Заседание № 202
22.12.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 294432-4 "Об упрощённом порядке декларирования доходов физическими лицами".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1534 по 1561 из 7844
Пункт 10. О проекте федерального закона "Об упрощённом порядке декларирования доходов физическими лицами". Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста, включите микрофон на рабочем месте. МАКАРОВ А. М., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении, прошёл необходимую юридико-техническую и лингвистическую экспертизу. Комитет предлагает принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по докладу? Есть. Штогрин Сергей Иванович, пожалуйста. ШТОГРИН С. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Прошу перед голосованием дать слово по мотивам по пунктам 10 и 11. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И по 11-му, да? Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2621 по 2795 из 7844
10-й вопрос. Записался по мотивам Штогрин Сергей Иванович. Пожалуйста. Включите микрофон, пожалуйста, Штогрину. ШТОГРИН С. И. Спасибо, Борис Вячеславович. Конечно, можно было поддержать законопроект о налоговой амнистии (я условно называю предполагаемое действо амнистией), если бы она касалась, скажем, не доходов физлиц, а предполагалось провести налоговую амнистию сельхозтоваропроизводителей или предприятий оборонного комплекса, которые в прежние годы государство само загнало в налоговые долги, когда не расплачивалось за выполненный оборонный заказ. А прощать долги тем людям, которые в своё время увели свои доходы от налогов, - это неправильно, да и мировая практика свидетельствует о том, что такие меры бесполезны и даже вредны с точки зрения воспитания добросовестных налогоплательщиков. Тем более, что для тех наивных налогоплательщиков, которые вдруг решат воспользоваться этим законом и вернуть из-за рубежа припрятанные деньги, уготовлена ловушка, ведь не вносятся изменения ни в таможенное, ни в валютное законодательство и, как только такому наивному человеку на счёт в российский банк поступят деньги из-за рубежа в сумме 10 тысяч долларов, равной 10 тысячам долларов и больше, так тут же об этом уйдёт информация в налоговую службу. Ну а налоговая инспекция закрутит такую канитель, что мало не покажется. Поэтому возвращать деньги в Россию пока рановато. А для кого тогда принимается этот закон? Крупный бизнес давно всё отмыл, малому бизнесу закон этот не нужен вообще, поскольку существует упрощённая система налогообложения: можно платить всего 6 процентов от выручки и спать спокойно. Получается, что этот закон нужен для чиновников-взяточников, для криминала, чтобы отмыть свои деньги. Наша фракция солидарно будет голосовать против этого закона, тем более что по странному совпадению его введение в действие будет в то же время, что и выпуск в продажу акций Сбербанка и Внешторгбанка, доступных для большинства населения, - хороший способ разместить припрятанные деньги. Есть ещё одно обстоятельство, по которому мы не поддерживаем этот закон. Было бы логично вместе с законом о налоговой амнистии принять закон о контроле за крупными расходами граждан, чтобы уже в будущем никогда не проводить налоговые амнистии, но ведь правительство не вносит такого предложения. Видимо, этим придётся заняться оппозиции. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжков Владимир Александрович, по мотивам, пожалуйста. А потом - Жириновский Владимир Вольфович. РЫЖКОВ В. А. Я коротко. Я не буду повторять аргументов, которые только что прозвучали, они совершенно справедливы. Депутат Макаров ввёл, на мой взгляд, в заблуждение Государственную Думу, заявив, что выполнено поручение президента о налоговой амнистии. Во-первых, никакой налоговой амнистии этот закон не вводит, потому что, как справедливо было сказано, он не освобождает от ответственности за валютные и таможенные преступления, а также за экономические преступления и любой может быть привлечён к ответственности. И во-вторых, этот закон действительно позволяет коррупционерам, рэкетирам и прочим бандитам отмывать незаконно полученные деньги. Поэтому депутаты просто, голосуя, должны понимать, что поручение президента не выполнено, закон подготовлен непрофессионально и он на руку прежде всего коррупционерам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. В первую очередь я хочу сказать, что аналогичный закон фракция ЛДПР предлагала и палата не проголосовала опять же под влиянием левых сил и псевдодемократов в июне 98-го года. За восемь лет мы потеряли сотни миллиардов долларов. И все доводы против принятия закона - это доводы в пользу Запада, чтобы деньги остались там, работали на западную экономику. Мы даём ручеёк, так сказать, пусть текут деньги сюда. И если будет какой-то контроль за преступными деньгами, как за всеми такими действиями: если человек совершает преступление, где бы он ни находился, соответствующие органы занимаются им. Но здесь имеются в виду все, кто имеет деньги, - они имеют право их перевести в любое время в российский банк и заплатить всего 13 процентов. И мы опять мешаем! Единственная в мире страна, которая мешает своим гражданам свободно распоряжаться деньгами уже сто лет. Сто лет вы мешаете. Вы вывезли всё золото Российской Империи, оно лежит в банках Токио, Праги, Парижа, Лондона, и это мы не возвращаем. Вы молчите, потому что большевики отпустили золото туда. Сейчас, когда нужно и можно вернуть деньги, вы опять мешаете. Ну что вы делаете?! Постоянно враждебная деятельность: Жилищный кодекс не принимать, амнистию не проводить. Для чего пришли в парламент вообще? Для чего эти левые силы вместе с Рыжковым, экстремистом, пришли в парламент? Не принимать законы. Ведь Казахстан провёл амнистию - пришли сотни миллионов долларов, Италия провела, все проводят. Только Россия опять - закрыть страну. Какой вы демократ, Рыжков? Вы опять мешаете движению капитала. Всех простить, всех, начиная с коммунистов, сталинистов, которые в Ярославле опять дебош просталинский устроили, всех простить, и всё в Россию, сюда, чтобы всё работало на нашу экономику. И вы опять, Штогрин, говорите: это всё, мол, ловушка. Какая ловушка? Никому не будет задан ни один вопрос. 100 миллионов долларов, миллиард, 100 миллиардов завозите в российские банки, заплатите 13 процентов - никто к вам не постучится в дверь, никто вас никуда не пригласит, наоборот, как говорится, добро пожаловать русским деньгам обратно в Россию! Вы русским не даёте возможности вернуться в Россию и русские деньги тормозите, уже сто лет мешаете нам. Левых - к уголовной ответственности! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Макаров Андрей Михайлович. Я так понимаю, по карточке Залиханова. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Слушаю выступления по мотивам голосования, и у меня создаётся такое ощущение, что мы говорим о разных законах: я докладывал один законопроект, а уважаемые Сергей Иванович Штогрин, Владимир Александрович Рыжков выступают по какому-то другому, который они, наверное, сами либо написали, либо внесли в Думу, или, может быть, просто он им мерещится, приснился сегодня. Они говорят о налоговой амнистии и говорят, что её проводить плохо! Ещё раз повторяю: законопроект говорит не о налоговой амнистии, он говорит об упрощённом порядке декларирования доходов физическими лицами. Никакой амнистии - это я говорил с трибуны неоднократно, и президент об этом говорил - не предлагалось и не предлагается, поэтому стенания Владимира Александровича Рыжкова о том, как жулики и казнокрады уйдут от ответственности в результате действия этого закона, несколько преждевременны. Ещё раз говорю: ни от какой ответственности закон не освобождает! Что же даёт закон? Закон даёт возможность людям, не миллиардерам, которые в списке "Форбса" давным-давно продекларировали все свои состояния, да и не только в списке "Форбса", а людям, которые получали в конвертах зарплату, которые где-то занимались какой-то предпринимательской деятельностью, не регистрировали её и не платили налоги... Сэкономив какие-то, в общем небольшие, деньги, сегодня они боятся ими спокойно распорядиться, думают, а не схватят ли их за руку, не спросят ли, откуда у них эти деньги. Вот мы даём возможность этим людям продекларировать доходы и, не думая о том, что государство их срочно привлечёт за это к ответственности, спокойно жить дальше. Мы думаем о спокойствии людей. Ваша мечта - чтобы как можно больше людей сидело в тюрьме. Наше предложение - чтобы как можно больше людей платило налоги и как можно меньше людей сидело в тюрьме. И тут мы принципиально расходимся. А тот законопроект, который вы обсуждаете здесь сегодня, не имеет с законопроектом, который мы обсуждаем, ничего общего. Но вы можете его внести на рассмотрение Государственной Думы, и я думаю, что Государственная Дума его тоже рассмотрит. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитин Владимир Петрович, пожалуйста. НИКИТИН В. П. Спасибо, Борис Вячеславович. Честно говоря, удивительно, почему такие страсти вызвал этот законопроект. С точки зрения нашей фракции, он абсолютно бесполезен. Ни сотен миллиардов долларов, ни миллиардов, ни более или менее значительных сумм в результате принятия этого закона не поступит, и ни крупные, ни мелкие нарушители налогового законодательства на этот закон, по нашему глубокому убеждению, не откликнутся. Мы считаем, что затянутая работа над этим законопроектом после давнего выступления президента с посланием Федеральному Собранию являет собой образец чисто бюрократического заматывания сути проблемы, в результате чего получается пустая бумага, которая не только не принесёт реальной пользы, но, более того, может породить и определённые отрицательные последствия. Поэтому мы не будем голосовать за этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все желающие по мотивам высказались. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "Об упрощённом порядке декларирования доходов физическими лицами". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 25 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2% Результат: принято Принимается.
Заседание № 201
20.12.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 294432-4 "Об упрощённом порядке декларирования доходов физическими лицами".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6442 по 6666 из 8896
Пункт 20. Проект федерального закона "Об упрощённом порядке декларирования доходов физическими лицами". Доклад Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Сегодня было так много дебатов, поэтому я постараюсь быть предельно кратким. Законопроект подготовлен ко второму чтению. Есть две таблицы поправок - таблица принятых поправок и таблица отклонённых поправок. Все эти вопросы очень подробно были отработаны вместе с правительством, вместе со всеми заинтересованными депутатами и в комитете, и поэтому я предложил бы без долгих и лишних комментариев перейти сразу к таблицам поправок. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице 1, в которой девять поправок, рекомендованных к принятию? Рыжков Владимир Александрович. РЫЖКОВ В. А. Спасибо. Я прошу вынести на отдельное голосование, пока не принимать, поправки 2 и 3 из таблицы принятых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за то, чтобы принять таблицу, за исключением поправок 2 и 3? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 43 мин. 02 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6% Результат: принято Принято. Пожалуйста, Владимир Александрович, прокомментируйте поправки 2 и 3. РЫЖКОВ В. А. Если можно, я по порядку - сначала 2-я, а потом 3-я, потому что они разные по смыслу. Я вот послушал доклад Андрея Михайловича - он был такой радостный, приподнятый, вот так обычно выступает человек в предвкушении чего-то очень приятного. У меня даже сложилось впечатление, что слюнки потекли по счастливому лицу Андрея Михайловича Макарова. Я это всё в позитивном смысле говорю. Коллеги, вы вдумайтесь, что сейчас нам предлагает поправка 2. Фактически в 2007 году даётся возможность всем жуликам и бандитам, которые нагребли деньги с помощью рэкета, махинаций, фальсификаций, а также всем коррупционерам (а по оценкам, у нас в год объём коррупции 250-290 миллиардов долларов, это оценка первого зама генпрокурора) прийти в любой банк, заплатить какую-то небольшую сумму и легализовать все преступно нажитые доходы. Так вот, Андрей Михайлович, я предлагаю отклонить поправку 2 именно потому, что она вводит вот этот механизм упрощённого декларирования, в том числе и бандитских коррупционных денег. Можете вы нам пояснить вообще, по оценкам авторов законопроекта, о каком объёме преступных средств идёт речь и сколько вы ожидаете, что будет легализовано в будущем году? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Владимир Александрович, спасибо, вопрос исключительно важный. Единственное, хотелось бы заметить, что слюнки по моему лицу могут потечь только в том случае, если вы в меня плюнете, но я знаю, что ваша врождённая интеллигентность и любовь либерала к либералу не позволят вам это сделать. Это первое. Второе. Теперь с точки зрения того, что вы там сказали про коррупцию, - это всё классно, но вы поставили эти вопросы применительно к поправке 2. На самом деле там всё последовательно, потому что поправка 2 - я просто хотел бы обратить внимание всех присутствующих - посвящена основным понятиям, которые вводятся этим законом. Основные понятия - это упрощённый порядок декларирования. То есть что это такое? Уплата физическим лицом того самого платежа, который предусмотрен. Второе - декларационный платёж. Что это такое? Это, грубо говоря, вот то, что вы бабки взяли и заплатили, это деньги. Просто они у каждого свои: можно рубли, можно доллары в рубли перевести, - тут у кого что есть, Владимир Александрович. И третье - это понятие банка для этого закона. В каком из этих понятий вы усмотрели коррупцию и усмотрели те 250 миллиардов долларов, которые, как я понимаю, вы уже посчитали, составляют объём нашей коррупции? Владимир Александрович, я, хоть убейте, не понимаю: вы о чём? У меня вообще такое ощущение - вы извините, ради бога, - что вы бредите. Не обижайтесь, ради бога. Теперь по поводу коррупционности закона. Что предлагается? Предлагается дать возможность людям, которые реально не могли уплатить или даже не уплатили когда-то налог... Из-за чего это могло быть? Из-за того, что было рваное налоговое законодательство, из-за того, что многие вопросы были не урегулированы. Вот дать им возможность в течение десяти месяцев следующего года, не общаясь с налоговыми органами, просто прийти в банк и заплатить эти деньги. Так чего тут плохого? Какая коррупция? О чём вы говорите? Если речь идёт о взятках, то мы этим законом не освобождаем никого ни от какой ответственности. Это не амнистия, я ещё раз хотел бы подчеркнуть, этот закон - не амнистия. Это вот в прессе кричали, что принимается амнистия. Напомню, амнистия принимается постановлением Государственной Думы и касается уголовных преступлений. Это закон, который даёт возможность людям продекларировать деньги вот этим платежом и уйти от головной боли. Если хотите, это закон для психологического комфорта людей, чтобы они не думали, кто к ним когда придёт. Поэтому я надеюсь, ещё раз говорю, Владимир Александрович, что вы в меня не плюнете после того, как я это объяснил. А что касается ваших опасений по поводу этого закона, поверьте, они напрасны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за принятие поправки 2? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 33 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6% Результат: принято Поправка остаётся. По поправке 3 ваш комментарий, Владимир Александрович. Только без этих эпитетов, пожалуйста. РЫЖКОВ В. А. Любовь Константиновна, а я что? Я же не могу не ответить. Он говорит, я брежу. Я, может быть, и брежу, но не брешу. Я прочитал в поправке, которая только что была одобрена, первый абзац. Андрей Михайлович, прочитайте его, я вам советую, вы адвокат, вы умеете читать. Прочитайте, там написано, что предоставляется возможность физлицам исполнить обязанности по уплате налогов посредством уплаты декларационного платежа. То есть прямо чёрным по белому пишется о выплате денег за неуплаченные налоги. Что вы людей вводите в заблуждение?! Вы говорите, что в этой статье ничего такого нет. Я вам сейчас процитировал вашу статью. О чём вы говорите?! Теперь по поправке 3, в ней вся соль. Итак, физлица вправе со дня вступления закона в силу (это будет январь - февраль) до 1 января 2008 года, то есть в течение почти года, самостоятельно исчислить и уплатить декларационный платёж. Коллеги, самостоятельно исчислить и уплатить - вдумайтесь, о чём идёт речь! А дальше во второй части чёрным по белому написано, что речь идёт о деньгах, с которых не были уплачены налоги. Ровно та коррупционная отмывка, вернее, отмывка коррупционных и бандитских денег, о которой я говорил! И вторая часть. Андрей Михайлович, объясните, почему президент говорил об одном, а вы нам толкуете про другое? Президент сказал о чём? Что необходимо легализовать в первую очередь вывезенные капиталы, по разным оценкам от 200 до 500 миллиардов долларов. А вы в вашей поправке 3 предлагаете совсем другое, вы предлагаете здесь выплатить, легализовать, но не снимаете ответственности за вывезенные капиталы. Почему вы, как авторы законопроекта, извратили то, что сказал президент? То есть вы предлагаете бандитам, жуликам, коррупционерам легализовать капиталы, но задачу, которая поставлена президентом, вы не решаете. Поэтому, я считаю, нельзя эту поправку принимать. МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное, Владимир Александрович. Особенно трогает ваша забота о чистоте помыслов Думы и, главное, президента. Вот вступились, и сразу всё встало на свои места. По этому поводу несколько соображений. Вы уже успели подсчитать, я смотрю. Причём у вас цифры-то - то у нас 250 миллиардов коррупционных денег, теперь 500 миллиардов вывезено. Такое ощущение, что вы стояли рядом с этими деньгами и считали, потому что, в общем-то, строго говоря, никто другой точных цифр назвать пока не мог. Поэтому вопрос ровно в следующем, просто ещё раз... Никто, и президент в первую очередь, не предлагал никого освобождать от уголовной ответственности. Более того, Владимир Александрович, если вы захотите освободить кого-то от уголовной ответственности, я уверен, что вы подготовите проект постановления Думы об амнистии и в этом проекте вы напишете, какие статьи и каких людей следует от ответственности освободить. Это постановление Дума проголосует, и все проблемы будут решены. Мы такой глобальной задачи не ставили. Поэтому, если кто-то украл, взял взятку или что-то ещё сделал, мы этих людей ни от какой ответственности не освобождаем. Они, если будет доказана их вина, сядут в тюрьму. То есть я так понимаю, что именно это и есть ваша мечта, что касается данного вопроса. Так вот у нас задача совершенно другая. Был период рваного налогового законодательства, и люди сегодня не хотят думать о том, что будет, если через несколько лет к ним придут и спросят: а откуда у тебя это, откуда у тебя то? Если он не совершил никаких других преступлений, кроме того, что он не уплатил налог, мы даём ему возможность уплатить налог и чувствовать себя комфортно, или, как говорит налоговая инспекция, спать спокойно. Владимир Александрович, я вам предлагаю заплатить налог и спать спокойно - именно эту возможность мы предоставляем всем налогоплательщикам нашей страны, не выделяя никого. Ещё раз повторяю, за другие преступления мы никого от ответственности не освободили. Не волнуйтесь, всё будет хорошо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за принятие поправки 3? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 04 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 7 чел.1,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4% Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице отклонённых поправок? Кто за принятие таблицы? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 36 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3% Результат: принято Принимается. Кто за принятие законопроекта во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 53 мин. 03 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 7 чел.1,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0% Результат: принято Принимается.
Заседание № 174
05.07.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 294432-4 "Об упрощённом порядке декларирования доходов физическими лицами".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4198 по 4324 из 7741
Пункты 18 и 19 Андрей Михайлович Макаров, как содокладчик, просил объединить, и поэтому докладчик, Сергей Дмитриевич Шаталов, тоже сделает по ним объединённый доклад. Это законопроекты об упрощённом порядке декларирования доходов физическими лицами. У нас осталось восемь минут. Успеем? Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Два законопроекта (пункты 18 и 19) объединены одной темой - проведением упрощённого декларирования доходов, в отношении которых ранее физическими лицами не были уплачены налоги. Предусматривается процедура, в соответствии с которой любой гражданин имеет возможность в установленные сроки представить специальную декларацию, в которой не указываются источники получения доходов и сроки, в течение которых они были получены, а также уплатить 13 процентов и таким образом получить освобождение от какого бы то ни было преследования, будь то налоговое или уголовное, за то, что он в своё время не уплатил налоги с этих сумм. Для того чтобы решить эту проблему, потребовалось ещё внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, изменить некоторые правила, относящиеся к моменту, когда обязательство по уплате налогов считается исполненным. Предусматривается, что все суммы, полученные в результате этой акции, будут поступать в бюджеты субъектов Российской Федерации. Мы просим поддержать эти два законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Андрей Михайлович Макаров сделает содоклад по пунктам 18 и 19. МАКАРОВ А. М., фракция "Единая Россия". Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна. Я, к сожалению, не смогу быть таким кратким, как представитель правительства. Итак, уважаемые коллеги, законопроекты подготовлены в связи с посланием президента Федеральному Собранию 2005 года. Напомню, что сказал президент: надо сделать так, чтобы деньги российских граждан не пылились в зарубежных банках, а работали на нашу экономику. Правительство подготовило проект закона "Об упрощённом порядке декларирования доходов физическими лицами" и законопроект о внесении изменений в связи с его принятием. Теперь несколько вопросов, которые, естественно, возникают. Мир знает очень много вариантов налоговых амнистий - от самых успешных до абсолютно провалившихся. И вот главным качеством, которое определяет успех налоговой амнистии, является то, что люди уверены, что, когда они заявят что-то и что-то заплатят, им за это ничего не будет. Если человек будет считать, что он заявит, а его на цугундер, в кутузку, скорее всего он этим не воспользуется. В принципе весь мир это уже понял, теперь это предстоит понять нашей стране. О чём говорится в законе? В нём говорится, что декларации, которые будут поданы, не могут быть использованы налоговыми органами для контрольной работы. А ФСБ? А прокуратура? А уголовный розыск? Таким образом, закон, который нам представляется, на самом деле предлагает ввести для граждан Российской Федерации такую своеобразную российскую рулетку: я на себя сообщаю, а найдёте вы или нет - вот это посмотрим. Много ли людей согласится на такие условия? Вопрос спорный. Именно поэтому поражает на самом деле щедрость правительства к нашим регионам, она становится всё больше и больше, забота о региональных бюджетах, когда правительство говорит: все доходы, которые поступят от этой амнистии, поступят в бюджеты субъектов Федерации. Ну, спасибо! Это первый вопрос. Второй вопрос, который здесь возникает, состоит в следующем. Мы распространяем амнистию на те деньги, которые, грубо говоря, каким-то образом куда-то увели ("если кто-то кое-где у нас порой..."), но до 1 января 2005 года, а глубина налоговой проверки по Налоговому кодексу составляет четыре года: три года плюс текущий. То есть, если мы её вводим в следующем году, то проверить реально, установить, что кто-то не уплатил налог, можно только по 2004 году. Таким образом, предлагаемая налоговая амнистия становится таким вариантом: а давайте-ка мы амнистируем тех, кто что-то недоплатил в 2004 году. Ну, тогда стоит ли говорить о её общем характере? Третий вопрос, который, безусловно, в этой связи возникает: а на кого мы, собственно говоря, рассчитываем? Ведь когда мы готовим такие вещи, мы всегда рассчитываем, что есть какой-то контингент людей, которые под этот закон подпадут, которые захотят им воспользоваться. То есть, как я понимаю, это люди, которые вывезли деньги из страны и теперь жаждут их ввезти. Должен успокоить правительство: для того чтобы ввезти в страну вывезенные деньги, никакой амнистии не требуется, они давным-давно все легализованы. А если я хочу показать какие-то доходы, мне гораздо проще по этой же ставке 13 процентов продекларировать доходы вместе со своей годовой декларацией, благо для этого есть много способов. Более того, я могу оформить это как дивиденды, оформив какую-то компанию и заплатив даже не 13 процентов, а 9 процентов. В этой связи и возникает естественный вопрос: много ли в нашей стране сейчас найдётся людей, которые готовы этим воспользоваться? По данным психиатров, отечественных психиатров, в нашей стране контингент людей - клиентов психиатров постоянно сокращается, поэтому я боюсь, что бюджеты регионов особенно от этого закона не пополнятся. Теперь несколько вопросов. Комитет, рассматривая этот законопроект, сделал следующие выводы. Безусловно, инициатива президента и предложение правительства о том, что это надо сделать, не просто имеют право на существование, это необходимо. Необходимо подвести черту под тем периодом беспредела, правового беспредела, который у нас царил в налоговой сфере. Мы принимаем сейчас Налоговый кодекс, заканчиваем его разработку, и, конечно, хотелось бы подвести черту. Но амнистию можно провести один раз, её нельзя проводить каждый день, каждый месяц или раз в год. И если она у нас один раз провалится, то это будет такой удар по доверию граждан к государству, что из замечательного предложения президента это превратится в свою противоположность. Поэтому комитет, рассматривая этот вопрос, предложил поддержать данный законопроект в первом чтении, но поддержать его именно как идею - идею подведения черты при становлении налогового законодательства - и коренным образом переработать её ко второму чтению, с тем чтобы люди, как минимум, знали: если они заявят о своих доходах, им ничего в нашей стране не будет угрожать. Заканчивая выступление, я хотел бы сказать, что здесь могут быть разные пути. Нам предстоит очень серьёзная работа при подготовке ко второму чтению. Скажем, Казахстан поступил следующим образом: они приняли закон, по которому все декларации за пять лет были "сожжены". Я представляю, что будет, если мы пойдём этим путём. На следующий день граждане нашей страны спросят: а ксерокопии-то сняли или нет? Так вот, работа над этим законом предполагает главное - доверие народа, доверие населения к государству, к налоговой системе. Именно эти вопросы мы должны рассмотреть при подготовке данного законопроекта ко второму чтению. Комитет предлагает его принять (я не буду повторять замечания, они подробно изложены в заключении) в первом чтении и доработать ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. На вопросы запишемся в 16.00.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4345 по 4863 из 7741
Коллеги, я прошу вас записаться на вопросы по пунктам 18 и 19. Включите режим записи. Покажите список. Пять человек. Штогрин Сергей Иванович, пожалуйста. ШТОГРИН С. И. У меня вопросы одновременно и к докладчику, и к представителю правительства Шаталову Сергею Дмитриевичу. Вот первый вопрос. Сегодня можно в декларацию за соответствующий налоговый период, то есть за год, включить все свои доходы, независимо от источников, и тоже заплатить 13 процентов. Возникает вопрос тогда: зачем нужны какая-то ещё новая система и специальная декларация? И второй вопрос. У нас есть норма о том, что налоговые органы не могут использовать полученную информацию о ваших доходах для привлечения к налоговой ответственности, а другие органы - ФСБ, милиция, финансовый контроль - могут эту информацию использовать, чтобы привлечь вас потом к ответственности, если вы заявите некие доходы, которые в своё время утаили, будем говорить так, мягко, от налогообложения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Сергей Иванович, за вопрос. На самом деле я уже говорил в своём выступлении, что действительно проблема, связанная с использованием информации, которую сообщат граждане, безусловно, стоит в этом законе. С точки зрения того, что, как вы говорите, сейчас можно задекларировать под 13 процентов, вы правы, но сегодня вы должны указывать источник, когда вы подаёте декларацию, а в этом законе не предусматривается, что гражданин должен указать источник дохода. Гражданин должен указать источник дохода, и в этой связи мне хотелось бы сделать одно уточнение. Я хотел бы, чтобы меня поняли правильно, я не критикую правительство в плане того порядка декларирования, который оно предложило, оно действительно предложило максимально упрощённую систему декларирования. Но, по-видимому, когда мы будем готовить этот законопроект ко второму чтению, нам нужно будет подумать, чего мы хотим и какова идеология закона. И в этом плане, я думаю, все согласны с тем, что гражданин пойдёт на эту систему упрощённого декларирования только в том случае, если он будет знать, что ни к какой ответственности он привлечён не будет. Это и является нашей задачей ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Дмитриевич, ваш комментарий. ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Сергей Иванович, проблема в том, что сегодня действительно можно подать декларацию и указать те или иные доходы, но, помимо того что требуется указывать источник получения этих доходов, к сожалению, это можно сделать только в отношении доходов, полученных в прошлом году, и поэтому, если такой специальной декларации не будет, позапрошлогодние доходы показать будет невозможно, надо будет подавать специальную исправительную декларацию применительно к прошлым годам и платить пени. Вот от этого мы уходим. И второй момент, касающийся того, какие ещё государственные органы имеют доступ к этой информации. Режим налоговой тайны здесь гарантирован - налоговые органы самостоятельно эту информацию не направляют никому. Другое дело, что если будет проводиться какое-нибудь расследование, в частности уголовное, то по мотивированному запросу Министерства внутренних дел, например, рассматривающего это уголовное дело, такая информация может быть запрошена у налоговых органов и тогда они должны будут эту информацию представить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Махмудов Махмуд Гаджулаевич, ваш вопрос. МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Мой вопрос примерно такого же характера, как уже прозвучавший вопрос Сергея Ивановича. Сергей Дмитриевич, на самом деле, как вы сказали, можно декларировать без указания источника, это на самом деле так, но в данном случае могут эти деньги быть криминальными или нажитыми иным преступным путём, скажем. На этот вопрос частично вы уже ответили. При подготовке этого законопроекта, который вызван благими намерениями, изучался ли мировой опыт? Может быть, есть какие-то вещи, которые можно перенять и безболезненно внедрить у нас в России? ШАТАЛОВ С. Д. Да, безусловно, мировой опыт рассматривался, опыт самый разнообразный - и положительный, и отрицательный. Мы выбрали, на наш взгляд, самый простой вариант, который предполагает наименьшие риски для граждан и который может быть наиболее привлекательным, с нашей точки зрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Резник Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. У меня два вопроса. Первый вопрос (к Сергею Дмитриевичу и к Андрею Михайловичу) заключается в следующем. Как вы считаете, сколько людей воспользуются этой амнистией (может, за исключением двух-трёх человек в Лондоне) и какие суммы будут собраны? Это первый вопрос. И второй вопрос: как вы относитесь к тому, чтобы предусмотреть уничтожение деклараций минимум за пять лет (лучше - за десять) и введение уголовной ответственности за неисполнение вот этого требования об уничтожении деклараций? Потому что, судя по тому, что вы нам сказали о том, как МВД будет получать информацию, ясно, что тайну сохранить реально не удастся. Это отпугнёт людей от того, чтобы они воспользовались принятым нами в таком виде законом. Такие два вопроса. ШАТАЛОВ С. Д. На первый вопрос, касающийся количества людей, которые воспользуются этой возможностью, и сумм, могу сказать, что с этой точки зрения мы это не оценивали. Считаем, что даём возможность всем, кто желает, воспользоваться механизмом упрощённого декларирования и начать, если были какие-то грехи в прошлом, жизнь с чистого листа, освободившись от каких бы то ни было обременений, в том числе от уголовного наказания. Что касается уничтожения налоговых деклараций, то это вряд ли правильно, и такую идею мы не рассматривали, имея в виду, что декларационный платёж и специальная декларация, которая предусматривается в этом законопроекте, будут касаться только тех сумм, которые гражданами задекларированы и с которых соответственно уплачены эти налоги. И если, например, гражданин декларирует сто рублей и уплачивает с них 13 процентов декларационного платежа, то покупка такой индульгенции вовсе не означает, что если он не заплатил с миллиона или с миллиарда, то он будет прощён всегда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Владислав Матусович, на самом деле мне хотелось бы как раз здесь сказать следующее. Президент ни разу не упомянул термин "налоговая амнистия". Я думаю, что это было сделано совершенно не случайно, потому что амнистии подлежат виновные, а у нас далеко не всегда эти деньги оказывались у людей в результате их виновного поведения, поэтому речь идёт именно не о прощении, а о том, чтобы создать оптимальные условия для возвращения денег в нашу экономику. Вот это главная задача. И здесь можно рассматривать разные пути - уничтожение деклараций, запрещение пользоваться, уголовную ответственность. Я думаю, здесь может быть очень большой набор вариантов, и мировой опыт говорит, что разные варианты могут быть эффективными. Что касается вашего первого вопроса, если нам не удастся найти эти варианты, я думаю, что успех вот этой условной налоговой амнистии будет зависеть от того, когда мы её введём в действие. Если осенью или весной, я думаю, желающих ею воспользоваться будет больше, чем летом или зимой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергиенко Валерий Иванович. СЕРГИЕНКО В. И. Андрей Михайлович, здесь, в законе, если я правильно понимаю, речь идёт о декларировании доходов. А имущество может быть в соответствии с этим законом задекларировано? Если может, то как и кто будет оценивать его реальную стоимость? Ведь можно сказать, что завод стоит тысячу рублей, а можно - миллиард. Вот имущество затрагивает этот закон? МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос. Вопрос существенный. Мне кажется, правительство в своём проекте решило его достаточно грамотно и достаточно элегантно. Здесь вопрос не связывается с тем, что это, деньги или имущество, вы декларируете сумму, а вот уже на что вы истратили эти деньги, государство совершенно не волнует. Другое дело, что эта норма может быть прописана более жёстко, более ясно, но мне кажется, что механизм, предложенный правительством, вполне уместен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И вопрос Воронина Павла Юрьевича. ВОРОНИН П. Ю. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня два коротких вопроса. Андрей Михайлович, прекрасное выступление, лучшее в Думе за последнее время. Вы опытный юрист. И вопрос такой: считаете ли вы, что параллельно нужно вносить изменения в Уголовный кодекс, в закон "О прокуратуре..." и ряд других законов? Потому что нет налоговых претензий, но есть претензии к тому, например, как вы нажили, как добыли и так далее, со стороны соответствующих органов. И к Сергею Дмитриевичу короткий вопрос. Есть всемирно известные негодяи, которые проворовались и которых уже долго страна пытается получить назад. Что, в этом случае какой-нибудь лондонец заплатит 13 процентов и всё - чистый гражданин, живёт, возвращается домой и никому ничего не должен? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Павел Юрьевич, я, извините, ради бога, забегу вперёд правительства, но я хочу ответить и на второй вопрос. Я боюсь, что лондонец, которого вы имеете в виду, не заплатит 13 процентов, так что, я думаю, эта тема вас может не беспокоить. Если же я сейчас начну предлагать необходимые изменения в закон "О прокуратуре...", в Уголовный кодекс и так далее, то я боюсь, что на остальные вопросы повестки дня просто не хватит времени. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. В отношении лиц, которые проживают в Лондоне, могу сказать, что они давно не являются нашими налоговыми резидентами и если и имеют доходы от источников в Российской Федерации, то платят по ставке 30 процентов, если это легальные доходы. Если это нелегальные доходы, то все возможности преследования, в том числе уголовного, сохраняются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И Аксаков Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г., фракция "Единая Россия". Любовь Константиновна, спасибо за предоставленную возможность. Уважаемый Андрей Михайлович, поскольку мы можем закон принять, очень важно, чтобы он не был дискредитирован, иначе реальный эффект будет очень маленький, если не нулевой, и в результате сама идея, которую предложило нам правительство, окажется дискредитирована. В связи с этим у меня вопрос такой: не надо ли нам включить в содержание этого закона амнистию (я говорю "амнистия" условно, в кавычках) для юридических лиц, что, на мой взгляд, намного важнее? Вы даже в своём выступлении отметили, что физические лица, которые имели проблемы, уже давно всё легализовали. А что касается юридических лиц, у нас постоянно возникают проблемы, поскольку были разные подходы к оптимизации налогов, скажем, до 2003 года и после... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Вы знаете, я думаю, что это вопрос очень сложный. Когда мы говорим "амнистия" (вот вы сказали, что употребили слово "амнистия" условно), всё-таки это понятие, которое всегда распространялось на физических лиц. Говорить о том, что это надо распространять на юридических лиц... Ну, это достаточно сложно, тем более здесь существуют совершенно иные механизмы. Поэтому вопрос можно рассматривать в рамках второго чтения. Единственное, в чём я с вами абсолютно согласен: если мы примем закон, который не будет реализован на практике, это даст даже не нулевой эффект, это даст отрицательный эффект. Именно поэтому я думаю, что всем нам предстоит очень большая работа при доработке законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Андрей Михайлович. Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Есть два желающих пока, три, четыре, пять... Я вам хочу напомнить, мои дорогие, что у нас ещё с вами двадцать три вопроса. Как поступим? По одному от фракции по три минуты. Хорошо? Владимир Вольфович Жириновский, пожалуйста. Три минуты. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. В этом здании парламента мы 23 февраля 94-го года с трудом приняли политическую амнистию, и также были разные позиции, все спорили. А сегодня читаю материалы, написано: Госдума приняла амнистию. Это мы приняли, мы, фракция ЛДПР, предложили, и уговорили, и с трудом получили двести двадцать шесть голосов. Всё, уже забыли, что это ЛДПР и что мы... Оказывается, Госдума, вот такая разумная, решила принять. То же самое и здесь: ровно девять лет назад, в июне в этом зале мы то же самое предлагали - остановили. Вот девять лет прошло - сейчас примем. Сколько денег потеряли, сколько людей уничтожено за девять лет, из-за того что они были в неудобном положении! И сейчас опять те же самые вопросы: а как вот те, а как с теми?.. Весь смысл в том, что закон распространяется на всех без исключения граждан, что он в данном случае должен освободить от любой ответственности всех тех, кто задекларирует свои доходы, любую сумму. Вот у человека есть 100 миллионов в разных местах, он декларирует 10 миллионов - всё, взяли с него 13 процентов, и по этой сумме никаких вопросов никто не имеет права задавать. Пройдёт время, он созреет, ещё 10 миллионов задекларирует, а потом ещё. Но если мы во втором чтении внесём поправку о том, что после того, как он задекларировал, заплатил, любые следственные органы могут всё-таки обратить внимание на его финансовое положение, тогда, конечно, этот закон ничего не даст. Самое главное, мы сами по себе ударим. Тот, кто давно вывез деньги или спрятал здесь, он не пострадает - пострадает бюджет, экономика. В Казахстане всё сделали - получили деньги. В Италии тоже. Пусть небольшие, десятки миллиардов долларов, но они это делают, каждые несколько лет объявляют дополнительные упрощённые формы. Слово "амнистия" чужое, и, может быть, действительно все сразу начинают думать, что это уголовное преступление. Проще по-русски говорить: освобождение от ответственности. Мы освобождаем, но речь не идёт о каких-либо противоправных действиях. И это делалось всегда во всех странах мира, независимо от революций, реформ и так далее. Нам надо объяснить гражданам, что это всем выгодно, что придут деньги, иначе ничего не придёт, иначе можно получить возможность... Прокуратура будет против, потому что им сложнее будет кого-то задерживать, арестовывать, поскольку он уже задекларировал. Вот здесь надо договориться с ними: пускай занимаются теми, кто не заявил о своих доходах, другими. А в отношении тех, кто в этом году или в следующем заявит о доходах, поступить как раз наоборот - попросить прокуратуру и МВД не трогать этих людей, раз они начали деньги вносить в бюджет нашей страны. Предлагаю поддержать эту амнистию, и дальше проводить её, и все силы, всю пропаганду бросить на то, чтобы как можно быстрее и глубже прошла эта финансовая амнистия, по-другому, чтобы граждане в упрощённом порядке как можно больше денег задекларировали. Им самим выгодно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. От фракции КПРФ кто-то будет выступать? Тюлькин Виктор Аркадьевич. ТЮЛЬКИН В. А. Зачем по-другому? Это тот редкий случай, когда я могу согласиться с господином Ворониным. Действительно, замечательное было выступление Андрея Михайловича, одно из лучших в Думе за всё время, только с другой стороны. Потому что действительно стало ясно, кого что волнует и о чём люди заботятся. Вот красной нитью в выступлении Андрея Михайловича проходила мысль, что, не дай бог, нам дискредитировать свою идею перед людьми, - рейтинг президента, говорит, упадёт и прочее. Народ должен быть уверен, что, не дай бог, ни милиции, ни прокуратуре не будут доступны эти данные. И всё выступление проникнуто заботой о народе. Только вопрос: о каком? Вот я целый месяц был свободен по известным причинам и встречался с судосборщиками на адмиралтейском заводе в Питере - что-то их этот вопрос не волнует. С шахтёрами Воркуты встречался - и опять вроде как не очень. С крестьянами Подмосковья - так те и не слышали про это. Вот есть ещё одна категория - пенсионеры, вот их "волнует". Когда их спросишь об отношении к налоговой амнистии, они начинают спрашивать: слушай, а что это такое и, вообще, откуда они берутся, те, которые приходят и декларируют сейчас задним числом миллион, два, десять? А уж ещё более крупные суммы их вообще в шок вводят! В чём я согласен с Андреем Михайловичем - что психически больных стало меньше, это абсолютно верно. Потому как при намёке на продолжение углубления реформ улыбающихся лиц уже не видно, потому что монетизацию льгот за благо воспринимают уже единицы какие-то, а уж тех, кто верит, что реформа ЖКХ направлена на защиту интересов жителей, так таких днём с огнём не найдёшь. Поэтому в этом Андрей Михайлович, безусловно, прав, его можно поддержать. А заканчивая, я хочу сказать, что мы, как материалисты, считаем, что к интересам простых людей, людей труда никакого отношения эти законы не имеют. Вольно или невольно речь идёт об амнистии тех, кого раньше называли, может быть, жульём. Поскольку закон сохранения материи суров, но справедлив, мы понимаем, что все эти в будущем декларируемые суммы так или иначе умыкнули из народного кармана, мы, конечно, выступаем против этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От "Единой России" - Воронин. Пожалуйста. Микрофон включите депутату Воронину Павлу Юрьевичу. ВОРОНИН П. Ю. Спасибо, Любовь Константиновна. Виктор Аркадьевич сказал, что он материалист. Но у вас же лидер партии в церковь ходит, во время пасхальной службы свечку держит. У вас неувязочка здесь, вы там разберитесь. Хочу сказать, что Муамар Каддафи в своей "Зелёной книге" очень хорошо сказал, что оппозиция не имеет права говорить от народа, потому что народ её не поддержал, выбрал другую партию, поэтому она говорит от части людей. То, что вы говорите, - от части людей. То, что вы говорите про монетизацию, это неправда. Я считаю, что вы не имеете права говорить от имени всех людей, что единицы... А по существу закона хочу сказать, что, конечно, нужно вырабатывать какие-то правила игры, они должны быть общими. И самое страшное, я считаю... Вот сейчас у каждого, почти у каждого сидящего здесь есть квартира, дом, какое-то предприятие или магазинчик, но у нас нет никакой гарантии, что наши дети будут жить в этой же квартире, в этом доме, потому что, к сожалению, за семьдесят лет советской власти и потом за десять лет беспредела люди перестали верить стране, потому что страна всегда отбирала личную собственность. Институт собственности начинает возрождаться, и у людей должна быть чёткая гарантия, что всё будет нормально, что не заберут у него этот магазин, не заберут у него эту квартиру, этот дом. А что получилось? Ведь в начале 90-х, когда появилась государственная налоговая инспекция, совершенство законодательства было, скажем так, низкое, его не было никакого, были возможности трактовки закона и так, и так. В результате у людей образовалось что-то, что они хотят сейчас задекларировать и показать. И поэтому, давая им шанс быть честными перед своей страной, мы делаем хорошее дело и в плане дальнейшего укрепления страны. Относительно того, что это касается узкой группы лиц, я не согласен. Я думаю, что декларировать будут не миллиардеры или мультимиллионеры, а большинство граждан именно среднего достатка, которые хотят жить спокойно в этой стране и которые хотят, чтобы их дети и внуки здесь жили. Я считаю, что это очень важно, но важно соблюсти правила игры, чтобы действительно было доверие к государству как к институту власти, где не меняют правила игры в зависимости от того, кто сегодня находится у власти, какая партия, какой президент. Это главное. Институт частной собственности - это основа любого строя и стабильности любого государства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От "Родины" есть желающие выступить? От СЕПР есть желающие. Глотов Сергей Александрович, пожалуйста. ГЛОТОВ С. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Три позиции нам хотелось бы подтвердить и вновь продекларировать. Первое. Налоговая система в нашей стране очень тяжёлая, громоздкая и весьма сложна в применении. Это многими отмечается. Более того, она антисоциальная во многом. И бедные, и богатые платят одинаково - 13 процентов. Нам долгие годы внушали, что это делается, потому что так легче собирать налоги, потому что, если будет больше процент, то сверхбогатые люди не станут платить. Всё это уже в прошлом. Наши налоговые органы в состоянии выколотить любые суммы налогов, это давно уже стало ясно и понятно, и это периодически демонстрируют в средствах массовой информации, об этом пишут в газетах, это показывают по телевидению. И здесь каких-то дополнительных комментариев не надо. Мы, конечно, приветствуем упрощённый порядок, хорошо, если он сработает на благо страны, однако ещё раз хотелось бы сказать: эта шкала налогообложения имеет антисоциальный характер, конечно, её надо пересматривать. Второй момент. Когда государство задекларирует свои доходы в полном объёме? 2 триллиона свободных средств! Мы ждём, когда же наконец в этом году государство соизволит всё задекларировать, представить в Государственную Думу в форме федерального бюджета. Когда мы его скорректируем в сторону повышения доходной и расходной частей? Когда же наконец это дойдёт до бюджетополучателей, в первую очередь до социальной сферы? Поэтому, рассматривая такой вопрос, мы, конечно, не можем не сказать о том, что государство действительно должно задекларировать всё, что у него есть. В этой связи уже не удивляет - и об этом говорил президент, - что создаются какие-то фонды и фондики, минуя Государственную Думу. Комитет по бюджету молчит, достоверной информации по этим вопросам мы никакой не имеем. Третий момент - сами налоговые органы. Очень тяжело работать сегодня в налоговых органах, их сотрудники также нуждаются в укреплении социальных гарантий, особенно честно работающие люди, а их подавляющее большинство. Мы будем голосовать за этот законопроект, но хотели бы обратить внимание на вышеперечисленные вопросы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От независимых депутатов слова просит Зубов Валерий Михайлович. С места. Включите микрофон. ЗУБОВ В. М. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы послушали представителя комитета Андрея Макарова, он очень убедительно доказал, что никуда не годится проект закона. Послушав представителя правительства, ещё больше в этом убеждаешься. Если правительство не делает никаких расчётов и с такой лёгкостью все возможные доходы сразу отдаёт регионам, понятно, что правительство не ожидает никаких финансовых выгод от применения этого закона, не рассчитывает на положительные результаты его реализации. Если исполнитель не верит, законодатель не верит, конечно, итог будет простой: закон будет дискредитирован. Более того, если сейчас потратить усилия на исправление неисправимого, то тогда, значит, не останется времени на подготовку действительно необходимого закона об амнистии. Я думаю, всем понятно, что вопрос не в финансах. Если бы дело было в финансах и, не дай бог, этот закон сработал бы... Мы не знаем, что делать с теми сотнями миллиардов рублей, которые у нас в Стабилизационном фонде, и если ещё поступят деньги, то это же для нас сплошная обуза, сплошные трудности. Вопрос, конечно, политический. Если мы подводим черту под нашей революционной историей последних лет и начинаем жить с чистого листа, если у нас прокуратура, МВД, налоговая, законодатель будут думать не о том, какие ошибки совершили вчера, а о том, какие не надо совершать сегодня и завтра, тогда у нас есть надежда на то, что сработает идея амнистии в положительном смысле этого слова. Кстати, о слове "амнистия". Можно назвать как угодно, можно использовать или не использовать это слово, это то же самое, что говорить "доллары" или "у. е.", а после принятия нашего закона говорить "баксы" или ещё как-то. По жизни-то оно амнистией является, и смысл понятен, вопрос в другом - не в слове, а в содержании. Итак, кого амнистировать? Только тех, кто нашёл и не избежал лазеек в законе, или тех, кто эти законы принимал? Виноват ли ребёнок в том, что он родился с проблемами, касающимися здоровья, или всё-таки в этом виноваты и акушерка, и мать, и отец? Амнистия касается не только тех людей, о которых мы сейчас говорим, спорим, много их или мало, но и государства, которое в то время принимало вот такие законы, вот так исполняло свою функцию. Идея амнистии, конечно, необходима нашему обществу, её надо реализовать в полном объёме, но, конечно, не на базе этого сырого проекта закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я коллег Тюлькина, Кондратенко и Романова прошу не выступать по ведению, потому что у нас очень мало времени. Есть ли желание выступить с заключительным словом? Одна минута. Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Любовь Константиновна. Я хотел бы возразить депутату Зубову. Нам надо подвести черту не под последними десятью годами, а под последними девяноста годами, когда у нас была ликвидирована налоговая система. Сегодня мы создаём налоговую систему заново. И раз мы создаём её заново, мы действительно должны подвести черту и начать жизнь с чистого листа. Ещё хотел бы возразить депутату Тюлькину, который сказал, что через моё выступление что-то проходило красной нитью. Я верю искренне, что ничего красного в моей речи не было. И последнее, что хотелось бы сказать. После выступления депутата Тюлькина я снимаю своё возражение о том, что у нас количество сумасшедших резко сокращается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование пункт 18. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 30 мин. 54 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9% Проголосовало против 60 чел.13,3% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6% Результат: принято Принимается. На голосование ставится пункт 19. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 32 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 59 чел.13,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7% Результат: принято Принимается. По ведению - Кондратенко. Одна минута. КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, вы просто обязаны сделать замечание Макарову. Это оскорбление - о сумасшедших. Можно и съязвить, и пошутить - всё можно, но опускаться до такого вот цинизма нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу уважаемых депутатов употреблять всё-таки парламентские выражения и не обижать своих коллег неуважительными высказываниями.