Заседание № 46
О проекте федерального закона № 29564-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (в целях формирования механизмов и правовых основ предоставления мер государственной поддержки агропромышленного комплекса в электронном виде).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства". Владимир Иванович Кашин, пожалуйста. КАШИН В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! Законопроект прошёл все необходимые процедуры, согласован со всеми службами. Прошу поддержать его при голосовании в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 13 мин. 29 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается единогласно.
Заседание № 45
О проекте федерального закона № 29564-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (в целях формирования механизмов и правовых основ предоставления мер государственной поддержки агропромышленного комплекса в электронном виде; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства". Владимир Иванович Кашин, пожалуйста. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! Законопроект отрабатывает механизм оперативной государственной поддержки агропромышленного комплекса. Комитет подготовил законопроект ко второму чтению. В таблице № 1 размещено шесть поправок. Прошу поставить на голосование таблицу № 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 05 мин. 56 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 06 мин. 25 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 15 чел.3,3 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 06 мин. 49 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Принято единогласно. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. КАШИН В. И. Прошу включить законопроект в порядок работы на завтра для рассмотрения в третьем чтении. И прошу учесть, что по законопроекту под пунктом 8 Зюганов, Кашин голосовали за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будет учтено в стенограмме. Нет возражений, на завтра поставим? Договорились. Спасибо.
Заседание № 27
О проекте федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (в целях формирования механизмов и правовых основ предоставления мер государственной поддержки агропромышленного комплекса в электронном виде).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства Иван Вячеславович Лебедев. ЛЕБЕДЕВ И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проектом федерального закона предлагается дополнить Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" новой статьёй, предусматривающей создание в целях реализации возможностей получения юридическими и физическими лицами государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, информационной системы цифровых сервисов агропромышленного комплекса, которая, безусловно, обеспечит, во-первых, информирование юридических и физических лиц о возможных мерах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, о возможности формирования и рассмотрения заявок в рамках реализации мер государственной поддержки в электронной форме в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации, во-вторых, сбор отчётности, представляемой в рамках реализации мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, а также формирование и ведение перечня мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Всё это, безусловно, оптимизирует те процессы, которые связаны с реализацией мер господдержки в рамках палитры финансовой поддержки, которая сформирована на площадке Министерства сельского хозяйства. Это, конечно, такие меры поддержки, как льготный механизм кредитования наших аграриев до 5 процентов, это возмещение прямых понесённых затрат. Безусловно, это позволит сэкономить время наших аграриев на представление отчётности, поэтому просим поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Вячеславович. С содокладом выступает Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи! Комитет рассмотрел данную законодательную инициативу, также её поддерживает. Иван Вячеславович подробно сутевую часть изложил, это вот четыре системных вопроса, связанные с информированностью, с составлением соответствующих заявок, с получением государственной поддержки и отчётностью. Действительно, это всё облегчит, упростит получение государственной поддержки, будет более оперативно. Наряду вот с этими положительными моментами что нас волнует? Нас волнует то, что сегодня многие наши регионы имеют неустойчивый Интернет и могут быть сбои. В законе нет системных предложений, связанных с тем, как быть в этом случае, и это может, по большому счёту, исказить реальную составляющую, связанную с возможностью получения государственной поддержки в широком смысле, и свести всё опять к узкому кругу лиц, которые будут иметь этот соответствующий доступ. Поэтому мы считаем - и ко второму чтению это надо будет доработать, - что нам надо иметь альтернативную составляющую, то есть возможности вести данную работу по государственной поддержке наших товаропроизводителей с использованием и бумажного носителя. Кроме того, в проекте закона есть несколько выражений типа "цифровой сервис", "кассовое исполнение", которые в юридическом плане не имеют понятийного аппарата, - в этом направлении мы тоже поработаем. В целом мы считаем, что закон в первом чтении должен быть поддержан, регионы его также поддерживают. Комитет единогласно поддержал данную законодательную инициативу. Прошу поддержать, уважаемые товарищи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов... Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иван Вячеславович, вот в ряде субъектов существуют также различные меры поддержки садоводов. Уточните, пожалуйста, будет ли эта категория граждан учтена в обсуждаемой информационной системе? На всякий случай объясню, в связи с чем у меня возник вопрос. Несколько месяцев назад я спрашивал мнение Минсельхоза по поводу учреждения праздника - Дня садовода. Для справки: только в Свердловской области порядка 3,5 тысячи садоводческих товариществ, в том числе более 700 в границах города Екатеринбурга, это на самом деле достаточно большая армия. Но ваш коллега по министерству ответил, что отдельные праздники садоводам не полагаются, так как они входят в систему и имеют прямое отношение к работникам сельского хозяйства, у которых уже есть свой праздник. Если проводить параллель, я считаю, что в таком случае садоводы должны быть учтены в обсуждаемой информационной системе. Можете высказать свою точку зрения? ЛЕБЕДЕВ И. В. Андрей Геннадьевич, спасибо большое за вопрос. Мы считаем, что подотрасль садоводства - это важная составная часть агропромышленного комплекса в том числе, поэтому, безусловно, я вам должен доложить о том, что на площадке министерства сформирована целая палитра мер господдержки для отрасли садоводства. В первую очередь это поддержка, направленная на высадку новых интенсивных, полуинтенсивных садов, это поддержка, связанная с технологическими картами, которые используются в области садоводства, это и поддержка в области энергообеспечения, то есть в отношении техники, которая работает исключительно в садах. Все меры господдержки, которые у нас адаптированы для подотрасли садоводства, безусловно, будут отображены в этой информационной системе. В том числе будут использоваться суперсервисы, которые будут адаптированы к конкретным садоводческим площадкам, для того чтобы сделать процесс удобным с точки зрения получения мер господдержки и последующей отчётности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КАШИН В. И. Я хотел добавить. Мы сегодня вместе с личными подсобными хозяйствами, садовыми товариществами производим где-то около 3,7 миллиона тонн плодов и ягод. Нам надо производить как минимум 12-13 миллионов тонн. При норме 100 килограммов на человека, научно обоснованной, при нашей численности, понятно, нам надо в общей сложности минимум 14,5 миллиона. Часть мы завозим, это фрукты, которые не произрастают у нас, но основная часть у нас произрастает. И сегодня, ежегодно закладывая 15-16 тысяч гектаров новых садов, мы должны выйти на уровень 350 тысяч гектаров плодоносящих садов, в том числе новых интенсивных садов с плотной посадкой, с тем чтобы, получая около 350-400 центнеров, решать эту главную задачу. Что сегодня делается? Поддержка идёт с точки зрения питомниководства, на государственную поддержку рассчитывают все, кто закладывает сады. Что касается личных подсобных хозяйств, садово-огородных участков, конечно, тут нам надо серьёзно заниматься вопросами кооперации. Что касается празднований и всего остального. Ежегодно мы проводим дни сада, это большой праздник, ни одна отрасль такого не имеет. Во всех наших институтах и на всех садоводческих территориях мы проводим, как правило, большой Всероссийский съезд садоводов, где отмечаем все наши победы, достижения и недостатки. Мы проводим большие ярмарки по реализации посадочного материала, плодов и ягод. Но ещё раз хочу отметить: тут у нас фронт большой, поле нам всем вместе надо ещё пахать и пахать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Вячеславович, у нас в Краснодарском крае более 13 тысяч сельхозпроизводителей, в том числе большая часть из них малой формы хозяйствования. Они, конечно, не обладают в большинстве своём усиленной квалифицированной подписью. Скажите, пожалуйста, будет ли это обстоятельство являться причиной отказа в возможном участии в программах господдержки? Спасибо. ЛЕБЕДЕВ И. В. Светлана Викторовна, спасибо большое за вопрос. Можно будет осуществлять реализацию через ЕПГУ. Мы знаем, что такая проблематика есть. Прежде чем суперсервис вводить как площадку, мы, безусловно, этот процесс в том числе с технической стороны изучали. С точки зрения сервиса ЕПГУ через госуслуги абсолютно бесплатным будет процесс, там такая же квалифицированная подпись, которую наша система будет учитывать, и её будет достаточно. Поэтому мы считаем, что эта проблема в наших подходах решена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. КАШИН В. И. Я хочу уточнить. У нас - конечно, я должен сказать - 123 тысячи фермерских хозяйств, 37 различных организаций, а вот малых форм хозяйствования у нас около 20 тысяч, для справки. Были названы неправильные цифры в вопросе, поэтому я уточнил, чтобы товарищи это всё понимали в более широком смысле, это что касается в общем организационного аспекта нашего комплекса - АПК. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Аиткулова Эльвира Ринатовна. АИТКУЛОВА Э. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Благодарю. Уважаемый Иван Вячеславович, я представляю аграрный регион - Республику Башкортостан. Вопрос: правильно ли я понимаю, что информационная система будет по принципу "единого окна", когда человек может получить исчерпывающую информацию, подать документацию федерального уровня? Будет ли возможность у регионов представлять информацию о мерах региональной поддержки? Ну, откроется ли со временем такой доступ для формирования ещё региональной базы? И заглядывая немножко вперёд: если создаётся некая экосистема, то есть если мы стимулируем товаропроизводителей, чтобы они начали производить... Вот если рассматривать это как экосистему и идти до конца цепочки, то напрашивается в этой экосистеме маркетплейс или по крайней мере информация обо всех производителях, которые сегодня есть в нашей стране. Есть ли планы сегодня вот такую, более расширенную версию этой системы сделать? ЛЕБЕДЕВ И. В. Эльвира Ринатовна, спасибо большое за вопрос. По первой части вопроса я вам должен сказать, что это, безусловно, сквозная система. Подчёркиваю, тот, кто знает, как сегодня доводятся меры господдержки до конечного получателя, то есть до сельхозтоваропроизводителя, совершенно чётко понимает, что с площадки федерального центра межбюджетный трансфер доводится до субъекта Российской Федерации исходя из тех заявок, которые субъект подал, далее субъект доводит средства до каждого сельхозтоваропроизводителя в зависимости от меры господдержки, которая на него распространяется. Подчёркиваю, та система, которую мы сейчас создаём, носит сквозной характер уже сегодня, то есть это законченная, как вы сказали, экосистема, которая позволяет из федерального центра довести средства, меры поддержки до конечного получателя. Это по первой части вопроса. По второй части вопроса. Безусловно, мы понимаем, что цепочку цифровых сервисов нужно развивать в том числе с удобными механизмами реализации продукции и, конечно, маркетплейсом, как современным, удобным форматом. Сервис реализации продукции мы тоже предусматриваем и реализуем, правда в рамках другой программы, но в рамках цифровой трансформации отрасли в целом. Так что задача реализации маркетплейса тоже перед нами стоит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Вопрос докладчику. Иван Вячеславович, у вас на сайте нашёл новость, датированную ещё 9 августа 2019 года: говорится, что 20 процентов регионов демонстрируют высокий уровень информационных технологий в сфере АПК, 29 - средний, и умалчивается про остальные 50 процентов. В связи с этим вопрос: скажите, пожалуйста, на каком уровне сейчас находятся информационные технологии в сфере АПК в регионах? И второй вопрос: будете ли вы предоставлять поддержку фермерам, у которых нет специалистов в данной сфере или оборудования да порой даже элементарно интернет-соединение отсутствует? ЛЕБЕДЕВ И. В. Михаил Сергеевич, докладываю вам о ситуации в том виде, в котором она есть: более 40 субъектов Российской Федерации на сегодняшний день находятся в высокой степени готовности, они абсолютно готовы технологически и с точки зрения кадрового обеспечения, то есть они в этом вопросе на высоте; оставшаяся половина активно к этому готовится. На что я хотел бы обратить ваше внимание? Наши сервисы дают возможность, но не делают это обязательным с первого момента. Мы, конечно, устанавливаем очень комфортный переходный период, во время которого старая система предоставления мер господдержки, предоставления отчётности продолжает существовать. Те субъекты и сельхозтоваропроизводители, которые готовы на сегодняшний день оперативно включиться в эту работу, начинают работать в новом формате, а те фермеры, у которых, как вы сказали, пока нет достаточного кадрового обеспечения, нет опыта, те сельхозтоваропроизводители, у которых пока недостаточно опыта, потихонечку работают в старом формате и предоставляют отчётность на бумаге, формируют запрос на палитру мер господдержки тоже в старом режиме. Но это не означает, что они ущемляются. Меры господдержки будут предоставляться в любом случае всем сельхозтоваропроизводителям, которые имеют на это право, вне зависимости от того, используют они суперсервис или не используют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Сегодня день у нас удачный: наконец-то начинаем людям упрощать жизнь. Сначала олигархам упростили перерегистрацию, теперь крестьянам помогаем упростить процедуры для получения мер поддержки. Я без иронии говорю. Действительно, этот законопроект мы поддерживаем, это очень важная и нужная инициатива. Мало того, я не скажу, что весь мир, но весь цивилизованный мир уже давно работает дистанционно, с государством общается именно так. Бизнес с ним именно так общается: заполняют электронные документы, отправляют, обмениваются всей информацией, а потом на карточку получают меры поддержки, всё. И пожалуйста - не отвлекайся от полевых работ, занимайся тем, чем ты должен заниматься. Другой вопрос, что действительно не везде у нас ещё пока доступен Интернет. Но представитель правительства сказал, что старые меры поддержки... старая система поддержки будет действовать параллельно, а как только мы покроем всю страну Интернетом с достаточной степенью, скажем так, скорости и стабильности, действующая сейчас система сама по себе отпадёт. Наша фракция, естественно, поддерживает принятие такого закона, и мы думаем, что в этом направлении нужно двигаться дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Аникеев Андрей Анатольевич, пожалуйста. АНИКЕЕВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данным проектом закона предлагается дополнить Федеральный закон № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" новой статьёй - статьёй 17-1. Эта статья предусматривает, как уже сказали, создание информационной системы цифровых сервисов агропромышленного комплекса. Внедрение данной информационной системы, на наш взгляд, повысит информированность участников процесса при предоставлении мер государственной поддержки, сократит время, затраченное на подготовку документов и их формирование, на рассмотрение заявок, сбор отчётности и контроль кассового исполнения. Всё это, на наш взгляд, будет способствовать принятию эффективных управленческих решений органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства. Коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что представленный законопроект не предусматривает введения новых обязательных требований и финансирование данной системы будет осуществляться за счёт федеральных средств, только за счёт федеральных средств, поэтому доступ потребителей к информационной системе будет у нас бесплатным. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что принятие данного закона позволит обеспечить повышение эффективности реализации государственной политики по данному направлению. Предлагаем всем фракциям поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении. Все вопросы, которые задавали коллеги из других фракций, мы учтём при принятии во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Анатольевич. Иван Вячеславович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Владимир Иванович? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 41 мин. 07 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается единогласно. Спасибо.