Заседание № 188
30.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 294607-8 "О внесении изменения в статью 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (в части уточнения полномочий Правительства Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4083 по 4367 из 4824
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи". Алексей Владимирович Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, этот законопроект касается порядка обеспечения бесплатными лекарствами при амбулаторном лечении тех, кто имеет на это право в Российской Федерации. Я напомню, что бесплатными лекарствами у нас обеспечиваются пациенты многих групп из нескольких источников. Первый источник - федеральный бюджет. Это регулирует 178-й Федеральный закон "О государственной социальной помощи", о котором мы сегодня будем говорить. Это ВИЧ-инфицированные, в том числе и с сопутствующим гепатитом С, это больные туберкулёзом в лекарственно-устойчивой форме, это 14 высокозатратных нозологий, куда частично перешли некоторые орфанные заболевания, это, естественно, средства "Круга добра", так или иначе используемые на обеспечение лекарственными препаратами, ну и так называемая кардиопрограмма, которая была внедрена недавно и к которой мы добавили общими усилиями 1 миллиард рублей по итогам принятия бюджета. Второй источник - это региональные бюджеты, за счёт которых обеспечиваются бесплатно лекарствами по 892-му постановлению от 1993 года, действующему до настоящего времени, больные социально значимыми заболеваниями, к которым относится сахарный диабет, на примере которого я сегодня попытаюсь объяснить ситуацию, больные орфанными заболеваниями, лечение которых очень дорогостоящее, дети до трёх лет и дети из многодетных семей до шести лет, ну и ещё ряд категорий. То есть огромное количество разных групп, причём зачастую эти группы пересекаются, дублируются полномочия федеральные и региональные, и возникают вопросы: кто в итоге должен обеспечивать тем или иным лекарством или медизделием того или иного пациента? О чём говорит 178-й федеральный закон? Он говорит о том, что инвалиды - это самая большая федеральная категория, которая имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение, - имеют право на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии со стандартами и в порядке, по специальным спискам, которые в данном случае определяются Правительством Российской Федерации. Но бывают следующие ситуации, когда, например, по стандарту или по порядку есть такая медицинская услуга, как непрерывное мониторирование уровня глюкозы крови, те самые датчики, которые мы с вами много раз обсуждали, а в федеральном перечне, который утверждён правительством, этих датчиков нет. Как поступает в этой ситуации человек, ну, или поступал до недавнего времени, пока не была принята соответствующая программа? Он шёл в прокуратуру, прокуратура обращалась в суд, суд выяснял, чьи это полномочия. Так, этот человек инвалид? Инвалид, поэтому должен обеспечиваться за счёт федерального бюджета, но так как в постановлении правительства нет вот этого изделия, этого, скажем так, устройства для определения уровня глюкозы крови, тогда должны обеспечивать регионалы, и суд принимает решение: обеспечить за счёт регионального бюджета. Получается, что у нас человек, имеющий федеральную льготу, по сути обеспечивается за счёт регионального бюджета. То же самое бывает и по ряду орфанных заболеваний, когда нам говорят: есть 14 высокозатратных нозологий (ВЗН), есть группа препаратов, которые прописаны опять же в постановлении правительства либо в приказе Министерства здравоохранения, все остальные препараты должны обеспечиваться регионом. Соответственно, вроде бы федеральный льготник, а лекарства частично идут за счёт регионального бюджета, далеко не богатого. Эта практика, к сожалению, основана на том, что тех средств, которые выделяются сегодня на обеспечение лекарствами наших инвалидов, крайне недостаточно. Я напомню, что на одного больного выделяется 1216 рублей в месяц. Для понимания, 80 процентов из этих пациентов уже выбрали монетизацию, то есть получают деньги вживую, ну и, естественно, в системе осталось очень немного, порядка 3,5 миллиона человек, которые вот на сумму 1216 рублей в месяц должны быть обеспечены всеми необходимыми лекарствами. Для понимания, лечение больного сахарным диабетом в среднем обходится в 3,5-4 тысячи рублей в месяц, бронхиальной астмой - порядка 2 тысяч рублей. Естественно, с выделяемыми средствами это не совпадает, и тогда начинаются перегибы: первое, правительство урезает перечень препаратов и медицинских изделий, которые могут быть предоставлены, точнее, ограничивает; второе, у органов государственной власти субъектов возникает обязанность за свой счёт компенсировать эти недостатки, и, по сути, федеральные полномочия во многом сегодня покрываются за счёт региональных средств. Что можно этому противопоставить? Конечно, правильным, логичным и совершенно очевидным решением является создание единой системы обеспечения бесплатными лекарствами, которую мы тоже предлагали неоднократно. В ближайшее время будет внесён законопроект, в соответствии с которым человек, независимо от места проживания и от его доходов, будет обеспечиваться, должен обеспечиваться необходимыми лекарственными препаратами по рецепту врача или медицинскими изделиями. И это право не должно зависеть от того, в богатом регионе он живёт или в бедном, а зачастую бывает так, что не только право на какой-то дорогостоящий препарат, но и право на жизнь, которая от этого препарата напрямую зависит, зависит от того, где живёт человек: в богатой Москве, в каком-нибудь нашем северном нефтяном богатом регионе либо в какой-нибудь не очень богатой области, для которой найти 10-20, а иногда 30-40 миллионов рублей на годовое лечение, а именно в такую сумму обходится лечение некоторых заболеваний, весьма сложно. И тогда возникают опять прокуратура, опять суды, после этого судебные приставы, после этого возбуждение уголовных дел в отношении чиновников, и только после этого с трудом появляется жизненно необходимый лекарственный препарат, потому что, повторяю, соответствующим решением это подкреплено. Конечно, эту всю вакханалию надо заканчивать, надо делать это централизованно. Это позволит и средства государственные сэкономить, и гарантировать право на жизнь, право на медицинскую помощь, право на бесплатное лекарственное обеспечение всем жителям Российской Федерации. Ну а сегодня предлагается просто сделать так, чтобы федеральный бюджет по своим льготникам, в данном случае по инвалидам, отвечал в полной мере, а не так, как вот захочется, как правительство примет - полный ли список медизделий или ограниченный список медизделий, на которые деньги есть. В этом федеральном списке, кстати, до сих пор систем мониторинга уровня глюкозы крови не появилось, и, соответственно, обеспечивать ими может и должен только регион Российской Федерации, что, собственно, и происходит. Ладно, хоть субсидии появились с этого года, и они будут теперь в регионы доставляться. Именно эту небольшую проблему в рамках той большой, которую я осветил, призван решить данный законопроект. То есть правительство в данном случае или федеральный бюджет должны обеспечивать лекарственными препаратами, медицинскими изделиями в соответствии со стандартами по рецептам врачей без всяких ограничений какими-то там дополнительными списками, которые утверждает правительство. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Екатерины Петровны Стенякиной. СТЕНЯКИНА Е. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Алексей Владимирович очень объёмно нам рассказал о проблемах и трудностях, которые возникают в вопросах обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан. В данном конкретном законопроекте автор предлагает исключить из статьи 6-2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" часть 2, согласно которой Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов. Я хотела бы сконцентрировать на этом внимание, то есть это касается самой социально незащищённой группы лиц. Напомню, что в соответствии с федеральным законом категориям граждан предоставляется набор социальных услуг, в который как раз таки включено обеспечение медицинскими препаратами, а также лечебным питанием и медицинскими товарами. В пояснительной записке к законопроекту автор отмечает, что перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемые Правительством Российской Федерации, иногда ограничивают права граждан. Я скажу абсолютно откровенно: комитет Государственной Думы по труду и социальной политике разделяет озабоченность автора законодательной инициативы складывающейся ситуацией. Но вместе с тем мы хотели бы сказать, что предлагаемые изменения - а именно отсутствие утверждаемых Правительством Российской Федерации перечней медицинских изделий и специализированных продуктов питания - могут привести к снижению объёма государственных гарантий по бесплатному оказанию гражданам медицинской помощи. Кроме того, это может повлечь широкие пределы усмотрения при принятии решений о назначении и применении медицинских изделий и специализированных продуктов, может вызвать трудности при исполнении социальных обязательств государства и также привести к коррупционной составляющей. Кроме того, в соответствии со статьёй 4-1 федерального закона - об этом тоже, кстати, говорил автор, но очень вскользь - те полномочия, которые Правительство Российской Федерации передаёт в субъекты, полностью компенсируются в форме субсидий в региональные бюджеты из федерального бюджета. Если исходя из того, что предлагает автор, мы исключим полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению перечня лекарственных препаратов и медицинских изделий, данные методики будут нарушены, и, естественно, регионы не в полной мере смогут получить деньги из федерального бюджета для обеспечения своих полномочий. Предлагаемая законодательная инициатива создаст предпосылки для увеличения нагрузки на бюджеты, но автор, к сожалению, в своём законопроекте об этом не говорит. Вместе с тем обосновывающие материалы к законопроекту не содержат сведений о потребностях субъектов Российской Федерации, поэтому принятие данного закона может внести сумятицу в уже существующую систему обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями детей-инвалидов. Реализация данного закона потребует пересмотра целого ряда нормативных актов. И, уважаемые коллеги, при принятии данного закона, как я уже говорила, мы можем нарушить цепочки поставок необходимых лекарственных препаратов для детей-инвалидов, а в условиях внешнего давления, в условиях ограниченного количества некоторых импортных препаратов это вообще может привести к не очень приятным последствиям. Хотелось бы сказать, что Комитет Государственной Думы по охране здоровья также не поддерживает тот конкретный вариант решения проблемы, который предлагается автором. Счётная палата Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по социальной политике также данный законопроект не поддерживают. Правительство Российской Федерации представило отрицательное заключение. На законопроект поступили отзывы из регионов. Я хотела бы сказать, что из 46 отзывов, поступивших от исполнительных органов власти субъектов, в 38 он не поддерживается. Аналогично данные по отзывам от региональных парламентов также поступили в комитет. Уважаемые коллеги, с учётом изложенного комитет по труду и социальной политике предлагает данный законопроект отклонить, но тему обеспечения лекарственными препаратами детей-инвалидов мы предлагаем продолжить рассматривать на площадке нашего комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос, конечно, к профильному комитету - по поводу приглашения к продолжению рассмотрения. Екатерина Петровна, а вы согласны с тем, что сегодня перечень лекарственных препаратов, который определяет правительство, ограничен? Туда входит только то, что правительство может обеспечить с наименьшими затратами, поэтому, конечно, и компенсируют субъектам в виде субсидий только вот этот узкий перечень лекарств. Каждый из нас сталкивался с этим, когда на приём люди приходят, особенно матери детей-инвалидов. В данном случае речь идёт не о каких-то, там, тоннах кирпича или кубометрах древесины, речь идёт о судьбах наших детей! И пригласить вот, ну, на площадку вашего комитета... Три года уже обсуждаем, кончится срок наших полномочий, а мы так и будем обсуждать. Эти дети уже станут взрослыми, но так и не увидят заботы о себе. Что вы предлагаете? Всё, что предлагают авторы, отклонено, вот всё - одно не нравится, другое не нравится... Вы считаете, что это ухудшит положение, особенно детей-инвалидов, - мы так не считаем. Но хотелось бы знать вашу... (Микрофон отключён.) СТЕНЯКИНА Е. П. Уважаемая Нина Александровна, сейчас говорить о каких-то наших предположениях и умозаключениях я не буду, я сейчас представляю позицию комитета по конкретному законопроекту. И да, я продолжу настаивать, и это мнение не только нашего комитета, но и комитета-соисполнителя - Комитета по охране здоровья: Правительство Российской Федерации в настоящее время утверждает перечень медицинских препаратов, медицинских изделий и специализированного питания, которые жизненно необходимы, поэтому, исходя из этого списка, мы можем произвести расчёт и обеспечить максимальное количество наших детей-инвалидов необходимыми для жизни, для поддержания здоровья и нивелирования последствий тех заболеваний, которые привели к инвалидности, препаратами, медицинскими изделиями и лечебным питанием. Но вместе с тем озабоченность авторов, как я уже сказала, мы разделяем. Мы готовы вместе с вашим комитетом, потому что вы большое внимание уделяете детям-инвалидам, продолжить эту работу, находить коммуникацию и единый подход вместе с Комитетом по охране здоровья - там у нас собраны, наверное, лучшие врачи нашей страны, и они нам подскажут, как правильно наладить цепочку обеспечения медицинскими препаратами детей-инвалидов. Но разрушать её просто, не предлагая никакого совершенно механизма, мне кажется нецелесообразным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Докладчик будет выступать? Да. Куринный, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, ну, я прошу учесть, данный законопроект касается не только детей-инвалидов, но и всех инвалидов Российской Федерации. Второй момент. Никто ничего не предлагает разрушать, просто предлагается, чтобы честно те расходы, которые должна нести Российская Федерация сегодня, несла Российская Федерация, а не ограничивать, там, специально себя списками, какими-то изделиями медицинскими, которые она считает нужным включать, а те, которые вот более дорогие, туда не включать. Соответственно, всё это перекладывается на регионы. Ну и наконец, всё-таки наши нормативные акты не должны противоречить друг другу. Если в стандарте написано, что система непрерывного мониторинга должна быть, точнее, такое исследование должно быть, значит, должно быть предусмотрено и соответствующее медицинское изделие, и в список оно должно попасть, и обеспечиваться за счёт федерального бюджета. И последнее, что касается полностью компенсирующих субсидий или субвенций в данном случае на переданные полномочия. На 1216 рублей в среднем на человека в месяц невозможно обеспечить лекарствами и медизделиями всех тех, кто сегодня остался в этой системе. Я повторю, это 20 процентов от всего, что было, потому что прежний страховой принцип, когда и нуждающиеся, и не нуждающиеся... эта сумма попадала в общий котёл, и можно было как-то там регулировать и обходиться, - теперь он не работает совершенно. Сейчас проблемы федерального бюджета решают региональные бюджеты за счёт того, что за свой счёт покрывают, скажем, вот тот дефицит, который на федеральном уровне образовался. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик будет выступать? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона, пункт 19. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 44 мин. 36 сек.) Проголосовало за 106 чел.23,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 106 чел. Не голосовало 344 чел.76,4 % Результат: не принято Отклоняется.
Заседание № 186
24.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 294607-8 "О внесении изменения в статью 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (в части уточнения полномочий Правительства Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 470 по 510 из 4454
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Извините, что-то не сработала моя кнопка. Просьба 15, 19 и 21-й вопросы в связи с отсутствием автора перенести на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, Николай Васильевич, вот системно, планомерно вопросы, инициированные фракциями, выносим для рассмотрения. Николай Васильевич, вы нас критиковали - правильно критиковали, - мы изменили подходы, в работе определили приоритеты, но сейчас фракции не готовы. Не готовы! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как это "когда"? Где пропуск? Прекратите, Николай Васильевич, "вы, мы"... Вот вы организуйте работу... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не на чужих. Мы готовим оппозицию, чтобы она, если придёт к власти когда-то, была готова к этому, это важно для страны. А вы такие расслабленные... Вот посмотрите, у нас в "ЕДИНОЙ РОССИИ" за это наказывают, это дисциплина. Чтобы кто-то взял и перенёс, снял вопрос с рассмотрения... Премии лишаем! А у вас расслабленность. Поэтому правильно Слуцкий дышит вам в спину, правильно готовится к рывку. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Получится! Потому что он работает круглосуточно, вопросы не снимает с повестки, обязательно докладчик есть на замену. (Так, Леонид Эдуардович?) Вот для чего конкуренция нужна, Николай Васильевич, мы думаем о вас. Да, коллеги, надо обсудить предложение, мы с вами сейчас должны вопрос рассмотреть. Нет возражений? Николай Васильевич убедительно просит. Но в будущем будет тоже относиться к этому повнимательнее. Вот вы потом не обижайтесь на Слуцкого. Поддерживаем предложение.