Заседание № 184

06.10.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 297092-4 "О внесении изменений в статьи 1, 4 и 19-1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (об установлении для территорий городских округов максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5761 по 5999 из 6997
Уважаемые коллеги, вот как раз тот случай, когда представитель                  
Государственного Совета Республики Коми Белла Леонидовна Забровская готова      
докладывать законопроект. Он называется так: "О внесении изменений в статьи     
1, 4 и 19-1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного        
назначения". Пожалуйста, Белла Леонидовна, на трибуну.                          
                                                                                
ЗАБРОВСКАЯ Б. Л., представитель Государственного Совета Республики Коми.        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я бы хотела огласить позицию     
Государственного Совета Республики Коми в обоснование концепции обсуждаемого    
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Одним из вопросов, регулируемых Федеральным законом "Об общих принципах         
организации местного самоуправления в Российской Федерации", является вопрос    
установления территориальных принципов организации местного самоуправления. С   
точки зрения норм земельного законодательства (Земельного кодекса Российской    
Федерации, федеральных законов "Об обороте земель сельскохозяйственного         
назначения", "О переводе земель или земельных участков из одной категории в     
другую" и так далее) земельные участки учитываются в качестве определённой      
территории.                                                                     
                                                                                
Изменения, которые предлагается внести в Федеральный закон "Об обороте земель   
сельскохозяйственного назначения", касаются установления в соответствии с       
законом субъекта Российской Федерации максимального размера общей площади       
сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории городского округа,     
которые могут находиться в собственности одного гражданина или одного           
юридического лица. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 указанного выше          
федерального закона субъекты Российской Федерации вправе устанавливать          
максимальные размеры земель сельскохозяйственного назначения на территории      
муниципального района.                                                          
                                                                                
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих   
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее    
- федеральный закон номер 131) понятие "муниципальный район" означает           
(цитирую закон) "несколько поселений или поселений и межселенных территорий,    
объединённых общей территорией". Обращаем внимание на то, что территория        
муниципального района согласно данному определению может состоять в том числе   
из нескольких поселений.                                                        
                                                                                
Согласно абзацу шестому части 1 статьи 2 федерального закона номер 131          
понятие "городской округ" определено как (опять же цитирую закон) "городское    
поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного   
самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных        
настоящим федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов   
местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные   
государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления        
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации".               
                                                                                
Далее (опять цитирую закон): "...в состав территории городского поселения       
могут входить один город или один посёлок, а также в соответствии с             
генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для         
развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, включая            
территории посёлков и сельских населённых пунктов, не являющихся                
муниципальными образованиями".                                                  
                                                                                
В состав территории поселения, будь то городское или сельское поселение,        
согласно пункту 4 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах     
организации местного самоуправления в Российской Федерации" (опять цитирую      
закон) "входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения".   
                                                                                
Сравнив состав территории муниципального района, состоящего из нескольких       
поселений, и состав территории городского поселения, городского округа,         
следует сделать вывод, что законодательство не содержит различий в              
организации территориального устройства указанных муниципальных образований.    
                                                                                
В перечень вопросов местного значения муниципального района входят вопросы      
создания условий для развития сельскохозяйственного производства в              
поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и            
продовольствия.                                                                 
                                                                                
В перечень вопросов местного значения городского округа кроме вопросов          
местного значения муниципального района (абзац шестой части 1 статьи 2          
федерального закона 131), в том числе перечисленных выше, входят также          
вопросы по созданию условий для расширения рынка сельскохозяйственной           
продукции, сырья и продовольствия, содействия развитию малого                   
предпринимательства, что соответствует направлениям использования земель        
сельскохозяйственного назначения, предусмотренным статьёй 77 Земельного         
кодекса, а именно земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться   
для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений,   
научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным       
производством целей. В соответствии с существующей практикой на территории      
городских округов, которыми являются столицы республик и другие                 
административные центры субъектов Российской Федерации, действуют предприятия   
по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции,         
пригородные агрокомплексы.                                                      
                                                                                
Таким образом, считаем, что в действующей редакции Федерального закона "Об      
обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержится пробел в            
отношении полномочий органов местного самоуправления городских округов по       
предоставлению земельных участков из состава земель сельскохозяйственного       
назначения.                                                                     
                                                                                
Учитывая, что федеральный закон номер 131 принят 6 октября 2003 года, позже     
Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения",       
который принят в 2002 году, нормы последнего, касающиеся полномочий городских   
округов, должны быть приведены в соответствие с федеральным законом номер       
131. Правовая ситуация, сложившаяся в настоящее время, лишает органы местного   
самоуправления городских округов возможности осуществлять предоставленные       
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации" полномочия в сфере развития сельского хозяйства на их     
территории.                                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, учитывая отрицательные заключения правительства и           
комитета, можно предполагать, что законопроект не получит поддержки. Но я       
обращаю ваше внимание на то, что Государственный Совет Республики Коми вот      
буквально в течение лета получил официальные отзывы с поддержкой данного        
законопроекта почти от всех субъектов России - Краснодарского края,             
Дагестана, Астраханской и Оренбургской областей, Карелии и Ленинградской        
области, Владимирской, Курганской, Калужской, Пензенской, Брянской,             
Московской, Сахалинской и Камчатской областей, Чувашии, Калмыкии, Саха          
(Якутии), Осетии... - я могу продолжить. Многие из вас являются                 
представителями этих регионов, поэтому у меня убедительная просьба записать в   
решении - если вы, конечно, не примете данный законопроект - по данному         
вопросу следующий пункт: поручить Комитету по вопросам местного                 
самоуправления и Комитету по аграрным вопросам или Правительству Российской     
Федерации - это вариант - поработать над приведением федерального закона №      
131-ФЗ в соответствие с Федеральным законом "Об обороте земель                  
сельскохозяйственного назначения" в части полномочий городского округа.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемая Белла Леонидовна, как правило, мы так не        
делаем, поскольку у нас такое решение не подготовлено, этого нет в проекте      
постановления, но я думаю, что под стенограмму ваше предложение принято,        
представители двух комитетов его слышат, и считайте, что такое поручение        
существует. Пожалуйста, присаживайтесь.                                         
                                                                                
Слово для содоклада - члену Комитету по аграрным вопросам Тяну Любомиру         
Индековичу.                                                                     
                                                                                
ТЯН Л. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Докладчик настолько    
убедительно изложила суть вопроса, что лично я, наверное, поддержал бы эту      
инициативу, но я вынужден довести до вас решение аграрного комитета.            
                                                                                
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам внимательно рассмотрел        
внесённый законопроект и принял решение рекомендовать Государственной Думе      
отклонить в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в    
статьи 1, 4 и 19-1 Федерального закона "Об обороте земель                       
сельскохозяйственного назначения", внесённый Государственным Советом            
Республики Коми. Есть официальный отзыв Правительства Российской Федерации,     
которое также не поддерживает данный законопроект.                              
                                                                                
Доклад окончен, спасибо.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Любомир Индекович.               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть.                     
                                                                                
Депутат Глотов, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Олег Викторович, я ничего не понял: а где же мотивы, по которым    
отклоняется этот законопроект? Объясните тогда, почему эта законодательная      
инициатива субъекта Российской Федерации не поддерживается. Пусть толком        
кто-то...                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я не представитель комитета.                              
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Нет, пусть кто-то толком от комитета выступит и скажет: первое,    
второе, третье, пятое, десятое... Почему мы должны отклонять этот               
законопроект? Это те проблемы, которые есть в городах и в муниципальных         
образованиях, давайте разбираться!                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Готов ответить на этот вопрос депутат Гончар, хотя он     
не является членом аграрного комитета. Пожалуйста.                              
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, во-первых, внятно и чётко представителем        
аграрного комитета мотивация была доложена. Вне всякого сомнения, эта           
проблема есть, и ею - а проблема называется "земельный вопрос и органы          
местного самоуправления" - нужно заниматься, не выдергивая кусочек общей        
проблемы, а, очевидно, придётся думать о том, чтобы внести соответствующие      
изменения в Земельный кодекс. Я думаю, что коллега, докладывавшая сейчас по     
данному вопросу, тоже согласится с тем, что тот законопроект, который внесли,   
- а мы обсуждаем именно этот текст - конечно, паллиатив и проблемы в целом не   
решает.                                                                         
                                                                                
Понимая важность проблемы и то, что сказал председательствующий, Олег           
Викторович Морозов, мы и даём поручение комитету подготовить серьёзный          
комплекс правовых вопросов и, может быть, провести парламентские слушания.      
Проблему решать нужно, предложение, которое обсуждаем сегодня, принимать        
нельзя.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, уважаемый Николай Николаевич.                    
                                                                                
Я думаю, достаточно, Алексей Иванович, понятна позиция. У вас другая точка      
зрения? Ну, подождите секундочку.                                               
                                                                                
Я буду считать, что палата своим обсуждением дала поручение двум комитетам -    
Комитету по вопросам местного самоуправления и Комитету по аграрным вопросам    
- проработать всю проблематику, связанную с размерами общей площади             
сельхозугодий, которые могут находиться в собственности одного гражданина или   
юридического лица.                                                              
                                                                                
И по мотивам голосования слово депутату Плескачевскому. Пожалуйста.             
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по              
собственности, фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вот вам очередной пример:         
Комитет по собственности занимается вопросами земельных отношений, в первую     
очередь земель поселений, а Совет Думы по каким-то причинам этот законопроект   
не распределил в наш комитет - им занимались Комитет по вопросам местного       
самоуправления и комитет по аграрной политике, - но именно в Земельном          
кодексе, как совершенно точно сказал Николай Николаевич, все эти отношения      
сосредоточены.                                                                  
                                                                                
Кроме того, я обращаюсь и к авторам законопроекта: посмотрите материалы         
комитета, мы провели в прошлом году большие слушания в Московской области по    
проблемам муниципальной реформы и земельной реформы, может быть, там вы         
найдёте много близкого для себя. И может быть, мы могли бы синхронизировать     
своё отношение к этой проблеме. Кроме того, предлагаю, если уж такая группа     
будет создаваться, ещё раз не забыть про Комитет по собственности.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Инициатива наказуема, поэтому предлагаю к этому           
поручению добавить Комитет по собственности и представить в течение месяца      
предложения палате. Нет возражений, коллеги? Нет.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставлю на голосование конкретный законопроект, который, к    
сожалению, видимо, поддерживать нельзя, учитывая точку зрения комитета. Это     
проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1, 4 и 19-1           
Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки? Нет.                                                          
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за               69 чел.15,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     69 чел.                                          
Не голосовало                 381 чел.84,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.