Заседание № 147
О проекте федерального закона № 297629-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в части, касающейся порядка оформления заграничных паспортов граждан Российской Федерации, включая несовершеннолетних лиц, а также оснований для временного ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации для несовершеннолетних граждан Российской Федерации в случае их выезда вместе с одним из родителей).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
22-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Докладывает Владимир Степанович Никитин. НИКИТИН В. С., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" вносится депутатами фракции КПРФ в целях уточнения порядка оформления и выдачи заграничных паспортов гражданам России и несовершеннолетним членам их семей для предотвращения незаконного вывоза несовершеннолетних детей с территории Союзного государства России и Беларуси родителями, ограниченными в родительских правах решением суда. Подчёркиваю: не лишёнными родительских прав, а ограниченными в родительских правах решением суда. Правоприменительная практика показала, что в действующем законе и в подзаконных актах есть серьёзные изъяны, которые не позволяют в полной мере реализовать положения части второй статьи 6 соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения на территории Союзного государства, определяющей, что компетентные органы стороны будут предпринимать меры к недопущению выезда в третьи государства граждан, в отношении которых действуют ограничения на выезд, установленные в соответствии с законодательством государства гражданства и (или) государства пребывания. Так, в число компетентных органов не включена Федеральная служба судебных приставов, обязанная осуществлять выполнение решений судов в отношении родителей, ограниченных в родительских правах, и на основании этого Министерство иностранных дел России официально отвечает, что согласование вопросов выдачи заграничных паспортов с Федеральной службой судебных приставов действующим законодательством не предусмотрено, поэтому, не обладая всей полнотой информации, выдаёт паспорт несовершеннолетнего члена семьи по заявлению родителя, ограниченного судом в родительских правах, его адвокату, а не лично заявителю, поскольку по статье 8 Федерального закона "О порядке выезда..." пропущено слово "лично". Пограничная служба России, осуществляющая паспортный контроль, официально отвечает, что не может зафиксировать выезд несовершеннолетнего с родителем, ограниченным в правах, если несовершеннолетний вывезен из Российской Федерации через территорию Республики Беларусь, с которой на сегодняшний день отсутствует соглашение о порядке обмена сведениями о гражданах, в отношении которых действуют ограничения на выезд. Для устранения данных пробелов в действующем федеральном законе авторы внесённого законопроекта предлагают следующее. В статью 8 указанного федерального закона предлагается ввести дополнительную норму, в соответствии с которой выдача заграничного паспорта производится во всех случаях должностными лицами всех компетентных органов лично гражданину Российской Федерации или его законному представителю в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В целях выявления обстоятельств, предусмотренных статьёй 15 настоящего федерального закона, которые могут повлечь временное ограничение прав гражданина на выезд из Российской Федерации и отказ в оформлении и выдаче паспорта, законопроектом предлагается всем государственным органам, осуществляющим оформление и выдачу паспортов, направлять запросы в другие компетентные органы - в МВД России, в ФСБ России, в Федеральную службу судебных приставов, в Следственный комитет Российской Федерации - в течение двух рабочих дней с даты принятия соответствующего заявления гражданина Российской Федерации, с тем чтобы обеспечить оперативный контроль за его выездом за границу и предупредить вывоз несовершеннолетнего гражданина России. Впервые в федеральном законе предлагается ввести нормы, которые содержат основания для временного ограничения на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации вместе с одним из родителей, в том числе с территории Республики Беларусь, компетентные органы которой будут осуществлять контроль за выездом в соответствии с соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об информационном обмене сведениями о гражданах Российской Федерации, в отношении которых действуют ограничения на выезд из Российской Федерации. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства не содержит нормы об обмене информацией о въезде и выезде граждан России вместе с несовершеннолетними детьми через территорию Республики Беларусь, поэтому в целях осуществления пограничного контроля за выездом граждан Российской Федерации с несовершеннолетними детьми за пределы территории Союзного государства через территорию Республики Беларусь предлагается заключить соглашение с Республикой Беларусь об информационном обмене сведениями о въезде и выезде граждан Российской Федерации из Республики Беларусь, в том числе граждан, в отношении которых действуют ограничения на выезд с территории Российской Федерации или Республики Беларусь. Также законопроектом предлагается внести в настоящий федеральный закон статью 15-1, в которой прописаны нормы, регулирующие порядок изъятия соответствующими федеральными органами исполнительной власти паспорта несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации из-за несогласия на его выезд из Российской Федерации одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей и передачи его в государственный орган ФМС или МИД России для хранения до истечения срока временного ограничения, установленного решением суда. Уважаемые коллеги, в отзывах профильного комитета и Правового управления Аппарата Госдумы отмечается, что предлагаемые нами изменения в действующий закон являются избыточными. Действительно, мы согласны с тем, что в отношении органов Федеральной миграционной службы всё прописано, но в законе есть и другой субъект, который выдаёт паспорта, - Министерство иностранных дел, и вот в отношении Министерства иностранных дел допущена неточная формулировка в законе, что позволяет судам и адвокатам толковать его по-своему. К сожалению, коллеги не заметили, что в части шестой статьи 8, определяющей порядок выдачи паспортов МИДом и его учреждениями, пропущено слово "лично", это первое. Второе. Коллеги в своих заключениях рассматривают только категорию родителей, лишённых родительских прав. Мы согласны с тем, что в законе в полной мере прописаны такие нормы, но мы говорим о родителях, частично ограниченных судом в родительских правах. Важно отметить, что, когда родители разводятся, в паспорте ставится только печать о разводе, а о том, с кем остался и у кого будет жить ребёнок, не ставится штамп ни в паспорте, ни в каком-либо другом документе. В результате несовершенства законодательства и нежелания приводить правовые нормы в соответствие с вызовами времени страдают наши граждане. Данный законопроект был внесён в связи с тем, что произошёл такой случай: несмотря на наличие решения одного из районных судов города Москвы о том, что ребёнок после развода родителей будет постоянно проживать вместе с отцом, мать ребёнка, не ставя в известность отца, вывезла десятилетнего сына в Швейцарию через территорию Республики Беларусь. Обращения отца ребёнка в МИД, МВД, ФМС, ФСБ России по данному случаю показали, что ни один компетентный орган страны не может обеспечить контроль за выездом граждан и их детей за пределы России в случае их выезда через территории стран СНГ, в том числе и через территорию Республики Беларусь. Ответы указанных компетентных органов, подтверждающие данный факт, имеются в распоряжении авторов законопроекта. Такая проблема существует, и её всё равно придётся решать. В заключении правительства отмечено, что заслуживает внимания предлагаемое нашим законопроектом дополнение федерального закона статьёй 15-1, определяющей обстоятельства для временного ограничения на вывоз из Российской Федерации несовершеннолетних граждан, в частности это наличие судебного решения о временном ограничении выезда из Российской Федерации несовершеннолетних граждан. Мы просим депутатов Государственной Думы данный проект закона поддержать, принять в первом чтении, с тем чтобы доработать его с учётом поправок ко второму чтению и в итоге обеспечить контроль за выездом российских граждан и их детей через территорию Республики Беларусь. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Степанович. С содокладом выступает Ризван Даниялович Курбанов. КУРБАНОВ Р. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Этот законопроект прошёл все необходимые законопроектные процедуры для его сегодняшнего рассмотрения. Мотивы внесения данной законодательной инициативы более чем подробно были изложены нашим коллегой Владимиром Степановичем. По результатам правовой и лингвистической экспертиз по законопроекту поступил ряд концептуальных замечаний. Законопроект также не поддерживается Правительством Российской Федерации. Наш комитет в своём заключении тоже очень подробно указывает на обстоятельства, не позволяющие признать законопроект обоснованным. Так, нормами федерального закона уже установлено, что выдача загранпаспорта производится лично гражданину Российской Федерации или его законному представителю, а определённые статьёй 10 федерального закона предельные сроки оформления заграничных паспортов и указанные в статье 15 федерального закона обстоятельства временного ограничения прав гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации исчерпывающим образом обеспечивают защиту прав граждан Российской Федерации от необоснованного временного ограничения прав на выезд из Российской Федерации и отказа в оформлении заграничного паспорта. Предлагаемые в статье 15-1 законопроекта дополнения федерального закона, определяющие обстоятельства временного ограничения прав на выезд из Российской Федерации несовершеннолетних граждан при наличии судебного решения о временном ограничении прав на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина, действительно заслуживают внимания. Вместе с тем законопроектом не определён порядок рассмотрения судом заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина. Иные положения, предлагаемые статьёй 15-1, поддержать не представляется возможным, поскольку в соответствии с семейным законодательством лица, лишённые родительских прав, не являются участниками правоотношений, подлежащих регулированию федеральным законом, а вопросы выезда российских граждан с территории Республики Беларусь регулируются статьёй 6 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории государств - участников Союзного государства от 24 января 2006 года, которое является составной частью правовой системы Российской Федерации. На основании изложенного наш комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ризван Даниялович. Есть ли вопросы, коллеги? Нет. Есть ли желающие выступить? Тоже нет. Выношу законопроект на "час голосования".
22-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 07 сек.) Проголосовало за 143 чел.31,8 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 145 чел. Не голосовало 305 чел.67,8 % Результат: не принято Отклонён.