Заседание № 48

24.09.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 292809-3 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (об установлении ответственности за уклонение от уплаты начисленных налоговых и таможенных платежей).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1891 по 2144 из 4916
Пункт 8, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в     
Уголовный кодекс Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы    
Валентины Николаевны Пивненко.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Валентина Николаевна.                                               
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам         
Севера и Дальнего Востока, фракция "Единая Россия".                             
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона    
"О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"     
внесен в связи с тем, что практика применения действующего законодательства     
вызывает не просто сомнения, но и проблемы, которые хотелось бы решить. На      
сегодня действующая редакция статей 194, 198, 199 предусматривает уголовную     
ответственность за уклонение юридических и физических лиц от уплаты             
таможенных платежей за действия, связанные, подчеркиваю, только с               
перемещением груза через границу и оформлением документов таможенными           
органами, а также налогов, опять-таки подчеркиваю, только в случаях             
непредставления документов о доходах или подлога этих документов. При этом,     
как показывает практика, основным способом уклонения от уплаты налогов          
являются именно фактическая неуплата уже начисленных налоговых и таможенных     
платежей, в том числе путем сокрытия имущества от описи и ареста,               
непредставление сведений о местонахождении имущества, в том числе неотражение   
данных об имуществе в бухгалтерских документах организации, неправильное        
указание места его нахождения, фиктивная передача объектов собственности в      
аренду, хозяйственное ведение, сокрытие имущества у третьих лиц,                
переоформление имущества на третьих лиц и другие случаи. Несмотря на            
очевидность причинения названными действиями существенного вреда                
бюджетно-финансовым интересам государства и функционированию его налоговой      
системы, данное нарушение не является уголовно преследуемым деянием.            
Предлагаемые изменения в статьи 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской    
Федерации устанавливают уголовную ответственность за уклонение от уплаты        
начисленных налоговых и таможенных платежей путем сокрытия или                  
непредставления сведений о местонахождении подлежащего описи и аресту           
имущества, а также иное воспрепятствование принудительному взысканию            
указанных платежей.                                                             
                                                                                
По статье 312 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривается         
уголовная ответственность за незаконные действия лица в отношении вверенного    
ему имущества, подвергнутого описи, аресту или конфискации. Опять-таки, как     
показывает практика исполнительного производства, лица, которым вверено         
имущество, не совершая действий, предусмотренных статьей 312, иными способами   
уклоняются от его изъятия судебными приставами. В связи с этим предлагается     
дополнить статью 312 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнительными    
квалифицирующими признаками незаконных действий лица в отношении вверенного     
ему имущества.                                                                  
                                                                                
Действующая статья 315 Уголовного кодекса предусматривает уголовную             
ответственность за злостное неисполнение или воспрепятствование исполнению      
судебного решения только для представителей юридических лиц. Вместе с тем       
практика исполнительного производства показывает, что такие действия            
совершаются и большим числом должников - физических лиц. В связи с этим         
предлагается установить уголовную ответственность за данный вид преступления    
для физических лиц, а также дополнить статью дополнительным квалифицирующим     
признаком способов злостного неисполнения судебных актов.                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, еще раз подчеркиваю, что внесенная законодательная          
инициатива связана с практикой применения Уголовного кодекса Российской         
Федерации. Финансовых средств при принятии этого закона не потребуется. К       
сожалению, заключения на данный законопроект отрицательные. Какое бы решение,   
уважаемые депутаты, сегодня ни приняла Государственная Дума (я так полагаю,     
что будет принято отрицательное решение), проблема практики применения          
Уголовного кодекса в той части, которую я озвучила, имеется и всё равно нам     
придется с учетом, извините за тавтологию, правоприменительной практики, с      
учетом конкретных, реальных предложений, которые поступают от                   
правоохранительных органов, от налоговых, таможенных, возвращаться к этой       
проблеме и ее решать. Спасибо.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна, присаживайтесь.            
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется члену Комитета по гражданскому,             
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Сергею              
Александровичу Капкову.                                                         
                                                                                
КАПКОВ С. А., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Валентина Николаевна           
Пивненко внесла проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений   
в Уголовный кодекс Российской Федерации" об установлении уголовной              
ответственности за уклонение от уплаты начисленных налоговых и таможенных       
платежей.                                                                       
                                                                                
Рассматриваемый нами проект федерального закона направлен на установление       
уголовной ответственности за уклонение от уплаты начисленных налоговых и        
таможенных платежей и предусматривает новое определение составов                
преступлений, связанных с уклонением от уплаты этих платежей. Законопроект      
предлагает внести изменения в статьи 194, 198, 199, 312 и 315 Уголовного        
кодекса Российской Федерации.                                                   
                                                                                
Прежде всего, хотелось бы отметить, что соединение в диспозиции статей 194,     
198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации двух разных по характеру      
деяний, а именно уклонения от уплаты начисленных таможенных платежей и          
налогов и неисполнения закона посредством сокрытия имущества, противоречит      
самой юридической технике, поскольку у этих преступлений разные объекты. В      
одном случае это касается отношений в сфере экономической деятельности, в       
другом - в сфере правосудия. Кроме того, предлагаемое законопроектом            
установление уголовной ответственности за уклонение от уплаты начисленных       
налогов и таможенных платежей охватывается диспозицией первых частей уже        
действующих статей - 194, 198 и 199-й - Уголовного кодекса Российской           
Федерации. Например, согласно диспозиции части первой статьи 194 Уголовного     
кодекса Российской Федерации в качестве уголовно наказуемого деяния             
признается уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации     
или физического лица, совершенное в крупном размере. Очевидно, что              
действующая редакция статей 194, 198 и 199 Уголовного кодекса имеет             
универсальный характер и не нуждается в перечислении всех способов совершения   
преступлений. В нынешнем виде статьи вполне охватывают все деяния,              
предусмотренные законопроектом, и обеспечивают возможность их правильной        
уголовно-правовой квалификации.                                                 
                                                                                
Предлагаемый законопроектом вариант примечания к статье 199 Уголовного          
кодекса Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 1 законопроекта)       
противоречит положению Федерального закона № 162 "О внесении изменений и        
дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", в котором исчисление       
критериев крупного и особо крупного размера предусматривается не в              
минимальных размерах оплаты труда, а в абсолютном денежном выражении.           
                                                                                
Что же касается предлагаемых автором законопроекта изменений редакции статьи    
312 и внесения дополнения в статью 315 Уголовного кодекса Российской            
Федерации, то эти предложения, с одной стороны, уже являются излишними, а, с    
другой стороны, также противоречат юридической технике. В частности,            
ответственность за воспрепятствование законным действиям судебных приставов     
уже предусматривается статьей 315 - Валентина Николаевна заострила на этом      
наше внимание, - поэтому ее дублирование в статье 312 Уголовного кодекса, на    
наш взгляд, является нецелесообразным.                                          
                                                                                
Предложение о дополнении статьи 315 частью третьей, состоящей из примечания,    
не соответствует юридико-техническим требованиям, так как примечание к статье   
не может быть отнесено к части статьи Уголовного кодекса.                       
                                                                                
В заключение хотелось бы сказать, что Комитет Государственной Думы по бюджету   
и налогам по данному проекту федерального закона тоже высказывает               
отрицательную точку зрения, также есть отрицательный отзыв правительства. В     
связи с вышеизложенным Комитет Государственной Думы по гражданскому,            
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует         
Государственной Думе отклонить данный законопроект. Прошу поддержать позицию    
комитетов, двух комитетов Государственной Думы, и позицию правительства.        
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Александрович, присаживайтесь.                     
                                                                                
Будут ли у депутатов вопросы к докладчику и содокладчику?                       
                                                                                
Романов Валентин Степанович, пожалуйста.                                        
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Сергей Александрович, хотелось бы услышать, если есть   
такая статистика в комитете - каков объем уклонения от налогов. В печати        
проходят цифры, что теневая экономика по-прежнему составляет где-то 35-40       
процентов. Нас уверяли, что ряд налоговых послаблений приведет к выходу из      
тени. Я понимаю, что с точки зрения юридической логики в ваших доводах,         
наверное, есть резон, когда вы критикуете предлагаемый проект, но полезно       
было бы услышать, велик ли масштаб уклонения от налоговых платежей, за чем      
стоит и проблема бюджета, и устранения социальных бед и так далее.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Капкову Сергею Александровичу включите        
микрофон.                                                                       
                                                                                
КАПКОВ С. А. На данный вопрос Валентину Степановичу, о статистике, ответить     
не могу, потому что лично не обладаю этими данными, но хотелось бы              
относительно сути ответить, что вопрос не в ужесточении законодательства, а в   
исполнении законодательства. Мы можем ужесточить закон еще более, но если его   
не будут исполнять и если соответствующие силовые структуры не будут            
работать, то это ничего не даст, на наш взгляд.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Слиска Любовь Константиновна, вопрос.         
                                                                                
СЛИСКА Л. К., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция     
"Единая Россия".                                                                
                                                                                
Уважаемый Сергей Александрович, я хотела бы спросить. И в официальном отзыве    
правительства, и в заключении вашего комитета есть фраза, что это               
противоречит юридико-техническим требованиям. Я бы хотела поподробнее узнать,   
каким конкретно юридико-техническим требованиям это противоречит, ведь в том,   
что доложила Валентина Николаевна Пивненко, действительно видна серьезная       
проблема.                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон депутату Капкову включите.           
                                                                                
КАПКОВ С. А. Комитет признает, что проблема имеет место быть, но что касается   
юридико-технических требований, то дополнение статьи 315 частью третьей,        
состоящей из примечания, невозможно, это не может быть отнесено к части         
статьи Уголовного кодекса, то есть нарушены сами юридико-технические            
требования к Уголовному кодексу.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще вопрос. Пожалуйста, Слиска Любовь Константиновна.     
                                                                                
СЛИСКА Л. К. А если это сделать отдельной статьей Уголовного кодекса, тогда     
это не будет противоречить этим нормам?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Капков.                               
                                                                                
КАПКОВ С. А. Тогда это нужно в очередной раз обсуждать в комитете, выслушать    
позицию комитета, и тогда, я думаю, к некоему консенсусу мы можем прийти.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросов больше нет. Есть ли желающие выступить? Крашенинников Павел            
Владимирович, пожалуйста.                                                       
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, я тоже на несколько вопросов хотел бы    
обратить внимание. Я считаю, что доклады, конечно, всё расставили по местам,    
я просто хотел сказать, чтобы вы обратили внимание на то, как называется наш    
комитет. У нас не комитет по статистике. Я и относительно предыдущих            
законопроектов напомню, что мы смотрим содержание законопроекта, смотрим,       
вписывается ли он в систему, не нарушает ли он систему Уголовного кодекса и     
другого законодательства, в том числе и международных актов. Обращаю на это     
ваше внимание.                                                                  
                                                                                
Второе. Вы знаете, перед тем как налоговую полицию, ну, так скажем,             
реформировать, была опубликована достаточно любопытная статистика: вот по тем   
статьям, которые существуют в Уголовном кодексе по неуплате, по                 
злоупотреблению неуплатой налогов, даже по тем нормам мы видели, во сколько     
раз больше было возбужденных уголовных дел, нежели тех дел, которые дошли до    
суда. Я уж не говорю о приговорах. Напрашивается вопрос: а не проблема ли       
здесь, связанная со злоупотреблением, с конкуренцией на рынке?                  
                                                                                
Сейчас мы предлагаем еще одно... Вот ту статью в законе, который был подписан   
8 декабря прошлого года, мы немножко подправили. Сейчас предлагается якобы      
ужесточение, но на самом деле это приведет к новым злоупотреблениям, когда      
налоговые органы будут иметь повод возбуждать еще больше уголовных дел и еще    
больше как раз заниматься вот этой самой недобросовестной конкуренцией. Я       
думаю, что у нас достаточно есть необходимого инструментария и в налоговом      
законодательстве, и в законодательстве об административных правонарушениях, и   
в Уголовном кодексе есть соответствующая норма. Сейчас как-то раздвигать эти    
рамки нам представляется неправильным, не соответствующим действующему          
законодательству.                                                               
                                                                                
И я хочу подчеркнуть, что это позиция не только комитета, но и Правительства    
Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации.           
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость прокомментировать вопрос полномочному представителю       
правительства? Полномочному представителю президента? Нет. Ставится на          
голосование: принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении     
изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Мнение         
комитета - против.                                                              
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за               71 чел.15,8%                                     
Проголосовало против           22 чел.4,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     93 чел.                                          
Не голосовало                 357 чел.79,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.