Заседание № 170

16.06.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 297687-5 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения понятия земельного участка, а также срока опубликования информации о проведении аукционов по продаже земельных участков для жилищного строительства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5266 по 5428 из 6386
Итак, пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный    
кодекс Российской Федерации". Представитель Пермского края Оганян согласен с    
рассмотрением законопроекта без своего участия. Доклад от Комитета по           
строительству и земельным отношениям делает Марсель Харисович Юсупов.           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЮСУПОВ М. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается       
ввести понятие "неделимый земельный участок", определить признаки делимости     
земельных участков. Так, к числу указанных признаков предлагается отнести       
соответствие параметров образуемых земельных участков градостроительному        
регламенту, вместе с тем градостроительный регламент распространяется не на     
все земельные участки и устанавливается не для всех категорий земель. Кроме     
того, не раскрывается содержание такого признака делимости, как обеспечение     
их условиями для функционирования в качестве самостоятельных объектов           
недвижимости. Это может привести к неоднозначному пониманию и применению норм   
на практике, что не может быть поддержано.                                      
                                                                                
Законопроектом также предлагается установить возможность объединения и          
перераспределения земельных участков, не имеющих общих границ, что              
противоречит принципам образования земельных участков указанными способами.     
                                                                                
На законопроект поступил отрицательный отзыв Правительства Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
Комитет рекомендует Государственной Думе не поддерживать законопроект и         
отклонить при рассмотрении в первом чтении.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Депутат Рохмистров.       
                                                                                
Пожалуйста, Максим Станиславович, ваш вопрос.                                   
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Собственно говоря, понятно, к кому вопрос, больше никого       
нет.                                                                            
                                                                                
У меня вопрос из жизненной практики. Вот существовал участок. После принятия    
закона № 53-ФЗ о разграничении федеральной собственности и собственности        
субъектов на территории этого земельного участка ровно посередине образовался   
объект федеральной собственности. Земля под ним была оформлена. Под             
эксплуатацию выделено полтора метра вокруг здания, а вокруг находится           
собственность субъекта. И вот это как раз к тому, что участки у нас все         
делимые: как хочешь, так и делай. И вот как в этой ситуации быть? Российская    
Федерация должна на вертолёте туда летать и стройматериалы для ремонта          
поставлять, потому что Москва не хочет, чтобы там объект федеральный            
ремонтировался. И вот у нас очень нехорошая ситуация складывается. Как вот из   
этой ситуации выходить? То есть... (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЮСУПОВ М. Х. Максим Станиславович, здесь я бы не хотел конкретно, наверное,     
именно этот пример рассматривать.                                               
                                                                                
В целом авторами законопроекта предлагается ввести понятие делимости, если      
при разделе могут быть созданы земельные участки, которые по своим параметрам   
соответствуют градостроительным нормам. Но вместе с тем в статье 133            
Гражданского кодекса уже существует понятие неделимой вещи, и в том числе       
неделимого участка, подразумевается, что называется неделимой вещью и           
неделимым участком, именно тот предмет, раздел которого невозможен без          
изменения его назначения. Соответственно, вот то, что касается вашего           
примера, наверное, можно отнести к этому положению.                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, больше нет вопросов, присаживайтесь.             
                                                                                
Настаивает на выступлении Рохмистров. Десять минут у него.                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. К сожалению, непонимание, вернее, нежелание отталкиваться от   
конкретных примеров, то есть решать конкретные вопросы, рассматривать           
конкретные ситуации, приводит к тому, что законы у нас сегодня работают         
достаточно плохо. Нежелание разрешать конкретные ситуации с земельными долями   
приводит к коррупции, к непонятным вообще вещам, к рейдерству и так далее, и    
так далее.                                                                      
                                                                                
Вот сегодняшний законопроект, может быть, не совсем полно написан, но он,       
конечно, отражает ту проблему, которая вытекает из конкретных житейских         
ситуаций, когда сталкиваются и с неделимыми, и с делимыми... И к сожалению,     
эту ситуацию на сегодняшний день комитет почему-то не хочет решать, он          
говорит: у нас всё хорошо, у нас Земельный кодекс очень хороший,                
совершенствовать не надо. Бесконечное количество судебных споров у нас идёт     
вокруг Земельного кодекса из-за тех его положений, которые написаны             
неоднозначно. Ну, ситуация доходит до смешного, я сам с этим сталкивался.       
Вот, например, правовое управление одной очень уважаемой федеральной            
организации решило выставить на аукцион земельный участок, который находится    
под зданием, а здание обременено. Вот они почему-то посчитали, что надо его     
выставить на аукцион. И, собственно говоря, тот, кто распоряжается объектом     
недвижимости, должен в этом аукционе на общих основаниях принимать участие.     
                                                                                
Ситуация, о которой я сказал, собственно говоря, не придумана. Там нет - вот    
специально для некоторых товарищей из "ЕДИНОЙ РОССИИ" говорю - интересов        
каких-то конкретных физических лиц, там есть интересы Российской Федерации и    
необходимость исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации, так   
как объект находится в федеральной собственности и нуждается в реконструкции    
в соответствии с этим распоряжением, а вокруг находится земля, принадлежащая    
городу Москве, которая обременена договором аренды земельного участка. Вот      
товарищ, который хочет там построить торговый центр и не хочет, чтобы           
восстанавливался объект федеральной собственности, не хочет пускать туда        
людей, которые будут заниматься восстановлением объекта федеральной             
собственности, и не пускает их. И ситуация патовая - на сегодня с помощью       
законодательных норм разрешить её практически невозможно, потому что есть       
интересант в лице субъекта, который хочет получить объект, который будет ему    
приносить дополнительные доходы в бюджет, есть интересы Российской Федерации,   
которая хотела бы, чтобы этот объект приносил доходы в федеральный бюджет, и    
есть конкретные интересанты со стороны коммерческих структур. В итоге из-за     
этой патовой ситуации страдают все, в первую очередь страдает и бюджет          
субъекта, потому что там ничего не делается, и бюджет Российской Федерации,     
потому что тоже ничего не делается. И таких ситуаций, наверное, по стране       
очень много.                                                                    
                                                                                
Наверное, всё-таки вопрос о том, каким образом должен формироваться земельный   
участок - у кого какие согласования надо получать, межевание и так далее, -     
требует детальной проработки. Потому что вот эти рассуждения о том, что у нас   
всё хорошо, давайте не будем этим заниматься, приводят к тому, что многие       
вопросы у нас подвисают, а когда ситуация действительно становится патовой -    
ни туда, ни сюда, то решить уже ничего невозможно.                              
                                                                                
Вот я считаю, что совершенствовать законодательство надо как раз исходя из      
конкретных ситуаций, и меня настораживает позиция комитета, который говорит:    
давайте не будем рассматривать конкретные ситуации, поверьте нам на слово,      
что у нас с законом всё хорошо. Не верим, фракция ЛДПР не верит в то, что у     
нас с Земельным кодексом всё хорошо. У нас слишком много неразрешимых проблем   
и отсылок к несуществующим и нормативным актам, и законам, и нормам права,      
которых нет. Поэтому хотелось бы ещё раз обратить внимание комитета на то,      
что этими проблемами надо заниматься, потому что на каждом заседании субъекты   
Российской Федерации, исходя из конкретных ситуаций, выходят к нам со своими    
законодательными инициативами, а мы их с упорством слепых отвергаем - мы не     
видим этих проблем. Это может плохо закончиться для каждого отдельно взятого    
депутата не далее как в 2012 году.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ровно пять минут, вот видите, класс, что         
называется, не пропьёшь.                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, больше никто не настаивает на выступлении? Нет. Могу я      
поставить на голосование законопроект? Ставлю на голосование проект             
федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской         
Федерации", первое чтение. Комитет против.                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за                4 чел.0,9%                                      
Проголосовало против            8 чел.1,8%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     12 чел.                                          
Не голосовало                 438 чел.97,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.