Заседание № 232

20.05.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 293588-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части создания дополнительных условий для реализации конституционных гарантий прав граждан на пользование родным языком, на свободный выбор языка воспитания и обучения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4604 по 4646 из 8554
Пункт 19, законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об   
образовании". Докладывает председатель Комитета по образованию Балыхин          
Григорий Артёмович.                                                             
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет             
Государственной Думы по образованию представляет для рассмотрения во втором     
чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской      
Федерации "Об образовании", принятый 8 апреля этого года в первом чтении. Я     
не буду напоминать концепцию этого законопроекта. Хочу только сказать о том,    
что комитет рассмотрел поступившие ко второму чтению предложения и              
рекомендует к принятию шесть поправок, представленных в таблице.                
                                                                                
Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы Правового             
управления Аппарата Государственной Думы. Рекомендуем данный законопроект       
принять во втором чтении.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, в таблице шесть поправок,              
рекомендованных к принятию. Есть замечания? Ставлю таблицу на голосование.      
Голосуйте.                                                                      
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    306 чел.                                          
Не голосовало                 144 чел.32,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Григорий Артёмович.                                                 
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, законопроект подготовлен к             
рассмотрению в третьем чтении. У Правового управления Аппарата                  
Государственной Думы замечаний не имеется. Прошу рассмотреть данный             
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, в случае рассмотрения законопроекта в третьем    
чтении будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на     
"час голосования" во втором и третьем чтениях.                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6966 по 6997 из 8554
Пункт 19. Во втором чтении ставится на голосование проект федерального закона   
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании".            
Голосуйте.                                                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Тот же законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              439 чел.97,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    439 чел.                                          
Не голосовало                  11 чел.2,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 222

08.04.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 293588-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части создания дополнительных условий для реализации конституционных гарантий прав граждан на пользование родным языком, на свободный выбор языка воспитания и обучения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 726 по 746 из 7057
АПАРИНА А. В., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
По карточке Паутова - Апарина Алевтина Викторовна.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас 18-й пункт - вопрос о внесении поправок в Закон "Об    
образовании".                                                                   
                                                                                
Я хотела бы, чтобы докладчик ответил на вопрос: что, провалился проект,         
который активно обсуждается в обществе, новый закон об образовании (кстати,     
поступило свыше одиннадцати тысяч поправок), или же мы опять штопаем ещё тот    
закон?                                                                          
                                                                                
И просьба ответить также на вопрос: а как учитываются другие законопроекты об   
образовании, в частности проект, который внесла фракция Коммунистической        
партии Российской Федерации, насколько широко обсуждаются, даётся возможность   
обсудить и другие законопроекты? Потому что вот эти поправки - возвращаясь к    
началу - свидетельствуют о том, что проект закона об образовании не получает    
поддержки.                                                                      
                                                                                
Прошу осветить эти вопросы в докладе... (Микрофон отключён.)                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4933 по 5513 из 7057
Переходим к рассмотрению пункта 18 нашей повестки. О проекте федерального       
закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании".     
Доклад председателя Комитета по образованию Григория Артёмовича Балыхина.       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! Вашему          
вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в      
Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части создания дополнительных    
условий для реализации конституционных гарантий прав граждан на пользование     
родным языком, на свободный выбор языка воспитания и обучения). Этот            
законопроект подготовлен группой депутатов Государственной Думы,                
представляющих все фракции в Государственной Думе. В состав авторов вошли       
депутаты от республик Татарстан, Башкортостан и Марий Эл. Я выступаю по         
данному законопроекту и от группы авторов законопроекта, и как представитель    
профильного комитета.                                                           
                                                                                
Прежде чем перейти к содержательной части законопроекта, хочу подчеркнуть,      
что в действующем законодательстве уделяется большое внимание вопросам          
изучения родных языков. Право каждого на свободный выбор языка воспитания и     
обучения гарантируется Конституцией Российской Федерации.                       
                                                                                
В Законе Российской Федерации "Об образовании", в статье "Язык (языки)          
обучения", закрепляется право граждан Российской Федерации на получение         
основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения   
в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Указанное        
право в соответствии с законом должно обеспечиваться созданием необходимого     
числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также       
условий для их функционирования. Вопросы изучения государственных языков        
республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих    
республик, а язык, на котором ведётся обучение, определяется его учредителем.   
                                                                                
Должен сказать, что законодательство об образовании непрерывно развивается с    
учётом требований времени. В последние годы было изменено понятие               
государственного образовательного стандарта, приняты меры по                    
совершенствованию государственной итоговой аттестации и порядка приёма в        
высшие учебные заведения, введён контроль за содержанием учебных материалов,    
используемых в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях. Всё это     
потребовало внесения дополнительных изменений в Закон Российской Федерации      
"Об образовании", связанных именно с изучением родных языков.                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу сегодня сказать о том, что депутат Алевтина           
Викторовна Апарина в связи с нашим законопроектом поставила под сомнение        
работу по подготовке проекта нового федерального закона об образовании в        
Российской Федерации. Хочу обратить внимание депутатов, что этот                
законопроект, если он будет принят, предполагается ввести в действие с 1        
января 2013 года. Это положение отражено в специальной главе законопроекта о    
переходных и заключительных положениях, в которой также предполагается          
установить переходный период до 2016 года. Таким образом, вы видите, что        
обсуждение законопроекта, или, правильнее сказать, рабочих материалов           
законопроекта, учитывая его объём, сложность и социальную значимость,           
началось задолго до указанных дат и носит всенародный характер.                 
                                                                                
Сразу хочу оговориться, что данный вопрос и вопрос об утверждении федеральных   
государственных образовательных стандартов, который в последнее время горячо    
обсуждается в обществе, - это не связанные друг с другом документы, поскольку   
федеральные государственные образовательные стандарты разрабатываются в         
соответствии с действующим законодательством и утверждаются приказом министра   
с регистрацией в Минюсте Российской Федерации. Поэтому не надо путать           
федеральные государственные стандарты, в том числе и общего образования, с      
рабочими материалами проекта закона, о которых говорит Алевтина Викторовна.     
                                                                                
Что касается проекта федерального закона об образовании в Российской            
Федерации, то в соответствии с поручением президента он был вынесен 1 декабря   
2010 года на общественное обсуждение. Дальнейшая работа над ним ведётся в       
точном соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля       
текущего года "Об общественном обсуждении проектов федеральных                  
конституционных законов и федеральных законов". В соответствии с этим указом    
к 1 мая этого года комиссией Вениамина Фёдоровича Яковлева, которая создана     
для организации и проведения общественного обсуждения, должен быть              
подготовлен и представлен президенту доклад о результатах общественного         
обсуждения законопроекта, которое закончилось 1 февраля этого года. Такой       
доклад готовится, и в нём даются конкретные предложения по совершенствованию    
обсуждаемого законопроекта. Планируется, что доработанный вариант будет         
обсуждаться на августовских совещаниях в образовательных учреждениях, вы        
знаете, что это ежегодные, по существу, педагогические чтения, которые          
проводятся во всех образовательных учреждениях.                                 
                                                                                
Хочу подчеркнуть, что новый федеральный закон об образовании - это              
перспектива завтрашнего дня, а сегодня мы должны, если это требуется, вносить   
поправки в действующее законодательство, и эту работу комитет ведёт             
постоянно, но каждый законопроект требует тщательного рассмотрения,             
обсуждения и во многих случаях доработки ещё до первого чтения. Я этим          
отвечаю на сегодняшнее выступление Алевтины Викторовны на нашем заседании. И    
хочу сказать по поводу упрёка в том, что комитет не рассматривает               
законопроекты, авторами которых являются представители фракции КПРФ: это не     
так, потому что только в 2010 году наш комитет рассмотрел и представил для      
рассмотрения в первом чтении на пленарном заседании пять законопроектов. Вы     
это хорошо знаете.                                                              
                                                                                
Что касается рассматриваемого сегодня законопроекта, то он тоже не является     
исключением с точки зрения сроков рассмотрения, потому что он был внесён в      
Государственную Думу в декабре 2009 года, неоднократно обсуждался на            
заседаниях комитета, а также на специальных совещаниях, в работе которых        
принимали участие в том числе представители органов государственной власти      
Татарстана, Башкортостана, Министерства образования и науки Российской          
Федерации, депутаты и эксперты.                                                 
                                                                                
Хочу сказать, что текст законопроекта был изменён до первого чтения в           
соответствии со статьёй 112 Регламента Государственной Думы. В нём устранены    
замечания Правительства Российской Федерации и ГПУ.                             
                                                                                
И также хочу коротко сказать, что в предлагаемом законопроекте, во-первых, за   
лицами, изучавшими родной язык и родную литературу при получении основного      
общего и среднего общего образования, закрепляется право выбрать эти предметы   
в рамках государственной (итоговой) аттестации и проходить её на родном         
языке.                                                                          
                                                                                
Во-вторых, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,         
осуществляющие управление в сфере образования, наделяются правом                
самостоятельно определять форму и порядок проведения государственной            
(итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе.                     
                                                                                
В-третьих, полномочия органов государственной власти субъекта Российской        
Федерации в сфере образования дополняются правом участия в процедуре отбора     
организаций, осуществляющих издание учебных пособий по родному языку и родной   
литературе, которые допускаются к использованию в образовательном процессе.     
                                                                                
И наконец, в-четвёртых, устанавливается обязательность учёта региональных,      
национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации при     
разработке примерных основных общеобразовательных программ, то есть программ    
школьного обучения.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, все двадцать шесть субъектов Российской Федерации,           
приславших отзывы на законопроект, поддержали его. Комитет Государственной      
Думы по делам национальностей, как комитет-соисполнитель, также поддерживает    
этот законопроект. Комитет Государственной Думы по образованию предлагает вам   
принять данный законопроект в первом чтении.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Вопросы, пожалуйста. Много рук. Тогда давайте запись проведём.                  
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите список записавшихся.                             
                                                                                
Депутат Останина.                                                               
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Григорий Артёмович, желание выпускников выбрать        
родной язык и родную литературу в рамках государственной итоговой аттестации    
вызывает уважение, но коль уж вы затронули обсуждаемый сегодня в обществе       
законопроект об образовании, то напомню вам, что в обязательных стандартах      
русский язык и русская литература отсутствуют. По вашему мнению, не приведёт    
ли это к ущемлению вообще русского языка при изучении его в                     
общеобразовательных школах в наших национальных республиках? Не случится ли     
так - а такие примеры уже есть, о них говорил ректор МГУ Садовничий, - что      
победителями олимпиад будут ребята из национальных республик, которые, к        
великому сожалению, русского языка не знают?                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это разные вещи.                                      
                                                                                
Пожалуйста, центральная трибуна.                                                
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Нина Александровна, вы задаёте вопрос не совсем корректно,        
потому что нельзя говорить о том, что русский язык и русская литература         
являются необязательными предметами при проведении государственной итоговой     
аттестации. У нас по проекту стандарта десять-одиннадцать обязательных          
предметов, в том числе русский язык и литература. Мы сейчас говорим о родном    
языке и родной литературе. Учащиеся, которые изучили родной язык и              
литературу, по выбору могут пройти итоговую аттестацию по этим предметам на     
родном языке - вот и всё.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Григорий Артёмович, здесь очень плохо было слышно      
ваш доклад: шумно и вы тихо говорили, поэтому, если я что-то не расслышал,      
поясните.                                                                       
                                                                                
Вот у нас в Рязанской области есть два района, где до 30 процентов и более      
населения - татары, живут они там давным-давно, есть целые хозяйства            
татарские. Но там и русские есть, и их много. Если они вправе затребовать,      
чтобы ввели у них, поскольку их много, обучение на татарском языке, то там      
нужно строить вторую школу, потому что их много, этих детей, которые всегда     
учились на русском языке. Построить вторую школу невозможно. Как разрулить      
эту ситуацию?                                                                   
                                                                                
И второй вопрос. В последние два десятилетия очень много к нам приезжает        
мигрантов. У нас уже в райцентрах есть целые улицы, на которых живут одни       
вьетнамцы - подчёркиваю: это не только Кавказ - и представители народов, так    
сказать, соседних с Вьетнамом. Они уже имеют много детей - по два, по три, по   
четыре ребёнка. Они тоже имеют право на то, чтобы преподавали у них на          
родном, вьетнамском языке?.. (Микрофон отключён.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я, конечно, сейчас предоставлю возможность       
ответить докладчику, но вы хоть законопроект-то прочитайте.                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Владимир Николаевич, то, о чём вы говорите, эти нормы уже         
предусмотрены и Законом "Об образовании", и Законом "О языках народов           
Российской Федерации". Такое право дано - право выбора языка изучения, так      
что этот законопроект не предусматривает эти нормы, потому что они уже          
существуют в действующем законодательстве об образовании и о языках народов     
России.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров, пожалуйста.                                   
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
У меня такой вопрос по этому, наверное, самому опасному законопроекту,          
который мы с вами принимаем. Вот вы не анализировали в комитете, почему в       
своё время развалился СССР? Одной из причин, причём её называют многие          
учёные, явилось то, что подобный закон действовал на территории СССР и во       
многих национальных республиках, впоследствии отделившихся от СССР, основной    
причиной этого было как раз то, что сегодня вы предлагаете в этом               
законопроекте.                                                                  
                                                                                
И второе. Как это соотносится с тем, что по международным понятиям              
государство, где более 70 процентов населения одной национальности, является    
мононациональным? В Российской Федерации проживает 80 процентов русских, и по   
всем международным стандартам Россия является мононациональным государством.    
И введение таких вот суперакций на уровне... (Микрофон отключён.)               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте.                                    
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Вы знаете, развал СССР ни в коем случае не связан с тем           
вопросом, который мы обсуждаем в связи с данным законопроектом. Давайте не      
будем углубляться в эту проблему, потому что мы далеко таким образом зайдём.    
                                                                                
Концепция этого законопроекта направлена на то, чтобы дать возможность тем      
учащимся, которые освоили основные общеобразовательные программы, освоили       
родной язык и литературу, сдавать эти предметы в рамках государственной         
итоговой аттестации, а форму и порядок проведения этой итоговой аттестации мы   
этим же законопроектом даём право устанавливать субъектам Российской            
Федерации, конкретно - органам управления образованием. Так что это нужно       
иметь в виду, и только об этом идёт речь.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Григорий Артёмович, вы в своём докладе ещё раз подчеркнули очень важную вещь:   
сказали, что очень важен контроль за теми учебными пособиями, которые           
выпускаются для наших учебных заведений. Мы знаем, что у нас контроля           
сегодня, даже за учебниками на русском языке, в основном нет. У нас             
экспертного совета больше нет, его убрали. Почему, я понять так и не смогла.    
А вот скажите, пожалуйста: как будет осуществляться контроль за теми            
учебниками, которые будут издаваться в национальных республиках, кто это        
будет делать? Это вот один вопрос очень важный. А в том, что этот закон         
нужен, никто из нормальных людей не сомневается.                                
                                                                                
И второй короткий вопрос. Всё-таки финансовое обоснование к проекту закона у    
вас, по сути дела, отсутствует, там, знаете, общие фразы о том, как в           
регионах решат. Всё-таки это, наверное, должно быть как-то просчитано.          
Ответьте, пожалуйста.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Григорий Артёмович.                           
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Что касается финансово-экономического обоснования, оно к          
законопроекту прилагается, и в соответствии с ним дополнительных расходов из    
федерального бюджета и бюджетов других уровней не потребуется.                  
                                                                                
Что касается контроля. Вы знаете, что по тем нормам, которые сейчас             
существуют, - эти нормы мы вводили поправками - экспертиза учебников, учебных   
пособий, в том числе для общеобразовательной школы, возложена на Российскую     
академию наук и на Российскую академию образования, именно члены этих           
академий проводят экспертизу. Я хочу в качестве примера привести тот факт,      
что только за 2010 год примерно 40 процентов учебников, представленных на       
экспертизу, эту экспертизу не прошли. В нашем же законопроекте речь идёт о      
том, чтобы дать право субъектам Российской Федерации - это была их просьба -    
на то, чтобы они участвовали в процедуре отбора организаций, которые издают     
методическую литературу для общеобразовательных школ. Вот об этом идёт речь.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович.                                  
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Григорий Артёмович, я как раз утвердился в своём мнении во время ваших          
ответов: оказывается, мы такой закон собираемся принять в связи с тем, что      
хотим дать право тем учащимся, которые изучают свой родной язык, потом и        
сдавать экзамены на своём языке. Это что получается - что русский они знают     
плохо или не владеют этим языком? Получается так? И что дальше будет            
происходить? Или я что-то не понял?                                             
                                                                                
БАЛЫХИН Г. А. Я сказал в своём докладе о том, что мы больше года работали над   
этим законопроектом, он является межфракционным. И когда мы обсуждали эти       
вопросы, нам предлагали записать норму, в соответствии с которой в              
национальных республиках учащиеся могут сдавать все предметы на родном языке.   
А мы им говорили: а если он будет поступать в высшее учебное заведение в        
другой республике? Понимаете? Было такое предложение, но мы его не              
поддержали, а согласились с тем, чтобы дать возможность ребятам, которые        
освоили программы по родному языку и родной литературе, всего лишь сдавать в    
режиме итоговой аттестации именно эти предметы на родном языке. А если он       
будет поступать в МГУ, он, конечно, будет сдавать всё на русском языке, в том   
числе русский язык и литературу.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все вопросы заданы.                              
                                                                                
Присаживайтесь, Григорий Артёмович.                                             
                                                                                
Есть ли желающие выступить? От фракции КПРФ - три руки, от фракции ЛДПР - две   
руки, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - две руки, две руки - от фракции              
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Давайте определимся, коллеги.                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всем? Но это девять выступлений, причём от одной          
фракции три выступления. То есть я так понимаю, что во фракции разные позиции   
в оценке этого закона.                                                          
                                                                                
Ставлю на голосование предложение депутата Климова: по одному выступлению от    
фракции. Его поддерживает депутат Аксаков: до пяти минут. Иначе мы не успеем,   
мы должны начать вовремя "час голосования", потом у нас протокольные            
поручения, на которых настаивала фракция КПРФ.                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              308 чел.99,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    309 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Кто выступает? Депутат Смолин от фракции КПРФ.                                  
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я предлагаю поддержать данный     
законопроект, имея в виду следующее. Повторяю, речь не идёт о том, чтобы всю    
итоговую аттестацию ученики в национальных республиках проходили на родном      
языке, речь идёт о том, чтобы дать им право сдавать в рамках итоговой           
аттестации родной язык и родную литературу наряду с другими предметами, а не    
вместо других предметов. Это первое.                                            
                                                                                
Второе. Мне кажется правильным, что в этом законопроекте предлагается дать      
возможность участвовать в разработке содержания образовательных программ        
представителям национальных республик. Но вместе с тем, уважаемые коллеги, я    
хотел бы напомнить вам историю этого вопроса. Начну с того, что с 2004 года в   
российском образовании происходит не реформа, а контрреформа, причём иногда с   
явными перегибами. Ну вот в этом зале Государственная Дума принимала печально   
знаменитый закон о монетизации, который в отношении образовательного            
законодательства не мог быть назван иначе как погромом в законе.                
                                                                                
Иногда в процессе контрреформы перегибали и возвращались назад, например,       
сначала сделали единый государственный экзамен, или, как иногда говорят,        
единый ГЭ, обязательным для всех, а потом нашли шесть категорий, для которых    
он не является обязательным. Примерно то же самое происходит со структурой      
стандарта. Прежде чем об этом сказать, я, кстати, напомню, уважаемые коллеги:   
не совсем точно, что в последней версии стандарта для старшей школы,            
вызвавшей такую бурю дискуссий в Российской Федерации, русский язык и русская   
литература являются обязательными. Там сейчас старшекласснику предлагается      
выбрать между русской словесностью, то есть фактически это русский язык без     
русской литературы, и русским языком и литературой в качестве единого           
обязательного предмета.                                                         
                                                                                
Выступая на "круглом столе", организованном комитетом, я спрашивал              
коллег-разработчиков, зачем мы объединили русский язык и литературу? Что, мы    
теперь "Войну и мир" по частям речи или по членам предложения будем             
разбирать? Есть уже и грустная шутка, что после вступления этого стандарта в    
силу в 20-м году в 21-м году ФСБ накрыла банду подростков, которые тайно от     
правительства изучали русский язык, русскую литературу и, вы будете смеяться,   
может быть, даже отечественную историю.                                         
                                                                                
Однако вернёмся к структуре стандартов. До 2007 года в России действовала       
более-менее внятная схема: существовал федеральный компонент стандарта -        
примерно 75 процентов, существовал национально-региональный компонент,          
который формировался в том числе национальными республиками, везде              
по-разному, - ну, примерно 15 процентов, и существовал компонент, формируемый   
соответственно образовательным учреждением. Теперь от этого отказались, при     
этом перегнули палку, и целый ряд республик обратился к нам с                   
законопроектами, с требованием восстановить их права в области образования.     
                                                                                
Сейчас происходит частичная коррекция, но эта коррекция происходит не без       
грехов. Я обращаю ваше внимание на один грех, уважаемые коллеги, а именно: в    
2007 году в России был принят закон, который позволяет властям отбирать не      
только учебники и учебные пособия, но и издательства, издающие эти учебные      
пособия. На наш взгляд, это потенциальная схема для колоссальной коррупции.     
Теперь мы распространяем эту практику и на республики, они тоже будут           
отбирать и учебники, и учебные пособия, и издательства, их издающие, что, на    
мой взгляд, более чем странно. Думаю, что ко второму чтению эту поправку,       
укладывающуюся в логику закона, но не укладывающуюся ни в какую другую          
логику, надо будет исключить. Я повторяю, что, на мой взгляд, в первом чтении   
законопроект может быть поддержан, а далее мы будем работать с поправками.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Селезнёв от фракции ЛДПР. Пожалуйста.             
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, оценивая концепцию данного законопроекта,     
мы можем сказать одно: конечно, забота о развитии национальных культур всегда   
требовала и требует внимания, однако на сегодня не в этом злоба дня, не в       
этом актуальная задача и не об этом надо заботиться в первую очередь. Сегодня   
под угрозой русский язык, его чистота и цельность, его основа и самобытность,   
его странообразующая и культурная роль. Если в истории и были моменты, когда    
существовала угроза ассимиляции культур и языков наших народов и                
национальностей, то сегодня настало время беспокоиться совершенно о другом:     
об опасности ассимиляции русской культуры и размывания русского языка. То       
состояние, в котором сегодня находится русский язык, вызывает опасения не       
только у нас, законодателей, не только у специалистов - филологов,              
лингвистов, - но и у широкого круга людей, которым не безразлична судьба        
нации.                                                                          
                                                                                
Эрозия русского языка происходит постоянно и неуклонно, он подвергается         
атакам по нескольким направлениям. Во-первых, это общее снижение уровня         
культуры в стране в последние два десятилетия. Речь людей упрощается,           
огрубляется, и кому как не докладчику об этом знать.                            
                                                                                
Во-вторых, средства массовой информации, в том числе федеральные телеканалы,    
телевидение, которые в лице ведущих всегда давали образцы нормативного          
русского языка, сейчас полностью утратили эту функцию. Мы постоянно слышим, в   
новостных сообщениях мелькают словесные суррогаты, непонятные для широкой       
аудитории и искажающие истинный смысл понятий. Когда у нас происходит           
энергокризис, это называется "блэкаут", последствия катаклизмов в Японии -      
"афтершок" и "мелтдаун". Неоправданное, неумное и неграмотное использование     
нерусских слов и выражений, засоряющих русский язык, стало тотальным            
явлением.                                                                       
                                                                                
И в-третьих, самое главное: искажение и размывание языка связано с массовым     
притоком иммигрантов из республик бывшего Союза, плохо владеющих языком         
принимающей страны. Их дети учатся в русских школах, не владея русским языком   
в степени, достаточной не только для усвоения школьной программы, но и для      
элементарного общения со сверстниками и педагогами. Я разговаривал с            
педагогами - они вынуждены искусственно снижать культурный уровень общения,     
обращаясь к ученикам на примитивном языке, из-за чего страдают те, кто          
традиционно говорит на русском языке.                                           
                                                                                
Повторяю, я не против развития этнокультур нашего многонационального            
государства, я против неправильной расстановки акцентов в этой сфере.           
Приоритеты должны быть определены точно. Важно учитывать, что именно через      
язык приходит осознание духовных, культурных ценностей народа, понимание        
русской души, и если наши дети, подростки не воспринимают эти ценности,         
отторгают их, то, подрастая, они винят в своих неудачах не себя, а окружающее   
их общество, и эта злоба выливается в преступные действия против русского       
общества.                                                                       
                                                                                
Давайте вспомним, что в плане Бжезинского развал СССР как раз был задуман       
через поднятие национального сознания, через осознание главенства родного,      
национального языка. Я думаю, что именно те двадцать шесть республик... Не      
хочется их обвинять огульно, но они поддержали этот законопроект и будут в      
случае принятия закона активно пользоваться теми привилегиями, которые он       
даст им в части навязывания даже тем, кто не хочет изучать традиционные         
национальные языки... Всё равно в законодательном порядке их заставят это       
делать.                                                                         
                                                                                
Поэтому фракция ЛДПР будет голосовать против данного законопроекта.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гильмутдинов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                    
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, мне кажется, что наши коллеги вообще не читали данный        
законопроект, и, когда выступают с какими-то заявлениями, мне непонятно, о      
чём они говорят. Я думаю, что они используют эту трибуну для того, чтобы        
просто пропиариться и высказать какие-то свои позиции.                          
                                                                                
На самом деле этот законопроект не о противопоставлении изучения родных         
языков и литературы изучению русского языка, а совсем наоборот. Я прошу своих   
коллег в следующий раз внимательно читать, что там написано, и притом учесть,   
что данный законопроект внесён депутатами из всех фракций. Они внимательным     
образом изучали этот законопроект, работая в профильном комитете, поэтому       
доверьтесь, уважаемые коллеги, депутатам, которые представляют в комитете       
вашу фракцию, которые разбираются в этих вещах, а не просто огульно             
выступайте, говорите. Мне непонятно выступление господина Селезнёва, который    
ничего не понимает в этом вопросе и берёт на себя ответственность выступать     
от целой фракции. Я считаю, это неправильно.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, речь идёт только о том, чтобы тем ребятам, которые изучают   
родной язык, родную литературу, которые этим правом обладают в соответствии с   
законом, в соответствии с Конституцией, дать возможность (ещё раз говорю: это   
необязательно) сдавать их в рамках государственной итоговой аттестации,         
только родной язык и родную литературу - только об этом идёт речь. Никто        
лишать их этого не имеет права.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я считаю, что законопроект внесён вовремя. О необходимости   
решения этого вопроса говорят все субъекты, и не только национальные            
республики. Когда мы обсуждали данный законопроект на разных совещаниях в       
министерстве образования, его концепцию поддержали не только двадцать шесть     
субъектов, но практически все субъекты - и законодательные, и исполнительные    
органы власти. Я могу предоставить, если кто-то захочет, отклики, отзывы на     
концепцию законопроекта, поступившие практически из всех субъектов Российской   
Федерации. Не надо игнорировать желание и мнение абсолютного большинства        
субъектов Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я предлагаю поддержать данный законопроект, принять его в    
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"?                     
                                                                                
Шудегов, пожалуйста.                                                            
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сохранение единства               
многонациональной России во многом определялось разумной государственной        
политикой в области родных языков - их изучали и сохраняли веками, даже         
российские императоры понимали это: Екатерина Великая, вступая на престол,      
заявила, что главной её задачей является сохранение всех народов, живущих в     
России.                                                                         
                                                                                
К сожалению, в последние годы в мире, прежде всего из-за глобализации,          
происходят негативные процессы в рассматриваемой сфере жизни общества. По       
данным ЮНЕСКО, в мире сейчас существует примерно шесть тысяч языков. В          
среднем за месяц исчезают как минимум два языка, а вместе с ними исчезает       
культура, обычаи, образ жизни и мышление, исчезают народы.                      
                                                                                
По прогнозам учёных, в ближайшие сто лет могут исчезнуть до 90 процентов всех   
имеющихся на планете языков. Из ста семидесяти четырёх языков России на         
сегодня, по данным атласа ЮНЕСКО, двадцать языков уже являются мёртвыми,        
двадцать два считаются находящимися в критическом состоянии: например, пять     
алеутов всего лишь осталось и так далее.                                        
                                                                                
Полагаю, что одним из позитивных достижений авторов Закона "Об образовании"     
1992 года было то, что был введён национально-региональный компонент. Именно    
в рамках национально-регионального компонента изучали в национальных            
республиках родной язык. Но, к сожалению, в 2007 году из Закона "Об             
образовании" было исключено понятие национально-регионального компонента. Это   
привело к тому, что изучение родного языка стало возможным только в ущерб       
федеральному компоненту стандартов, в ущерб русскому языку. Нашим детям         
придётся делать нелёгкий выбор: или русский, или родной язык. Коварство         
заключается в том, что выбор очевиден: без русского языка не поступишь ни в     
один вуз, следовательно, родной язык должен быть забыт. Получается, что         
власть встаёт на защиту, например, одного исчезающего вида животного,           
занесённого в Красную книгу, - и это правильно, это надо поддерживать, - но     
при этом сама способствует исчезновению целых народов, которые без языка с      
неизбежностью уходят в небытие.                                                 
                                                                                
Как представитель одной из национальных республик - Удмуртии, я считаю, что     
такое отношение к языкам народностей России является серьёзной                  
государственной ошибкой. Коллеги, рассматриваемый сегодня законопроект, по      
существу, является плохой альтернативой двум законопроектам, которые были       
разработаны Государственным Советом Республики Татарстан и Государственным      
Собранием Башкортостана и предлагали восстановить регионально-национальный      
компонент. Именно в рамках регионально-национального компонента были            
прописаны все условия изучения родных языков. А что получается? На              
федеральном уровне фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", продолжая с упорством стоять на     
своём, приняла решение не поддерживать те два законопроекта. Похоже, что        
раскол начался: это уже не "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Наша фракция концептуально поддерживает законопроекты, внесённые                
Государственным Советом Республики Татарстан и Государственным Собранием        
Республики Башкортостан, рассмотрение которых пять раз было отложено. Но те     
законопроекты были правильные, а этот законопроект лишь в какой-то мере         
помогает решить проблемы, затронутые в тех законопроектах, которые мы с вами    
так и не рассмотрели.                                                           
                                                                                
Рассматриваемый законопроект, я считаю, нужно поддержать, и наша фракция        
будет его поддерживать, но хочу отметить, что он решает далеко не все           
вопросы. В законопроекте не прописаны финансовые механизмы, потому что родной   
язык придётся изучать в рамках компонента образовательного учреждения. А        
откуда деньги в школе конкретной, допустим в Дагестане? Если у вас десять       
разных национальностей в одной школе, то вы никак не найдёте - я к примеру      
говорю - источники финансирования по каждой национальности, чтобы было          
профинансировано изучение того или иного языка. Поэтому, говоря о том, что      
наша фракция проголосует за этот законопроект, полагаю, что Государственная     
Дума должна принять целый ряд законов, направленных на развитие родных языков   
народов России средствами общеобразовательной школы.                            
                                                                                
Коллеги, придёт время, и трудно будет уже кому-то объяснить, как переводится    
моя фамилия с удмуртского языка (она переводится как "носитель счастья"). К     
сожалению, в том числе и удмуртский язык, в том числе и калмыцкий язык, в том   
числе и марийский язык, по данным ЮНЕСКО, находятся на грани исчезновения,      
хотя нас ещё сотни тысяч.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я обращаюсь к представителю            
президента, к представителю правительства: настаивают ли они на участии в       
обсуждении данного законопроекта? Нет. Тогда мы выносим его на "час             
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5895 по 5911 из 7057
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской   
Федерации "Об образовании".                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.90,4 %                                    
Проголосовало против            7 чел.1,6 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    414 чел.                                          
Не голосовало                  36 чел.8,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.