Заседание № 176

06.12.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 295644-8 "О внесении изменений в статью 65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части предоставления гарантий матерям и отцам, воспитывающим детей до шести лет без супруга или супруги, на внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4558 по 4663 из 5818
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 65       
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Олег   
Юрьевич Леонов.                                                                 
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемые коллеги, все мы знаем, как непросто приходится           
родителям-одиночкам. Бабушки и дедушки не всегда могут сидеть с детьми, а       
услуги частных садов и нянечек многим родителям недоступны, и приходится        
совмещать уход за ребёнком и работу. Это непросто, даже если человек трудится   
на удалёнке, а для тех, кто вынужден ездить в офис, это вообще невозможно.      
Наша фракция подготовила законопроект, который облегчит жизнь одиноким          
родителям: их дети вне очереди получат место в детских садах, значит, люди      
смогут раньше выйти на работу и обеспечить нормальный уровень жизни и себе, и   
своему ребёнку. Отпуск с сохранением рабочего места предоставляется родителям   
до достижения ребёнком трёхлетнего возраста, и, если к этому времени не         
удастся пристроить малыша в детский сад, родитель оказывается в очень сложной   
ситуации. Не всякий работодатель согласится войти в положение, а в итоге        
семья вообще может оказаться без средств к существованию. Найти новый           
источник заработка, когда у тебя на руках ребёнок-дошкольник, вообще не очень   
просто, и особенно если в карьере была пауза из-за декрета. Эксперты называют   
это штрафом за материнство.                                                     
                                                                                
Так вот, по данным последней переписи, примерно треть всех семей с              
несовершеннолетними детьми в России неполные, это миллионы мужчин и женщин, и   
регулярные выплаты - это, конечно, важная мера поддержки. Но, например, если    
женщина растит ребёнка одна после развода, она не признаётся                    
матерью-одиночкой и не может претендовать на такие льготы, поэтому важно не     
просто раздавать деньги, а дать людям возможность устроиться на работу,         
полноценно перезапустить карьеру и получать зарплату, которой будет             
достаточно для содержания ребёнка. От этого выиграют и каждая конкретная        
семья, и экономика в целом, так как она получит приток кадров.                  
                                                                                
Мы здесь, в Думе, очень много говорим о демографии и о попытках повысить        
рождаемость, иногда доходим до крайности, требуем ввести налог за               
бездетность, запретить аборты, но к проблеме нужно подходить шире. Сегодня мы   
обсуждаем вопрос, который показывает, что государство не только готово помочь   
людям в деторождении, но и готово поддерживать их на всех этапах, и поэтому     
очень рассчитываем, что депутаты поддержат нашу инициативу.                     
                                                                                
Просим проголосовать за.                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Юрьевич.                                    
                                                                                
С содокладом выступает Лариса Николаевна Тутова.                                
                                                                                
ТУТОВА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В комитете внимательнейшим          
образом рассмотрели данный законопроект - спасибо большое коллегам за           
представленную концепцию.                                                       
                                                                                
По существу данного законопроекта сообщаем следующее. Во-первых, вносимые       
изменения не соответствуют предмету правового регулирования вышеназванной       
статьи - статьи 65. Во-вторых, право получения дошкольного образования по       
предложению авторов гарантируется ненадлежащему субъекту, то есть авторы        
говорят о родителях, а в статье 5 речь идёт о детях. Кроме того, право на       
внеочередное, на первоочередное предоставление мест в дошкольных                
образовательных организациях у нас законодательно уже установлено в отношении   
детей лиц, которые принадлежат к определённому роду деятельности и выполняют    
обязанности по защите Отечества. В связи с этим нужно расширять действующий     
перечень категорий детей, получающих такое внеочередное право.                  
                                                                                
В соответствии с действующим законодательством к полномочиям органов            
государственной власти субъектов Российской Федерации у нас уже относятся       
меры социальной поддержки и социального обслуживания в отношении отдельных      
категорий граждан, включая и одиноких родителей. Таким образом, вопросы о       
внеочередном обеспечении приёма в детские сады у нас могут быть урегулированы   
на уровне субъектов Российской Федерации.                                       
                                                                                
Также в сопроводительных материалах к законопроекту отсутствует анализ          
существующей в регионах практики приёма детей в дошкольные образовательные      
организации, в том числе льготных категорий. По информации Правительства        
Российской Федерации, на протяжении последних лет в стране наблюдается          
положительная динамика удовлетворения потребностей нашего населения в           
дошкольном образовании для детей всех возрастных групп. Данные статистики: с    
1 января 2023 года в Российской Федерации доступность дошкольного образования   
для детей в возрасте от трёх до семи лет составила 99,66 процента, а для        
детей в возрасте до трёх лет - 97 процентов.                                    
                                                                                
Правительство Российской Федерации в своём официальном отзыве на законопроект   
отмечает отсутствие актуальности принятия законопроекта.                        
                                                                                
С учётом всего изложенного Комитет Государственной Думы по просвещению          
предлагает вам, уважаемые коллеги, не поддерживать законопроект в первом        
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лариса Николаевна.                               
                                                                                
Переходим к голосованию.                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 59 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              100 чел.22,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    100 чел.                                          
Не голосовало                 350 чел.77,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.