Заседание № 30

28.05.2004
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 293386-3 "О внесении изменений в статьи 2 и 26 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" (о наделении активным избирательным правом лиц, достигших возраста 16 лет; внесен депутатами Государственной Думы третьего созыва А. Е. Баранниковым, Н. Ю. Брусникиным, А. Ю. Вульфом, В. Е. Коптевым-Дворниковым и В. О. Семёновым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3381 по 3498 из 4229
Переходим к рассмотрению пункта 18. Проект федерального конституционного        
закона "О внесении изменений в статьи 2 и 26 Федерального конституционного      
закона "О референдуме Российской Федерации". Доклад первого заместителя         
председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному   
строительству Александра Петровича Москальца. Пожалуйста, Александр Петрович.   
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я прошу     
согласиться с предложением о едином докладе как по объявленному вопросу, по     
пункту 18, так и по следующему вопросу, пункту 19, так как содержательная       
часть у них одна, авторы одни, а доводы комитета по ним во многом совпадают.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, пожалуйста.                                   
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, Федеральный конституционный закон "О референдуме             
Российской Федерации" предусматривает в статье 2, что в референдуме имеет       
право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день      
проведения референдума 18 лет, а в статье 26 указывается, что в случае          
достижения гражданином в год проведения референдума 18-летнего возраста в       
списке указывается день и месяц его рождения. Авторы рассматриваемого           
законопроекта предлагают снизить возраст участия в референдуме до 16 лет,       
мотивируя это следующим: это позволит учитывать мнение молодых людей и будет    
побуждать органы власти к более эффективному решению молодежных проблем. При    
этом авторы приводят в пример уголовное, трудовое законодательство, указывая    
на то, что уголовная ответственность наступает с 16 лет, а по некоторым         
преступлениям - и с 14 и что на работу можно сегодня устроиться с 15-летнего    
возраста.                                                                       
                                                                                
Рассмотрев данную законодательную инициативу, мотивы и доводы, Комитет по       
конституционному законодательству и государственному строительству отмечает,    
что, во-первых, в данном случае предпринята не самая удачная попытка            
проведения аналогий с другими областями права, уголовное, трудовое              
законодательство, да и административное законодательство - это разные отрасли   
права, и уж тем более к ним никак не относится законодательство о               
референдуме.                                                                    
                                                                                
Во-вторых, закон "О референдуме..." развивает политическую составляющую прав    
и свобод гражданина, обусловленную статьями 3, 18 и 29 Конституции Российской   
Федерации, да и некоторыми другими статьями. Статья 60 Конституции              
устанавливает возможность осуществления гражданами своих прав и обязанностей    
в полном объеме только с 18 лет, заметьте: именно в полном объеме - только с    
18 лет. Понижение же возрастного ценза в некоторых других ситуациях - в         
уголовном, трудовом законодательстве - связано с нашим мнением, что и в этом    
возрасте гражданин должен ясно понимать суть своих действий и знать о           
возможной ответственности за отступление от правил. И при этом мы знаем, что    
лица, достигшие 16-летнего возраста, далеко не по всем статьям Уголовного       
кодекса могут быть привлечены к ответственности, то есть не во всем объеме      
уголовного законодательства, да и Кодекс об административных правонарушениях    
о том же свидетельствует. В уголовном законодательстве еще к тому же            
устанавливается - часть 3 статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации -   
правило, по которому и 16-летний, и 14-летний возраст еще не являются           
формальным признаком для привлечения к уголовной ответственности, то есть       
даже в уголовном законодательстве, по сути дела, записано, что лица в           
возрасте до 18 лет могут не в полной мере осознавать фактический характер и     
общественную опасность своих действий. Таким образом, всё, что связано с        
человеком в возрасте до 18 лет, - это оценочно, субъективно, часто это          
исключение и делать из этого правило, наверное, будет глубоко неверно.          
                                                                                
И последнее. Статья 21 Гражданского кодекса - я обращаюсь к гражданскому        
теперь законодательству - указывает, что способность гражданина своими          
действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя     
гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с              
наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста. Да и   
практика показывает, что именно с этого возраста человек достигает такого       
уровня развития, когда он может совершать осознанный выбор, располагает         
достаточными возможностями для принятия решений и несет ответственность за их   
последствия. Вот с учетом изложенного комитет рекомендует данный законопроект   
отклонить.                                                                      
                                                                                
Кроме того, эта же группа авторов, предлагая понизить возраст наделения         
активным избирательным правом до 16 лет, вносит законопроект с предложениями    
изменить соответствующие статьи закона "Об основных гарантиях избирательных     
прав и права на участие в референдуме...", закона "О выборах Президента         
Российской Федерации", закона "О выборах депутатов Государственной Думы...",    
закона "Об обеспечении конституционных прав граждан... избирать и быть          
избранными в органы местного самоуправления". А суть этих изменений             
заключается в замене слов "18 лет" на слова "16 лет".                           
                                                                                
Практически все доводы здесь те же, что и в доложенной мною позиции комитета    
по внесению изменений в закон "О референдуме Российской Федерации". Еще раз     
подчеркну, что следует учесть доводы, приведенные в пояснительной записке, о    
том, что в целом предмет регулирования уголовного законодательства и            
вышеуказанных законов совершенно иной. Уголовное законодательство содержит      
четкие и ясные запреты, и человек с малолетнего возраста готовится правильно    
их воспринимать, оценивать и сообразовывать с ними свое личное поведение, и     
аналогии тут будут не совсем уместны...                                         
                                                                                
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству   
предлагает законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные       
акты Российской Федерации в части снижения возраста наступления активного       
избирательного права" также отклонить. Спасибо.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по пунктам 18 и 19? Нет. Кто хотел бы выступить?       
Тоже нет желающих. На голосование ставится пункт 18, проект федерального        
конституционного закона "О внесении изменений в статьи 2 и 26 Федерального      
конституционного закона "О референдуме Российской Федерации". Кто за то,        
чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием.    
Мнение комитета - отклонить данный законопроект.                                
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за               14 чел.3,1%                                      
Проголосовало против           91 чел.20,2%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    106 чел.                                          
Не голосовало                 344 чел.76,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.