Заседание № 152

12.03.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 292856-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в части повышения размера материнского (семейного) капитала с учётом районного коэффициента к заработной плате).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2206 по 2354 из 6456
Следующий вопрос у нас вынесен на фиксированное время, поэтому давайте          
сейчас, если не возражаете, рассмотрим 20-й вопрос, докладчик в зале, это       
Алексей Николаевич Диденко. Нет возражений? Нет.                                
                                                                                
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6        
Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей,    
имеющих детей".                                                                 
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект закона, подготовленный   
депутатами фракции ЛДПР, а разработан он в рамках программы нашей фракции по    
развитию Дальнего Востока.                                                      
                                                                                
Конечно же, нас не может не беспокоить крайне сложная демографическая           
ситуация, которая складывается в субъектах, отнесённых к Дальневосточному       
федеральному округу. Статистика катастрофическая: за последние двадцать лет     
каждый десятый житель Дальнего Востока уехал оттуда либо в другие регионы       
Российской Федерации, либо за границу. Конечно, оппоненты, которые ссылаются    
на статистику последних двух лет, говорят о том, что демографическая ситуация   
улучшается, что демографический крест на нуле, что количество рождённых,        
количество младенцев, превосходит число умерших на территории Дальнего          
Востока, но очевидно, что успехи последних полутора лет не перекрывают того     
демографического и социально-экономического ущерба, того урона, который был     
нанесён регионам Дальневосточного федерального округа.                          
                                                                                
Именно в рамках концепции развития дальневосточных территорий фракцией ЛДПР     
был подготовлен ряд блоков законопроектов, один из них -                        
социально-экономический блок. Суть проекта, который предлагается вашему         
вниманию, чрезвычайно проста: он направлен на улучшение демографической         
ситуации на территории Дальневосточного федерального округа. Смысл              
законопроекта в том, что размер материнского (семейного) капитала, который      
устанавливается соответствующим федеральным законом, необходимо увеличить на    
величину районного коэффициента, который применяется к выплатам в               
соответствии трудовым законодательством для районов Крайнего Севера и           
приравненных к ним. Максимально возможное увеличение - увеличение на            
коэффициент 2, то есть предусматривается увеличение материнского капитала в     
два раза. Сумма в размере около миллиона рублей представляется существенной,    
она позволит улучшить жизнь тех молодых семей, которые проживают на             
территории Дальнего Востока, это практически все субъекты - это весь Сахалин,   
являющийся территорией, приравненной к районам Крайнего Севера, это часть       
районов Амурской области, несмотря на то что на юге Амурской области            
благоприятный климат, это территория Хабаровского края, вся Чукотка, Магадан,   
большая часть Якутии, то есть практически вся территория приравнивается к       
районам Крайнего Севера.                                                        
                                                                                
Ни для кого не секрет, что районный коэффициент - это величина, которая         
используется не только для указания на стеснённые климатические условия, но     
это величина, которая учитывает целый комплекс критериев, по которым та или     
иная территория относится к территориям, непригодным для проживания либо        
связанным с определёнными ограничениями жизнедеятельности: это в первую         
очередь климатические условия, это географическая удалённость, это большая      
стоимость, так сказать, жизнедеятельности на этой территории, это высокие       
тарифы на проезд до столицы, на "большую землю", как говорят                    
дальневосточники, это ограничение доступа к культурным ценностям. Всё это       
влияет на деление наших регионов на соответствующие группы зонирования.         
Условия проживания на территориях Крайнего Севера и в приравненных к ним        
местностях, конечно, сопряжены с большими финансовыми затратами.                
                                                                                
Противники этого проекта закона говорят, что такой критерий, как, например,     
стоимость жилплощади, нельзя применять, поскольку жильё на дальневосточных и    
северных территориях намного дешевле, чем в Москве и в Санкт-Петербурге, хотя   
эти регионы не относятся к регионам Крайнего Севера. Ну это, конечно, смешно,   
потому что очевидно, что в этих огромных мегаполисах - городах федерального     
значения стоимость жилплощади, конечно, крайне завышена, и необходимо также     
учитывать экономические условия, при которых в условиях демографического        
оттока, естественно, жилая площадь будет терять в цене, так что на этот         
критерий нельзя ссылаться в качестве основания против принятия нашего проекта   
закона.                                                                         
                                                                                
Нам представляется, что вот такими мерами можно не только стимулировать то,     
чтобы молодые семьи оставались на территории Дальнего Востока, находили         
работу, на долгий срок планировали жизнедеятельность на этой территории,        
связывали с Дальним Востоком свою судьбу, своё будущее, но также                
стимулировать и внутреннюю миграцию: большое количество молодых специалистов,   
ещё не женатых молодых людей будут знать, что на территории Дальнего Востока    
заводить семью экономически целесообразно, поскольку у них будут возможности    
развиваться, получать какие-то надбавки к заработной плате, к пенсии и          
продвигаться по службе. И естественно, молодые родители будут понимать, что     
будущее их детей также будет обеспечено дополнительными социальными             
гарантиями. На взгляд фракции ЛДПР, эта мера существенно улучшит                
демографическую ситуацию, социально-экономическую ситуацию в Дальневосточном    
регионе.                                                                        
                                                                                
Понять проблемы наших экономических гигантов вдоль восточных границ поможет     
соседство с Китаем. Допустим, можно сравнить город Благовещенск и город         
Хэйхэ, которые разделяет река Амур. Десять лет назад Хэйхэ был деревней, там    
были бараки и хижины - сегодня мы видим небоскрёбы! И знаете, словно в          
насмешку над деградирующим Дальневосточным регионом с главного проспекта        
города Благовещенска видно китайское колесо обозрения в городе Хэйхэ, которое   
показывает: ребята, мы видим, наблюдаем все ваши минусы, проколы, а вы сидите   
на территории по ту сторону реки и наблюдаете за нашим могуществом, как мы      
растём и крепнем. Это, конечно, заставляет нас задуматься о развитии, об        
опережающем развитии этих территорий. Но не делая конкретных шагов, не          
формулируя каких-то правил игры, понятных для наших граждан, - что на           
территории Дальнего Востока будет более благоприятный инвестиционный климат,    
что там будут более высокие зарплаты, будут сняты лишние налоговые барьеры -    
мы не сможем стимулировать развитие, не сможем создать экономический бум, для   
того чтобы эти территории опережали в экономическом развитии наших восточных    
соседей. Можно массу таких примеров привести, например: огромная                
восьмиполосная бетонная магистраль на территории Китая упирается в грунтовую    
дорогу на территории Российской Федерации.                                      
                                                                                
Вот такие примеры показывают, что нужно принимать самые решительные меры,       
однако фракция ЛДПР всегда наталкивается на стену непонимания со стороны        
коллег из других фракций. Мы прекрасно знаем, что многие из них избраны от      
дальневосточных регионов, многие жили, работали, учились, проходили службу на   
территории Дальнего Востока и, конечно же, сейчас наблюдают с болью за тем, в   
каком плачевном состоянии находится эта территория. Слава богу, благодаря в     
том числе и фракции ЛДПР, и председателю партии Владимиру Жириновскому,         
руководство страны прислушалось, приняты конкретные меры для улучшения          
инвестклимата на территории Дальнего Востока, принята программа. Конечно, с     
огромными минусами, но тем не менее есть определённое движение. Мы считаем,     
что если мы получим поддержку в этом конкретном вопросе, то ситуация            
решительным образом улучшится. У нас нет времени идти эволюционным путём,       
нужна, конечно же, революция, нужно опережение в развитии этих территорий, но   
если там не будет материального стимула, если наше население не поймёт, что с   
Дальним Востоком можно связать свою жизнь, планировать семью, планировать       
судьбу, то мы не сможем никакими барышами и налоговыми вычетами заманить туда   
людей. Туда, на Север и на Дальней Восток, ехали не за туманом, а за            
повышенной зарплатой, это все прекрасно понимают, и если мы сейчас открыто и    
откровенно это не скажем...                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Да, не за запахом тайги, а за повышенной почти в два раза         
заработной платой, это совершенно очевидно! Там очень холодно, там тяжелейший   
климат: на Севере ветер, на Чукотке ни одного дерева нет, а в Забайкалье        
солнце хоть и светит круглый год, нужна тёплая одежда; литр молока стоит 80     
рублей, бензин на Камчатке стоит 50 рублей, и это довольно серьёзные            
экономические показатели, на которые нужно ориентироваться.                     
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, представители всех фракций, несмотря на             
отрицательное заключение профильного комитета - хотя многие из его членов       
морально нас поддерживали, но, к сожалению, руку "за" не подняли, - мы просим   
поддержать данную инициативу. Если есть какие-то недочёты, то мы, конечно,      
готовы исправить всё ко второму чтению, оставив неизменной концепцию:           
материнский капитал для семей, проживающих на территории Дальнего Востока,      
должен быть повышен на величину районного коэффициента.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Продолжим обсуждение во второй половине дня. А пока до перерыва по ведению -    
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5814 по 6178 из 6456
Завершим обсуждение 20-го вопроса повестки дня, ранее объявленного. Доклад мы   
заслушали, а с содокладом выступает Ирина Валерьевна Соколова.                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СОКОЛОВА И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Поскольку мы начали             
обсуждение законопроекта шесть часов назад, я позволю себе напомнить, что       
законопроектом предлагается повысить размер материнского капитала в             
соответствии с величиной районного коэффициента к заработной плате,             
установленного в районе, где выдаётся сертификат на материнский капитал.        
                                                                                
В соответствии с действующим законодательством размер материнского капитала     
одинаков для всех семей, не зависит ни от места проживания семьи, ни от         
уровня доходов семьи, так как эта мера чисто демографическая. По мнению         
комитета, предлагаемая дифференциация размера материнского капитала в           
зависимости от размера районного коэффициента к заработной плате поставит в     
неравное положение семьи, получившие сертификат на материнский капитал в        
разных субъектах Российской Федерации, что является необоснованным и            
противоречит базовым принципам получения материнского капитала.                 
                                                                                
Районный коэффициент к заработной плате установлен на большей части             
территории Российской Федерации, на которой проживает 40 процентов населения    
нашей страны, его размер составляет от 1,15 до 2,0, при этом на территории      
одного субъекта Российской Федерации может быть установлено несколько разных    
районных коэффициентов. Районный коэффициент к заработной плате - это           
государственная гарантия повышения заработной платы, призванная                 
компенсировать различие в стоимости жизни по регионам, связанное с              
природно-климатическими условиями. Районный коэффициент применяется также при   
исчислении пенсий, стипендий, пособий, то есть он применяется ко всем           
выплатам, которые используются на повседневные нужды семьи и непосредственно    
связаны с местом её проживания. У материнского же капитала совсем иная          
правовая природа, материнский капитал - это целевые безналичные средства        
федерального бюджета, которые направлены на решение важнейших проблем семьи:    
на улучшение жилищных условий, на образование детей, на повышение материнской   
пенсии. То есть взаимосвязь между районным коэффициентом, устанавливаемым к     
заработной плате и иным текущим выплатам, и материнским капиталом как особой    
дополнительной мерой государственной поддержки семей, имеющих детей,            
отсутствует, районный коэффициент нельзя применять к материнскому капиталу в    
принципе.                                                                       
                                                                                
Кроме того, материнский капитал можно использовать в любом регионе Российской   
Федерации, а не только в том регионе, в котором проживает семья или в котором   
выдан сертификат на материнский капитал. Это означает, что в случае принятия    
законопроекта граждане, которые получили сертификат на материнский капитал с    
учётом районного коэффициента, а используют материнский капитал в регионе,      
где нет районного коэффициента, получат существенное преимущество перед         
жителями этого региона, причём без каких-либо объективных на то оснований.      
                                                                                
Необходимость принятия законопроекта авторы связывают с высокой стоимостью      
жилья и образования детей на Севере и на Дальнем Востоке, а также со сложной    
демографической ситуацией на этих территориях, однако самая высокая стоимость   
жилья в Москве, в Санкт-Петербурге, в Московской области, то есть в регионах,   
в которых нет районного коэффициента. То же самое можно сказать и о стоимости   
платного высшего образования. Что касается демографической ситуации, то в       
регионах с районным коэффициентом она в целом лучше, чем в тех регионах, где    
нет районного коэффициента.                                                     
                                                                                
Принятие закона потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.      
Эти дополнительные расходы составят не 10 миллиардов рублей, как указано в      
финансово-экономическом обосновании, а не менее 30 миллиардов рублей уже в      
следующем году, при этом в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса               
законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения      
новых расходных обязательств федерального бюджета.                              
                                                                                
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает. Комитет        
Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает          
концепцию законопроекта и предлагает его отклонить.                             
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Валерьевна.                                
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться.                                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Ирине Валерьевне.                                
                                                                                
Вот сегодня получили "Российскую газету" - я просто вам рекомендую её взять и   
посмотреть, - здесь приведены статистические данные о том, где и как живут      
люди в России. Так вот если вы посмотрите стоимость фиксированного набора       
потребительских товаров и услуг в областях Центрального и Дальневосточного      
федеральных округов, вы увидите, что они отличаются в полтора-два раза, то      
есть там дороже жить в полтора-два раза. Получается, там не просто на           
коэффициент нужно увеличивать материнский капитал, а в два раза. Как же так -   
жить дороже в два раза, а материнский капитал должен быть одинаковый и в        
Подмосковье, и там? Где же логика здесь? Мы просто оставшихся людей выгоним с   
Дальнего Востока или за границу, или сюда, в Москву, - вот чем закончится       
такая ваша политика!                                                            
                                                                                
СОКОЛОВА И. В. Владимир Николаевич, я хотела бы ещё раз подчеркнуть, что        
материнский капитал нельзя использовать на повседневные нужды, связанные с      
текущей жизнью семьи. Кроме того, материнский капитал семья может               
использовать в любом регионе Российской Федерации. Хочу также напомнить, что    
материнский капитал семья может использовать через три года, через десять       
лет, через двадцать лет - тогда, когда у семьи возникнет потребность в          
улучшении жилищных условий, получении образования детьми либо когда мама        
выйдет на пенсию, он передаётся по наследству. Это принципиально иная мера      
социальной поддержки, уникальная, которой нет нигде в мире.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евдокия Ивановна Бычкова.                                                       
                                                                                
БЫЧКОВА Е. И. У меня вопрос к Ирине Валерьевне.                                 
                                                                                
Ирина Валерьевна, вы в своём докладе сказали, что демографическая ситуация на   
территориях, где имеется районный коэффициент, значительно лучше, чем в         
регионах, где его нет. Поверьте, вот я лично всегда считала, что Дальний        
Восток, Сибирь - это регионы со слабой рождаемостью. Поясните,                  
прокомментируйте, так ли это.                                                   
                                                                                
СОКОЛОВА И. В. Уважаемая Евдокия Ивановна, только в четырёх из тридцати         
восьми субъектов Российской Федерации с районным коэффициентом суммарный        
коэффициент рождаемости - а это основной показатель демографической             
благополучности или неблагополучности региона - немного ниже среднего по        
России, в тридцати четырёх субъектах Российской Федерации с районным            
коэффициентом он выше, и причём значительно выше среднего по России. Я хотела   
бы обратить ваше внимание на то, что самая неблагополучная демографическая      
ситуация у нас в Ленинградской, Тульской, Тамбовской, Смоленской, Московской    
областях, в городах Москве и Санкт-Петербурге.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Николаевич Абрамов.                                                        
                                                                                
АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Ирине Валерьевне.                                               
                                                                                
Ирина Валерьевна, опыт применения материнского капитала показывает, что         
большинство семей выбирает всё-таки улучшение жилищных условий, это правда, и   
никто не ждёт десять лет или двадцать лет, как показывает опыт, это             
происходит практически сразу, в первый год после рождения ребёнка.              
                                                                                
Я сам с Дальнего Востока, вы сегодня приводили примеры стоимости жилья в        
Москве и в Санкт-Петербурге, но они, наверное, некорректные. По вашему          
мнению, если взять себестоимость строительства где-нибудь в Якутии, например    
в посёлке Тикси, и, допустим, в Краснодарском крае - она одинаковая или же      
всё-таки цены там разные?                                                       
                                                                                
СОКОЛОВА И. В. Вас интересует именно Якутия? Нормативная стоимость              
квадратного метра жилья в Республике Саха (Якутия) составляет на первый         
квартал 2014 года 43 тысячи 940 рублей, в Москве - 90 тысяч 400 рублей. Но уж   
если вы коснулись Дальневосточного федерального округа, я хочу обратить ваше    
внимание на то, что стоимость жилья рядом, например в Чукотском автономном      
округе, о котором говорил сегодня автор законопроекта, составляет 31 тысячу     
700 рублей - это примерно столько же, сколько и во многих регионах              
Центрального и Северо-Западного федеральных округов.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемая Ирина Валерьевна, я не очень понял вашу логику. Вы сначала сказали,   
что увеличение материнского капитала в соответствии с размером районного        
коэффициента поставит в неравные условия тех, кто уже получил этот              
материнский капитал. Я правильно вас понял? Мне так показалось. Я такую         
аргументацию не очень понимаю, мы ведь не ухудшаем положение дел, а,            
наоборот, улучшаем, да и материнский капитал, как вы знаете, индексируется      
постоянно. Это первое.                                                          
                                                                                
Второе. А почему же вы тогда считаете, что в одном субъекте можно вводить в     
пять раз большие штрафы, а в других они должны быть ниже? Ну, не вы,            
конечно, а "ЕДИНАЯ РОССИЯ" имеется в виду.                                      
                                                                                
СОКОЛОВА И. В. Я хотела бы обратить внимание, я сказала: в случае принятия      
закона, если семья будет получать сертификат на материнский капитал в регионе   
с районным коэффициентом, она будет иметь право использовать материнский        
капитал в большем размере, нежели та семья, которая получит сертификат в        
регионе без районного коэффициента.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Сергей Владимирович Иванов - единственный               
записавшийся на выступление.                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Вообще, у нас есть многодетный отец - Иван Николаевич Абрамов,     
он тоже поднимал руку. (Оживление в зале.)                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, я прекрасно понимаю, что да, материнский капитал - вещь      
неприкосновенная, получают его люди только после того, как наше государство     
замечательное убедится, что ребёнок прожил некоторое количество времени,        
только после этого можно будет его использовать. Купить квартиру на этот        
материнский капитал, как вы сами понимаете, нельзя нигде, разве что это не      
квартира, а жильё, непригодное для проживания, - это вы тоже прекрасно          
знаете, поэтому цифры по Москве и Санкт-Петербургу можно даже не приводить. В   
любом нормальном областном центре вы на материнский капитал жильё не купите.    
                                                                                
Что касается данного предложения. Вы знаете, лично меня, просто вот как         
человека... Я хотел Алексею Николаевичу задать вопрос, но, по-моему,            
статистики всё-таки нет, поэтому как вы думаете, насколько увеличится           
население Дальнего Востока или Сибирского региона, если мы подобную меру        
введём? Я сомневаюсь, что оно сильно увеличится, потому что за деньги детей     
не покупают, честно вам говорю, и вы прекрасно знаете, что материнский          
капитал, который выплачивается практически всем, не достигает своей цели,       
поскольку в некоторых регионах рождаемость и без того достаточно высокая, а в   
некоторых, несмотря на материнский капитал, она всё равно никак не может        
превысить смертность.                                                           
                                                                                
Вот меня спрашивают, при чём здесь штрафы, так вот я вам ещё раз говорю,        
уважаемые коллеги: у вас двойная мораль, как у некоторых наших коллег за        
границей Российской Федерации, - когда вам надо, вы оцениваете таким макаром,   
когда это вам не очень выгодно, вы оцениваете по-другому. Да, можно             
заставлять платить две с половиной тысячи рублей москвичей и жителей            
Ленинграда - Санкт-Петербурга, извините, - а также приехавших туда, и вам       
абсолютно наплевать, что есть абсолютно разные цены и зарплаты и в тех          
регионах, и в других, и абсолютно не факт, что ленинградец или москвич имеет    
возможность заплатить такой штраф, но на это вы абсолютно не обращаете          
внимания, а вот когда мы вам предлагаем повысить материнский капитал на         
районный коэффициент - тут вы начинаете говорить о правах человека!             
Единственное, в чём с вами, Ирина Валерьевна, согласен: действительно нельзя    
делать так, чтобы, получив в районах Крайнего Севера или Дальнего Востока       
материнский капитал с надбавкой, человек мог его истратить где-нибудь в         
другом месте, - вот это нечестно, это несправедливо, тут мы с вами полностью    
согласны, а во всём остальном... вы извините, коллеги, но надо какие-то более   
объективные доводы приводить! Хотя, ещё раз говорю, я согласен: за деньги       
детей не покупают! (Шум в зале.)                                                
                                                                                
В советское время, когда люди ехали осваивать Сибирь, Дальний Восток или куда   
там партия и правительство их посылали, они знали одно: вернувшись, они         
смогут хотя бы встать на очередь и купить на эти деньги кооперативную           
квартиру, потому что были фиксированные цены. Сейчас никто не рассматривает     
материнский капитал как возможность прожить, обогатиться или что-то в этом      
духе, даже близко этого нет, поэтому все эти вещи можно совершенно спокойно     
оставить за кадром, но, уважаемые коллеги, здесь дело в принципе: мы должны     
сделать отдельные регионы нашей страны перспективными для жизни, чтобы там      
всё было - и безналоговая экономика, и повышенные зарплаты, причём              
существенно повышенные... (Микрофон отключён.)                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, вам ещё нужно время? Нет.            
                                                                                
Иван Николаевич Абрамов, пожалуйста. Вы не слишком уверенно поднимали руку,     
поэтому я вас не сразу заметил.                                                 
                                                                                
АБРАМОВ И. Н. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                       
                                                                                
Вот Сергей Владимирович спрашивал, насколько увеличится население Дальнего      
Востока, но сейчас вопрос так уже не стоит, вопрос стоит так: насколько оно     
уменьшится и какими темпами? Мы уже два года говорим о том, что Дальний         
Восток необходимо развивать, у нас есть профильное министерство, уже министр    
успел поменяться, но ничего не происходит! За последний год из моего родного    
города Благовещенска, в котором 200 тысяч жителей, уехало 5 тысяч человек, и    
мы должны какими-то мерами этот процесс остановить. Мы уже давно пришли к       
выводу, что для того, чтобы Дальний Восток поднялся, нужно создать особые       
условия, потому что там и особые климатические условия, и отдалённость, и       
транспортная проблема, но вот когда мы предлагаем первые реальные меры, для     
того чтобы хоть каким-то образом заинтересовать людей, мы у партии власти, к    
сожалению, не находим понимания.                                                
                                                                                
Конечно, я всех депутатов, которые избраны от дальневосточных регионов, да и    
не только от дальневосточных, но и от сибирских регионов, от всех регионов,     
которые имеют такие условия, призываю поддержать данный законопроект,           
проголосовать сегодня за него!                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко, докладчик и автор.                                  
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Буквально три минуты отниму у вас, уважаемые коллеги.             
                                                                                
На самом деле сказано много, и я хочу поблагодарить за поддержку, которая       
прозвучала в вопросах, и Владимира Николаевича, и Евдокию Ивановну, и моих      
коллег по фракции ЛДПР Ивана Николаевича и Сергея Владимировича.                
                                                                                
На самом деле законопроект чрезвычайно важный, и пытаться цифрами прикрыть      
истинный смысл... Смысл любой гарантии, любой социальной помощи - решить        
глобальную задачу, мегазадачу, которая ставится государством, тем или иным      
законом, а задача этого законопроекта одна - увеличить население, сберечь       
народ. К сожалению, на Дальнем Востоке вопрос стоит не об увеличении            
рождаемости, а о сбережении народа.                                             
                                                                                
Вот вы говорили очень много, Ирина Валерьевна, о том, как измерить, какой       
будет эффект, и от Сергея Владимировича прозвучал вопрос на эту тему, так вот   
по нашим расчётам, по расчётам экспертного совета фракции ЛДПР, реализация      
всего комплекса мер, которые предлагает фракция ЛДПР, приведёт к увеличению     
населения Дальнего Востока на 6-9 миллионов человек, а принятие только          
данного закона позволит в течение трёх лет увеличить рождаемость на             
полтора-два миллиона человек. То есть это на самом деле серьёзнейшая мера       
поддержки, которая может в корне изменить ситуацию на Дальнем Востоке! По       
столыпинской реформе 20 миллионов человек переехало за Урал, и там родились     
огромные мегаполисы, поэтому нужны революционные, смелые шаги, для того чтобы   
ситуацию сдвинуть с места.                                                      
                                                                                
Я в своём выступлении попытался сделать сравнение, может быть, сгущая краски,   
и вот Михаил Алексеевич Моисеев сказал, что я некорректно высказался о          
Благовещенске, так вот на самом деле это замечательный, красивейший город, мы   
там много раз бывали, он напоминает мне мой родной город Томск, тем более что   
его основали томские казаки, но вот на этом примере, когда так близко друг от   
друга две цивилизации, два государства: с одной стороны - наш русский город с   
замечательным православным названием, основанный казаками, который уже триста   
лет стоит, а с другой - город, который за пятьдесят лет вырос из хижин, из      
деревни, видно, насколько мы отстали и насколько решительными и смелыми         
должны быть наши действия!                                                      
                                                                                
Я ещё раз благодарю всех, кто уже поддержал нас в вопросах и собирается         
поддержать голосованием (я надеюсь, что высказывания коллег из фракций          
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и Компартии Российской Федерации были хорошим сигналом    
в пользу того, что законопроект будет поддержан вашими фракциями), и ещё раз    
призываю всех к решительным, смелым действиям. Спасибо большое!                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ирина Валерьевна, будете выступать?                                             
                                                                                
Ирина Валерьевна Соколова, пожалуйста.                                          
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
СОКОЛОВА И. В. Я хотела бы поблагодарить всех участников обсуждения. Комитет,   
безусловно, разделяет озабоченность авторов законопроекта сложной ситуацией     
на севере Сибири и Дальнем Востоке, связанной в том числе с оттоком населения   
из этих регионов, но для увеличения численности населения на этих территориях   
надо улучшать условия жизни: надо развивать инфраструктуру, в том числе         
социальную, надо привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места,          
улучшать транспортную доступность, реализовывать комплексные программы          
развития этих территорий, а за счёт материнского капитала всего этого сделать   
нельзя - у него совершенно другое целевое назначение.                           
                                                                                
И, возвращаясь к рассматриваемому законопроекту, хочу ещё раз сказать, что      
законопроект поставит в неравное положение семьи, получившие сертификат в       
разных субъектах Российской Федерации. Районный коэффициент неприменим к        
материнскому капиталу: расходы, которые потребуются, не имеют источников        
покрытия.                                                                       
                                                                                
Эффективность материнского капитала состоит также и в том, что впервые за       
двадцать два года в Российской Федерации наблюдается естественный прирост       
населения: каждый второй ребёнок, родившийся в нашей стране, - это уже второй   
либо третий ребёнок в семье, в то время как в 2006 году только треть детей -    
второй или третий ребёнок в семье, так что результат демографической политики   
налицо, и часть реализации этой демографической политики - это программа        
материнского капитала, крайне дорогая программа, на которую уже сейчас          
израсходовано 760 миллиардов рублей. Очень хорошо, что программа такая у нас    
есть и развивается, но к материнскому капиталу надо относиться бережно.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 17 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              203 чел.45,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    203 чел.                                          
Не голосовало                 247 чел.54,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.