Заседание № 130

16.12.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 293154-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" (в части, касающейся условий пользования кредитами).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 8109 по 8234 из 9209
Переходим к пункту 12. Проект федерального закона "О внесении изменений в       
Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы       
Российской Федерации". Докладчик - член Комитета по финансовому рынку Юрий      
Олегович Исаев. Пожалуйста.                                                     
                                                                                
ИСАЕВ Ю. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Рассматриваемый законопроект был    
принят Государственной Думой в первом чтении 9 декабря этого года. Напомню,     
что основной целью законопроекта является снятие правовой неопределённости в    
части определения процентной ставки при продлении срока пользования             
кредитами, выданными Внешэкономбанком в рамках действия федерального закона №   
173-ФЗ от 13 октября 2008 года.                                                 
                                                                                
Кредиты были выданы ряду крупнейших российских компаний в самый острый момент   
кризиса для целевого рефинансирования иностранных займов, полученных этими      
компаниями до 25 сентября 2008 года. Рассматриваемым законопроектом             
предусматривается, что в случае продления срока пользования кредитом            
процентная ставка ЛИБОР должна быть пересмотрена в соответствии с               
изменившейся рыночной ситуацией. То есть речь идёт о том, что процентная        
ставка за пользование кредитом на новый срок должна быть пересчитана исходя     
из ставки ЛИБОР, зафиксированной на момент заключения соглашения о продлении    
срока пользования кредитом. Таким образом, снятие правовой неопределённости в   
части определения процентной ставки при продлении кредитов на новый срок        
обеспечит баланс интересов заёмщиков и самого Внешэкономбанка и внесёт          
дополнительный вклад в стабилизацию ситуации в экономике.                       
                                                                                
С учётом изложенного комитет просит поддержать законопроект во втором чтении.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Олегович.                                   
                                                                                
У нас нет поправок по этому законопроекту, поэтому ставится на голосование      
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О         
дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" во   
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 30 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8%                                     
Проголосовало против           89 чел.19,8%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Включите микрофон на центральной трибуне.                                       
                                                                                
ИСАЕВ Ю. О. Уважаемые коллеги, комитет подготовил текст законопроекта,          
учитывающий лингвостилистические и юридико-технические замечания Правового      
управления Аппарата Государственной Думы, и просит одобрить законопроект в      
третьем чтении. Прошу вас поддержать.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багаряков по мотивам. Пожалуйста, Алексей Владимирович    
Багаряков.                                                                      
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, основных мер, закреплённых в законе, две: рефинансирование   
за государственный счёт долгов российских компаний по кредитам, взятым за       
рубежом, а также предоставление субординированных займов на общую сумму более   
900 миллиардов рублей.                                                          
                                                                                
В рамках пакета антикризисных мер государство выделило Внешэкономбанку 50       
миллиардов долларов на рефинансирование задолженности крупнейших российских     
компаний. Был также установлен лимит средств, выделяемых на одного заёмщика,    
нормы обеспечения кредитов, территориальные ограничения и так далее. В итоге    
всё, что можно было нарушить, ВЭБ нарушил при выдаче. Если бы на месте ВЭБа     
оказался какой-то другой коммерческий банк, то ЦБ смело лишил бы его            
лицензии, но ВЭБ живёт своей особенной жизнью, на основании своего              
собственного закона.                                                            
                                                                                
К настоящему моменту ВЭБ выдал российским компаниям 11 миллиардов долларов,     
попутно заработав на разнице в процентах почти полмиллиарда долларов США.       
Очень жёсткие условия по возврату кредитов оттолкнули большинство               
потенциальных заёмщиков, остались лишь только те близкие к власти компании,     
которые были уверены, что условия кредитов в будущем будут рефинансированы,     
пересмотрены в их пользу, в чём мы сегодня в очередной раз и убеждаемся. А      
заёмщики, я скажу вам, интересные, названия их "Эко Телеком Лимитед",           
"Юнайтед Компани Русал Лимитед", "Евраз Групп С. А." - сплошные оффшоры. В      
этом ли был смысл антикризисных мер, задуманных правительством?                 
                                                                                
И разговор сегодня даже не о продлении срока кредитов, они уже давно и так      
продлены, без нас. Эти оффшоры просят понизить им ставку, аргументируя          
снижением ставки ЛИБОР, по которой давался кредит, хотят снизить, хочу          
заметить, в три раза в среднем, и эти так называемые "надёжные" заёмщики        
получат деньги в среднем под 6 процентов годовых. В то же время наши            
отечественные заёмщики - предприятия ВПК, машиностроения, селяне - стоят на     
коленях перед государственными банками, вымаливая кредиты под 20 процентов      
годовых, сокращая персонал, останавливая производство. Эти ребята получают      
деньги свободно под 6 процентов годовых с лёгкой руки авторов проекта. На наш   
взгляд, было бы логичнее, предоставляя подобным заёмщикам дешёвые               
государственные ресурсы, иметь возможность влиять на политику этих компаний,    
размер бонусов высшего менеджмента, вести мониторинг активов этих компаний,     
не допуская их вывода или обесценивания. Можно пойти ещё дальше, обременив и    
личное имущество собственников, сделав это обязательным условием получения      
госпомощи.                                                                      
                                                                                
Всё перечисленное не позволяет нам поддержать подобные инициативы.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
В рамках "часа голосования" ставится на голосование проект федерального         
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по     
поддержке финансовой системы Российской Федерации" в третьем чтении.            
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 34 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8%                                     
Проголосовало против           92 чел.20,4%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в третьем чтении принимается.                                      
                                                                                

Заседание № 128

09.12.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 293154-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" (в части, касающейся условий пользования кредитами).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5664 по 6244 из 7955
Уважаемые депутаты, 25-й вопрос мы рассмотрели и переходим к законопроектам     
первого чтения. Блок "Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство".       
Проект федерального закона о внесении изменений в отдельные                     
законодательные... Так, правительство просит сделать трёхминутную паузу для     
этого законопроекта. Не возражаете, коллеги? Нет, зачем перерыв? Мы можем       
рассмотреть 28-й. Вы что, так устали? Я тут один работаю, а вас вон как         
много, вы можете взаимозаменяться.                                              
                                                                                
Пункт 28. Исаев здесь? Здесь. О проекте федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой   
системы Российской Федерации". Докладывает член Комитета по финансовому рынку   
Юрий Олегович Исаев. И я обращаюсь ко всем депутатам и комитетам, чьи           
законопроекты стоят в повестке дня: я прошу всех явиться в зал и работать       
здесь. А сейчас пункт 28, я закон объявил.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Олегович.                                                      
                                                                                
ИСАЕВ Ю. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, от имени авторов и от Комитета по финансовому рынку          
представляю вашему вниманию законопроект, целью которого является               
урегулирование правоотношений, связанных с продлением срока пользования         
кредитами организациями, получившими такие кредиты от Внешэкономбанка в         
соответствии со статьёй 1 Федерального закона "О дополнительных мерах по        
поддержке финансовой системы Российской Федерации".                             
                                                                                
Указанный федеральный закон был принят в октябре 2008 года в качестве           
антикризисной меры. В рамках реализации этого федерального закона               
Внешэкономбанк в 2008-2009 годах предоставил нескольким организациям кредиты    
в иностранной валюте для погашения и обслуживания кредитов, полученных этими    
организациями до 25 сентября 2008 года от иностранных финансовых институтов.    
В числе организаций, получивших указанные кредиты, крупнейшие российские        
компании, такие как "Евраз Груп...", "Альфа-Групп", "Русал", "Газпром нефть".   
В настоящее время, несмотря на стабилизацию ситуации в экономике, очевидна      
необходимость продления действия указанного антикризисного механизма в части    
пролонгации срока пользования уже выданными кредитами. В этой связи             
законопроектом прямо предусматривается возможность продления срока              
пользования кредитами, при этом в случае такого продления процентная ставка     
ЛИБОР должна быть пересмотрена в соответствии с изменившейся рыночной           
ситуацией.                                                                      
                                                                                
Поясню, речь идёт о том, что процентная ставка за пользование кредитом на       
новый срок должна быть пересчитана исходя из новой ставки ЛИБОР,                
зафиксированной на момент заключения соглашения о продлении срока пользования   
кредитом. Кроме того, поскольку для обеспечения возможности предоставления      
Внешэкономбанком кредитов Банк России разместил во Внешэкономбанке депозиты     
по ставке, также установленной исходя из привязки к ставке ЛИБОР, аналогичные   
изменения о пересмотре процентной ставки вносятся в статью 2 федерального       
закона. Очевидно, что предлагаемые законопроектом изменения полностью           
соответствуют обычной банковской практике и призваны обеспечить баланс          
интересов Внешэкономбанка и его заёмщиков. Можно сказать, что эта мера,         
направленная на то, чтобы предоставить крупнейшим российским компаниям          
возможность продления сроков использования заимствованных средств во            
Внешэкономбанке, снимает правовую неопределённость и должна внести              
существенный вклад в дальнейшую стабилизацию ситуации в экономике.              
                                                                                
С учётом изложенного прошу поддержать принятие рассматриваемого законопроекта   
в первом чтении.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь на трибуне, есть вопросы.            
                                                                                
Депутат Коломейцев, депутат Федоткин, депутат Плетнёва. Никого не забыл?        
Сейчас, секунду. Рябов, Зубов. Всех учёл?                                       
                                                                                
Депутат Коломейцев Николай Васильевич.                                          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Юрий Олегович, вы, как автор законопроекта, не       
могли бы сказать (вот я в приложении по крайней мере у себя не нашёл), почему   
не приложен перечень компаний: кто взял эти кредиты, на какое время, почему     
не вернул?                                                                      
                                                                                
И второй вопрос, не могли бы вы пояснить: вроде все за то, чтобы из кризиса     
быстрее выйти, а вот по данным, которые имеются в средствах массовой            
информации, на депозитах ВЭБа сегодня якобы 400 миллиардов рублей находится,    
но в это же время нельзя кредит взять подавляющей части наших российских,       
крупных в том числе, предприятий?                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ИСАЕВ Ю. О. Уважаемый Николай Васильевич, я должен вам сказать, что список      
этот должен быть вам известен, потому что он является приложением к отчёту      
Правительства Российской Федерации от 30 октября этого года о реализации мер    
по поддержке финансового рынка. В этом отчёте, в приложении, есть таблица 12:   
здесь все компании, которые получали кредит во Внешэкономбанке (я вам копию     
сделаю обязательно), а также все сроки, процентные ставки, кто погасил, кто     
не погасил, есть. Могу сказать, что на сегодня, давайте я вам скажу так,        
всего было выдано 11 миллиардов 486 миллионов долларов, погашено к текущему     
моменту 3 миллиарда 80 миллионов долларов, то есть сумма непогашенной           
задолженности - 8 миллиардов 400 миллионов долларов, плюс проценты, которые,    
естественно, насчитываются.                                                     
                                                                                
На вторую часть вопроса ответить однозначно невозможно. Мне кажется, что это    
вопрос не к Внешэкономбанку, и к этому закону это тоже не имеет отношения,      
это проблема больше банковской системы.                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ИСАЕВ Ю. О. Эти меры были направлены на то, чтобы крупнейшие российские         
компании, которые до финансового кризиса привлекли ресурсы на западном рынке,   
могли их рефинансировать за счёт ресурсов, полученных на внутреннем рынке.      
Залогом по этим кредитам Внешэкономбанка является, по сути, та собственность,   
которая принадлежит этим крупнейшим компаниям. То есть этот закон носил         
специфический характер, и распространять его на всю банковскую систему,         
конечно, нецелесообразно.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин. Пожалуйста, ваш вопрос.                         
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Юрий Олегович, у нас предприятия оборонной промышленности до     
сих пор - конец финансового года приближается - не получили финансирование от   
государства под заказ и работали под кредиты. Вот сейчас кредиты отдавать       
надо - нет денег, и государство ни копейки не даёт. Им почему-то мы никаких     
сроков не продлеваем, а банкам продлеваем. Причём вы так расплывчато говорили   
об изменившихся рыночных условиях, что-то ещё такое, общими словами. Что же,    
для предприятий условия не меняются, а для банков меняются? Почему мы этим      
банкам, или фирмам, как вы называли, которые работают с Западом, должны         
создавать льготные условия, а производителя держать в чёрном теле?              
                                                                                
Поясните конкретно, почему мы должны им продлевать сроки по этим кредитам, то   
есть поддерживать эту идею, этот закон.                                         
                                                                                
ИСАЕВ Ю. О. Владимир Николаевич, я здесь о банках не говорил, я говорил о       
Внешэкономбанке, и то применительно к тому, что Внешэкономбанк являлся          
практически агентом правительства и выполнил функцию, предписанную 173-м        
законом, в котором говорилось о необходимости в пределах 50 миллиардов          
долларов осуществить меры, направленные де-факто на спасение собственности,     
которая принадлежит в целом Российской Федерации. И мы говорили о том, что      
ряд крупнейших компаний России привлёк западное финансирование.                 
                                                                                
Я ещё раз повторюсь: если бы в своё время мы не вмешались оперативно вместе с   
Центральным банком и не предоставили возможность через Внешэкономбанк           
рефинансировать эту задолженность, то залоги - а это крупнейшие пакеты акций    
основных предприятий, как раз предприятий-производителей, являющихся основой    
отечественной промышленности, - акции ушли бы на Запад, тем банкам и фондам,    
которые профинансировали. И сейчас прекращать реализовывать эту меру является   
нецелесообразным, потому что нельзя останавливаться на полпути. Мы один год     
предусмотрели в рамках 173-го закона, на сегодня я вам привёл цифры: лишь       
малая часть этой задолженности вернулась во Внешэкономбанк. Соответственно у    
нас, я считаю, нет другой возможности, кроме как продлить срок реализации       
этой антикризисной меры до того момента, пока крупнейшие заёмщики не            
рассчитаются с Внешэкономбанком.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, ваш вопрос.                   
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Юрий Олегович, понятно, что это узкий закон, он касается         
конкретно Внешэкономбанка. Скажите, пожалуйста, договоры о пролонгации на       
каких условиях будут подписываться: будет увеличение ставки, или, наоборот,     
снижение, или та же останется ставка? Это первое.                               
                                                                                
И второе. Так как не только компании участвуют в пролонгации кредитов, но и     
банки, будут ли они, эти банки - или вы не можете ответить? - давать            
возможность пролонгации предприятиям? Почему мы все озабочены и говорим об      
этом? Мне много раз приходилось обращаться с просьбой пролонгировать кредиты    
для предприятий лёгкой промышленности - всё время отказы, отказы, отказы        
идут. Почему мы спасаем одних и в то же время топим других?                     
                                                                                
ИСАЕВ Ю. О. Уважаемая Тамара Васильевна, я ещё раз хочу повториться, что        
здесь речь идёт о предприятиях, не о банках. Банки фигурировали в 173-м         
законе - Сбербанк фигурировал, Внешторгбанк фигурировал, они получили по        
173-му закону определённую помощь от Внешэкономбанка, мы её в рамках вот        
этого закона не касаемся. Мы говорим о тех предприятиях, которые привлекли      
ресурсы во Внешэкономбанке по ставке, определённой 173-м законом, а это         
ставка ЛИБОР, действующая на период подписания соглашений. Они все              
подписывали их разными числами: кто-то в октябре прошлого года, кто-то в        
ноябре, кто-то в декабре. Тогда действовала ставка ЛИБОР порядка 3,5            
процента, плюс пять процентных пунктов, вернее, 50 процентных пунктов, если     
говорить правильно с точки зрения банковской логики, добавлял ВЭБ, то есть 5    
процентов. Наши поправки предусматривают, что в связи с изменением ставки       
ЛИБОР должна быть пересмотрена общая ставка, то есть Внешэкономбанк сам         
определит, в каких пределах должен быть процентный платёж в следующем           
периоде. То есть у Внешэкономбанка нет ограничений. В законе написано: ставка   
ЛИБОР и минимум плюс 5 процентов, а на каких условиях они договорятся - это     
уже вопрос Внешэкономбанка и заёмщика. Это соответствует той практике,          
которая принята во всём мире.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Рябов Николай Фёдорович.              
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Спасибо. Я практически уже почти услышал ответ, но хотелось бы ещё уточнить:    
а почему эти предприятия не возвращают, если вы утверждаете, что практически    
кризис закончился? Какие у них причины невозврата - не наработали?              
                                                                                
ИСАЕВ Ю. О. Николай Фёдорович, я ничего не утверждал по поводу окончания        
кризиса, можно посмотреть в стенограмме. Я сказал: несмотря на некоторую        
стабилизацию. Это принципиально разные вещи. Именно потому, что стабилизация    
налицо, но она далеко ещё не окончательная, мы сейчас видим, что эти            
предприятия объективно вернуть деньги не могут. То есть возврат этих денег      
просто невозможен исходя из финансового положения тех предприятий. А            
дорабатывают-недорабатывают - это, наверное, уже другой вопрос, его можно,      
наверное, в других рамках рассматривать.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Зубов Валерий Михайлович.                         
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Что касается кризиса и состояния, в котором мы находимся, это как   
раз определяется тем, что мы сейчас обсуждаем. Американские банки,              
предприятия, страховые компании практически закончили выплаты, те, которые      
государство им давало в качестве помощи, а мы, наоборот, продлеваем. Это        
оценка.                                                                         
                                                                                
А вопросов у меня два. Первый: почему этот законопроект вносит не               
правительство? И второй вопрос: до каких пор это продление будет?               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Олегович.                                
                                                                                
ИСАЕВ Ю. О. Наверное, не буду комментировать вопрос действий американского      
правительства.                                                                  
                                                                                
Что касается нашей точки зрения, я её в своём докладе изложил. Мы исходим из    
того, что антикризисная мера, предложенная год назад, показала однозначную      
эффективность, и для того, чтобы ситуацию не дестабилизировать вновь, мы        
считаем целесообразным эту меру пролонгировать.                                 
                                                                                
Закон № 173-ФЗ, напоминаю, был внесён депутатами Пепеляевой, Резником,          
Исаевым и членом Совета Федерации Ананьевым. Мы сочли возможным предложить      
вам к рассмотрению поправки к этому закону исходя из всех тех аргументов,       
которые я привёл вам чуть раньше.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы все заданы.                    
                                                                                
Можете присаживаться, Юрий Олегович.                                            
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Настаивает кто-то на выступлении? Настаивают.       
Так, три выступления от фракции КПРФ: это Кашин, это Багаряков, это Федоткин.   
От фракции ЛДПР не вижу. По три выступления хотят. Фракция "Справедливая        
Россия" - Зубов. (Шум в зале.) Хорошо, пожалуйста, выступайте, Кашин Борис      
Сергеевич. То есть тридцать минут у нас выступления от фракции КПРФ. (Шум в     
зале.) Пускай выступают.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Борис Сергеевич.                                                    
                                                                                
КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, нынешний кризис заставляет нас                  
проанализировать слабые места российской финансовой системы и внести            
предложения по её совершенствованию. Надо сказать, что в последнее время        
Комитет по финансовому рынку предлагал к рассмотрению ряд законопроектов,       
которые поддержаны фракцией КПРФ и могут помочь в решении некоторых текущих     
проблем, однако нет оснований говорить о том, что исполнительная власть         
извлекла уроки из кризиса и тем более готова к серьёзным действиям по           
созданию в России хотя бы регионального финансового центра. Более того,         
проявляется тенденция - и обсуждаемый законопроект это подтверждает, -          
пользуясь чрезвычайными обстоятельствами, ещё больше уменьшить прозрачность     
российской финансовой системы и передать решение важнейших вопросов на          
субъективное усмотрение чиновников, действующих в тесном контакте с             
олигархическими структурами.                                                    
                                                                                
Фракция КПРФ не поддерживала в октябре 2008 года закон "О дополнительных        
мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации", в который сейчас   
предлагается внести изменения, критически оценивала и другие действия           
правительства в тот период. Многие наши оценки полностью оправдались. Мы        
говорили о том, что огромные средства, выделенные коммерческим банкам якобы     
для поддержки промышленных предприятий, не дойдут по назначению, - и сейчас     
мы видим 20-процентное падение промышленного производства и одновременно рост   
собственных средств коммерческих банков на 9 процентов за последние девять      
месяцев. Мы говорили, что направление бюджетных средств на фондовый рынок -     
это финансовое слабоумие, - и теперь все руководители государства признали      
допущенную ошибку. Мы критически оценивали норму закона о праве Центрального    
банка выборочно и по непонятным критериям проводить компенсацию убытков         
другим коммерческим банкам, возникших по сделкам с банками, у которых           
отозваны лицензии, и ряд других мер мы критически оценивали. И поэтому тем      
депутатам, кто заявляет, что коммунисты руководствуются только одним лозунгом   
"Отнять и поделить!", необходимо проверить слух.                                
                                                                                
В октябре прошлого года были приняты решения, позволившие ряду олигархических   
структур перекредитоваться в России с использованием государственных средств    
на очень хороших условиях, тем самым избежав технического дефолта и утраты      
заложенных на Западе акций компаний, контролирующих стратегические              
предприятия России. В качестве цели этих решений обозначалось сохранение        
активов внутри России, хотя в какой степени это применимо к оффшорным           
компаниям - отдельный вопрос. Теперь нам предлагают сделать нормы               
прошлогоднего закона бессрочными, продлив выданные валютные кредиты под         
ставки примерно 6-7 процентов годовых, что, конечно, очень неплохо. Прежде      
чем принимать такое решение, необходимо, наверное, проанализировать, как        
закон выполнялся за прошедший год. Это сделала Счётная палата, которая в        
своём заключении на отчёт правительства указала (я цитирую): "В разделе         
отчёта Правительства России, касающемся вопросов рефинансирования внешнего      
корпоративного долга, по ряду российских организаций отсутствует информация о   
выполнении ими отдельных обязательств, предусмотренных в кредитных              
соглашениях с... Внешэкономбанк, а также о мерах, принимаемых в связи с         
этим... Внешэкономбанк. В то же время по состоянию на 1 октября 2009 года       
отдельные обязательства не выполнили ОАО "Русал", ОАО "Ситроникс", группа       
компаний "ПИК".                                                                 
                                                                                
Но главное - нам надо проанализировать, в какой степени закон отвечает          
интересам российской экономики. Позиция КПРФ состоит в том, что                 
стратегические предприятия должны находиться в государственной собственности,   
но даже если вы стоите на сугубо рыночных позициях, вас должен интересовать     
вопрос: что мешает государству не продлевать выданные кредиты, а забрать        
заложенные акции в федеральную собственность или найти для них нового           
собственника, получив дополнительные доходы в бюджет? А ничего не мешает!       
Просто исполнительная власть действует в интересах конкретных олигархических    
структур. Иногда дело принимает удивительный оборот. Внешэкономбанк, имея в     
залоге акции "Русала", не пользуется своим правом получить их в соответствии    
с кредитным договором о предоставлении 4,5 миллиарда долларов, а заявляет о     
намерении купить их по очевидно существенно более высокой цене в момент         
публичного размещения на гонконгской бирже. Средства для этой покупки, как      
нам в комитете рассказали, планируется взять из доходов, полученных от          
операций с акциями Сбербанка. Ситуация, когда одна государственная компания     
зарабатывает на спекуляции на бирже акциями другой государственной компании,    
напоминает театр абсурда. Такова специфика российского фондового рынка.         
Отмечу при этом, что доходность инвестирования пенсионных накоплений,           
которыми также управляет Внешэкономбанк, составляет примерно 5 процентов        
годовых и заметно отстаёт от инфляции.                                          
                                                                                
Другим недостатком предлагаемого законопроекта является отсутствие прозрачных   
критериев выбора конечных заёмщиков и установления кредитных лимитов. Нам       
остаётся только гадать, что стоит, например, за продлением кредита на 1,5       
миллиарда долларов компании "Эко Телеком Лимитед", входящей в "Альфа-Групп",    
позволившим ей сохранить контроль за акциями "ВымпелКома". Процесс              
распределения выделенных денег превращается в соревнование лоббистских          
возможностей различных бизнес-групп. Очевидно, что при этом создаются           
потенциальные возможности для коррупции.                                        
                                                                                
Кстати, при обсуждении исходного законопроекта в прошлом году, вносились        
предложения о направлении его на экспертизу в парламентскую Комиссию по         
законодательному обеспечению противодействия коррупции. Считаю, что это         
предложение полностью сохраняет свою актуальность.                              
                                                                                
Фракция КПРФ предлагает повысить роль Государственной Думы в разработке         
антикризисных мер в финансовой сфере и контроле за действиями исполнительной    
власти и Центрального банка в нынешних кризисных условиях. Нельзя признать      
нормальным положение, когда вопрос о возможности продления кредитов             
обсуждается в Государственной Думе фактически задним числом. В прессе           
сообщалось, что соответствующие договорённости были достигнуты сторонами в      
октябре, а наблюдательный совет Внешэкономбанка принял некоторые решения о      
продлении кредитных договоров ещё 1 июня 2009 года. Необходимо остановить       
опасную тенденцию по передаче чиновникам финансовых органов и Центробанка       
полномочий, относившихся ранее к ведению законодательной власти.                
                                                                                
С учётом изложенного фракция КПРФ будет голосовать против предложенного         
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Багаряков.                                        
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Я очень коротко.                            
                                                                                
Действительно, в 2008 году был принят этот резонансный закон, и в нём были      
закреплены две основные меры - это рефинансирование за государственный счёт     
долгов российских компаний по кредитам, взятым за рубежом, а также              
предоставление субординированных кредитов банкам на 900 миллиардов рублей.      
Эти меры вводились как антикризисные на ограниченный период времени, но         
сегодня, как мы уже слышали, нам предлагают продлить действие этого             
механизма, разрешив пролонгировать выданные ранее кредиты российским            
заёмщикам, а также пересчитать уровень ставки по ним.                           
                                                                                
Вот теперь обратимся к программе рефинансирования. Согласно разработанному      
правительством механизму Центральный банк размещал в ВЭБе депозит на 50         
миллиардов долларов США по ставке, равной ЛИБОР плюс 1 процентный пункт.        
Внешэкономбанк за счёт этих средств выдаёт российским компаниям кредиты по      
ставке ЛИБОР плюс 5 процентных пунктов. К настоящему моменту действительно      
ВЭБ выдал российским компаниям кредитов на 11,5 миллиарда долларов США,         
попутно заработав на разнице процентов около 0,5 миллиарда долларов. Однако     
предполагалось выдать 50 миллиардов долларов кредитов. Так почему же            
российские компании не брали эти кредиты? Я объясню.                            
                                                                                
Всё дело в том, что при выдаче кредитов Внешэкономбанк ставил совершенно        
жёсткие условия по их возврату. Фактически в случае невозврата кредитов         
российские заёмщики теряли бизнес. Понятно, что в таких условиях кредит ВЭБа    
взяли лишь компании, находящиеся в крайне тяжёлом положении либо приближенные   
к власти, рассчитывая, что эти кредиты в дальнейшем всё равно будут             
пролонгированы, что мы сегодня и видим. Эти компании оказались в трудном        
положении благодаря прежде всего своей безграмотной политике и жадности,        
стремлению урвать побольше активов в России и за рубежом за кредитные деньги    
и непониманию при этом риска потери их стоимости.                               
                                                                                
Теперь что касается ставки ЛИБОР. Нам авторы уже объясняли расчёт ставки        
ЛИБОР. Я вам приведу более конкретные цифры. Прошёл год, ставки ЛИБОР           
значительно понизились. Если в декабре прошлого года ставка ЛИБОР составляла    
2,77 процентных пункта, то сейчас всего 1,03. Видя такой расклад, владельцы     
российских компаний, вместо того чтобы поблагодарить правительство за то, что   
оно их выручило в трудную минуту, решили ещё и подзаработать, пролоббировав     
внесение сегодняшнего законопроекта. На наш взгляд, было бы логичнее,           
предоставляя подобным заёмщикам дешёвые государственные ресурсы, иметь          
возможность влиять на политику этих компаний, иметь возможность влиять на       
бонусы, менеджмент этих компаний, на стоимость активов, мониторинг и другие     
условия. Можно пойти ещё дальше - обременить и личное имущество владельцев      
компаний, которые претендуют на господдержку.                                   
                                                                                
Что касается деятельности Внешэкономбанка. На наш взгляд, Внешэкономбанк        
цель, которую поставило перед ним правительство, - перевод нашей экономики на   
инновационные рельсы - с трудом исполняет. В том же Китае результаты            
инвестиций видны невооружённым взглядом: строятся дороги, мосты, нефтепроводы   
и так далее. Даже вице-премьер Кудрин вчера в своём выступлении сделал          
реверанс в сторону Китая, сказав о том, как они хорошо работают в отличие от    
нас. У нас же дальше разговоров дело не идёт.                                   
                                                                                
И последний факт. Кроме того, что в последнее время произошло с ВЭБом, ВЭБ      
анонсировал покупку после IPO 3 процентов акций "Русала", аргументировав это    
тем, что совместно с основным российским владельцем компания будет иметь        
контрольный пакет - 51 процент. Это выглядит как попытка удержать контроль      
над компанией за счёт госсредств. "Русал" и без того получил от                 
Внешэкономбанка сумму 4,5 миллиарда долларов, что почти вдвое превышает         
одобренный наблюдательным советом лимит для одного заёмщика.                    
                                                                                
Учитывая всё сказанное, мы не видим смысла поддерживать этот законопроект.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, сейчас ещё третье выступление, в котором, видимо,     
будет другая точка зрения изложена.                                             
                                                                                
Пожалуйста, депутат Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Вы знаете, у нас в партии дисциплина и единомыслие в ключевых    
вопросах, касающихся Родины.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я был в этом уверен.                                      
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Поэтому не ждите другой точки зрения. Выскажу позицию о том,     
что тревожит меня и моих избирателей.                                           
                                                                                
Вопрос, конечно, очень важный, закон очень важный, тем более что речь идёт о    
таких огромных суммах, десятках миллиардов долларов, а мы на людей не находим   
копеек - на пенсии, стипендии, на лекарства и так далее. Я вот смотрю в зал     
тоскливо: две трети депутатов у нас не присутствуют, а ведь обсуждаем вопрос    
о десятках миллиардов долларов. Да и большинство тех, кто сидит, между собой    
разговаривают, ходят, смотрят. Я понимаю: это деньги не из своего кармана -     
народные, не жалко, туда-сюда 10 миллиардов - какая-то мелочь. Вот если бы у    
вас взял ваш сосед тысяч сто в долг, а вчера пришёл бы и сказал: "Ты знаешь,    
я не могу тебе сейчас вернуть, ты ещё годик подожди, я через годик, другой,     
третий, может, тебе и верну", тогда, наверное, любой из наших депутатов встал   
бы и всерьёз сказал: "Дорогой друг, ты куда деньги дел? Ты верни мне их, как    
обещал", потому что это свои деньги.                                            
                                                                                
Я не случайно задал вопрос, почему мы должны продлевать этим финансовым         
организациям кредит, ведь Путин сказал, что пик кризиса пройден. Но я не        
услышал ответа. Что, они там малограмотные? Неэффективный менеджмент? Плохо     
использовали те деньги, которые мы дали из бюджета? Если неграмотные, то,       
наверное, пусть уйдут в отставку. Каких-то грамотных менеджеров пусть наймут.   
Или они промотали эти деньги? Или разворовали? Почему, когда брали, говорили,   
им надо, будет инновационный путь развития, будет подъём, а сегодня разводят    
руками? Я думаю, в данном случае надо будет пригласить сюда и сказать:          
"Ребята, где деньги? Украли? Отдайте! Неграмотные - так и скажите. Зачем        
тогда вам ещё продлевать? Вы и дальше ухудшите ситуацию".                       
                                                                                
И мне непонятно совершенно: ну продлим, но ведь эти деньги должны работать на   
народ, это ведь налоги наших налогоплательщиков со всей страны, а мы снова      
продлеваем, прощаем им возврат. На каких условиях? Что получим взамен? Не мы    
- мы получим своё, каждый месяц получаем аванс и зарплату, а что получит        
простой человек? Тот, кто взял ипотеку и которого за долги из дома выгоняют     
теперь. Или который не смог отдать кредит, и у него машину "Жигули" последнюю   
отбирают, на которой он на огород ездит. Что получим мы, принимая этот закон,   
а главное, что получит народ? И на этот вопрос я ответа не услышал. То есть     
пришли люди, которые, как мне кажется, - я подчёркиваю, это моё мнение, -       
лоббируют интересы этих фирм и говорят: ребята, простите вы им, пусть они ещё   
попользуются народным добром, может, через какое-то время они вернут эти        
деньги. Но мы-то должны отвечать перед людьми, иначе тогда зачем мы здесь       
сидим? Я считаю, при таком объяснении данный закон нельзя принимать: это не     
наши деньги, это народные деньги. Если они не отвечают, то мы-то должны перед   
народом отвечать.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше нет желающих из фракции?                           
                                                                                
Пожалуйста, фракция "Справедливая Россия", Зубов.                               
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Когда в октябре принималось в спешке решение, которое нам сейчас    
предлагают пролонгировать, вы помните, представитель нашей фракции сравнил      
наш документ размером в три - четыре странички, который мы собирались           
принимать в течение трёх дней, и тот проект закона и который ещё тогда не       
стал законом, который был принят как закон в Соединённых Штатах и составлял     
восемьсот страниц (там действительно всё было прописано). И мы говорили, что    
спешка хороша только при ловле блох, в единственном случае. Вот то, что         
другие страны без спешки прописали условия игры в момент кризиса, - отдельные   
условия прописала Германия, отдельные условия прописал Китай, отдельные         
условия прописали Соединённые Штаты - и приводит к тому, что в Соединённых      
Штатах начинается медленный, но устойчивый экономический рост, в Китае не       
останавливался - как шёл, так и идёт экономический рост, Германия               
модернизирует полностью свою автомобильную промышленность, как главную          
экспортную составляющую и ядро своей экономики. А в России правительство        
вынуждено было пересмотреть план. И сейчас можно увидеть, что на ближайшие      
три года не предполагается никакого существенного роста - предполагается        
дефицитный бюджет. То есть мы, войдя в кризис в самом благоприятном состоянии   
и по бюджету, и по внешнеторговому балансу, оказывается, из кризиса выходим     
тяжелее всех - вот это и есть спешка. Мы защитили свою собственность, якобы     
защитили, но уже коллега здесь привёл пример: эти же компании начинают          
продавать собственность на внешних рынках, они уже ищут способ, как продать.    
Это первое.                                                                     
                                                                                
Второе. Как можно принимать закон, в котором не оговорены условия, до каких     
пор он будет действовать? Одни основные предприятия страны должны пыжиться,     
напрягаться, выполнять обязательства, возвращать кредиты, пытаться получить     
кредиты, а другие, пожалуйста, без всякого особого объяснения, кроме            
поэтических слов... Вы знаете, не хотелось бы нарушить процесс, так он сейчас   
хорошо идёт: никаких расчётов нет, что было сделано за это время, что           
собираются сделать, если будет вдруг пролонгировано. Это действительно          
выглядит, к сожалению, как чисто лоббистский закон. И вообще, надо              
внимательно относиться к тем законам, которые выходят у нас из Комитета по      
финансовому рынку за подписями отдельных депутатов. Мы тогда ставили вопрос о   
том, чтобы прошёл проверку на коррупционность тот закон, который принимали. И   
совсем не лишено разумности уже прозвучавшее предложение проверить на           
коррупционность и это принимаемое решение.                                      
                                                                                
Нам кажется, что закон сырой, непросчитанный, неубедительный. Если в этом       
есть необходимость, то только правительство должно вносить такой закон, и       
поэтому, к сожалению, голосовать за этот закон мы не сможем.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, представитель президента? Не настаивает. Представитель              
правительства? Нет. Заключительное слово докладчика от комитета.                
                                                                                
Пожалуйста, Исаев.                                                              
                                                                                
ИСАЕВ Ю. О. Я, Валерий Михайлович, отвечу вам, ладно? Просто профессиональную   
честь несколько вы задели - в части, касающейся того, что ничего нет и всё      
прямо с листа. Слушайте, вы же прекрасно понимаете, как действует любой банк    
в любой части мира, и Внешэкономбанк не исключение: никогда Внешэкономбанк не   
пролонгирует ни один кредит. Даже вот товарищи из Коммунистической фракции и    
то это гораздо лучше, чем вы, себе представляют, и обидно мне вам это           
говорить, знаю вас долгие годы. Всё это просчитывается, прописывается,          
составляется бизнес-план, ТЭО и так далее. Если вы хотите с этим                
ознакомиться, - запросите, и вы получите информацию о ситуации полностью, и     
не на трёх листочках, как вы говорите, а в гораздо большем объёме. Это ответ    
такой на конкретно поставленный вопрос.                                         
                                                                                
Что касается правительства и ЦБ. Все поддерживают этот законопроект, потому     
что помимо эмоций, которыми вы здесь фонтанируете, есть ещё реальная            
экономика. И не надо скрывать за эмоциональным фактором желание просто          
каким-то образом уйти от ответственности за принятие решения. А мы              
ответственность эту принимаем, потому что понимаем: если мы сейчас не примем    
такие решения, то за них будут расплачиваться чуть позже конкретные работники   
этих предприятий, которых, я вам хочу сказать, не десять тысяч и не двадцать,   
вы знаете это, как бывший губернатор, хорошо. Если мы сейчас не поможем         
отсюда, то потом будем помогать в десять раз больше непосредственно через       
бюджеты субъектов и так далее. Зачем нам создавать себе дополнительно           
проблемы, которые мы и так с вами прекрасно знаем, каким образом приходится     
решать. Зачем?                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Что это такое? По ведению? Сначала проголосуем, потом по ведению. А что?        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какие проблемы? У нас нет никаких проблем.                
                                                                                
Николай Васильевич, пожалуйста. Я сейчас послушаю вас и всех прошу послушать,   
что имеется в виду. Я ничего не нарушил.                                        
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Олег Викторович, вы, как председательствующий, обязаны были    
пресечь оскорбления в адрес другой фракции: "даже коммунистические              
депутаты..." Да мы лучше вас разбираемся во многих вопросах! Я прошу быть       
аккуратным при ответах.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вот, я-то был просто в восторге от этой фразы:         
думал, хвалят моих коллег слева. Просто, видите, если бы он сказал это в        
противовес "ЕДИНОЙ РОССИИ", я бы ещё что-то... но он же говорил, что            
"Справедливая Россия" недопоняла, а вы поняли.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я именно так понял выступление коллеги Исаева.               
                                                                                
Пожалуйста, Лекарева, по ведению.                                               
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович.                                        
                                                                                
По пункту 19 депутат Лекарева голосовала за.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы       
Российской Федерации", первое чтение.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2%                                     
Проголосовало против           96 чел.21,3%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7040 по 7044 из 7955
БАЛЫХИН Г. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! По пункту 28       
депутаты Пекпеев, Медведев, Клюкин и Балыхин голосовали за.                     
                                                                                
Спасибо.