Заседание № 175
17.06.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 295667-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления ограничений для оффшорных компаний и компаний с оффшорной подконтрольностью).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4043 по 4338 из 6351
28-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Антон Анатольевич Ищенко. Пожалуйста. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, наконец-то этот многострадальный законопроект дошёл до рассмотрения - больше года он лежит уже в Государственной Думе! Однако я практически уверен, что его ждёт такая же судьба, как и предыдущий законопроект. Казалось бы, законопроект направлен на абсолютно благие цели, но найдут закавыку, для того чтобы отклонить его по каким-то надуманным причинам. Теперь, собственно, о самом законопроекте. Он внесён депутатами фракции ЛДПР и предполагает внесение изменений в закон № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма", а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В чём его суть? Настоящим законопроектом предусматривается введение ограничений на деятельность оффшорных компаний и компаний с оффшорной подконтрольностью. Для этого мы предлагаем расширить спектр правоприменения Федерального закона номер 115 "О противодействии легализации...", добавив в него норму о том, что он имеет своей целью установление ограничений в отношении оффшорных компаний и компаний с оффшорной подконтрольностью. Кроме того, мы хотим наконец-то дать формулировки понятия "оффшорная компания", "оффшорная зона, которая не предусматривает раскрытие информации при проведении финансовых операций и некоторым другим. Оффшорная зона - это государство или территория, предоставляющая льготный налоговый режим налогообложения, включённая в перечень, утверждённый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Оффшорная зона, не предусматривающая раскрытие информации при проведении финансовых операций, - это государство или территория, предоставляющая льготный налоговый режим налогообложения и не предусматривающая раскрытие информации при проведении финансовых операций, включённая в перечень, утверждённый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, мы снимаем противоречие, которое имеется сейчас, поскольку существует приказ Министерства финансов, в который включены фактически все оффшорные зоны без разграничения в зависимости от того, предоставляют или не предоставляют они информацию. Всё-таки это создаёт неточность при толковании, поскольку присутствует союз "и", а в скобках - "или". Мы пытаемся снять эту неурегулированность в этом законопроекте и предлагаем сделать два таких списка, которые будут утверждаться уполномоченным органом Правительства Российской Федерации. Оффшорная компания - это юридическое лицо, зарегистрированное в оффшорной зоне, выгодоприобретателем и (или) конечным (бенефициарным) владельцем которого является российское юридическое (физическое) лицо. Компания с оффшорной подконтрольностью - это российское юридическое лицо, прямым или косвенным контролем над которым обладает оффшорная компания или несколько оффшорных компаний, в том числе российское юридическое лицо в форме открытого акционерного общества, более 10 процентов акций которого находится в собственности оффшорных компаний, или иное хозяйственное общество, более 30 процентов уставного капитала которого находится в собственности оффшорных компаний. В законопроекте мы также предлагаем усилить контроль за деятельностью оффшорных компаний, добавив в 115-й закон пункт, который предусматривает обязательность контроля со стороны уполномоченного органа Правительства Российской Федерации в случае, если одной из сторон сделки с имуществом или денежными средствами является оффшорная компания либо компания с оффшорной подконтрольностью. Это сделано также для того, чтобы мы с вами смогли идентифицировать публичных должностных лиц, являющихся возможными конечными (бенефициарными) владельцами указанных компаний. Может быть, именно этот пункт является камнем преткновения, поскольку он предусматривает раскрытие информации о всех конечных заинтересованных лицах в тех оффшорных компаниях, которые работают с государственными контрактами и с контрактами структур с государственным участием. О масштабах бедствия, я думаю, все вы прекрасно знаете. Об этом неоднократно говорил Президент Российской Федерации: сумма сделок с оффшорными компаниями оценивалась в его послании Федеральному Собранию в 111 миллиардов долларов. Счётная палата даёт цифру намного больше - более 300 миллиардов, и причём с положительной динамикой из года в год. Я думаю, что здесь не стоит даже останавливаться на том, что сегодня наша экономика в буквальном смысле зависима от оффшорных компаний и компаний с оффшорной подконтрольностью. Зачастую государственные средства, государственные ресурсы, государственное имущество выводятся с помощью именно оффшорных компаний и компаний с оффшорной подконтрольностью, а заинтересованными лицами в этих явно преступных схемах нередко являются высокопоставленные чиновники, в том числе из высших органов исполнительной власти, и не только исполнительной. Нашим законопроектом предусматривается следующее. Оффшорным компаниям запрещается заключать договоры, предусматривающие экспорт из Российской Федерации товаров и технологий, которые включены в перечень, утверждённый Правительством Российской Федерации. Оффшорным компаниям запрещается являться покупателями государственного и муниципального имущества, реализуемого в соответствии с прогнозными планами приватизации государственного и муниципального имущества. Оффшорным компаниям запрещается владеть на праве собственности акциями акционерных обществ, осуществляющих производство продукции (работ и услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, для защиты нравственности, о которой мы сейчас говорили, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также осуществлять в указанных акционерных обществах функции управляющей организации, перечень указанных акционерных обществ устанавливается Президентом Российской Федерации. Оффшорным компаниям запрещается являться покупателями имущества организаций-должников, реализуемого на торгах или иным образом в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"; запрещается являться получателями субсидий из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; запрещается являться получателями денежных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, банков, контрольный пакет акций (долей в уставном капитале) которых находится в федеральной собственности или государственной собственности субъектов Российской Федерации, в том числе денежных средств, вносимых в уставный капитал оффшорных компаний или компаний с оффшорной подконтрольностью. Оффшорным компаниям запрещается являться получателями государственных и муниципальных гарантий, гарантий банков, контрольный пакет акций (долей в уставном капитале) которых находится в федеральной собственности или государственной собственности субъектов Российской Федерации, по любым кредитам либо займам. (Именно эти тезисы, собственно, и были оглашены Президентом Российской Федерации, если вы помните, в декабре 2013 года.) Оффшорным компаниям запрещается являться поставщиками товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также поставщиками товаров, работ и услуг для государственных корпораций, государственных компаний (это именно то, что выпало из перечня поручений председателя правительства своим министрам), субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, то есть весь комплекс видов деятельности, который связан с жилищно-коммунальным хозяйством, с нуждами населения в наших субъектах и муниципальных образованиях. Оффшорным компаниям запрещается являться акционером (участником) специализированного депозитария, являться акционером (участником) негосударственных пенсионных фондов и, наконец, акционером (участником) управляющей организации негосударственных пенсионных фондов. Уважаемые коллеги, также предлагаемым законопроектом предусматривается, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, казённые предприятия, госкорпорации, государственные компании, акционерные общества, более 50 процентов акций которых находится в федеральной собственности, в государственной собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, не вправе участвовать в уставном капитале оффшорных компаний и компаний с оффшорной подконтрольностью, что мы, кстати, зачастую сейчас наблюдаем (речь идёт о крупных акционерных обществах, госкомпаниях, госкорпорациях) и в связи с чем в последнее время участились скандалы, связанные с раскрытием коррупционных схем, вывода фактически государственного капитала за рубеж. Также законопроектом предусматривается, что в случае, если между Российской Федерацией и иностранным государством, в котором зарегистрирована оффшорная компания, заключено соглашение, предусматривающее обязательства указанного государства о представлении Российской Федерации сведений о выгодоприобретателях и конечных (бенефициарных) владельцах оффшорных компаний, а также информации об уплате такими компаниями налогов и иных обязательных платежей, некоторые ограничения, которые я назвал, могут быть сняты. Ну вот, собственно, такова концепция законопроекта. Кроме того, предусматривается внесение изменений, как бы зеркальных тем нормам, которые включаются в закон № 115-ФЗ, в соответствующие законы, а именно в 44, 229, 223-й законы и так далее (там целый перечень законов). Кроме того, сейчас на рассмотрении в Комитете по бюджету и налогам находится законопроект, предусматривающий изменения в Бюджетном кодексе в части ограничения соответствующих гарантий и получения субсидий из бюджета, для того чтобы сохранить государственные средства. Уважаемые коллеги, есть несколько вариантов отзывов на рассматриваемый законопроект. Независимые эксперты, в частности профессор Хейфец, в таком ключе высказались о данном законопроекте: "Данный законопроект представляется очень интересным, его несомненным достоинством является введение нового понятия - "компания с оффшорной подконтрольностью", что по-новому позволяет взглянуть на процессы оффшоризации, искать механизмы борьбы с этим негативным явлением. Не вызывают возражения и меры, позволяющие ограничить использование оффшорных схем владения собственности в России, вывода капитала из страны и недобросовестной минимизации налогообложения". Я, кстати, благодарен нашим коллегам из фракции КПРФ, которые поддержали наш законопроект при рассмотрении его в Комитете по финансовому рынку. Ну и на всякий случай, наверное, должен остановиться на заключении Комитета по финансовому рынку. Заключение было написано на нескольких страницах. Перед началом рассмотрения комитетом был роздан материал, но та аргументация, которая изложена на этих нескольких страницах, была в принципе учтена нами при внесении этого законопроекта в феврале 2014 года. Ну, чтобы вы понимали, вот тот документ, который попал в руки депутатам перед его рассмотрением, вся аргументация, которая здесь изложена, может расцениваться и как поддержка этого законопроекта, и как предложение его отклонить, поскольку здесь слов "поддерживает" или "считает целесообразным отклонить" просто нет, есть свободная графа, так называемая пустографка, которую нужно заполнить. На заседании комитета присутствовали четыре депутата, два депутата поддержали законопроект, два депутата высказались против, ну, по итогам получилось, что комитет отклонил этот законопроект. Уважаемые коллеги, я думаю, что так же, как и в случае с предыдущим законопроектом, который мы с вами сейчас рассматривали, голосование по этому законопроекту будет достаточно важным, потому что позволит нашим избирателям сделать выводы, кто на самом деле хочет бороться с оффшорными компаниями, кто на самом деле отстаивает интересы государства, а кто нет. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Анатольевич, прошу вас подойти к столу президиума. А с содокладом выступает Наталья Викторовна Бурыкина. БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, докладчик достаточно подробно рассказал об этом законопроекте, поэтому я не буду повторять его тезисы, освещать содержание законопроекта. В целом комитет всегда говорил о том, что заявленные цели борьбы с оффшорами мы поддерживаем, но в данном случае мы, Государственная Дума, рассматриваем и принимаем законы, которые должны будут работать на территории Российской Федерации, поэтому механизмы, предложенные в этих законах для борьбы с тем или иным негативным явлением, должны быть конкретными, точными и, самое главное, достигающими результатов. Прекрасно написана пояснительная записка к законопроекту, но сам законопроект, к сожалению, как раз заявленным целям не отвечает. В данном случае желание авторов внести поправки в 115-й закон говорит о том, что они не очень хорошо знакомы с предметом этого 115-го закона, а он состоит всё-таки в противодействии легализации доходов, полученных незаконным путём, терроризму, экстремизму, торговле наркотиками и так далее по тексту. Жизнь широка и разнообразна, и, скажем, практика использования отдельных территорий, которые автор называет территориями с оффшорной подконтрольностью, на самом деле достаточно богатая, и не всегда она направлена на уклонение от уплаты налогов, просто отдельные юрисдикции более качественное, скажем так, право предоставляют с точки зрения защиты собственности. На самом деле, я думаю, в этом смысле нашей юрисдикции надо стремиться к тому, чтобы стать более качественной именно с точки зрения защиты собственности. Сегодня, скажем, отдельные территории, которые мы считаем оффшорными территориями, на самом деле ни в какие списки не попадают, и у нас с ними есть даже соглашения об избежании двойного налогообложения. Я приведу пример, который вам всем известен, - это Республика Кипр: она, с одной стороны, считается как бы оффшорной территорией, а с другой - у нас есть с ней на самом деле соглашение об избежании двойного налогообложения. Теперь что касается заключений министерств и ведомств. Мы действительно очень много работали над этим законопроектом, пытались помочь авторам улучшить его перед первым чтением, направляли замечания авторам, чтобы они могли это сделать, но, к сожалению, даже в новой внесённой редакции данного законопроекта все наши замечания не учтены. После этого мы направили его ещё раз на экспертизу и получили экспертные отзывы от Росфинмониторинга, от Центрального банка, от Счётной палаты и от ряда других ведомств, в которых говорится о том, что в представленной редакции данный законопроект не может быть поддержан. Мы полагаем, что нам нужно иметь всё-таки более прозрачную структуру собственности и более понятные схемы хозяйственных связей и различных хозяйственных операций, а данный законопроект в такой редакции не может быть поддержан комитетом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Викторовна. Уважаемые коллеги, прежде чем продолжить обсуждение этого законопроекта, давайте посоветуемся. Мы с вами сегодня работаем достаточно оперативно, и кроме этого законопроекта нам осталось рассмотреть по полной процедуре ещё только два законопроекта. У нас есть возможность продлить заседание, в таком случае мы к 15 часам можем полностью завершить работу. Согласимся с таким предложением? Согласимся. Хорошо, тогда продлеваем заседание. Продолжаем обсуждение 28-го вопроса. У кого-то есть вопросы? Есть. Просьба записаться на вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Иван Иванович, по ведению. У нас заседание фракции с участием Набиуллиной в два часа, поэтому мы сейчас все уйдём. Ну если два вопроса осталось, какой смысл что-то менять? Почему мы не можем по Регламенту работать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да нет, можем, но такой... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У них заседание фракции в два часа... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, заседание комитета можно на час перенести, это не проблема, а вот заседание фракции, конечно... У меня просьба тогда: с руководством фракции созвонитесь и выясните, можно ли его на час перенести. Если да, то мы будем продолжать обсуждение. Других вопросов нет по законопроекту? Есть ли желающие выступить? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4350 по 4462 из 6351
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич, я спросил, есть ли желающие выступить, - никто не поднял руку. Так, ещё раз: есть ли желающие выступить по 28-му вопросу? Борис Сергеевич Кашин. Есть ли ещё желающие? Борису Сергеевичу Кашину включите микрофон. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, я очень коротко, я вообще не понимаю, в чём проблема, одну минуту-то можно послушать? Речь идёт о том, что фракция КПРФ поддерживает данный законопроект и обращает внимание на то, как мы отклоняем инициативы наших депутатов. В чём причина того, что комитет в итоге дал отрицательный отзыв? В том, что в правительстве готовится альтернативный законопроект. При этом правительство на законопроект депутатов отзыва не дало. Это абсолютно ненормально! Получается так, что мы сами собственный авторитет подрубаем. В СМИ сейчас - я сегодня читал в одной из ведущих газет - уже идёт дискуссия: согласится или не согласится правительство ослабить свой антиоффшорный закон, ну, так скажем, против нелегального использования оффшоров. То есть они совершенно отдельно ведут дискуссию, полностью игнорируя Государственную Думу. СМИ, кстати, подыгрывают исполнительной власти, мы ведь и сами готовы в любой момент, как говорится, обслуживать интересы правительства. Авторы провели большую работу, и как первый вариант, для первого чтения этот законопроект вполне годится. Его принятие было бы уроком правительству, которое ничего до сих пор не внесло. Поэтому наша позиция - я ещё раз её повторяю - поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Сергеевич. Заключительное слово - Антон Анатольевич Ищенко. Пожалуйста. ИЩЕНКО А. А. Большое спасибо, Борис Сергеевич, за поддержку. Несколько слов хотелось бы всё-таки сказать, пояснить. На самом деле сейчас правительство готовит, ну, будем говорить, альтернативный законопроект (его готовит Министерство экономического развития), который предусматривает раскрытие информации в случае, если одной из сторон государственного контракта будет являться оффшорная компания, при этом в таком контракте должна быть заложена ответственность оффшорной компании в размере 1 процента от сделки. Ну, таким образом мы просто легализуем деятельность оффшорной компании: заплатил 1 процент - и, пожалуйста, воруй государственную собственность, государственное имущество, выводи в собственность земельные участки в Подмосковье стоимостью десятки миллиардов рублей, а потом наше российское право уже не сможет нам помочь эту собственность вернуть обратно, как это произошло, например, с Росреестром, как это произошло с одним из крупнейших заводов в системе Роскосмоса, ну, есть много таких примеров. Я считаю, что наш законопроект более правильный и имеет право на жизнь, а те замечания, которые сделал комитет, вполне могут быть учтены ко второму чтению. Кстати, когда Счётная палата давала своё заключение... Я ставлю вас в известность, ну, я не говорю, что это заключение утверждено Коллегией Счётной палаты, но в заключении Счётной палаты не сформулирован также окончательный посыл - поддерживает Счётная палата или не поддерживает, предлагается изменить, поправить текст законопроекта в первом чтении. Но мы понимаем, что в первом чтении текст законопроекта никто не правит, текст законопроекта можно править во втором чтении, поэтому, исходя из этой логики, надо понимать, что его было необходимо выносить на первое чтение. Это что касается Счётной палаты. Заключение Комитета по безопасности и противодействию коррупции, я вам уже говорил, похоже на заключение Счётной палаты. В числе основных причин, почему Комитет по безопасности и противодействию коррупции не поддерживает наш законопроект, названо то, что в нём не отражены меры поддержки развития безналичного денежного оборота, нет обязанностей оффшорных компаний фиксировать информацию и хранить информацию, нет обязанности банков или других организаций хранить информацию, - ну, это вообще не связанные с нашим законопроектом тезисы! Мы им про Фому, а они нам про Ерёму, и как бы ставят в укор нам то, что мы не смогли привести в соответствие! Мы, конечно, учтём замечания и включим это в следующий раз, когда фракция ЛДПР будет перевносить этот законопроект, а я слышал, Владимир Николаевич тоже будет перевносить свой законопроект. Как я уже говорил, мы добавим туда меры для стимулирования безналичного денежного оборота, мы добавим другие меры, которые впрямую не связаны с этим законопроектом. Если комитет по противодействию коррупции хочет это увидеть, мы это сделаем, но мы просим, чтобы наш законопроект был воспринят как основной законопроект, который нацелен на борьбу с оффшорами и с выводом государственной собственности из бюджета, из казны Российской Федерации. Ну и ещё раз подчеркну, что одной из целей, которые преследует этот законопроект, является раскрытие информации о бенефициарах - публичных, должностных лицах. Это основной тезис этого законопроекта, но и Счётной палатой, и в заключении комитета по противодействию коррупции этот тезис как-то стыдливо был обойдён, и мы не увидели ни одного замечания или хотя бы намёка на то, что комитет поддержал данную идею этого законопроекта. Ну, я думаю, что сегодняшнее голосование по итогам рассмотрения этого законопроекта покажет, кто как относится, надеюсь, что все фракции не отмолчатся и всё-таки обозначат свою позицию, за они или против, а не станут просто игнорировать голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Анатольевич. Наталья Викторовна Бурыкина, от комитета заключительное слово. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, ещё раз хочу сказать: дело в том, что те заключения, которые мы получили, - это экспертные заключения, а выводы всегда делает комитет, и комитет сделал однозначный вывод о том, что законопроект в предложенной конструкции - без реальных механизмов именно по выявлению компаний с оффшорной подконтрольностью либо с оффшорной юрисдикцией - работать не будет. Мы принимаем достаточно много декларативных законов, а хотелось бы, чтобы мы принимали законы, которые работают, поэтому с предложенным подходом комитет не согласен и предлагает в предложенной редакции его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Викторовна. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5997 по 6015 из 6351
28-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 17 мин. 48 сек.) Проголосовало за 206 чел.45,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 206 чел. Не голосовало 244 чел.54,2 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.