Заседание № 30
28.05.2004
Вопрос:
О проекте федерального конституционного закона № 293386-3 "О внесении изменений в статьи 2 и 26 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" (о наделении активным избирательным правом лиц, достигших возраста 16 лет; внесен депутатами Государственной Думы третьего созыва А. Е. Баранниковым, Н. Ю. Брусникиным, А. Ю. Вульфом, В. Е. Коптевым-Дворниковым и В. О. Семёновым).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3381 по 3498 из 4229
Переходим к рассмотрению пункта 18. Проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 2 и 26 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александра Петровича Москальца. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я прошу согласиться с предложением о едином докладе как по объявленному вопросу, по пункту 18, так и по следующему вопросу, пункту 19, так как содержательная часть у них одна, авторы одни, а доводы комитета по ним во многом совпадают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Спасибо. Уважаемые коллеги, Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" предусматривает в статье 2, что в референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума 18 лет, а в статье 26 указывается, что в случае достижения гражданином в год проведения референдума 18-летнего возраста в списке указывается день и месяц его рождения. Авторы рассматриваемого законопроекта предлагают снизить возраст участия в референдуме до 16 лет, мотивируя это следующим: это позволит учитывать мнение молодых людей и будет побуждать органы власти к более эффективному решению молодежных проблем. При этом авторы приводят в пример уголовное, трудовое законодательство, указывая на то, что уголовная ответственность наступает с 16 лет, а по некоторым преступлениям - и с 14 и что на работу можно сегодня устроиться с 15-летнего возраста. Рассмотрев данную законодательную инициативу, мотивы и доводы, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что, во-первых, в данном случае предпринята не самая удачная попытка проведения аналогий с другими областями права, уголовное, трудовое законодательство, да и административное законодательство - это разные отрасли права, и уж тем более к ним никак не относится законодательство о референдуме. Во-вторых, закон "О референдуме..." развивает политическую составляющую прав и свобод гражданина, обусловленную статьями 3, 18 и 29 Конституции Российской Федерации, да и некоторыми другими статьями. Статья 60 Конституции устанавливает возможность осуществления гражданами своих прав и обязанностей в полном объеме только с 18 лет, заметьте: именно в полном объеме - только с 18 лет. Понижение же возрастного ценза в некоторых других ситуациях - в уголовном, трудовом законодательстве - связано с нашим мнением, что и в этом возрасте гражданин должен ясно понимать суть своих действий и знать о возможной ответственности за отступление от правил. И при этом мы знаем, что лица, достигшие 16-летнего возраста, далеко не по всем статьям Уголовного кодекса могут быть привлечены к ответственности, то есть не во всем объеме уголовного законодательства, да и Кодекс об административных правонарушениях о том же свидетельствует. В уголовном законодательстве еще к тому же устанавливается - часть 3 статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации - правило, по которому и 16-летний, и 14-летний возраст еще не являются формальным признаком для привлечения к уголовной ответственности, то есть даже в уголовном законодательстве, по сути дела, записано, что лица в возрасте до 18 лет могут не в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий. Таким образом, всё, что связано с человеком в возрасте до 18 лет, - это оценочно, субъективно, часто это исключение и делать из этого правило, наверное, будет глубоко неверно. И последнее. Статья 21 Гражданского кодекса - я обращаюсь к гражданскому теперь законодательству - указывает, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста. Да и практика показывает, что именно с этого возраста человек достигает такого уровня развития, когда он может совершать осознанный выбор, располагает достаточными возможностями для принятия решений и несет ответственность за их последствия. Вот с учетом изложенного комитет рекомендует данный законопроект отклонить. Кроме того, эта же группа авторов, предлагая понизить возраст наделения активным избирательным правом до 16 лет, вносит законопроект с предложениями изменить соответствующие статьи закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме...", закона "О выборах Президента Российской Федерации", закона "О выборах депутатов Государственной Думы...", закона "Об обеспечении конституционных прав граждан... избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". А суть этих изменений заключается в замене слов "18 лет" на слова "16 лет". Практически все доводы здесь те же, что и в доложенной мною позиции комитета по внесению изменений в закон "О референдуме Российской Федерации". Еще раз подчеркну, что следует учесть доводы, приведенные в пояснительной записке, о том, что в целом предмет регулирования уголовного законодательства и вышеуказанных законов совершенно иной. Уголовное законодательство содержит четкие и ясные запреты, и человек с малолетнего возраста готовится правильно их воспринимать, оценивать и сообразовывать с ними свое личное поведение, и аналогии тут будут не совсем уместны... Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения возраста наступления активного избирательного права" также отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по пунктам 18 и 19? Нет. Кто хотел бы выступить? Тоже нет желающих. На голосование ставится пункт 18, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 2 и 26 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Мнение комитета - отклонить данный законопроект. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 26 сек.) Проголосовало за 14 чел.3,1% Проголосовало против 91 чел.20,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 106 чел. Не голосовало 344 чел.76,4% Результат: не принято Не принимается.