Заседание № 251
09.09.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 293378-3 "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О политических партиях" (в части изменения минимального возраста вступления в политическую партию).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 487 по 493 из 5129
БАРАННИКОВ А. Е., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемый Геннадий Николаевич, по 12-му вопросу замена докладчика: вместо Баранникова - Вульф Андрей Юрьевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Номер 12, да? Хорошо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2771 по 3126 из 5129
Переходим к рассмотрению пункта 12 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О политических партиях". Доклад депутата Государственной Думы Вульфа. Пожалуйста. ВУЛЬФ А. Ю., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект закона, очень небольшой по объему и очень важный по содержанию. Этот закон в состоянии действительно во многом повлиять на взаимоотношения между партиями и обществом. Суть его заключается буквально в следующем: предоставить гражданам в возрасте от 16 до 18 лет право состоять членами политических партий. Хочу напомнить о том, что приблизительно полгода тому назад, когда мы разбирали выборное законодательство, подобная поправка уже была внесена и поддержана большим количеством членов депутатского корпуса. За голосовали фракции "Единство", "Отечество...", "Союз Правых Сил" и ЛДПР, не хватило буквально нескольких голосов, для того чтобы провести этот важный, принципиальный для всех тех политических сил, которые действительно на деле, а не на словах заботятся о судьбах молодежи в Российской Федерации, законопроект. Могу сказать о безусловных преимуществах этого закона и его основных целях. На сегодняшний день создалась ситуация, когда люди в возрасте от 16 до 18 лет, которые согласно действующему законодательству несут большой объем ответственности, в частности полную ответственность по административному и Уголовному кодексам, лишены возможности реально участвовать в политической жизни страны. Вместе с тем если вы посмотрите на основные акции запрещенных экстремистских группировок, то подавляющее большинство участников этих акций, так называемое пушечное мясо, - это, к сожалению, подростки в возрасте 16-18 лет. На сегодняшний день люди этого возраста, проявляющие достаточную политическую и социальную активность, в силу возрастных особенностей лишены возможности реально участвовать в политической жизни страны, лишены возможности вступать в политические партии и участвовать в легальных акциях. В этой ситуации они становятся легкой добычей для организаторов и руководителей всевозможных экстремистских организаций, экстремистских группировок. Поэтому, на мой взгляд, помимо решения задачи более широкого вовлечения молодежи в политические процессы данный законопроект существенно поможет и в борьбе с экстремистскими и запрещенными группировками националистического, профашистского и других антизаконных направленностей. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ВУЛЬФ А. Ю. Да, сионистского в том числе. Кроме всего прочего, хочу сказать о том, что человек в возрасте 16 лет действительно достаточно зрелый для того, чтобы принимать участие в каких-то политических акциях. И, как показывают социологические опросы, как ни странно, люди в возрасте с 16 до 18 лет политически более активны, чем люди в возрасте 18-25, а люди в возрасте 18-25 в свою очередь политически более активны, чем люди в возрасте 25-29 лет. Связано это, по всей видимости, с мироощущением человека. Когда подросток входит во взрослую жизнь, и именно в момент, когда он получает паспорт, ему необходимы какие-то формальные подтверждения того, что он уже взрослый человек, и в этот момент его интерес к политике, социальной жизни достаточно высокий. Теперь хочу сказать буквально несколько слов в отношении заключения Правового управления, оно отрицательное. Замечания связаны с тем, что граждане, не достигшие 18 лет, то есть в возрасте 16-18 лет, не имеют права выдвигать кандидатов на выборные должности и принимать участие в предвыборных съездах. На мой взгляд, это абсолютно резонное замечание и с ним стоит согласиться. И если уважаемые коллеги поддержат авторов законопроекта и мы примем его в первом чтении, то ко второму чтению мы, безусловно, внесем поправки, которые в определенной степени ограничат возможность участия людей с 16 до 18 лет, членов партии, в предвыборном процессе. Естественно, действующим законодательством им запрещено участвовать в предвыборном процессе. Я призываю поддержать данный проект закона. Мне кажется, это было бы достаточно существенным вкладом в реальную поддержку молодого поколения, реальную, а не на словах. Думаю, что голосование по этому проекту закона может быть определенной лакмусовой бумажкой в отношении тех политических сил, которые действительно ориентируются на молодежь, в отношении тех политических сил, которые действительно, а не на словах готовы поддержать молодое поколение. Хочу напомнить нашим коллегам слева, которые не поддерживали проект закона, когда это была поправка в выборное законодательство, о том, что Гайдар, причем не наш Егор, а ваш Аркадий, в 16 лет командовал армией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Юрьевич. Слово для содоклада предоставляется члену Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Чуеву Александру Викторовичу. Пожалуйста, Александр Викторович. ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, безусловно, рассматриваемый законопроект, предлагаемый депутатом Вульфом, имеет серьезное общественное значение. Все мы это понимаем. И в связи с этим я как раз хотел бы сказать о том, что мы не первый раз сталкиваемся с этой проблемой. Когда в комитете мы обсуждали закон "О политических партиях", этот вопрос уже возникал. Какие аргументы приводит комитет в своем отрицательном заключении? Он приводил уже эти же аргументы, когда мы рассматривали закон "О политических партиях". Ну, прежде всего этот законопроект противоречит статье 60 Конституции, где говорится о том, что граждане осуществляют полностью все права и обязанности начиная с 18 лет. Это первое. Второе. В статье 2 закона о гарантиях избирательных прав при проведении референдума и выборов под избирательными правами понимается в том числе право выдвижения кандидатов. Если мы возьмем закон "О политических партиях", то там установлен достаточно четкий порядок участия членов партии в работе политической партии в период избирательной кампании. Вы все знаете, что тайным голосованием на съезде политической партии выдвигаются списки кандидатов и списки по одномандатным округам. Или мы должны менять закон "О политических партиях" тогда и создавать два вида членства в политических партиях, то есть полноценное членство в партии и неполноценное членство в политической партии, когда будет еще какой-то статус - либо членов, либо каких-то участников партии или активистов партии, которые не будут иметь права участвовать в съезде, избираться и быть избранными соответственно, потому что тогда мы вступаем в противоречие с Конституцией, или мы должны говорить о том, что такой закон принимать, конечно же, нельзя, потому что он вступает в противоречие со всей системой нашего выборного законодательства. Если же говорить по существу, то, я думаю, существует масса форм общественного участия молодежи в деятельности политических партий. Не обязательно принимать всех в члены политических партий. Сегодня действует огромное количество молодежных организаций, и я не ошибусь, если скажу, что при каждой более или менее значимой политической партии есть своя молодежная организация и эта молодежь участвует и в съездах, и во всех акциях. Я не думаю, что наделение молодых людей статусом членов партии приведет к какому-то усилению или активизации этих организаций. Ну, если только мелким политическим партиям, у которых членов не хватает, за счет молодежных организаций увеличить свою численность, чтобы пройти регистрацию, - вот, может быть, только в этих целях. Потому что, на мой взгляд, формы работы с молодежью сегодня достаточно разнообразны. И думаю, что члены партии - это не тот вопрос, о котором следует сегодня говорить. С моей точки зрения, на этом основании законопроект поддерживать нельзя в силу очень серьезных противоречий, начиная с противоречий Конституции Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Викторович. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет? Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, запишитесь. Покажите список. Надеждин Борис Борисович, пожалуйста. НАДЕЖДИН Б. Б., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые коллеги, я хотел бы дать некоторую дополнительную информацию. Ну, во-первых, утверждение депутата Чуева о том, что есть противоречия Конституции, абсолютно неверное. В Конституции действительно написано, что в полном объеме права осуществляются с 18 лет, но Конституция не запрещает дополнительные гарантии прав и свобод человека и гражданина. И по ряду важнейших вопросов это сделано. Например, у нас человек с 15 лет имеет трудовые права, с 16 лет человек может вступать в брак, а в ряде случаев - и до 16 лет. Таких примеров в законодательстве много. И я считаю, что мы должны именно приветствовать участие молодежи в политической жизни. И еще: не могу удержаться от одной реплики в адрес уважаемого депутата Чуева. Депутат Чуев, сказавший, что в 16 лет нельзя еще заниматься политической деятельностью, на мой взгляд, вступает в противоречие сам с собой, потому что депутат Чуев хорошо известен как защитник прав эмбрионов - еще не родившихся детей. Он внес законопроект, согласно которому они уже обладают рядом прав, не родившиеся дети. Насколько я понимаю, депутат Чуев в том числе предполагал наделить эмбрионов и какими-то политическими правами: голосовать, вступать в партии и так далее. Нужно быть последовательным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово предоставляется Любови Никитичне Швец. Пожалуйста, включите микрофон. ШВЕЦ Л. Н. Спасибо. Я не буду говорить об эмбрионах, а напомню "Союзу Правых Сил", что они голосовали против закона о молодежной политике, где предоставлялось молодым людям право на бесплатное образование, на получение места работы в соответствии с полученным образованием после окончания вуза или среднего учебного заведения, на получение жилья или гарантий, поддержки со стороны организаций, принимающих на работу. Они тогда дружно проголосовали против этого закона. И всякий раз против такого социального направления голосуют, а сегодня выдвигают спекулятивное предложение для того, чтобы Чубайсу, до такой степени уже надоевшему каждому здравомыслящему человеку, было с кем идти на выборы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будет ли докладчик выступать с заключительным словом? Чуев - по ведению. Пожалуйста. ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, я, конечно, понимаю, что сарказм и юмор очень хороши в ряде случаев. Но вы знаете, что если дети не родятся, то и некого будет в ваши партии принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по ведению. Отключите микрофон. Митрофанов, от фракции. Пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. Хочу сказать, что мы, фракция ЛДПР, будем поддерживать эти поправки, изменения. Мы выступали несколько лет назад с подобными предложениями. Мы и избирательный возраст хотели сделать с 16 лет. И здесь ничего такого нет, так сказать. Опыт, вся история показывает, что именно в молодом возрасте происходит главное событие в жизни человека, в том числе часто и в творческой жизни, и в жизни политической. И коммунисты что-то такое у нас... постарели, что ли, наверное. Ну что вы такие? Ведь вспомните революцию, когда она у вас была молода и полна эмоций, эмоциональности: шестнадцатилетние командиры полков, семнадцатилетние шефы ЧК. Уважаемый нынешний президент Алиев был начальником Нахичеванского КГБ в 18 лет, в 18 лет! Поэтому-то он и правит. Он с 18 лет был начальником Нахичеванского НКВД и работал, так сказать, на работе. И вы вдруг что-то такое: нет, с 18 лет. Сами-то вы поднялись благодаря молодой эмоциональности комиссаров, которые, так сказать, всех отымели, как говорится, тогда, вот, потому что они были молодые и наполненные энергией! А как вы постарели! Вот, всех с 18 лет. Почему, почему?! Правильно, с 16 лет, а то и раньше. С 14 лет надо дать паспорт, право жениться, право избирать и избираться, с 14 лет дать возможность участвовать в политической жизни. Школу сократить нужно, десять лет обычной школы - это очень долго, так сказать, можно более насыщенно это сделать. И с 14 лет человек может идти работать, допустим, может определяться семейно, может участвовать в партии - вот это нормально. Потому что, помните, когда подростки, то это самое тяжелое время, с 14 до 18 лет: люди еще в школе, но у них уже есть силы, они уже наливаются соками, они не знают, куда себя девать. Ну не будут входить в партии - будут нюхать, да, вне партии это делать, так сказать, без партии. Просто будут нюхать: у кого есть деньги - кокаин, у кого нет денег - гадость какую-нибудь. Понимаете? Вот к чему вы толкаете. Всё равно никто сидеть не будет. Проблема молодежных группировок оттого возникла, что большие системные партии отталкивают молодежь, а надо привлекать. И насчет Чубайса: правильно делал Чубайс, абсолютно по-большевистски он действует, между прочим. Технику оттуда взял - молодец. Молодежь сюда, молодых ребят на должности, с 25 лет все у него там сидят, в РАО "ЕЭС...", его комиссары все. Вот, молодые ребята на финансах сидят - правильно с этой точки зрения. Я не говорю про его политическую, так сказать, направленность, а по тактике действий - правильно абсолютно. А мы будем, так сказать, пока до 70 лет... Будем говорить: в партию, только если тебе 60 лет исполнилось. Поэтому и проиграли вы. Если бы помоложе были члены политбюро, те, кто прошел фронты, Афган, кровь, уничтожение, они бы порезали всех в августе 1991 года. А сидели чиновники, они и созванивались по телефону: "Ты где?" - "Я здесь". - "Чего делаешь?" - "Ничего не делаю, наблюдаю за ситуацией". - "Танки у тебя где стоят?" Как Карпухин с Крючковым разговаривал: "Контролируешь ситуацию?" - "Контролирую". - "Ну контролируй дальше". Был бы помоложе Крючков, он бы сказал: "Брать немедленно!" Через 30 минут там бы сто трупов, и всё нормально было бы, да, - и тишина. Трупы бы убрали, помыли бы всё, и как на площади Тяньаньмэнь. До сих пор бы партия сидела у власти, я бы, наверное, работал в ЦК партии сейчас, у вас, между прочим, в международном отделе. Ну вот, было бы неплохо, поехал бы послом в 40 лет. Но вы всё сломали. Поэтому, так сказать, я считаю, что надо открыть дорогу. И все партии должны это поддержать обязательно - с 16 лет и раньше - и прекратить вот эту глупость со статьями по совращению и так далее. Это тоже всё, всё старческий маразм. Всё это надо, так сказать, сломать или сломают без нас. Лучше пусть придут в партию, чем в молодежные группировки - там их подберет братва. Вот выбор, выбор-то небольшой на самом деле. Пусть лучше к коммунистам придут в молодежную организацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обсуждение закончили. Швец, по ведению. И затем заключительное слово Андрея Юрьевича. ШВЕЦ Л. Н. Сегодня, понятно, бенефис Митрофанова в Думе. У него есть большая цель - взять Москву. Но я хочу ему предложение внести: дорогой Митрофанов, вы посмотрите, сколько в ЛДПР людей, чьи предки благодаря революции из-за черты оседлости влезли в центр России и в столицу России, а потом уже, как говорится, более-менее корректно выступайте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, заключительное слово докладчика. Включите микрофон депутату Вульфу Андрею Юрьевичу. ВУЛЬФ А. Ю. Уважаемые коллеги, я не хотел выступать с заключительным словом, но почему-то дискуссия приобрела политический характер, хотя мне кажется, что данный проект закона отвечает интересам всего общества и всех тех политических партий, которые видят себя в будущем. Мы можем говорить о том, есть с кем идти на выборы Чубайсу или не с кем идти на выборы Чубайсу. Если вы посмотрите, то разные возрастные категории поддерживают нашу партию. Что же касается коммунистов, то я думаю, что причина такого упорного сопротивления данному предложению - она, знаете, лежит в области арифметики. Если вы посмотрите средний возраст выдвинутых депутатов в федеральной части КПРФ и сравните со средним возрастом выдвинутых депутатов в федеральной части "Союза Правых Сил" или каких-то других партий, то это будет ответ на вопрос. Но это же не приговор. Пожалуйста, вы можете работать с молодыми, но для этого нужны другие методы, для этого нужно другое образование, другие приемы - более современные, для этого необходимо адресоваться к будущему, а не к прошлому. А это уже сложнее. И это мы пытаемся делать. Спасибо. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Викторович Чуев. Заключительное слово. ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, состоявшаяся дискуссия еще раз показала, что действительно такой закон принимать нельзя. Как я уже говорил, есть масса возможностей привлечь молодых людей к политике, здесь же мы можем действительно довести до того, что партии, у которых не хватает численности, кто пропадает, будут просто покупать своих членов. Тем более, что молодые люди у нас часто живут достаточно бедно, и вот за то, что человеку пообещают то или иное, он будет вступать в партию. Вот я бы не хотел, чтобы дошло именно до этого. Если есть желание работать с молодежью - ради бога. Есть молодежные организации, масса акций, но для чего людей тянуть в партию? Или вы хотите вернуть те времена, когда у нас всё начиналось прямо со школы? Я думаю, что, может быть, и стоит что-то вернуть, но только не в этом ракурсе. Наверное, ценности должны быть иные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель правительства? Нет. Представитель президента? Пожалуйста, Александр Алексеевич. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я хотел бы обратить ваше внимание еще на такой аспект: для чего молодым людям до 18 лет вступать в политические партии? Давайте вспомним закон "О политических партиях". Для чего вообще создаются политические партии? Прежде всего для участия в выборах с целью формирования органов власти, органов местного самоуправления, органов государственной власти и проведения через них своей политики. Могут ли граждане до 18 лет участвовать в выборах? Нет, не могут. Вопрос: какова цель их вступления в партию? Учиться? Учиться они могут в молодежных организациях: в комсомольских, в "яблочных", в молодежном "Единстве" и так далее. По закону "О политических партиях", по уставам политических партий члены партии равны в своих правах. В данном случае мы делаем членов партии первого сорта, членов партии второго сорта. Члены партии первого сорта могут выдвигаться и участвовать в выборах, члены партии второго сорта не могут выдвигаться. А как же быть с равенством членов партии, прав членов партии и так далее? То есть совершенно очевидно, что даже по смыслу данный законопроект не имеет права на существование, то есть он больше создает проблемы, нежели их решает. И правильно здесь неоднократно отмечалось, что любая мало-мальски значимая партия имеет свою молодежную организацию, через которую она вправе вовлекать молодежь в свою деятельность, учить, обучать, так сказать, принципам политической борьбы, правилам политической игры и тем самым отвлекать от какой-то асоциальной деятельности. Таким образом, мы считаем, что необходимости в таком законе нет, и предлагаем его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обмен мнениями состоялся. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 23 сек.) Проголосовало за 81 чел. 18,0% Проголосовало против 45 чел. 10,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 127 чел. Не голосовало 323 чел. 71,8% Результат: не принято Законопроект не принимается.