Заседание № 199
13.12.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 292807-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части дополнения перечня вопросов местного значения вопросами обеспечения условий для развития туризма).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7361 по 7518 из 7801
И пункт 41. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад представителя Московской областной Думы Липатова Валерия Вячеславовича. ЛИПАТОВ В. В., представитель Московской областной Думы. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Московская областная Дума в порядке законодательной инициативы вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Законопроект направлен на совершенствование системы управления сферой туризма в новых условиях организации местного самоуправления и формирования единого туристского пространства. Законопроектом предлагается дополнить перечень вопросов местного значения муниципальных районов и городских округов полномочиями по обеспечению условий для развития туризма. Отсутствие данных полномочий может привести к реальному свёртыванию этой работы, которая пока ещё ведётся в муниципальных образованиях. При этом необходимо учитывать, что туризм является одной из наиболее доходных отраслей экономики, играет важнейшую роль в решении социальных проблем и, естественно, способствует созданию рабочих мест, повышению уровня жизни населения, оказывает благотворное влияние на сохранение и развитие культурного наследия. Предлагаемое данным законопроектом дополнение позволит расширить возможности органов местного самоуправления в решении таких вопросов местного значения, как создание условий для развития местного, традиционного народного художественного творчества и возрождения народных промыслов, популяризация памятников истории и культуры, организация обустройства мест массового отдыха населения. Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета. Данная законодательная инициатива была поддержана двадцатью шестью субъектами Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. С содокладом выступит заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Виктор Егорович Кузнецов. КУЗНЕЦОВ В. Е. Комитет не согласился с законодательной инициативой коллег из Московской областной Думы по следующим основаниям. Во-первых, есть Федеральный закон № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", который не предполагает разделение полномочий между муниципальными образованиями или наделение муниципальных образований какими-либо отдельными полномочиями. Во-вторых, сама проблема туристской деятельности гораздо шире (она находится, если говорить откровенно, в сфере бизнеса на рыночных условиях), нежели целевые установки или обязанности органов местного самоуправления. В-третьих, с точки зрения сохранения памятников культуры органы местного самоуправления наделены полномочиями, с точки зрения развития физкультуры и спорта и туристско-спортивного туризма - то же самое. Но когда мы говорим: давайте наделим вот этими полномочиями, а денег не дадим, как говорится, не требуйте, мол, от федерального бюджета... Хотя, если мы вносим положение в статьи соответствующие - 14, 15, 16-ю 131-го закона, - мы должны первым делом внести соответствующую собственность под эти полномочия в статью 50. Наши инициаторы считают, что этого делать не надо. А что должны делать в этом плане муниципальные образования? Создавать нечто. А нечто - это что? Собственность. Так или иначе создавать. Но ведь потребуются расходы на содержание, эксплуатацию этой собственности и так далее. Раз это не предполагается и средств на это не выделяется, то каким образом должны поступать муниципальные образования? И с другой стороны, у нас сегодня действует в 131-м законе положение, что, когда есть такая необходимость, муниципальное образование может включаться в программы развития территорий, в том числе своей территории, включаться в иные программы, но за счёт средств собственного бюджета. Я думаю, что все эти основания (ну, правительство тоже высказалось против данной инициативы), которые я привёл, не дают возможности поддержать эту законодательную инициативу. Комитет высказался против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть. Вопросы у Кибирева и Малышкина. Кибирев Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо, Любовь Константиновна, у меня вопрос к основному докладчику. Уважаемый Валерий Вячеславович, доклад от имени комитета уже свидетельствует о том, что, видимо, большинство не поддержит ваш законопроект, хотя мы, скажем, об этом сожалеем. Так вот, сейчас в Государственной Думе готовится и, по-видимому, 15 декабря будет во втором чтении рассматриваться обширный законопроект о поправках в действующий закон о туризме. Вот вы с ним знакомы или нет? Он поможет вам решить проблемы, если сегодня ваш законопроект не пройдёт? ЛИПАТОВ В. В. Думаю, что вряд ли новый закон, который готовится... Я не могу это сейчас однозначно утверждать, поскольку не знаю, какие поправки вы примете в этот закон, но, думаю, вряд ли он позволит решить эти вопросы. Сегодня что у нас получается? Что туризм максимально как бы всё-таки привязан к земле, но мы даже не о поселении говорим, мы говорим о районе и городском округе. Раньше эта структура - комитеты по туризму, - вы помните, существовала как раз в районе. Сегодня, раз это не входит в полномочия района, раз мы не обязываем главу района это содержать, он этого делать не будет, потому что средств и так хватает только концы с концами свести. Сегодня субъекты, мы это видим по ответам, готовы свой бюджет перераспределить, передать средства на эти полномочия району, лишь бы эта работа велась на земле, на местах. Поэтому мне не совсем понятно, почему инициатива не поддержана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Малышкин Олег Александрович. МАЛЫШКИН О. А. Виктор Егорович, у меня вот к вам вопрос. Вы правильно сказали, в 131-м законе написано, что органы местного самоуправления муниципальных районов вправе решать иные вопросы при наличии собственных средств. Ну, может, у них есть собственные средства, вот давайте спросим. Если есть, то ради бога, давайте поддержим, но если нет, то тут уж, естественно, надо посмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Егорович, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ В. Е. Я хочу, опираясь на практику, сказать. Я встречался с главами муниципальных образований Московской области. С такой ухмылкой, с таким скепсисом они говорят, что нынешний губернатор навязывает практически всем муниципальным образованиям идею начать зарабатывать при помощи туризма. Но туристическая деятельность предполагает рекламу, организацию туров, организацию продажи путёвок. Представьте себе, что конкретной деревне мы дали вот эти полномочия, и с них будут требовать: ну вы давайте вот здесь чего-то... Участие - это да. Участие, если мы хотим историко-культурную сторону какую-то показать, но это, пользуясь совершенно другими полномочиями, можно сделать, отметить свою территорию - и пожалуйста, она войдет в туристский комплекс. Хочет Московская область это сделать - ну сделайте программу, вложите средства, определите, где что нужно поднять, подчистить, отреставрировать, муниципалы с удовольствием это сделают, если у них есть на это деньги. Но не надо эту московскую историю навязывать всем двадцати пяти тысячам муниципальных образований по всей России. На Байкале вот мы были, там тоже пытаются внедрять туризм вот этот самый. В поселениях-то там есть что показать, но это же огромная работа, огромные финансы, и если туда не придёт серьёзный капитал, ничего поселение не сделает. Ну подметут улицу, ну что-то там ещё, ну омуля наловят, а дальше что? Ведь чтобы привезти туда туристов, надо все транспортные и прочие проблемы решить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Нет. Представители правительства и президента тоже не желают. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Протокольные поручения перейдут на следующее пленарное заседание. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 02 мин. 53 сек.) Проголосовало за 66 чел.14,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 66 чел. Не голосовало 384 чел.85,3% Результат: не принято Не принимается.