Заседание № 203
10.01.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 295794-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся проведения публичных слушаний; внесён Законодательным Собранием Приморского края).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4412 по 4958 из 6023
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, пункты 14.1 и 14.2. Пункт 14.1 - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесённый Законодательным Собранием Приморского края. И второй законопроект, который внесла Законодательная Дума Хабаровского края. Докладывает Виктор Алексеевич Озеров. Я хочу сказать, что Законодательное Собрание Приморского края доверило нам рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Виктор Егорович, я думаю, правильно будет, если сначала Озеров доложит о законопроекте, а потом вы сделаете содоклад по двум, потому что по первому... Это как-то не будет увязываться с Регламентом. Я прошу тогда представителя Законодательной Думы Хабаровского края члена Совета Федерации Озерова Виктора Алексеевича доложить по пункту 14.2. Пожалуйста, Виктор Алексеевич. ОЗЕРОВ В. А., член Совета Федерации. Добрый день, уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Прежде всего, позвольте поздравить вас с началом весенней сессии. Суть законопроекта, внесённого моими коллегами - депутатами Законодательной Думы Хабаровского края, очень проста. Предлагается в законе "Об общих принципах организации местного самоуправления..." обговорить условия, при которых не надо проводить публичные слушания с участием населения муниципального образования. Указано два таких случая: первый - если в соответствии с федеральным законом требуется или обусловлено принятие того или иного решения для уставов муниципальных образований, второй - если есть решение соответствующего суда. С моей точки зрения, это достаточно аргументированно, особенно вторая часть: если есть решение суда, то, естественно, устав муниципального образования должен быть приведён в соответствие с этим решением суда. Более того, если в течение трёх месяцев такое решение не принято, данный представительный орган муниципального образования ставит под сомнение вообще сам факт своего существования. Я согласен с заключением профильного комитета Государственной Думы по местному самоуправлению, где говорится о том, что иногда федеральный закон однозначно не говорит, что, к примеру, двадцать пять или тридцать пять депутатов должен иметь представительный орган местного самоуправления, и, если этот вопрос возьмёт на себя решать представительный орган без публичных слушаний, это будет нарушением принципов демократии. Я согласен, но концептуально законопроект говорит о чём? О том, что есть противоречия в действующем законодательстве. Чем они обусловлены? Они обусловлены наличием случаев, при которых можно не проводить публичных слушаний с участием населения муниципального образования. Да, согласен, что касается федерального законодательства, ко второму чтению мы могли бы при желании обговорить те условия, при которых слушания могут не проводиться. Что касается судебных решений, повторюсь, здесь, с моей точки зрения, вообще нет возражений. Кстати, об этом говорит и Правовое управление Аппарата Государственной Думы, которое в своём заключении однозначно говорит, что замечаний правового характера по представленному законопроекту нет. Я понимаю, что есть решение профильного комитета, есть в определённых документах, розданных во фракциях, позиция этого комитета и сегодня, возможно, в очередной раз решение законодательного органа власти субъекта Федерации будет отклонено. Но отклонение этого законопроекта не означает, что будут устранены те противоречия, которые в федеральном законодательстве существуют и которые обязывают органы местного самоуправления при их нищенских бюджетах расходовать дополнительные денежные средства в тех случаях, когда этого не требуется. И ещё. В заключении профильного комитета, с моей точки зрения, необоснованно ставятся под сомнение легитимность и правомочность представительного органа местного самоуправления, когда говорится о том, что он будет узурпировать власть. Извините, представительный орган местного самоуправления - это даже не глава муниципального образования, всенародно избранный, это депутатский корпус, такие же, как мы с вами, и избрали тех, кому народ доверяет. Поэтому я считаю (здесь могу привести и свой опыт: восемь лет - председатель Законодательной Думы Хабаровского края, одиннадцать лет уже в Совете Федерации проработал), что концептуально законопроект, так сказать, достаточен для того, чтобы ко второму чтению те шероховатости, о которых идёт речь в заключении профильного комитета Государственной Думы, устранить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Алексеевич. Присаживайтесь. Содоклад по пунктам 14.1 и 14.2 и сообщение по пункту 14.1 сделает Виктор Егорович Кузнецов. КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемые коллеги, на обсуждение вынесены два законопроекта фактически по одному и тому же вопросу. Речь идёт о необходимости или о целесообразности проведения публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в случае, если эти изменения вносятся в связи с изменением федерального законодательства либо, как вот уже коллега сказал, если есть решение суда. Между законопроектами есть некоторая разница, потому что одни, хабаровцы, предлагают эту норму исключить во всех случаях, когда речь идёт об изменении федерального законодательства, а Законодательное Собрание Приморского края предлагает это только в тех случаях, когда законодательством не предусматривается альтернативных вариантов решения. Комитет не согласился с позицией законодателей, и прежде всего вот почему. Институт публичных слушаний - это институт совещательный, никаких решений, голосований по поводу того или иного законопроекта на публичных слушаниях не проводится. Публичные слушания согласно 131-му закону проводятся в четырёх случаях. На слушания выносятся проект устава и изменений к нему, проект местного бюджета и отчёт о его исполнении, проекты планов и программ и ещё целый список мер, которые предпринимаются муниципальным образованием, а также вопросы о преобразовании муниципального образования. И речь здесь прежде всего идёт о том, что закон предполагает установление, видимо, потому что он ещё не действует, целого института публичных слушаний. Если бы сегодня населению в муниципальных образованиях, в сельских муниципальных образованиях сказали, что вот такие бюджеты мы вынуждены с вами принимать, потому что денег федеральный бюджет не предполагал для нас, потому что в региональном бюджете денег не было и не будет, то, конечно, реакция населения была бы совершенно соответствующей. Я хочу сказать по поводу изменений, которые необходимо вносить в устав. Представьте себе, за последние два года в статьи 14, 15 и 16 131-го закона внесено почти семьдесят изменений. Это изменения, которые касаются полномочий органов местного самоуправления. Идёт так называемая административная реформа, и мы пытаемся в законах по всем отраслям деятельности прописать полномочия: кто на каком уровне что должен делать. И нам кажется, что мы всё правильно решаем. А я вас уверяю, что на практике это не накладывается на сложившуюся систему не то что власти, на сложившуюся систему обеспечения исполнения тех или иных полномочий, потому что у нас своеобразно построены системы здравоохранения, образования, социальных гарантий и многое, многое другое. И каждый раз субъект Российской Федерации, а мы ему запретили вмешиваться, законом мы запретили субъекту регулировать эти вещи... И тогда получается, что муниципальный район либо муниципальное образование должны оценить, потянет ли тот или иной конкретный сельсовет, или сельское муниципальное образование, или город муниципальный те или иные полномочия, что есть для их реализации и не следует ли передать одну часть полномочий вот на этот уровень, а другую часть - на другой и как это всё для людей устроить. Я говорю сегодня даже не о глубинке, я говорю о Московской области. Когда я приехал в один из районов, главы муниципальных образований стали рассказывать, что вот была у них поликлиника в соседнем посёлке, которая обслуживала целый ряд сёл, теперь эту поликлинику согласно 131-му закону передали в конкретное муниципальное образование и население других сёл не может там лечиться, их там не обслуживают. Почему? Мы бы хотели, говорят, туда средства из своих бюджетов перечислить, чтобы брали наших людей, однако по закону мы не можем финансировать муниципальные учреждения другого муниципального образования. И таких... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КУЗНЕЦОВ В. Е. Вы посидите и помолчите, пожалуйста, вы не в Совете Федерации. И таких, извините, нестыковок чрезвычайно много. И я всегда, когда обсуждали в комитете, прямо говорил, что население должно знать, что надо не просто перенести полномочия, например из статьи 14 131-го закона, в свой устав, а сказать, каким образом, как эти полномочия могут быть исполнены в конкретном поселении, как будут гарантированы. И это будут совершенно неоднозначные тексты, совершенно разные тексты. И всякий раз пусть этот же самый крестьянин или трудящийся задаст вопрос власти: "А как вы собираетесь обеспечить те или иные полномочия?" Институт публичных слушаний, для того чтобы хотя бы поначалу уложить все эти полномочия в системе органов местного самоуправления, чрезвычайно важен и просто необходим, потому что возможно, с точки зрения чиновника, такое: ну что там, сидел я законодателем, два слова я оттуда сюда переставил, давайте по всем уставам напишем, всё будет правильно, всё будет по закону. И человек и знать не будет, положено ему это или не положено, будут ли это делать, как это будет, а завтра придут и скажут: "Ты обязан сделать вот это, вот это, вот это". Он скажет: "У меня нет ни ФАПа, ни поликлиники, ни школы, а вы уже вот это всё по закону прописали. Я должен решить эту проблему". И для каждого муниципального образования это будет конкретная проблема и конкретное решение. Поэтому исключать возможность гражданина принимать участие в решении тех или иных проблем, которые касаются организации жизни на территории муниципального образования, категорически, просто категорически нельзя. Комитет с этим не согласился и отклонил оба законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Егорович. Пока оставайтесь на трибуне. Есть ли вопросы у депутатов? Есть один вопрос у Малышкина Олега Александровича. МАЛЫШКИН О. А. Виктор Егорович, вот вы лично где-нибудь присутствовали на публичных слушаниях при обсуждении уставов? Только честно скажите мне. Я присутствовал, я вам сейчас расскажу. КУЗНЕЦОВ В. Е. Я вам скажу, что вся беда в том, что сегодня в принятые впервые уставы даже не везде названия своих поселений внесли. Наша дремучесть сегодня такова, что у нас вообще сам институт публичных слушаний отсутствует. У нас нет такого, чтобы глава крупного города сказал: вот бюджет, надо обсуждать итоги, что мы сделали, что провалили. Он никого не собирает, он не выполняет этот закон, а надо, чтобы выполнял, чтобы он отчитывался, и не перед депутатами, потому что депутаты сегодня понятно какие - проголосовали, и всё. А ты выйди перед населением и расскажи, и покажи, что, как и почему. И мы считаем, что местное самоуправление начинается именно с участия населения, заинтересованного участия населения. Конечно, таких слушаний на сегодняшний день практически нет, что и хотят коллеги с Дальнего Востока закрепить законом. Это категорически противоречит концепции, вообще смыслу закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет ли желающих выступить? Вопрос у Озерова. Пожалуйста, Виктор Алексеевич. По карточке Васильева Владимира Абдуалиевича включите микрофон. ОЗЕРОВ В. А. Спасибо. Виктор Егорович, скажите относительно той части законопроекта, где сказано про судебное решение. Вот как вы представляете себе проведение таких публичных слушаний, когда есть судебное решение? В соответствии с нашим законодательством, если изменения в устав вносятся в соответствии с судебным решением, я, как глава муниципального образования, должен провести публичные слушания. И что я должен там обсуждать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. Спасибо. Правильно, надо встречаться и обсуждать, потому что в уставе могут быть прописаны и такие полномочия, которые населению по душе, а суду не нравятся. Кто-то пошёл и оспорил, и тогда надо искать другое решение, тогда в уставе, в законе, в нормативном акте это будет написано иначе. Но проблема, о которой люди скажут... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КУЗНЕЦОВ В. Е. Нет, извините, вы можете... Вот когда мы первый раз писали закон о местном самоуправлении в области, нам прямо сказали: пишите что хотите, чтобы соответствовало закону, но чтобы вы нам не поломали наш жизненный устой, чтобы всё работало. И это решение надо будет искать, конечно, надо обсуждать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Было две руки, двое желающих выступить, и оба от одной фракции. Как поступим: по десять минут дадим или по пять? По пять. Владимир Вольфович Жириновский, пожалуйста, пять минут. С места. Включите микрофон. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ну вот, целая серия законов - они вроде бы разные, но все касаются демократии, прав человека, прозрачности власти, начиная хотя бы с Общественной палаты, которая может стать прообразом будущего, частью монархического строя, когда не избирать будут, потому что избрать достойных людей невозможно, а именно назначать. Или вот местное самоуправление. Ведь почему от нас требуют, чтобы у нас всё везде избиралось и вся власть была прозрачная? Потому что это как раз и приведёт к полному коллапсу в России, ибо страна такая большая, условия такие разные! Чтобы было понятнее: у нас и тигры, и кролики в одной клетке, и как мы будем объяснять, что кролику нужно дать только морковку, а тигру - тушу забитого барана? Оба скажут: нет, давайте нам всё! Ведь человек не поймёт, что он кролик, мы же не можем ему сказать: вот вам мы будем давать меньше. В одном случае это, допустим, военнослужащий, а в другом случае - национальный регион, а здесь - стратегическая магистраль, а здесь - граница с Западом, а здесь - граница с Китаем. Поэтому невозможна прозрачность, невозможно даже само по себе местное самоуправление. Мы будем биться ещё очень и очень много. Ведь чем была хороша монархическая модель? Я согласен, много ошибок у каждого царя было, но было великое государство, к которому никто не мог подобраться. Да, был Ленский расстрел, были фабриканты, были помещики, сожжённые усадьбы, но было великолепное государство, трёхсотлетие которого мы праздновали в 1913 году. Сегодня нам навязали демократию, и она нас будет всё время уничтожать, потому что невозможно... Вот люди хотят действительно всё обсуждать. Как им сказать, что деньги вы не получите в ближайшие несколько лет? Скажут: а как же - у нас права, у нас полномочия! Посмотрите объединение субъектов. Ненецкий автономный округ отказывается объединяться с Архангельской областью. Граждане отказываются, им сытнее в Нарьян-Маре, чего объединяться с бедной Архангельской областью? Ханты-Мансийский округ и Ямало-Ненецкий не хотят объединяться с Тюменской областью всё из тех же соображений: им выгоднее жить в том субъекте и на той территории, где у них сегодня появились огромные доходы. Поэтому, если мы им спускаем власть, они эту власть как раз и используют, чтобы дробить Россию, чтобы создать ситуацию, предпосылки к разделу в будущем и Российского государства. Вот почему, Виктор Аркадьевич, вынуждены формировать Общественную палату вот так, как вам не нравится, другого выхода нет. И сюда придут очень ответственные люди, которые будут ставить остро все вопросы, и всё - они не смогут работать, потому что ни о чём не договорятся. То же самое там, внизу. Самоуправление. Помните, как у нас называли - бесперспективные деревни? Если бы спросили у жителей деревни, разве они приняли бы решение о бесперспективности и ликвидации своих населённых пунктов? Да никогда! Сегодня спросите у населения: закроем школу, раз в ней всего два ученика? Нет, ответят, пусть будет школа с полным штатом, пусть даже для двух учеников. Районный какой-то фельдшерский пункт, всего два больных туда приходят раз в месяц, - скажут: оставьте! Дорогу стройте! Телефонную станцию давайте! То есть каждый житель скажет: дайте ему всё то, что, он видит, есть в других местах. А как мы ему скажем, что экономически невозможно ему это дать? Он скажет вот на публичных слушаниях, используя демократию, её открытость, прозрачность: дайте мне, и будет прав, потому что каждый человек заслуживает этого. Вот почему Сталин закрыл границы, он же правильно закрыл советское государство, иначе ему не позволили бы построить то мощное государство, которое он построил при закрытом железном занавесе. Это было объективно необходимо, иначе нам был бы конец. Политические процессы были необходимы (мы будем отмечать семидесятилетнюю годовщину этих страшных политических процессов), но иначе советская республика была бы уничтожена. Что, он должен был обратиться к народу: ребята, можно мне разоблачать троцкистский блок? можно мне там проводить какие-то процессы? можно мне кого-то выселять? Да кто бы ему дал добро? Ни внизу, ни наверху никогда! А что, когда советские войска в Афганистан вводили, обращались к народу? А что, спрашивали, когда американский народ послал американскую армию в Ирак? Нет, но оболванили их, и они дали добро. Сейчас их оболванили в другую сторону, говорят: давайте наших солдат выводить. Как угодно повернут общественное мнение, всё это игра - демократия! И давайте в неё играть, как они играют - так и мы давайте играть. Полномочия спускаем, а денег нет, вот пускай сидят без полномочий. Слушания надо вводить - это демократия, а вводить не будем, потому что свергнут местную власть, скажут: ты нас обманываешь, глава администрации района... Сейчас будет Малышкин выступать, пусть он из своего опыта расскажет, сколько он сделал для них. Так на очередных выборах они его прокатили именно за то, что он им делал, а рядом, в соседнем районе глава администрации ничего не делал, получал дотации из Ростова бездельник, но он остаётся главой администрации, а Малышкина прокатили, потому что он помог двум тысячам, а население - тридцать тысяч. Когда он даст тридцати тысячам то, что он дал двум тысячам? Им нужно власть на тридцать лет, а мы даём власть... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Малышкин Олег Александрович. МАЛЫШКИН О. А. Виктор Егорович, я не зря спросил: вы были когда-нибудь на публичных слушаниях? Вот сейчас идут в соответствии со 131-м законом публичные слушания всех уставов. Сейчас вы были в регионах, видели, а кто-нибудь из вас присутствовал?.. Я присутствовал. Пришёл, допустим, в поселение послушать, какие там идут публичные слушания по уставу, - присутствуют глава и депутаты поселения, никого больше нет. Пришёл на районное публичное слушание - то же самое: присутствуют глава и районные депутаты. Ну для кого это делается?! А в газетах вижу объявление о том, что состоятся публичные слушания. То есть народу это неинтересно. Это говорит о том, что туповатый закон, 131-й, приняли, ещё тот созыв принял. Я вам всё время, выступая по этому закону, говорил, что туповато приняли, не так приняли его. Ведь сейчас смотрите, какая ситуация. Допустим, поселение и школа, Виктор Егорович, в этом поселении, школа эта обслуживает детей только этого поселения, но почему полномочия по содержанию школы в поселение не передали, а отдали в район? Или вот вы говорите, что совсем мало детей ходит, школы разные, но полномочия отдали поселениям, а не в район. То есть вот эти изъяны и перекосы есть. Надо посмотреть внимательно, что оставить в поселении, а что отдать району. Есть необходимость - оставили в поселении городском. Допустим, не все ходят туда, есть ещё в другом поселении дети, пожалуйста, регулируйте, финансовые средства из бюджета выделите на это поселение с учётом той школы, куда дети ходят. То же самое - больницы. Что сделали? Отдали полномочия району, а поселение осталось без ничего, ничего не осталось, туалеты оставили поселениям и кладбища. Хотя вот сейчас вы принимаете... смотрите, вот сейчас район чем должен заниматься? Регулировать строительство на межселенной территории. И вот районный глава смотрит: где же эта межселенная территория? Может быть, кто-нибудь из вас знает, что это такое - межселенная территория, какие у неё границы? Может, она не имеет адреса? Может, вы пишете: хутор Петровка, межселенная территория, Иванову? Нет же, вы определённо пишете, так как адрес есть. Вот видите, тоже тупость какая! То же самое в 131-м законе. Кладбище есть поселения, кладбище есть окружное, но кладбище есть ещё и районное. Что такое районное кладбище? Это что? Ведь оно куда-то относится! К чему? Или оно в воздухе где-то летает, районное кладбище? Что это такое?! То же самое по всем полномочиям, вот так приняли, поэтому мы будем всё время... Вот будет Озеров приходить, будет ещё кто-то приходить, а мы будем всё время смотреть, какие же ещё полномочия дать поселениям, что выделить им ещё. Президент уже говорит: подождите, ну дайте же им всё то, что они могут исполнять, и финансы дайте под это. Потому что они до 2009 года ничего делать не будут. Потом же вы снова будете входить в эту ситуацию, снова будете давать им вот такой срок. Ну давайте, может, ещё что-нибудь отложим, давайте ещё переходный период сделаем! Вот всё к этому идёт. Поэтому прежде, чем что-то принимать, не нужно вот так говорить: при... Вот Тюлькин вышел и начал по Общественной палате докладывать, единственное сказал "при" - и развезли всё это на пятнадцать минут. Давайте конкретно по закону делать. Что такое публичные слушания? Если есть публичные слушания - обязательно определить параметры, какое количество населения должно присутствовать на этих публичных слушаниях, а не только от представительного органа, потому что жить в этом поселении населению нужно. А сейчас по этому 131-му закону районные образования практически не нужны. Я, как глава района, вроде бы защищал: подождите, пусть районные образования останутся. Но они не нужны! Нужны поселения! Глава поселения, представительный орган поселения, и пусть они занимаются, пусть решают на местах эти вопросы. А почему это не делается? Потому что появляется мутная вода, финансы перечисляются в район, район сидит и делит, то есть легче куда-то не по целевому назначению использовать это всё. А когда в поселение придут деньги, там, естественно, узкий круг населения, и они знают, что пришло на школу, и знают, что Микола только на школу их потратит. Вот нужно действительно кропотливо, умно и только по закону работать. Ну не нужно развозить, кто кому что обещал! И тогда уже к нам относиться чуть-чуть по-другому будут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей президента и правительства? Требуется ли заключительное слово? Виктор Алексеевич Озеров по карточке Васильева. Пожалуйста. ОЗЕРОВ В. А. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Прежде всего я хотел бы защитить честь и достоинство депутатов с Дальнего Востока. Никто на институт публичных слушаний через эти законы не посягал и даже не то что головным, спинным мозгом об этом не думал. Речь идёт лишь о тех случаях, когда федеральное законодательство или решения судебных органов... Можно к ним относиться как угодно, не соглашаться, но если мы правовое государство, то решения судебных органов мы обязаны исполнять, не обсуждать их на публичных слушаниях, Виктор Егорович. Вот о чём идёт речь. Поэтому мы за институт публичной власти. Я и Мокрого, и вас, Виктор Егорович, приглашаю к нам в Хабаровский край - послушать. Запросите пока информацию, по каким вопросам сколько слушаний провели. В Хабаровске были публичные слушания по бюджету, и почти тысяча человек присутствовала. Ну съездите и послушайте! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ОЗЕРОВ В. А. Да проведём! Уже 17 часов, как вы говорите, пора заканчивать. Я знаю, что все спешат. Но по сути проблема остаётся. Вы проголосуете против, но проблема остаётся. И собирать людей... Почему, как Олег Александрович сейчас говорил, никто не ходит? Да потому, что собираем их по тем вопросам, которые их не волнуют. Если по федеральному закону их собрать и сказать, что требуется его обсудить, они скажут: "Вы что! За кого вы нас держите? Зачем вы нас для этого собрали?" Вот мы о чём говорим, а на институт публичных слушаний никто не посягал и не посягает, и мы готовы их и дальше проводить, и рады будем видеть депутатов Государственной Думы, которые хотят использовать публичные слушания в правовом воспитании, рассказывать о тех законах, которые мы вместе с вами принимаем. Если для этого нужны публичные слушания, то я за. Давайте будем ходить вместе и рассказывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Егорович Кузнецов, заключительное слово. КУЗНЕЦОВ В. Е. Вряд ли можно оспорить, что в 131-м законе есть немало изъянов, и, по моему мнению, главный изъян в статье 6, где субъекты Федерации лишены права правового регулирования любых вопросов, поскольку местное самоуправление - это всё-таки по Конституции вопросы совместного ведения. И вот это ограничение, как здесь сказали, что вы можете только там, где мы вам укажем, - оно внесло и вносит до сих пор достаточно много противоречий. Диалектика становления, как говорится, возьмёт своё. Поэтому, Владимир Вольфович, вы, конечно, можете вот своё говорить, что там монархия нужна и прочее, и прочее. Нет, демократия, так или иначе, в том или ином виде, - это более прогрессивное состояние общества, и она приведёт к реальному, нормальному положению вещей и будет развиваться. Это диалектическое развитие: будут противоречия, будут столкновения, будут разные мнения, проснётся где-то часть населения, и что-то, значит, начнёт двигаться так или иначе. Мы переходим всё время на новую стадию развития общества, и в том числе это должно происходить и в местном самоуправлении. Что касается публичных слушаний, то мы за то, чтобы этот процесс развивался. Но я ещё раз хочу сказать, что любая проблема... Вот как только мы поручаем, например, заниматься школами во всех муниципальных образованиях, поселениях: вот такое начальное или неполное образование все обязаны сделать... А нету! А нечем! Вот я просто беру фразу из закона федерального и вношу её в устав как свои полномочия, а сам не знаю, как я это буду делать. Либо я должен сесть с населением и сказать: дорогие мои, школа у нас только вот такая, у нас тут всего два учителя, и учеников у нас тут на полтора класса, извините, столько-то и столько-то, и решать будем вот так. Как мы напишем в уставе? Мы в уставе не напишем ту фразу, которая написана в законе, мы напишем механизм реализации этого полномочия, и это будет понятно людям и гарантировано. И в этом смысле мы обязаны с ними, как местная власть, договориться, определиться, чтобы они и нам доверяли, и видели, что это будет действительно реализовано и как это будет реализовано. Поэтому нельзя... Вот любые малейшие исключения приводят к тому, что потом это всё преобразуется в целые... Мы и уставы приняли, в первый раз приняли, не написав даже названий своих муниципальных образований. Ведь так произошло! Я же это всё видел своими глазами. Конечно, крупные города. Потом, давайте так: сам процесс публичных слушаний - это не сход, это не определённое количество участников, голосований и так далее, это не референдум, где обязательность выполнения и так далее, это именно придание общественной значимости тем или иным решениям. И поэтому против публичных слушаний выступать нельзя. Пусть там соберётся пятьдесят человек, но всё равно это будут публичные слушания. Соберутся заинтересованные люди, те, которые отвечают за эти проблемы, и это будет известно населению, потому что закон обязывает опубликовать результаты публичных слушаний. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кондратенко. По ведению только, Николай Игнатович. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемые коллеги, вершится что-то неимоверное. Мы отвергаем всё, что территории предлагают. Так не должно быть! Надо комитету выехать, тому же Кузнецову Виктору Егоровичу выехать в Хабаровск, встретиться с депутатами. ИЗ ЗАЛА. Много раз выезжали. КОНДРАТЕНКО Н. И. Сейчас я выступаю пока. И с ними вести работу, иначе власть прерывается. На 99 процентов я уверен, что территории правы, но мы всё отвергаем. Это неправильно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект из пункта 14.1? Это инициатива Приморского края. У нас рейтинговое голосование, поэтому в порядке обсуждения ставится пункт 14.1 сначала, как у нас в повестке дня. Кто за принятие данного проекта закона в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.) На голосование ставится законопроект из пункта 14.2, инициатива Хабаровского края. Кто за принятие данного проекта закона в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.) Покажите результаты голосования по пункту 14.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 25 сек.) Проголосовало за 8 чел.1,8% Проголосовало против 11 чел.2,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 19 чел. Не голосовало 431 чел.95,8% Восемь. Прошу показать результаты голосования по пункту 14.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 59 сек.) Проголосовало за 43 чел.9,6% Проголосовало против 8 чел.1,8% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 52 чел. Не голосовало 398 чел.88,4% Сорок три. Ещё раз на голосование ставится законопроект, внесённый Законодательной Думой Хабаровского края. Прошу вас проголосовать ещё раз за данный законопроект, за принятие его в первом чтении. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 49 сек.) Проголосовало за 49 чел.10,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 49 чел. Не голосовало 401 чел.89,1% Результат: не принято Не принято.