Заседание № 110
О проекте федерального закона № 297807-6 "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3-1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (в целях стимулирования реализации новых инвестиционных проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти; принят в первом чтении 2 июля 2013 года с наименованием "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3-1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, перед тем как предложить перейти к таблицам принятых и отклонённых поправок, они сформированы, я хочу сказать, что на самом деле это исторический закон, это закон, с принятием которого, я надеюсь, начинается переход нашей налоговой политики от исполняющей только фискальную функцию к исполняющей функцию стимулирующую. Мне кажется, это чрезвычайно важный закон - закон, которым наш парламент будет гордиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть замечания? Простите, прошу отменить голосование. Депутату Катасонову включите микрофон. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Коллеги, Сергей Евгеньевич, я прошу вынести поправки 2, 3, 9 и 10 на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1 без поправок 2, 3, 9 и 10. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 17 сек.) Проголосовало за 241 чел.53,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 242 чел. Не голосовало 208 чел.46,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Сергей Михайлович Катасонов. Поправка 2 или все вместе? КАТАСОНОВ С. М. Поправки 2 и 10. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 2 и 10. Пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Мы с вами сейчас, проголосовав, приняли поправкой 1 новую редакцию названия данного законопроекта. Поправка 2 формулирует другое название, а именно в нём не указана статья 25 - это та, что касается налога на прибыль, - поэтому мы не можем её принять, она не должна находиться в таблице принятых. Поправка 10 - аналогично: мы принимаем срок введения в действие по поправке 11, а в поправке 10 срок указан иной. Я предлагаю эти две поправки отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. В принципе очень сложно отвечать на вопрос, содержание которого трудно понять, но я попробую. Итак, уважаемые коллеги, в законопроекте говорится о том, что у нас есть нефть, которая сегодня уже не извлекается, потому что это трудно. Вот была лёгкая нефть, и не надо было ничего вкладывать: лопатой копнул - и вот она пошла, а когда надо вкладывать реальные, большие деньги, скважины бросают, оттуда уходят, мы все об этом говорили, это называется трудноизвлекаемыми запасами. Нам говорят, что будут потери бюджета, - вот вчера депутат Катасонов, например, выступая по телевидению, кричал о том, что это всё делается в интересах нефтяных компаний и будут потери бюджета, но потери бюджета связаны с тем, что скважины бросаются и больше ничего не извлекается, а этот законопроект позволяет решить эту проблему. А что касается того, что говорил сейчас депутат Катасонов, комитет это внимательно рассмотрел, так же, как и я сейчас, не нашёл в этом смысла и предлагает поправки принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 35 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 240 чел. Не голосовало 210 чел.46,7 % Результат: принято Поправка принимается. Ставлю на голосование поправку 10. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 58 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Поправка принимается. Сергей Михайлович Катасонов. Микрофон включите. КАТАСОНОВ С. М. Андрей Михайлович, вы отреагировали на то, что я ещё не сказал, - вот сейчас я буду говорить про поправки 3 и 9, а вы как раз об этом вели речь. Я-то о поправках 2 и 10 говорил - говорил, что есть противоречия: 2-я противоречит 1-й, а 10-я противоречит 11-й, и вместе они приняты не могут быть - там предлагаются разные сроки и разные названия закона. Очень трудно объяснять, когда вы не слышите своих коллег. Теперь в отношении тех поправок, которые я сейчас вынес, поправок 9 и 3. Вчера я не кричал, а как раз очень спокойно говорил о том, что если не будет налажен раздельный учёт, то мы не сможем определять, какая нефть была трудноизвлекаемой, а какая нет. Мы, кстати, при обсуждении законопроекта в первом чтении с правительством говорили о том, что, может быть, это будет не прямой, но в любом случае раздельный учёт. То, что вы сейчас поправкой вводите в статью 1, дословно читается таким образом: измерения будут проводиться четыре раза в месяц. Я думаю, что понятно совершенно, как будут проходить эти измерения. Мы до конца не можем сейчас точно измерить то, что производим, - учёт не налажен, а вы хотите дискретно мерить четыре раза в месяц. Ну давайте мы с вами тогда такие же требования предъявим населению, пусть они четыре раза в месяц проверяют показания по электричеству, газу, а мы по этим данным, очень честным - уверяю вас, многие наши жители намного честнее наших нефтяников, - будем потом рассчитывать расходы на коммунальные платежи. Моя принципиальная позиция по поправкам 9 и 3 заключается в том, что та концепция, которая была внесена правительством, а именно прямой раздельный учёт, должна быть сохранена, для того чтобы не было различных манипуляций с целью добавлять к объёмам трудноизвлекаемой нефти нефть с этих же месторождений. Поэтому я предлагаю проголосовать против данных поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Ещё раз повторяю: итак, 1-я поправка противоречит 10-й, 10-я противоречит 11-й, поэтому они противоречат друг другу - это логика?! А теперь мы переходим к тем поправкам, о которых мы сейчас говорим. Итак, учёт. Что такое учёт на скважине? Мы должны проверять постоянно, и для этого вводится этот специальный учёт, чтобы четыре раза в месяц проверять, что же всё-таки и как добывается. Хотел бы сказать, что перед тем как принимать это решение, мы не обсуждали вопрос, кто честнее - граждане, которым выставляют счета за электричество, или нефтяники. Строго говоря, я думаю, что это вопрос риторический, ответ на него и так все знают, но это не предмет данного закона. А суть состоит в том, что Леонид Яковлевич Симановский вместе с группой депутатов, налоговиков, экспертов всех компаний просто поехали посмотреть, как это происходит там, где этот учёт уже налажен. Специально поехала налоговая служба, повторяю, поехало правительство посмотреть, как всё налажено, и увидели, что обеспечивается абсолютно точный учёт. А эти поправки внесены были, чтобы ещё больше его усовершенствовать, это дополнительные обязательства, возложенные на нефтяные компании, а не избавление нефтяных компаний от обязательств. Ну что можно ещё сказать? Комитет предлагает поправки поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 02 сек.) Проголосовало за 241 чел.53,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 241 чел. Не голосовало 209 чел.46,4 % Результат: принято Поправка принимается. Ставлю на голосование поправку 9. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 25 сек.) Проголосовало за 234 чел.52,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 234 чел. Не голосовало 216 чел.48,0 % Результат: принято Поправка принимается. Есть ли вопросы и замечания по таблице поправок № 2? Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Прошу вынести из этой таблицы на отдельное голосование поправку 8. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2 без поправки 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 07 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Принимается. Сергей Михайлович Катасонов. Поправка 8. КАТАСОНОВ С. М. Андрей Михайлович, данной поправкой мною предлагалось убрать положение о том, что учёт начинается с 2016 года. Фактически поправкой 3, которую вы приняли сегодня, вы сформулировали новую статью, в которой данный срок вообще не оговаривается, и я так понимаю, что по отдельным статьям действие закона начинается с момента опубликования, а что касается налогов - с начала налогового периода, то есть фактически данная поправка учтена. Почему моя поправка попала в таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению, если она по сути учтена в поправках, которые рекомендованы к принятию? МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное. На самом деле, как вы помните, на заседании комитета вам предлагалось снять вашу поправку и присоединиться к авторам той поправки, о которой вы говорите, что она учтена, но вы отказались. А вот теперь мы объясним то, что вы предлагаете в этой поправке. Мы говорим о том, что трудноизвлекаемые запасы нефти - это проблема сегодняшнего дня, и надо сегодня усиливать контроль, но это не означает, что контроль будет неизменный: к 2016 году учёт должен быть не только раздельным, но и прямым, и все компании должны это сделать. Вы предлагаете эту норму исключить. Если вы считаете, что это та поправка, за которую голосовал комитет, я боюсь, что вы заблуждаетесь. Если ваша идея состоит в том, чтобы усилить контроль, тогда, я думаю, вы имели возможность присоединиться к авторам той поправки, которая это действительно делает, а если ваша идея - освободить нефтяников от контроля, то, может, не стоит прикрывать это красивыми словами? Комитет предлагает эту поправку отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование данную поправку, поправку 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 20 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3 % Результат: не принято Поправка отклонена. Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Спасибо огромное. Законопроект прошёл все необходимые согласования. Законопроект очень важный, он должен начать работать как можно быстрее, и мы предлагаем сегодня, в случае если законопроект будет проголосован во втором чтении, принять его и в третьем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
26-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3-1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 13 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 295 чел. Не голосовало 155 чел.34,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 41 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 297 чел. Не голосовало 153 чел.34,0 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 108
О проекте федерального закона № 297807-6 "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в целях стимулирования реализации новых инвестиционных проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
53-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства Сергея Дмитриевича Шаталова. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Правительство предлагает вашему вниманию законопроект, который предусматривает специальные налоговые условия для добычи так называемой трудноизвлекаемой нефти - нефти, которая относится к трудноизвлекаемым запасам. О чём идёт речь? При стандартном налоговом режиме, который действует сегодня у нас в отношении нефтедобычи, когда уплачиваются налог на добычу полезных ископаемых, стандартный налог на прибыль и экспортная пошлина при поставках нефти за пределы Российской Федерации, добыча некоторых видов нефти, запасы которой огромны (речь идет о миллиардах тонн), по-прежнему остаётся нерентабельной. Причём, как правило, эта нефть находится в регионах, где хорошо развита инфраструктура, где есть трубопроводы, например в Западной Сибири, тем не менее, если речь идёт о низкопроницаемых коллекторах, о небольшой толщине нефтяных пластов, если речь идёт о таких свитах, как баженовская и некоторые другие, то туда нефтяники просто не идут: отрицательный финансовый результат. Однако вовлечение в разработку этих дополнительных ресурсов, конечно же, государство очень интересует, и оно даёт возможность восполнить те потери, которые имеются в связи со снижением добычи в Западной Сибири. Для того чтобы решить эту задачу, правительство и предлагает данный законопроект. Он достаточно сложен, но если описать его в двух словах, то вводится новый объект разработки - залежь. Предполагается, что для залежей будет специальная сетка скважин, которая позволит учитывать всю ту нефть, которая добывается из так называемых трудноизвлекаемых запасов, и вводятся понижающие коэффициенты для низкопористых и немощных коллекторов плюс устанавливается нулевая ставка НДПИ для тех свит, которые аналогичны сланцевой нефти, для того чтобы можно было вовлечь эти ресурсы в разработку. Мы просим поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Леонида Яковлевича Симановского. СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сергей Дмитриевич вкратце изложил суть законопроекта, который предусматривает ввод дополнительных трудноизвлекаемых залежей в разработку. Эти изменения вносятся в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и направлены на стимулирование реализации новых инвестиционных проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти. К трудноизвлекаемым запасам относятся запасы месторождений и залежей, которые отличаются неблагоприятными для извлечения геологическими условиями залегания нефти или её физическими свойствами. Для добычи трудноизвлекаемых запасов требуются повышенные затраты финансовых, материальных и трудовых ресурсов, нетрадиционная технология, специальное несерийное оборудование, дефицитные реагенты и материалы. По экономическим критериям эффективности разработки трудоизвлекаемые запасы занимают промежуточное положение между нерентабельными и извлекаемыми запасами нефти. Сокращение запасов традиционной нефти вынуждает нефтяные компании обращаться к трудноизвлекаемым запасам. В целях повышения рентабельности их разработки правительством предложены меры, направленные на снижение налоговой нагрузки на добычу трудноизвлекаемой нефти. Проектом федерального закона предусмотрена дифференциация ставок налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от показателей проницаемости коллектора, степени выработанности месторождения и размера нефтенасыщенного пласта. В связи с этим вводятся дополнительные коэффициенты при расчёте ставки НДПИ: коэффициент Кд, характеризующий степень сложности добычи нефти, и коэффициент Кдв, характеризующий степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья. Правительством предлагается законодательная инициатива применять различные коэффициенты Кд к ставке НДПИ в зависимости от степени сложности добычи нефти: 0,2; 0,4; 0,8 или 1. Кроме того, проектом установлен коэффициент 0 при добыче нефти из залежи углеводородного сырья в пределах баженовских, абалакских, ходумских и доманиковских продуктивных отложений. По оценке Минэнерго, разработка трудноизвлекаемых запасов позволит увеличить добычу в течение десяти лет минимум на 200 миллионов тонн. Это существенное увеличение, учитывая, что в настоящее время объём добычи составляет порядка 520 миллионов тонн. Принимая во внимание направленность законопроекта на стимулирование и реализацию новых инвестиционных проектов разработки участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти, комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона. Учитывая, что работа комитета над этим законопроектом продолжалась длительное время и все вопросы согласованы с участниками рынка, мы предлагаем дать на поправки один день, для того чтобы в среду комитет подготовил этот законопроект ко второму чтению и в пятницу мы могли принять законопроект во втором и в третьем чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Леонид Яковлевич, вот я прочитал, что у нас сто пятьдесят тысяч брошенных низкодебитных скважин. Вопрос: скажите, пожалуйста, подпадают ли они под действие этого закона или он не распространяется на них? СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Говорят, что только в Ханты-Мансийском округе где-то тридцать тысяч неработающих скважин, называют разные цифры, но в принципе данный закон позволит частично эти скважины ввести в эксплуатацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарасюк Василий Михайлович. ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Дмитриевич, настоящий законопроект по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти, правильный, но у меня вопрос: какое министерство будет делать данные расчёты - Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство энергетики или Министерство финансов? Нигде ничего не сказано. Пожалуйста, ответьте. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос. Уважаемые коллеги, здесь речь идёт о том, что да, должны быть некоторые квалифицирующие признаки, на основании которых можно будет применять понижающие коэффициенты по налогу на добычу полезных ископаемых. О чём идёт речь? Если это свиты, по которым предполагается нулевая ставка, то в данных геологического баланса, который уже сегодня имеется, они поставлены на баланс именно в таком виде, соответственно, в этом случае льготы становятся возможными. Что касается низкопроницаемых коллекторов, где 2 милидарси или меньше, определяется толщина нефтеносного пласта, для того чтобы можно было применять понижающий коэффициент. Предполагается, что в этом случае будет разработана методика. А главными здесь будут являться Министерство природных ресурсов и экологии и Министерство энергетики. Министерство финансов тоже будет участвовать в подготовке этих методик, для того чтобы убедиться в том, что льготы предоставляются обоснованно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Дмитриевич, тема вполне понятна, необходимо как можно полнее извлекать те запасы, которые у нас сегодня имеются, вместе с тем остаётся следующий вопрос. У вас в законопроекте предусмотрено, что раздельный учёт по скважинам с трудноизвлекаемыми запасами допускается вводить только с 2016 года; более того, в заключении комитета по бюджету говорится о том, что эта мера даже излишняя. Какова позиция правительства - вы настаиваете на том, чтобы вёлся раздельный учёт по таким скважинам? И какая будет позиция при рассмотрении во втором чтении - будете ли вы настаивать на этом? ШАТАЛОВ С. Д. Я хотел бы сразу же сказать, что, конечно же, раздельный учёт той нефти, которая добывается из трудноизвлекаемых запасов, необходим. Мы понимаем, что на одном лицензионном участке может быть традиционная нефть, которая добывается обычным способом, и залежи, которые относятся к трудноизвлекаемым, и здесь нужно отделить ту нефть, которая добывается обычным способом, от той, которая добывается из трудноизвлекаемых запасов. Но мы готовы снять при подготовке ко второму чтению требование о прямом учёте, которое предполагает создание отдельной системы учёта, вместо этого будут прописаны требования к измерительной аппаратуре и другим параметрам, на основании которых мы можем достаточно чётко, с минимальными ошибками определить ту нефть, на которую распространяются льготы, и ту нефть, на которую они не распространяются. Такие поправки, которые будут представлены второму чтению, в принципе уже обсуждены, согласованы и с министерствами, и с нефтяниками, и комитет их поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Макаров Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Уважаемые коллеги, на самом деле этот законопроект, я думаю, имеет прорывное значение: впервые при его обсуждении нам не говорят о том, что это потери бюджета, впервые в аргументации правительства по налоговому закону те льготы, преференции, которые устанавливаются для того, чтобы освоить сложные участки, где требуются дополнительные расходы, не говорится о том, что это связано с потерями бюджета, и мне кажется, это тот новый подход, который должен быть использован в дальнейшем, и не только по трудноизвлекаемым запасам нефти. Хотелось бы сразу сказать, что законопроект детально проработан, детально, повторяю, и в этой связи фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полагает, что он должен быть принят в кратчайшие сроки, с тем чтобы уже в этом году компании могли построить свои планы для начала работы по трудноизвлекаемым запасам. Хочу напомнить, что по существу аналогичная позиция была у наших коллег, если такое слово применительно к Конгрессу Соединённых Штатов: двадцать лет тому назад они предусмотрели преференции для тех, кто добывает сланцевый газ и сланцевую нефть, - как мы видим сегодня, эти льготы вполне сработали. Мне очень хочется верить, что те преференции, которые мы сегодня устанавливаем, дают абсолютно новый импульс развитию нашей промышленности. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет настаивать на скорейшем принятии данного закона, а также на том, чтобы тот подход, который использован при подготовке этого закона, и дальше использовался при решении всех других вопросов, связанных с развитием нашей налоговой системы, которая наконец-то не на словах, а на деле переходит от фискальной функции к стимулирующей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грачёв Иван Дмитриевич, пожалуйста. ГРАЧЁВ И. Д. Спасибо. Уважаемые коллеги, от имени фракции и от имени Комитета по энергетике скажу, что мы единогласно поддерживаем законопроект, его концепцию. К хорошим, с моей точки зрения, очень точным выступлениям коллег Шаталова и Симановского я бы, наверное, три вещи добавил. Первая: когда мы говорим о затратах, понятно, что имеет место альтернатива, - при падающей добыче мы либо вкладываем очень большие, и в основном государственные, деньги на освоение чего-то нового на востоке и на севере, либо даём серьёзные налоговые преференции, достаточные для того, чтобы нарастить эту падающую добычу. Вторая вещь, на мой взгляд чрезвычайно важная: в данном законе Минфином предпринята попытка минимизировать субъективизм, то есть система коэффициентов всё-таки выглядит в значительной степени объективнее, здесь учитывается всё с точностью до изменения показателей. И третья вещь, не вполне на самом деле чёткая, - это то, что касается раздельного учёта, и, на мой взгляд, вряд ли можно за один день подготовить поправки, которые эффективно это решат. Но тем не менее мы поддерживаем законопроект в первом чтении, предлагаем его принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, никто не отрицает, что необходимо поддерживать нашего производителя и необходимо полнее извлекать богатства из наших недр, вопрос в другом: к сожалению, практика работы наших нефтяников свидетельствует как раз о другом их подходе. Я не говорю уже о том, что вообще у нас достаточно смутное представление о фактических объёмах, которые сегодня нефтяники добывают и поставляют в трубу, это условный учёт. Я посмотрел заключение комитета и послушал ответы представителя правительства - вот комитет считает излишним требование прямого раздельного учёта, считает, что не надо это ставить во главу угла при попытке привлечь нефтяников на эти территории. Уважаемый Андрей Михайлович, мы видим, в финансово-экономическом обосновании написано, что никаких расходов средств бюджета не предусмотрено, и говорить сегодня, что это всё замечательно, я думаю, смысла нет, потому что мы с вами их изначально, априори не рассматриваем. Но если мы не наладим раздельный учёт, то фактически, я вас уверяю, произойдёт то, что под эту гребёнку пойдут все скважины, которые находятся на месторождении. У нас есть опыт, лично я занимался этой проблемой многие годы, мы давали льготу нефтяникам, компании "ТНК - BP", для освоения новых скважин - я вам докладываю, что за пять лет мы не смогли от них добиться информации о том, в каких именно скважинах какой объём нефти добыт, чтобы налоги рассчитать с учётом именно этой льготы, то есть ничего не было представлено. Все эти компании находятся на учёте в Москве как крупные налогоплательщики и вообще ни с кем на уровне субъектов не беседуют. Я категорически не согласен с тем, что мы сегодня ставим задачу и неважно, будет учёт или нет, я считаю, что мы просто обязаны этот вопрос поставить во главу угла, если мы действительно хотим решить проблему с трудноизвлекаемыми запасами. Ведь фактически мы с вами что получим? Мы получим льготу на какую-то нефть. А задача-то другая! Если правительство отступит сегодня, Сергей Дмитриевич, от позиции, которая здесь записана, мы не достигнем того эффекта, который заявляется. И потом, вы меня простите, если нефтяникам трудно вести учёт, то как будут налоговики их проверять? Если сами нефтяники, которые считают, не могут это посчитать, то вы представьте контролирующий орган, который приходит, - он тем более ничего подсчитать не сможет, поэтому я считаю, что критерием должен быть раздельный учёт. И мне, конечно, не совсем понятно, почему на поправки дают один день; такое ощущение, что завтра у нас будет чрезвычайная ситуация какая-то. У нас есть порядок, и всё-таки надо было дать ну хотя бы десять дней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента желает выступить? Сергей Дмитриевич, хотите что-то сказать? Нет. Комитет? Нет. Выносится на "час голосования".
Пункт 53, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 34 сек.) Проголосовало за 433 чел.96,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.