Заседание № 188
О проекте федерального закона № 293364-6 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части, касающейся порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", второе чтение. Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению во втором чтении. Этот законопроект регулирует порядок проведения культовых мероприятий религиозными организациями. К тексту законопроекта поступили поправки, они включены в две таблицы: одна таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию, вторая таблица поправок, рекомендованных к отклонению. Просим таблицу № 1 поддержать, таблицу № 2 отклонить. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблицу № 2 тоже предлагается поддержать, потому что там поправки, рекомендованные комитетом к отклонению. Есть ли вопросы по таблице № 1, коллеги? Нет. Ставлю на голосование таблицу № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 35 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 01 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Прошу проголосовать сегодня и в третьем чтении, если законопроект будет поддержан во втором. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования". По поводу выступлений по мотивам определимся после голосования во втором чтении.
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 55 сек.) Проголосовало за 431 чел.95,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0 % Результат: принято Принят во втором чтении. Предлагалось проголосовать и в третьем. Выступления по мотивам будут? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 23 сек.) Проголосовало за 430 чел.95,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 430 чел. Не голосовало 20 чел.4,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 128
О проекте федерального закона № 293364-6 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части, касающейся порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий, 24-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Докладывает Дмитрий Васильевич Аристов, заместитель министра юстиции Российской Федерации. АРИСТОВ Д. В., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Предлагаемый вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" подготовлен во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 года № 30-П в целях приведения нормы названной статьи закона в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Конституционным Судом признаны несоответствующими Конституции положения закона "О свободе совести..." в той мере, в которой он распространяет требования Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" на все богослужения, религиозные обряды и церемонии, проводимые вне культовых зданий и сооружений или специально отведённых для этого мест. В целях разграничения порядка проведения публичных богослужений и других религиозных собраний в зависимости от места их проведения и содержательных характеристик самого мероприятия законопроектом предлагается изложить в новой редакции, конкретизировать пункты 2 и 5 статьи 16 закона "О свободе совести...", в частности закрепить, что богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются: в культовых и иных зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве, а также на относящихся к ним территориях; на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве; в местах паломничества; на территории организаций, созданных религиозными организациями; на кладбищах и в крематориях; в жилых помещениях. В отличие от действующей редакции закона здесь перечень мест, в которых религиозные организации вправе беспрепятственно совершать религиозные обряды и церемонии, расширен и является исчерпывающим, и предварительного уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления для проведения религиозных собраний в этих местах не требуется. Если же богослужения и религиозные собрания проводятся публично, в условиях, доступных для восприятия другими лицами, то есть когда требуется принятие мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности и самих участников религиозного мероприятия, и других граждан, не являющихся такими участниками, на организацию таких богослужений будет в полной мере распространяться порядок, установленный для проведения митингов, шествий и демонстраций. В ходе обсуждения законопроекта, в том числе в Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, высказывались опасения, что отдельные понятия, использованные в нём, могут иметь неоднозначное толкование. Полагаю, что подобные недостатки текста законопроекта могут быть устранены соответствующими поправками во втором чтении. Министерство юстиции уже проработало возможные пути решения. С учётом целей законопроекта Правительство Российской Федерации просит его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Васильевич, присаживайтесь. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Комитет рассмотрел представленную правительством законодательную инициативу. Действительно, сегодня существует некий правовой неотрегулированный механизм, когда закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях..." отсылает к закону "О свободе совести...", а в законе "О свободе совести..." есть обратный отсыл, поэтому в результате бывают ситуации, в которых религиозные организации, которые проводят свои культовые мероприятия, привлекаются к административной ответственности. Одна из таких религиозных организаций дошла до Конституционного Суда, и эта законодательная инициатива как раз результат долгого судебного разбирательства. Комитет, рассмотрев данную инициативу, концептуально её поддерживает. Мы считаем, что будет правильно поставить точку в вопросе о том, где можно проводить без специального уведомления различные религиозные мероприятия, а где нельзя. Это будет и в интересах общественности, и в интересах безопасности как самих участников религиозных организаций, так и неучастников. Отмечая определённые пробелы и неточности в формулировках, которые, мы полагаем, будут доработаны ко второму чтению, комитет просит концептуально в первом чтении данную инициативу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. У меня вопрос к Дмитрию Васильевичу. Я посмотрела внимательно этот законопроект. Да, конечно, он приводит в соответствие два закона, но разве вам не известно, сколько у нас сегодня в России образуется всевозможных сект, в том числе и очень-очень вредных? Об этом почти каждый день говорят все средства массовой информации, когда мы приезжаем в регионы, избиратели нам тоже об этом говорят. Они собираются чаще всего в жилых домах, они не собираются публично, их не надо, так сказать, защищать, безопасность им обеспечивать, причём постоянно меняют место своих встреч. Вот скажите, пожалуйста, зачем этот пункт мы вносим в закон, разрешая им это всё делать? Ведь они разрушают единство нашего населения? АРИСТОВ Д. В. Спасибо за этот вопрос, Тамара Васильевна, я отвечу. Следует учитывать, что в настоящее время у нас насчитывается более шестидесяти конфессий, более двадцати шести тысяч религиозных организаций. Все эти организации в установленном порядке прошли процедуру регистрации в Министерстве юстиции. Секты, о которых вы говорите, действуют вне правового поля, и, соответственно, ими должны заниматься правоохранительные органы. Что касается возможности совершения богослужения в жилых помещениях, то и действующая редакция федерального закона предоставляет такое право, и исключить мы её не можем, так как это будет умаление прав уже зарегистрированных в установленном законом порядке религиозных организаций. Вот я попытался ответить таким образом. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Дмитрий Васильевич, вот у нас сезонные нашествия мормонов бывают, скажем, в крупных городах человек по двести. Я даже удивляюсь: вот дорога, проживание - кто их спонсирует? Является ли актом богослужения массовая раздача их материалов и зомбирование наших граждан? Они очень привязчивы, они к вам могут привязаться на улице, не зная, что вы замминистра, и вы не скоро сможете от них отвязаться. Скажите, какими статьями регламентируется присутствие этих мормон-делегаций на улице и является ли это богослужением? АРИСТОВ Д. В. Мормоны официально зарегистрированы как организация религиозная. Что касается раздачи так называемой религиозной литературы, это не является публичным мероприятием и под действие этого закона не подпадает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Дмитрий Васильевич, речь идёт о понятийном аппарате. Есть действующие кладбища, и есть места захоронений, которые превратились уже в мемориалы. Вот законом в этом смысле понятия разделяются - где разрешено, где не разрешено? Или же это идёт чохом и можно будет вести богослужения как на действующих кладбищах, так и на вот этих мемориальных? АРИСТОВ Д. В. Вопросы правового статуса кладбищ и иных захоронений урегулированы законом "О погребении и похоронном деле". Там даны определения, что является кладбищем, что является захоронением, мемориалом. Насколько мне известно, есть федеральное военное мемориальное кладбище. Естественно, это подпадает под понятие кладбища и действие этого закона будет распространяться на эти официальные кладбища. Если есть неофициальные захоронения, которые существуют в неустановленной законом форме и на территориях, не согласованных в установленном порядке, то, естественно, эти захоронения вне правового поля и с ними надо работать уже по другим нормам закона "О погребении и похоронном деле". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Епифанова Ольга Николаевна. ЕПИФАНОВА О. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Дмитрий Васильевич, в проекте закона предложена редакция нормы, в соответствии с которой богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых и иных зданиях (помещениях) и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве, а также на относящихся к ним территориях, в местах паломничества, на территории организаций, созданных религиозными организациями. Какие конкретно территории относятся к культовым и иным помещениям, принадлежащим религиозным организациям, и что включает в себя понятие "место паломничества", поскольку в законе нет его определения? Какие конкретно территории имеются в виду, что всё-таки подразумевается под "территориями организаций, созданных религиозными организациями"? В Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" я попыталась найти ответы на вопросы, но мои поиски не увенчались успехом - вопросы остались. АРИСТОВ Д. В. Спасибо, Ольга Николаевна, за вопросы. Как раз ваши вопросы и были предметом обсуждения на заседании профильного комитета, который также готовил законопроект. Действительно, формулировка "на относящихся к ним территориях" не совсем удачна, ко второму чтению по согласованному нами совместному предложению она будет изменена на следующую: "В культовых и иных зданиях (помещениях) и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве, а также на относящихся к ним земельных участках", то есть слова "на относящихся к ним территориях" будут убраны и всё будет приведено в соответствие с действующим законодательством, гражданским и земельным. Что касается определения понятия "место паломничества", места паломничества у нас определяются основами вероучения каждой религиозной организации. В связи с тем что у нас светское государство, дать определение правового понятия "место паломничества" достаточно сложно. Это также было предметом обсуждения на заседании комитета. У нас есть несколько предложений, одно из них - включить в перечень документов, которые представляются при регистрации религиозных организаций, перечень мест паломничества, которые характерны для данного вероучения. При этом мы обращаем внимание на то, что эта предлагаемая нами норма не будет распространяться на действующие, уже зарегистрированные религиозные организации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кравец Александр Алексеевич, пожалуйста. КРАВЕЦ А. А. У меня вопрос к представителю правительства. Вот такая ситуация: религиозная организация арендует, например, "Лужники", вмещающие десятки тысяч человек, для проведения того или иного мероприятия, и в течение недели они могут проводить там определённые обряды и богослужения или бог знает что, при этом происходит перехват инициативы, замена первичной задачи, ради которой собрались люди, и может возникнуть серьёзный конфликт, ведь сегодня зарегистрированы разные организации. И ещё один момент. Сейчас в центре многих городов, особенно старых городов нашей Родины, старинных городов, находятся кладбища. Что мешает превратить одного из захороненных там представителей той или иной конфессии в своего рода святого, мученика и так далее и на этой базе начать устраивать туда паломничество, перерастающее в определённые акции социального... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пятнадцать секунд добавьте. КРАВЕЦ А. А. Спасибо. Что в таких случаях предусматривается? Ведь по этому закону они свободно могут проводить подобные акции, раз это место определено законом для такого рода мероприятий. АРИСТОВ Д. В. Спасибо за вопрос, Александр Алексеевич. Что касается спортивных сооружений, как коллеги мне подсказывают, в местах спортивных сооружений законом запрещается проводить религиозные обряды и мероприятия. Что касается мест паломничества, то в любом случае закон предусматривает норму, что если религиозный обряд либо церемония затрагивает права и интересы третьих лиц, которые не являются членами этой религиозной организации, то вводится уведомительный порядок проведения таких мероприятий в соответствии с законом о митингах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос к представителю правительства. Действительно, как член комитета по религиозным организациям, подтверждаю, что мы достаточно подробно и не без разногласий обсуждали текст законопроекта в первом чтении. В значительной мере вы уже ответили на вопросы, и мы говорим о некоем компромиссе, но всё-таки... Что касается мест паломничества, то вы, наверное, знаете о таком виде паломничества, как крестный ход к реке, а может быть, и принимали в нём участие. Я работал в одном из регионов, где такое мероприятие проводится ежегодно, в нём участвуют иногда десятки тысяч человек. Вот как в данном случае очертить место паломничества? Это может быть территория в 100 квадратных метров, а может - в 2 квадратных километра. Как к этому относиться? Что в итоге Минюст может предложить нам при подготовке законопроекта ко второму чтению, как вы думаете? АРИСТОВ Д. В. Спасибо за вопрос, Александр Георгиевич. Что касается крестного хода к реке, то Русская православная церковь согласовывает такие мероприятия в уведомительном порядке в соответствии с законом о митингах. Что касается определения понятия "место паломничества", я уже говорил, что это тема очень сложная и мы предлагаем включить в перечень документов, представляемых религиозной организацией для регистрации, перечень мест паломничества. Ну, до абсурда, конечно, доводить нельзя, будем изучать каждую конкретную ситуацию. Мы готовы ещё раз обсудить со всеми заинтересованными сторонами предложения, касающиеся понятия "место паломничества", и при помощи вашего комитета попытаться сформулировать это определение. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Вопросов было много, давайте по одному выступлению от фракции. Нет возражений? По одному. Так, Николай Васильевич, вы от фракции выступаете? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) Тамара Васильевна, вам минуты хватит до перерыва? Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Сергей Евгеньевич, спасибо. Я задавала вопрос, в котором содержался очень глубокий смысл. Неужели мы не видим, что нашу страну заполонила литература из-за рубежа, в том числе книги, отпечатанные на дорогой бумаге, очень хорошо иллюстрированные, и всё это раздаётся нашим людям? Вроде бы многие секты проповедуют Писание, вроде бы они тоже христиане, но в действительности что они делают? Они разбивают единство нашего народа, поэтому, вы понимаете, нельзя этого допускать, нельзя разрешать собрания в жилых помещениях... Вы ответили на мой вопрос, но я не удовлетворена вашим ответом. Вы сказали, что мы ущемляем тогда права тех, кто ходит на эти собрания, но почему мы не думаем о стране, не думаем о том, что они там вообще делают?! Члены секты изолируются от народа, считают, что их группа - это братья и сёстры, а все остальные - враги, понимаете? Вот почему, на мой взгляд, и американцы тоже спонсируют все эти секты! Я считаю, что слова "в жилых помещениях" надо убрать из текста законопроекта. Все зарегистрированные, как вы говорите, конфессии на основании закона могут приобрести или взять в аренду помещение и указать, где они собираются. А эти же, они вообще собираются где угодно, и закон им это позволяет! Да мы ещё пишем, что будем их защищать, если они будут проводить публичные какие-то мероприятия! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, давайте прервёмся на полчаса, а потом продолжим обсуждение. Пока перерыв до 12.30.
Коллеги, у нас 20-й вопрос поставлен на фиксированное время, но давайте сначала завершим обсуждение предыдущего законопроекта, осталось три выступления, а потом уже перейдём к вопросам, поставленным на фиксированное время. Нет возражений? Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня очень короткое выступление. Фракция ЛДПР поддерживает данный законопроект, но хотелось бы отметить, что подобный законопроект мы внесли ещё в прошлом созыве и отозвали его только потому, что сейчас применяется процедура так называемого упрощённого обсуждения. Если бы два года назад министерство поинтересовалось этим, уже два года назад закон был бы принят и все уже привыкли бы к такому порядку проведения культовых мероприятий, который предлагается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Юрьевич Маркелов, пожалуйста. МАРКЕЛОВ М. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в целом поддерживает предлагаемые изменения в 16-ю статью закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Была дискуссия, было очень острое и правильное обсуждение и вопросы наших коллег, их задавали и Тамара Васильевна Плетнёва, и депутат Коломейцев, и коллеги из других фракций, безусловно. К сожалению, на ряд этих вопросов мы так и не получили ответов в ходе обсуждения законопроекта в комитете, об этом говорил уже Ярослав Евгеньевич Нилов, но и сегодня мы только частично получили ответы на эти вопросы. Конечно же, религиозная организация в соответствии с законом имеет право выбора места проведения богослужения, но не случайно мы задаём вопросы по ряду понятий, используемых в этом законе, и вопрос, связанный с местами паломничества, остаётся, на мой взгляд, открытым. Представьте себе ситуацию, когда какая-то религиозная организация посчитает, что местом паломничества может являться Красная площадь, собор Василия Блаженного, и эта организация будет проводить там своё мероприятие. И слава богу, если у этой организации не будет признаков секты, а если будет? А если эта организация посчитает, что местом паломничества является Государственная Дума, к примеру, что это место не только для депутатов, но и для отдельных адептов отдельных организаций, - как им препятствовать в случае проведения того или иного мероприятия? Я не случайно поднимаю эту тему, потому что очень хотелось бы ко второму чтению всё-таки внести конкретику вот в эти определения. Более того, я не могу не сказать, что, конечно же, в ходе обсуждения возникли вопросы по процедуре, и мы в комитете вынуждены были несколько раз переносить обсуждение законопроекта, в силу того что правительство, как автор законодательной инициативы, толком не давало нам ответы на вопросы, которые поднимались. И говорить о том, чтобы принять законопроект в первом чтении, а потом дорабатывать во втором чтении, на мой взгляд, не очень корректно: всё-таки здесь надо находить компромисс уже до принятия законопроекта во втором чтении, поскольку, если мы не знаем ответов на вопросы сейчас, как мы на них будем отвечать потом? И говорить о том, что такое понятие, как "места паломничества", уже были в законе и что ни у кого никогда не было никаких вопросов в связи с этим, тоже не очень правильно, потому что мы живём в постоянно меняющемся, динамичном мире и не всегда эти изменения, к сожалению, приводят к лучшему. Я могу привести пример: до недавнего времени никто и не думал о том, что, скажем, интернет-площадка станет местом для различных групп, где они будут размещать анонимно экстремистскую информацию, информацию, разжигающую национальную рознь, информацию, разжигающую социальную рознь, провоцирующую группы людей на что-либо. Всё это происходит ещё в силу того, что, к сожалению, законодательно этот вопрос не урегулирован и нести ответственность анонимное лицо не может. Это, повторяю, пример, но то же самое может получиться и с этим законом. Я сам поддерживаю этот закон, и комитет, и фракция поддерживают, но тем не менее нам завтра уже будут задавать вопросы, на которые мы должны будем давать ответы, поэтому давайте всё-таки во втором чтении более внимательно отнесёмся к понятиям, которые даны в этом законопроекте. В целом фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. С места. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я тоже хотел сказать многое из того, о чём мой коллега по комитету Михаил Маркелов уже сказал. Действительно, кажется, что законопроект необычайно простой, но дьявол кроется в деталях, и это, наверное, тот случай. У нас в комитете были жаркие дискуссии по данному вопросу, а потом это обсуждалось и в нашей фракции - фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". И нельзя не сказать, что, с одной стороны, мы этот законопроект рассматриваем в связи с тем, что есть постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 года, которое требует откорректировать статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", с другой стороны, мы помним о резком ужесточении порядка проведения крупных публичных мероприятий в связи с принятием Федерального закона от 8 июня 2012 года № 65-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". По тексту представленного законопроекта много вопросов, там много юридически тонких, но влияющих на практическую реализацию моментов. Ещё раз повторю, может быть, не все услышали то, что сказал Михаил Маркелов, что завтра местом паломничества секта или какая-то религиозная организация может объявить Красную площадь, или площадь перед Государственной Думой, или саму Государственную Думу и формально, с точки зрения законодательства, здесь всё будет достаточно чисто. С одной стороны, спасибо представителям правительства за то, что они откликнулись на наше предложение более углублённо поработать, но, с другой стороны, нам действительно нужна уточнённая, понятая версия законопроекта, чтобы, как обычно говорит Дмитрий Фёдорович Вяткин, не было никакой правовой неопределённости. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать, будет голосовать за данный законопроект, но мы призываем всех коллег подключиться к обсуждению окончательной редакции его текста, поскольку публичное проведение мероприятий религиозными организациями, различными конфессиями осуществляется на территории всех субъектов Федерации и это та жизненная реалия, с которой вы, мои уважаемые коллеги-депутаты, будете потом постоянно сталкиваться. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот документ, по крайней мере, в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Воспользуются ли докладчик и содокладчик правом на заключительное слово? Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Прежде всего хотелось бы обратить внимание правительства на то, что такое громкое обсуждение в комитете, неоднократные переносы рассмотрения этого законопроекта были не случайно. Сегодня в зале вы увидели, какая была реакция у депутатов, какие вопросы ставились, как правильно, остро они ставились, поэтому вы можете сделать выводы, что мы не вредничали, не артачились, а действительно понимали, какие дискуссии этот законопроект может породить. Нет точности в определённых формулировках, это первое. Второе. Давайте не уходить в дискуссии и философские рассуждения, а всё-таки обратимся к сегодняшним реалиям, имея в виду, что религиозный вопрос сегодня крайне перегрет, крайне политизирован и что, кроме естественных эволюционных процессов, есть ещё и искусственные процессы, потому как, используя религиозный вопрос, можно, особенно через псевдорелигиозные организации или новые религиозные образования, говоря бытовым языком, промывать мозги населению. Третье. Что касается запрета на проведение богослужений, других мероприятий в жилых помещениях, мы должны понимать, что у нас есть религиозные организации - это юридические лица, а есть религиозные группы - это неюридические лица, и они в жилых помещениях, независимо от того, какой закон мы сегодня примем или не примем, имеют право делать всё что хотят. Здесь надо с другой стороны подходить к решению этого вопроса. У нас при комитете создан экспертный совет, он занимается мониторингом деятельности новых религиозных организаций, которые юридически неграмотно называют сектами - у нас в законодательстве нет такого понятия, как секта, - и мы занимаемся этим вопросом. Фракция ЛДПР в Курской области прекратила деятельность одного из таких религиозных образований. Сегодня наш депутат Золочевский во Владимирской области, в Суздале, активно ведёт борьбу с отколовшимся новым религиозным течением. Надо давать больше информации, надо работать на упреждение, необходимо вести правильно пропаганду. Любая зарегистрированная организация - а их у нас сегодня порядка 30 тысяч, в стране представлено порядка 60 конфессий, - обязана действовать в рамках правового поля, и если имеется информация о том, что та или иная организация начинает заниматься противоправной деятельностью, надо своевременно эту информацию использовать: имеются законные рычаги, которые позволяют привлечь организацию, её руководство к ответственности, закрыть, ликвидировать организацию. Очень прошу правительство внимательно отнестись к работе над законопроектом во втором чтении, необходимо выверить все формулировки, чтобы действительно не дать возможности в будущем объявить даже некоторые госучреждения местами паломничества, чтобы не позволить отдельным религиозным организациям, которые сегодня называют также сектами, проводить свои культовые мероприятия в этих зданиях и учреждениях. Ещё раз повторяю позицию комитета: концептуально в первом чтении просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Васильевич, вы хотите выступить? АРИСТОВ Д. В. Единственное, я хотел бы поблагодарить за внимание к законопроекту и за то, что высказаны столь конструктивные предложения. Мы, естественно, всё проанализируем - представители профильного департамента присутствуют - и постараемся все недочёты, которые имеются в тексте законопроекта, ко второму чтению устранить с помощью поправок. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 08 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.