Заседание № 129
11.12.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 293887-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3249 по 3357 из 7859
Уважаемые депутаты, переходим к законопроектам второго чтения. Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Шуба Виталий Борисович докладывает о законопроекте второго чтения. Пожалуйста. ШУБА В. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! После принятия Государственной Думой названного законопроекта в Комитет по бюджету и налогам поступило семнадцать поправок. Комитет их рассмотрел, сформировал два блока поправок, один блок поправок предлагается к принятию и второй блок - соответственно к отклонению. Поправками, которые предлагаются к принятию, мы, на наш взгляд, решаем ряд серьёзных проблем, назову несколько. Первое - мы позволяем межбюджетные трансферты в виде субсидий, субвенций сохранять в регионах и направлять на те же цели, на которые они были направлены в предыдущем финансовом году. Следующее - мы продлеваем норму для научных учреждений в части использования грантов. Третье - мы реализуем, внося изменения в Бюджетный кодекс, норму федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, которая связана с бюджетными кредитами, на цели дорожного строительства. Мы в Бюджетном кодексе устанавливаем норму, в соответствии с которой субъекты Российской Федерации на цели дорожного строительства могут получить бюджетные кредиты на срок до пяти лет. Уважаемые коллеги, если будут вопросы, я далее готов прокомментировать те поправки, которые мы предлагаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица 1 - тринадцать поправок, поддержанных комитетом. Есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 13 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Принимается таблица. Таблица 2 - четыре отклонённые поправки. Есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 44 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 37 чел.8,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принимается таблица. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 13 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 94 чел.20,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Принято. Включите, пожалуйста, микрофон на центральной трибуне. ШУБА В. Б. Уважаемые коллеги, Комитет по бюджету и налогам подготовил принятый во втором чтении законопроект к третьему чтению. Замечаний Правового управления нет. Он прошёл все экспертизы и предлагается к принятию. Уважаемые коллеги, я ещё хочу напомнить, что принята норма, она содержится в поддержанных поправках, согласно которой мы пролонгируем норму 102-го закона о том, что мы ежеквартально будем заслушивать Правительство Российской Федерации с антикризисным отчётом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли замечания по докладу от комитета? Нет. Выносим на "час голосования". Никто не записался по мотивам. Тогда в рамках "часа голосования" ставится данный законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 27 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 88 чел.19,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Принимается закон в третьем чтении.
Заседание № 128
09.12.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 293887-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6253 по 7032 из 7955
Переходим к пункту 27, который мы отложили, - проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра финансов Российской Федерации Татьяна Геннадьевна Нестеренко. НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Уважаемые депутаты, на ваше рассмотрение вынесен законопроект, который создаёт правовые основы для исполнения закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", который вами принят и уже подписан президентом. Законопроект состоит из нескольких блоков и в принципе как раз вот все вопросы, связанные с процедурами исполнения бюджета, которые заложены в бюджете, регулирует. Законопроект приостанавливает ряд норм Бюджетного кодекса, которые регулируют вопросы, связанные с использованием нефтегазовых доходов, с учётом того что бюджет сформирован таким образом, что все нефтегазовые доходы идут на расходы, то есть не направляются на формирование резервных фондов, - это первый блок поправок. Второй блок поправок пролонгирует те же самые нормы, которые действуют в текущем году в части предоставления правительству права использовать тот антикризисный резерв, который заложен в бюджете, по направлениям, которые установлены законопроектом, в соответствии с решениями правительства. Такая норма действует в этом году, и, после того как было принято решение об установлении - конечно, в меньшем объёме - антикризисного резерва в бюджете 2010 года, эти же нормы необходимо пролонгировать на следующий год. Следующий блок поправок связан с предложениями Счётной палаты, которая представила свои замечания по закону "О федеральном бюджете на 2010 год...", указав на некоторые несоответствия закона Бюджетному кодексу. С учётом этих замечаний, а также заключения Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам на законопроект правительство внесло соответствующие поправки в Бюджетный кодекс. Ряд решений связан с непосредственной реализацией в Бюджетном кодексе тех предложений, которые зафиксированы в законе о бюджете, например, это касается предоставления пятилетних кредитов, возможности предоставления пятилетних кредитов на строительство дорог. То есть эта норма действует, но нужно было аналогичную норму включить в Бюджетный кодекс, чтобы не создавать правовых коллизий. К отдельным положениям можно отнести вопросы внесения изменений в закон "О государственном материальном резерве", в соответствии с которыми приостанавливается норма, устанавливающая, что объём выпуска должен всегда равняться объёму пополнения материального резерва. На 2011 год объём выпуска из материального резерва пополнению не соответствует: выпускаем больше и денег от выпуска в бюджете больше, чем пополнения. Вот такой баланс принят в законе о бюджете, и, соответственно, указанная норма требует приостановления. Других вопросов, которые затрагивались бы в законопроекте, нет. Конечно, необходимо, чтобы законопроект вступил в силу в текущем году, потому что он регулирует вопросы нефтегазовых доходов уже декабря текущего года. Поэтому, чтобы не создавать напряжение, связанное с ходом исполнения бюджета и в текущем, и в следующем году, правительство просит поддержать указанный законопроект и по возможности, исходя из регламентных норм парламента, рассмотреть его как можно скорее во втором и в третьем чтениях. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Геннадьевна. Присаживайтесь. Депутат Шуба Виталий Борисович сделает содоклад от Комитета по бюджету и налогам. ШУБА В. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Конечно, более правильно было бы рассматривать данный законопроект параллельно с рассмотрением проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", но, к сожалению, та экономическая ситуация, которая сегодня сложилась, не позволяет нам формировать доходную часть федерального бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Невозможно найти источники покрытия дефицита бюджета. Не только те источники, которые обозначены в Бюджетном кодексе, идут на покрытие дефицита федерального бюджета, - я напоминаю, это 2,9 триллиона рублей, - как источники сегодня обозначены внутренние и внешние заимствования, а у нас ещё идут средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Поэтому та конструкция Бюджетного кодекса, которая сегодня действует, определяющая формирование доходной части бюджета, финансирование дефицита бюджета, требует своего изменения. Вот основная часть внесённого законопроекта. Следующее. Татьяна Геннадьевна уже сказала, что нам необходимо принять этот закон в кратчайшие сроки, для того чтобы не испытывать сегодня затруднений с финансированием тех расходов, которые обозначены в бюджете 2009 года и в 2010 году. Вместе с тем Комитет по бюджету и налогам видит, что необходимо внести ряд поправок в обсуждаемый законопроект. И прежде всего необходимо пролонгировать, на наш взгляд, норму 102-го закона, которая определяет, что Правительство Российской Федерации по итогам исполнения бюджета за квартал представляет в Государственную Думу отчёт о реализации антикризисных мер, направленных на поддержку финансовой системы страны, отраслей экономики, социальной сферы и рынка труда. Такая поправка готовится, и я полагаю, что она будет поддержана депутатами Государственной Думы при рассмотрении законопроекта во втором чтении. Нам также видится, что придётся вносить изменения в ещё не вступивший в силу закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Уважаемые коллеги, комитет по бюджету, опираясь и на заключение Счётной палаты, и на заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, предлагает вам принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Так, давайте запишемся, много рук. Покажите список записавшихся. Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И. У меня к докладчику вопрос. Много лет в кризисе находятся и наше производство, и наша социальная сфера. И много лет оппозиция предлагала направлять те средства, которые позволяли государству иметь в достаточном количестве нефтяные доходы, в конкретное, реальное производство, в агропромышленный комплекс. Вы доказывали, что надо формировать Резервный фонд и так далее и тому подобное, складывать деньги в кубышку. Сегодня вы доказываете вот этими поправками, что не нужны ни Резервный, ни другие фонды, и предлагаете даже забраться в государственный Резервный фонд. Скажите, где логика? В чём суть ваших предложений с точки зрения прикрытия, так сказать, социальной составляющей и заботы о производстве? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна. НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Правительство как раз и полагает, что суть работы с нефтегазовыми доходами и изложена в данном законопроекте. В соответствии с Бюджетным кодексом нефтегазовые доходы, полученные сверх объёма, необходимого для исполнения расходных обязательств, направлялись в Резервный фонд, эта норма существовала. Сейчас у нас ситуация поменялась, мы не можем текущими ненефтегазовыми доходами исполнить наши обязательства, и именно эти поправки дают возможность сейчас нефтегазовые доходы, которые были отложены в Резервный фонд, использовать для исполнения расходных обязательств. Именно ради этого, ничего не поменялось! Это необходимо для исполнения расходных обязательств по новой пенсионной системе при приостановлении ряда норм, связанных с новыми страховыми выплатами. Никакой логики, отличной от той, которой руководствовались при формировании Резервного фонда, нет, наоборот, это продолжение общей стратегии, связанной с использованием нефтегазовых доходов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос или к Татьяне Геннадьевне, или к Виталию Борисовичу. Мы только что рассматривали законопроект и дали возможность изменить условия кредитования и продлить срок возврата бюджетных средств, которые мы выделяем банкам на кредитование финансового сектора, а сейчас говорим, что у нас не хватает денег. То есть левой рукой мы как бы делаем такой жест доброй воли, а правой рукой... Мы сначала говорим: "Ребята, пользуйтесь!" - а потом говорим: "Ребята, нефтегазовые доходы упали, нас за горло ситуация взяла, у нас больше нет выхода". Нельзя как-то вот одним курсом идти? Если нам тяжело, бюджету в том числе, Минфину, то пусть и другие попотеют, но деньги нам вернут. А если мы другим разрешаем, значит, может, нам не так тяжело, как сейчас пытаются представить? Как-то не вяжутся два этих направления. И есть ли ещё какие-то другие резервы, кроме нефтегазовых доходов, вот такие скрытые средства, которые мы отдали, но нам не возвращают? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна. НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Направление ресурсов в качестве субординированных кредитов (если об этом идёт речь, я не видела законопроект, который обсуждался) и то, что мы рассматриваем сейчас в рамках бюджета, - я не могу согласиться с тем, что это разнонаправленные решения. И предоставление субординированных кредитов с целью обеспечения пополнения ликвидности банковского сектора для кредитования экономики, и вопросы по антикризисным мерам в части расходов бюджета, - это всё друг с другом связано и заложено в единой программе, которая называется антикризисной программой правительства. Все эти мероприятия в одном пакете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я, например, плохо слышу, что говорит Татьяна Геннадьевна. Конечно Федоткин рядом, ему там слышно, но вот уже здесь плохо слышно. Поэтому, коллеги, я вас прошу, если есть необходимость обменяться... Я делаю замечание депутатам. Если есть необходимость поговорить, пожалуйста, в коридор выйдите и поговорите. Здесь не мешайте. Хочет что-то добавить Шуба. Пожалуйста. ШУБА В. Б. Уважаемый Владимир Николаевич, просто так деньги никому не давались. Государство пополняет уставный капитал государственного банка, а банк выдаёт кредиты. То есть просто раздачи подарков никаких не было и не будет, если государство помогает конкретному предприятию, значит, оно увеличивает свою долю в этом акционерном обществе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемая Татьяна Геннадьевна, будьте любезны, остановитесь поподробнее на таком вопросе. Правительству Российской Федерации предоставляется право принимать решение о реализации материальных ценностей государственного материального резерва, не входящих в состав неснижаемого запаса. Что это за неснижаемый запас? Кто определяет его уровень? Это первое. Второе. Когда и в каком порядке будут возвращены в бюджет деньги, полученные от реализации этого объёма превышения неснижаемого запаса? И третье. А где гарантия, что эти запасы будут проданы по адекватным ценам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна. НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Спасибо. Эти вопросы не касаются непосредственно законопроекта, они касаются порядка реализации, выпуска, а также освежения материальных ценностей, которые находятся в запасе и являются предметом регулирования самого закона о материальном запасе. То, что мы сейчас предлагаем (правительство), - это приостановить только одну норму - о том, что выпуск, как и пополнение (вот то, что написано в законе), всегда должен быть в одном и том же объёме. Вот эту норму мы приостанавливаем на один год, а размер запасов, формирование этих запасов определяется в соответствии с этим законом Правительством Российской Федерации. Если мы в течение текущего года установим, что нужно в целом уменьшать, может быть, запасы какой-то номенклатурной продукции, то, соответственно, будет принято решение об уменьшении базового объёма. Что касается порядка реализации, то он уже установлен, это не новое. Каждый год существуют два вида операций с материальными резервами: освежение, когда происходит просто обновление продукции, чтобы она была по крайней мере с непросроченным сроком, и выпуск. Если принято решение о сокращении необходимого объёма или если, например, характеристика объёма запасов не стала соответствовать нуждам экономики, это просто уменьшение этого запаса. И порядок реализации установлен: деньги поступают в бюджет всегда, и по данному закону, и раньше, по базовой норме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемая Татьяна Геннадьевна, есть такое понятие - производственная дисциплина. С моей точки зрения, она заключается в том, что каждый работник и каждое учреждение, в том числе и министерство, должны отвечать за результаты своего труда. В прошлом году Минфин ввёл очень нехорошую практику в жизнь - внесение изменений в бюджет до начала его исполнения. Это произошло в прошлом году с бюджетом текущего года, а теперь мы эту практику продлеваем. На мой взгляд, это, вообще говоря, признак отсутствия профессионализма. Такое впечатление, что подгоняются условия задачи под ответ, а Минфин просто не может исполнять собственные же решения. Я не хочу никого оскорбить, вы поймите меня правильно, не воспринимайте это как оскорбление, хочу задать вопрос: сколько раз, на ваш взгляд, будет изменён этот бюджет на 2010 год?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна. НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Что касается оценки профессионализма и Министерства финансов, и правительства - не считаю корректным отвечать. Есть, наверное, должностные институты, и люди вправе принимать решения, соответствующие их должностям. Что касается: сколько раз. Вы знаете, при очередном рассмотрении вопроса об уточнении бюджета... Просто я хочу ещё для корректности отметить, что мы сейчас не бюджет уточняем, мы уточняем нормативное регулирование процедур исполнения бюджета. Вот ваш вопрос относится к будущему, к тем вопросам, которые сейчас не являются предметом рассмотрения. Но тем не менее (я уже на подобный вопрос отвечала) будут вноситься изменения столько раз, сколько посчитает необходимым правительство, а принято будет столько, сколько посчитает необходимым парламент. Вопросы утверждения бюджета и внесения в него изменений связаны с теми полномочиями, которые парламент даёт правительству. Если полномочия ограниченны, если правительство само не может принять решение... Только тогда, когда правительство не может принять решение об изменении, например о направлении ресурсов на те цели, которые не предусмотрены в законе, оно приходит в парламент. Если бы было принято такое решение, что правительство само может это всё сделать, а по результатам года, как в некоторых странах, прийти в парламент и отчитаться... Но у нас такого нет. Хорошо ли это, плохо ли - это, по-моему, неплохо. По-моему, прежде чем изменить закон, надо прийти в парламент и рассказать, почему надо изменить. Можно изменить конструкцию, но насколько это будет соответствовать нашей практике - не знаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шуба Виталий Борисович хочет добавить. ШУБА В. Б. Уважаемые коллеги, если Татьяне Геннадьевне было неудобно отвечать на первую часть вопроса коллеги Локотя... Я считаю, что Министерство финансов (это мнение Комитета по бюджету и налогам) работает профессионально. Ту информацию, которую нам необходимо иметь, и квалифицированный комментарий мы получаем своевременно. И не только с каждым годом, с каждым месяцем, но и с каждым днём объём этой информации увеличивается, и Министерство финансов работает прозрачно. Я говорю это, исходя из того, что в парламенте уже более пятнадцати лет работаю в комитете по бюджету и знаю бюджет 1994 года так же, как и бюджет 2010 года. Это первое. Коллеги, мы принимаем решения по Бюджетному кодексу и прописываем регламент рассмотрения проекта федерального закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Мы, извиняюсь, порой чихнуть не даём правительству, всё жёстко регламентируем в Бюджетном кодексе. Если мы хотим, чтобы правительство реже обращалось в парламент, ну что же, давайте тогда менять нормы Бюджетного кодекса и давать больше свободы в действиях правительству. На сегодня у правительства есть только возможность уведомить парламент о распределении 195 миллиардов (это антикризисный фонд). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Я снял свой вопрос. Иванов Сергей Владимирович задавал. Правда, я так и не понял, до чего же мы доработались, если мы раскассируем весь государственный материальный запас. Но вроде бы ответ прозвучал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Штогрин Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И. Спасибо. Уважаемая Татьяна Геннадьевна, у меня вопрос по статье 2. Поясните, что здесь заложено, какой смысл: признать утратившим силу абзац тридцать третий пункта 168 статьи 1. Я не смог разобраться. И второй вопрос по этой статье. Дополнить частями 20-25 следующего содержания - эти статьи будут постоянно действующими или только на один год? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Всё, что касается Бюджетного кодекса и внесения изменения в Бюджетный кодекс, связанного с нефтегазовыми доходами, - это поправки временного характера, они действуют до 2013 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Виталий Борисович. Есть ли желающие выступить? Есть: от фракции КПРФ - Кашин, Штогрин, от фракции ЛДПР - Иванов, Зубов - от "Справедливой России". Фактически пока не настаивает "ЕДИНАЯ РОССИЯ", но у нас будет право на заключительное слово, поэтому мы можем его использовать - 10 минут. Пожалуйста, Штогрин. ШТОГРИН С. И. Спасибо большое, Олег Викторович. Дело в том, что вообще всякое явление имеет и рациональное зерно. Поэтому нельзя не согласиться с предложениями о тех полномочиях, которые получает правительство, предоставляя кредиты для строительства дорожного, и с предложением с трёх лет увеличить этот срок до пяти лет - я думаю, что это можно поддержать. Я думаю, что можно поддержать идею на три года приостановить действие норм, связанных с разделением наших доходов на нефтегазовые и на ненефтегазовые, потому что ситуация поменялась серьёзным образом и необходимости в этом нет. Наш федеральный бюджет дефицитный, и всё это дело в принципе утратило актуальность. Но есть замечания, которые не дают нам возможности проголосовать за данный законопроект, это замечания по двум большим блокам. Первый - чисто функциональный, процедурный. На мой взгляд (я здесь более радикален, чем мой коллега Шуба), этот законопроект надо было принимать в весеннюю сессию. Почему? Потому что закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год - это закон, который позволяет реализовывать остальные базовые законы, он всего на один год принимается. И когда у нас часто бывает так, что поправки обсуждаются, предложения увеличить стипендии студентам через увеличение соответствующих расходов в федеральном бюджете, Минфин говорит: "Э, дорогие, этого делать нельзя, надо сначала поменять закон базовый об образовании, увеличить там соответствующим образом стипендии - и тогда мы, Министерство финансов, под это увеличение соответствующие ассигнования предусмотрим и в проекте федерального закона о бюджете на очередной финансовый год". Так и здесь: если мы говорим, что какие-то нормы Бюджетного кодекса мы решаем менять (надо их серьёзно обсудить, потому что всё-таки Бюджетный кодекс - это базовый закон, по которому строится вообще бюджетная система, идёт формирование бюджетов и исполнение бюджетов), то сначала надо принять изменения в Бюджетный кодекс, а исходя из этих изменений и должно Министерство финансов, в целом правительство формировать и проект соответствующего федерального бюджета на очередной финансовый год. К примеру, предлагается впредь не представлять в Государственную Думу в составе проекта на очередной финансовый год такой документ, как проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год (это статья 1, по-моему, статья 1, подпункт 3), вообще признать его утратившим силу. Принципиальный вопрос: должен быть такой документ в составе проекта бюджета или не должен быть? Мы должны его принять раньше, а получается так: принесли нам уже проект бюджета - там его нет, а теперь давайте мы закрепим задним числом, что этой нормы вообще больше не надо. Или, например, нам предлагается перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджетов утверждать законом, как записано в бюджете, но дополнить статью, а затем можно в неё изменения вносить постановлением правительства. То же самое - и главных администраторов доходов бюджета утвердим бюджетом, а в течение года можно их менять постановлением. Если можно менять норму закона постановлением, тогда, может быть, вообще не надо закреплять это дело в законе на очередной финансовый год, а сделать запись в Бюджетном кодексе, что эти две нормы утверждаются постановлением правительства? И ради бога, пусть они это делают, а мы не будем себя мучить. Следующий вопрос, с которым мы не можем согласиться. Да, мы давали право в этом году, в 2009 году, правительству, по-моему, 300 миллиардов делить, антикризисный фонд, по своему усмотрению в соответствии с текущей ситуацией. Мы считаем, что нет необходимости в следующем году 195 миллиардов, которые мы за антикризисным фондом закрепляем, давать в том числе на инвестиционные кредиты, на субсидии организациям и предприятиям и так далее без совета с парламентом, только постановлением правительства. Всем понятно, кто и в какой ситуации находится, - где АвтоВАЗ, где КамАЗ, где ЕврАзЭС или какая-то другая организация, поэтому такие права давать, мы считаем, нет необходимости, тем более что ситуация этого не требует. И в конце концов, мы каждый квартал рассматриваем отчёт, предлагается и в следующем году это пролонгировать, отчёт правительства по антикризисной политике, и можно это решение принять. Тем более что мы, Дума, вместе с Советом Федерации и президентом принимаем изменения в законодательство - и в бюджетное, и налоговое - быстрее в десятки раз, чем принимает постановления правительство. Сегодня только мы обсуждали: пять лет правительство не может подготовить постановление о порядке компенсации затрат по ЖКХ учителям и врачам, проживающим в сельской местности, что записано законом 122-м. Поэтому если только такое предложение: приходите в Думу (я здесь поддерживаю Татьяну Геннадьевну, что вместе с Думой должно работать правительство), приходите, предложения ваши обсудим, примем разумное решение, за два-три дня проголосуем то, что надо, в поддержку разумных предложений правительства. Мы считаем, что в данном варианте нет необходимости принимать предложение правительства в части принятия такого проекта закона, предлагаем его отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Я хотел бы высказать несколько мыслей. И первая из них связана с благородной целью, которая обозначена, - ради системы осуществляются эти изменения. То есть мысль благородная с точки зрения того, что изменения необходимы, чтобы свободно правительство могло работать со средствами федерального бюджета, направляя их на производство, на социальную сферу и так далее, и тому подобное. Ещё и ещё раз мы хотели бы отметить, что реальная ситуация противоположная и никакой заботы серьёзной о социальной сфере мы сегодня не видим со стороны федерального бюджета, а наоборот. Свежий пример - это выступление Росляка здесь по Москве, который по существу шантажировал москвичей, говорил: "Мы хотели на 44 процента поднять тарифы, а всё-таки решили на 28". В общем-то, по большому счёту, это нарушение даже того принятого закона, где мы ограничивали 20 процентами. Если говорить о реальном секторе производства, то "круглые столы", парламентские слушания, реальная жизнь сегодня доказывают, что невозможно реальному сектору экономики получить, особенно обрабатывающему сектору, кредиты и средства, тем более федерального бюджета. Цель-то благородная, а в реальности она не подкреплена конкретными делами, в том числе в первую очередь в экономическом блоке. Изъятие или приостановление в Бюджетном кодексе 192, 194, 94, 96-й статей, особенно вот первых - 192-й и 194-й статей... Именно эти статьи сегодня дают правительству возможность похоронить всю систему, которая сложилась в Бюджетном кодексе по нефтегазовым доходам. Это и отчётность, это и представление вместе с бюджетом соответствующих прогнозов и направлений использования доходов. И ведь это не случайно было, потому что это дело, извините, не только правительства и не только депутатов. Природные ресурсы, природная рента принадлежат всему народу, и поэтому 94-я, 95-я статьи Бюджетного кодекса формировали как раз снова ту систему, которая определяла и доходную составляющую от этих источников в федеральном бюджете, и использование доходов, и отчётность, и прозрачность. Складывается впечатление, что путание ненефтегазовых доходов, так скажем, и нефтегазовых доходов, по существу, смешивание источников доходов федерального бюджета, не позволяет все те, я бы так сказал, ручейки, рычаги формирования федерального бюджета активизировать, для того чтобы действительно искать источники финансирования дефицита бюджета. Нет, этого не происходит, поскольку всё собирается в единый мутный такой, непонятный поток. И извините меня, снова правительство просит в первом блоке каких-то новых, дополнительных полномочий для себя. Мы перед этим рассматривали законопроект из пункта 28 и видели, для чего нужны кредиты, как мы хотим сегодня тот антикризисный механизм запустить, пролонгировать его, распространив вот на те системы. А те системы были, по большому счёту, подвергнуты критике не только со стороны оппозиции, но и президентом, и председателем правительства. Они говорили, что деньги ушли не туда, куда они должны были уйти, то есть не в реальный сектор, не в производство, а на спасение банков. И мне думается, наши депутаты, и Кашин Борис Сергеевич, и Багаряков, очень серьёзно и убедительно дополнили выступления коллег, сказав о том, что в конце концов пора остановиться, пора остановиться в этой ситуации. Что, уничтожение вот этих систем позволит больше средств иметь в федеральном бюджете? Да не позволит! Позволит действительно решать социальные вопросы или реальному сектору, конкретному производству даст какую-то возможность двигаться дальше? Не даст. Ну и последний блок - это вообще, на мой взгляд, кощунственный подход. Неприкосновенный государственный материальный резерв, его материальные ценности. Но мы, я хочу сказать, уже и так всё пустили в распыл, неприкосновенную собственность, в том числе и за рубежом, и здесь, в России, растащили, разворовали, всех разогнали. На примере вот этой "Хромой лошади" мы увидели, кому принадлежала собственность Министерства обороны. И ищем пожарников. А почему не говорим о руководителе этого министерства или заместителе его? Почему эта собственность пошла туда, в эту аренду непредсказуемую, что в итоге привело к трагедии? Я хочу сказать, если мы ещё материальные ценности государственного материального резерва вот так, походя, дадим возможность реализовывать этому ненасытному, я бы так сказал, бизнесу, безответственной чиновничьей рати... Не все бизнесмены, не все чиновники, но, к сожалению, те, кто сегодня имеет власть и доступ к средствам федерального бюджета, к собственности федеральной и муниципальной... Мы же видим, сколько людей отдано под суд - и нашего брата, депутата, и тем более всех других. Поэтому мы считаем, что так относиться,походя разрешать через закон растащиловку материальных ценностей государственного материального ресурса - это уже верх неприличия, верх неприличия! Тем более, когда мы говорим, что у нас есть точки роста, когда мы говорим, что мы выполняем свои обязательства, мы ответственные и так далее, тому подобное. Если ответственные, давайте в конце концов работать ответственно. А то получается, что критиковали жёстким образом политику Советского Союза, правительства Советского Союза, но Советскому Союзу 120 миллиардов долларов должны были, а Советский Союз должен был значительно меньше. Всё через парижские клубы упростили, все возможные сделки заключили - разорили вот тот долг. А чем сегодня лучше наша политика? Точно так же даём, в конце концов, эти миллиардные кредиты, поставляем это оружие, и неизвестно, вернутся они или не вернутся, эти средства, эти кредиты. Это ведь та же система, которая, по большому счёту, я убеждён, правильная. Как и тогда она была правильная, в интересах Советского Союза, сохранения границ нашего государства, с точки зрения глобальных интересов. Но, извините, ходить по этим системным вещам, топтать их и делать самим то же самое ещё в худшем варианте - это тоже, я считаю, не совсем правильная позиция. В заключение я хочу сказать, что у правительства сегодня достаточно полномочий. И "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в состоянии, по существу, любую просьбу, любой какой-то вопрос решать здесь своевременно и так далее, и тому подобное. Если не будет вот таким образом работать финансовый блок... Вы посмотрите, как работает Китай, как работает Белоруссия. Почему там бюджет принимается, и в течение года максимум один раз бывает корректировка? Почему здесь по семь - восемь раз корректируем и стараемся всё время под конец года прийти и самые главные вещи сюда ещё всунуть, с тем чтобы эта мутная вода у нас и дальше была в реальной жизни? Заканчивая, хочу сказать, что так мы не победим коррупцию, не найдём истинные источники доходов для ликвидации вот того действительно страшного - 3 триллиона рублей! - дефицита. И тем более ничего не сделаем, чтобы хотя бы как-то штаны поправить у обанкротившегося курса по удвоению ВВП. Спасибо. Мы не будем голосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Иванов Сергей Владимирович, прошу. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, я вижу, как вы все устали. И это понятно, потому что профанация, которая происходит каждый раз в стенах Государственной Думы, не может радовать, работа ведь должна радость доставлять. Татьяна Геннадьевна, не принимайте на свой счёт. Всё, что я сейчас скажу, - это просто констатация того положения, которое уже сложилось и, к сожалению, не меняется. Что касается законопроекта. Ну чего здесь рассусоливать? Три позиции, по ним есть чёткое и ясное мнение. Нашей фракции не нравится по нефтегазовым, не нравится по резерву, нравится по кредитам на дорожное строительство. Казалось бы, всё, бюджет принят, а это технические вещи. Коллеги, ну это технические вещи, и можно на них особо не останавливаться. Он может быть принят и будет принят, и мы прекрасно это понимаем. И не надо спрашивать, где остальные депутаты. Четыре фракции... Не надо было переходить на фракционную систему. По одному выступающему достаточно, чтобы выразить мнение фракции. Здесь я с Олегом Викторовичем согласен. Не надо издеваться. Но мы издеваемся друг над другом, в том числе и над страной. Правильно? Правильно. А всё почему? Потому что у нас как-то вот... Я не знаю, за что вообще боролись-то, коллеги, ёлки-палки! Возьмём, например, тот же самый Росрезерв. Ну бога ради... Сейчас правительство снизит уровень, не снижая резерва, выбросит всё это на рынок. Но зачем вы съезд проводили, коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ"? Зачем проводили? Где модернизация, а? Ведь это всё пойдёт... Вместо того чтобы закупать у наших производителей, всё выплеснется на рынок. Вы не дадите людям возможности поработать, заработать и так далее. Когда потом эти деньги вернутся, в каком количестве - как это всё будет происходить? Когда Татьяна Геннадьевна сказала, что правительство действует в рамках полномочий, которые ему даёт парламент, многие, я уверен, заулыбались. А когда Виталий Борисович сказал, что мы правительству чихнуть не даём, я с трудом сдержал хохот. Вы все прекрасно знаете, что им чихать на нас, потому что как они скажут, так парламент и сделает. А для чего видимость этой демократии? Чтобы западные страны не сказали: в России нет парламентаризма, в России нет оппозиции. Да мне плевать, что скажут на Западе! Для меня главное, чтобы страна нормально жила. А она у нас, к сожалению, не живёт нормально. Вот сейчас Голикова, ваша коллега, выступала. Вы откройте первый слайд и поглядите: наша страна - 17 миллионов квадратных километров - популяция! Прямо Дроздов Николай Николаевич! На территории в 17 миллионов квадратных километров проживает популяция сикорашек (сто сорок один миллион девятьсот тысяч), смертность у них такая-то, рождаемость такая-то... На бумаге-то всё хорошо, а придите в поликлинику, особенно сейчас, когда всплеск гриппозных заболеваний, и поглядите, что там происходит: как бедные участковые врачи с ног сбиваются, как толпа сидит, не может попасть к врачу, и больные, и здоровые. Посмотрите, сколько нужно собрать справок, чтобы лекарства получить. Они сейчас не пишут об онкологическом заболевании, что оно онкологическое, - болезнь кожи. Потому что если они напишут, что это рак кожи, значит, нужно будет ставить на довольствие и давать эти лекарства бесплатно. Вот чего мы добились! И вы извините меня, ну ни одной же проблемы не решено! В тот же самый АвтоВАЗ столько денег вбухали, я не знаю, а где результат? Неужели вы не понимаете, что вы этим только показываете свою несостоятельность? Нет чтобы взять одну проблему и решить её, взять вторую и снова решить. Так ничего же не делается! А мы здесь сидим и десять минут требуем: нет, я буду десять минут говорить абы что, лишь бы говорить, показать, что мы такие, сякие, умные и красивые. Но это профанация самая натуральная! А вы говорите - модернизация: мы сейчас страну вперёд выведем. Да не выведем мы её такими темпами вперёд, не выведем просто-напросто! Что бы сейчас здесь оппозиция ни говорила, всё, что сказано там, будет принято. Всё, что не поддержано, будет отклонено. Товарищи, подумайте, в конце концов! Ведь страшно становится, когда я вижу, что молодёжь уезжает из страны. Средний класс говорит: жить надо за рубежом, а деньги делать в России. Ну вот так можно, извините, страну развивать? У вас у всех дети, внуки, а мы здесь чем занимаемся, спрашивается? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Зубов Валерий Михайлович. С места, да? ЗУБОВ В. М. Я не хотел бы... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку, Валерий Михайлович, секундочку. У нас что-то во фракции КПРФ... Сейчас они успокоятся, и я дам вам слово. Пожалуйста, Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М. Ну, отсчёт начните с начала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заново отсчёт, пожалуйста. За счёт КПРФ это. ЗУБОВ В. М. Я не хотел бы останавливаться на конкретных положениях данного закона, на финансовых составляющих, потому что у меня лично никогда не вызывали сомнения добросовестность и профессионализм Татьяны Геннадьевны и здесь я знаю, что по любой позиции (вот в этой ситуации я знаю, что по любой позиции) я получу убедительный ответ, но я хотел бы остановиться на вопросе в целом. Здесь же есть ещё проблема законодательства, как мы принимаем законодательство. И сразу вспоминается такая байка, которая часто приводится. Приходит цыган к цыганке и говорит: "Вот дети вернулись с улицы, такие чумазые. Ну что делать-то будем - отмывать или новых заводить?" Вот мы со своими такими регулярными изменениями в законы попали как раз в эту ситуацию. Нам заново придётся создавать всю законодательную базу страны, которую с таким трудом мы формировали. Бюджетный кодекс, формально ничем не отличающийся от всех других законов, - это по определению всё-таки лошадь перед телегой бюджета. Сначала - изменения в Бюджетный кодекс, а потом - телега. Но само слово "кодекс" должно давать ощущение некоторой стабильности. Мы этот кодекс, по-моему, изнасиловали как только могли. У меня вполне конкретное предложение: Бюджетный кодекс отменить, потому что он становится бессмысленным в той чехарде, когда мы сначала нащупываем, какую экономическую задачу решать, а потом под неё подводим финансовую конструкцию в виде поправок, изменений в бюджет, а потом говорим, что надо внести изменения в Бюджетный кодекс. А надо ли? Давайте его целиком сейчас отменим на всё время кризиса. Второе. Вы знаете, конечно, такой тезис: очень удобно принимать решения такие, чтобы их легко было исполнять. Это ложный тезис. В момент кризиса, наоборот, решения должны приниматься такие, чтобы всем было сложно их выполнять - и правительству, и Госдуме, и предприятиям, и рабочим. По образу и подобию создан мир. И когда видят, как мы принимаем здесь законы... Что же вы хотите от тех регионов, которые с такой же скоростью должны менять законодательство? Что же вы хотите от тех предприятий и рабочих, которые уверены в том, что подойдёт время и им будет сделана поблажка? Когда коллега Исаев говорит, что если мы сейчас не подумаем о предприятиях, то нам потом придётся думать... Придётся, придётся, потому что мы приучаем предприятия (сначала их менеджмент, собственников, а потом, конечно, и рабочих) к тому, что мы не выполняем законы, но мы всегда можем пойти навстречу и порадеть родному человечку. Вот я хотел бы сказать самое главное. Второй раз мне приходится в Государственной Думе находиться в ситуации кризиса. 2001 год: мы ещё не знали, как мы будем возвращать долги, мы ещё не знали, что впереди нас ждёт нефтяное изобилие, что мы в 2004 году 17 миллиардов спокойно вернём и у нас всё будет ещё лучше, но тогда были приняты некоторые принципы поведения (например, был сформулирован принцип: ни одного рубля дополнительных налогов и ни одного рубля дополнительных расходов), и в рамках этой понятной формальной конструкции искали решение. Наверное, и сейчас надо так поступить. Надо жёстко стоять на том, что приняли. Приняли в начале года бюджет, внесли какие-то поправки в Налоговый или в Бюджетный кодекс перед этим - и стоять, потому что наши решения являются ориентирами для всех тех, кто будет читать законы, исполнять, смотреть, как мы их принимаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хорошая была притча про цыгана. Просто у нас в "ЕДИНОЙ РОССИИ" принято и уже существующих детей отмывать, и новых заводить. Пожалуйста, заключительное слово. Настаивают комитет или правительство? Татьяна Геннадьевна, пожалуйста. НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Правительство понимает эмоциональность обсуждения. Я вот, может быть, в большей степени воспринимаю те эмоции, которые есть в зале, вне зависимости от того, от кого они исходят - от оппозиции или от партии проправительственной, неважно. Понятно, что в целом это ситуация неудовлетворенности, которая есть и у правительства тоже. Развитие экономики в целом и имеющиеся всё равно кризисные явления - это всё накладывает отпечаток. Это вполне понятно. Что касается Бюджетного кодекса, собственно говоря, самого предмета. Вы знаете, я тоже бывший законодатель - дважды была в парламенте, в Государственной Думе, и считаю это самым сложным периодом в своей жизни. Почему-то у меня сложилось впечатление, что закон только тогда работает или одним из признаков работы закона является возвращение к нему и необходимость приостановления норм или внесения изменений в какие-то нормы. Это говорит о том, что участникам процесса, тем, те, кто пользуется этим законом, необходимо, что называется, его освежение. Закон нужно постоянно приводить в соответствие с текущей ситуацией, потому что если бы он был мёртвым, если бы он никому не был нужен, как вы говорите, то тогда и не надо было бы никаких поправок. Я помню много законов, например о пчеловодстве, другие законы, которые... Понимаете, ну нет поправок - как-то они летают, и всё. Нет, я по-другому рассматриваю вопросы, касающиеся Бюджетного кодекса и регулирования всех правоотношений, по которым, кстати, мы вместе здесь принимаем сложные решения, например, какие-то приходится приостанавливать с учётом сложившейся ситуации. Не просто так - обращаемся в парламент, получаем вот это всё, что мы здесь слышим, с болью, но всё равно принимаем вместе решения и движемся, потом отчитываемся, потом приходит Счётная палата и говорит опять: то принято, не то. То есть это нормальный парламентский процесс, сложный, как везде, как в Китае, - здесь приводили примеры. Я считаю, что ничего сверхъестественного не происходит, мы нормальная, демократически развивающаяся страна, и мне кажется, что никаких других основ, даже в том блоке поправок, которые сегодня рассматриваются, правительство не вносит. Движемся по этому направлению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виталий Борисович. У него есть полномочия выступать и от нашей фракции. ШУБА В. Б. Уважаемые коллеги, конечно, мы вышли далеко за рамки того законопроекта, который правительство внесло на обсуждение, а если точнее говорить, мы и не обсуждали законопроект. Вместе с тем прозвучали конкретные вопросы, и я готов дать ответы. Что касается материального резерва... Сергей Николаевич, вы тоже солидаризировались с Ивановым. Читаю (это статья 4, пункт 8): Правительство Российской Федерации вправе в 2010 году принимать решения о реализации материальных ценностей государственного, материального резерва, не входящих в состав неснижаемого запаса, - то, что сверх, - по истечении установленного срока их хранения без одновременной поставки в государственный материальный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей с восполнением запасов в последующие годы. То есть неснижаемый запас остаётся, а то, что сверх, реализуется и не восполняется. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, всё, Сергей Николаевич, давайте с места не комментировать. Пожалуйста, Виталий Борисович. ШУБА В. Б. Следующее. Коллега Кашин много говорил о нефтегазовых и ненефтегазовых доходах. Но коллеги, давайте посмотрим хотя бы Бюджетный кодекс, там говорится, что доходы есть нефтегазовые и ненефтегазовые. Почему мы так сделали? Потому что исходя из конъюнктуры внешних цен на наши энергоносители появились дополнительные доходы, которых, возможно, не будет. Это было на тот период, сегодня их действительно нет. Конструкция была следующая. Мы разделяем доходы на нефтегазовые и ненефтегазовые, затем формируем нефтегазовый трансферт. Процент определён на 2010 год - 4,5 процента от валового внутреннего продукта страны, то есть это должно быть порядка 2,8 триллиона рублей. У нас сегодня дефицит почти 3 триллиона рублей. Что мы делаем? Мы должны были ограничить расходы и не исполнять социальные обязательства? Поэтому принимаем решение (или то, что предлагается нам сейчас принять): не разделять нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, потому что сегодня изменилась структура доходов, а формировать доходы как от нефтегазового сектора, так и от ненефтегазового сектора и затем исполнять все социальные обязательства. Теперь коротко по срокам. Сергей Иванович, вы знаете, что были внесены изменения, и с учётом того, что кризис в стране, что мы не можем спрогнозировать макроэкономику на 2010 год, было принято решение перенести срок внесения проекта бюджета - до 1 октября, поэтому нельзя, невозможно было сразу же внести два закона. Только этим и вызвано. Теперь по антикризисному фонду. Я озвучил позицию комитета, и вы это также поддерживали, что мы пролонгируем норму 102-го закона и будем контролировать правительство через отчёты, которые оно ежеквартально будет представлять в Государственную Думу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну и позицию фракции скажите, пожалуйста, Виталий Борисович, самое главное-то не сказали. ШУБА В. Б. Фракция, конечно, поддерживает законопроект. Его необходимо принимать, для того чтобы исполнять все социальные обязательства перед населением, которые сегодня есть у государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты... По ведению вы четвёртый. Если говорить о выступлениях по ведению, то вы четвёртый. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 51 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 90 чел.20,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принято.