Заседание № 68
О проекте федерального закона № 29459-4 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в части увеличения размера базовой части трудовой пенсии для лиц, проживающих в местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, а также проживающих в закрытых административно-территориальных образованиях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 9. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Докладывает представитель Государственной Думы Томской области депутат Государственной Думы Жидких Владимир Александрович. Пожалуйста. ЖИДКИХ В. А., фракция "Единая Россия". Уважаемое высокое собрание, коллеги! Я уполномочен сегодня Государственной Думой Томской области представить проект федерального закона "Об изменениях и дополнениях в Федеральный закон "О трудовых пенсиях...". Коротко суть. Есть Закон Российской Федерации 1992 года о закрытых территориальных образованиях (так называемые ЗАТО), который установил, что работа в условиях особого режима ЗАТО подлежит общей социальной компенсации, включающей в том числе и льготы по оплате труда. При этом меры общей социальной компенсации устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 1992 года № 309 "О повышении районных коэффициентов в отдельных районах и городах Томской области" предусмотрена такая мера общей социальной компенсации в области оплаты труда, как районный коэффициент в размере 1,5 процента для закрытого города Северска Томской области. То есть районный коэффициент установлен в таком же размере, как и для Севера и районов, приравненных к нему, в том числе и на территории Томской области. Однако 173-й Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает повышения соотношения заработка, например 1,7 при районном коэффициенте 1,5, при исчислении максимального размера пенсии тем пенсионерам, которые проживают на территории закрытых городов. В то же время указанный федеральный закон предусматривает повышение соотношения заработка для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В связи с этим Государственная Дума Томской области предлагает внести изменения в статьи 14-16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие применение повышенного соотношения заработка для граждан, проживающих на территориях закрытых территориальных образований, где актами органов исполнительной власти Российской Федерации были установлены соответствующие районные коэффициенты. Этот законопроект требует дополнительного финансирования из федерального бюджета. Представлены расчеты. Речь идет о сумме 5 миллиардов 943 миллиона рублей. Мера будет касаться семисот девяноста тысяч граждан, проживающих в сорока трех закрытых территориальных образованиях, из них десять - это закрытые территориальные образования агентства по атомной энергии и соответственно тридцать три - Министерства обороны. Есть положительное заключение Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока и Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. Есть отрицательное заключение правительства и комитета социальной политики Государственной Думы. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Присаживайтесь. Содоклад сделает Владимир Алексеевич Васильев, заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике. Пожалуйста. ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ, фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона, внесенный Государственной Думой Томской области, о котором сейчас здесь докладывалось, и отметил следующее. Законопроектом предусматривается увеличение размера базовой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца гражданам, проживающим в районах, в которых органами государственной власти СССР или федеральными органами власти Российской Федерации установлены районные коэффициенты к заработной плате. Наряду с этим предлагается при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года и расчете размера трудовой пенсии указанных лиц учитывать повышенное отношение их заработной платы к средней заработной плате по стране, как это предусмотрено действующим законодательством для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Повышенные размеры базовой части трудовой пенсии федеральным законом от 29 ноября 2003 года № 154-ФЗ установлены только для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Предлагаемое законопроектом расширение круга лиц, имеющих право на повышенный размер базовой части трудовой пенсии, нарушает концепцию указанного федерального закона, заключающуюся в предоставлении государственной компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природных климатических условиях Севера. Кроме того, если в указанных районах установлены разные коэффициенты к заработной плате, то для увеличения размера базовой части трудовой пенсии законопроектом предлагается применять коэффициент, действующий в данном районе для работников непроизводственных отраслей. Вместе с тем федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2005 года, районный коэффициент, на который увеличивается базовая часть трудовой пенсии, для различных категорий граждан устанавливается Правительством Российской Федерации в зависимости от района, местности проживания граждан. Ранее действовавшим пенсионным законодательством, статьей 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", право на исчисление размера пенсии с применением повышенного коэффициента действовало в отношении лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Следовательно, расчетный размер пенсии определяется по правилам, действовавшим до 1 января 2002 года, а авторы законопроекта предлагают распространить эту льготу на граждан, которые по состоянию на 1 января 2002 года права на нее не имели. Следует отметить также несоответствие текста законопроекта тексту пояснительной записки, в которой указано, что законопроект разработан в целях повышения уровня пенсионного обеспечения населения, проживающего на территориях закрытых административно-территориальных образований. В предложенной же редакции действие норм законопроекта распространяется на все районы и местности, где решениями органов государственной власти СССР и РСФСР или федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации установлены районные коэффициенты. Реализация предложений законопроекта требует, по оценке авторов, дополнительных расходов в размере 5,9 миллиарда рублей, однако расходы, по нашим расчетам, окажутся значительно выше, поскольку районные коэффициенты к заработной плате применяются в сорока девяти субъектах Российской Федерации. При этом законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок финансирования новых видов расходов, что противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 6 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект по изложенным мотивам. Я хочу доложить вам, что на проект закона поступили отзывы от двадцати восьми законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них тринадцать законопроект поддерживают, четыре - замечаний и предложений не имеют и одиннадцать - против. От исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило сорок пять отзывов, в десяти из них законопроект поддерживается, в тридцати пяти - нет. Согласованные отзывы поступили из одиннадцати регионов. Подчеркиваю, что Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, являющийся соисполнителем по указанному законопроекту, его концепцию поддерживает. Мнения профильных комитетов Совета Федерации разделились, как уже говорил докладчик. Учитывая изложенное, Комитет по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе отклонить проект закона в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Алексеевич. Есть ли вопросы? Депутат Емельянов, пожалуйста, ваш вопрос. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Единая Россия". У меня вопрос к Жидких Владимиру Александровичу и в его лице, если позволите, ко всем депутатам-северянам. Я внимательно слежу, коллеги, за вашей активностью при обсуждении вопросов о защите прав жителей Севера в последние годы, но вот у меня складывается впечатление, что вы пытаетесь восстановить советскую систему социальной защиты на Севере, причем не целиком, а ее отдельные какие-то элементы. По-моему, эта работа обречена на провал, поскольку ситуация изменилась, и нужно просто принять другую концепцию социальной защиты. Необходим новый закон о Севере, и тогда все эти проблемы будут решены и мы не будем пытаться решить какие-то частные проблемы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Васильевич, это вопрос или просто информация? Спасибо. Владимир Алексеевич, присаживайтесь. Желающие выступить есть? Кармазина Раиса Васильевна, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, проблема, которую поднял законодательный орган Томской области, действительно есть. Я напомню, что все, кто проживает за Уралом, платят в Пенсионный фонд, вернее, платили до новой системы пенсионного обеспечения, вступившей в действие с 1 января 2002 года, страховые взносы в том числе и с районных коэффициентов. По старому закону применялся коэффициент, связанный с местом проживания. Мы проблему решили частично как раз для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а все остальные - по той системе, которая для всей России. Мало того, посмотрите, каковы их средний заработок по отношению к средней заработной плате по России, страховые взносы в Пенсионный фонд, - они намного выше, чем в европейской части, чем в южной части. Я считаю, что правительству над этим вопросом действительно нужно работать (я согласна с Емельяновым) либо, так сказать, отодвинуть соотношение тем гражданам, которые уже не работают после 2002 года. Проблемы тех, кто сейчас работает, решаются новым законом, а это касается как раз старшего поколения, которое строило в Сибири базовые предприятия. И вот правительству (просто говорю для протокола, пусть это будет в стенограмме) нужно садиться и работать: эти граждане действительно выброшены, пенсия ниже прожиточного минимума, - наверное, это неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Воронин Павел Юрьевич, еще один выступающий. Больше рук не было. ВОРОНИН П. Ю., фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемые коллеги, авторы законопроекта, если исходить из текста пояснительной записки, озабочены проблемой ЗАТО. У нас в стране сорок четыре ЗАТО, из них тридцать семь подведомственны минатому и семь - подведомственны Минобороны. Организации, подведомственные минатому, на сегодняшний день самодостаточны, ЗАТО, подведомственные Минобороны, тоже финансируются достаточно хорошо из федерального бюджета. Я вам приведу пример: средний размер бюджета города в центральной полосе России с населением триста - четыреста тысяч составляет 1 миллиард рублей, средний размер бюджета ЗАТО, предположим Вилючинска на Камчатке, с населением тридцать тысяч человек составляет 1 миллиард рублей. Нельзя однобоко подходить к проблеме пенсий. Кроме пенсий существуют еще и льготы по ЖКХ, и охрана, и транспортная инфраструктура, и уборка улиц городов, то есть на сегодняшний день ЗАТО в принципе самодостаточны. Что касается концепции закона. Авторы предлагают фактически увеличить пенсию в сорока девяти регионах Российской Федерации. Но мы с вами, коллеги, ежегодно, не менее двух раз в год, увеличиваем пенсию, это наше право. Мы основываемся на принципе постепенности - нельзя сделать всё сразу и хорошо, так не получится. Чем, например, условия в моем регионе, в котором я проживаю, где средняя температура летом составляет не менее сорока градусов жары, где люди буквально сгорают, где средняя продолжительность жизни людей составляет сорок девять лет, отличаются по тяжести от условий проживания в Сибири или на Дальнем Востоке? Мы тоже хотим, чтобы нашим гражданам жилось лучше. На мой взгляд, Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока сделал такую нелепую попытку вернуться, так сказать, назад в будущее, реанимировать ту систему, которая была принята в другом государстве, называвшемся СССР. Если бы в свое время левые радикалы не убили Столыпина, наверное, у нас была бы уже совсем другая страна, заселенная, и не было бы вопроса о том, что половина нашей страны пустая. Я считаю, что Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока должен был уже давно предложить какую-то новую концепцию закона, сделать его таким, чтобы он не только давал возможность выживать людям, у которых тяжелые условия труда, но в то же время стимулировал меры по переселению людей в незаселенные восточные и центральные части страны. Я полностью поддерживаю решение Комитета по труду и социальной политике: в таком виде закон принимать просто нельзя. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолину Олегу Николаевичу - тоже три минуты. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Как человек, который пять раз избирался по одномандатному округу от Сибирского региона, в частности от Омской области, я, конечно, поддерживаю этот законопроект и хочу сказать в его защиту несколько слов. Во-первых, мы многократно, еще при прежнем законодательстве, поднимали вопрос о том, чтобы на основе районных коэффициентов увеличивали тогда еще весь размер пенсии, а сейчас хотя бы размер базовой части трудовой пенсии в Российской Федерации. Мы полагаем, что отсутствие такого коэффициента к пенсии действительно ограничивает права граждан Российской Федерации, проживающих прежде всего в районах Сибири, по сравнению с правами других граждан. Что касается разговоров о том, что у нас на юге тоже жить тяжело. Конечно, у нас везде жить тяжело, но почему-то население Российской Федерации перемещается не с юга на север и не с запада на восток, а в прямо противоположных направлениях, это мы должны все прекрасно понимать. Как бы мы ни относились к переселенческой политике Столыпина, она, как вы знаете, ничем не закончилась. И кстати, в досоветское время правительство тоже пыталось стимулировать переселение именно с юга на север и с запада на восток, а не в обратном направлении. Что касается разговоров о том, что у ЗАТО большие бюджеты, то, уважаемые коллеги, я бы хотел сказать, что речь идет о пенсиях, а не о бюджетах, и очень может быть, что эти большие бюджеты достаются по преимуществу работающему населению, а вовсе не пенсионерам. Ну и последнее, что касается разговоров о том, что мы повышаем регулярно базовую часть трудовой пенсии. Я хотел бы вам напомнить, что базовая часть трудовой пенсии повышается в соответствии со средним ростом цен, а, между прочим, пенсионеры потребляют в основном товары и услуги первой необходимости. Если вы посмотрите динамику, то увидите следующее. Скажем, в прошлом году, по данным бюджетного комитета, средняя инфляция составляла 12 процентов, а средний рост прожиточного минимума - примерно 23 процента, значит, базовая пенсия в прошлом году обесценилась на 11 процентов. В текущем году средняя инфляция составит, видимо, 11,5-12 процентов, и, судя по предыдущим данным, средний рост прожиточного минимума - более 16,5 процентов. Это значит, что и в этом году сократится в реальном исчислении базовая часть трудовой пенсии у всех пенсионеров, а для тех, кто живет в районах, где установлены региональные коэффициенты, создается ситуация еще более тяжелая. Поэтому прошу поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители правительства и президента?.. Не желают выступить. Требуется ли заключительное слово? Нет. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 07 сек.) Проголосовало за 142 чел.31,6% Проголосовало против 17 чел.3,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 159 чел. Не голосовало 291 чел.64,7% Результат: не принято Не принято.