Заседание № 14
09.12.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 29777-7 "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, и выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением функций по администрированию арбитража (третейского разбирательства)".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6177 по 6417 из 8879
Коллеги, переходим к 27-му пункту нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, и выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением функций по администрированию арбитража (третейского разбирательства)". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Ильи Вячеславовича Трунина. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вот так бывает, да. Хорошо, что в Думе трибуну, а то так и кабинет займут. Да, конкуренция. (Оживление в зале.) ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Я бы с удовольствием уступил, но Регламент есть Регламент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы так не говорите никогда, потому что если вам нравится работа, вы за неё должны держаться. Беспаловой она, скорее всего, интересна. ТРУНИН И. В. Я про доклад, а не про работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, про доклад?.. (Оживление в зале, смех.) Пожалуйста, Илья Вячеславович. ТРУНИН И. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Правительство внесло на рассмотрение Государственной Думы законопроект о внесении изменения в Налоговый кодекс, который призван содействовать развитию коммерческого арбитража (третейского суда) в Российской Федерации, и направлен на устранение правовой неопределённости при налогообложении его услуг налогом на добавленную стоимость. Сейчас налоговое законодательство не содержит положений, устанавливающих взимание НДС с суммы арбитражного сбора, и в некоторых случаях суды выносят решения о том, что эти услуги обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат. Чтобы однозначно закрепить освобождение от налогообложения этих услуг, правительство предлагает внести соответствующую норму в Налоговый кодекс. Что предлагается? Предлагается освободить от НДС услуги арбитража (третейского разбирательства), которые администрируются постоянно действующим арбитражным учреждением, а также выполнение этим учреждением функций по администрированию арбитража (третейского разбирательства). О каких функциях идёт речь? Это обеспечение процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведение делопроизводства, организация сбора и его распределение соответственно на функционирование этих учреждений. Таким образом, правительство предлагает, как я уже сказал, устранить имеющуюся неопределённость, однозначно закрепив отсутствие НДС в этих правоотношениях. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Марины Павловны Беспаловой, члена Комитета по бюджету и налогам. Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да нет, вы как раз правильно делаете (оживление в зале), политика - это конкуренция. БЕСПАЛОВА М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллеги, приношу извинения. ИЗ ЗАЛА. Из Ульяновска? БЕСПАЛОВА М. П. Ну да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Симбирск. БЕСПАЛОВА М. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается для рассмотрения в первом чтении проект федерального закона, которым предусмотрено освобождение от налогообложения НДС арбитража (третейского разбирательства). Данный законопроект устраняет неопределённость в отношении необходимости обложения НДС арбитража, то есть фактически приводит положение Налогового кодекса в соответствие со сложившейся судебной практикой по данному вопросу. Суды при принятии решений по вопросу налогообложения арбитражного сбора исходят из того, что указанный сбор не признаётся выручкой от реализации услуг и не подлежит обложению НДС, так как рассмотрение споров в третейском суде нельзя отнести к коммерческой деятельности, в том числе к возмездному оказанию услуг. Деятельность, осуществляемая третейским судом, по существу является судебной, а плата, взимаемая при подаче иска, - компенсацией расходов, связанных с осуществлением правосудия третейским судом. Профильным комитетом концепция законопроекта поддержана, поскольку его принятие в совокупности с Федеральным законом "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" будет способствовать развитию и повышению привлекательности, безусловно, имиджа института арбитража в Российской Федерации как для высококвалифицированных, профессиональных арбитров, так и для участников гражданского оборота, как правило, это средний, малый бизнес, индивидуальные предприниматели, потому что там рассматриваются в основном вопросы, касающиеся экономических споров. К законопроекту есть ряд замечаний профильного комитета и Правового управления Аппарата Государственной Думы, которые необходимо будет учесть ко второму чтению. Комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении. Прошу, уважаемые коллеги, поддержать предложение профильного Комитета по бюджету и налогам. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. Подготовиться Грищенко. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Илья Вячеславович, мы поняли идею законопроекта, но с учётом того, что всё-таки это документ, которым мы хотим правовую неопределённость ликвидировать, внутри самого документа тоже такой неопределённости быть не должно. Вот мне не ясно из документа, мы что хотим: льготировать, освободить, выделить категорию? Мы говорим об услугах или мы арбитраж как вид деятельности рассматриваем? Потому что там написано и то, и это. Суть-то понятна, но написать нужно юридически так, чтобы это действительно соответствовало Налоговому кодексу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ТРУНИН И. В. Спасибо большое за вопрос. Он очень подробно обсуждался на заседании комитета, Сергей Михайлович. Дело в том, что Налоговый кодекс оперирует такими понятиями, как товары, работы и услуги, но не всегда понятие услуг в гражданско-правовом смысле совпадает с понятием услуг в части налогообложения налогом на добавленную стоимость. Приведу простой пример: аренда по гражданскому законодательству услугой не является, а в соответствии с главой 21 Налогового кодекса не относится к товарам, следовательно, входит в группу работ и услуг. Соответственно, когда в правительстве рассматривался вопрос, как обеспечить результат, чтобы услуги или деятельность арбитража не подпадали ни при каких условиях под налогообложение налогом на добавленную стоимость, был выбран такой подход, при котором мы это включили в статью, где перечислены все освобождения, это 149-я статья, в качестве одного из пунктов, - туда входят и адвокаты, и прочие лица, услуги которых не облагаются налогом на добавленную стоимость. Считаем, что этот подход в целом правомерен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грищенко Олег Васильевич, пожалуйста. ГРИЩЕНКО О. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. Илья Вячеславович, вам вопрос. Третейские суды, как правило, работают при крупных корпорациях и рассматривают дела по спорам на крупные суммы, сборы, которые они получают, зачастую привязаны в процентном соотношении к сумме спора, при этом затраты, которые несут такие организации, невелики, по сути, это затраты на канцтовары и на оплату труда. Поэтому считаю, что ведётся достаточно прибыльная коммерческая деятельность, хотя вы сказали, что там нет коммерческой деятельности, ну и по поводу качества правосудия третейских судов тоже возникает много вопросов в обществе. Вопрос: стоит ли сейчас, при достаточно сложном бюджете, отказываться от этого источника доходов, давая преференции и без того небедным организациям? ТРУНИН И. В. Спасибо, Олег Васильевич. Я не буду комментировать качество работы третейских судов, поскольку это не является темой представленного законопроекта и не входит в сферу деятельности Министерства финансов. Скажу лишь, что сам базовый закон "О третейских судах...", на него есть ссылка в законопроекте, который по-новому регулирует их деятельность, был принят сравнительно недавно, 29 декабря 2015 года. Мы лишь предлагаем, и я об этом говорил в своём докладе, зафиксировать действующую судебную практику: когда суды выносят решения, налог не платится, и с этим, собственно, согласны правительство и председатель правительства, который поручил нам эту практику напрямую закрепить в кодексе. Поэтому мы считаем, что с точки зрения бюджета здесь нет абсолютно никаких потерь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Список покажите. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. Подготовиться Бикбаеву. КАТАСОНОВ С. М. Совершенно коротко, чтобы закончить дискуссию. Илья Вячеславович, в связи с вашим ответом у меня опять возник тот же вопрос, который и был. Значит, смотрите, у нас освобождаются от обложения НДС услуги, виды деятельности и так далее, а вы, когда сейчас перечисляли, назвали не виды деятельности, а категории лиц - вот арбитраж, адвокаты, - но они не освобождаются от налогообложения, они являются неплательщиками, поэтому, на мой взгляд, нам нужно здесь... Мы сегодня с утра начали комплексную работу над налоговой системой, вас просто не было с утра, а мы тут концептуально начали разбираться, готовиться к 2017 году, поэтому у нас именно с учётом этого предложение: если мы хотим наводить порядок в налоговой системе, то даже, казалось бы, точечное решение должно быть юридически выверенным, поэтому, если вы вносите изменения в эту статью, тогда, будьте добры, пишите перечень услуг, тогда нужно перечислять всё, что закреплено за третейским судом, и освобождать, а если вы вводите категорию, то это неплательщики. Вот так надо решать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Бикбаев Ильдар Зинурович. БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Конечно, очень важный вопрос, особенно для предпринимателей. Уже сложилась судебная практика, когда в среднем по региону рассматривается до тридцати дел в третейском суде, и все они, как правило, осуществляются без уплаты данного налога, который мы рассматриваем. Вообще, спор между предпринимателями рассматривает не организация, при которой создан третейский суд, а судья, а судьи назначаются спорящими сторонами, причём с той и с другой стороны, из числа лиц, которые не состоят в трудовых отношениях с данной организацией, не связаны с ней какими-либо договорами гражданско-правового характера. Таким образом, организация, при которой создан третейский суд, признаком самостоятельности для рассматриваемого вида деятельности не обладает. Конечно, есть замечания, о которых говорили, их вполне можно устранить в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению, и поэтому от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - а мы поддерживаем данный законопроект - я призываю всех наших коллег проголосовать за данный проект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будет ли докладчик выступать с заключительным словом? Нет. Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 27 нашей повестки. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 29 мин. 19 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Законопроект принят.