Заседание № 252
12.09.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 297367-3 "О внесении дополнения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (о расширении круга лиц, имеющих право на исчисление трудовой пенсии с учетом повышенного соотношения заработков).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1812 по 2186 из 4822
Так, пункт 6: проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Пожалуйста, Анатолий Семёнович Иванов. ИВАНОВ А. С. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! В соответствии с абзацем 14 пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для некоторых категорий лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в повышенном размере, то есть с коэффициентом от 1,4 до 1,9. Эта правовая норма распространяется, во-первых, на женщин, родивших двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях; во-вторых, на мужчин по достижении возраста 55 лет и женщин по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно 25 и 20 лет; и в-третьих, на мужчин по достижении возраста 50 лет и женщин по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавших соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков и охотников-промысловиков. Названная категория лиц, если они проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, получает повышенную пенсию. В случае же выезда за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей повышенную пенсию получают только мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 календарных лет в приравненных к ним местностях. Если нераспространение правовой нормы о повышенной пенсии на оленеводов, рыбаков и охотников-промысловиков можно объяснить тем, что данная категория лиц относится к коренным жителям Севера, которые, как правило, не выезжают на постоянное место жительства за пределы Севера, то нераспространение этой нормы на женщин, родивших двух и более детей и проработавших 12 и 17 календарных лет соответственно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на мой взгляд, является пробелом в праве. Таким образом, принятие данного законопроекта должно привести к устранению пробелов в праве и защите интересов женщин, родивших двух и более детей и проработавших не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях и выехавших за пределы указанных районов и местностей. Эти женщины также должны получать, на мой взгляд, повышенную пенсию. Число их небольшое, что не должно привести к значительному увеличению расходов бюджета Пенсионного фонда. Прошу законопроект поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От Комитета по труду и социальной политике - Владимир Васильевич Басов. Пожалуйста. БАСОВ В. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги-депутаты! По проекту закона поступило двадцать три отзыва от субъектов права законодательной инициативы: семнадцать - положительных и без замечаний, шесть - отрицательных, сорок три отзыва - от высших исполнительных органов власти, из них двадцать восемь - положительных и девять - с замечаниями, двадцать два - отрицательных. Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока был назначен соисполнителем по данному законопроекту, и заключение комитета, если будут учтены замечания во втором чтении, положительное, предлагается принять этот законопроект. Заключение Комитета по труду и социальной политике отрицательное. Законопроект предложено не принимать, но в комитете голосование прошло: 10 голосов - за, 11 - против, то есть практически одним голосом был решен этот вопрос. Мое личное мнение и депутатов, которые голосовали за этот закон: все-таки закон хороший и его надо поддержать. Что касается мнения Правительства по этому вопросу, здесь требуются дополнительные затраты в размере 12 миллионов рублей и поэтому заключение отрицательное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оставайтесь на трибуне. Коллеги, будут ли вопросы к докладчикам? Пожалуйста, Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к Анатолию Семёновичу Иванову. Анатолий Семёнович, в случае принятия этого закона данная норма будет распространяться на тех, кто выходит на пенсию, или на тех, кто уже вышел, и будет ли перерасчет пенсий? Как? ИВАНОВ А. С. Да, по моему представлению, будет распространяться и на тех, кто уже вышел на пенсию, то есть должен быть перерасчет пенсий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, Воронцова Зоя Ивановна. ВОРОНЦОВА З. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос по уточнению финансово-экономического обоснования. На самом деле 12 миллионов требуется дополнительно или просто вы оговорились, потому что 12 миллионов что-то слишком мало? БАСОВ В. В. Нет, подождите, речь идет о двух тысячах женщин, которые, по справке Пенсионного фонда, попадают в эту категорию. И на то, чтобы ввести этот закон, требуется действительно 12, ну, может быть, 13 миллионов рублей в год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше вопросов нет? Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, мне кажется, что убеждать кого-то здесь не следует, потому что всё понятно. Просто мне хотелось бы еще раз подчеркнуть: мы долго всегда спорим, дебатируем здесь, в зале, о всех проблемах, а особенно много звучит эта тема с экранов телевизоров, когда начинается выборная кампания, - какая фракция, что и сколько сделала для людей. Вот сегодня у нас есть возможность доказать, что мы реально хотим сделать для нашего населения, особенно если это касается женщин и детей. Действительно, та норма, которую предлагает докладчик, восстановит справедливость, не совсем уж полную, но все-таки. У тех женщин, у кого двое и более детей... Они жили столько лет в условиях Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, сами там работали и детей растили! Я считаю, что это будет абсолютно справедливо, если мы этот закон поддержим. Поэтому я просила бы все центристские фракции поддержать закон. Они очень много говорят сегодня с экранов, что добиваются улучшения положения, условий жизни, я хотела бы, чтобы сегодняшнее голосование это подтвердило. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше желающих выступить нет? Есть. Я тогда прошу записаться, потому что аппетит приходит во время еды. Была одна рука - уже четыре. Запишитесь. Идет запись, не голосование. Покажите список. Так, пожалуйста, Пивненко Валентина Николаевна. ПИВНЕНКО В. Н. Комитет наш рассматривал этот законопроект, и, как сказал докладчик, мы его поддержали. Но я сегодня хотела бы обратиться к своим коллегам. Сегодня самая сложная демографическая ситуация как раз на Севере. И то, что этот закон хотя бы капельку поддержит женщин, будет способствовать тому, чтобы рожали и воспитывали детей... 12-13 миллионов в год - это совсем ничтожные деньги для федерального бюджета, но это знак того, что действительно демографическая политика может быть поправлена с помощью и таких мер. Я бы попросила поддержать закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Швец Любовь Никитична, пожалуйста. ШВЕЦ Л. Н. Я хочу всего лишь несколько слов сказать по поводу экономического обоснования и цены этого вопроса. 12 миллионов для бюджета федерального - это просто, ну, удивительная цифра, и говорить не приходится. Вот на днях обсуждался в подкомитете проект на 2004 год. Там уменьшена сумма по налогу на добавленную стоимость на 60 миллиардов. И представитель правительства заявил (я цитирую): на фоне налога на добавленную стоимость это мизерная сумма. Так что, если уж 12 миллионов на фоне 60 миллиардов можно назвать мизерной суммой, я прошу депутатов уж точно поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель правительства хотел бы высказаться? Галина Васильевна Паршенцева. Вы ее хорошо знаете. Пожалуйста, Галина Васильевна. ПАРШЕНЦЕВА Г. В., статс-секретарь - заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации. Уважаемые коллеги, конечно, непопулярно выступать в том пределе... о тех суммах, о которых мы говорим. Но я хочу поправить, во-первых: из федерального бюджета - 6,5 миллиона и из бюджета Пенсионного фонда - 12,5 миллиона. Но мне бы хотелось обратить внимание на тот момент, что женщины, родившие двоих детей и более и проработавшие в районах Крайнего Севера вот те сроки, о которых говорится, и ранее не пользовались этим правом, то есть и по старым законам, по которым ранее работала пенсионная схема, эти женщины не пользовались этим правом. И надо отметить, что здесь суть даже не в сумме, здесь нарушается концепция Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вот как раз статьи 30. Поэтому я хотела бы обратить ваше внимание на это. И если говорить опять об этих суммах сегодня, то хочу напомнить, что вот такие популистские законы вы представляете, уважаемые коллеги-депутаты, каждый день, там - 6, 12, 18 миллионов, и сумма в конечном итоге складывается огромная. Мы готовы с вами поработать вот в этом направлении с бюджетом 2004, 2005 годов. Но в данной ситуации здесь играет роль все-таки не сумма, а то, что нарушается концепция основного закона "О трудовых пенсиях...". Я бы очень хотела, чтобы вы как раз вот над этим моментом подумали, посмотрели и поддержали правительство. И прошу вас не поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента хотел бы высказаться? Нет. Пожалуйста, Анатолий Семёнович, заключительное слово. Иванову Анатолию Семёновичу включите микрофон. ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, как в заключении правительства на данный законопроект, так и в выступлении его представителя на сегодняшнем заседании не прозвучало сущностных мотивов о нецелесообразности установления предлагаемой мною правовой нормы. Мы услышали только то, что предусмотренная категория лиц не пользовалась правом на повышенную пенсию и до принятия нового пенсионного законодательства, а также то, что реализация законопроекта приведет к дополнительным расходам Пенсионного фонда. Другие мотивы против принятия законопроекта могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Да, предлагаемой для введения правовой нормы не было и до принятия нового пенсионного законодательства, но это не означает, что ее по этой причине не может быть никогда. Считаю, что отсутствие данной правовой нормы является пробелом в праве, а ее установление является устранением несправедливости в отношении указанной в законопроекте категории женщин. Что же касается увеличения расходов бюджета Пенсионного фонда, как здесь звучало, оно будет небольшое. Прошу законопроект поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, нельзя. Вы что, не знаете процедуру? Уже заключительное... Нет, не надо справок. Вы должны были записаться на выступление. От фракции вы сможете выступить по мотивам перед голосованием. Так, Владимир Васильевич, хотели бы выступить с заключительным словом? Нет. По мотивам голосования от фракции ЛДПР - Митрофанов. Пожалуйста, Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. Я считаю, что нужно поддержать этот закон. И стыдно просто обсуждать сумму в 12 миллионов здесь, в парламенте. Да, до этого вы заблокировали мое постановление, где речь шла о возвращении России долга в 2,7 миллиарда долларов от Ливии. Никого это не интересует, включая Правительство Российской Федерации, не пользуются историческим моментом, когда отменяются санкции, чтобы получить долг назад. Американцы воспользовались, французы всё свое взяли, так сказать, только русские ничего не взяли. И почти одновременно, через полчаса, - вдруг какой-то мелкий торг, так сказать, со стороны правительства. Мелкое правительство у нас. 12 миллионов - это сумма, которую любой средний бизнесмен завтра вам в сумке должен принести, понимаете? По свистку правительства, так сказать. Чего говорить об этих суммах? Я думаю, надо поддержать. И даже стыдно обсуждать. Я считаю, что подобного рода поправки должны проходить у нас в парламенте вообще почти без обсуждения. По мнению депутата... депутат с Севера имеет одну позицию, есть люди, которые другую позицию имеют. Но такие суммы, ну, стыдно обсуждать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, вы - за, фракция - за. МИТРОФАНОВ А. В. Конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Басыгысов Виталий Николаевич, вы от группы? Басыгысов, от группы, пожалуйста. БАСЫГЫСОВ В. Н., депутатская группа "Народный депутат". Сейчас говорилось о демографической ситуации вообще на Севере. Более миллиона человек уехали. Вообще на Севере иметь более двоих детей - это практически, будем говорить, героизм. И сегодня те женщины, которые находятся на Севере и в других местах вместе со своими мужьями, - это практически семейная вахта: все, кто там находится, добывают нефть, газ, золото, алмазы, это люди, которые находятся на семейной вахте на северных территориях для усиления экономической мощи Российской Федерации. Какая демографическая ситуация складывается на этих территориях, известно всем депутатам. И сегодня любая инициатива, которая исходит от депутатов Государственной Думы по отношению к северным территориям, например по отношению к женщинам, которые имеют двоих и более детей, со стороны Правительства Российской Федерации встречается в штыки, даже такая мизерная сумма в 12 миллионов рублей. Действительно, правильно говорят мои коллеги, вообще стыдно экономить 12 миллионов. Я прошу депутатов, своих коллег, поддержать жителей северных территорий, матерей, которые будут воспитывать двоих и более детей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Николаевич. Коллеги, обсуждение закона завершено... Представитель президента решил все-таки выступить. Александр Алексеевич Котенков, пожалуйста. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я попросил слова именно в связи с последними выступлениями от фракций, где всё время ссылка шла на то, что мизерная сумма, мизерная сумма, мизерная сумма. Уважаемые депутаты, если вы внимательно проанализируете программу законопроектной работы на эту сессию и посчитаете, сколько таких мизерных сумм по каждому закону набирается... Я вот только хочу обратить ваше внимание на сегодняшнюю повестку дня. Итак, вот первый пошел закон, о расширении круга лиц, - 18 миллионов, да. Дальше идут законопроекты о предоставлении права на получение двух пенсий, о предоставлении права на дополнительное материальное обеспечение матерям-героиням, о сохранении льгот по оплате жилья детям Героев Советского Союза, о предоставлении инвалидам первой группы вследствие военной травмы второй пенсии - трудовой пенсии по старости. Каждый из этих законов по сумме приблизительно такой же. Да, если отдельно их рассматривать, действительно невелика сумма. Но я напомню, что перед прошлыми выборами, в 1999 году, вот в этом зале нам удалось за один только день отклонить, добиться отклонения законопроектов на три годовых бюджета страны, и всё это складывалось из таких вот мизерных сумм. Да, конечно, если рассматривать отдельно взятую проблему, 18 миллионов - незначительная сумма, но за три месяца предвыборной кампании таких сумм наберется ровно на то, чтобы полностью рухнула экономическая система страны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении?.. От фракции? Фарида Исмагиловна, пожалуйста. (Выкрики из зала.) По мотивам. Гайнуллина Фарида Исмагиловна, пожалуйста, по мотивам. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Отечество - Единая Россия". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Просто к нам, центристам, было обращение, поэтому это заставляет меня обратиться и к вам тоже. Мы с самого начала заявили, что нет популизма в этой сессии. Это раз. Второе. Речь идет не о средствах даже - 12, 18 миллионов, которые потом складываются якобы в три бюджета страны, - а речь идет о так называемой, подчеркиваю, о так называемой социальной справедливости, потому что мы пытаемся сейчас детородную функцию оплатить размером трудовой пенсии. Пусть не в обиду будет сказано, но размер заработка на севере значительно выше. Мы уже с вами в первом чтении приняли: из размера этого заработка исчисляется трудовая пенсия. Мы с вами в первом чтении уже приняли и, надеюсь, это примем в ближайшее время - базовый размер пенсий для северян увеличится в два раза. Поэтому попытка сейчас две тысячи женщин противопоставить двум миллионам или двадцати миллионам женщин - это социально несправедливо. Поэтому наша фракция, центристы, имеется в виду "Единая Россия", не будут поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев, от фракции. Пожалуйста, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Наша фракция считает циничными такие заявления, когда, с одной стороны, идут заявления президента, премьера о колоссальном профиците бюджета - порядка 200 миллиардов рублей, с другой стороны, в президентских посланиях красной нитью идет обеспокоенность демографической ситуацией, с третьей стороны, представители власти и покрываемые ею олигархи покупают иностранные клубы более чем за 200 миллионов евро - и в этой ситуации для бедных, нищих, обездоленных считают колоссальной сумму в 12 миллионов. Я считаю, при всем уважении, что о таких суммах даже говорить стыдно в этом зале. Поэтому мы считаем, что надо поддержать этот закон и впредь не употреблять выражений, что вот такие законы составляют там треть бюджета. Бюджеты идут... Воровство при приватизации - вот там бюджеты надо искать, вот там надо проверять, на сколько выполнен закон и сколько оплачено законов. Я еще раз призываю всех поддержать этот закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Коллеги, все уже от фракций высказались. По ведению я после голосования вам дам выступить. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 43 сек.) Проголосовало за 193 чел. 42,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 193 чел. Не голосовало 257 чел. 57,1% Результат: не принято Законопроект не принимается. Так, Митрофанов, по ведению. Пожалуйста, Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. Я хочу Александру Алексеевичу сказать, потому что он насчитал там крупные суммы по 12 миллионов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, это не по ведению. МИТРОФАНОВ А. В. Не по ведению. Это же в связи с выступлением... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по ведению. Всё, Алексей Валентинович. Вы можете подойти к Александру Алексеевичу и сказать, а вы говорите камерам. (Выкрики из зала.)
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2438 по 2446 из 4822
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Любовь Никитична Швец, пожалуйста. ШВЕЦ Л. Н. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! По шестому вопросу я высказала свою поддержку, голосовала за. В результатах голосования стоит, что я как бы не участвовала в голосовании. Я прошу отразить в стенограмме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Учесть в стенограмме.