Заседание № 208
26.01.2007
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы "О назначении Сухова Михаила Игоревича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3499 по 3796 из 5754
Уважаемые коллеги, у нас следующий вопрос поставлен на фиксированное время, меня проинформировали, что все участники обсуждения пунктов 16 и 17 находятся в зале, поэтому я объявляю пункт 16 порядка работы. Это проект постановления Государственной Думы "О назначении Сухова Михаила Игоревича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации". Доклад Председателя Центрального банка Российской Федерации Сергея Михайловича Игнатьева. Сергей Михайлович, пожалуйста. Включите микрофон в правительственной ложе. ИГНАТЬЕВ С. М., Председатель Центрального банка Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Мною на рассмотрение Государственной Думы внесена кандидатура Сухова Михаила Игоревича для назначения на должность члена Совета директоров. Данная кандидатура согласована с Президентом Российской Федерации. Сухов Михаил Игоревич работает директором Департамента лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций Центрального банка, кандидат экономических наук. Работает в этой должности уже примерно пять лет, в банке работает дольше. Человек высокопрофессиональный. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, содоклад председателя Комитета по бюджету и налогам Юрия Викторовича Васильева. Я его не вижу в зале. Кто мог бы выступить от бюджетного комитета? Бурыкина. С места включите микрофон депутату Бурыкиной. Точка зрения бюджетного комитета, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. По карточке Климова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке Климова Андрея Аркадьевича. БУРЫКИНА Н. В., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, комитет рассмотрел данную кандидатуру и просит её поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, содоклад первого заместителя председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павла Алексеевича Медведева. Павел Алексеевич, где вы? С места? Пожалуйста, включите микрофон на рабочем месте. МЕДВЕДЕВ П. А., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, вступая первый раз в должность, председатель Центрального банка сообщил, что в его работе главным будет улучшение надзора. Надзор действительно за последние четыре года существенно улучшился, и Михаил Игоревич Сухов, чью кандидатуру мы сегодня рассматриваем, внёс в это очень заметный вклад. С Михаилом Игоревичем Суховым мы, наш комитет, постоянно сотрудничаем: для того чтобы улучшить надзор, надо улучшать и законодательство. И те законы, которые в последнее время принимались в этой области, были написаны в заметной мере с помощью Михаила Игоревича Сухова. Комитет рекомендует утвердить Михаила Игоревича на должность члена Совета директоров Центрального банка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, по процедуре мы можем задать вопросы соискателю должности. Есть вопросы. Депутаты Глотов, Митрофанов, Сапожников и Кибирев - подводим черту. Депутат Глотов, ваш вопрос. ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Любые кадровые назначения, особенно когда речь идёт о неких прерогативах парламента, это, конечно, очень ответственно. Михаил Игоревич, перечислите, пожалуйста, основные итоги деятельности руководимого вами Департамента лицензирования и финансового оздоровления, ну, скажем, за последние два года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон в правительственной ложе включите. СУХОВ М. И., кандидат на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации. Спасибо за вопрос. Я считаю, что основные итоги в этой сфере связаны не только с деятельностью департамента, многое достигалось при поддержке Государственной Думы. Я имею в виду существенную перестройку процедур банкротства кредитных организаций в целях наиболее полного удовлетворения требований кредиторов-вкладчиков, взыскания активов ликвидируемых организаций. Важную роль в повышении открытости банковского сектора, в усилении доверия играет созданная система страхования банковских вкладов. Усилены социальные гарантии вкладчиков. Банк России за последние два года после принятия закона о выплатах Банка России осуществил выплаты более тридцати пяти тысячам вкладчиков двадцати семи банков, у которых были отозваны лицензии на осуществление банковских операций. Я считаю, что все эти события позволили укрепить доверие к нашей банковской системе как среди населения - мы видим приток вкладов населения в банки, - так и на международной арене - мы видим увеличение объёмов кредитов, предоставляемых нашим банком, что расширяет их функциональные возможности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос депутата Митрофанова. МИТРОФАНОВ А. В. Михаил Игоревич, у меня такой вопрос. Вы, как, возможно, будущий член Совета директоров Центрального банка, как оцениваете те факты, которые были изложены в письме Френкеля, которое сейчас активно обсуждается в средствах массовой информации и среди банковской общественности? Не трогая эти факты, потому что по-разному можно относиться. Конечно, некоторая информация о допуске в систему страхования вкладов вызывает вопросы. Почему, например, некоторые банки на Кавказе, незаметные совершенно, получили вполне легко доступ в систему страхования вкладов, в то время как с некоторыми банками Центробанк продолжает бороться, так сказать, достаточно упрямо? Чем вызван вот такой странный подход? СУХОВ М. И. Текст этого интернет-сообщения, которое было передано от имени известного гражданина, содержит, что касается фактов, большинство обстоятельств, которые и так известны банковской общественности: такой-то банк попал или не попал в систему страхования вкладов. Все остальные обстоятельства, указанные в этом сообщении, не содержат каких-либо конкретных на самом деле сведений, которые можно считать фактами и которые можно комментировать. Я считаю, что эти лица, если они считают, что в Центральном банке есть какие-то злоупотребления, имеют возможность обратиться в правоохранительные органы, с тем чтобы этим злоупотреблениям была дана правовая оценка. Что касается допуска банков к системе страхования, то Банк России отстоял в судебных органах те решения, которые были приняты и с которыми банки не соглашались. Когда мы доходили до второй, до третьей инстанции, судебные органы подтверждали нашу правоту. Что касается происхождения капитала, то у нас, я считаю, единое экономическое пространство, и банки во всех регионах имели и имеют равные возможности и работают в одинаковом правовом поле, и это касалось в том числе и допуска к системе страхования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кибирев, ваш вопрос. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Михаил Игоревич, вы уже почти десять лет служите в банке, вот судя по справке, и я понимаю, что, конечно, и опыт накоплен и так далее. Теперь вы, видимо, станете членом Совета директоров, то есть будете причастны к руководству, к установлению политики Центрального банка. Поэтому можно вам вопрос задавать, как говорится, и на вырост. Вопрос мой такой. По данным, приведённым в прессе, сейчас в Центральном банке 300 миллиардов долларов золотовалютных резервов. Общеизвестно, и у нас есть сведения, что инфляция по году - 10 процентов. Как в этих условиях Центральный банк сохраняет ценность этих золотовалютных резервов и как эти золотовалютные резервы Центральный банк использует для работы на благо России? СУХОВ М. И. Что касается управления золотовалютными резервами, то в рамках возможностей, которые определены законодательством Центральному банку, Центральный банк извлекает выгоду из высоконадёжных инструментов на тех финансовых рынках, с которыми он может работать. Доходы от управления золотовалютными резервами, опять же в порядке, определённом законодательством, поступают в бюджет. Так поступают все центральные банки мира. И для общества, я считаю, приоритетным является проведение операций в интересах стабилизации макроэкономической политики, управление такими параметрами, как валютный курс, инфляция и так далее. Управление золотовалютными резервами в целях извлечения доходов - это как бы текущая деятельность, которая всегда будет подчинена приоритетам сохранения этих резервов в интересах решения макроэкономических задач. Понятно, что макроэкономическая ситуация в стране может меняться. Соответственно, политика Центрального банка будет учитывать ситуацию, в том числе и в сфере цен на основные товары российского экспорта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос Сапожникова Николая Ивановича. САПОЖНИКОВ Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Михаил Игоревич, мой вопрос - это продолжение нашей дискуссии на заседании комитета по вопросу декриминализации банковского сектора. Тогда вы сказали, что этой проблемы нет и никогда этот сектор не был криминализированным. Я задаю вам вопрос: а почему же у нас всё-таки продолжаются убийства банкиров, и в том числе было заказное убийство первого зампреда? И заказ идёт из банковской сферы, как мы полагаем. Почему государство вынуждено было пойти на создание специальной службы финансового мониторинга, для того чтобы перекрыть каналы отмывания денег в "банках-прачечных"? Вот ответьте на этот вопрос и подтвердите, так сказать, есть ли проблема криминализации банковского сектора или нет. Спасибо. СУХОВ М. И. Я подтверждают то, что я говорил на комитете. Я никогда не считал российскую банковскую систему криминальной и криминализированной. Те противоправные процессы, которые выливаются в такие трагические события, о которых вы упомянули и которые прежде всего касаются людей, долгие годы работавших с Андреем Андреевичем, я надеюсь, должны быть скорее исключением, чем правилом. Нам необходимо совершенствовать законодательные возможности противодействия работе тех лиц, которые пытаются использовать банковские инструменты и банковские продукты в целях, не совместимых с открытым и добросовестным банковским бизнесом, и в этой сфере готовятся в министерствах и ведомствах дополнительные поправки в законодательство, которые, я надеюсь, найдут поддержку в Государственной Думе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, закончились у нас вопросы и ответы. По процедуре у нас есть возможность выступить представителям депутатских объединений до трёх минут. Есть ли желающие выступить? Есть. От фракции ЛДПР в течение трёх минут выступает депутат Митрофанов, но это не значит, что он все три минуты должен использовать. Пожалуйста, включите микрофон депутату Митрофанову. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, мы в очередной раз рассматриваем кадровый вопрос: о назначении кандидатов на должность членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации. Это исключительная, важная функция Государственной Думы, как и утверждение отчёта Центрального банка. Много лет мы задаём схожие вопросы представителям Центрального банка. Мы считаем, что некоторые принципиальные основы финансовой политики государства за пятнадцать лет не изменились, к сожалению. Как мы встали на эти рельсы в начале 90-х годов, так основы денежно-кредитной и финансовой политики и не меняются, и в центре этой политики, конечно, стоит Центробанк. Меняется многое в государстве, некоторые акценты, некоторые, так сказать, политические направления, усиливается государственность в определённых сферах, но политика финансовых властей не меняется, она по-прежнему ориентирована, будем так говорить, на экспорт. Центральный банк фактически не вовлечён... он вовлечён в поддержание макроэкономической стабильности, но никоим образом не работает на экономику страны. Почему? Возникают вопросы, и мы не слышим на них ответы. Вот депутат Кибирев поднимал в очередной раз эту тему. Действительно, почему огромные средства, золотовалютные резервы находятся в иностранных финансовых инструментах? И при этом, конечно, происходят потери. При этом эта история непрозрачна, непрозрачна. При этом Центральный банк препятствует работе Счётной палаты уже много лет, о чём я задам вопрос. То есть нет взаимодействия со Счётной палатой, ни со старым составом, ни с новым составом Счётной палаты. Здесь возникает вопрос. Вообще, это такая закрытая, по сути, организация, которая стоит как бы в стороне от общества и постоянно говорит: "Мы отвечаем за денежное обращение, отстаньте от нас. А экономика - она сама развивается, главное, мы вот эту стабильность держим, внешнюю стабильность". Но стабильность, при которой государство накапливает огромные резервы, а бюджетники получают копейки, - такая стабильность и не нужна никому на самом деле, это стабильность умирания медленного и культурного, так сказать, нерезкого, медленного. Поэтому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, вы выбрали лимит времени. Уважаемые депутаты, больше желающих выступить нет. Нам нужно определиться, в соответствии со статьёй 170, частью седьмой, Регламента Государственной Думы мы должны определить способ голосования. Какие будут предложения на этот счёт? Депутат Асеев. Пожалуйста, включите микрофон. АСЕЕВ В. М., фракция "Единая Россия". Уважаемые Олег Викторович, депутаты! Я предлагаю открытое голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование предложение депутата Асеева: по данному вопросу голосовать открыто. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 02 сек.) Проголосовало за 329 чел.100,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 329 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Палата определилась: будем голосовать открыто. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О назначении Сухова Михаила Игоревича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации". Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 48 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6% Результат: принято Михаил Игоревич, палата весьма единодушно поддержала вашу кандидатуру. Мы вас поздравляем. (Аплодисменты.)