Заседание № 244

23.05.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 297261-3 "О внесении изменения в Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" (в части изменения названия дня воинской славы 23 февраля; внесен С. Н. Юшенковым в период исполнения полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5986 по 6213 из 6276
Пункты 28.1, 28.2, 28.3. Здесь один и тот же докладчик и содокладчик. Он        
выступает с докладами по всем трем законопроектам, и содоклады тоже его.        
                                                                                
Пожалуйста, Николай Максимович Безбородов.                                      
                                                                                
БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Представляемые вашему вниманию проекты федеральных        
законов (пункты 28.1, 28.2 и 28.3 повестки дня) альтернативные. Поскольку       
Комитет по обороне определил меня и докладчиком и содокладчиком, позвольте      
мне по всем трем законопроектам сделать сразу и доклады и содоклады.            
                                                                                
Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений   
в Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России", внесенный   
группой депутатов Государственной Думы. Законопроект предлагает изложить        
Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" в новой        
редакции. Данное предложение обусловлено следующими причинами.                  
                                                                                
Во-первых, необходимо уточнить датировку дней воинской славы России и           
привести ее в соответствие с принципом исторической хронологии, связанной с     
переходом с юлианского календаря на григорианский календарь (со старого стиля   
на новый). В действующей редакции имеются неточности.                           
                                                                                
Во-вторых, требуется привести редакцию названия дней воинской славы России в    
соответствие с историческими реалиями и устоявшимися в исторической науке       
наименованиями боев и сражений.                                                 
                                                                                
В-третьих, предлагается исключить некоторые дни воинской славы, которые не      
вполне обоснованно включены в действующую редакцию федерального закона.         
                                                                                
В-четвертых, предлагается включить в новую редакцию Федерального закона "О      
днях воинской славы (победных днях) России" перечень целого ряда незаслуженно   
обойденных вниманием важных с исторической и военно-патриотической точки        
зрения военных событий. Памяти заслуживают не только эти дни славной победы     
русского оружия, но и иные события, когда российские воины и полководцы         
продемонстрировали мужество, героизм, талант. Именно на таких примерах          
необходимо воспитывать молодое поколение военнослужащих Вооруженных Сил         
Российской Федерации. Необходимо повышать уровень патриотического и             
военно-патриотического воспитания в свете концепции патриотического             
воспитания граждан Российской Федерации от 16 февраля 2001 года.                
                                                                                
Авторы законопроекта предлагают дополнительно включить в закон десять дней      
воинской славы и воинской доблести России. Дополнение и изменение по составу    
дней воинской славы и воинской доблести России, которые содержатся в            
законопроекте, - это только наше предложение и это, конечно же, подлежит        
обсуждению и, возможно, изменению ко второму чтению.                            
                                                                                
Далее. Поскольку статья 2 "Формы увековечивания памяти воинов России"           
Федерального закона "О днях воинского славы (победных днях) России" почти       
дословно повторяет аналогичную статью федерального закона об увековечении       
памяти защитников Отечества, ее предлагается исключить. Кроме того,             
предложена новая редакция статей, определяющих организацию проведения дней      
воинской славы и их финансирование. Предлагается установить, что проведение     
дней воинской славы и воинской доблести России организует Правительство         
Российской Федерации в соответствии с решениями Президента Российской           
Федерации на основании планов и программ военно-исторической работы.            
Мероприятия могут проводить также субъекты Российской Федерации, органы         
местного самоуправления, организации и граждане. При этом все они               
самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий по организации           
празднования дней воинской славы и воинской доблести России, осуществляемых     
по их решениям.                                                                 
                                                                                
Практически во всех поступивших в Комитет по обороне отзывах субъектов          
Российской Федерации - а их около шестидесяти - проект федерального закона,     
внесенный группой депутатов, поддерживается. Правительство Российской           
Федерации в официальном заключении от 5 мая сего года высказалось против        
принятия законопроекта. Основания следующие. Правительство Российской           
Федерации не согласно с включением в закон некоторых дней воинской славы и      
воинской доблести России. Это следующие дни: 11 ноября 1480 года - День         
окончательного свержения монголо-татарского ига; 1 августа 1770 года - День     
победы русской армии под командованием Румянцева над турецкой армией в          
сражении на реке Кагул; 27 мая 1905 года - День начала героического сражения    
русской эскадры с японским флотом при Цусиме. Авторы законопроекта и Комитет    
по обороне полагают, что эти замечания заслуживают внимания. Они должны быть    
обсуждены и вполне могут быть реализованы при подготовке законопроекта ко       
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Второе. Правительство Российской Федерации указывает на необходимость учета     
статьи 83 Бюджетного кодекса, согласно которой финансирование новых видов       
расходов бюджета может осуществляться только с начала очередного финансового    
года либо в текущем году после внесения изменений в закон о бюджете текущего    
года. Авторы законопроекта и Комитет по обороне полностью разделяют указанную   
позицию и готовы учесть ее при подготовке законопроекта ко второму чтению.      
                                                                                
И третье. Правительство Российской Федерации высказало также замечания          
редакционного характера, которые не являются препятствием для принятия          
законопроекта в первом чтении и будут проработаны совместно с Правовым          
управлением Аппарата Государственной Думы при подготовке законопроекта ко       
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Комитет по обороне рекомендует принять законопроект в первом чтении...          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой?                                                    
                                                                                
БЕЗБОРОДОВ Н. М. Первый.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Первый.                                                   
                                                                                
БЕЗБОРОДОВ Н. М. По первому законопроекту доклад закончен. Разрешите, по двум   
законам еще?..                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас времени очень мало, Николай Максимович.             
                                                                                
БЕЗБОРОДОВ Н. М. Я понял.                                                       
                                                                                
Следующий законопроект - "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона   
"О днях воинской славы (победных днях) России" - внесен депутатом               
Государственной Думы Анатолием Алексеевичем Никитиным. Основная цель -          
приведение датировки дней воинской славы России в соответствие с общепринятой   
в научном мире хронологией, учитывающей переход с юлианского на григорианский   
календарь. И Комитет по обороне поддерживает, и Правительство Российской        
Федерации дает по этому законопроекту положительный отзыв. По второму           
законопроекту доклад окончил.                                                   
                                                                                
И по третьему, последнему. Проект федерального закона "О внесении изменения в   
Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" был внесен     
депутатом Государственной Думы Сергеем Николаевичем Юшенковым. Законопроект     
предусматривает изменение редакции названия дня воинской славы России 23        
февраля. В действующей редакции Федерального закона "О днях воинской            
славы..." он назван как День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками    
Германии (1918 год) - День защитников Отечества. Сергей Николаевич предлагал    
- и Комитет по обороне полностью его поддерживает - 23 февраля считать Днем     
защитников Отечества, поскольку действительно некорректно звучит то, что 23     
февраля 1918 года Красная Армия одержала над кайзеровскими войсками победу.     
Это, к сожалению, исторически не подтверждается.                                
                                                                                
Практически во всех поступивших в Комитет по обороне отзывах субъектов          
Российской Федерации законопроект рекомендован к принятию. Правительство        
Российской Федерации законопроект Сергея Николаевича Юшенкова не поддерживает   
и указывает на несоответствие названия дня воинской славы преамбуле             
соответствующего закона. Однако в этой связи не вполне ясен вывод -             
настаивает ли Правительство Российской Федерации на необходимости сохранения    
нынешней редакции названия дня воинской славы России 23 февраля, или же         
Правительство Российской Федерации готово пойти дальше автора законопроекта и   
полагает необходимым вообще исключить день воинской славы из текста             
федерального закона?                                                            
                                                                                
Комитет по обороне поддерживает законопроект и предлагает его к принятию.       
                                                                                
Уважаемые депутаты, вам представлены все три законопроекта, все они             
рекомендованы комитетом к принятию. Законопроекты являются альтернативными      
лишь по формальным признакам и не противоречат друг другу. Более того,          
законопроекты депутата Государственной Думы Анатолия Алексеевича Никитина и     
депутата Государственной Думы Сергея Николаевича Юшенкова предлагают            
изменения по разным положениям федерального закона. В силу изложенного и по     
согласованию с депутатом Никитиным Комитет по обороне предлагает следующий      
порядок голосования по указанным законопроектам. Рейтинговое голосование не     
проводить, первым поставить на голосование проект федерального закона группы    
депутатов. В случае его принятия последовательно отклонить два других. Если     
же законопроект группы депутатов не проходит, не наберет необходимого для       
принятия числа голосов, Комитет по обороне предлагает отдельно проголосовать    
проекты федеральных законов, внесенные депутатами Никитиным и Юшенковым, и      
принять их в первом чтении.                                                     
                                                                                
Доклад окончен. Спасибо за внимание.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я думаю, всё ясно. Всё подробно он     
рассказал, так. Я так понимаю, ни вопросов, ни выступающих нет. У               
Правительства и Президента позиция понятна. Понятна позиция ваша.               
                                                                                
Пожалуйста, представитель Правительства.                                        
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Мы действительно давали те самые оценки рассматриваемым           
законопроектам, как они прозвучали и в докладе комитета, но мы не понимаем,     
зачем же ломать процедуру голосования. Законопроекты рассматривались как        
альтернативные, они как альтернативные включались в порядок работы              
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Пожалуйста, Ковалёв.                              
                                                                                
Ковалёву включите микрофон.                                                     
                                                                                
КОВАЛЁВ О. И. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Мы должны строго   
следовать процедуре: у нас в порядке работы законопроекты стоят как             
альтернативные, мы голосуем закрыто все три, а потом по набравшему наибольшее   
количество, если он не набрал 226 голосов, уже голосуем за принятие.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте согласимся с таким решением. Уважаемые коллеги,   
прошу приготовиться к голосованию. Уважаемые коллеги, пункт 28.1. Кто за то,    
чтобы принять данный законопроект в первом чтении?                              
                                                                                
Включите режим голосования. И не показывайте пока результаты. (Идет             
рейтинговое голосование.)                                                       
                                                                                
Законопроект под пунктом 28.2. Кто за то, чтобы принять данный законопроект?    
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Это проект, где докладчик Анатолий Алексеевич Никитин. Ну, всё ясно мне,        
визуально ясно мне всё, по движению, которое есть. (Идет рейтинговое            
голосование.)                                                                   
                                                                                
Законопроект под пунктом 28.3. Кто за то, чтобы принять данный законопроект?    
Я думаю, можно не показывать нам результат, нам он ясен. (Идет рейтинговое      
голосование.)                                                                   
                                                                                
Покажите результаты голосования по первому законопроекту, пункт 28.1.           
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 51 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              138 чел.             30,7%                        
Проголосовало против            8 чел.              1,8%                        
Воздержалось                    4 чел.              0,9%                        
Голосовало                    150 чел.                                          
Не голосовало                 300 чел.             66,7%                        
                                                                                
Ясно.                                                                           
                                                                                
Пункт 28.2.                                                                     
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 51 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              357 чел.             79,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.             20,7%                        
                                                                                
357. Ясно.                                                                      
                                                                                
И пункт 28.3.                                                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за               40 чел.              8,9%                        
Проголосовало против           29 чел.              6,4%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                     71 чел.                                          
Не голосовало                 379 чел.             84,2%                        
                                                                                
Ясно. Принят законопроект под пунктом 28.2.