас не очень хорошо   
работает. Уже много лет у нас действует Земельный кодекс, но до сих пор нет     
чёткого объяснения, а что у нас вообще с землёй происходит. Я сам лично ездил   
в одно из государственных ведомств, которое землю под объектом недвижимости,    
находящимся в собственности... сказали, что, собственно говоря, надо на         
аукцион выставлять. И вслух приходилось начальнику правового управления         
федерального ведомства читать 36-ю статью Земельного кодекса, на что мне было   
сказано, что законодатель неопределённо выразился. Выражаясь определённо,       
скажу, что мы сегодня сильно отстаём в вопросе урегулирования земельных         
отношений, чем успешно пользуются различные жулики, для того чтобы извлекать    
дополнительные доходы благодаря своей должности.                                
                                                                                
Что необходимо принять? Наверное, нужно принять закон о зонировании земель.     
Принятый нами закон о разграничении собственности на землю, так называемый      
53-ФЗ, не только не внёс определённой ясности, но внёс очень определённую       
неясность и столкнул лбами власти федеральные и муниципальные. И сегодня        
собственник земельного участка опять же находится в зависимом положении, а мы   
принимаем различные суррогатные законы: вот давайте теперь фермерам разрешим    
дом построить на его собственном земельном участке, раньше ему нельзя было      
это сделать. А для того чтобы перевести землю из одной категории в другую, мы   
должны с вами пройти целый ряд процедур, которые носят откровенно выраженный    
коррупционный характер. И кто здесь может говорить, что всё это прозрачно?      
Ну, наверное, он ни разу не сталкивался с этими процедурами и не видел          
прайсы, которые выставляют в каждом муниципалитете, по поводу перевода земли    
из одной категории в другую, даже в рамках разрешённого вида использования.     
Чтобы там из сельхозземель сделать дачное хозяйство, надо конкретную сумму      
денег за каждую соточку какому-то конкретному чиновнику заплатить. Так что в    
этой части необходимо, конечно, наводить порядок, и в первую очередь вина за    
это лежит на нас с вами, на Государственной Думе.                               
                                                                                
Наша страна, самая богатая в мире земельными ресурсами, до сих пор в части      
малоэтажного строительства занимает чуть ли не последнее место. У нас           
многоквартирное высотное строительство достаточно успешно ведётся - это         
выгодно, крупным застройщикам, конечно, выгоднее построить большой дом и        
сохранять в этой части монополию. А вот малоэтажное строительство, к            
сожалению, у нас не процветает. В этом суть проблемы. Отсюда и                  
демографическая проблема в том числе, потому что что можно требовать от         
молодой семьи, если она живёт на 38 метрах общей площади и 16 метрах жилой?     
Что она, пятерых детей там заведёт? Я уже полгода для одного священника из      
Московской области пытаюсь выбить квартиру. У человека за время стояния в       
очереди уже девять детей родились, а он живёт на 18 метрах и получает           
различные отписки, что вот, мол, по закону ему ничего не положено, а вот если   
ему в аукционе поучаствовать, земельный участок приобрести под индивидуальное   
жилищное строительство и после этого ещё и дом построить - на его-то зарплату   
да с девятью детьми... Вот этой проблемой надо заниматься - чтобы у нас         
появилась наконец-то возможность малоэтажного строительства, хотя бы не для     
всех, хотя бы для части категорий: для инвалидов, для многодетных семей, для    
молодых семей. Давайте примем закон о том, чтобы им предоставляли земельные     
участки бесплатно, - нет, все инициативы ЛДПР в этой области отклоняются.       
Давайте поддержим тех, кто строит сегодня дешёвые дома, - нет, здесь тоже       
ничего не делается. Ведь сегодня купить квартиру дороже, чем построить свой     
небольшой дом площадью 100-150 метров. И демография пойдёт по-другому, потому   
что на 150 метрах можно и детей уже содержать, это вам не 18 метров в           
скворечнике. Но тем не менее вот эта процедура предоставления земельных         
участков... Посмотрите, у нас большинство крупнейших коррупционных скандалов    
связано как раз с землёй. Давайте всё-таки с себя начнём, введём всё-таки       
землю в категорию имущества и сделаем так, чтобы на неё распространялись        
нормальные законы, чтобы было совершенно понятно, как категорировать землю,     
где действительно надо оставить сельскохозяйственные земли без права            
перевода, где можно совершенно спокойно расширять границы поселений, чтобы      
люди могли построить себе свой собственный дом за 30-40 процентов от            
стоимости квартиры в этом же населённом пункте. Сегодня во многих городах       
страны и пригородных зонах стоимость только земли составляет 50 процентов,      
если не больше, от стоимости строительства. Если квартира стоит 1-2 миллиона    
в среднем по России, то стоимость строительства дома площадью 150 метров        
стоит 500-600 тысяч. А если мы ещё создадим определённые налоговые              
преференции, то его цена упадёт до 300-400 тысяч. Вот вам и решение проблемы    
доступного жилья. К сожалению, последние восемь, по-моему, лет, программа       
доступного жилья у нас напоминает говорильню - мы говорим, говорим... Я         
понимаю, что парламент - место для говорения, но в результате должны            
появляться какие-то нормальные преференции для наших граждан.                   
                                                                                
Ещё раз призываю поддержать законопроект ЛДПР хотя бы для инвалидов и для       
семей, имеющих детей-инвалидов, - им бесплатно землю дать. Для тех же           
учителей - не выделять по миллиону рублей подъёмных, а землю им дать            
бесплатно, они сами себе дом построят. И молодым семьям, программа по молодым   
семьям... Зачем их субсидировать? Давайте землю им бесплатно дадим, и           
субсидии можно уменьшить в разы, потому что они за эти деньги смогут            
построить себе нормальный дом, воспитать нормальных детей - комплексное         
решение проблемы. И поддержим малый бизнес одновременно тем, что дадим им       
возможность производить вот эти конструкторы для сборки домов, которые          
действительно стоят не очень дорого, они составят конкуренцию нашим             
крупнейшим застройщикам, которые вот эти скворечники налепили по всей стране.   
Едешь и видишь: раньше был нормальный посёлок с нормальными домами, а сейчас    
там многоквартирные дома поналепили. И проблемами ЖКХ теперь занимаются все     
кому не лень, а местная администрация через детей, сватьёв-братьёв обирает      
людей, наживаясь на проблемах ЖКХ. Поэтому давайте всё-таки с себя начнём и     
создадим нормальную структуру, примем нормальные законы, которые нашим          
гражданам интересны.                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Ну, вообще,      
Максим Станиславович перепутал, наверное: обсуждается на самом деле закон,      
внесённый депутатом фракции КПРФ Николаем Фёдоровичем Рябовым, а не ЛДПР. Это   
для начала.                                                                     
                                                                                
Второе. Я не помню ни одного закона, даже внесённого президентом или            
правительством, ну, кроме, конечно, Резника и Шаккума, которых здесь нет,       
который принимали бы в трёх чтениях без вопросов.                               
                                                                                
Но вернёмся к закону. Уважаемые коллеги, здесь и докладчик, и в вопросах        
Владимир Дмитриевич Улас заостряли ваше внимание на том, что сегодня мы -       
страна, имеющая самое большое количество чернозёмов, - имеем огромное           
количество голодных людей и больше половины продуктов питания непонятного       
качества завозим извне. Ну, НТВ пару месяцев каждый понедельник показывало      
нам качество продуктов, завозимых сюда.                                         
                                                                                
Ну в чём проблема? Вот посмотрите: председатель Комитета по аграрным вопросам   
уважаемый Денисов сидит здесь, но он не имеет никакого отношения к земельному   
законодательству, а Шаккум, которому по непонятным причинам передали этот       
вопрос, - его здесь нет никогда, кроме случаев, когда надо внести очередной     
антизакон по растранжириванию земель или по введению неразберихи. Почему?       
Потому что, если посмотреть декларации о доходах чиновников, депутатов "и       
пр., и др.," то вы увидите, что там есть владельцы - латифундисты, можно        
сказать, - земельных участков, которые не имеют никакого отношения к земле. В   
Соединённых Штатах Америки, на которые так любят ссылаться некоторые господа,   
если вы даже являетесь прямым наследником Рокфеллера или кого-то другого, вы    
никогда не вступите в наследство, чтобы владеть земельным участком, если вы     
не имеете аграрного образования, не имеете пяти лет стажа работы на земле и     
не сдадите экзамен специальной комиссии.                                        
                                                                                
А вы сейчас что делаете? Вот здесь, в зале, сидят несколько латифундистов -     
одни таможенниками были, другие ещё кем-то были. У вас в Подмосковье по 20      
тысяч гектаров земли, мы об этом знаем, но они же не обрабатываются!            
Понимаете, в чём проблема? И проблема-то заключается в том, что, Максим         
Станиславович, если у вас есть поправочки в закон, надо над этим работать. А    
"ля-ля" о том, что мы то хотим, сё хотим, это, может быть, внесём, - не         
разговор о законе. Давайте мы, как государственные мужи, примем вот этот        
закон. Да, он несовершенный, но давайте ко второму чтению внесём поправки.      
                                                                                
Сегодня войны почему происходят? Ливию разбомбили за наличие огромного          
количества разведанных запасов нефти и газа. При этом сегодня полтора           
миллиарда людей, по данным ФАО, голодает каждый день. И в ООН уже раздаются     
голоса о том, что, вообще-то, России не по праву принадлежит для 2 процентов    
столь большая территория, на которой 40 миллионов гектаров не обрабатывается.   
Это же что получается: полтора миллиарда голодают, и из ста сорока миллионов    
наших (или, говорят, сто тридцать миллионов) более половины впроголодь живут,   
а мы не обрабатываем землю. Почему? Потому что министры профильные не имеют     
никакого отношения к земле. Я не верю, что кто-то из вас хотел бы, чтобы вас    
оперировал агроном. Я с уважением отношусь к профессии агронома, но если он     
занимается хирургией - это неправильно. Я не думаю, что вы хотели бы, чтобы     
ваше сердце лечил зоотехник. Хотя зоотехник, наверное, больше понимает в        
кардиологии, чем кардиолог в земельных вопросах.                                
                                                                                
Мы считаем, что надо этот закон принять. Мы считаем, что надо ужесточить        
ответственность за халатное отношение к приобретённой земле. Вот лично у        
меня, не знаю, как у вас, у меня находится сто коллективных обращений из        
разных районов Ростовской области. Вот есть вопиющий факт: в администрации      
района подделан список собственников земельных паёв. Приношу прокурору,         
говорю, смотри: вот принесли тебе один, вот другой - привлеки! Год занимаются   
- не привлекают. Почему? Потому что сейчас пришло в Ростовскую область к нам    
московское правительство. Ну, пришли люди совершенно со стороны, такие же       
непрофессионалы, как и в федеральном правительстве, но к земле все хотят        
иметь отношение. Понимаете, в чём проблема? А земля - источник всех             
крестьянских войн. Вы посмотрите, в чём причина крестьянских войн Разина,       
Пугачёва, Болотникова и других, - именно в вопросах земельных. Поэтому мы       
убеждены, что если вы не прислушаетесь к здравому смыслу и не будете            
принимать законы, ограничивающие алчность в земельной сфере, то крестьянские    
войны... А вот на Кавказе?.. Там тоже стреляют, в том числе в связи вот с       
этими земельными вопросами - когда, скажем, в Кабардино-Балкарии была           
неправильная нарезка границ сельских поселений, когда залезли в родовые         
земли, которые столетиями принадлежали... Это тоже в том числе провоцирует      
стрельбу.                                                                       
                                                                                
Я вас призываю, уважаемые коллеги: давайте поддержим несовершенный закон        
Николая Фёдоровича, но ко второму чтению его доработаем и постараемся принять   
до конца этой сессии. Тогда мы внесём хотя бы малую толику в дело наведения     
порядка в земельных отношениях. В противном случае, я вам скажу, будет совсем   
другое законодательство, а не хотелось бы, чтобы оно рисовалось горячими        
стволами, - это неправильно. Мы хотим, чтобы в нашей стране всё-таки            
руководствуясь здравым смыслом наводили порядок и начинали пахать свою землю,   
потому что одно рабочее место в селе даёт ещё восемь рабочих мест. Вот если     
бы у нас премьер с президентом это понимали, тогда бы у нас и машиностроение    
работало, потому что нужны и плуг, и трактор, и сеялка, и веялка. Если          
машиностроение будет работать, тогда и металлурги будут не на внешний рынок     
за бесценок чушки вывозить, а будут делать... В три раза меньше стало сортов    
металлов у нас в стране!.. Тогда нам и уголь нужен будет, и шахты не будут      
закрываться, и не будут даром платить деньги бывшим шахтёрам в вообще           
обезлюдевших или спившихся городах. Тогда нам нужен будет и транспорт, потому   
что надо будет возить продукцию. Тогда нужны будут и лётчики, и водители        
автомобилей и других видов транспорта. Да и речной транспорт оживёт, который    
является самым дешёвым, но самым невостребованным и для которого надо будет     
строить новые суда.                                                             
                                                                                
Поэтому давайте поддержим законопроект Николая Фёдоровича, который является     
первой ступенькой к тому, о чём я сказал.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента не просит слова, представитель   
правительства также.                                                            
                                                                                
Николай Фёдорович Рябов, вы хотите выступить с заключительным словом? Нет.      
                                                                                
Валерий Викторович Панов тоже не настаивает. Выносим данный законопроект на     
"час голосования".                                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4835 по 4853 из 6610
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7            
Земельного кодекса Российской Федерации и статью 37 Градостроительного          
кодекса Российской Федерации". Кто за принятие данного законопроекта в первом   
чтении? Прошу определиться голосованием.                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              130 чел.28,9 %                                    
Проголосовало против            7 чел.1,6 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    137 чел.                                          
Не голосовало                 313 чел.69,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.