Заседание № 119
О проекте федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств". Игорь Борисович Дивинский, пожалуйста. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект внесён Правительством Российской Федерации и направлен на предотвращение хищений с банковских счетов организаций, граждан посредством использования банковских карт через Интернет и мобильные устройства. Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы и согласования. Прошу проголосовать за принятие законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 04 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 116
О проекте федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств" (принят в первом чтении 17 января 2018 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств". Игорь Борисович Дивинский, пожалуйста. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на противодействие хищениям со счетов клиентов банков, в том числе с использованием банковских карт и электронных средств платежа. Всего к законопроекту поступило пять поправок, все пять комитет рекомендует к принятию. Законопроект подготовлен к принятию во втором чтении. Прошу проголосовать за таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 39 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 04 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 92
О проекте федерального закона № 296412-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)". Доклад Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста, Алексей Владимирович. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, направленный на исключение возможности хищения денежных средств с платёжных инструментов граждан. Законопроект предполагает введение превентивных мер, связанных с возможностью банка блокировать операции, которые могут быть расценены как подозрительные или мошеннические, таким образом, чтобы не дать мошенникам получить деньги, а не искать их потом и возвращать деньги. В случае если совершается операция, которая кажется мошеннической, банк имеет право приостановить выполнение данной операции на срок до двух суток. Такие операции могут быть двух видов. Первый - операции, имеющие обязательные признаки, которые определены Центральным банком, чтобы банк признал их мошенническими; в этом случае банк будет обязан приостановить проведение такой операции. И второй - операции, признанные мошенническими при выявлении дополнительных признаков, которые банк сам разработал; в этом случае банк будет иметь право приостановить такие операции до получения разрешения от клиента, информации о том, что такая операция является вполне легитимной и клиент действительно её совершает, причём такое разрешение может быть получено любым удобным способом - посредством телефонного звонка, СМС или любым другим способом, указанным в договоре банка с клиентом. Полагаем, что данный законопроект действительно поможет решить довольно острую проблему, связанную с мошенничеством на рынке платёжных карт, и наконец даст банкам легитимную возможность бороться с этим видом мошенничества. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Игоря Борисовича Дивинского, первого заместителя председателя Комитета по финансовому рынку. Пожалуйста. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на создание комплексного правового механизма противодействия переводу денежных средств без согласия клиента и вносит изменения в ряд федеральных законов: "О национальной платёжной системе", "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации...". С целью предотвращения не санкционированного клиентом списания денежных средств в законопроекте предлагается закрепить обязанность оператора по переводу денежных средств приостановить на срок не более двух рабочих дней исполнение распоряжения, а также заблокировать на такой же срок электронное средство платежа при выявлении обязательных признаков совершения перевода денежных средств без согласия клиента. Напоминаю, что указанные признаки определяются Банком России. Наряду с этим предлагается предоставить оператору право совершать аналогичные действия при выявлении дополнительных признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика. Данные признаки оператор будет вправе устанавливать самостоятельно в соответствии с требованием Банка России. Согласно законопроекту после приостановки перевода денежных средств и блокировки электронного средства платежа оператор будет обязан незамедлительно запросить у клиента подтверждение о возможности исполнения платёжного поручения и возобновления использования электронного средства платежа. При получении подтверждения клиента оператор обязан будет исполнить распоряжение, то есть возобновить использование электронного средства платежа, незамедлительно, а при неполучении - совершить аналогичные действия по истечении двух рабочих дней. Эти положения законопроекта касаются предотвращения не санкционированного клиентом снятия денежных средств и направлены на защиту клиентов - как физических лиц, так и юридических. Ни для кого не секрет, как много сейчас, мягко говоря, наивных пользователей банковских карт, которые скотчем приклеивают к карте или прямо на ней нацарапывают заветные цифры ПИН-кода, чтобы не забыть, что называется. У меня есть совет для таких горе-пользователей: надо переустанавливать ПИН-код, менять на соответствующий, к примеру, году рождения тёщи или свекрови - во-первых, чтобы знать, а во-вторых, чтобы действительно не забыть. Пока финансовая грамотность в нашей стране не на той высоте, как мы с вами хотели бы, данный закон, конечно, жизненно необходим. По данным Банка России, в 2016 году было совершено порядка 300 тысяч несанкционированных операций с использованием платёжных карт на сумму более 1 миллиарда рублей. Сейчас банки перестраховываются и довольно часто блокируют карты при возникновении сомнений в операции, при этом уведомляют о блокировке далеко не все и не всех, и это становится проблемой даже для опытных пользователей кредитно-дебетовых карт. У меня самого буквально вчера произошла вот такая нестыковка с банком. Проект призван исправить и эту ситуацию. Следующая группа положений законопроекта направлена на введение особого порядка действий оператора, нацеленных на возврат денежных средств законному владельцу, в случае осуществления несанкционированного списания со счёта клиента. Указанный порядок предназначен только для защиты юридических лиц, так как процедура возврата денежных средств физическому лицу в случае их несанкционированного списания со счёта уже урегулирована статьёй 9 закона о НПС. Законопроектом предусматривается несудебная процедура подтверждения получателем обоснованности получения переведённых денежных средств: в случае получения от оператора-плательщика уведомления о несанкционированном снятии денежных средств оператор-получатель приостанавливает зачисление денежных средств и незамедлительно запрашивает у получателя документы, подтверждающие обоснованность получения переведённых денежных средств. Такие документы получатель должен предоставить в течение пяти рабочих дней. При их отсутствии оператор-получатель обязан возвратить сумму подозрительной операции. Комитет считает, что положения статьи 9 федерального закона о НПС в редакции законопроекта нуждаются в конкретизации в части определения, какие именно документы должен принимать оператор в качестве подтверждающих обоснованность получения переведённых денежных средств. С учётом сказанного комитет поддерживает концепцию законопроекта. Реализация его положений позволит снизить рост числа несанкционированных операций, совершённых с использованием системы дистанционного банковского обслуживания, а также предотвратить потери кредитных организаций с банковских счетов юридических и физических лиц. Комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении с учётом его доработки ко второму чтению в соответствии с высказанными замечаниями. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллеги, есть ли вопросы к докладчику, содокладчику? Есть вопросы. Включите режим записи. Пожалуйста, покажите список. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Алексею Владимировичу. Мы с вами, кроме противодействия хищению денежных средств, должны ещё предупреждать такие правонарушения, а возможно, и ошибочные действия физических лиц по переводу денег. Не считаете ли вы необходимым урегулировать в этом законопроекте также вопрос, касающийся подтверждения получения денежных средств с помощью телефонной связи физическим лицом, которому они были направлены? То есть физическое лицо, которое получает деньги, подписывает документ вводом ПИН-кода, подтверждая, что деньги получены и оно несёт полную ответственность за операцию, а тот, кто отправил, возможно ошибочно, имеет некоторое время, чтобы позвонить в банк и отменить операцию, пока деньги не поступили на счёт другого физического лица. МОИСЕЕВ А. В. Спасибо за вопрос, Михаил Сергеевич. Идея здравая, в общем-то, мы её тоже рассматривали. Ко второму чтению можем это обсудить, но проблема в том, что мы не должны перегружать инфраструктуру и граждан, потому что гражданин может быть недоступен в какой-то момент и так далее. Кроме того, всё-таки это большое достижение последних лет, что транзакции стали происходить моментально, это очень важно для развития экономики, в частности для приёма платежей. Если гражданин является ИП, например, то он же не может каждую транзакцию подтверждать по телефону, всё, что ему переводят. Понимаете, здесь надо быть аккуратными, чтобы не перегрузить экономику лишними проверками-перепроверками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Вопрос Алексею Владимировичу. Алексей Владимирович, что касается всё-таки признаков вот этих несанкционированных переводов. Сегодня эти полномочия отданы соответствующим кредитным организациям под контролем Центробанка. Увидим ли мы к третьему чтению соответствующие документы, хотя бы Центробанка, регламентирующие порядок признания этих признаков или количество этих признаков, по которым может осуществляться блокировка? МОИСЕЕВ А. В. Алексей Владимирович, и мы, и Центральный банк понимаем, что вы просто не примете этот закон, если не получите этот акт. Как у вас в Регламенте записано, вы должны будете его получить, и это, безусловно, будет сделано. Что касается критики, которая была в комитете по поводу дополнительных признаков, которые кредитная организация сама устанавливает, то действительно их надо конкретизировать, и в рамках доработки ко второму чтению мы готовы сотрудничать с депутатами уже по конкретным исправлениям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Алексею Владимировичу вопрос. Естественно, признаки несанкционированных операций нужно знать, потому что иначе будет непонятно. А не будет ли это мешать размещению денег, не напугает ли это людей? МОИСЕЕВ А. В. Наталья Дмитриевна, я считаю, что признаки, конечно, надо знать, это правильное замечание, собственно говоря, так и предусмотрено. Более того, мы поработаем над тем, чтобы не только обязательные признаки, которые Центральный банк разместит на своём сайте после принятия соответствующего акта, но и дополнительные, рекомендованные признаки кредитные организации должны были не только указывать в договоре, но ещё и публиковать на сайте, то есть чтобы сделать это максимально публичным. Согласен полностью! Что касается размещения денег, я считаю, что, поскольку безопасность увеличится, граждане, наоборот, будут ещё больше склонны размещать деньги в банках. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Владимирович, ну, надо защищать права вкладчиков, но ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Вот у меня сейчас есть десять обращений из разных мест: с карточки заплатили по счетам управляющей компании, а теперь она посылает их разыскивать средства. Насколько это правомерно? И нельзя ли прописать вот в этом законе ответственность в том числе получателя? МОИСЕЕВ А. В. Николай Васильевич, элементы такие здесь прописаны. Строго говоря, это, конечно, ответственность платёжной системы - как платёжной системы плательщика, так и платёжной системы получателя средств. Вот в этом законопроекте, которым мы вносим изменения, предусмотрены изменения в закон № 161-ФЗ "О национальной платёжной системе". Давайте вместе посмотрим: если вы полагаете, что надо усилить ответственность, - давайте её усилим. А по конкретным жалобам у нас надзорным органом является Центральный банк, можете мне прислать эти жалобы, можете в Центральный банк, в их службу защиты - разберёмся и поможем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Алексей Владимирович, ну, мы как-то остановились в основном на физлицах, вот и Игорь Борисович про эти ПИН-коды, про даты рождения тёщи и свекрови... Но насколько я понимаю, суть-то этого законопроекта касается юридических лиц, то есть здесь речь идёт о том, что платежи предприятий могут приостанавливаться банком по каким-то своим внутренним регламентам до выяснения обстоятельств. Вот вы сегодня говорили о том, что в случае, если средства ушли не туда, не будет нанесён ущерб. Ещё раз говорю: но речь-то идёт о юридических лицах, и то, что средства предприятий будут находиться в банке и непонятно, сколько будет длиться выяснение, по каким критериям, - разве это не убытки для предприятий и вообще для экономики? Не кажется ли вам, что это слишком сложная какая-то модель? Скажем так, то, что нужно решать силами правоохранительных органов, других, вы переводите на сторону бизнеса и ограничиваете вообще экономическое пространство - непонятно! МОИСЕЕВ А. В. Сергей Михайлович, не согласен с вами. Прежде всего, мы говорим как про юридических, так и про физических лиц. Основная масса замечаний, которые мы получили во время разработки законопроекта правительством, была как раз от физических лиц: люди боятся, что, когда они куда-то уедут, банк посчитает ту или иную операцию мошеннической и приостановит, например, платёж из гостиницы или что-нибудь в этом роде. Так что это мы очень тщательно проработали. Что касается юридических лиц, то, как и с физическими лицами, предусмотрен механизм моментального разблокирования в случае подтверждения в установленном порядке - прописано, в каком порядке, этот порядок может быть установлен в договоре банка с клиентом, - что операция не является мошеннической. Что касается непонятного срока - также не согласен, поскольку установлен предельный срок: два дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сидякин Александр Геннадьевич. СИДЯКИН А. Г. Алексей Владимирович, ну, мы даём дополнительные полномочия кредитным организациям предлагаемыми изменениями. А что если этими полномочиями кредитная организация не воспользуется или должным образом не воспользуется? Допустим, служба безопасности не отработает, программное обеспечение не сработает и операцию не поймают - вот какую ответственность будет нести в этом случае кредитная организация? Мы опять полномочия даём, а ответственность в случае неправомерных действий не устанавливаем - недоглядели! МОИСЕЕВ А. В. Что касается незаконного списания средств, это ответственность кредитной организации и платёжной системы. Здесь действует другая норма - статья 9 закона об НПС, в которой говорится, что если гражданин заявил о незаконном списании в течение суток после списания, то кредитная организация должна эти деньги возместить без разбирательства: не важно, куда они делись и почему это произошло, достаточно только заявления гражданина. Эта норма была принята Государственной Думой около четырёх лет назад, она давно уже действует. Что касается ответственности за неприостановление платежей в рамках инструкции Центрального банка, которая будет выпущена с перечнем мошеннических операций, есть норма, статья 74 закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", которая предусматривает наказание банков за неисполнение предписаний и указаний Центрального банка, и в рамках вот этой статьи банки будут нести наказание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Пушкарёв Владимир Александрович. ПУШКАРЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Владимирович, такой вопрос. Если человек пребывает за границей и у него череда платежей, то, вполне вероятно, у него могут заблокировать карту. Подтвердить платёж по телефону не всегда возможно, потому что роуминг и ограниченная связь. Какие меры могут быть в этом плане предусмотрены? Может быть, человек, уезжающий за границу, в какие-то особые страны, будет уведомлять банк, что он там проведёт какое-то время и будет делать платежи, - чтобы не остаться без средств? МОИСЕЕВ А. В. Такого рода возможности, о которых вы говорите, предусмотрены законом в рамках договора банка с клиентом. В частности, что касается способов уведомления, клиент может выбрать любой способ: это может быть не только телефонный звонок, но и СМС, что достаточно экономично, или какой-то другой способ, который гражданину кажется более правильным. Кроме того, он может оставить номер телефона человека на территории Российской Федерации, который от его имени сможет подтверждать платежи. То есть довольно много разных вариантов. Главный риск, конечно, связан с тем, что по факту банки сейчас и так, когда вы выезжаете за границу, периодически считают, что вы сделали что-то не то, и блокируют карточку, но порядок действий после блокирования никак не урегулирован. И мы как раз вводим защиту граждан, поскольку появится перечень операций, то есть банки не смогут просто, как сейчас иногда, к сожалению, бывает, когда они просто говорят, мол, мы вот тут решили вашу операцию не проводить... Я уверен, что многие из вас сталкивались, я лично сталкивался с такого рода ситуацией. А теперь по крайней мере будет перечень, и граждане будут видеть этот перечень: он обязательно будет на сайте Центрального банка и дополнительно на сайте конкретной кредитной организации. Что касается предварительного уведомления, идея хорошая, давайте при подготовке ко второму чтению подумаем, в принципе, я думаю, можно рассмотреть эту идею. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих. Полномочный представитель президента? Нет. Правительства? Нет. Заключительное слово докладчика? Нет. Содокладчика? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)", вопрос 24 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 28 мин. 10 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно. Поздравляю, коллеги!