Заседание № 55

27.10.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 294690-3 "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части дополнения перечня образовательных учреждений новым типом ? учебно-воспитательные комплексы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4663 по 4680 из 5298
ИВАНОВА В. Н., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня на заседании присутствуют представители              
Воронежской областной Думы. У нас идет под номером 18 законопроект о            
поправках к Закону "Об образовании". У меня огромная просьба - мы довольно      
быстро рассмотрим этот законопроект - поддержать, с тем чтобы наши уважаемые    
коллеги, депутаты региональных законодательных собраний, смогли вернуться       
домой. Большая просьба поддержать. Мы довольно быстро проведем обсуждение.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пункт 18. Нет возражений? Нет. Не будем          
голосовать? Нет. Проект федерального закона "О внесении дополнений в Закон      
Российской Федерации "Об образовании". Доклад Николая Алексеевича Куралесина,   
представителя Воронежской областной Думы. Пожалуйста, на трибуну.               
                                                                                
Где ваш представитель, Валентина Николаевна?                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4734 по 5098 из 5298
Пункт 18. Пожалуйста, Николай Алексеевич Куралесин, доложите нам                
законопроект.                                                                   
                                                                                
КУРАЛЕСИН Н. А., представитель Воронежской областной Думы.                      
                                                                                
Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется      
проект федерального закона, ну, я не буду его называть, у вас материалы на      
руках, к сути перехожу.                                                         
                                                                                
Учебно-воспитательные комплексы (сокращенно УВК) начали создаваться в 90-м      
году. В 92-м году их правовой статус был узаконен. Новая редакция Закона        
Российской Федерации "Об образовании" (в редакции федерального закона от 13     
января 1996 года № 12-ФЗ) исключает понятие "комплекс", а перечень              
образовательных учреждений такого типа учреждение не предусматривает. Таким     
образом, к настоящему времени законодательно правовой статус УВК не сохранен.   
В настоящее время во всех субъектах Федерации идет приведение регионального     
законодательства в соответствие с федеральным. Поскольку в перечне              
образовательных учреждений такого учреждения, как учебно-воспитательный         
комплекс, нет, возникает масса правовых коллизий. С одной стороны, комплексы    
зарекомендовали себя как учреждения нового типа, и в начале 90-х годов так и    
прозвучало, что это учреждения нового типа. C другой стороны, сейчас нет у      
них правового статуса. И вы прекрасно понимаете, что на местах чиновничий       
аппарат подходит к этому вопросу по-разному. Уже есть случаи, когда,            
например, на детские садики, изостудии, спортивные школы, которые в урезанном   
варианте, конечно, входят в структуру учебно-воспитательного комплекса, но      
без права юридического лица (так и должно быть, хотя право юридического лица    
у учебно-воспитательных комплексов было), на их здания, сооружения и            
территории, если грубо говорить, просто положили глаз коммерческие структуры.   
И, конечно же, идет процесс, который мы наблюдали ранее, потому что сейчас      
тоже очереди на место в детский садик, а детских садиков нет, они просто        
проданы. То же самое может быть с частью территорий, зданий и сооружений УВК.   
                                                                                
Заключение правительства на законопроект отрицательное, они мотивируют это      
тем, что были некоторые недоразумения с оформлением пенсий сотрудникам          
детских садиков, изостудий и так далее в составе УВК, но якобы постановлением   
правительства от 2002 года это недоразумение снято, и поэтому данный вопрос,    
в общем-то, обсуждению и не подлежит. Я с этим не совсем согласен, потому       
что, если этот вопрос решен, тогда, может быть, не надо было его выносить на    
рассмотрение депутатов Государственной Думы, но в связи с тем, что, как я уже   
объяснил, происходит на местах, эта структура в итоге будет уничтожена, я в     
этом нисколько уже не сомневаюсь. Поскольку экспертиза свидетельствует о том,   
что никаких дополнительных финансовых средств данным учреждениям образования    
не потребуется, я считаю, что здесь необходимо все-таки поддержать инициативу   
региона, которую уже поддержали семьдесят восемь субъектов. Наверное,           
ситуация в каждом регионе аналогичная. И поэтому у меня просьба большая,        
независимо от того, что было принято решение и фракцией "Единая Россия" не      
поддерживать эту инициативу, и еще многими группами депутатов, я прошу вас      
все-таки поддержать. Если она не будет поддержана, значит, будем вносить еще    
раз. Это уже третий раз мы вносим, ну, в четвертый раз внесем.                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад сделает Валентина Николаевна Иванова. Пожалуйста, Валентина            
Николаевна.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВА В. Н. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
Уважаемые товарищи, дело в том, что в заключении комитета значится, что         
перечень всех типов образовательных учреждений, содержащийся в статье 12        
Закона "Об образовании", включает уже учебно-воспитательные комплексы. И мы     
об этом заявляли, и в заключении это имеется, такая же позиция отражена и в     
заключении Правительства Российской Федерации. Более того, вы знаете, что в     
соответствии с законами 95, 131 и 122-м эти направления отнесены к предмету     
ведения регионов, поэтому уже здесь вопрос сохранения финансирования - это      
непосредственно вопрос бюджета соответствующего региона.                        
                                                                                
В то же время подчеркну, что непосредственно в статье 12 указывается, что       
образовательное учреждение - это такое учреждение, которое осуществляет и       
обучение, и воспитание обучающихся, воспитанников данного учреждения. То есть   
здесь уже в самом определении, содержащемся в статье 12, указывается, что это   
и учебно-воспитательный комплекс. И здесь приведен исчерпывающий перечень       
типов образовательных учреждений: и дошкольные, и школьные, и начальные         
образовательные, и интернаты, и дополнительного образования учреждения, и       
учреждения для детей-сирот, и дополнительного образования учреждения,           
связанные с искусством, с творчеством и так далее.                              
                                                                                
То есть, повторяю еще раз: практически позиция комитета, правительства,         
Правового управления такова, что перечень есть, он исчерпывающий и вносить      
поправки в статью 12 Закона "Об образовании" пока оснований нет. Поэтому мы     
считаем, что нет пока оснований поддерживать данный законопроект, и просим      
отклонить его и проголосовать за решение комитета.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть         
вопрос у Виктора Егоровича Кузнецова.                                           
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Валентина Николаевна, вот непонятно. Третий раз область          
выходит с одним и тем же предложением, с одной и той же просьбой. Я, конечно,   
могу читать статьи, могу расширительно толковать это понятие "образовательные   
учреждения", могу более узко к этим вещам подходить, но у людей возникла не     
философская проблема, а конкретная проблема, когда этим структурам -            
учебно-воспитательным комплексам - грозит ликвидация, уничтожение и так         
далее. Они же с этим пришли! И все записки о понимании так или иначе, они...    
в конечном счете в судебных органах или в каких-то других органах и даже        
просто чиновникам это дает право читать так, как они это прочитают. В чем       
смысл, вообще говоря? Вы попросили остаться на рассмотрение этого вопроса, мы   
остались, понимая, что человека надо отпустить с добром, а вы говорите, что     
такого и не... (Микрофон отключен.)                                             
                                                                                
ИВАНОВА В. Н. Виктор Егорович, вы спутали два вопроса: один - поправки к        
закону, а второй - сохранение образовательного учреждения. Данный тип           
учреждения, о котором говорит представитель Воронежской областной Думы,         
подходит под соответствующий тип перечня, уже имеющегося в Законе "Об           
образовании", - общеобразовательный. И имеются все необходимые документы,       
законодательные основания для сохранения этого учебно-воспитательного           
комплекса. Если возникают вопросы у чиновников в регионах, то это уже,          
извините, вопрос к тем чиновникам, к губернатору, к руководителям, а не к       
федеральному законодательству. Федеральное законодательство дает основания и    
для сохранения, и для развития этих комплексов, этих общеобразовательных        
учреждений.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Но, вообще, Валентина Николаевна,                
действительно за три минуты такой закон не рассматривается, и абсолютно прав    
Виктор Егорович: здесь есть предмет обсуждения. Может быть, и не стоило нам     
сегодня так торопиться рассматривать его, впопыхах?                             
                                                                                
Пожалуйста, Николай Игнатович Кондратенко.                                      
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.        
                                                                                
Дорогая Валентина Николаевна, вы почти убедили, но тогда просьба к вам:         
возьмите этот вопрос под свой непосредственный контроль, если надо, даже с      
выездом в регион, но доведите до логического конца. Человек приехал с           
периферии, похоже, там проблема, кто-то что-то не понимает. Мы не можем         
закрывать на это глаза. К тому же человек с периферии, совершенно трезвый,      
целый день сидел среди нас. Будьте добры, Валентина Николаевна! И мы вас        
поддержим.                                                                      
                                                                                
ИВАНОВА В. Н. Я думаю, что, Николай Игнатович, мы в комитете действительно      
этот вопрос тогда возьмем на контроль, выедем, посмотрим, в чем проблема.       
Проблема не в законодательстве, не в федеральном законе, а проблема во          
взаимодействии с региональными властями. Здесь мы готовы поучаствовать как      
депутаты.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гостев Руслан Георгиевич.                                 
                                                                                
Включите микрофон депутату Гостеву.                                             
                                                                                
ГОСТЕВ Р. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Сразу зажимают критику...                                                       
                                                                                
Валентина Николаевна, я, конечно, понимаю, что можно при любом толковании в     
наших федеральных законах найти всё, но вместе с тем семьдесят восемь           
субъектов в соответствии с докладом первого докладчика поддержали предложение   
Воронежской областной Думы. И плюс к этому практика показывает, что на местах   
учебно-воспитательные комплексы ликвидируются. Более того, идут имущественные   
споры тогда, когда идет и распродажа этих комплексов, в то время как учебные    
заведения пока не ликвидируются, пока. Я думаю, что в ближайшем будущем мы      
все учебные заведения продадим, "прихватизируем" и так далее, и комитет наш     
тоже будет поддерживать это. Почему тогда семьдесят восемь субъектов            
поддерживают, а комитет в лице десяти депутатов Государственной Думы считает,   
что всё есть?! И в конечном итоге мы выходим к нулевому варианту -              
учебно-воспитательные комплексы ликвидируются. И тут не виноват губернатор      
Воронежской... (Микрофон отключен.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валентина Николаевна, ответьте.               
                                                                                
ИВАНОВА В. Н. Единственное, что я хочу сказать: ведь когда что-то               
ликвидируется на конкретном месте, в конкретном регионе, на конкретной          
территории, это не означает, что есть изъян в федеральном законодательстве. И   
здесь мы должны сказать, что есть все основания в федеральном законе            
сохранять, развивать и так далее. Вопросы упразднения - это вопросы регионов.   
И поэтому я считаю, что здесь это конкретный вопрос взаимодействия директора    
с конкретным руководителем, губернатором.                                       
                                                                                
И со своей стороны хочу спросить: что, разве на нашей с вами памяти мало        
закрылось высших учебных заведений? Ну так что теперь, после каждого закрытия   
менять закон и смотреть, почему закрыли, где у нас пробел в федеральном         
законодательстве? Поэтому еще раз я говорю: проблема есть, но эта проблема...   
Она имеет федеральные корни? Мы отвечаем: нет, федеральных корней здесь нет,    
корни здесь в конкретном регионе. И мы готовы, еще раз я подчеркиваю,           
комитетом выехать и разобраться в этом вопросе на месте, но не... (Микрофон     
отключен.)                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Булаев Николай Иванович.                                  
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Коллеги, я просил бы вас обратить внимание на два                  
обстоятельства.                                                                 
                                                                                
Первое обстоятельство. Есть Закон "Об образовании", статья 39, пункт 13,        
согласно которому приватизация муниципальных и государственных                  
образовательных учреждений запрещена. И если в каком-то регионе кто-то          
собирается приватизировать эти комплексы, он нарушает федеральное               
законодательство. На это есть прокуратура, и регулировать здесь пока ничего     
не надо. Если нам потребуется приватизировать, мы должны будем принять закон,   
а в этом законе речь идет о другом.                                             
                                                                                
Что касается учебно-воспитательных комплексов, они указаны в постановлении      
правительства, и проблема возникает только в том случае, если чиновник          
начинает трактовать по-своему это постановление правительства.                  
                                                                                
Что касается приватизации, еще раз напоминаю: Закон "Об образовании", статья    
39, пункт 13, категорически запрещает приватизацию муниципальных и              
государственных образовательных учреждений. Если в Воронеже этот процесс        
идет, мы завтра направим депутатский запрос в прокуратуру... (Микрофон          
отключен.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович, за то, что внесли ясность.     
                                                                                
Депутат Овсянников, выступление.                                                
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, я так понимаю, что речь, скорее всего, идет об              
учебно-производственных комплексах. Учебно-воспитательные комплексы - это       
какие-то непонятные создания. Я помню, раньше были УПК, и они основывались на   
базе какого-то предприятия, для которого нужны были квалифицированные кадры.    
Но если сегодня предприятие не нуждается в кадрах либо закрывается, почему      
оно должно содержать их? Зачем сфере образования держать на балансе то, -       
нет, мы обязательно сохраним! - что не востребовано? Зачем строгать Буратино,   
который потом не нужен ни папе Карло, ни кому угодно? То есть, по-моему, это    
лишняя трата времени и сил. И почему вопрос 18 вызвал такой спор, тоже          
непонятно. По-моему, правительство знает, что делает, и комитет знает, что      
говорит. Спасибо.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "Родина" Чаплинский Сергей Игоревич хочет выступить.                 
                                                                                
Валентина Яковлевна, присаживайтесь, вопросы закончились.                       
                                                                                
ЧАПЛИНСКИЙ С. И. Кратенько хотел бы сказать. Во-первых, вопрос только что       
был: что такое учебно-воспитательный комплекс? Это объединение, которое и       
образованием занимается, и культурным воспитанием, и спортивным, поэтому        
здесь разные понятия сразу объединены. И опыт работы этих комплексов в          
течение нескольких лет показал, что дети, которые там готовятся к школе с       
трех-четырех лет (и более старшего возраста) или занимаются в каких-то          
кружках, показывают гораздо более высокие результаты. Даже эксперимент по       
единому государственному экзамену показал, что в регионах, где работают эти     
комплексы, у всех выпускников очень высокие показатели.                         
                                                                                
Поэтому предложение такое: принять этот законопроект, он абсолютно              
безвредный, но явно может принести пользу тем структурам, которые были в свое   
время созданы. Поэтому фракция "Родина" предлагает поддержать это               
предложение. Спасибо.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Виктор Егорович хотел бы выступить. Пожалуйста, Виктор Егорович.       
Сергей Алексеевич, вы тоже хотели выступить? Хорошо. Кто еще хотел бы           
выступить? Владимир Вольфович Жириновский. Еще, пожалуйста, записывайтесь       
пока не закрыт список.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Егорович.                                                    
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. К сожалению, мы опять столкнулись с ситуацией, когда, казалось   
бы, комитет разобрался с бумагами, с текстами, но не разобрался с проблемой.    
Если третий раз приезжает из региона представитель и семьдесят восемь           
субъектов в своих заключениях отмечают, что это чрезвычайно необходимо          
сделать, а комитет третий раз пишет, что нет, у нас всё хорошо, то, я думаю,    
комитет действительно не разобрался в проблеме и не вправе был выносить         
сегодня законопроект на рассмотрение.                                           
                                                                                
Дорогие товарищи, ну съездите посмотрите, в чем там проблема по существу.       
Конечно, двумя-тремя фразами за полторы минуты здесь не объяснишь всего. Я бы   
даже попросил представителя из Воронежа еще раз сказать конкретным,             
человеческим языком: что стоит за этими проблемами? Мы много трафаретов         
наговорили, а что по существу - мы сейчас сидим гадаем все.                     
                                                                                
Считаю, что надо сегодня поддерживать эту инициативу в первом чтении, а         
дальше комитету разобраться, уж там дальше определимся. Но если сейчас просто   
отклонить, завтра они снова принесут эту же инициативу.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Попов Сергей Алексеевич.                                  
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Я бы выступил в защиту нашего Комитета по образованию.     
Нужно этот закон непременно принимать, потому что иначе членам комитета         
придется выезжать в семьдесят восемь субъектов Федерации и мы их здесь просто   
не увидим.                                                                      
                                                                                
А если говорить серьезно, то, как правило, вопрос состоит в имущественном       
споре. Нужно здание для чего-то, для пользы дела, как, помните, в известном     
рассказе Солженицына, и власти говорят, например губернатор: давайте мы у       
системы образования это здание заберем, ну нужно же области какие-то задачи     
решать, - и забирают, а завроно, или завгороно, или завоблоно, председатель     
комитета по образованию помешать просто не могут.                               
                                                                                
Поскольку именно в ведении Российской Федерации по статье 71 Конституции        
регулирование и защита прав, я думаю, этот законопроект нужно обязательно       
поддержать. Я прошу вас: поддержите его, это ради детей и ради будущего нашей   
страны.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Вольфович Жириновский.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У нас очень часто почему-то отвергаются инициативы с мест,    
и хотелось бы, чтобы мы все-таки с большим вниманием относились к местным       
парламентам. Практика показывает, что почти 90 процентов их инициатив мы        
зарубаем, не принимаем.                                                         
                                                                                
Особенный интерес и внимание, конечно, к образованию и к молодежи. Здесь        
много путаницы в определении статуса этих образовательных учреждений, но сама   
по себе идея хорошая. Нужно сохранять все виды учебных заведений и, наоборот,   
их расширять, в том числе и ту загубленную сеть ПТУ, которую еще                
правительство Гайдара разрушило, а теперь нам министр Греф говорит, что не      
хватает рабочей силы, и мы завозим вьетнамцев, китайцев, рабочих из-за          
рубежа. Здесь мы сразу убиваем несколько зайцев. Во-первых, это наша            
молодежь, и надо, чтобы она имела образование. Во-вторых, это                   
квалифицированная рабочая сила, это исключит возможность завоза лишней          
рабочей силы. Это досуг молодежи.                                               
                                                                                
Эти вопросы, конечно, должны быть в поле зрения. И особенно неприятно, когда    
сам профильный комитет выступает против того, чтобы как-то расширять сферу      
образования. Это вот не самый лучший способ, когда мы отвергаем, не голосуем.   
Понятно, что, если комитет против, да и по настроению в зале чувствуется, не    
пройдет данный закон, но в целом комитет должен что-то здесь предпринять        
вместе с нашими новыми ведомствами, которые за это отвечают. Это же самое       
важное - молодое поколение! Мы начинаем бороться с алкоголем, с распитием       
пива в общественных местах, а если будут хорошие воспитательные учреждения,     
то они эту функцию сами выполнят. Ну и потом, будущее любой страны - это        
все-таки образованные люди. Хотя бывает так, что, когда слишком много           
образования, никто не хочет идти работать на те места, где требуется низкая     
квалификация. Но для этого и есть разные системы обучения.                      
                                                                                
Ну, действительно, может быть, здесь, как и при попытках реформировать науку,   
корыстные интересы? При советской власти очень много было построено учебных     
заведений, они имеют хорошие участки, хорошие здания, и кому-то хочется их      
статус расшатать, с тем чтобы найти способ, так сказать, смены собственников.   
Вот сейчас в Вологде, пока мы здесь сидим, идет очередной захват                
производственных объектов, пять человек убито. Ну вот до чего мы доводим, так   
сказать, создаем такую ситуацию неправовую, когда захватывают собственность,    
а в данном случае учебные заведения! На чем вырастет наша молодежь и кто их     
будет воспитывать?                                                              
                                                                                
Надо все-таки посмотреть комитету и вместе с министром Фурсенко продумать       
схему, по которой все-таки восстановить по максимуму всю ту сеть                
образовательных учреждений, которая была, и расширять ее дальше. А легче        
всего, конечно, зарубить закон, или поправку в закон, как бы убрать правовые    
основы для функционирования определенного типа образовательных учреждений.      
Эта проблема стоит уже много лет, и было много наработок при советской          
власти, и то хорошее, что было, разрушать не надо. Другое дело, что где-то      
могут использовать их не по назначению или просто для обогащения: для сдачи в   
аренду, создавать какие-то фиктивные учебные заведения, где обогащается         
группа руководителей, а настоящего образования или воспитательного процесса     
нет. Ну, ошибки во всем могут быть. В принципе надо все-таки поддерживать нам   
и инициативы с мест, и в целом всю образовательную сферу.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович.                              
                                                                                
Требуется ли заключительное слово, коллеги? Не требуется. Кто за то, чтобы      
принять данный законопроект? Мнение комитета - отклонить данный законопроект.   
Прошу определиться голосованием.                                                
                                                                                
И в следующий раз прошу вас, депутаты уважаемые, быть поосмотрительнее: когда   
говорят, что задержимся на три минуты, получается, на полчаса.                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 19 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за               97 чел.21,6%                                     
Проголосовало против           22 чел.4,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    119 чел.                                          
Не голосовало                 331 чел.73,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.