Заседание № 72

11.02.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 294504-3 "О рентных платежах за пользование отдельными видами природных ресурсов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3635 по 4389 из 5732
Пункт 17, проект федерального закона "О рентных платежах за пользование         
отдельными видами природных ресурсов". Докладывает депутат Государственной      
Думы Валерий Карлович Гартунг.                                                  
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Волнительный момент для меня, потому что        
сейчас докладываю законопроект, который пролежал в Думе шесть лет. Это само     
по себе событие, потому что очень мало законопроектов, которые столько          
времени отлежали в Госдуме. Сам этот факт говорит о том, что это очень          
серьёзный законопроект, поэтому просил бы немножко вашего внимания              
сосредоточить на обсуждении этого законопроекта.                                
                                                                                
О чём идёт речь? Я не буду зачитывать текст законопроекта,                      
финансово-экономическое обоснование, пояснительную записку, это всё у вас       
есть, я расскажу о сути законопроекта, о чём идёт речь. Этим законопроектом     
предлагается ввести такое понятие, как "природная рента". Ну, всем известно,    
что сегодня при добыче полезных ископаемых компании, которые занимаются         
добычей полезных ископаемых - нефти, газа, руд чёрных и цветных металлов...     
(Шум в зале.)                                                                   
                                                                                
Извините, пожалуйста, можно потише? Не слышу ничего. Пожалуйста, потише!        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, уважаемые депутаты, слушайте докладчика.      
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Собственниками этих природных ресурсов автоматически становятся   
добывающие компании, как только изымают из недр этот продукт. Что дальше        
происходит? Мы знаем очень много примеров, как платятся налоги после продажи    
этих наших полезных ископаемых. Дело "ЮКОСа" - ну, это яркий пример, как,       
каким образом через фирмы-посредники завышались затраты и что там оставалось    
после этого государству. Кстати, это был только один пример, хотя на самом      
деле схемы эти живы, действуют до сих пор.                                      
                                                                                
Что предлагается этим законопроектом? Этим законопроектом предлагается, как и   
должно быть по Конституции, объявить все наши национальные богатства            
общенародной собственностью, то есть государственной собственностью, и далее    
государство будет определять вознаграждение операторам, которые добывают эти    
полезные ископаемые. Кстати, это мировая практика, во многих странах мира это   
существует. Например, в арабских странах нефть добывают иностранные компании,   
но они не становятся автоматически собственниками этой нефти. Собственниками    
нефти являются арабские страны, а компании-операторы по соглашению получают     
свою долю доходов от добычи этих природных ресурсов, в том числе компенсацию    
за издержки. То же самое предлагается сделать и нам.                            
                                                                                
Ну какие, скажем так, плюсы и какие минусы, кто от этого выиграет и кто         
проиграет? Давайте посмотрим, что это даст добывающим компаниям. Вот            
смотрите, что сейчас происходит. Россия - великая, очень большая страна, и      
условия добычи природных ресурсов здесь очень разные. Даже по одному и тому     
же полезному ископаемому себестоимость его добычи в стране на разных            
месторождениях отличаться может в разы. И если мы не подойдем                   
дифференцированно к налогообложению прибыли с каждого месторождения, что и      
предлагается этим законопроектом, то многие месторождения просто закроются,     
потому что они нерентабельны, но есть месторождения, которые извлекают          
сверхприбыли, причём это абсолютно не связано с их коммерческой                 
деятельностью. Почему частные компании должны получать сверхприбыли, добывая    
общенациональное богатство? Почему? Это неправильно.                            
                                                                                
Законопроект, представленный вам, эту проблему решает, потому что компании      
согласно предложенному законопроекту получают право на компенсацию всех         
затрат, связанных с добычей, разведкой природных ресурсов, затрат на            
инфраструктуру, на железную дорогу и так далее. У нас известная проблема:       
есть богатые месторождения, например в Восточной Сибири, но там нет             
транспортных веток, то есть мы не можем их вывезти, то есть все знают о         
богатейших месторождениях, но никто за них не берётся, потому что мировые       
рыночные цены и налогообложение таковы, что эти месторождения ещё сто лет не    
будут разведаны.                                                                
                                                                                
Наш же законопроект решает эту проблему: те компании, которые добывают          
полезные ископаемые в очень благоприятных условиях, - они будут платить         
больше налогов, те, которые не могут обойтись без больших затрат, - они         
какое-то время вообще не будут платить налоги, потому что они будут получать    
возмещение. Кстати, такой механизм предусмотрен в законе о разделе продукции.   
Почему-то иностранным компаниям мы такие права даём, а собственным компаниям    
не можем их предоставить. Почему западные компании, разрабатывая, например,     
наш континентальный шельф, имеют привилегированные условия по сравнению с       
нашими, национальными добывающими компаниями?                                   
                                                                                
Поговорите с руководителями компаний, которые занимаются добычей, и вы          
услышите очень много претензий в адрес государства по поводу того, что          
геологоразведка у нас фактически в загоне, инфраструктурой никто не             
занимается. В лучшем случае эти затраты берёт на себя государство, что          
неправильно, потому что сверхприбыли остаются у частных компаний, а если        
нужно государству увеличить добычу, инфраструктурную составляющую, то           
нагрузку опять же несёт государство, и это тоже неправильно. Поэтому введение   
рентных платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов прежде     
всего поможет развитию добывающих отраслей.                                     
                                                                                
Второе. Что от этого выиграет государство, точнее, выиграет оно или             
проиграет? Ну, ответ очевиден. Если мы введём дифференцированные рентные        
платежи, если собственником природных ресурсов будет государство, то            
государство, во-первых, будет иметь возможность контролировать                  
ценообразование в любом случае. Кроме того, все затраты на инфраструктуру, на   
добычу полезных ископаемых ложатся на добывающие компании, на операторов, и     
эта нагрузка с государственного бюджета снимается. Мало того, самое             
печальное, что региональные бюджеты несут нагрузку очень часто. Зачастую в      
богатейших районах страны испорченная экология, и проживающие в этих районах    
люди имеют массу заболеваний, так как живут, мягко говоря, в неблагоприятных    
условиях, они не получают никакой компенсации. Эта проблема тоже решилась бы,   
потому что платежи, скажем так, за ущерб природе тоже можно было бы включать    
в состав затрат. А что могут получать граждане? Получив механизм изъятия        
рентных платежей, мы сможем распределять их непосредственно между гражданами    
либо какой-то другой способ можно будет использовать. Кстати, следующий         
законопроект, который я буду докладывать, будет касаться как раз механизма      
распределения рентных платежей. Кто от этого проиграет? Вот догадайтесь с       
трёх раз, кто проиграет. Компании, которые занимаются продажей, реализацией     
наших природных богатств, - вот они, конечно, проиграют. Я думаю, что мы        
могли бы с этим смириться и поддержать этот законопроект. Наверное, я суть      
законопроекта осветил. Если будут вопросы, потом отвечу.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С места - Геннадий Васильевич Кулик. Содоклад, пожалуйста. Мы не можем эти      
два законопроекта рассматривать вместе, потому что не было такого               
предложения. Это я отвечаю на вопрос, нельзя ли сделать один содоклад.          
Нельзя, Геннадий Васильевич.                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не вносил автор и никто не вносил такое предложение, я    
не могу...                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вносится предложение рассмотреть эти два законопроекта    
одновременно. Один из авторов против, Геннадий Васильевич, Гартунг против.      
Поэтому делайте содоклад, а то мы так больше времени потратим.                  
                                                                                
КУЛИК Г. В. Хорошо.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, я не хочу даже вступать в какую-то дискуссию по поводу       
предложения о том, что нам надо начать национализацию всей добывающей           
промышленности, которая сегодня функционирует в России. Это чисто, будем так    
говорить, политический вопрос. Мы опять возвращаемся к тому, с чего начинали.   
Выдержит ли ещё раз Россия такие перевороты - это тема другая. Моя задача,      
как специалиста комитета, дать оценку.                                          
                                                                                
Мы уже второй раз рассматриваем и будем третий раз рассматривать                
законопроект, который, так сказать, пытается уловить ренту II и каким-то        
образом использовать её отдельно от тех средств, которые поступают или могут    
поступать в бюджет. Ещё раз хочу сказать, что налогооблагаемая база, которая    
предлагается, вернее, этот законопроект мало чем отличается от того             
законопроекта, который мы с вами рассматривали на предыдущем заседании, где     
одним из авторов был Глазьев. Это попытка посчитать издержки по каждому         
участку, где ведётся добыча полезных ископаемых, определить какую-то цену       
реализации, в данном случае для участка предлагается цена реализации            
международная на бирже, что сделать практически невозможно, из трубы, только    
из трубы, где всё перемешано, мы можем определить эту цену, одним словом, не    
технически и, самое главное, повторно, вдобавок к тому налогу на прибыль,       
который действует. По идее, раз добыча лёгкая - меньше затрат, а цена           
предлагается одинаковая, значит, в компании больше прибыли, она больше налог    
платит. В какой-то степени при этом улавливается эта рента, хотя, я согласен,   
этого недостаточно.                                                             
                                                                                
Сейчас мы с вами приняли другие меры, каким-то образом пытаемся уравнять        
предприятия и учесть эту ренту. Мы освободили целый ряд участков по добыче от   
уплаты налога на добычу полезных ископаемых в связи с тем, что нужны затраты    
на геологию, на обустройство и так далее, и так далее. Совершенная,             
стопроцентная эта система? Нет, не совершенная. Дальше надо совершенствовать,   
надо думать об угле - такой проект есть, - о других полезных ископаемых. То     
есть работа в этом направлении ведётся.                                         
                                                                                
Ну, ещё одна сторона вопроса. Комитет не может сегодня поддержать               
предложение, которое целиком меняет порядок формирования бюджета, не            
соответствует принятому Бюджетному кодексу. Мы отказались уже давно от          
меченых доходов, правильно или неправильно мы поступили, но, скажем, от         
некоторых важных моментов мы отказались. Был у нас с вами специальный налог     
на дорожное строительство - мы отказались от него, перешли к системе такой:     
всё поступает в бюджет и на целевые программы оттуда выделяют средства.         
Поэтому в этом смысле тоже мы не можем поддержать те предложения, которые       
есть в данном законопроекте.                                                    
                                                                                
Комитет не поддерживает законопроект. Заключение правительства отрицательное.   
И честно могу вам сказать: практически его реализовать, поверьте мне,           
невозможно.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы у депутатов? Есть вопросы. Так, раз,      
два, три, четыре, пять, шесть, семь. Первый - Локоть.                           
                                                                                
Пожалуйста, депутат Локоть.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Васильевич, вы раскритиковали законопроект, сказали о его    
нежизнеспособности. Должен сказать, что от доходов уже, если можно так          
выразиться, мы отказались, раз цена на нефть сейчас в два раза ниже, чем        
заложено у нас в бюджете. Поэтому чего уж тут слёзы лить?                       
                                                                                
На взгляд комитета, на ваш взгляд, существует ли универсальный механизм,        
вообще говоря, для того чтобы перераспределить или распределить справедливо     
ренту? Ведь то, что было сказано, - не буду повторять - это справедливые        
вещи, которые, по-моему, признают уже сегодня все. Я имею в виду то, что        
сказано во время обоснования законопроекта. Эти вещи признаются всеми, не       
только левыми фракциями, не только КПРФ, но, по-моему, единороссами тоже, то    
есть то, что сегодня рента распределяется несправедливо и с этим надо что-то    
делать. Так вот, каковы наработки? Каковы сегодня взгляды комитета? Может       
быть, вы предложите какой-то универсальный механизм? То, что вы говорите,       
немножко кому-то ослабить... (Микрофон отключён.)                               
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я думаю, что универсального механизма для того, чтобы изымать       
ренту II, мы не найдём, ни этот состав Думы, ни после нас. В разных отраслях    
могут быть разные подходы. Скажем, попытались сделать кадастровую оценку        
земли. Я вам могу сказать, пусть это в какой-то степени условно, но сейчас      
это нарабатывается, так сказать, и там есть как раз возможность, после того,    
как были оценены отдельные участки этих земель, появилась возможность           
установить налог в зависимости от стоимости кадастровой и учесть ренту II.      
Такая возможность может появиться, думаю, отдельно по газу, могут такие вещи    
быть отработаны по нефти, по углю, по другим полезным ископаемым. А вот         
относительно возможности такого универсального механизма, когда раз, два - и    
на все виды добычи распространил, я могу сказать, что не вижу такой             
возможности пока в обозримом будущем. Может быть, умнее нас появятся люди и     
тогда его найдут. А то, что предлагается... Я просто напомню, как они           
предлагают это делать. Вот надо по каждому участку взять объёмы, - ну, это      
можно сделать, нет вопроса, - а затраты уже предлагается брать нормативные,     
потому что их тоже трудно посчитать, и цену брать ту, которая на бирже          
установлена. Вот тут что, учли ренту?                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коломейцев Николай Васильевич.                    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Геннадий Васильевич, ну, на самом деле есть такие методы. Рядом       
находится Норвегия, в которой государственное регулирование и государственный   
контроль над всем этим в тысячу раз эффективнее работы ваших олигархов,         
которым вы молитесь. И деньги, кстати, работают на государство и социальные     
фонды. Это к вопросу об эффективности.                                          
                                                                                
Поэтому, если не в состоянии правительство или комитет этот механизм            
выработать, может, надо поменять там людей? И всё-таки, я считаю, предложение   
Гартунга заслуживает внимания, его надо поддерживать, а не критиковать, а в     
ваших аргументах я не нашёл поддержки. Рекомендую вам поехать на Сахалин.       
Посмотрите, до чего довели вы там своим попустительством иностранные компании   
и местные: природу изгадили, нерест рыбы прекратился, доходов нет, треть        
населения уехала с Сахалина! Вот это ваша эффективная система!                  
                                                                                
КУЛИК Г. В. Товарищ Коломейцев, я мыслю так, как я мыслю, но только хочу        
сказать: мы сейчас обсуждаем не то, что происходит где-то, так сказать, а то,   
о чём докладывают в данном случае здесь, в зале. Мы не говорим о                
государственном регулировании деятельности компаний по добыче полезных          
ископаемых, мы обсуждаем законопроект, который поставил очень острую, важную    
проблему: как изъять ренту II и поставить её на службу? Говорю: законопроект    
эту задачу не решает. Вы можете ко мне относиться как угодно, но я должен       
сказать, что законопроект не решает эту задачу и не может пока её решить, мы    
не нашли подходы. Надо искать? Надо. Я рассказал, как мы ищем. Надо активнее    
искать, согласен, пока плохо. Давайте вместе работать, вносите ваши             
предложения.                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КУЛИК Г. В. Ну не надо меня...                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, кто задаёт следующий вопрос? Депутат     
Федоткин.                                                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Геннадий Васильевич, Россия, слава богу, не обижена природными   
ресурсами: в десять раз больше, чем на одного американца приходится. Сегодня,   
когда всё практически рушится, - денег нет, производства нет, прибыли нет,      
техники нет - для нас это, в общем-то, общегосударственная                      
палочка-выручалочка, с помощью которой мы могли бы и производство поддержать,   
и людей поддержать, от лекарств до заработной платы. Шесть лет пролежал         
закон, кто уж о нём только не говорил! Сегодня вот вышли с ним - и ещё на       
шесть лет мы его отложим, а через шесть лет ресурсов не будет и вопрос сам по   
себе отпадёт.                                                                   
                                                                                
Возникает вопрос: почему же в развитых странах мира эта проблема решена? Тут    
правильно и Локоть, и Коломейцев говорили, что есть мировой опыт. Да, может     
быть, законопроект, представленный для рассмотрения в первом чтении,            
несовершенен, но давайте концептуально его примем, а потом доработаем. Ну       
ведь за рубежом не глупее нас люди, они думают о своём народе. У меня прямой    
вопрос: почему этот законопроект, который содержит огромный резерв для нашего   
бюджета, лежал шесть лет?                                                       
                                                                                
КУЛИК Г. В. Мы вам пытаемся ответить на этот вопрос, вы не хотите услышать,     
что по такой же методике, как предлагается, платится налог на прибыль.          
Объясняем на пальцах и рассказываем: он уже так платится, но он недостаточно,   
да, недостаточно учитывает вот то, о чём мы говорим. Но нет других              
предложений, поэтому что вы ещё хотите, чтобы я вам сказал, то, чего нет на     
самом деле? Я не могу. Я читаю законопроект, который внесён.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Афанасьева, пожалуйста.                                   
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемый Геннадий Васильевич, мы говорим о том, что уже существует методика    
уплаты и сбора, так называемая рента I. Тем не менее Налоговый кодекс           
интересно работает, и на это автор обращает внимание: в 2002 году, когда было   
понижение цены на нефть, нефтяники не остались в убытке, им были снижены        
экспортные пошлины в два с половиной раза, при этом бюджеты субъектов           
Российской Федерации потеряли. В Оренбургской области компания "ТНК-BP"         
сейчас заявляет, что добывать будет столько же в 2009 году, сколько в 2008-м,   
но платить в бюджет будет на 50 процентов меньше, несмотря на то что вроде      
компания сама в убытке не останется.                                            
                                                                                
Правильно ли я понимаю, что в настоящее время происходит опять снижение         
налоговой нагрузки для нефтяников, тем самым они остаются при своём, а          
бюджеты субъектов Российской Федерации в очередной раз теряют из-за того, что   
тем налоговые льготы дают?                                                      
                                                                                
КУЛИК Г. В. Вы понимаете в данном случае не совсем правильно, поскольку         
нынешний уровень падения добычи связан, естественно, в какой-то степени со      
спросом на мировом рынке. А одна из причин состоит в том, что не вели           
геологические работы достаточных масштабов, чтобы осваивать новые               
месторождения. Сегодня эту поправку сделали, принимали вместе такой закон, я    
ещё раз говорю, целый ряд месторождений освободили от уплаты налога на добычу   
полезных ископаемых, чтобы нам пополнить запасы.                                
                                                                                
В докладе, который сделало Министерство природных ресурсов и экологии,          
говорится следующее: мы впервые (я говорю то, что сказал министр природных      
ресурсов на заседании правительства) в прошлом году поставили на учёт новых     
газовых и нефтяных месторождений на 3 процента больше, чем разрабатывали за     
год. То есть имеется какой-то прирост разведанных запасов. Это была одна из     
причин.                                                                         
                                                                                
И второе. Надо учитывать, конечно, положение на мировом рынке. Сегодня, когда   
такое падение курса рубля и такой рост курса доллара, понятно, что газовикам    
и нефтяникам требуется больше средств для ведения работ по добыче и             
транспортировке этих ископаемых.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шубина.                                           
                                                                                
ШУБИНА Л. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Во-первых, хочу поблагодарить Николая Васильевича Коломейцева за заботу о       
Сахалинской области, а во-вторых, продолжить тему Сахалинской области. Мы уже   
десять лет разрабатываем Сахалинский шельф на условиях соглашения о разделе     
продукции. Вопрос к докладчику: те платежи, которые вы предусматриваете своим   
проектом федерального закона, к каким платежам относятся - к тем, которые       
оператор платит в соответствии с законом о СРП, или же к иным платежам, от      
которых оператор освобождён?                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг.                                      
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Во-первых, это к СРП не имеет отношения. Я просто привёл пример   
того, что у нас двойные стандарты сегодня существуют в законодательстве.        
Рентные платежи определяются из стоимости добытых природных ресурсов, за        
вычетом расходов на их добычу. Вот это база, из них авторами законопроекта      
предполагается изымать в государственную собственность 70 процентов, 30         
оставлять в собственности разработчиков месторождений.                          
                                                                                
Я ответил на вопрос?                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Видимо, нет. Тем не менее идём дальше.                    
                                                                                
Кто задаёт ещё вопрос? Грешневиков, пожалуйста.                                 
                                                                                
И поднимите руку, кого ещё я пропустил.                                         
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "Справедливая Россия".                               
                                                                                
Геннадий Васильевич, вы сказали, что нет универсального механизма               
установления и изъятия природной ренты. Тут упоминалась Норвегия. Но кроме      
Норвегии есть ещё и Саудовская Аравия, и Объединённые Арабские Эмираты, и ряд   
других стран, добывающих нефть и газ, и там почему-то есть возможность на       
государственном уровне установить и изымать природную ренту, не только          
изымать, но из этих сверхдоходов, из этой ренты выплачивать населению.          
Скажем, в Объединённых Арабских Эмиратах каждый месяц по 150 долларов           
выплачивается на каждого рождённого ребёнка, в Норвегии - ещё больше.           
Почему-то и Норвегия, и Саудовская Аравия, и Объединённые Арабские Эмираты      
могут, а Россия не может найти этот универсальный метод - изымать природную     
ренту, сделать всё возможное, чтобы и геологам, и населению эти средства шли    
должным образом. Почему мы не можем? Все могут, а мы не можем!                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Геннадий Васильевич.                          
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я не ругал бы себя так резко, как вы ругаете. Мы сделали очень      
серьёзный шаг, когда приняли специальный закон о том, как использовать          
доходы, получаемые от реализации нефтегазового сырья. Мы создали два фонда -    
в том числе Фонд будущих поколений и Резервный фонд, - и за счёт этого страна   
прожила. И надо спасибо сказать и нашему старшему поколению, которое            
создавало это базу, и тем, кто сегодня работает. Мы с вами почти половину       
бюджета формируем за счёт этих двух доходов.                                    
                                                                                
О том, зачислять ли деньги на счёт каждого, по 150 долларов, или держать их в   
фонде, а депутаты ещё решают и то, сколько отдать из этих сумм в Пенсионный     
фонд, в другие фонды, - это тема, которая определяется другим                   
законодательством - бюджетным. И если у вас есть предложения, чтобы,            
допустим, из Фонда будущих поколений какую-то часть зачислить гражданам, то     
это совсем другая тема. Но ругать себя, что мы здесь ничего не сделали... Это   
неправда, мы проделали очень большую работу, чтобы эффективно использовать      
средства, которые получаем от этих отраслей, очень большую работу. Но мы        
пошли по этому пути. Кстати говоря, и у норвежцев есть такой фонд. Я, правда,   
не могу сказать, можно просто уточнить, расписан ли он по счетам граждан или    
там средства хранятся, чтобы, если какие-то сложности возникнут в стране,       
использовать их.                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, Норвегия - это интересно, но сейчас   
другая тема.                                                                    
                                                                                
Присаживайтесь, Геннадий Васильевич.                                            
                                                                                
Так, выступать будут Коломейцев, Шлегель, Иванов, Рябов. Всех желающих я        
назвал? А, нет, Гартунг...                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как это? А, так я вам слово дам, подождите, пока          
процедура выступлений. Четыре выступления.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев.                                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Да, за шесть     
лет любой закон может состариться и умереть, но проблема в другом. Обратите     
внимание, странная логика у экономического блока и у комитета по бюджету.       
Цена на нефть упала в три с половиной раза, а на заправках цена на бензин       
упала не более чем на 15-20 процентов, и руководитель антимонопольного          
агентства подвергается колоссальному давлению вплоть до угроз увольнения за     
свою позицию о необходимости адекватного снижения этой цены.                    
                                                                                
У нас, вы посмотрите, двести девяносто пять предприятий, записанных в очередь   
на кредиты. Среди них все нефтяные, все газовые, все олигархические             
структуры, которые не хотят ни копейки прибыли потратить и ужать даже свои      
зарплаты. У нас заработные платы в компаниях с государственным участием         
непомерные, и даже депутатам не хотят дать информацию о заработной плате        
высшего менеджмента компаний с государственным участием выше 50 процентов.      
                                                                                
Так вот, что касается этого законопроекта. Смотрите, геологоразведка            
разрушена. Мы говорим: у нас хорошие нефтяники, они думают о завтрашнем дне.    
У нас добыча нефти в прошлом году упала. У нас с вами непомерные затраты на     
ВСТП, а таких разведанных запасов нефти нет. Мне кажется, что нам пора          
остановиться и приезжающих на шабашку олигархов нефтедобывающих отправить на    
постоянное место жительства туда, где дислоцируются их семьи,                   
национализировать природные ресурсы, и в качестве первого шага можно            
использовать законопроект Гартунга, доработав его во втором чтении.             
                                                                                
Поэтому мы будем поддерживать этот законопроект. Да, безусловно, за шесть лет   
ситуация изменилась и нужны поправки, но концептуально мы поддерживаем этот     
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рябов, пожалуйста.                                
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Николай Васильевич Коломейцев уже сказал о сути данной проблемы,    
я просто для информации. Говорят о Саудовской Аравии и Норвегии. Мы,            
Коммунистическая партия Российской Федерации, уже на протяжении двадцати лет    
вам доказываем, что такие отрасли, как газовая, нефтяная, должны принадлежать   
всему народу, то есть находиться в собственности государства. Если бы это       
находилось в собственности государства, ни о какой ренте разговор сегодня не    
шёл бы, все доходы аккумулировались бы в бюджете и расходовались бы             
постатейно в соответствии с теми решениями, которые мы с вами здесь             
принимали. Вот нам с вами нужно определить точно, хотим мы этого или не         
хотим. Судя по всему, мы не хотим национализировать эти отрасли, и даём тем     
товарищам, у которых находятся в ведении эти огромные доходы, реализовывать     
их в своих интересах, и будем считать копейки от ренты, и ничего в              
государственном масштабе никогда не решим, сколько бы мы об этом ни говорили.   
Поэтому я вас призываю одуматься и принять закон о национализации этих          
отраслей народного хозяйства.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Иванов Сергей Владимирович. А, Шлегель? Пожалуйста. Шлегель не          
настаивает на том, чтобы выступить раньше вас, обычно вы настаиваете.           
                                                                                
ШЛЕГЕЛЬ Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Действительно, очень важный законопроект. И я хотел бы, наверное, не от         
фракции выступить, а свою личную точку зрения высказать по поводу этого         
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Дело в том, что я категорически не согласен с тем, что этот вопрос не лежит в   
плоскости государственного регулирования добычи полезных ископаемых. На мой     
взгляд, как раз там он и находится. И вопрос, можно ли и нужно ли проводить     
дискуссию по поводу национализации недр, - это сейчас вопрос номер один,        
потому что наши недра должны принадлежать людям, собственно, в Конституции об   
этом и написано, и те, кто сегодня добывает полезные ископаемые, на мой         
взгляд, имеют право на их добычу, транспортировку, разработку месторождений,    
но не имеют права на сами ресурсы, поскольку они их не разрабатывали, это им    
досталось в наследство, так скажем, они за них не воевали. Поэтому, на мой      
взгляд, этот вопрос должен быть поднят, и, естественно, я присоединяюсь к       
тем, кто говорит о том, что недра должны быть национализированы.                
                                                                                
Что касается непосредственно этого законопроекта, то ввиду юридических          
причин, на мой взгляд, он не должен быть принят. Я готов поддержать             
законопроект, который будет доработан в плане национализации недр. Вот,         
например, если почитать отзыв правительства, то в отзыве правительства мы       
можем найти юридическое обоснование, почему этот закон не нужно принимать, но   
я не увидел, так скажем, обоснования идеологического. Я думаю, что господин     
Христенко даже не читал этот отзыв, скорее, его написал какой-то его            
сотрудник-юрист, а вопрос между тем как раз таки политический, а не             
юридический.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович.                       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Ну, вот сегодняшняя дискуссия,    
она, конечно, во многом показательна. Да, мы согласны с содокладчиком, многие   
вещи в данном законопроекте уже не соответствуют реалиям. Но вчера, наверное,   
многие из вас по ТВЦ наблюдали выступление мэра Москвы Юрия Михайловича         
Лужкова, который заявил, что те, кто сейчас владеет этими национальными         
компаниями, являющимися стратегическими для нашей страны, получили их, как он   
выразился, за ящик пепси-колы и не особо соображают, как ими управлять, а       
только распоряжаются акциями на бирже. Он также сказал о том, что пора бы это   
дело всё вроде как государству взять в свои руки, навести порядок, ну а потом   
уже по рыночной стоимости, может быть, продать новым владельцам. Ну, это уже    
говорит о том, что как ни крути, а какие-то новые веяния - и меня это очень     
радует - в "ЕДИНОЙ РОССИИ" появились, уже этот вопрос стал обсуждаться, хотя    
ЛДПР поднимала его ещё десять лет назад. И если вы посмотрите, кому             
интересно, в библиотеке наши программные установки, то убедитесь, что мы        
всегда говорили, что всё, что горит, всё, что движется, связь, транспорт -      
всё это стратегические отрасли и должно находиться в руках государства.         
                                                                                
Вспомните, несколько лет назад похитили одного из вице-президентов "ЛУКОЙЛа"    
по фамилии Кукура. Вспомнили? Вся страна обсуждала, куда, простите, можно       
тратить 2 миллиона долларов в месяц, - вот такие у него дивиденды были. Ну      
дом купил, машину, яхту, а дальше-то что?                                       
                                                                                
И вот, к сожалению, уважаемые коллеги, получается, что те природные ресурсы,    
которые, как многие говорили, нам даны Богом, почему-то сосредоточились в       
руках ограниченного количества людей, которые обладают огромным состоянием,     
вывозят его и хранят там, где наша страна им распоряжаться не может, а у нас    
в стране складывается идиотская ситуация, извините за непарламентское           
выражение. Огромные доходы, которые мы... Ну, чтобы понятно было: вот папа и    
мама работают, дети подрастают и они для внуков откладывают какую-то заначку.   
Дети подросли, приходят к папе с мамой и говорят: дайте денег, мы дело начнём   
и детям, вашим внукам, сделаем хорошо, на ноги их поставим. Те говорят: нет,    
не дадим, сходите к нашим родственникам, они, может быть, вам дадут. Идут к     
родственникам, которыми являются в нашем случае банковские структуры, а они     
говорят: у нас вот такие проценты, хотите - берите, не хотите - идите к         
уличным барыгам, они вам дадут. Те уходят туда и там берут под дешёвый          
процент. А потом начинается кризис, дети прибегают к папе с мамой и говорят:    
нас тут на счётчик поставили, надо срочно вернуть деньги, и в результате        
деньги, которые папа с мамой откладывали для внуков, которые они могли дать,    
для того чтобы дети развивались и внуков обеспечивали, нужно будет отдать       
детям, чтобы те отдали их этим барыгам.                                         
                                                                                
Вот буквально такая ситуация произошла сейчас в нашем финансовом секторе:       
огромные средства, которые мы готовили для будущих поколений, мы с вами         
вынуждены отдать тем, извините, барыгам, которые просто-напросто заигрались     
на бирже. Но слава богу, уважаемые коллеги, эта тема начинает стучаться в       
наши двери и в наши мозги, потому что в последнее время, к сожалению,           
Государственная Дума как организм функционирует плохо. А вы знаете, что если    
мышцы не функционируют, они атрофируются. И уже хорошо - спасибо, наверное,     
фракции "Справедливая Россия", - что этот вопрос внесён ею на рассмотрение, и   
спасибо "ЕДИНОЙ РОССИИ", что этот вопрос наконец-то рассмотрен. Законопроект,   
конечно, сейчас не будет принят, но есть повод задуматься, потому что,          
ребята, это, извините, совершенно ни в какие ворота не лезет. Мы, в конце       
концов, должны думать о стране, а не о кучке тех нуворишей, которые,            
извините, хотят - летают с любовницами на Канары и в себестоимость это          
закладывают, хотят - покупают себе футбольную команду и тоже в себестоимость    
это закладывают.                                                                
                                                                                
Сейчас, я надеюсь, на подходе внесённый нами законопроект, который              
предлагает, чтобы мы аккуратненько с подачи правительства определяли            
предельные надбавки на производственные, продуктовые и сырьевые товары, чтобы   
правительство нам это давало и мы определяли.                                   
                                                                                
Потому что - сейчас мы заслушивали информацию Министерства обороны - хорошо,    
конечно, что полковник будет получать 120 тысяч, лейтенант - 35 тысяч, как      
они сказали, но это ничего не значит, если буханка хлеба будет стоить тысячу    
рублей. А она будет столько стоить, потому что у нас нет предельных надбавок,   
и, если захочется кому-то на Канары слетать, он засунет в себестоимость эту     
поездку со своей любовницей, или он в Куршевель смотается и тоже в              
себестоимость всё это засунет.                                                  
                                                                                
Вот когда мы этим озаботимся, тогда у нас, может быть, будет немножко           
порядка. И в конце концов, если уж британский парламент определяет, сколько     
будет стоить пинта молока, сколько будет стоить пшеница и так далее, и тому     
подобное, там, где самая рыночная экономика, мы-то что кричим, что это не       
рыночные меры? Рыночные, весь мир планирует.                                    
                                                                                
И кстати, в советское время, как бы мы его ни ругали, планирование было и       
этого хватало, между прочим. Да, были волюнтаристские перегибы, но тем не       
менее экономика развивалась и сахар стоил 78 копеек в Центральной части, 80     
копеек - на Дальнем Востоке, и всем, между прочим, хватало за счёт              
перераспределения. У нас пока перераспределение только в один карман.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть необходимость с вами основательно посоветоваться.      
Наши депутаты дают очень много протокольных поручений. У нас их сегодня         
девятнадцать, а у нас пятнадцать минут времени.                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Геннадий Васильевич, этот обязательно закончим, я    
говорю о другом.                                                                
                                                                                
Значит, есть предложение: либо, на чём настаивает Кулик, рассмотреть ещё и      
пункт 18 по сходной теме, где у нас два докладчика, ну, с пониманием того,      
что мы уже с вами её хорошенько обсудили (тогда мы успеем рассмотреть пункт     
18, протокольные поручения и на этом закончим), либо... Вот видите, уже идут    
люди, ходоки, говорят: давайте ещё один, ещё один, ещё один.                    
                                                                                
Коллеги, ставлю на голосование предложение депутата Кулика рассмотреть пункт    
18, а также рассмотрим протокольные поручения и на этом завершим сегодня        
работу.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.76,9%                                     
Проголосовало против            6 чел.1,3%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    352 чел.                                          
Не голосовало                  98 чел.21,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Приняли решение.                                                                
                                                                                
Тогда продолжаем обсуждение. У нас право на заключительное слово имеют          
докладчик и содокладчик. Пожалуйста, депутат Гартунг... А, извините,            
представители президента и правительства хотят выступить? Не настаивают.        
Пожалуйста, Валерий Карлович.                                                   
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, во-первых, я хочу поблагодарить всех, кто      
высказался по этому законопроекту. Тема действительно важная, поэтому я хотел   
бы остановиться на некоторых позициях, которые были озвучены в процессе         
выступлений.                                                                    
                                                                                
Первая. Сразу хочу разочаровать сторонников национализации и обрадовать         
противников национализации добывающих отраслей, сказав, что на самом деле о     
национализации добывающих отраслей речь не идёт. Речь идёт о том, что этим      
законопроектом восстанавливается прямое действие Конституции и                  
восстанавливается общенародная собственность на недра. Вот только об этом       
идёт речь, чтобы все понимали. Как добывали частные компании, и в том числе с   
государственным участием, наши природные ресурсы, так и будут добывать.         
Другое дело, что государство становится собственником добытого. Вот это, я      
считаю, правильно.                                                              
                                                                                
И, кстати, хочу сказать, что этот законопроект не имеет никакой                 
идеологической направленности. Если посмотрите состав авторов этого             
законопроекта, то тут представители как минимум трёх фракций - КПРФ,            
"Справедливой России" и "ЕДИНОЙ РОССИИ".                                        
                                                                                
Следующее. Что даёт этот законопроект? Вот говорилось о том, что невозможно     
подсчитать затраты по каждому участку недр. Посмотрите, как сегодня у нас       
считаются затраты по действующему бухгалтерскому учёту: каждый вид продукции    
считается отдельно, и затраты по нему - отдельно. Это раньше было так, что      
можно было по видам производства всё в кучу складывать, и где-то убыточное,     
где-то прибыльное... - так называемое перекрёстное субсидирование было.         
Сейчас невозможно это делать. Принятый сегодня механизм работает много лет, и   
нет никакой сложности считать по каждому месторождению, тем более если мы по    
каждому виду продукции можем считать. Я не вижу тут сложности. Тем более что    
НДПИ сегодня считается по такой же схеме.                                       
                                                                                
Следующее. Авторы законопроекта предлагают рассмотреть альтернативу взимания    
этой ренты - не только в денежном выражении, но и в натуральной форме. Вот      
сегодня звучало в выступлениях, в частности от ЛДПР, что цены на нефть упали,   
а на бензин какие были, такие и есть. Но если бы государство было               
собственником нефти, то оно могло само диктовать цены на внутреннем рынке,      
потому что владело бы этой нефтью и диктовало условия нефтеперерабатывающим     
заводам. Сегодня государство само отказалось от возможности регулировать        
внутренние цены. И сегодня мы пытаемся доктора послать, ФАС... Не надо          
никого, ничего, есть универсальный механизм, который мог бы спокойно            
отрегулировать эту ситуацию с внутренними ценами. Не надо делать грозные        
заявления, потому что на самом деле они ни к чему не приведут, цены как         
росли, так и будут расти. А вот если бы мы ввели универсальный механизм в       
виде изъятия природной ренты, всё отрегулировалось бы само собой.               
                                                                                
Следующее. Мы наблюдали в последние годы, в те годы, когда лежал закон в        
Думе, шесть лет, и низкие цены на нефть, и сверхвысокие, и снова низкие. Что    
происходило? Когда были низкие цены на нефть, добывающие компании пришли к      
государству: помогите, дайте денег. Когда были высокие цены на нефть,           
посмотрите, какие дивиденды они платили. Кто-нибудь предложил государству:      
возьмите побольше у нас? Никто не предложил! А сейчас они снова стоят в         
очереди к государству: дайте денег! Те самые деньги, которые мы откладывали     
от сверхдоходов, теперь им же и раздаём. Что же получается? Если бы был         
механизм, который сегодня обсуждается, этого не произошло бы.                   
                                                                                
Следующее. Содокладчик заявил о том, что сегодня есть механизм изъятия          
доходов от добычи природных ресурсов через налог на прибыль. Налог на           
прибыль, заметьте. Что такое налог на прибыль, его природа? Прибыль - это       
результат предпринимательской деятельности: тот, кто лучше работает, тот        
больше прибыли получает, правильно? Тот, кто хуже работает, меньше прибыли      
получает, соответственно, платят налоги они по-разному. Какая заслуга           
предпринимателей в том, что одному досталась легкодоступная нефть, другому -    
труднодоступная нефть? В чём здесь предпринимательская жилка? Какое вообще      
отношение к этому имеет налог на прибыль? Налогом на прибыль должна             
облагаться действительно заработанная предпринимателем прибыль - это            
правильно, и никакого отношения к этому законопроекту это не имеет.             
                                                                                
Следующее. Вот здесь прозвучала цифра, что всё-таки у нас разведанные           
природные запасы прирастают: аж на 3 процента мы разведали больше! Это в то     
время, когда мировые цены на сырьё просто невиданных размеров достигли. И в     
это время, в эти годы у нас прирост запасов 3 процента! Вот сейчас посмотрим,   
в следующие три года, какие у нас будут приросты разведанных запасов.           
Угадайте с трёх раз: будет плюс или минус? Ответ очевиден, да?                  
                                                                                
И самое последнее, о чём хотелось сказать представителям "ЕДИНОЙ РОССИИ",       
выступавшим здесь. Вчера вот так случилось, что я включил телевизор, и идёт     
сообщение о том, что премьер-министр встречался с руководителями нефтяных       
компаний и там обсуждался вопрос о введении налога на сверхдоходы. Угадайте,    
о чём идёт речь? Речь идёт именно о том, что этим налогом будут заменяться      
НДПИ и экспортная пошлина. То есть фактически, если посмотреть                  
налогооблагаемую базу, это и есть как раз закон о ренте. Это рентный платёж,    
который под другим названием обсуждается сейчас. Поэтому хотел бы депутатов     
Государственной Думы попросить не перекладывать свои обязанности (за которые,   
кстати, мы с вами получаем деньги здесь, и многие из нас работают много лет)    
на председателя правительства, который вносит законопроекты, разрабатывает,     
за нас всё делает. Так, может, он и зарплату будет за нас с вами получать?      
Мы-то для чего сюда ходим?                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич Кулик, вы настаиваете на              
заключительном слове?                                                           
                                                                                
Кулику включите микрофон.                                                       
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я не хочу вступать в полемику, это неуместно, надо второй           
законопроект рассматривать, я просто хочу успокоить Гартунга: по нашей          
Конституции недра - это всенародная собственность, государственная. А вот       
когда государство передало участок для какого-то вида деятельности, в данном    
случае для добычи газа, то, когда я его добыл, это мой газ, моя                 
собственность, я за счёт этого всё делаю. Поэтому, куда ломится - мне тоже      
трудно понять. Но не в этом дело. Давайте второй законопроект рассматривать.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование данный законопроект в первом      
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования... (Шум в зале.)                                     
                                                                                
Вы по ведению? Секундочку. По ведению депутат Макаров.                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы по ведению сказать только одну-единственную       
вещь. Я хотел бы заметить, что налогообложение нефтяной отрасли нельзя          
считать по отдельным налогам, оно является совокупностью тех налогов, которые   
мы взимаем. И в зависимости от цены на нефть, я хотел бы заметить, нагрузка     
на нефтяную отрасль составляет 87 центов на 1 доллар. Депутат Гартунг           
предлагает изымать 70 процентов. Я хотел бы просто заметить, что 70 процентов   
меньше, чем 87, то есть того, как сегодня облагаются нефтяные компании.         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Это не по ведению!                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это учтём как справку. Это справка. (Шум в зале.)         
Коллеги, я принимаю на себя ваши упрёки в том, что депутат Макаров выступал     
не по ведению, но, истины ради, справка очень важная. Думаю, тем, кто           
обсуждает данный законопроект и сейчас будет голосовать, неплохо было эту       
информацию получить.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О рентных платежах за       
пользование отдельными видами природных ресурсов".                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              116 чел.25,8%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    120 чел.                                          
Не голосовало                 330 чел.73,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принят законопроект.