Заседание № 147
12.03.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 294259-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (об участии исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в деле о банкротстве).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4993 по 5311 из 5723
Пункт 26, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Доклад представителя Законодательного Собрания Кировской области депутата Государственной Думы Алексея Михайловича Розувана. Пожалуйста, Алексей Михайлович. РОЗУВАН А. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части разрешения возможности участия исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в деле о банкротстве, внесённый Законодательным Собранием Кировской области. В настоящее время органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления могут участвовать в делах о банкротстве и процедурах банкротства, только если имеется задолженность по платежам в бюджет субъекта или местный бюджет, как уполномоченный орган. В данном случае не учитывается задолженность по налогам, так как при наличии задолженности по налоговым платежам во все уровни бюджетов уполномоченным органом является налоговая служба. Проектом федерального закона предлагается расширить возможности участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в делах о банкротстве и процедурах банкротства, а именно: участвовать в собрании кредиторов в деле о банкротстве и в арбитражном процессе. В случае если непосредственное участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления невозможно, должно учитываться их мнение. В случае банкротства градообразующей организации участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обязательно. Обязательно согласование кандидатуры арбитражного управляющего с органами исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Несколько слов о причинах, побудивших наших коллег из Законодательного Собрания Кировской области предложить изменения в закон "О несостоятельности (банкротстве)". На сегодняшний день в Кировской области семь крупных предприятий, находящихся в процедуре банкротства, без реальных возможностей восстановления по причине того, что арбитражные управляющие не заинтересованы в восстановлении предприятий. Арбитражных управляющих предлагает не предприятие, подающее на банкротство, а налоговая служба - из числа лиц, не проживающих в области и, соответственно, не заинтересованных в судьбе предприятий. Кредиторская задолженность по платежам в бюджет не гасится, так как имущество распродаётся за бесценок и вырученных средств хватает только на погашение задолженностей по зарплате, капитализацию выплат инвалидам и текущие расходы, в основном, зарплату самого арбитражного управляющего. Могу предположить, что подобная ситуация характерна не только для Кировской области. Участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в процедурах банкротства позволит им должным образом защитить социальные и экономические интересы региона и предпринять все возможные меры для сохранения предприятий. В последнюю региональную неделю я посетил Лузский лесопромышленный комплекс, в прошлом процветающий комбинат, который перерабатывал 800 тысяч кубометров леса и на котором работали две тысячи восемьсот человек, сегодня это предприятие стоит. В результате бездарно проведённого банкротства образовалось два собственника, в течение нескольких лет идут бесконечные арбитражные суды и никакой перспективы не видно. Люди возмущены - градообразующее предприятие, почти три тысячи человек остались без работы. И что, мы сегодня не можем законодательно... Да, я спрашиваю представителей руководителя администрации области: вы почему не вмешиваетесь, вы почему не помогаете решать там вопросы? Они мне говорят: а закона нет, мы не имеем права участвовать в назначении конкурсного управляющего, в арбитражных процессах (во всех тех вопросах, которые я перечислял в докладе). Говорят: примите закон - и мы будем, с нас спрашивают за экономическое положение в регионе и в то же время законом не дают возможности работать. Поэтому у меня вопрос к профильному комитету (у них отрицательное заключение): что мы потеряем, если дадим администрации региона возможность участия без права голоса в собрании кредиторов? Что мы потеряем, если разрешим администрации области участвовать в арбитражном процессе судебном, если с ней будут согласовывать кандидатуру арбитражного управляющего? Чтобы это был человек по крайней мере заинтересованный не в том, чтобы распродать предприятие, а в том, чтобы сохранить его в какой-то мере, чтобы банкротство провести, может быть, в меньших объёмах и тем самым сохранить производство. Сегодня арбитражный управляющий назначается из других регионов, за многие тысячи километров, не бывает в области и так далее. Я считаю, что, конечно, в сегодняшнем варианте этот законопроект вряд ли будет принят. Но я обращаюсь к депутатам и в первую очередь к профильному комитету: ну посмотрите, может быть, сегодня палата сочтёт возможным направить этот законопроект на доработку в профильный комитет, чтобы они ещё подумали. А если нет, то обращаюсь к коллегам из этого комитета: подумайте и внесите сами соответствующие поправки. Давайте дадим возможность нашим руководителям регионов активно влиять на процедуру банкротства, потому что это в интересах производства, в интересах тех людей, которые там проживают. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад сделает заместитель председателя Комитета по собственности Евгений Исаакович Богомольный. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я ещё раз повторю коротко, какие положения, включённые в данный законопроект, направлены на расширение участия органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Первое - это участие без права голоса в собраниях кредиторов представителей органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления. Вторая новелла - указанные представители во всех случаях признаются участвующими в деле о банкротстве. И третье - саморегулируемая организация обязана согласовывать кандидатуры арбитражных управляющих с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Почему Комитет по собственности не может поддержать концепцию законопроекта? Первое основание. Согласно федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника уже участвуют в арбитражном процессе по делу о банкротстве в целях представления интересов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно. Кроме того, при рассмотрении дел о банкротстве должника, являющегося градообразующей организацией, в деле о банкротстве в обязательном порядке участвуют представители органа местного самоуправления, а федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть привлечены к такому участию арбитражным судом. Правительством Российской Федерации установлено, что в качестве уполномоченных представителей кредиторов по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней в собрании кредиторов участвуют сотрудники Федеральной налоговой службы. То есть все вопросы перекрываются. Принятие законопроекта означает обязательное участие представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в собрании кредиторов без права голоса, то есть не в качестве кредитора по налогам и иным обязательным платежам, а также участие представителей органов публичной власти во всех иных процедурах банкротства, даже в случаях, когда отсутствует задолженность по налогам и иным обязательным платежам. Указанная новелла противоречит установленному статьёй 1 Гражданского кодекса Российской Федерации базовому принципу автономии воли субъектов гражданско-правовых отношений и представляет собой необоснованное вмешательство государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов. Второе. Необходимо также отметить, что предусмотренные законопроектом правовые нормы могут привести при реализации процедур банкротства к коллизии интересов и действий различных органов госвласти, в частности, представляющих кредиторов по обязательным платежам Федеральной налоговой службы и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не может быть поддержано также положение законопроекта о необходимости согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации кандидатуры арбитражного управляющего. В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" кандидатуры арбитражных управляющих выдвигает саморегулируемая организация исходя из утверждённых собранием кредиторов требований к соответствующей кандидатуре. При этом в процессе утверждения кандидатуры арбитражного управляющего арбитражным судом представитель кредитора и должника вправе дать отвод по одной из представленных кандидатур, чем достигается прозрачность процедуры назначения арбитражного управляющего и баланс интересов кредиторов и должника. Предлагаемое авторами законопроекта согласование кандидатур арбитражных управляющих с органами госвласти субъектов Российской Федерации является потенциально коррупционным механизмом, поскольку недобросовестный кредитор либо должник смогут через чиновников пытаться оказать влияние на назначение либо неназначение той или иной кандидатуры. Кроме того, положение законопроекта о согласовании кандидатур арбитражных управляющих противоречит Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не предусматривающему наличие таких полномочий у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Законопроект также не поддерживается Высшим Арбитражным Судом. Комитет по собственности по вышеизложенным причинам рекомендует Государственной Думе законопроект отклонить. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Тамара Васильевна Плетнёва и Рохмистров. Два вопроса. Плетнёва, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Евгений Исаакович, я слушала депутата Розувана и полностью с ним согласна. Действительно, на протяжении многих лет закон о банкротстве приводил к тому, что необоснованно банкротились предприятия, назначались внешние управляющие (правильно он сказал), неизвестно вообще откуда взявшиеся. И всё это продолжается до сих пор. В вашем докладе звучало одно: что будет конфликт интересов, будет коррупция. Вы что, не доверяете исполнительной власти или у вас сегодня комитет увлёкся только одним законом - "О саморегулируемых организациях" и всё, больше вы ничего не видите? БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Первый вопрос. Необоснованное банкротство - такая статья есть в Уголовном кодексе, поэтому я не рассматриваю её, это к законопроекту ни в коей мере не имеет отношения, не влияет никак. Ещё раз скажу по выборам арбитражного управляющего. По сегодняшнему действующему законодательству никто не может запретить выбирать из приведённых кандидатур или отвести кандидатуру того, кого или должник, или кредитор считает... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. А исполнительная власть и так присутствует, я же в первой части сказал, что и представители органов... Согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника участвуют в арбитражном процессе по делу о банкротстве в целях представления интересов. Кроме того, при рассмотрении дела о банкротстве должника, являющегося градообразующей организацией... там вообще особый сценарий банкротства. В деле о банкротстве в обязательном порядке участвуют представители органа местного самоуправления, а федеральные органы исполнительной власти могут быть привлечены. Ещё раз: там специальная глава о банкротстве градообразующих предприятий, особенно где есть объекты социальной сферы. Всё это уже есть, действует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Евгений Исаакович, в общем и целом как бы я, конечно, согласен с мнением комитета, но тем не менее не считаете ли вы, что существует сегодня реальная проблема, когда осуществляется так называемое согласованное банкротство, я не говорю о том, которое подпадает под Уголовный кодекс, а вот именно согласованное банкротство по выводу определённых активов? Здесь примеров того, как это делается, более чем достаточно. И на сегодняшний день у нас исполнительная власть, которая борется, например, за сохранение рабочих мест и так далее, и так далее, заинтересована в том, чтобы предприятия купили или объекты, которые продаются в рамках банкротства, были проданы по реальной цене с целью погашения максимального количества задолженностей, удовлетворения требований кредиторов, зачастую не может принимать участие и опротестовывать те или иные сделки в суде. Есть ли, на ваш взгляд, реально такая проблема? (Микрофон отключён.) БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Когда и должник, и кредитор, так сказать, сговариваются о том, чтобы обанкротить предприятие, - на этот случай опять же есть статья о преднамеренном банкротстве. Другое дело, как пользоваться всем действующим законодательством, воспользоваться теми правами, которые сегодня по закону предоставлены, - вот здесь у нас хромает, к сожалению... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Других вопросов нет, да? Присаживайтесь. Рохмистров настаивает на выступлении. Пожалуйста, включите микрофон. РОХМИСТРОВ М. С. Я постараюсь покороче. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. РОХМИСТРОВ М. С. К сожалению, в отношении данной законодательной инициативы, представленного законопроекта мы согласны с мнением комитета в том, что здесь, конечно, предлагаются немножко непонятные вещи, но тем не менее хотелось бы отметить, что проблема реально существует, когда уголовное законодательство ещё не работает, а вот меры исполнительной власти не могут остановить те или иные действия. Данная схема применяется не чтобы специально обанкротить предприятие, а когда предприятие реально банкрот, и практически в 80 процентах случаев сегодня при банкротстве это требование налогового органа. Чтобы вывести активы из-под кредиторской задолженности, используются различные схемы, в том числе и продажа с целью перепрофилирования активов, то есть, допустим, сегодня это неэффективная фабрика, а завтра это эффективный рынок. К сожалению, теряются рабочие места, теряется налогооблагаемая база для субъекта, и в то же время кредиторы, так как это делается по определённым схемам... то есть предприятия или активы предприятий продаются по явно заниженным ценам. Вот в этой ситуации действия исполнительной власти явно ограничены, и надо предусмотреть в дальнейшем при разработке законодательства какие-то механизмы для того, чтобы эти моменты предвосхитить. И здесь не надо говорить... конечно, у нас не очень хорошая исполнительная власть, но зачастую именно она в первую очередь заинтересована в том, чтобы были сохранены рабочие места и было сохранено предприятие, которое регулярно платит налоги. И это происходит по всей России, здесь достаточно большой опыт, возьмите даже в центре Москвы - рядом с московским управлением налоговой службы, прямо в пятистах метрах, известная Даниловская мануфактура, которая через банкротство была превращена во вьетнамский рынок. Посмотрите, какие они налоги платят, за сколько здания Даниловской мануфактуры - это более сотни тысяч метров производственных площадей - были проданы под организацию рыночной торговли, и посмотрите налоговую базу, которая поступает теперь в федеральный бюджет, и ту, которая поступала в местный бюджет, когда это было предприятием, и сколько рабочих мест оно давало, и сколько рабочих мест сегодня там. К сожалению, в рамках кризиса надо констатировать, что назрела необходимость предусмотреть законодательные меры для того, чтобы в определённых случаях исполнительная власть вправе была бы вмешиваться на тех или иных этапах в процесс банкротства. Я думаю, здесь именно один из этих моментов, когда государство должно взять на себя функцию регулятора рыночных отношений, так как в мире рыночных отношений в чистом виде, к сожалению, уже нигде нет - везде государства... и основное государственное направление - это роль регулятора именно рыночных отношений. Поэтому фракция не может поддержать настоящий законопроект, так как здесь прописаны концептуально те моменты, которые... Ну, наверное, не надо, чтобы исполнительная власть так жёстко вмешивалась в процесс банкротства, но тем не менее проблема есть и её в ближайшее время надо решать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование... Да, извините, докладчик, содокладчик? Не настаивают. Представители президента и правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 14 мин. 58 сек.) Проголосовало за 45 чел.10,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 46 чел. Не голосовало 404 чел.89,8% Результат: не принято Отклоняется.